Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой

Введение. 2

ГЛАВА 1. 6

Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста. 6

1.1 Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов. 6

1.1.1 Природные объекты — источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста. 13

1.2 Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой. 17

ГЛАВА 2 35

Формирование наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой. 35

2.1 Диагностика уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни. 35

2.2 Методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой. 58

Выводы 63

Библиография 65

Приложения

Введение.

Задачей воспитания всесторонне-гармонически развитой личности была и остается одной из главных задач дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания.

Большое значение развитию наблюдательности придавали известные педагоги прошлого: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова и др. /15, 37, 1/.

В советское время о развитии наблюдательности говорили: Н.К. Крупская, Э.И. Залкинд, П.Г. Саморукова, В.А. Сухомлинский и др. /32, 5/.

Психологи В.Г. Ананьев, Л.В. Занков и другие вскрыли особенности развития наблюдательности в различных аспектах. Так В.Г. Ананьев рассматривал наблюдательность как совокупность личных качеств и способностей человека./5/.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

В педагогическом словаре наблюдательность рассматривается «как способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений. Уровень наблюдательности определяется глубиной анализа непосредственно воспринимаемых объектов, дифференцированностью различения в них частей и признаков, правильностью оценки связей и отношений в наблюдаемой действительности. /28/.

Изучение развития наблюдательности у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей.

Всякое познание начинается с живого созерцания, то есть с непосредственных ощущений и восприятий. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создает основу и является силой умственного развития ребенка.

Интерес к природе со стороны взрослых играет огромную роль в воспитании ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, дает начало умозаключениям. Мы в своей работе по развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста, изучаем такой аспект — как природа. Природные объекты с самого раннего детства окружают ребенка. О значении природы в воспитании ребенка много писали классики педагогики. Особую роль отводил ей К.Д. Ушинский: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, — писал он — самое тщательное воспитание без этого агента будет отзываться сухостью, односторонностью». /37/.

Проблема состоит в том, что воспитателю необходимо не только знания, но очень важно не потерять живой интерес ребенка к окружающему миру. Развиваясь и совершенствуясь под влиянием воспитательно-образовательной работы — восприятие детьми природы становится все более целенаправленным актом, превращается в сознательное наблюдение, и дети приобретают все более правильные и точные знания о природе. Поэтому необходимо внимательное руководство со стороны взрослого, чтобы дать должное направление детской любознательности и одновременно в ней воспитывать наблюдательность, развивать мышление и внимание, расширять кругозор ребенка.

7 стр., 3058 слов

Дидактические игры как средство формирования количественных представлений у детей пятого года жизни

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей пятого года жизни 7 1.1. Физиологические и психологические механизмы дидактических игр в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста 7 1.2 Анализ содержания и методах формирования количественных представлений у детей пятого года. 19 1.3 Характеристика ...

Несмотря на значительную проработанность данного вопроса в теории дошкольной педагогики, практические работники испытывают затруднения в реализации этого направления педагогической деятельности.

Это и определило тему нашего исследования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — выявить наиболее эффективные способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс развития наблюдательности у детей пятого года жизни.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — методы и приемы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с природой.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами поставлены:

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

2. Выявить и охарактеризовать методы приемы по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни.

3. Дать методические рекомендации и развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработка методики развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой для ДОУ работающих по программе «2100».

МЕТОДЫ:

— анализ научно-методической литературы;

— анкетирование педагогов;

— диагностические процедуры.

Структура работы состоит из:

— введения

— главы 1

— главы 2

— выводов

— библиографии

— приложений.

ГЛАВА 1.

Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

25 стр., 12025 слов

Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ П. Я Гальперин Изучение процесса формирования умственных действий, а затем и на их основе и других психических явлений началось относительно недавно. Развитие советской психологии исподволь вело разными путями. Главным из этих путей была разработка теоретических вопро­сов психологии. Это вообще была главная линия развития советской ...

