Сущность психики с разных философских позиций.

МОДУЛЬ 3

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ

Лекция № 1 (7)

Тема: «Сущность психики и ее функции»

План

1. Сущность психики с разных философских позиций.

2. Происхождение психики.

3. Определение и характеристика психики.

4. Функции психики.

 

Сущность психики с разных философских позиций.

Психика очень необычное и сложное явление, раскрытие сущности которого до сих пор вызывает полемику среди ученных. Существуют различные точки зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика» или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или материалистическому толкованию.

Понимание сущности психики во многом определяется решением основного вопроса философии: «что первично – психика, сознание или материя?»

Материалисты считают, что первичным является материя, а психика сознание – вторичны, появляется на определенной стадии развития материи.

Идеалистическое понимание психики заключается в том, что изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека. Активность сознания позволяет создавать образы материального мира, которые носят субъективный характер и не имеют ничего общего с реальной действительностью.

Каждый человек благодаря своему сознанию создает субъективную материальную действительность. Исходя из этого, идеалисты отрицают возможность существования объективной истины, т.е. становятся на позицию агностицизма.

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

С идеалистической точки зрения психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С дуалистической точки зрения –– у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное).

Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С материалистической точки зрения –– феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Как известно, существует целый ряд попыток решения вопроса возникновения психики. Прежде всего, это точка зрения получившая название «антропопсихизм», в истории философской мысли связана с именем Р.Декарта. Cущность ее в том, что возникновение психики связывают с появлением человека, психика существует только у человека.

2 стр., 844 слов

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Различия ...

... и индивидуальные особенности развития каждого человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Нет сомнения, что существует огромная разни­ца между психикой человека и психикой самого высшего животного. Первое ...

Другая противоположная теория называется учением «о панпсихизме», т.е. всеобщей одухотворенности природы. Между этими противоположными взглядами существуют и промежуточные взгляды, наиболее популярные, в первую очередь «биопсихизм». Сущность биопсихизма заключаются в том, что психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

Существует и еще один взгляд на решение данной проблемы: психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему. Эту точку зрения называет концепцией «нейропсихизма».

По материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже к простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, к примеру: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнею активность биологически значимые раздражители, также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

 

Происхождение психики.

Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Материи неподвижной, неизменной пребывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится вся материя во Вселенной.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей – человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира – качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействие. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи. Каждой форме движения материи (механической, физической, химической, биологической) присущи свои специфические формы отражения.

Простейшими примерами механического отражения являются выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, колебание воздушных волн в виде эха.

Однако такое взаимодействие отдельных вещей в неживой природе еще не является условием, необходимым для их существования. Скала может существовать независимо от воды, а вода – независимо от того берега, который она омывает.

Существенный скачок происходит при переходе к живой материи.

В процессе развития Земли появились особо сложные углеродные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность тех молекул, из которых это вещество состоит. Такие гигантские белковые молекулы появились около 2 млрд. лет назад при охлаждении земной поверхности. Эти гигантские молекулы, с которыми советские ученные (академик А.И.Опарин) связывают происхождение жизни, были названы коацерватами. Их особенность заключалась в том, что они легко распадались на свои составные части и что для поддержания их существования был необходим постоянный обмен веществ со средой: эти молекулы должны были получать приток новых веществ из среды, усваивать (ассимилировать) эти вещества и выделять (диссимулировать) продукты распада во внешнюю среду. Таким образом, само существование этих гигантских молекул было возможным лишь при условии постоянного обмена веществ со средой.

9 стр., 4437 слов

Двигательная активность как фактор формирования здорового образа жизни

... оказывают заметно меньшее разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь. Совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что ... В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается. Повседневные нагрузки на тренированный организм ...

Следует иметь в виду, что этот обмен веществ со средой вовсе не являлся пассивным процессом. Он осуществлялся в процессе жизнедеятельности этих белковых молекул. Так возникло живое существо, которое уже очень рано приняло характер клеток. Характерная особенностью существования этих клеток заключалось в том, что они всегда обнаруживали известную раздражимость проявляется в активности к веществам, необходимым для поддержания существования, оставаясь индеферентными к веществам, которые не принимали непосредственного участия в их жизнедеятельности. Иначе говоря, уже на этом уровне существования жизни возникли известные «потребности» живого существа, и из всех явлений внешней среды выделялись существенные для поддержания жизни биотические влияния и не существенные для нее – абиотические влияния, к которым живая клетка оставась безразличной.

Это явление обмена веществ и возникновения раздражимости по отношению к биотическим веществам и составляла существенную черту нового этапа развития материи – этапа появления жизни.

Если мы подробнее рассмотрим эволюцию жизни, то можно выделить в ней ряд существенных ступеней.

