Наука и техника эпохи Возрождения. Ренессансные корни современной науки

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

Кафедра Физики

Контрольная работа по дисциплине

НАУКАИ И ТЕХНИКА В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Выполнил Саибов С.Ш

Тема: 5 — Наука и техника эпохи Возрождения. Ренессансные корни современной науки

студент заочного отделения первого курса

специальность 031600.62-Реклама

Санкт-Петербург

2014

Содержание

Введение

1. Наука и техника эпохи Возрождения

2. Корни современной науки

Заключение

Список использованной литературы

возрождение наука поиск искусство Введение Как бы то не было, но, отчасти, парадоксальным можно считать тот факт что всего два столетия, впоследствии нареченные Ренессансом, открыли миру столько новых имен в сферах науки, техники, искусств и т.д., что многим больше чем тысячелетие до него. Возрождение, или Ренессанс (Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, которая приняла историческую эстафету у культурного наследия Средних веков с XIV и закончилась в XVI веке, перейдя в культуру нового времени. Ренессанс отличается возрождением интереса к античной культуре (отсюда и второе имя эпохи), человеку и его деятельности. Первыми сам термин Возрождение начали применять именно итальянцы, к примеру, Джорджо Вазари, а уже современное его значение ввел в обиход французский историк XIX века Жюль Мишле. Сейчас же термин Возрождение используется как метафора для определения культурного расцвета, например Каролингское Возрождение ІХ века. 1. Наука и техника эпохи Возрождения К XIV-XVI векам мы относим эпоху европейского Возрождения. «Возрождение» (от франц. «renaissance» — возрождение, Ренессанс) считают периодом возврата к ценностям античного мира. В это время возрождается большой интерес к античной философии, религиозным и оккультным учениям, литературе и изобразительному искусству.

Мыслители эпохи Возрождения или, как они себя величали, гуманисты верили, что они создают новую эпоху, с новым жизненным строем и возрожденными ценностями античного мира. Гуманисты выдвигали идеал нового человека, создателя собственной судьбы и жизни. Пико дела Мирандола (1463-1494) говорил, что человек является единственным во вселенной существом, у которого есть способность формировать самого себя как личность, базируясь на знаниях таких дисциплин, как этика и наука о природе.^ Философия Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — М.: Юристъ, 1998 C — 140 В эпоху Возрождения довольно стремительно развивается литература и изобразительное искусство (живопись, скульптура).

9 стр., 4299 слов

Тема 5. Психологическая мысль периода возрождения (конец XV — ...

... наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. Время упадка идеологами Возрождения стало именоваться "Средними веками". В XIX в. применительно к эпохе Возрождения ... природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента; серьезными достижениями в математических науках, естествознании, технике; крупными открытиями в области астрономии (от Коперника до Галилея Галилео). ...

Искусство переплетается со всеми сферами жизни общества. Оно сильно повлияло и на развитие науки. В это время наука приобретает активный и творческий характер. Главным предназначением человека считали творчество. Так, Леон Батиста Альберти (1404-1472), который был писателем, архитектором, теоретиком искусства считал, что на протяжении всей своей жизни человек обязан раскрывать заложенные в нем способности. Это является основной его целью. При этом творчество рассматривалось в очень широком аспекте — от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Все грани деятельности человека слились в творчестве Леонардо да Винчи. Его интересы были далеко не однозначны. Он увлекался не только архитектурой, скульптурой и живописью. Он также увлекался изобретением необычайных машины, всяческими конструкциями, выдумывал интересное оружие и музыкальные инструменты, проектировал мосты, каналы. Во имя практики ним были соединены наука, техника и, конечно же, искуcство. Леонардо первым ввел в науку эксперимент, при этом утверждал, что опыт не обманывает. Эпоха Возрождения принесла перемены во все сферы деятельности человека — изменилась философская мысль, получили новый виток литература и художественное искусство, наука и религия освободились от оков средневековья, перетерпели сдвиги и социально-политические представления, что, в конечном итоге, подготовило научную революцию XVII века.