1.1 Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

Развития наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания. «Чтобы образовать обширный и сильный ум должно много наблюдать и думать» — говорил К.Д. Ушинский. /10, стр. 15/

В педагогическом словаре наблюдательность рассматривается «как способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений. Уровень наблюдательности определяется глубиной анализа непосредственно воспринимаемых объектов, дифференцированностью различения в них частей и признаков, правильностью оценки связей и отношений в наблюдаемой действительности. /28, стр. 100/

Большая советская энциклопедия дает определение, что «наблюдательность — это способность подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. /2/.

А психологи А. В, Петровский и М.Г. Ярошевский отмечали, что наблюдательность — это одна из черт характера, сущность которой состоит в определенном, устойчивом, свойственном человеку познавательном отношении к действительности, преимущественной направленностью внимания на некоторую ее область. /16/.

Изучение наблюдательности у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей.

Ребенок получает знания через природу и в природе формируется материал для осознания, определения сходства и различия, дает начало понятиям и умозаключениям.

Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка.

Так вопрос развития наблюдательности у детей нашел свое отражение в дидактике великого чешского педагога Я.А. Коменского. В том, что Я.А. Коменский подводит под научные названия /физика, химия, география, астрономия и др./ элементарные знания об окружающей природе даваемые детям в «материнской школе», заложен глубокий смысл серьезного отношения к первоначальному обучению ребенка. /15, стр. 303/

5 стр., 2071 слов

Память и её развитие в учебной деятельности

3 Лекция по педагогической психологии (Ставропольский государственный университет, факультет психологии) Тема: «Память и её развитие в учебной деятельности» План 1. Общая характеристика процессов памяти 2. Виды памяти. 3. Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности. Литература 1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980. 2. ...

Беспредельную любознательность и пытливость маленького ребенка, его естественную склонность к наблюдению отмечал известный педагог, психолог, философ прошлого Д. Локк. «Способность замечать малейшее различие между вещами свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, которые помогают разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию», — писал он. /19, стр. 264/. Восприняв все лучшее от предшественников, Ж.Ж. Руссо выдвинул новое прогрессивное требование — учить детей овладевать не самими знаниями, а способом их приобретения. Окружающую природу читал лучшим средством, материалом, на котором успешно развивается пытливость и наблюдательность ребенка. /4, стр. 7/.

Значительный вклад в решение данной проблемы внес И.Г. Песталоцци, который создал своеобразную «азбуку наблюдений». Он писал: «…созерцание /чувственное восприятие/ человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно /созерцание/ является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией от этого чувственного восприятия, … Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и чтобы точные знания предшествовали суждению… Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы … проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят снова и снова уходят, не навязываясь ему… /29, стр. 139, 159, 163/.

Проблема наблюдательности у детей занимает видное место в трудах педагога дореволюционной школы К.Д. Ушинского.

По мнению ученого, предметы природы «начинают занимать детский ум прежде всего» /37, стр. 225/.

Вслед за Я.А. Коменским, он обосновал необходимость формирования знаний не на словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. К.Д. Ушинский в своих трудах выделял что «при беседах с ребенком нужно иметь в виду две цели. Первая цель, формальная, состоит в развитии умственных способностей ребенка, его наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка. Вторая цель, реальная, для достижения этой цели, прежде всего, необходим разумный выбор предметов для наблюдений…» /38, стр. 73/.

5 стр., 2111 слов

Организация наблюдения в природе со старшими дошкольниками

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 8 1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования 8 1.2 Психологические аспекты проблемы организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 21 1.3 Педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками ...

Первый в России капитальный труд по дошкольной педагогике «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» был подготовлен и напечатан Е.И. Водовозовой в 1871 году.

Умственное воспитание, по ее мнению, включает развитие наблюдательности, любознательности, расширение кругозора ребенка через ознакомление с окружающим миром. Большое значение для методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста имеет разработанная Е.И. Водовозовой программа наблюдений явлений природы. Для нас имеют интерес некоторые положения этой программы. Ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательнее всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать дошкольника постепенно открывать их. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность. /1, стр. 28/.

