Щуркова Методики изучения воспитанности

Предлагается ряд педагогических методик, основное назначение ко-

торых — анализ результатов воспитательной работы, без которого невоз-

можна ее коррекция и дальнейшее совершенствование.

Отличие педагогических методик от психологических в том, что они

дают не характеристику исследуемых, а показывают тенденции формирую-

щихся характеристик. Педагогу-практику необходимо прослеживать соци-

ально-психологические изменения в группе, формирование отношений де-

тей, ценностные приобретения и характерологические продвижения.

Педагогические методики являются составной частью воспитательного

процесса, они служат средством формирования ценностных ориентаций, мо-

ментом самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным

моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности или выд-

вижения новых жизненных целей.

Педагогические методики, как правило, выступают перед детьми в

скрытой форме, в виде игры, проверки собственных сил, состязания.

Основная идея предлагаемых методик — создание ситуации «свободно-

го выбора», в которой наиболее ярко выявляется отношение. «Свободный

выбор» может быть представлен:

— как умозрительный выбор;

— как эмоциональное предпочтение;

— как ситуация реального поведенческого выбора.

Общие условия применения данных методик:

1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испы-

туемым, сохранение тайны педагогической цели.

2. Исключение педагогического давления на производимый выбор, как

предварительного, так и последующего оценочного.

3. Создание условий, максимально приближенных к изолированности

каждого испытуемого от влияния группы.

4. Анонимность полученных показателей, сохранение тайны индивиду-

альных ответов перед учителями, родителями, другими детьми.

5. Разнообразие методик и занимательность формы, переключающая

внимание испытуемого с назначения теста на его форму.

6. Единая математическая обработка результатов (в процентах),

производимая для каждой возрастной группы.

7. Предварительное планирование проведения методик на определен-

ный период времени — от фиксирования начала до выявления результатов.

Описание методик.

I. Недописанный тезис.

Дописывая тезис, испытуемый высказывает вполне определенное суж-

2 стр., 948 слов

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого

... SСL-90, Многопрофильный личностный опросник MMPI. В результате применения перечисленных методик были получены следующие данные: Внимание: наблюдается ... тихий, интонации понижающие. Коммуникативная функция не нарушена (испытуемый удерживает визуальный контакт, задает спонтанные вопросы, уточняет ... так и по типу искажения процесса обобщения (выбор по латентным признакам). Например, из ряда слов ...

дение и обозначает свое отношение к предмету речи.

Лучший вариант проведения — написать фразу для каждого участника

на карточке, где он ее и дописывает.

Можно начальные слова прочитать вслух и предоставить детям напи-

сать окончание фразы.

Примеры недописанных тезисов (3 разные формы):

— Хорошая жизнь — это …

— В хорошей школе всегда …

— Когда я вижу, что мой товарищ совершает дурной поступок …

II. Сферограмма.

Метод сферограммы выявляет круг интересов и духовных потребностей

человека, позволяет очертить сферы его духовной сопричастности: забо-

тят ли его люди близкие и далекие, благополучие жизни, лежащей за пре-

делом его личной житейской сферы.

Предлагается 2 вопроса:

— Что бы ты хотел иметь на свете?

— Что бы ты стал с этим делать, если бы этого было у тебя слишком

много?

Ко второму вопросу можно предложить варианты ответов: продам,

спрячу — пригодится, отдам …

Результаты обрабатываются графически: секторы концентрических

кругов указывают на узкие или далекие сферы сопричастности детей окру-

жающему миру. Полученные ответы в процентах распределяются по соот-

ветствующим сферам.

———————————————————————————————————————

«Я»/

семья/

товарищи/

знакомые/

другие/

III.Недописанный диалог.

Этот метод выводит исследования на самый широкий круг ценностных

объектов окружающей действительности, а также позволяет коснуться про-

исходящего и выявить отношения к протекающим событиям.

Детям предлагается представить фрагмент беседы двух людей. Произ-

несенную одним из них фразу надо дополнить предполагаемым ответом.

Фраза может быть произнесена, написана на доске или на отдельных кар-

точках. Залы успеха — быстрота ответов, отражающая непосредственное

отношение ребенка.