Как бы это не звучало, но скорее обостренное чувство гармонии подтолкнуло Н. Коперника на изменение системы мира Птолемея, которое вылилось в крупнейшее научное открытие — гелиоцентрическую модель мира. Она была изложена автором в труде «О вращения небесных сфер» в 1616 году, незадолго до смерти Н. Коперника, однако попала в «Список запрещенных книг», созданный католической церковью. Запрет сняли лишь спустя более 200 лет. ^ Дубнищева Т. Я. Концепция современного естествознания — Новосибирск, 2003.C — 85 Эпоха Возрождения славится исследованиями в сфере оптики, электричества, математике и механике. Например, Н. Тартальи в труде «Проблемы и различные изобретения» утверждал что траектория снаряда всегда криволинейна, а его ученик Дж. Бенедетти сформулировал «гидростатический парадокс» — сила тяжести жидкости, что налита в сосуд, отличается от силы, с которой эта жидкость действует на дно сосуда. Отличающимся математиком и механиком своего времени являлся голландец Симон Стевин (1548-1620).

Он определил в некоторой степени условия равновесия на наклонной плоскости и доказал закон Архимеда. Научные исследования в области оптики проводил Франческо Мавролика (1494-1575).

10 стр., 4563 слов

Изучение клинико-психологических особенностей горюющих, перенесших ...

... 6. разработать и представить проект программы личностно-ориентированной психологической помощи людям, перенесшим внезапную утрату близкого человека. Гипотеза исследования: Гипотеза - 1: фактор внезапности утраты влияет ... кризиса (Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И.), подходы к оказанию психологической помощи человеку в кризисной ситуации (Черепанова Е.М.; Моховиков А.Н.; Колодзин Б. и др.). ...

В своих научных трактатах он пытался уточнить представления об оптике глаза. Им были представлены объяснения причин близорукости и дальнозоркости на основании доказанного утверждения, что хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Мавролик также впервые указал на семь цветов радуги и показал, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге. Потрясающие опыты по магнетизму проводил Джован Батист Порта (1543-1615) и они были описаны в его книге «Магнетизм». Основоположником науки «об электричестве и магнетизме» был ученый и врач по профессии Вильям Гильберт (1544-1603).

Ним были проведены множество экспериментов по электричеству, однако сформулировать теорию электромагнитного поля он не смог. Гуманизм Возрождения содействовал утверждению в Европе веротерпимости, уважения к личности, принципов открытости и свободы научного поиска. Это, безусловно, имело свой след в области гуманитарных наук. В это время в работах Н. Макиавелли (1469-1672) взяло свое начало политологические науки. Будучи блестящим представителем идеологов буржуазного государства эпохи первоначального капитала, Н. Макиавелли говорил об интересе как о движущей силе истории. Самым главным интересом человека является приобретение или сохранение частной собственности. Возникли утопические концепции Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1668-1639).

Период первоначального накопления капитала и бурное развитие товарно-денежных отношений как следствие великих географических отношений, захвата и ограбления колоний привели к возникновению первой в истории экономической мысли школы меркантилизма. Представители этой школы рассматривали деньги как абсолютную форму богатства и давали практические рекомендации по его увеличению.^ Традиции и революции в развитии науки. — М., 1991. C- 148 Т. Манн, английский купец, (1571-1641) разработал теорию протекционизма (политика защиты национального рынка).

