Рекомендации педагогам и родителям по сопровождению ребенка с учетом особенностей восприятия

Каждый человек воспринимает мир по-своему. В основе его восприятия лежит тот или иной канал поступления информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (телесный).

Существует целый ряд поведенческих индикаторов, которые могут нам помочь в определении доминирующего типа восприятия, это: поведение (дыхание, скорость речи), характерные движения глаз, речь (слова и выражения).

Разберем каждый из них по порядку.

Поведенческие характеристики:

Визуал: говорит быстро, громко и высоким тоном, т.к. образы возникают в голове быстро и человеку приходится говорить быстро, чтобы за ними успевать. Жесты находятся на уровне лица. Важно видеть собеседника, поэтому важен контакт глаз. Может увеличивать дистанцию, чтобы «охватить» взглядом собеседника.

Аудиал: Часто возникают мелкие ритмические движения тела, тон голоса чистый, мелодичный. Голова слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Некоторые люди повторяют то, что они услышали в такт своему дыханию. Часто не смотрит в глаза, т.к. вслушивается в слова. Жесты в основном находятся на уровне груди, выше талии, движения средней широты.

Кинестетики: голос низкой тональности, богатый обертонами. Предпочитает говорить медленно, с длинными паузами. Жесты также «низкорасположенные», т.е. жестикуляция преимущественно происходит ниже уровня талии. Движения крупные, размашистые, свободные, тело расслаблено. Старается подойти ближе к собеседнику, прикоснуться к нему.

В последнее время стали выделять еще один тип людей.

Дигиталы (по другим источникам «дискретный тип»). Название этого типа происходит от английского «digital» — число. Характерны механические, заученные, роботообразные движения, жестикуляция может вообще отсутствовать, голос сухой, монотонный, лишенный эмоциональных оттенков. В общении старается избегать контакта глаз. Такие люди предпочитают слова и выражения, несущие только сухую информацию, лишенную субъективной эмоциональной окраски. В речи они используют слова, сигнализирующие о понимании, о принятии информации «понятно», «интересно», «знаю», «я подумаю» и т.п., часто оперируют цифрами. Очень любят длинные замысловатые абстрактные выражения. Часто данные проявления отражают не истинную сущность, а носят защитный характер.

18 стр., 8764 слов

Движения экспрессивно-выразительные

... эмоциональное состояние. При заражении используются в основном невербальные средства: восклицания, интонации, ритмические движения и музыка, яркие цветовые пятна. Этот вид психологического воздействия особенно ярко проявляется ...

В зависимости от направления движений глаз, которые, как известно напрямую связаны с деятельностью мозга, можно определить какой системой восприятия пользуется человек для обработки информации, а также то, он припоминает что-то или все же придумывает.

Ниже представлено краткое описание глазных сигналов доступа.

§ Глаза перемещаются вверх и влево (по отношению к человеку) – визуализация из прошлого опыта.

§ Вверх и вправо – конструирование зрительного образа.

§ По горизонтали влево – припоминание звуков.

§ По горизонтали вправо – конструирование звуков.

§ Вниз вправо – доступ к ощущениям.

§ Вниз влево – внутренний диалог.

Таким образом, для кинестетиков более характерно направление глаз вниз, для визуалов – вверх, а для аудилов – на уровне горизонтали.

Кроме сигналов глаз, которые часто отражают ход мыслей человека, его преобладающий тип восприятия можно определить по наиболее часто употребляемым им в речи сенсорноопределенным словам и выражениям. Ниже представлен краткий перечень ориентировочных слов и выражений, которые могут быть использованы представителями разных модальностей.

Визуальные: смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, тёмный.

Аудиальные: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.

Кинестетические: хватать, вручать, контактировать. Толкать, тереть, жёсткий, холодный, шершавый, взяться, сдавить, взять, напрячься, осязаемый, ощутимый, Напряжение, твёрдый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжёлый, гладкий.

Дискретные: безличные или неопределенные предложения, часто отсутствие субъекта: «я понимаю…» и «как можно понять…»; «я смущен» и»это смущает», «смущает то, что…».

Нейтральные: решать, думать, помнить, знать, медитировать, понимать, намереваться, осознавать, оценивать, учить, мотивировать. Изменять, сознательный, относиться.

