Планы семинарских занятий по курсу «специальная психология»

Семинар 1.История развития специальной психологии в России и за рубежом (4 часа)

  1. Обыденное сознание и история изменений отношения к людям с ограниченными возможностями.
  2. Начальный период изучения особенностей психического развития людей с ограниченными возможностями (Ж. Эскироль, Ж. Итар, Э. Сеген).
  3. Развитие научных представлений на сущность отклоняющегося развития в начале XX века в России и за рубежом (Г.Я. Трошин, В.П. Кащенко, Е.К. Грачева, А. Бине, Т. Симон и др.).
  4. Влияние идей Л.С. Выготского на развитие специальной психологии.
  5. Актуальные проблемы отечественной специальной психологии на разных этапах развития (в работах Ж.И. Шиф, Л.В. Занкова, Т.А. Власовой, М.И. Земцовой, М.С. Певзнер, А.И. Соколянского).

Литература:

  1. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2003 – С. 65-82.
  2. Специальная психология: Учеб.пособие / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – С.8-12.
  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.

    – М.: Просвещение, Владос, 1995.

  4. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. – М.: Академия, 2003.
  5. Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. – 1996 — №6.
  6. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. – М., 1974.
  7. Бейн Э.С., Власова Т.А., Левина Р.Е., Морозова Н.Г., Шиф Ж.И. Послесловие к книге Л.С. Выготского «Общие вопросы дефектологии» – М., 1996. – электронный ресурс.
  8. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4. – С. 3-15.

Методические рекомендации к семинару 1.

Качество усвоения студентами материалов оценивается как по устным ответам на семинарском занятии, так и по письменно выполненной работе, которая представляет собой заполнение таблицы. В таблице должны быть отражены идеи зарубежных и отечественных ученых, оказавших значительное влияние на развитие специальной психологии. Таблица составляется по следующему образцу

10 стр., 4514 слов

Роль Петра I в истории России. Что сделал Петр I для развития России?

... переворота и свержения Петра III до восстания Пугачёва. Историческое сочинение Следствием Великого посольства царя и его соратников в Европу (1698-1699) стало насаждение европейских традиций, реформирование армии, госаппарата; создание и развитие военно-морского ...

№ п/п

Имя

Годы и место жизни

Основные идеи

1.

Ж. Эскироль

1772-1840, Франция

Первая попытка психологической классификации умственной отсталости

Количество внесенных в таблицу персоналий не должно быть менее 10 — 12.

Семинар 2. Причины отклонений в психическом развитии (2 часа).

  1. Экзо- и эндогенные факторы возникновения отклонений в развитии.
  2. Психосоциальные факторы возникновения отклонений в развитии.
  3. Факторы, опосредующие влияние патогенного воздействия (возраст, локализация нарушения, степень поражения и др.).
  1. Основы специальной психологии: Учеб.пособие / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2005 — С.15-29.
  2. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2003 — С.85-89.
  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995 — С. 21-24.
  4. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов//Дефектология, 1989, 3, с. 3 – 10.
  5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994
  6. Бельтюков В.И. Соотношение социальных и биологических факторов развития человека // Дефектология. – 1981 — №4.
  7. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984 – С.17-24.

Семинар 3. Психологические параметры дизонтогенеза (2 часа).

  1. Функциональная локализация нарушений.
  2. Время поражения.
  3. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.
  4. Нарушение межфункциональных взаимодействий.
  1. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функциий. – В кн.: Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003 – С. 619-627.
  2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995. – С. 21-28.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 1985 – С. 16-26.
  4. Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития – В кн.: Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. ВВ. Лебединского и М К. Бардышевской. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002 – Т.1. – С. 182-191.
  5. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1970 – С. 16-18.
  6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Уч.пособие.

    – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 96-118.

  7. Сухарева Г.Е. Значение возрастных особенностей детей и подростков в клинике психических заболеваний – В кн.: Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. ВВ. Лебединского и М К. Бардышевской. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002 – Т.1. – С. 83-101.
  8. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: .

Семинар 4. Психолого-педагогическая характеристика отдельных видов психического дизонтогенеза. (2 часа).

