Щуркова Методики изучения воспитанности

Предлагается ряд педагогических методик, основное назначение ко-

торых — анализ результатов воспитательной работы, без которого невоз-

можна ее коррекция и дальнейшее совершенствование.

Отличие педагогических методик от психологических в том, что они

дают не характеристику исследуемых, а показывают тенденции формирую-

щихся характеристик. Педагогу-практику необходимо прослеживать соци-

ально-психологические изменения в группе, формирование отношений де-

тей, ценностные приобретения и характерологические продвижения.

Педагогические методики являются составной частью воспитательного

процесса, они служат средством формирования ценностных ориентаций, мо-

ментом самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным

моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности или выд-

вижения новых жизненных целей.

Педагогические методики, как правило, выступают перед детьми в

скрытой форме, в виде игры, проверки собственных сил, состязания.

Основная идея предлагаемых методик — создание ситуации «свободно-

го выбора», в которой наиболее ярко выявляется отношение. «Свободный

выбор» может быть представлен:

— как умозрительный выбор;

— как эмоциональное предпочтение;

— как ситуация реального поведенческого выбора.

Общие условия применения данных методик:

1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испы-

туемым, сохранение тайны педагогической цели.

2. Исключение педагогического давления на производимый выбор, как

предварительного, так и последующего оценочного.

3. Создание условий, максимально приближенных к изолированности

каждого испытуемого от влияния группы.

4. Анонимность полученных показателей, сохранение тайны индивиду-

альных ответов перед учителями, родителями, другими детьми.

5. Разнообразие методик и занимательность формы, переключающая

внимание испытуемого с назначения теста на его форму.

6. Единая математическая обработка результатов (в процентах),

производимая для каждой возрастной группы.

7. Предварительное планирование проведения методик на определен-

ный период времени — от фиксирования начала до выявления результатов.

Описание методик.

I. Недописанный тезис.

Дописывая тезис, испытуемый высказывает вполне определенное суж-

2 стр., 948 слов

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого

Государственное учреждение Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ» Отделение внебольничной психотерапии и реабилитации телефон: 567-72-11 Заключение по результатам психологического обследования испытуемого Тимура Д, 1983 года рождения от 04.02.2009 года. При проведении ...

дение и обозначает свое отношение к предмету речи.

Лучший вариант проведения — написать фразу для каждого участника

на карточке, где он ее и дописывает.

Можно начальные слова прочитать вслух и предоставить детям напи-

сать окончание фразы.

Примеры недописанных тезисов (3 разные формы):

— Хорошая жизнь — это …

— В хорошей школе всегда …

— Когда я вижу, что мой товарищ совершает дурной поступок …

II. Сферограмма.

Метод сферограммы выявляет круг интересов и духовных потребностей

человека, позволяет очертить сферы его духовной сопричастности: забо-

тят ли его люди близкие и далекие, благополучие жизни, лежащей за пре-

делом его личной житейской сферы.

Предлагается 2 вопроса:

— Что бы ты хотел иметь на свете?

— Что бы ты стал с этим делать, если бы этого было у тебя слишком

много?

Ко второму вопросу можно предложить варианты ответов: продам,

спрячу — пригодится, отдам …

Результаты обрабатываются графически: секторы концентрических

кругов указывают на узкие или далекие сферы сопричастности детей окру-

жающему миру. Полученные ответы в процентах распределяются по соот-

ветствующим сферам.

———————————————————————————————————————

«Я»/

семья/

товарищи/

знакомые/

другие/

III.Недописанный диалог.

Этот метод выводит исследования на самый широкий круг ценностных

объектов окружающей действительности, а также позволяет коснуться про-

исходящего и выявить отношения к протекающим событиям.

Детям предлагается представить фрагмент беседы двух людей. Произ-

несенную одним из них фразу надо дополнить предполагаемым ответом.

Фраза может быть произнесена, написана на доске или на отдельных кар-

точках. Залы успеха — быстрота ответов, отражающая непосредственное

отношение ребенка.

Например:

1. — … Смотри, какой диковинный колокольчик! Я никогда таких не

встречал в лесу!

— …?

2. — … Я не хочу играть в футбол. У меня интересная книга.

— …?