Например:

1. — … Смотри, какой диковинный колокольчик! Я никогда таких не

встречал в лесу!

— …?

2. — … Я не хочу играть в футбол. У меня интересная книга.

— …?

IV. Фантастический выбор.

Этот метод требует игровой инструментовки педагога. Он обращается

к воображению детей, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации акту-

ализируются и словесно оформляются потребности детей, выражающие их

личностные ценности. Например:

1. Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?»

Ответь ей.

2. Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

3. Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю

оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью сло-

вами. Назови эти 5 слов.

Можно выпустить бюллетень (плакат) с текстом и рисунками, иллюст-

рирующими сделанный выбор.

V. Графические тесты.

Они используются в основном для выявления характера самооценки

детей. Их не следует предлагать детям до 12-13 лет, поскольку:

— они не владеют еще абстрактным мышлением, необходимым для рабо-

9 стр., 4244 слов

Анализ методики преподавания детям дошкольного возраста

... методики преподавания детям дошкольного возраста. Предмет - теория и методика преподавания детям дошкольного возраста. Объект - процесс развития детей ... в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился ... детей в детском саду. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер ...

ты со схемами;

— способность к самооценке не развита у детей до 10-11 лет.

Разновидности графических тестов

1. Шкалирование. Испытуемым предлагается шкала с обозначенными

качествами в разной степени развитости. Полюсные точки шкалы — макси-

мальная степень развитости качества (самый умный, самый глупый и т.д.)

Можно предположить одновременно несколько шкал:

самый самый самый самый

умный сильный добрый трудолюбивый

¦ ¦ ¦ ¦

————-+———————————-+———————————-+——————————————-+—————————

¦ ¦ ¦ ¦

самый самый самый самый

глупый слабый жестокий ленивый

При анализе материалов подсчитываются:

— количество детей, поставивших точку своего «Я» выше и ниже го-

ризонтальной оси;

— количество детей, указавших крайние точки низа или верха;

— процентное соотношение самооценок в отношении разных качеств.

2. «Я-позиция».

Схематическое выражение может быть различным. Например, чертится

квадрат, олицетворяющий коллектив, и испытуемый должен обозначить свое

место:

+-——————+ +-——————+ Я +-——————+

¦ .Я ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ .Я ¦

+-—————-+ +-—————-+ +-—————-+

В другом случае испытуемому предлагается начертить свое «Я» и

точками обозначить людей, с которыми он связан какими-то отношениями,

сохраняя условно дистанцию этих отношений.

Условие применения графических тестов — сохранение тайны личнос-

ти.

VI.Ранжирование.

Этот метод позволяет выявить степень личностной значимости объек-

тов для испытуемого. Ему предлагается ряд слов, отражающих определен-

ные ценности, и предлагается пронумеровать их в порядке значимости.

Например, предлагаются 10 существительных: труд, искусство, человек,

природа, хлеб, деньги, книги, развлечения, дом, одежда.

Богатые возможности предоставляет «двойное ранжирование», прово-

димое со старшеклассниками. Суть его в том, что один и тот же ряд под-

лежит ранговый оценке дважды: — оценка в прошлом; — оценка в настоя-

щем.

  Библиография

Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Пед. методики Моск. пед.

гос.ун-т им. В.И.Ленина.- М., 1992.- 15 с.

Представлен опросник социальных навыков — психологическая методи-

ка, позволяющая за короткое время:

— определить общий уровень сформированности социальных навыков

подростков и составить представление об их качественных особенностях;

— составить программу психологической коррекции в форме тренинга

социальных навыков.

Список утверждений опросника:

1. Вступить в разговор с кем-либо и направить его в нужное русло.

2. Перейти в разговоре к интересующему вас вопросу, детально об-

судить его и ответить на вопросы собеседника.

3. Дать другому человеку понять, что вы внимательно выслушали его

и затем умело и уместно закончить разговор.

13 стр., 6037 слов

Глава 1. Биологические и социальные потребности человека

... Заключение 26 Список литературы 29 Список литературы 29 Введение Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений – это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. ... партий. Вполне естественно. Что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять. Классификация потребностей ...