  1. Психолого-педагогическая характеристика отклонений в развитии по типу отставания (ретардации): умственной отсталости и задержки психического развития.
  2. Психолого-педагогическая характеристика отклонений в развитии по типу диспропорциональности (асинхроний): искаженное и дисгармоничное развитие.
  3. Психолого-педагогическая характеристика отклонений в развитии по типу повреждения (поломки, выпадения): поврежденное и дефицитарное развитие.
  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 1985 – С. 34-157.
  2. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Уч.пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С.124-193.
  3. Боскис Р.М. Аномальные дети (развитие ребенка с сенсорными дефектами) – В кн.: Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. ВВ. Лебединского и М К. Бардышевской. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002 – Т.1. – С. 465-487.

Методические рекомендации к семинару 4.

1. Подготовка к данному семинару предполагает изучение указанных литературных источников и систематизация материала по выделенным вопросам. Результатом работы является составленная таблица, в которой должны быть отражены основные характеристики изучаемых видов психического дизонтогенеза.

При составлении психолого-педагогической характеристики различных видов психического дизонтогенеза следует акцентировать внимание на выделении следующих опорных моментов: особенности развития познавательной сферы (процессов ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления); особенности развития личностной сферы (потребности, мотивов, системы ценностей); особенности деятельности (игровой, учебной, общения).

2. В процессе подготовки к данному семинарскому занятию рекомендуется составление студентом предметного словаря, содержащего ключевые понятия изучаемой темы.

  • «психический дизонтогенез»; «дизонтогения»
  • «отклоняющееся развитие»
  • «психическое недоразвитие»
  • «задержанное развитие»
  • «дефицитарное развитие»
  • «искаженное развитие»
  • «дисгармоничное развитие»
  • «поврежденное развитие»

Словарь может быть составлен по следующему образцу:

Понятие

Определение

Автор, выходные данные источника

«Дизонтогения»

Непрогредиентные болезненные состояния, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющие собой его патологическую модификацию, затрудняющую полноценное психосоциальное развитие ребенка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Л.В. Кузнецова // Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2005 – С. 29.

Семинар 5. Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью (УО и ЗПР) и проблемы их обучения и воспитания (4 часа).

  1. Понятие «умственная отсталость». Причины умственной отсталости. Формы умственной отсталости: олигофрения, деменция, слабоумие.
  2. Степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Закономерности олигфренического дефекта: тотальность, иерархичность, необратимость, непрогредиентность.

3. Современная специальная психология (В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.) о потенциальных возможностях развития психики умственно отсталых детей.

4. Особенности психического развития детей при олигофрении. А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др. о ведущем симптоме олигофрении. Структура психического недоразвития при олигофрении.

5. Классификация форм олигофрении по М.С. Певзнер: неосложненная, с нарушением нейродинамики, с нарушением анализаторов, с грубыми нарушениями личности, с психопатоподобной формой поведения.

6. Познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта. 7. Эмоционально-волевая сфера, личность и деятельность умственно отсталых детей.

7. Проблемы обучения, воспитания и развития детей и подростков с умственной отсталостью (в России и за рубежом).

Интеграционное обучение детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.

8. Принципиальное отличие задержки психического развития от умственной отсталости. ЗПР как нарушение темпа психического развития. Систематика детей с ЗПР.

9. Классификация ЗПР Лебединской К.С. Специфические закономерности и своеобразие психики детей с ЗПР. Структура дефекта при ЗПР.

10.Особенности психической сферы, личности и деятельности детей с ЗПР.

11.Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения (КРО) детей с ЗПР.

Список литературы к семинарским занятиям №5 — №10

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М.: МГУ, 1985.
  4. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие / автор-составитель Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2001. С.9-51, 52-91, 92-123.
  5. Основы специальной психологии. /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002. – С. 152-157, 229-259, 269-318
  6. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2001 — С. 249-257, 274-295, 300-315, 383-400.
  7. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. –М., 2003. – С.138-139.
  8. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С.60-126.
  9. Чиркина Г. С. Дети с нарушениями речи. Реабилитация средствами образования детей с различными отклонениями в развитии. – М., 1996. [Электронный ресурс].
  10. Ипполитова М.В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Реабилитация средствами образования детей с различными отклонениями в развитии. – М., 1996. [Электронный ресурс].

Методические рекомендации к семинару 5.

