“Педагогика и психология высшей школы”

Список литературы по курсу

“Педагогика и психология высшей школы”

Основная литература

  1. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  2. Вербицкий, В.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
  4. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. – М., 2004.
  5. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. – СПб., 2001.
  6. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: экзаменационные ответы: [для студентов вузов] / С. И. Самыгин, С. А. Сущенко, О. А. Колодницкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 361 с
  7. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы. – Москва: Изд-во МГТУ им. Н.А.Баумана, 2007. – 440 с.
  8. Столяренко. Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 510 с., ил.
  9. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: [учебник для сред. проф. образ.] / Н. Ф. Талызина. – 4-е изд.; стер. – М.: Академия, 2006. – 287 с.
  10. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. – М., 2005.
  11. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М., 2003.

Дополнительная литература

1. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. — Изд. 4-е, испр. и доп. — М. : Академический Проект, 2004. — 560 с. — (Gaudeamus).

[Гриф МО]

Креативная педагогика и психология представлены как современный ответ на возросшую необходимость развития творческого потенциала личности. На основе продвинутой концептуальной проработки анализируется процесс подготовки дипломированного специалиста с социальным опытом к преподавательской деятельности в высшем учебном заведении. Включены материалы по прогрессивным педагогическим технологиям, которыми должен владеть преподаватель вуза. Предназначено для подготовки к получению квалификации Преподаватель высшей школы, а также студентам высших учебных заведений, обучающимся по педагогическим и психологическим специальностям, технологам и исследователям образования.

5 стр., 2305 слов

Педагогика высшей школы

... и предмет теории. Понятийный аппарат педагогики высшей школы. Методологические основы педагогики высшей школы. Фундаментальные стратегии высшего образования. Парадигмы высшего образования: педагогическая, андрагогическая, акмеологическая, коммуникативная. Общенаучный уровень методологии педагогики высшей школы. Конкретно-методологические принципы методологических исследований. ...

2. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера : кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. — М. : ВЛАДОС, 2000. — 301 с. : ил. — (Педагогическая мастерская).

В пособии описаны оригинальные подходы в организации подготовки учителей, такие, как кумулятивный принцип обучения профессиональной деятельности, построение образовательного процесса на основе задачного метода, педагогический мониторинг; раскрывается технология обучения будущих учителей профессиональному наблюдению и общению, диагностической и исследовательской деятельности.

3. Чернилевский Д. В.Дидактические технологии в высшей школе : учеб.пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.

Автор удачно систематизировал и в логической последовательности затронул довольно широкий спектр педагогических проблем, начиная от современной концепции профессионального высшего образования до рыночного (маркетингового) подхода к определению людей для подготовки специалистов. Основное содержание книги построено в логике: от прогностичности целей обучения (чему и для чего?) к отбору и проектированию содержания (что?) организации учебного процесса (как?), методов и средств обучения (при помощи чего?) с учетом уровня квалификации преподавателей (кто учит?) и диагностики достигнутых результатов обучения (что получилось?).

Подробно рассматриваются инновационные технологии: активное блочно-модульное обучение, дидактическая игра, проблемное обучение.

4. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. вузов / И. Ф. Исаев ; Междунар. акад. наук пед. образования. — М. : Академия, 2002. — 208 с. — (Высшее образование).

Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как социально-педагогическое явление рассматривается авторами книги как мера и способ самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей, технологий и способностей личности.

5. Виленский М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе : учеб. пособие / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Пед. о-во России, 2004. — 192 с.

В учебном пособии с учетом достижений современной науки рассматриваются теоретические и прикладные аспекты организации процесса обучения в высшей школе; в обобщенном виде излагается материал по вопросам проектирования, разработки и применения преподавателем современных профессионально-ориентированных технологий обучения, реализации в учебном процессе различных дидактических методов, форм и средств. Пособие адресовано руководителям, преподавателям, аспирантам и студентам, которым предстоит стать преподавателями высшей школы. Оно может быть полезно всем категориям работников высших учебных заведений, интересующихся проблемами современной вузовской педагогики.

10 стр., 4651 слов

Обучение грамоте в советской начальной школе 40-х гг.

... объекта – пассивного исполнителя чужих команд-манипуляций. Обнаруженные характеристики предложенных подходов к обучению грамоте со всей очевидностью свидетельствуют, что разработанные Н.М.Головин и А.В.Янковской методические ... Н.М.Головина переиздавался вплоть до 1952 года, он не мог удовлетворять начальную школу своим качеством. Поэтому ведущие советские букваристы, даже в тяжелые военные годы ...

6. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. : Пед. общество России, 2005. — 144 с.

7. Попков В. А. Дидактика высшей школы : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 — Педагогика / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2004. — 192 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

В пособии рассматриваются исторические, методологические и содержательные проблемы процесса обучения в высшей школе. Особое внимание уделяется противоречиям вузовского учебного процесса и возможным путям их разрешения. Для студентов высших учебных заведений, а также слушателей системы повышения квалификации педагогических работников, широкого круга практических работников высшей школы, начинающих аспирантов и соискателей ученых степеней по педагогике и психологии высшего образования, студентов классических университетов, магистрантов педагогических университетов и вузов.

8. Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования : учеб. пособие для системы доп. пед. образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев ; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М. : Академический Проект, 2004. — 432 с. — (Классический университетский учебник).

[Гриф]

В книге излагаются глобальные и частные научные и практические проблемы высшего профессионального образования, анализируются общедидактические принципы вузовского обучения, представлены теория вузовского учебника и теория познавательных барьеров, а также исследованы критическое мышление и толерантность преподавателя вуза, особенности системы педагогического образования и достаточно широкий перечень вопросов, связанных с методологией вузовской педагогики.

9. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике. Теория, методология, практика : [учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. образования преподавателей высш. шк.] / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — М. : Академический Проект : Трикста, 2008. — 287 с. — (Gaudeamus).

(Академический Проект)

В пособии излагаются методологические вопросы педагогики — в объеме, соответствующем учебной программе для слушателей факультетов дополнительного профессионального образования, получающих квалификацию «преподаватель высшей школы». Пособие может быть полезно студентам и магистрантам педагогических университетов, студентам классических университетов, предполагающим заниматься исследовательской деятельностью в области педагогики.

10. Зеер Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе: практико-ориентир. монография / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова ; М-во образования РФ [и др.]. — Екатеринбург : Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 158 с. : табл. — ISBN 5-8050-0156-х : 52-20.

4 стр., 1518 слов

Сихолого-педагогическое образование

... изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 240 с. 4. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.: Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. ...   Программа учебной практики (рассредоточенной) утверждена ученым советом института педагогики и психологии образования Протокол № 1от «24» августа 2015 г. Директор Института педагогики и психологии ...

11. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 512 с. — (Высшее образование) [Гриф МО].

В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения и педагогическое проектирование, формы организации учебного процесса в высшей школе, коммуникативная культура преподавателя и педагогические коммуникации.

12. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной ; М-во образования и науки РФ, Нац. фонд подгот. кадров, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Изд. 3-е, испр. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 392 с. : табл.

13. Ефремов О. Ю. Профессионально-ориентированное общение как гуманитарная технология подготовки и деятельности преподавателя высшей школы : учеб. пособие для подгот. по доп. квалификации «Преподаватель высшей школы» / О. Ю. Ефремов, Н. М. Федорова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб. : Академия Исследования Культуры, 2008. — 184 с. — Инновационная образовательная программа Герценовского университета. — [Гриф]

14. Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании : науч.-метод. материалы для подгот. преподавателей высш. шк. / Е. Н. Глубокова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб. : Академия Исследования Культуры, 2008. — 118 с. — Библиогр.: с. 107-116. — Инновационная образовательная программа Герценовского университета. — Авт. указаны на обороте тит. л. — [Гриф]

В издании рассматриваются проблемы модернизации высшего профессионального образования в России в условиях развития информационного общества. Анализируются различные модели университетского образования. Рассматриваются возможности гуманитарных технологий в подготовке преподавателей для высшей школы.

15. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности : учеб. пособие для студ., обуч. по направл. и спец. психологии / С. Д. Смирнов. — М. : Академия, 2003. — 304 с. — (Высшее образование).

В книге освещены основные разделы курса “Педагогика и психология высшего образования”, которая читается во многих вузах. Дается краткий очерк истории и современного состояния высшей школы в России, анализируются тенденции развития высшего образования за рубежом. В систематической форме излагаются психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе. Наиболее развернуто представлены такие разделы, как психология деятельности, психология личности, психодиагностика, развитие творческого мышления в обучении, активные методы обучении\.

16. Метод проектов в университетском образовании : сборник науч.-метод. ст. Вып. 6 / под общ. ред. М. А. Гусаковского. — Минск : БГУ, 2008. — 244 с. — (Современные технологии университетского образования).

4 стр., 1809 слов

Образование как объект педагогической психологии

... психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. 3.     Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/Д.: Феникс. 4.     Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: ...

Методы проектов все более выдвигаются в ведущие методы современного образования. Накоплен мировой и отечественный опыт применения этого метода, профессиональный интерес к нему не ослабевает. Редколлегия сборника включила в него переиздания некоторых ранее изданных статей, посвященных истории и теории метода проектов, и представила возможность сегодняшним преподавателям высшей школы войти в поле актуальной дискуссии по большому кругу проблем применения этого метода всовременных реалиях.

17. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ.вузов / Ю. Г. Фокин. — М.: Академия, 2002. — 214 с.: ил. — (Высшее образование).

В предлагаемой книге рассматриваются вопросы методологии преподавания и разработки теории обучения, воспитания студентов в условиях высшей школы, развития у них творческих качеств. Содержание издания соответствует содержанию базовой учебной дисциплины психолого-педагогической подготовки специалистов с высшим образованием к преподаванию в вузе. Особое внимание уделено процессу социализации студентов, целям воспитания, становлению творческих качеств студента и преподавателя.

6