1) Название методики: Метод пиктограмм

Кесова Эллина, О-13

Память

1

2) Возрастной диапазон: 14-16 лет

3) Цель методики: изучение эффективности и объема опосредованного запоминания, определение объема слуховой памяти

4) Оборудование: 2 набора отвлеченных понятий (по 20 в каждом), 2 листа чистой бумаги.

5) Инструкция: Эксперимент состоит из двух серий.

1-я серия. Экспериментатор зачитывает ряд, состоящий из 20 отвлеченных понятий. Испытуемый после предъявления всех слов должен записать их, по возможности сохраняя порядок предъявления.

2-я серия. Экспериментатор зачитывает второй набор отвлеченных понятий. В ответ на каждое слово испытуемый должен сделать зарисовку, при этом ему не следует использовать буквы и цифры. После предъявления всех слов испытуемый должен воспроизвести их, используя сделанные им зарисовки.

Инструкция к 1-й серии: «Вам будет предъявлен ряд, состоящий из 20 отвлеченных понятий. После того как я прочитаю эти слова, вы напишите все, которые запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления».

Инструкция ко 2-й серии: «Вам будет предъявлен ряд из 20 отвлеченных понятий. В ответ на каждое слово вы должны сделать зарисовку, не употребляя букв и цифр. Качество зарисовки значения не имеет, зарисовка нужна для того, чтобы глядя на рисунок, вы могли вспомнить слово».

6) Обучающая помощь: Для понимания задания 2 группы экспериментатору можно продемонстрировать зарисовки нескольких слов. Также можно предоставить значение трудных слов для лучшего понимания задания.

7) Анализ результатов: 1. Определить количество правильно воспроизведенных слов в 1-й и 2-й серии.

2. По каждой серии вычислить коэффициент запоминания К = m/n . 100%,

где m – количество правильно воспроизведенных слов, n – объем материала (20 слов).

3. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый запоминает слова, совершает минимум ошибок, при зарисовке не испытывает трудностей, с легкостью может припомнить слово по зарисовке

Средний – испытуемый затрудняется в запоминании слов, совершает ошибки при воспроизведении, не всегда может изобразить слово, при припоминании слов путается, не всегда вспоминает слово по зарисовке

Низкий – испытуемых плохо запоминает слова, совершает много ошибок при воспроизведении, не может зарисовать слова, при воспроизведении слов по зарисовке не может их припомнить

5 стр., 2292 слов

42 Понятие и методы исследования

... образования понятия. Сам Н. Ах коротко охарактеризовал свои эксперименты так: «Испытуемый получает задачи, которые он может решить только с помощью некоторых сначала бессмысленных знаков. Знаки (слова) служили испытуемому ... элементов и умение рассматривать эти выделенные, отвлеченные элементы вне конкретной и фактической связи, в которой они даны. Комплекс и понятие похожи так есть общий признак по ...

Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

2

1) Название методики: Запоминание 10 слов (по а.Р. Лурия)

2) Возрастной диапазон: не ранее 7,5—8-летнего возраста

3) Цель методики: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно, объема отсроченного воспроизведения.

4) Оборудование:Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.

5) Инструкция: «Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».

Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5-1 секунд) и четко. После первого повторения слов ребенком в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные слова. Целесообразно фиксировать последовательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизведенных ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности ребенка не делается. После первого воспроизведения говорится, что «все хорошо», и исследование продолжается.

Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка.

Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным.

Инструкция 2.« Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь».

Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9-10 повторов) — такое проведение исследования возможно при условии, что утомление ребенка не наступит раньше, чем все 10 слов будут «устойчиво» запомнены. В противном случае (в ситуации, когда ребенок начинает «терять» запомненное до полного запоминания всех 10 слов) подобное исследование, с нашей точки зрения, проводить нецелесообразно.

При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Психолог просто говорит: «Еще раз».

После устойчивого запоминания всех 10 слов переходят к другим исследованиям.

Каждое повторение слов ребенком регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке.

Через 40-50 минут специалист предлагает ребенку вспомнить слова.

Инструкция 3.«А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали». В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил ребенок, и последовательность, в которой он их воспроизводил.