Качество усвоения студентами материалов оценивается как по устным ответам на семинарском занятии, так и по письменно выполненной работе, которая представляет собой заполнение таблицы. Используя параметры оценки деятельности детей (В.И. Лубовский, И.А. Коробейников), составьте таблицу сравнительного анализа особенностей психического развития детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития (по следующему образцу):

Параметры оценки психического развития

Дети с умственной отсталостью

Дети с задержкой психического развития

особенности аффективно-личностной сферы (контакт, интерес, аффективный компонент продуктивности, активность, критика);

особенности работоспособности (динамика продуктивности, переключаемость, внимание);

общая характеристика деятельности (ориентировочная деятельность, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность);

частные показатели интеллектуальной деятельности (виды памяти, простое кодирование, качество опосредованного запоминания, доступность опосредования, динамика обучения, качество переноса, конструктивный праксис, логические построения, простые обобщения, усложненные обобщения, анализ несообразностей).

Семинар 6. Особенности психического развития и обучения детей с нарушениями слуха. (2 часа).

  1. Причины глухоты. Глухие и слабослышащие дети.
  2. Общие закономерности развития психики детей с нарушением слуха. Сложная структура развития психики ребенка с дефектом слуха.

3. Познавательная деятельность детей с нарушением слуха. Особенности развития внимания, восприятия, представлений, памяти и мышления. Речевое развитие детей с нарушением слуха.

4. Эмоционально-волевая сфера детей с нарушением слуха. Общее и специфическое в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением слуха.

5. Личность и деятельность детей с нарушением слуха. Индивидуально-психологические особенности личности детей с нарушением слуха. Особенности деятельности детей с нарушением слуха.

6. Задачи сурдопедагогики. Классификация видов школ для детей с пониженным слухом.

Семинар 7. Особенности психического развития и обучения детей с нарушениями зрения. (4 часа)

1. Роль зрения в жизнедеятельности человека. Понятие тотальной и частичной слепоты. Слабовидение. Рано и поздноослепшие. Соотношение общего и специфического в развитии психики лиц с дефектами зрения.

2. Первичный и вторичный дефекты при слепоте. Врожденные и приобретенные аномалии.

3. Познавательная деятельность детей с нарушением зрения. Сенсорная организация человека при дефектах зрения. Особенности восприятия, представлений, памяти, мышления слепых и слабовидящих. Влияние слепоты на речевую деятельность.

4 .Эмоционально-волевая сфера детей с нарушением зрения. Особенности эмоций, чувств и воли слепых и слабовидящих.

5. Личность и деятельность детей с нарушением зрения. Проблема взаимосвязи характера и степени зрительной патологии с формированием личности. Роль и значение деятельности в процессе компенсации слепоты и слабовидения.

6. Задачи тифлопедагогики. Особенности воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения. Школы для слепых и слабовидящих (ступени, функции, специфика работы).

7. Профессиональное образование, трудовая деятельность, социальная адаптация детей и подростков с нарушениями слуха и зрения.

Методические рекомендации к семинару 6,7.

Качество усвоения студентами материалов оценивается как по устным ответам на семинарском занятии, так и по письменно выполненной работе, которая представляет собой заполнение таблицы.

Составьте таблицу «Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих и слабослышащих детей» (по следующему образцу):

Параметры психолого-педагогической характеристики

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

1. Мыслительные процессы

2. Память

3. Речь

4. Зрительное восприятие

5. Слуховое восприятие

6. Моторика

7. Поведение

8. Учебная деятельность

Семинар 8. Особенности психического развития и обучения детей с нарушениями речи. (4 часа).

  1. Строение речевого аппарата. Виды речи и основные причины ее нарушения. Развитие речи и основные причины ее нарушения. Развитие речевой деятельности в онтогенезе.
  2. Современные классификации речевых нарушений (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая).

    Нарушения устной речи (расстройства фонационного оформления высказывания; нарушения структурно-семантического оформления высказывания).

  3. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи. Дифференциальная диагностики общего недоразвития речи (ОНР) и других отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, нарушения слуха).
  4. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения.
  5. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи (профили специальных групп).

    Оказание логопедической помощи в системе здравоохранения, социальной защиты.

  6. Особенности организации процесса обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации к семинару 8.

В процессе подготовки к данному семинарскому занятию рекомендуется составление студентом предметного словаря, содержащего ключевые понятия изучаемой темы:

  • дислалия
  • механическая дислалия
  • функциональная дислалия
  • ринолалия
  • дизартрия
  • заикание
  • алалия
  • дислексия
  • дисграфия

Словарь может быть составлен по следующему образцу:

Понятие

Определение

Автор, выходные данные источника

«Дизонтогения»

Непрогредиентные болезненные состояния, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющие собой его патологическую модификацию, затрудняющую полноценное психосоциальное развитие ребенка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Л.В. Кузнецова // Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2005 – С. 29.