В этот период изобрели телескоп, микроскоп, ртутный барометр, усовершенствован часовой механизм. Иоганн Гуттенберг создал печатный станок, что сравнивается с изобретением в древности колеса или письменности. Первые конструкции телескопов были изобретены Галилеем, Кеплером, Ньютоном. Так, телескоп Галилея состоит из одной выпуклой и одной вогнутой линз, которые позволяют получить прямое изображение удаленного предмета. Первые сложные микроскопы были изготовлены уже в конце XVI в. Славу же микроскопу принесли работы голландского ученого Антонии Ван Левенгука, открывшего и изучавшего с его помощью мир микроорганизмов. Определенные его приборы дали возможность получить увеличение в 300 раз. Изобретение ртутного барометра связано с возникновением теории атмосферного давления, которую опытным путем подтвердил французский естествоиспытатель Блез Паскаль. Появилась новая единица измерения — миллиметр ртутного столба и в 1644 г. Э. Торричелли был изобретен прибор, с помощью которого можно измерить атмосферное давление — ртутный барометр. Всевозможные новации наблюдались и в городском строительстве. Новые архитектурные идеи опирались на античные образцы, переосмысленные и улучшенные современными архитекторами. Эти идеи воплощались в камне с помощью более совершенных строительных технологий. В Париже был возведен знаменитый собор Парижской Богоматери, начато строительство Лувра и новой ратуши.^ Кедров Б. М.Предмет и взаимосвязь естественных наук. — М., 1997. C -164 В развитии военной техники можно отметить появление в первой половине XVI в. мушкетов (ружья с курком, снабжённым тлеющим фитилём), изобретение пистолета. При этом (как уже отмечалось выше), повышенный спрос на новые виды оружия привёл к быстрому развитию металлургии, а значит — к увеличению добычи железной, медной и оловянной руд. Интенсивнее стала развиваться металлургия и горнодобывающая промышленность. Создавались и усовершенствовались машины, применявшие в горнорудном деле. Таким образом, в XIV—XVI столетиях в науке и технике большинства стран Европы произошли важные изменения, подготовившие переход от Средневековья к Новому времени. Прежде всего, стал возрождаться интерес европейцев к полузабытому наследию разрушенной античной культуры. В этот период истории жили знаменитые учёные и инженеры — Леонардо да Винчи, Николай Коперник и Галилео Галилей. Быстро развивались такие науки, как математика, астрономия, механика. Продолжалось становление экспериментального метода на основе соединения науки и практики. Открытия и изобретения, сделанные в этот период, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества.^ Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки.- М., 1991.C -89 Эпоха Возрождения — особый период в европейской истории. С одной стороны, это расцвет искусства, возрождение античности, гуманизм. Но, с другой стороны, рушились прежние ценности, установки. Формировалась новая концепция человека — решительной и предприимчивой личности. В ходе Реформации XVI в. религиозные догмы сменились установками на успех, достаток, социальное и материальное благополучие. Вера в профессию, в которой можно многого достичь сменила веру в Бога. То есть, рушились прежние установки, ценности, таяла вера во всемогущество церкви, вера в Бога не давала ответов на многие вопросы. И все эти духовные процессы происходили на фоне перемен социальных, общественных, политических. Безусловно, развитие науки и техники в XV-XVI вв. подготовили научную революцию XVII столетия. 2. Корни современной науки Научно-философская система Аристотеля — венец развития древнегреческой философии. Этот философ также является первым психологом Запада, и его трактат «О душе» стал первым пособием психологии. Знаменитый физик Исаак Ньютон учитывал и алхимические и магические принципы философии, принципы экспериментальной проверки теоретических положений, которые провозгласил Фрэнсис Бэкон. Современники гласят, то научное мышление Ньютона было в какой-то мере магическое. Ученый предложил другое объяснение «эфира» Аристотеля, обозначал им субстанцию, которая пронизывает всю Вселенную, таким образом стает возможной гравитация и электромагнетизм. Ньютон также изучал библейские моменты. Есть информация, что он также был масоном одного из высших рангов, а также главой одного ордена, также был связан с орденом тамплиеров. Ньютон был так великим физиком, так и великим метафизиком.^ Грибов Л.Б., Прокофьев П. И.Основы физики — М., 1985. C- 64 В конце XVII века философ Фрэнсис Бэкон представил новый «научный метод», который основывался на принципе экспериментальной проверки теоретических положений. Также исследовал телепатические сны, и экстрасенсорное влияние. Математик и один из основателей науки и философии Нового времени Рене Декарт (1596-1650) написал сочинение «Рассуждение о методе». Еще один известный математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) сумел перевести астрологические и розенкрейцерские исследования внутреннего пространства на точный математический и философский язык. Лейбниц — одним из создателей теории дифференциального исчисления. Он также разработал философию, основанную на монадах, и написал произведение «Монадология». В котором писал, что монады имеют свойства связывать физическую и психологическую сферу. В 1662 году в Лондоне открыто Королевское общество (прообраз Академии Наук).

