Какое место занимает психология в современной России

Факультет технологии и профессионально-педагогического образования

Кафедра экономики и управления

Контрольная работа

2018

Содержание:

1 вариант

1. Какое место занимает психология в современной России?

2. Изложите различные точки зрения на природу сознания.

3. Почему в обыденности слова «ощущения» и «восприятия» понимаются как синонимы?

4. Можно ли утверждать, что эмоции заразительны?

1. Какое место занимает психология в современной России?

Трудно представить себе современную жизнь без такого популярного слова как психология. В каких только смыслах и контекстах она не употребляется сегодня. Мы настолько популяризировали этот термин, что готовы под психологию подвести почти что угодно. В праздных разговорах за обедом, в общественном транспорте, на практических встречах специалистов любой тематики не обходится без употребления этого термина. Спроси сегодня у любого человека, что он знает о психологии, и в половине случаев минимум мы получим ответ: «Всё».

Современная психологическая наука и практика прочно вошли и заняли важное место в жизни современного Российского общества в целом и каждого индивида в отдельности. Сегодня трудно найти городского жителя (а все чаще и не только городского) который хотя бы раз не сталкивался с одной из отраслей психологических знаний: всевозможные тренинги, тестирования, исследования и, наконец, просто бесконечные рекламные кампании, которые как из рога изобилия сыпятся ежедневно на нашу голову из радиоприемников, телевизоров, с баннеров и прочих носителей.

Современную российскую психологию, очень часто используют как инструмент, помогающий манипулировать индивидуальным и общественным сознанием людей.

Конечно, это проблема не только российского общества. Во всем мире психологов привлекают к формированию привлекательного имиджа политика, сотворению кумиров, навязыванию вредных товаров и услуг, внушению опасных представлений, мнений, установок, разжиганию вражды между людьми и так далее.

Психология еще не решила многие стоящие перед ней задачи, не интегрировала полностью теоретические и практически знания, не устранила противоречия и пробелы, не нашла ответы на многие актуальные вопросы, но она продолжает развиваться, расширяться и совершенствоваться.

Сегодня в России создаются новые направления в психологии, теоретические концепции и практические методики, пишутся учебники и книги, проводятся масштабные исследования, расширяются и совершенствуются психологические службы, набирает популярность индивидуальное и семейное консультирование, психологические и бизнес-тренинги, семинары, конференции и многое другое.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... и то же явление, процесс можно анализировать во многих аспектах. Синтез – это теоретический метод исследования; соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое ... сущность. Он создает условия для перехода эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому). Теоретический этап исследования связан с преодолением противоречия между функциональными и ...

По результатам сравнения психологического состояния нашего общества в двух крайних точках рассмотренного временного континуума – в 1981 и в 2016 г., произошло нарастание всех без исключения негативных параметров и снижение подавляющего большинства позитивных. Среди негативных характеристик наиболее выраженную динамику обнаружили агрессивность, алчность, беспринципность, бесцеремонность, враждебность, вседозволенность, грубость, жестокость, конфликтность, ложь, мафиозность, меркантильность, наглость, насилие, невоспитанность, ненависть, подлость, сквернословие, тревожность, фамильярность, эгоизм. При этом самые высокие темпы прироста обнаружила алчность, меркантильность и мафиозность.

Из положительных характеристикнаибольшие «потери» понесли альтруизм, бескорыстие, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, добросовестность, доброта, доверие, законопослушность, интеллектуальность, интеллигентность, культура, надежность, нравственность, патриотизм, порядочность, психологическая безопасность, скромность, сочувствие, спокойствие, тактичность, честность и человечность. Самая большая разница значений 1981 и 2011 гг. была обнаружена по параметрам бескорыстия, психологической безопасности и скромности.

По мнению опрошенных, у наших сограждан значительно усилились такие качества, как цинизм и «умение идти напролом», и существенно ослабли бескорыстие, патриотизм, верность товарищам, доброжелательность, душевность, взаимное доверие, честность и искренность. По мнению двух третей населения, в последние годы морально-нравственный климат нашего общества изменился в худшую сторону. А еще одно исследование показало, что уровень межличностного доверия в нашем обществе снизился в 1990-е годы, а затем оставался практически без изменения, сопровождаясь также низким уровнем доверия социальным институтам.

Востребована ли сегодня психология в России? За несколько последних лет резко увеличилось число учреждений, в которых представлена прикладная психологическая проблематика. Издаются многие новые журналы, в которых освещаются результаты практико-ориентированных исследований. При существенном сокращении диссертаций, защищаемых по проблематике общей психологии (что само по себе не является отрадным обстоятельством), во много раз увеличился поток диссертационных работ, посвященных проблемам педагогической, инженерной, военной, судебной и другим прикладным отраслям психологии.

Следует особо выделить востребованность психологии в сфере образования. Уже одно появление психологической службы в школе и повсеместное включение психологов в работу образовательного учреждения свидетельствует о новом этапе распространения ее влияния на все формы педагогической деятельности. Многообразие типов учебно-воспитательных учреждений, присущее новому времени, диктовало необходимость психологического обоснования работы в этих разнохарактерных образовательных системах.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... на уровне человека психика приобретает качественно новый характер по причине того, что его биологическая природа преобразуется определенными социокультурными факторами. Укажем, что с точки зрения современной психологической науки, ...

Так, к примеру, в Москве школьная психологическая служба насчитывает около 1000 сотрудников. За короткое время во много раз увеличилось число специалистов в области психологии. Если к началу 80-х годов в России было 6-7 тысяч, то ныне – 25-30 тысяч. Этому способствовала работа свыше 100 психологических факультетов в различных по учебному профилю вузах.

Психологи работают не только в сфере образования, но и в воинских подразделениях, в учреждениях правоохранительной системы, на промышленных предприятиях, в торговле, в семейных консультациях, в медицине, на транспорте, в авиации и космосе и т.д.

2. Изложите различные точки зрения на природу сознания.

Сознания — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи….

Список используемой литературы:

1. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб: Питер, 2001 г. — 592 с.

2. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии — Ростов-на-Дону:Издательство «Феникс», 1996. — 416 с.

3. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003 г. – Кн. 1. Общие основы психологии – 688 с.

4. А. П. Сперлинг «Психология»- Издательство: «Попурри», 2002 г. – 432 с.

5. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии. Информационно-

-методическое пособие к курсу «Психология человека».-М.: Педагогическое общество России, 2001 г.- 276 с.

6. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

7. Лекции — allRefs.net-