шпора (шпаргалка) по религиоведению мгэи

1. Религиоведение как относительно самостоятельная область знания, его предмет и структура.

2. Методология и методы религиоведческих исследований.

3. Основные концепции происхождения и сущности религии.

4. Особенности религиозного мировоззрения. Мифология и религия.

5. Предпосылки религии.

6. Сущностные характеристики религии.

7. Понятие религии.

8. Типология религии.

9. Первобытные (родоплеменные) религии и их особенности.

10. Религиозное сознание и его характеристика.

11. Особенности религиозной деятельности.

12. Религиозные отношения и их содержание.

13. Типы религиозных объединений и их характеристика.

14. Функции религии и их характеристика.

15. Социальная роль религии.

16. История возникновения и распространение буддизма.

17. Вероучение буддизма.

18. Культ буддизма: молитвы, обряды, праздники.

19. Основные направления и школы буддизма.

20. Исторические условия и причины возникновения христианства.

21. География христианской религии.

22. Личность Иисуса Христа: историческая и мифологическая концепции.

23. Библия – священная книга христиан, ее происхождение и состав.

24. Отношение к Библии различных христианских течений.

25. «Святое предание», его состав и значение.

26. Основы вероучения и культа христианства. Вселенские соборы.

27. «Таинства» христианства и их характеристика.

28. Православие как направление христианства.

29. История православия в России и его основные течения.

30. Католицизм как направление христианства.

31. Католицизм и православие: история отношений и современное состояние.

32. Протестантизм как направление христианства.

33. Протестантизм в России.

34. Исторические условия возникновения ислама.

35. Личность Мухаммеда как основателя ислама.

36. Священные книги мусульман – Коран и Сунна, их характеристика.

37. Культ ислама: молитвы, обряды, праздники.

38. Ислам в России.

39. Основные направления и школы ислама

40. Национальные религии и их особенности.

41. История возникновения и распространения иудаизма.

13 стр., 6500 слов

Основные особенности философии в Древней Греции.

Предмет философия и его задачи Философия (др.-греч. φιλοσοφία — любовь к мудрости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория[1], одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов ...

42. Вероучения и культ иудаизма.

43. Основные направления иудаизма.

44. Индуизм как национальная религия.

45. Вероучения и культ индуизма.

46. Причины возникновения и особенности «нетрадиционных» религий.

47. Характеристика «нетрадиционных» культов («Общество Сознания Кришны», «Церковь Унификации», «Церковь Сатаны», «Церковь сайентологии», Новая магия и др.).

48. Свободомыслие как явление духовной жизни общества.

49. Исторические формы проявления свободомыслия и их характеристика.

50. Свободомыслие, свобода совести и права человека, их отражение в международных правовых документах.

51. Законодательные акты РФ о вероисповедании, свободе совести и правах человека.

4 Особенности религиозного мировоззрения. Мифология и религия.

Мифология и религия как исторические типы мировоззрения.Мифология(“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.

Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия-это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм).

Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган

5 Предпосылки религии.

Но если внимательно прочесть объяснение происхождения (и существования) религий, например, христианскими исследователями, то обнаружится, что это объяснение тоже содержит указания на основы и предпосылки появления религии в роде человеческом. В пособии для учителя «Религии мира», рекомендованном Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, подраздел «Что такое религия» написан доктором богословия, профессором А.И. Осиповым. Автор пишет: «О том, как возникла религия в сознании человека… религиозная точка зрения исходит из презумпции бытия Бога. Существо ее кратко можно выразить следующим образом: религия потому возникла и существует, что есть Бог действующий и человек, способный при определенных условиях воспринимать Бога. Самой идеи Бога не могло бы быть в человеческом сознании, если бы не было Бога и если бы человек не был существом богоподобным по своей природе»*.