Визуальные выражения:

§ я вижу, что Вы имеете в виду;

§ я внимательно рассматриваю эту идею

§ мы смотрим глаза в глаза

§ я имею смутное представление

§ у него слепое пятно

§ покажите мне, что Вы имеете в виду

§ Вы посмотрите на это – и рассмеётесь

§ это прольёт немного света на существо вопроса

§ он смотрит на жизнь сквозь розовые очки

§ это прояснилось для меня

§ без тени сомнения

§ смотреть скептически

§ будущее выглядит светлым

§ решение возникло перед его глазами

§ приятное зрелище

Аудиальные выражения:

§ на той же длине волны

§ жить в гармонии

2 стр., 692 слов

Я в своих глазах и в глазах других людей

... делают одновременно 1или 2 шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Таких переходов будет несколько. Примеры ситуации «встреча»: «Перед вами человек, который вам очень нравится. ... однако происходит при контакте «глаза в глаза». У каждого на спине будет приклеен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на ...

§ говорить на тарабарском языке

§ пропускать мимо ушей

§ звонить в колокол

§ задавать тон

§ слово за слово

§ неслыханный

§ ясно выраженный

§ давать аудиенцию

§ держать язык за зубами

§ манера говорить громко и отчётливо

Кинестетические выражения:

§ я связался с вами

§ я ухватил эту идею

§ задержаться на секунду

§ я своей печёнкой чувствую это

§ человек с холодным сердцем

§ хладнокровный человек

§ толстокожий

§ руки чешутся

§ пальцем не тронуть

§ палец о палец не ударил

§ твёрдое основание

§ загореться желанием

§ не хватать звёзд с неба

§ плавно регулировать

Данные слова и выражения можно использовать не только для определения ведущего типа восприятия человека, но и для построения более качественного контакта с ним. Любая мысль, «переведенная» на язык ведущего типа восприятия, будет восприниматься человеком легче и встречать меньше сопротивления с его стороны

Рекомендации

1. Дети-кинестетики — переработка и хранение информации основывается на ощущениях. Основной вид памяти кинестетиков – мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры — плечей, рук, ног, стоп и пр. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Кинестетики наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, где интуиция помогает выбрать им верный вариант ответа.

Направление взгляда – вниз. Особенности внимания — кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно. Особенности запоминания — помнят общее впечатление. Запоминают, двигаясь.

Стратегия сопровождения: на первое место выводится двигательная активность, т.е. создание условий для свободного перемещения по кабинету, тактильная деятельность. При выполнении работы на занятиях рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать им возможность моторной разрядки (сходить за книгой, оборудованием, писать на доске; дома — сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у них легче происходит во время движения. В работе с данной категорией детей применимы задания по типу «модель-конструктор», что предполагает сборку и разборку деталей, из которых состоит устройство. Чтобы ребенок не отвлекался во время занятий, предоставьте ему, по возможности, играть активную роль. Часто возникают проблемы по соблюдению порядка на рабочем месте. В понимании  кинестетика «порядок» — это когда каждая вещь лежит на удобном для него месте. Для окружающих такой порядок часто выглядит хаосом.

2. Дети-аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания педагога. Получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Как следствие аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи, обучению грамоте. Аудиалы используют отдых между занятиями, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно, если на предыдущем занятии пришлось «держать рот на замке».

9 стр., 4396 слов

Значение иллюстрации для восприятия ребенком содержания книги

... мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты ... периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно ...

Направление взгляда — по средней линии. Особенности внимания — легко отвлекаются на звуки. Особенности запоминания – легко запоминают то, что слышат.

Стратегия сопровождения: При обучении аудиалов особое внимание уделяется восприятию информации на слух (интонации, мелодичности, тембру голоса и т.д.).

Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает. Для более успешного выполнения учебных заданий часто использует проговаривание.

3. Дети-визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они играют в кубики, складывают картинки-пазлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций.

 Направление взгляда — при общении взгляд направлен в основном вверх. Особенности внимания – устойчивое, визуалу шум практически не мешает.Особенности запоминания – помнят то, что видели, запоминают картинами.

Стратегия сопровождения — поскольку визуалы, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. Для детей с визуальным типом восприятия эффективнее на занятиях использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами.

Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит педагогу и родителю избежать многих трудностей при обучении и воспитании, поможет заложить более прочную базу знаний.

 Литература
1. Брэдвей Л., Алберс Хил Б. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить Вашего ребенка учиться/ Л. Брэдвей, Б. Алберс Хил: [ пер. с англ. ] – М.: ЮНВЕС, 1997. – 256 с.

2. Гриндер М. НЛП в педагогике: [исправление шк. конвейера] / М. Гриндер, Л. Ллойд: [пер. С. Коледа]. — Москва: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. – 307 с.

3. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. -288 с.

4. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе./ Л.А. Ясюкова.- СПб .: ИМАТОН, 2006 .- 204 с