5 стр., 2439 слов

Психология диалога и мир человека

... Рассматриваются методологические подходы и теоретические концепции психологии диалога в современной науке, исследуются диалогические проблемы социализации личности в условиях общественной жизни, раскрываются ... студентов и магистрантов психологических факультетов. Рецензенты: А.Р. Кудашев, доктор психологических наук, заведующий кафедрой менеджмента и социальной психологии БАГСУ при Президенте РБ ...

8 стр., 3974 слов

Развитие науки в период Средневековья

... и земля служат растениям, которые служат скоту. А весь мир служит человеку, созданному по образу и подобию Божьему. Естественнонаучный интерес ослабевает еще и потому, что природа, ... Анализируя историю развития современного естествознания, мы не можем обойти стороной вопрос о характере науки в эпоху Средневековья. Однако понимание характера средневековой науки возможно лишь с помощью выяснения ...

Роберт Гук говорил, что это общество создано для улучшения знания о природных вещах, применениях механики. Роберт Бойль (1627-1691), химик и физик, был учредителем Королевского общества, занимался алхимией и мистицизмом. Однако в конце XVII века был признан новый «научный метод». Именно с этого момента начала свое широкое развитие наука материализма, отбрасывает все что не было измеримо, невозможно было попробовать и даже понюхать. Игнорировалось все что нельзя было проверить с помощью экспериментов. Так как Дух никому не поддавалось измерить, но все же признать его как нематериальную составляющую мира было невозможно, поэтому ученые не задумываясь отвергли тысячелетний опыт своих предшественников, и выбрали из их гениальных трудов только то, что они считали «правильным». Директор Центра философии и естественных наук Т. Фейгл сделал свое замечание, о том, что психология, как наука потеряла сначала Душу, а затем и сознание, скоро лишится ума. Проводились следующие рассуждения автором, но признать, что в человеке присутствуют два начале материальное и нематериальное, наука не смогла, поэтому термин «Душа» она был заменен термином «психика», которая была социально обусловленной функцией мозга. Таким образом Душа — это психика, вместо бессмертной сущности человека, который создан Богом по Своему образу и подобию. Доктор технических наук В. В. Налимов считает что в мире умер Бог. Не сразу, не везде, не для всех, но умер. Бог уступил место Материи, и Закону. Не престижным стало занятие метафизикой. Поэтому, физика, которую создал гений Ньютона как средство познания Бога, была повернута на иной путь. Лаплас заявил, что физика стала опорой и надежной защитой материалистического мировоззрения. В науке было сформовано два самостоятельных направления: материалистическое, которое заполняло все, и малая часть исследований нестандартно мыслящих ученых, которые продолжали верить в Бога, а также не прекращали попытки узнать ответы на вопросы о сознании, Душе и Духе. До последнего времени материалисты считали, что Вселенная — это замкнутая и саморегулирующая система, в которой все процессы могут быть описаны с помощью динамических и статистических законов. Таким образом мир может быть нами познан. Ученые-материалисты сузили мир до видимого, свели человека к его физическому телу, а его потребности — к поиску комфорта. Человек был объявлен высшим существом. В этом и есть корни отношения человека ко всему как потребителя. Главная задача познания в материалистической науке — поиск законов, которые управляют Вселенной. Только древние философы смогли почувствовать и понять мир в его целостности и неразделимости, каким он есть на самом деле. Позднее такая способность отсутствовала, так как новая наука, для того чтобы что-то познать, должна была разделить единое на части. И могут изучать только эти отдельные элементы. Таким образом современные ученые, разделили мир на множество наук, которые часто не имеют взаимопонимания.