М.А. Манасеина писала, что «…при воспитании детей от года до восьми лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты» /20, стр. 409/.

Значительный вклад в изучение проблемы умственного воспитания детей внесла Н.К. Крупская. В докладах и выступлениях, в статьях она неоднократно подчеркивала: надо постоянно расширять круг знаний дошкольников в области познания природы и общества, ибо эти знания служат хорошей основой для организации мышления детей. /1, стр. 27/.

В своей статье «Сельский детский сад» Н.К. Крупская писала, что нужно «…развивать наблюдательность, умение смотреть и проверять свои наблюдения наблюдениями других, точно их фиксировать, научить ребят искать причины явлений. /17, стр. 88/.

8 стр., 3941 слов

Основы гендерного воспитания дошкольников

... просвещению. .2Особенности гендерного воспитания дошкольников Дошкольный возраст - особый период в жизни ребёнка. Именно в этот период закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка ... условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из данных противоречий, я сформулировала гипотезу исследования: гендерное воспитание дошкольников будет продуктивнее, ...

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. Он писал: «…деятельность, которая в наибольшей мере способствует развитию способностей, включает наблюдение, исследование, открытие самых разнообразных черт, особенностей, вещей, явлений — такие наблюдения и исследования, в ходе которых ребенок является активно заинтересованным лицом: он познает мир для обогащения своей деятельности. Активные наблюдения порождают любознательность и наблюдательность». /32, стр. 85/.

Существенный вклад в решение проблемы развития наблюдательности у детей внесли работы советских педагогов А.П. Усовой, Н.П. Сокулиной и психологов А.А. Венгер, А.В. Запорожца и др. Они считали, что наблюдательность, как способность личности, имеет ярко выраженную сенсорную основу, основанное внимание следует обращать не на формальные упражнения органов чувств, а на формирование восприятия в процессе осмысленной содержательной деятельности.

Наблюдательность не может быть развита посредством упражнений в чистом созерцании. Представления дошкольников всегда результат активной познавательной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Именно в деятельности формируются обобщенные знания и умения, обеспечивающие ребенку широкую ориентацию в воспринимаемом мире.

Данная проблема нашла свое отражение в исследованиях Э.И. Залкинд, С.А. Веретенниковой, П.Г. Саморуковой, В.А. Логиновой и других авторов. Их исследования позволяют выявить основные линии развития наблюдения и наблюдательности у детей.

Наблюдение зарождается у младших дошкольников в контексте продуктивной деятельности, постепенно становясь познавательной деятельностью. По мере развития наблюдения происходит совершенствование основных компонентов этого вида познавательной деятельности: умение принять и поставить познавательную задачу, правильно отобрать и планомерно использовать способы ее решения, адекватно выразить результат. Другой линией развития наблюдательности и наблюдения является изменение соотношения включенных в него сенсорных и интеллектуальных процессов. Основываясь на работах В.Г. Ананьева, мы рассматриваем наблюдательность как совокупность личных качеств и способностей человека, которые с одной стороны предполагают умение видеть предметы и явления во всем богатстве их характерных признаков, с другой стороны выделять существенные признаки и связи, правильно распознавать типичные черты в явлениях, быстро ориентироваться в ситуации. /5, стр. 3−4/.

Развитие наблюдательности является важной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, тем более, что детям среднего возраста еще недоступно успешное восприятие общественных систем, знаний излагаемых в словесной форме. Это важное качество не дается человеку от рождения, оно приобретается и совершенствуется в практической деятельности, в течение всей его жизни.