Первой ступенью существования жизни является та форма, которую можно назвать растительной жизнью. Эта форма встречается на всех этапах эволюции.

Многие исследователи считают одно из основных особенностей растительной жизни тот факт, что растения связаны с определенным местом и не имеют подвижности. Это определение недостаточно и относительно. Более существенным является тот факт, что растительная жизнь исчерпывается основными упомянутыми выше процессами обмена веществ и что жизнедеятельность растения проявляется в наличии раздражимости по отношению к одним биотическим факторам при безразличии к другим, не входящим в обмен веществ ( абиотическим) факторам.

Существенная особенность сложных форм растительной жизни заключается лишь в том, что в число биотических факторов входят не только те вещества, которые непосредственно усваиваются растениями (например, углекислота), но и те условия (например, солнечный свет), без которых такое усвоение не может протекать. Поэтому растения становятся чувствительными и к целому ряду условий, входящих в сложный процесс обмена веществ.

Однако, что является очень существенным, растения активно ведет себя лишь по отношению к непосредственно воздействующим на него биотическим условиям; оно не ищет этих условий, если они не действуют непосредственно, и совершенно не реагируют на иные, небиотические факторы, не входящие в процесс обмена веществ.

Это можно показать на очень простом примере.

Известно, что для жизнедеятельности растения необходим свет. Посадим горошину в землю в темной комнате и обильно смочим эту землю водой. Естественно, что под влиянием происходящего обмена веществ у горошины появится корень, уходящий в землю, и возникает росток, который начнет расти вверх. Поместим рядом с развивающимся ростком пучок света. Несмотря на то, что наличие света жизненно необходимо растению для его дальнейшего роста, — росток не будет искать света, растение не будет делать никаких активных попыток ориентироваться в окружающей среде с тем, чтобы найти те условия, которые необходимо для его дальнейшего существования. У него нельзя наблюдать никаких поисковых движений, никакой в подлинном смысле этого слова ориентировочной деятельности.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... обучением (произвольное). Рациональные формы освоения действительности Память - способ существования психики во времени, удержание прошлого. Типы памяти Память сенсорного типа ... легкомысленность); дистимный (низкая контактность, немногословие, пессимизм, замкнутый образ жизни, серьезность, добросовестность, пассивность, медлительность); циклоидный (периодические смены настроения); педантичный ...

Можно, следовательно, сказать, что жизнедеятельность растений ограничивается явлениями обмена веществ и раздражимости к биотическим веществам, но что она еще лишена характера активной ориентировочной деятельности.

Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам называют тропизмами. Разновидностью таких тропизмов являются фототропизм (тенденция двигаться к свету), термотропизм (тенденция двигаться по направлению к теплу), хемотропизм (тенденция двигаться по направлению к определенным химическим воздействиям), сюда же относятся явления геотропизма (корешок растения всегда движется по направлению к центру земли) и т.д.

От этапа растительной жизни коренным образом отличается следующим этап эволюции – этап животной жизни.

Новая особенность, которая проявляется при переходе от растительной жизни к животной, заключается в том, что у животного возникает новый вид раздражимости: даже наиболее просто построенное животное в известных условиях начинает реагировать не только на непосредственные, входящие в процесс обмена веществ биотические раздражения, но и на те раздражения, которые обычно были индеферентными, но которые могут сигнализировать появление биотических раздражений. Это новая форма раздражимости была названа А.Н.Леонтьевым – чувствительностью.

Наличие этой новой формы жизнедеятельности можно показать на ряде опытов, которые неоднократно проводились уже над простейшими.

Поместим простейшие одноклеточные животные в трубку с водой. Одна сторона этой трубки нагревалась, другая оставалась холодной. Одноклеточные, обладающие положительным термотропизмом, очень быстро сосредотачивались в теплой части трубки. Затем нагревания одного из концов трубки сочеталось с его освещением; свет был раньше индеферентным для данных одноклеточных агентом, простейшие никогда не реагировали на свет. Если, однако, несколько раз подряд освещать нагретую часть трубки, свет начинает приобретать для животного положительное значение: после этого опыта достаточно бывает осветить один конец равномерно нагретой трубки, чтобы одноклеточные сосредотачивались на этом освещенном конце.

Этот переход к реакциям на ранее индеферентным раздражителям знаменует собой целую важнейшую эпоху в эволюции жизни. Начиная реагировать на абиотические условия, которые приобрели сигнальное значение, животное получает новые формы отражения объективной действительности. Животное начинает ориентироваться во внешней среде, активно искать те воздействия, которые сигнализируют жизненно полезные условия, и избегать тех раздражений, которые сигнализируют вредные для жизни условия. Возникает активное поведение животного в окружающей среде, возникают зачатки того, что можно назвать психической жизнью. На первых этапах она носит еще элементарные формы, в дальнейшем она все более и более усложняется, начиная составлять сложную и многообразную форму поведения животного.