IV. Фантастический выбор.

2 стр., 751 слов

Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания

Билет №29 Ранний возраст. Развитие произвольного поведения в раннем возрасте. Выполнение речевых инструкций взрослого как первая форма произвольного поведения. Овладение речью и повышение ее роли в регуляции поведения составляет существо развития произвольности в раннем возрасте. Речь возникает и развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Первые слова ребенка, адресованные ...

Этот метод требует игровой инструментовки педагога. Он обращается

к воображению детей, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации акту-

ализируются и словесно оформляются потребности детей, выражающие их

личностные ценности. Например:

1. Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?»

Ответь ей.

2. Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

3. Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю

оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью сло-

вами. Назови эти 5 слов.

Можно выпустить бюллетень (плакат) с текстом и рисунками, иллюст-

рирующими сделанный выбор.

V. Графические тесты.

Они используются в основном для выявления характера самооценки

детей. Их не следует предлагать детям до 12-13 лет, поскольку:

— они не владеют еще абстрактным мышлением, необходимым для рабо-

ты со схемами;

— способность к самооценке не развита у детей до 10-11 лет.

Разновидности графических тестов

1. Шкалирование. Испытуемым предлагается шкала с обозначенными

качествами в разной степени развитости. Полюсные точки шкалы — макси-

мальная степень развитости качества (самый умный, самый глупый и т.д.)

Можно предположить одновременно несколько шкал:

самый самый самый самый

умный сильный добрый трудолюбивый

¦ ¦ ¦ ¦

————-+———————————-+———————————-+——————————————-+—————————

¦ ¦ ¦ ¦

самый самый самый самый

глупый слабый жестокий ленивый

При анализе материалов подсчитываются:

— количество детей, поставивших точку своего «Я» выше и ниже го-

ризонтальной оси;

— количество детей, указавших крайние точки низа или верха;

— процентное соотношение самооценок в отношении разных качеств.

2. «Я-позиция».

Схематическое выражение может быть различным. Например, чертится

6 стр., 2757 слов

1)Дайте атрибутивное качество человека. Дайте негативное определение человека

Современная парадигма утверждает, что атрибутивным качеством человека является наличие разума. Homo Sapiens – «человек разумный». Тем самым, явно или неявно, предполагается, что любое существо, разумом не обладающее, не может быть признано человеком – и это определение человека считается бесспорным. Наука может дать негативное определение человека: «Человек – это не животное», от животных его ...

квадрат, олицетворяющий коллектив, и испытуемый должен обозначить свое

место:

+-——————+ +-——————+ Я +-——————+

¦ .Я ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ .Я ¦

+-—————-+ +-—————-+ +-—————-+

В другом случае испытуемому предлагается начертить свое «Я» и

точками обозначить людей, с которыми он связан какими-то отношениями,

сохраняя условно дистанцию этих отношений.

Условие применения графических тестов — сохранение тайны личнос-

ти.

VI.Ранжирование.

Этот метод позволяет выявить степень личностной значимости объек-

тов для испытуемого. Ему предлагается ряд слов, отражающих определен-

ные ценности, и предлагается пронумеровать их в порядке значимости.

Например, предлагаются 10 существительных: труд, искусство, человек,

природа, хлеб, деньги, книги, развлечения, дом, одежда.

Богатые возможности предоставляет «двойное ранжирование», прово-

димое со старшеклассниками. Суть его в том, что один и тот же ряд под-

лежит ранговый оценке дважды: — оценка в прошлом; — оценка в настоя-

щем.

  Библиография

Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Пед. методики Моск. пед.

гос.ун-т им. В.И.Ленина.- М., 1992.- 15 с.

Представлен опросник социальных навыков — психологическая методи-

ка, позволяющая за короткое время:

— определить общий уровень сформированности социальных навыков

подростков и составить представление об их качественных особенностях;

— составить программу психологической коррекции в форме тренинга

социальных навыков.

Список утверждений опросника:

1. Вступить в разговор с кем-либо и направить его в нужное русло.

2. Перейти в разговоре к интересующему вас вопросу, детально об-

судить его и ответить на вопросы собеседника.

3. Дать другому человеку понять, что вы внимательно выслушали его

и затем умело и уместно закончить разговор.

4. Быть внимательным к другому человеку, вы пытаетесь понять его

и показать ему свою заинтересованность.

5. Сказать собеседнику, что вам что-то нравится в нем или в его

действиях.