Источником вероучения христиане считают Откровение Бога, записанное в Священных книгах (принцип ревеляционизма), а Библия в качестве перворелигии называет монотеизм. Естественно, возникает вопрос о причинах многообразия религий при единстве Бога. Эти причины видятся в различном восприятии, понимании и объяснении реальностей и явлений как внешнего, так и умопостигаемого мира, мира чувств разными людьми. Перворелигия возникает в виде монотеизма, но затем происходит глубокая деградация религиозного сознания, происходит инволюция (лат. involutio – изгиб, завиток; обратное, развитие, вырождение) религии. Главной причиной разрушения монотеизма и появления различных примитивных и уродливых религиозных верований является нравственная деградация людей.

12 стр., 5708 слов

30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

«Молодежь»- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не ...

Можно утверждать, что раскрытие основ и предпосылок религии не есть редукция, сведение религии к каким-то отношениям. По сути, вопрос о ее основах и предпосылках – это вопрос о необходимости ее возникновения, функционирования и развития как аспекта сущности и существования человека, человечества, общества, о ее онтологичноспш. Основы и предпосылки находятся не вне мира, общества, человека, а внутри них, религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, групп и индивидов.

Основы и предпосылки различают по разным основаниям: 1) выделяют виды связей– причинные, исторические, структурные и др.; 2) отличают факторы, действующие на стороне отношений вне психологии, сознания, познания, от тех, которые обнаруживаются в психике, сознании и познании людей; 3) разграничивают также космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки. Космические, атмосферные, геотектонические, социумные, антропные, часть социокультурных, антропологических факторов находятся на стороне отношений вне психологии, вне сознания и познания. Часть антропологических, психологические и гносеологические проявляются в контексте психологических процессов, в деятельности сознания и познания.

Многообразные виды связей представлены во всем комплексе основ и предпосылок. Причинные отношения детерминируют возникновение и существование религии, различных религиозных явлений в качестве следствий. Существенны и исторические связи: религия не только следствие причин, действовавших в прошлом и производящих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития. Эти связи оказывают существенное влияние на состояние религии в каждый данный момент, в котором (состоянии) сосуществуют одновременно элементы, исторически выступающие как фазы ее последовательного развития. В числе факторов имеются и структурные связи – строения, внутренней организации общества, его подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, постоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов ряд функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству. Можно говорить и о наличии связей обусловливания, которые составляют среду, обстановку ее возникновения, существования, функционирования, связей вероятности, случайности и необходимости, возможности и действительности и т.д.

12 стр., 5715 слов

Философское учение об обществе

... быть такие, как «ангел», «Бог». Религия в обществе выполняет несколько функций: регулятивную, мировоззренческую, ... техники: производственная техника, техника транспорта и связи, науки, военная техника, техника образования, ... предпосылки политического, управленческого влияния того или иного класса, социального движения, партии в деле достижения своих интересов. 3. Наука -- сфера духовной жизни общества ...

6 Сущностные характеристики религии.

Исторически существовали и существуют конкретные религии, «религии вообще» не было и нет. Но для объяснения различных религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция через указание рода и видового отличия неплодотворна. Выберем путь, на котором достигается единство, обеспечивается синтез характеристик ее сущности в разных аспектах. В самой общей форме можно сказать: религия есть сфера духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. В качестве таковой она представляет собой: 1) проявление сущности общества; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественную подсистему; 6) феномен культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене культуры см. гл. IV).

В религии обнаруживается сущность определенного типа общественных систем, она выражает внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюдения уровни общественной реальности, следовательно, в религии есть нечто адекватное сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внутренние связи общества все же могут представать в ней в превращенном виде, а значит, маскируются. Превращенность не есть результат чьего-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обнаружения движения общества. Стало быть, религия многое «рассказывает» «о нем, важно только правильно расшифровать закодированную в ней информацию. Для этого недостаточно свести религиозный мир к каким-то действительным отношениям — ведь полная редукция недостижима. Важно из данных отношений реальной жизни вывести соответствующие им религиозные формы.

3 стр., 1363 слов

Вопрос номер 1. Этимология слов «Религия» и «Психология»

Вопрос номер 1. Этимология слов «Религия» и «Психология». С точки зрения древнего мыслителя Цицерона слово «религия» означает благоговение, почтительное отношение. Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность ...

………….