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные ...

... одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом:   Среди меланхоликоввстречаются такие незаурядные личности украинский писатель ... искрят своими идеями и открытиями, но зато терпеливо и уверенно воплощают в жизнь чужие. Негативно относятся ко всему новому. Их привычки крепче металла. Они сохраняются ...

Споры о происхождении психики не прекращаются до сих пор. Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии ит.д. Сегодня еще нет однозначного ответа на этот вопрос.

 

Определение и характеристика психики.

Определение психики с позиций материализма можно сформулировать следующим образом: психика – это особое свойство высокоорганизованной материи направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Психика присуща не только человеку, но и животным. Однако психика человека качественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным.

Сознательная психикасвойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественой среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направленны на то, чтобы обнаружить эти объекты и упортребить для осуществления жизнидеятельности. Иное дело человек. Он не довольствуется тем, что находится в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Чеоловек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики – сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... души, согласно которому народный дух, являясь продуктом совместного существования и взаимодействия людей, имеет такое же реальное значение, как душа ... отличаются друг от друга тем, что первые регулируют его психику, а вторые — внешние его поступки. Связь и соединение ... процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми ...

Одну из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики» позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией – или системой взглядов Леонтьева-Фабри.

 

Основные функции психики.

Согласно методологии психологической науки, психика (психическое) выполняет определенные функции:

· отражения воздействий окружающей действительности,

· регуляции поведения и деятельности людей,

· осознания ими своего места в окружающем мире.

Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

• это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

• при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);

• психическое отражение – правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

8 стр., 3658 слов

Основные подходы к пониманию структуры психики человека

... нем, который оживляет материю и направляет таким образом на развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза - это направление на развитие простейших организмов для человека, в соответствии ... простирается от внутренней среды. Все психические процессы делятся на когнитивные. К ним относятся мышление и воображение, представления и память, ощущения и восприятия. Эмоциональные процессы - ...

Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Психическое «отражение», выражающееся в процессах ощущения, восприятия, представления и осознавания, дает возможность индивиду в дальнейшем проанализировать, понять внешние и внутренние особенности текущей жизненной ситуации и на основе результатов этого анализа организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной субъектом актуальной потребности (желания, мотива, цели и т.п.).

Т.е. мы видим, что само по себе «отражение», как и психомоторные процессы, и речь, и сознание – это психические функции, подчиненные мотивации, т.е. запускающим и управляющим процессам. «Отражение» (в психологии – это первичные познавательные процессы) всегда «работает» на удовлетворение каких-то желаний и интересов. Активность «отражательных» процессов всегда поддерживается или прекращается мотивацией.

Итак, главная функция психики заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.

Основные понятия и ключевые слова:психика, душа, дуализм, антропсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, отражение, механическое отражение, биологическое отражение, консерванты, обмен веществ, раздражимость, биотическое влияние, абиотическое влияние, ориентировочная деятельность, тропизмы, фототропизм, хемотропизм, термотропизм, геотропизм, животная жизнь, чувствительность, психическая жизнь, сознательная психика, функции психики.

 

Рекомендованная литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. — Т. 1 / Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова. – М.: Педагогика, 1980 .

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов – М.: ЧеРо, 1987.

3. Лентьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т. 1 – М., 1983.

4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1975.

5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К.: Либідь, 2005.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... время с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... астральная и ментальная оболочки и состоят соответственно из плотной, астральной и ментальной материи, тем не менее физическое тело пьяницы, развратника, зараженного всевозможными болезнями и ...

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высшей пед. учебн. заведений: В 3-х кН. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.

8. Психология: Підручник для педагогічних вузів / За ред. Г.С.Костюка. – К.: Радянська школа, 1968.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как понимают сущность психики идеалисты и материалисты?

2. Какие существуют направления в попытках решения вопроса возникновения психики?

3. В чем заключается сущность отражения и какие существуют виды отражения?

4. Что означает обмен веществ со средой и в чем проявляется раздражимость к веществам?

5. Что свойственно для растительной жизни?

6. В чем проявляется тропизм и каковы их виды?

7. Что свойственно этапу животной жизни?

8. В чем отличие чувствительности от раздражимости?

9. Что можно назвать психической жизнью?

10. Дайте определение понятию «психика».

11. Какие суждения являются основополагающими о природе и механизмах проявления психики?

12. Чем отличается сознательная психика человека от психики животных?

13. В чем заключаются основные функции психики?

14. В чем выражается психическое «отражение»?

 

Тестовые задания:

1. Как понимают сущность психики идеалисты?

А) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;

Б) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы;

В) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека;

Г) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное).

 

2. Как понимают сущность психики материалисты?

А) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы;

Б) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное);

В) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;

Г) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека.