6. Дать другому человеку понять, что вы благодарны ему за то, что

5 стр., 2016 слов

Влияние социальной среды на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1. Феноменология интеллекта в психологической науке 6 1.1.1. Исторические корни возникновения вопроса об интеллекте в психологической теории 6 1.1.2. Психологические подходы к изучению интеллекта 8 1.1.2.1. Социокультурный подход. ...

он сделал для вас.

7. Поддержать человека, если он сомневается в своих силах.

8. Попросить кого-либо помочь квалифицированно справиться со

сложной ситуацией, с которой вы не можете справиться самостоятельно.

9. Ясно объяснить кому-либо, что и как ему делать.

10. Дать понять кому-либо, что вы заботитесь о нем или о ней.

11. Дать понять кому-либо, что решение проблемы, возникшей перед

вами обоими, зависит в большей степени от него и попытаться найти

вместе это решение.

12. Убедить другого человека, что ваша точка зрения на что-либо

лучше, чем его.

13. Выразить свои злые чувства в откровенной, но вежливой манере.

14. Дать понять другому человеку, что вам приятно его похвала и

вы цените ее.

15. Попытаться понять, что другой человек чувствует и выразить

ему понимание.

16. Сказать кому-либо искренне, что вы сожалеете, что являетесь

виновником неприятности, происшедшей с ним.

17. Строго следовать указанием и выполнить соответствующие дейс-

твия.

18. Учесть предложение другого человека, сравнить их со своими

идеями и решить, какой способ действия лучше для вас в будущем.

19. Выделить, что в ваших действиях было неправильно, и что можно

изменить, чтобы более успешно действовать в будущем.

20. Выяснить, что в словах другого человека соответствует дейс-

твительности.

21. Справедливо реагировать на неудовольствие другого человека в

ситуации, связанной с вами.

22. Попытаться понять злость другого человека и показать ему, что

вы понимаете.

23. Решить, чего вы хотите добиться и оценить, насколько это ре-

ально.

24. Решить, какая специальная информация вам нужна и обратиться

за ней к компетентным людям.

25. Создать такие условия, которые позволяет вам сделать работу

эффективно.

26. Честно и искренне оценить ваши способности, чтобы определить,

насколько вы компетентны в соответствующем деле.

27. Заранее планировать обоснование вашей позиции в разговоре,

который обещает быть трудным.

28. Решить, какая из существующих проблем наиболее важная и долж-

3 стр., 1005 слов

Биологическое и социальное в человеке 3

Биологическое и социальное в человеке Наследственность и воспитания Человек — часть природы, имеет биологические свойства и подвластная биологическим закономерностям. Вместе с тем она — существо социальное, является носителем общественных характеристик и вне общества как человек не существует. Отсюда и возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке. С точки зрения ...

на быть решена в первую очередь.

29. Оценить, какое из возможных решений является, по вашему мне-

нию, наиболее подходящим (реалистичным).

30. Определить, что за чувства вы испытываете.

31. Определить, какие ваши действия или действия других людей

явились причиной того, что произошло.

32. Попросить у соответствующих людей то, что вам надо и что вы

хотите.

33. Успокоиться и расслабиться, когда вы напряжены.

34. Контролировать свои чувства и не позволять себе распускаться.

35. Прийти к согласию с человеком, который придерживается другой

точки зрения, чем вы.

36. Помочь другому человеку, который не может справиться со свои-

ми проблемами.

37. Открыто выразить людям свои желания, мысли и чувства по пово-

ду чего-либо.

Проведение работы:

Испытуемому дается список утверждений и специальный бланк, в ко-

тором он должен отметить: всегда, часто, иногда, редко, никогда. Оп-

росник проводится в две серии. В первой серии подросток должен оце-

нить, насколько ему самому удаются эти навыки. Во второй серии испыту-

емого просят оценить, насколько тот или иной навык удается его сверс-

тнику. Испытуемые отмечают крестиком в соответствующей графе бланка:

всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Обработка бланков:

Обрабатываются сначала по общим количественным показателям. В на-

чале определяется среднее арифметическое по уровню оценки успешности

социальных навыков. Ответам приписывается значение от 1 до 5 баллов.

(1 никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — всегда).