Семинар 9. Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенности их обучения и воспитания. (4 часа)

  1. Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата». Виды патологии опорно-двигательного аппарата: заболевания нервной системы, врожденная патология ОДА, приобретенные заболевания и повреждения ОДА.
  2. Классификация детей по степени тяжести нарушений моторной сферы (дети с тяжелой, средней и легкой степенями нарушений).

3. Дети с церебральным параличом (ДЦП), с последствиями полиомиелита в восстановительной и резидуальной стадии, с миопатией, с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

4. Формы ДЦП: спастическая, гемипаретическая, гиперкинетичекая, атонически-астатическая. Структура двигательного дефекта при ДЦП (нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность произвольных движений, наличие насильственных движений, нарушения равновесия и координации движений, синкенезии).

5. Специфические отклонения в психическом развитии при ДЦП. Речевые нарушения при ДЦП.

6. Коррекционная работа при ДЦП (медицинская, психологическая, педагогическая, логопедическая и социальная помощь).

7. Принципы коррекционно-педагогической помощи детям с ДЦП. Система специализированной помощи детям, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Семинар 10. Особенности психического развития детей с аутизмом и аутистическими чертами личности. (4 часа).

1.Понятия аутизма. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как клиническая модель искаженного психического развития.

2. Аутизм как аффективное расстройство (К.С. Лебединская, О.С. Никольская).

Аутистические черты личности.

3.Причины аутизма. Статистика распространенности аутизма и аутистических расстройств среди детей и подростков.

4. Психолого-педагогическая характеристика детей с аутизмом. Проявления аутизма в детском и подростковом возрасте (трудности фиксации взгляда на лице другого человека, особенности коммуникативного поведения, парадоксальное переживание дискомфорта, стереотипность действий, речевых реакций, игры, особенности развития мелкой и крупной моторики, речи, аффективной сферы).

5. Факторы, определяющие эффективность развития, обучения и воспитания детей с аутизмом (тяжесть дефекта, время выявления и начала Коррекционно-развивающей работы, взаимодействие специалистов и родителей аутичного ребенка).

6. Задачи образования лиц с аутизмом и аутистическими чертами личности. Программы обучения (TEACCH – программа, поведенческая терапия, методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции).

7.Условия успешного обучения ребенка с аутизмом в детском саду, массовой школе.

Семинар 11. Современные теории и системы обучения, воспитания и психолого-педагогической коррекции недостатков психического развития у детей и подростков (4часа)

  1. Основные принципы построения современной системы специальных образовательных коррекционно-реабилитационных учреждений для детей и подростков с отклоняющимся развитием (типы образовательных учреждений).
  2. Основные психологические проблемы интегративных процессов в специальном образовании.
  3. Программы ранней помощи детям с отклонениями в развитии: цели, основное содержание.
  4. Гуманистически ориентированные образовательные системы (системы М. Монтессори, Р. Штайнера, Кэмпхиллское движение).
  5. Цели, задачи и направления работы психолого-медико-социальных центров (ПМСЦ).
  6. Охарактеризуйте основное содержание деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) в образовательных учреждениях: цели и задачи, организация деятельности.

Список литературы:

  1. А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. Основы коррекционной педагогики. Учеб. пособие для студ.М., 1999. С. 151-172, 223-238, 258-263.
  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994. С.210-212.
  3. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дошкольное воспитание», 1998 — №2 — с. 67-71.
  4. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) // Дефектология — 1996. — №6.
  5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики РАО, 2000 — №1. – электронный ресурс
  6. Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология, 2001 — №6. – С. 66-98.
  7. Леонгард Э.Социальная адаптация ребенка с патологией слуха // Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4109
  8. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. М., Воронеж, 1996. С. 98-120.
  9. Специальная педагогика./Под ред. Н.М.Назаровой. М., 2001 г. с.81-121, 168-176
  10. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005. – С. 168-188; 371-390.
  11. Специальная психология: Учеб.пособие / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – С.438-457.
  12. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. — 1994. — №4.
  13. Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения // Дефектология. – 2003. — №4. – С. 11-17.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа студентов — особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя. В рамках настоящего курса самостоятельная работа студентов представлена следующими видами:

1. Составление глоссария базовых понятий по разделам курса.