^ Долгов Б. Д., Зельдович Я. Б., СажинМ. В. Космология ранней Вселенной. — М., 1994. C — 264 Наш современник доктор физико-математических наук, профессор А. П. Смирнов написал, что современная физика, которая является наукой общих законов Природы, и призванная формировать естественнонаучное мировоззрение, не может решить вопрос устроения мира. Образование узкой специализации рецептурного типа привело к разделению этой науки, что в свою очередь привело к созданию разных его форм. При таком делении физики стали непонятны друг другу. Каждое из направлений в физике пользуется определенным набором принципов, моделей, гипотез и правил. Типичной для науки есть ситуация, когда на одной конференции врачи не могут понять один одного, так как изучение заболеваний человека разделены на много специальностей и специализаций. Поэтому каждый врач говорит на отдельном языке. Специалисты изучают человеческое тело по частям. И получается ситуация, что при объединении исследований в единую систему, то оказывается, что человека-то и нет, а существует лишь тело, которое состоит из отдельных частей. В таком анализе отсутствуют сознание, Душа и Дух. ^ Кузнецова П. И.Наука в ее истории. — М., 1992. C- 214 В 1967 году канадский биолог Л. фон Берталанфи представил свое формулирование биологических систем. Таким образом система — это комплекс взаимодействующих элементов. На основе работ Л. Берталанфи в биологии, а также и в других разделах науки, было установлено новое направление — системный подход, а его основное свойство — эмерджентность. Это понятие означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств частей, которые ее составляют. Системные свойства целостного объекта качественно отличаются от свойств всех входящих в систему элементов. Профессор В. А. Обухов утверждает, что сейчас такое время, когда ученым необходимо возвыситься до мироощущения, миропонимания древнего человека, который еще не знал никаких наук, и воспринимал мир в целом Современная наука свидетельствует о том, что метафизика находилась ближе к истине, чем физика. Можно навести пример. В дремучих джунглях на Мали около р. Нигер в 1931 году ученые обнаружили таинственное и неизученное племя догонов. Роберт Темпл был одним из обнародовал информацию о этом народе. Было выяснено, что это племя сохраняло информацию, которую они просто не могли иметь. К примеру, догоны знали такие планеты как Юпитер и Сириус, но эти не все их знания о Солнечной системе. Им было известно, что Земля вращается вокруг себя и совершает большой мировой круг, что Солнце вращается вокруг своей оси. Такие записи сделали люди, которые не имели малейшей возможности наблюдать вращения Солнца. Следующий пример. После многолетних наблюдений ученых за Сириусом они смогли узнать, что он состоит из двух звезд — голубого гиганта и белого карлика (Сириус А и Сириус В), которые вращаются вокруг общего центра масс. Догоны очень тщательно описывали эти звезды. Они говорят, что вокруг Сириуса А вращается древняя и очень маленькая звездочка, которая состоит из «самого тяжелого вещества во Вселенной», и может делать один оборот приблизительно в пятьдесят лет. Астрономы открыли Сириус В в 1862 году, но совершенно недавно они сумели подтвердить полученную от догонов информацию. И было выяснено, что это «вещество» действительно тяжелое. А период обращения Сириуса В вокруг Сириуса А, становит 50,1 года. В 1970 году астрономы сумели установить, что в этой звездной системе есть еще одна маленькая звездочка, которая была названа Сириус С. Но догоны узнали об этом еще заранее. ^ Редже Т. Этюды о Вселенной. — М., 1995. C — 315 Ученые, которые заинтересовались догонами, выяснили, что, помимо Сириуса, они еще владеют информацией о 226 звездных системах. Остается вопросом откуда у такого древнего народа имеются столь точные данные. А их записях имеется информации, о каком-то Номмо, который был прилетел из Сириуса, но версия получения информации от инопланетян не является однозначной. После создания квантовой физики и ее огромнейшего успеха возникло противоречие в отношении логических последствий таких элементов, как роль наблюдателя в установлении реальности, ограничения, налагаемые принципом неопределенности, полный отказ от причинности и другие. Принцип дополнительности, который Нильсом Бором ввел в квантовую механику имеет четкое свидетельство о картине мира, которая разделяется на наблюдателя и наблюдаемое невозможно. Поэтому, для создании образа мира необходимо учитывать наблюдателя, наблюдаемое и собственно процесс наблюдения. Но в таком случае открывается полная, целостная картина мира, которая пронизанна единым сознанием. При этом ученые с нестандартным мышлением должны были вернуться к учению метафизике. К примеру Н. Бор был заинтересован проблемами биологии поэтому искал пути применения законов квантовой механики для того, что б была возможность описывать живые системы. В. Паули занимался мистицизмом и оккультизмом, исследовал влияние, которое имеет развитие современных физических теорий на архетипические концепции.