Полученное

среднее арифметическое значение по 37 навыкам в норме обычно бывает

больше 3,10 и меньше 3,85. Если полученная цифра выше этого диапазона,

то можно говорить о завышенной самооценке уровня развития социальных

навыков, переоценка своих социальных способностей. Если полученная

цифра ниже указанного диапазона, то можно говорить о заниженной оценке

своего социального поведения. В том случае, если эти показатели ниже 2

ли выше 4, можно говорить о неадекватной оценке своего поведения под-

3 стр., 1291 слов

Проблемы конфликтологии. Понятие конфликтологии.Типология социальных конфликтов и оценка их роли

Содержание Введение………………………………………………………………….3 1. Проблема конфликтологии……………………………………………4 1.1. Понятие конфликтологии……………………………………………4 1.2. Типология социальных конфликтов и оценка их роли………….13 1.3. Стадии конфликтов…………………………………………………21 1.4. Методы разрешения конфликтов……………………………………25 Заключение……………………………………………………….27 Список используемой литературы……………………………...28 Введение Возможно, XXI ...

ростком. Аналогичным образом определяется оценка развития социальных

навыков у сверстников. Среднее значение оценки социальных способностей

сверстников между 3.00 и 3.60. Если менее 3.00 — заниженная оценка со-

циальных способностей сверстников, более 3.60 — завышенная. Выше 4 и

ниже 2 — неадекватная оценка.

Коэффициент компенсации — разница между средним арифметическим по

оценке своих социальных навыков и средним арифметическим по оценке со-

циальных навыков сверстников. Если разница отрицательная — тенденция к

заниженной оценке своих социальных способностей. Если эта величина —

0,9 и менее — неадекватна заниженная оценка и плохая компенсация дефи-

цитных социальных навыков. Если эта величина более 0,9 — плохо ском-

пенсированное социальное поведение при неадекватно завышенной оценке

своих социальных достижений. В целом коэффициент компенсации показыва-

ет, насколько скомпенсировано, приближено к социальному нормативу по-

ведение человека.

Коэффициент отличия характеризует насколько (вне зависимости от

успешности или неуспешности) уровень развития социальных навыков чело-

века отличается от других людей. Для расчета этого показателя вычисля-

ется абсолютное значение разницы оценки для себя и для других по каж-

дому навыку. Затем все эти разницы по абсолютному значению складывают

и делят на количество навыков. Полученный коэффициент чаще всего не

превышает 1.10. Если больше, то отличие поведения этого человека от

остальных больше нормативного и, следовательно, он воспринимает себя

как очень отличного от других, либо действительно имеет чудаковатое

поведение.

Полная проработка опросника включает в себя:

1) общие показатели:

— средняя оценка своих социальных способностей;

— средняя оценка социальных способностей сверстника;

— коэффициент компенсации;

— коэффициент отличия.

2) качественный анализ:

— список недостаточно развитых социальных навыков;

— описание зон дефицита социальных навыков;

— определение ведущих нарушений;

список наиболее развитых навыков;

— определение зон компенсации.

3) в заключении по опроснику социальных навыков указывается:

— общий уровень развития социальных навыков;

— характеристика типов социального поведения и самооценки соци-

ального поведения;

— зоны дефицита и компенсации;

— рекомендации по психологической коррекции и компенсации дефи-

цитных навыков.

Средняя оценка своих социальных способностей:

3,25 — 3,75 — нормативная зона;

3,00 — 3,25; 3,75 — 4,00 — зоны незначительных отклонений;

2,00 — 3,00; 4,00 — 4,50 — зоны заметных отклонений;

1,00 — 2,00; 4,50 — 5,00 — зоны чрезвычайных отклонений.

Средняя оценка социальных способностей сверстников:

3,00 — 3,50 — нормативная зона;

2,50 — 3,00; 3,50 — 4,00 — зоны незначительных отклонений;

2,00 — 2,50; 4,00 — 4,50 — зоны заметных отклонений;

1,00 — 2,00; 4,50 — 5,00 — зоны чрезвычайных отклонений.

  Библиография

Хломов Д.Н., Баклушинский С.А., Казьмина О.Ю. Руководство по оценке

уровня развития социального поведения старшеклассников / Рос. академия

образования, Центр социологии образования.- М., 1993.- 75 с.- Из со-

держ.: Ч II. Хломов Д.Н. Определение уровня развития социальных навы-

ков подростков, с.19-32.