 

3. Какова позиция дуалистов при определении психики?

А) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека;

Б) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное);

В) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;

Г) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы.

 

4. В чем заключается сущность антропсихизма?

А) считают, что первичным является материя, а психика, сознание – вторичны и их развитие обусловлено эволюцией живой природы;

Б) у человека существует два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное);

В) сущность психики связывают с появлением человека, которая существует только у него;

Г) изначально существует идея, дух, который реализуется в ощущениях, образах, мыслях человека.

7 стр., 3201 слов

Психика животных и человека

... дело иначе. Согласно их мнению психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Также как в преобразовании ... и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща человеку. Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. ...

 

5. Какое утверждение относится к нейропсихизму?

А) учение о всеобщей одухотворенности природы;

Б) психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему;

В) психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.

 

6. Что относится к биопсихизму?

А) психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи;

Б) учение о всеобщей одухотворенности природы;

В) психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему.

 

7. Какое утверждение относится к панпсихизму?

А) психика признается свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи;

Б) психика признается свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему;

В) учение о всеобщей одухотворенности природы.

 

8. Какое утверждение относится к отражению как свойству психики?

А) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;

Б) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни;

В) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи;

Г) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо.

 

9. Какое высказывание относится к механическому отражению?

А) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни;

Б) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо;

В) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;

Г) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

 

10. Какое утверждение относится к коацерватам?

А) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни;

Б) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;

В) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо;

Г) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

 

11. Какое утверждение характеризует обмен веществ?

А) способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и формой существования материи;

Б) выветривание скал, оттиск на глине, луч, отраженный от поверхности воды, эхо;

В) усваивать (ассимилировать) вещества и выделять (ассимилировать) продукты распада во внешнюю среду;

Г) гигантские белковые молекулы, с которыми ученые связывают происхождение жизни.

 

12. Какое высказывание характеризует раздражимость как свойство клеток живой материи?

А) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;

Б) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам;

В) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни;

Г) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток.

 

13. Что относится к биотическим влияниям?

А) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни;

Б) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток;

В) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;

Г) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам.

 

14. Какое утверждение относится к реальной жизни?

А) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни;

Б) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;

В) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток;

Г) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам.

 

15. Что относится к ориентировочной деятельности?

А) первая степень существования, которая встречается на всех этапах эволюции и проявляется в наличии раздражимости к биотическим факторам;

Б) активность при нахождении условий, которые необходимы для дальнейшего существования организма;

В) проявляется активность к веществам необходимым для поддержания существования клеток;

Г) из всех явлений внешней среды выделяются существенные для поддержания жизни.

 

16. Что относится к определению тропизма?

А) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям;

Б) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;

В) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам;

Г) тенденция двигаться к свету.

 

17. Какое утверждение характеризует фотосинтез?

А) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;

Б) тенденция двигаться к свету;

В) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам;

Г) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям.

 

18. Какое высказывание относится к хемотропиму?

А) тенденция двигаться к свету;

Б) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;

В) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям;

Г) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам.

 

19. Какое утверждение относится к геотропизму?

А) тенденция двигаться по направлению определенным химическим воздействиям;

Б) тенденция двигаться к свету;

В) корешок растения всегда движется по направлению к центру земли;

Г) способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам.

 

20. Какое высказывание относится к этапу животной жизни?

А) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности;

Б) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными;

В) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим;

Г) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности.

 

21. Какое утверждение относится к определению психики?

А) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим;

Б) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности;

В) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности;

Г) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными.

 

22. Какое высказывание характеризует сознательную психику?

А) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности;

Б) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим;

В) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными;

Г) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности.

 

23. Какое утверждение характеризует особенности психического отражения?

А) является процессом, в котором внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся особенности психики и возникающие образы являются копиями существующей действительности;

Б) особое свойство высокоорганизованной материи, направленное на субъективное отражение объективного мира, обеспечивающее целостность организма, регуляцию поведения и деятельности;

В) возникает новый вид раздражительности – чувствительность, когда животное реагирует не только на непосредственные биотические раздражения, но и на раздражения, которые обычно были индифферентными;

Г) связана с переходом от чисто биологических условий существования к общественно-историческим.

 

24.Что относится к функции регуляции поведения и деятельности?

А) заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды;

Б) создает осмысленный образ собственного «Я»;

В) управляет процессом отражения, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

 

25. Какое утверждение относится к функции осознания человеком своего места в окружающем мире?

А) управляет процессом отражения, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения;

Б) заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды;

В) создает осмысленный образ собственного «Я».

 

26. Что относится к главной функции психики?

А) управляет процессом отражения, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения;

Б) создает осмысленный образ собственного «Я»;

В) заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.