^ Кивенко П. В Принципы познания живого.- Киев, 1991.C — 132 Э. Шредингер изучал восточную и западную философию, и после этого написал огромное количество работ, которые касались проблем мистицизма и метафизики. В Гейзенберг предложил новые концепции в философии науки, а также указал на существующую возможность их применять в этической и социальной сферах. П. Джордан проводил размышления, которые касались использования понятий квантовой физики для объяснения физических феноменов. Е. Вагнер считал необходимым включить сознания в физическую теорию. К. Вайцзеккер выдвинул теорию фундаментальном элементе физики, которым выступает информация, также занимался исследованиями связи между восточной метафизикой и западной наукой и другими не мене важными изучениями. Несмотря на различие взглядов и философских убеждениях, каждый из патриархов квантовой механики все таки пришел к вопросу о роли сознания в установлении физической реальности. Макс Планк сделал вывод, что ученые все таки поняли, о том, что отправной точкой их исследований является смысловое познание, что наука не может обходиться совсем без метафизики. Современная физика способна впечатлить истинностью старой доктрины, которая учит, о том, что возникающие конфликты и проблемы, в которых эти реальности действительно имеют большее значение, чем богатейшие сокровища мирового опыта. Еще полтора столетия тому священник Феликс Нотрдамский писал вопрос о том, кто сумел измерить бездонную глубину песчинки. Наука занималась изучениями песчинки на протяжении тысячи лет. Наука рассматривала ее со всех сторон, разделяла ее на мельчайшие крупинки. Постоянно происходят опытами, расспросы, для того, чтобы наконец узнать ее сокровенное строение. Но науке это не удается, не удается найти ответ на такой вопрос. Но если вы в таком полном неведении относительно происхождения и сокровенного естества песчинки, какая же может быть информация о происхождении какого-либо живого существа, или о жизненных принципах. Для разъяснения этих вопросов, стает необходимым обратится к исследованиям окультистов и парапсихологов. Заключение Хотя наука эпохи Возрождения мало затронула производительные силы, зато в полной мере, или даже более, проявила себя в географии, астрономии, картографии путем Великих географических открытий, которые впоследствии колоссально повлияли на мировую торговлю через революцию цен в Европе, а также дали толчок стремительной гонке в колониальной экспансии. Именно достижения науки эпохи Возрождения дали, как оказалось, необходимые предпосылки для развития классической науки в Новом времени, одновременно обозначаясь весомыми открытиями в области естествознания еще в 16 веке. Впервые, сбросив оковы догматического мировоззрения минувшей эпохи, наука пошла по пути потребностей набирающего обороты капиталистического производства, мореплавания, военного дела, торговли. В отличии от средневековья, Ренессанс отличался тесной связью науки и искусства, что, порой, отображалось в творчестве одного человека, например, Леонардо да Винчи — неоспоримо яркая многогранная личность художника, инженера и ученого. Наиболее великие открытия принадлежат естествознанию в географии — путешествия Васко да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана, астрономии — объяснение гелиоцентричекой системы мира Н. Коперника, анатомии — основание научной анатомии А. Везалием, открытие круговорота крови М. Серветом. Кроме того, происходит перенаправление в медицине путем создания новых способов лечения болезней (Парацельс и др.), в математике появляются способы решения уравнений 3-й и 4-й степени (Дж. Кардано, С. Ферро и др.), развивается механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.).

