СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

(после него выполняется, и задание сдается преподавателю перед

семинарским № 2 самостоятельное изучение № 1)

Тема: «Смена представлений о предмете и методе психологии в рамках основных психологических направлений в истории психологии»

  1. Психология в системе научного знания. Предмет и задачи психологии как науки.
  2. Структура психических явлений, изучаемых психологией.
  3. Развитие взглядов на природу и сущность психики:

— в период Античности, Средние Века и Новое Время.

— категория сознания в интроспективной психологии В. Вундта.

— поведение как предмет психологии в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк).

— представление о бессознательном в психоанализе (З. Фрейд).

— категория образа в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёллер).

— французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль).

Практические задания.

  1. Распечатайте файл «Словарь к семинарскому занятию № 1» (см. электронные носители) и схемы схему структуры психических явлений, изучаемых психологией. Выделите маркером в каждом определении ключевые слова. Вклейте листы в тетрадь.

2. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения рекомендованной литературы (см. электронные носители) составьте сравнительную таблицу «Общая характеристика основных психологических направлений в истории зарубежной психологии»:

— Развитие взглядов на природу и сущность психики в период Античности, Средние Века и Новое Время № 1, с. 22-35;

— Интроспективная психология В.Вундта № 1, с. 36-50; № 2;

— Бихевиоризм № 1, с. 51-56; № 2;

— Гештальтпсихология № 2;

— Психоанализ № 1, с. 86-113; № 2;

— Французская социологическая школа № 3.

Психологическое направление

Понимание предмета психологии

Разрабатываемый метод исследования

Основные понятия и категории

Недостатки

Литература (электр.):

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (Лекция 3) / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРа, 1996. – С. 36–50, 51–56.
  2. Словарь практического психолога ; сост. С.Ю. Головин. – Мн., 1997. – 516 с.
  3. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней: Учебник / А.Н. Ждан. – М. : Изд-ва МГУ, 1990. – С. 292–295
  4. Соколова, Е.Е. Место психологии в системе наук / Е.Е. Соколова // Общая психология: В 7 т. ; под ред. Б. С. Братуся. Том 1. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – С. 29–46.
  5. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – С. 24-39.
  6. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Предмет психологии / Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с.
  7. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб : Питер, 2000. – С. 12–26.
  8. Братусь Б.С. Психология – наука о психике или учение о душе? / Б.С. Братусь // Человек. – 2000. – № 4. – С. 30–41 (конспект).

Ответьте на следующие вопросы статьи Братуся Б.С.:

  1. Как отнестись к тому, что наука психология «потеряла душу»?
  2. Что именно с душой «потеряла» психология?
  3. Каковы последствия потери психологией духа или смысла, связей?
  4. Что и почему нельзя «отменить» или игнорировать в человеке?
  5. Возможно ли, как-то соединить два значения, две, по сути, разные психологии – и как «слово о душе» и как «науку о психике»? Есть ли пути обретения ею души?