В процессе изучения данного курса студентом составляется глоссарий базовых понятий:

Абилитация

Адаптация

Акселерация

Асинхрония

Депривация

Дефект

Дизонтогения

Идеальная программа развития (идеальный онтогенез)

Инфантилизм

Инвалидность

Критический (или сензитивный) период

Компенсация дефекта

Коррекция

Отклоняющееся развитие

Органический дефект («энцефалопатия»)

Развитие

Реабилитация

Ретардация

Сопровождение

Социально-психологический норматив

Стигматизация

Хроногенность

2. Написание реферата по актуальным проблемам современной специальной психологии.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «Специальная психология».

  1. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.
  2. Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии.
  3. Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.
  4. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.
  5. Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии.
  6. Проблема реабилитации в специальной психологии.
  7. Положение инвалида в современном обществе.
  8. Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями.
  9. История становления специальной психологии в России и за рубежом.
  10. Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
  11. Дети и подростки с нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы.
  12. Характеристика психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  13. Особенности психического развития слепоглухих детей.
  14. Патология речи и психическое развитие ребенка.
  15. Общая характеристика психического развития детей с нарушениями зрения.
  16. Общая характеристика психического развития детей с нарушениями слуха.
  17. Проблема умственной отсталости в психологии, педагогике и медицине.
  18. Психологические проблемы диагностики нарушенного развития.
  19. Дети с задержкой психического развития.
  20. Поврежденное психическое развитие у детей.
  21. Психология деятельности коррекционного педагога.
  22. Основные проблемы сопровождения детей с нарушениями в развитии.
  23. Психологические проблемы интегрированного обучения детей с проблемами в развитии.
  24. Пути и формы интеграции инвалида в современном обществе.
  25. Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР.
  26. Специальная психология и практика обучения детей с проблемами в развитии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1997.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1983. — Основы дефектологии.
  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
  4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.
  5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.
  6. Основы специальной психологии: Учеб.пособие / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2005.
  7. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. ВВ. Лебединского и М К. Бардышевской. – М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002.
  8. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие / Под. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
  9. Специальная психология: Учеб. пособие / Под. ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
  10. Специальная педагогика: Учеб.пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005. – 400 с.
  11. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб. 2003. –216с.

Дополнительная литература

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ.- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . – 224 с.
  2. Боснис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. М., 1988.
  3. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.
  4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи. — М., 1990.
  5. Власова Т.А. О детях с отклонением в развитии. М., 1973.
  6. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология 1995. № 1.
  7. Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств: Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.
  8. Гончарова Е.Л. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология – 2004 — №1. – С. 3-7.
  9. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984.
  10. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.
  11. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  12. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. — М.,1990.
  13. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит. М., 1969.
  14. Каган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.
  15. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста//Дефектология, 1995. № 1. С. 42 – 46.
  16. Кривовец И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними//Дефектология 1995. № 6.
  17. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.
  18. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать. М., 1990.
  19. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.,1985.
  20. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
  21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
  22. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576 с.
  23. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей//Дефектология. 1997. № 1. С. 15.
  24. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408с.
  25. Москаленко А.А. Раннее медико-генетическое выявление и диагностирование наследственных заболеваний обмена, вызывающих поражение в сфере интеллекта у детей// Дефектология. 1997. № 2.
  26. Московкина А.Г., Дурдыева Т.М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости // Дефектология. 1995.  № 6. С. 82 – 90.
  27. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.
  28. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.
  29. Переслени Л.И., Слободяник Н.П., Шушковская А.А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников // Дефектология. 1998. № 2. – С.10 – 17.
  30. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.
  31. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М., 1996
  32. Психология глухих детей/Под ред. И.Т. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М., 1971.
  33. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов,  Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.
  34. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М., 1978.
  35. Ротекова Т.А. Сочетание нарушений познавательно и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1994. № 2.
  36. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.
  37. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.
  38. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. – М.: АРКТИ, 1999. – 136 с.
  39. Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., 1990.
  40. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М., 1990.
  41. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. — М., 1998.
  42. Тисней М.К. Дети с недостатками развития. М., 1988.
  43. Фишман М.Н. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР // Дефектология. 1998. № 1. С. 24 – 29.
  44. Щербакова А.М., Матвеева Н.Б., Наливайко Г.А. Создание группы постинтернальной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология. 1995, № 2. С. 32 – 37.
  45. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. — М., 1988.
  46. Ястребова А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы//Дефектология. 1994. № 3.

13