4. Быть внимательным к другому человеку, вы пытаетесь понять его

и показать ему свою заинтересованность.

5. Сказать собеседнику, что вам что-то нравится в нем или в его

действиях.

6. Дать другому человеку понять, что вы благодарны ему за то, что

он сделал для вас.

7. Поддержать человека, если он сомневается в своих силах.

8. Попросить кого-либо помочь квалифицированно справиться со

сложной ситуацией, с которой вы не можете справиться самостоятельно.

9. Ясно объяснить кому-либо, что и как ему делать.

10. Дать понять кому-либо, что вы заботитесь о нем или о ней.

11. Дать понять кому-либо, что решение проблемы, возникшей перед

вами обоими, зависит в большей степени от него и попытаться найти

вместе это решение.

12. Убедить другого человека, что ваша точка зрения на что-либо

лучше, чем его.

13. Выразить свои злые чувства в откровенной, но вежливой манере.

14. Дать понять другому человеку, что вам приятно его похвала и

вы цените ее.

15. Попытаться понять, что другой человек чувствует и выразить

ему понимание.

16. Сказать кому-либо искренне, что вы сожалеете, что являетесь

виновником неприятности, происшедшей с ним.

17. Строго следовать указанием и выполнить соответствующие дейс-

твия.

18. Учесть предложение другого человека, сравнить их со своими

идеями и решить, какой способ действия лучше для вас в будущем.

19. Выделить, что в ваших действиях было неправильно, и что можно

изменить, чтобы более успешно действовать в будущем.

20. Выяснить, что в словах другого человека соответствует дейс-

твительности.

21. Справедливо реагировать на неудовольствие другого человека в

ситуации, связанной с вами.

22. Попытаться понять злость другого человека и показать ему, что

вы понимаете.

23. Решить, чего вы хотите добиться и оценить, насколько это ре-

ально.

24. Решить, какая специальная информация вам нужна и обратиться

за ней к компетентным людям.

25. Создать такие условия, которые позволяет вам сделать работу

эффективно.

26. Честно и искренне оценить ваши способности, чтобы определить,

насколько вы компетентны в соответствующем деле.

27. Заранее планировать обоснование вашей позиции в разговоре,

который обещает быть трудным.

28. Решить, какая из существующих проблем наиболее важная и долж-

на быть решена в первую очередь.

29. Оценить, какое из возможных решений является, по вашему мне-

нию, наиболее подходящим (реалистичным).

30. Определить, что за чувства вы испытываете.

31. Определить, какие ваши действия или действия других людей

явились причиной того, что произошло.

32. Попросить у соответствующих людей то, что вам надо и что вы

хотите.

33. Успокоиться и расслабиться, когда вы напряжены.

34. Контролировать свои чувства и не позволять себе распускаться.

35. Прийти к согласию с человеком, который придерживается другой

точки зрения, чем вы.

36. Помочь другому человеку, который не может справиться со свои-

ми проблемами.

37. Открыто выразить людям свои желания, мысли и чувства по пово-

3 стр., 1005 слов

Биологическое и социальное в человеке 3

... обусловлена и социально: неповторимый жизненный путь и опыт каждого человека и — что очень важно — способность к самоопределению. Человек испытает влияние и природы ( в частности своей ... высшими, — познавательные, моральные, эстетичные, потребность в общении и т.п. — небиологические, социальные за своим происхождением и содержанием. Общественно обусловленные соответствующие цели и мотивы поведения, ...

ду чего-либо.

Проведение работы:

Испытуемому дается список утверждений и специальный бланк, в ко-

тором он должен отметить: всегда, часто, иногда, редко, никогда. Оп-

росник проводится в две серии. В первой серии подросток должен оце-

нить, насколько ему самому удаются эти навыки. Во второй серии испыту-

емого просят оценить, насколько тот или иной навык удается его сверс-

тнику. Испытуемые отмечают крестиком в соответствующей графе бланка:

всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Обработка бланков:

Обрабатываются сначала по общим количественным показателям. В на-

чале определяется среднее арифметическое по уровню оценки успешности

социальных навыков. Ответам приписывается значение от 1 до 5 баллов.