Таким образом, в своей работе мы, прежде всего, уделяли внимание организации наблюдений за объектами живой природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с двигательной воспроизводящей деятельностью. Все это способствует развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.1.1 Природные объекты — источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

Дети с раннего возраста проявляют пытливость и любознательность, это помогает им ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у них вызывает природа. Природа в ее неисчерпаемом многообразии, вечном движении дает богатую пищу для развития наблюдательности ребенка. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Отсутствие этих знаний, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Очень часто это служит причиной недоброжелательности детей по отношению к растениям и животным.

Родная природа представляет собой широкий простор для обогащения знаний и опыта детей. Сознание детей обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся в процессе различной деятельности в природе (игровой, трудовой, учебной), и развивается благодаря непосредственному общению с ней.

Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что предметы природы «начинают занимать детский ум прежде всего» /37, стр. 225/.

«Предметы и явления природы» — говорил К.Д. Ушинский, «дают материал нашему сознанию для чувства сходства и различия» … «дают начало нашим понятиям, суждениям и умозаключениям». «Логика природы есть самая доступная для детей логика, наглядная и неопровержимая». /39, стр. 164/.

Бесспорно, природа окажет положительной влияние на развитие ребенка, только тогда, когда он научится ее наблюдать. Как показывает практика работы в дошкольных учреждениях, ребенок не умеет еще самостоятельно и целе…

Библиография

Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1988. — № 4. С. 27−31.

Большая Светская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974.

Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы: Пособие для родителей. — /Мн.: «Полымя», 1985, — 112 с.: ил.

Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Мн., «Нар. асвета», 1972. — 128 с.

Ветрова Н.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат. Рига, 1974.

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для восп. дет. сада. — М.: Просвещение, 1978. — 103 с.: ил.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.: ил.

Горькова Л.Г., Корчегина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников /средняя, старшая, подготовительная группы/. — М.: ВАКО, 2005. — 240 с. — /Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем/.

Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — М.: АРКТИ, 2001. — 128 с.

Залкинд Э.И. Природа в детском саду. Учпедгиз, 1974. — 236 с.

Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.: ил.

Как знакомить дошкольников с природой /Под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1982. 208 с.: ил.

Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. — М.: Просвещение, 1983.

Кокуева Л.В. Воспитание экологической культуры у ребенка-дошкольника. Серия «Я и моя Родина». /Методическое пособие. Ярославль 2000. — 200 с.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: 1955.

Краткий психологический словарь /сост. Л.А. Карпенко; под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.

Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей, — Изд. 2-е доп. — М.: Просвещение, 1973. — 288 с.: ил.

Крупская Н.К. Дети наше будущее. — М.: Просвещение, 1975.

Локк Д. Педагогические сочинения. М.: 1939.

Манасеина М.А. О воспитании ума /до 8 лет/. Антология педагогической мысли России второй половины 19 — начала 20 веков /сост. П.А. Лебедев. — М.: 1990.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1989. 144 с.: ил.

методика ознакомления с природой в детском саду /Под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1992.

Никитина Э. Природа как средство воспитания. //Дошкольное воспитание, 1983. — № 7. с. 29.

Николаева С.Н. Наблюдаем — познаем // Дошкольное воспитание, 1991. — № 1. с. 4.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 1999.

Николавева С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984.

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. — М.: Просвещение, 1987.

педагогический словарь / Изд. Академии пед. наук. — М.: 1960.

Песталоцци И.Г. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. — М.:1974.

Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под. ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. — 2-е изд. дораб. -М.: Просвещение, 1988. — 192 с.: ил.

Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. — 56 с.: ил.

Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека:/этика коммунистического воспитания/. Педагогическое наследие/ сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1990. — 288 с.

Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 — 7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. — 2001.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие и воображение. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. — 2002. — 240 с.: ил.

Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А.В. Запорожца. — 2-е издание, исправленное. — М.: Просвещение, 1981.

Ушинский К.Д. Избранные произведения: Т. 2. — Учпедгиз, 1939.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений. — М.: Т. 2. — 1948−1952.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М.: 1968.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: 1986.

Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. — Р.-на-Д., Феникс, 2003.

Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.