11 стр., 5034 слов

Теории познания деятельности человека

... внутренний анализ собственного «Я», именно самосознание Человека. Основным содержанием сознания человека является знание. Знание  результат познавательной деятельности. Теория познания исследует природу человеческого познания, ... ощущение). Ведущую роль в познании они отводили чувственности – ощущению и восприятию. Действительно, познание человеком внешнего мира осуществляется посредством ощущений. В ...

7 стр., 3315 слов

Гносеология-наука о познании

... образов (ощущений, восприятий, мыслей и т.д.). Данные современной психологии и нейрофизиологии подтвер­ждают правильность теории отражения. В ... отдельного человека не является задачей гносеологии. Она рассматривает познания как исторически сложившийся и закономерный процесс в обществе ... то это и доказывает правильность данного учения. Наука базируется на принципе познаваемости сущности яв­лений. Без ...

23 стр., 11175 слов

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях ...

... навыков на уроках изобразительного искусства при рисовании портрет, передаче внутреннего мира человека. Предмет исследования: содержание, методы, формы и приемы развития художественно- ... школьников на уроках изобразительного искусства при рисовании портрета, передаче внутреннего мира человека. Гипотеза исследования - развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках ...

Логично что Великие географические открытия послужили росту знаний не только по географии, но и по зоологии, этнографии, ботанике, геологии. Одновременно с научными открытиями Возрождения меняется и направления философских мыслей от понятия природы как живой и одушевленной, до экспериментально-математического естествознания и механистического материализма, что нашло свое отображение в научной деятельности Ф. Бэкона и Г. Галилея. Список использованной литературы

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения ...

... Н.Я. Вариант 2 Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие Содержание Введение 1. Чувственная ступень познания. Понятие ощущения, виды и значение в ... Вариант 4 Тема: Особенности логической ступени познания человека. Характеристика мышления, речи, воображения.   Введение 1. Логическая ступень познания. Общая характеристика мышления: функции, виды, формы ...

1. Аверьянов А. Н Системное познание мира. — М., 1995.

2. Алексеев П. В., Панин А. В.Возможности и границы познания. — М., 1995.

3. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки.М.,1991.C -89

4. Грибов Л.Б., Прокофьев П. И.Основы физики — М., 1985. C- 64

5. Долгов Б. Д., Зельдович Я. Б., СажинМ. В. Космология ранней Вселенной. — М., 1994. C — 264

6. Дубнищева Т. Я. Концепция современного естествознания — Новосибирск, 2003

7. Кедров Б. М.Предмет и взаимосвязь естественных наук. — М., 1997. C -164

8. Кивенко П. В Принципы познания живого.- Киев, 1991.C — 132

9. Кочергин Б. П. Научное познание: формы, методы, подходы. — М., 1991.C — 56

10. Кузнецова П. И.Наука в ее истории. — М., 1992.

11. Редже Т. Этюды о Вселенной. — М., 1995. C — 315

12. Садохин А. П. Концепции современного естествознания. — М., 2007.

13. Традиции и революции в развитии науки. — М., 1991. C- 148

14. Философия Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — М.: Юристъ, 1998 C — 140

Размещено на