(1 никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — всегда).

Полученное

среднее арифметическое значение по 37 навыкам в норме обычно бывает

больше 3,10 и меньше 3,85. Если полученная цифра выше этого диапазона,

то можно говорить о завышенной самооценке уровня развития социальных

навыков, переоценка своих социальных способностей. Если полученная

цифра ниже указанного диапазона, то можно говорить о заниженной оценке

своего социального поведения. В том случае, если эти показатели ниже 2

ли выше 4, можно говорить о неадекватной оценке своего поведения под-

ростком. Аналогичным образом определяется оценка развития социальных

навыков у сверстников. Среднее значение оценки социальных способностей

сверстников между 3.00 и 3.60. Если менее 3.00 — заниженная оценка со-

циальных способностей сверстников, более 3.60 — завышенная. Выше 4 и

ниже 2 — неадекватная оценка.

Коэффициент компенсации — разница между средним арифметическим по

оценке своих социальных навыков и средним арифметическим по оценке со-

циальных навыков сверстников. Если разница отрицательная — тенденция к

заниженной оценке своих социальных способностей. Если эта величина —

0,9 и менее — неадекватна заниженная оценка и плохая компенсация дефи-

цитных социальных навыков. Если эта величина более 0,9 — плохо ском-

пенсированное социальное поведение при неадекватно завышенной оценке

своих социальных достижений. В целом коэффициент компенсации показыва-

ет, насколько скомпенсировано, приближено к социальному нормативу по-

ведение человека.

Коэффициент отличия характеризует насколько (вне зависимости от

успешности или неуспешности) уровень развития социальных навыков чело-

века отличается от других людей. Для расчета этого показателя вычисля-

ется абсолютное значение разницы оценки для себя и для других по каж-

дому навыку. Затем все эти разницы по абсолютному значению складывают

и делят на количество навыков. Полученный коэффициент чаще всего не

превышает 1.10. Если больше, то отличие поведения этого человека от

остальных больше нормативного и, следовательно, он воспринимает себя

3 стр., 1291 слов

Проблемы конфликтологии. Понятие конфликтологии.Типология социальных ...

... жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает “зоны кризиса”. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в ... разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок, они сами найдут для себя “поле столкновения”, при этом степень ...

как очень отличного от других, либо действительно имеет чудаковатое

поведение.

Полная проработка опросника включает в себя:

1) общие показатели:

— средняя оценка своих социальных способностей;

— средняя оценка социальных способностей сверстника;

— коэффициент компенсации;

— коэффициент отличия.

2) качественный анализ:

— список недостаточно развитых социальных навыков;

— описание зон дефицита социальных навыков;

— определение ведущих нарушений;

— список наиболее развитых навыков;

— определение зон компенсации.

3) в заключении по опроснику социальных навыков указывается:

— общий уровень развития социальных навыков;

— характеристика типов социального поведения и самооценки соци-

ального поведения;

— зоны дефицита и компенсации;

— рекомендации по психологической коррекции и компенсации дефи-

цитных навыков.

Средняя оценка своих социальных способностей:

3,25 — 3,75 — нормативная зона;

3,00 — 3,25; 3,75 — 4,00 — зоны незначительных отклонений;

2,00 — 3,00; 4,00 — 4,50 — зоны заметных отклонений;

1,00 — 2,00; 4,50 — 5,00 — зоны чрезвычайных отклонений.

Средняя оценка социальных способностей сверстников:

3,00 — 3,50 — нормативная зона;

2,50 — 3,00; 3,50 — 4,00 — зоны незначительных отклонений;

2,00 — 2,50; 4,00 — 4,50 — зоны заметных отклонений;

1,00 — 2,00; 4,50 — 5,00 — зоны чрезвычайных отклонений.

  Библиография

Хломов Д.Н., Баклушинский С.А., Казьмина О.Ю. Руководство по оценке

уровня развития социального поведения старшеклассников / Рос. академия

образования, Центр социологии образования.- М., 1993.- 75 с.- Из со-

держ.: Ч II. Хломов Д.Н. Определение уровня развития социальных навы-

ков подростков, с.19-32.