По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.

6) Обучающая помощь: В случае затруднения ребенком воспроизведения ряда слов, можно повторять по одному слову после произнесения слова психологом. Далее – по 2, 3 и т.д. Затем использовать новый ряд слов.

4 стр., 1672 слов

Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста

... по проблеме развития словесно-логического запоминания детей младшего школьного возраста, определении условий для развития словесно-логического запоминания, разработке рекомендаций и подборе игровых ... «Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста» Цель работы: изучить эффективность развития словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста путем ...

7) Анализ результатов:

•объем непосредственного слухоречевого запоминания;

• длительность (скорость) запоминания данного объема слов;

• объем отсроченного воспроизведения;

• динамика запоминания материала;

• наличие литеральных или вербальных парафазий;

• особенности фонематического восприятия.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок самостоятельно воспроизводит ряд слов, порядок слов в целом сохраняется, спустя время ребенок без затруднений может вспомнить цепочку слов

Средний – ребенку требуется несколько повторений для запоминания ряда слов, при воспроизведении порядок нарушается, спустя время затрудняется при воспроизведении ряда слов

Низкий – ребенок испытывает трудности при запоминании ряда слов, требуется большое количество повторений, порядок при воспроизведении теряется, спустя время не может вспомнить ряд слов.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с, илл.

3

1) Название методики: Исследование зрительно-предметной памяти. Исследование узнавания геометрических фигур

2) Возрастной диапазон: 6-8 лет

3) Цель методики: Исследовать объем зрительно-предметной памяти и способность к узнаванию

4) Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур с разным расположением

5) Инструкция: «Посмотри на картинку №1 и запомни все фигурки. Запомнил?» (картинка №1 закрывается листом бумаги).

«А теперь найди фигурки, которые ты запомнил, на картинке №2»

6) Обучающая помощь: При возникновении сложностей в запоминании фигур, предварительно можно предложить ребенку находить одинаковые фигуры на 2 карточках, не закрывая первую листом. Затем предложить другой набор и провести исследование.

7) Анализ результатов: фиксируется время узнавания, количество, точность.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок достаточно быстро запоминает фигуры, находит все фигуры правильно, не требуется много времени

Средний – ребенку требуется время для запоминания фигур, находит не все фигуры, требуется некоторое время для припоминания

Низкий – ребенок плохо запоминает фигуры, не находит больше половины фигур, затрачивая большое количество времени

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей.— М., 1998.

22 стр., 10590 слов

Формирование слоговой структуры слова у детей

... Разработать индивидуально-коррекционные упражнения по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: логопедическая работа ... расширении научных представлений о характере и своеобразии формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР. Практическая значимость исследования: определяется полученными научными результатами ...

4

1) Название методики: Запоминание двух групп слов

2) Возрастной диапазон: Детям до 5—5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова и 3 слова), для более старших детей возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов и 3 слова).

3) Цель методики: Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, возможностей удержания порядка предъявляемого материала.

4) Оборудование: Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа, объединенные в группы.

5) Инструкция: Ребенка просят запомнить слова, которые он услышит. При этом в зависимости от возраста, заинтересованности, уровня мотивации ребенка, характера его деятельности и иных факторов, дается соответствующая инструкция. Она может быть построена, например, нижеследующим образом.

Инструкция 1А.«Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале я назову слова, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова шли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем».

Детям младшего школьного возраста инструкция дается в более «взрослом» варианте.

Далее специалист с интервалом от полсекунды до секунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их.

Важным условием проведения обследования является соблюдение тишины, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка.

Инструкция 1Б.«А теперь послушай и повтори другие слова».

Далее дается вторая группа слов.

Вся вышеописанная процедура повторяется. Обычно для запоминания трех слов требуется меньшее количество повторов (как правило, не больше двух-трех).

Инструкция 2А.«А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»

Регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.

Инструкция 2Б.«А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал».

Также регистрируются все слова, которые воспроизводит ребенок.

6) Обучающая помощь: Если ребенок не повторил ни одного слова, специалист ободряет ребенка и повторяет инструкцию еще раз в укороченной форме. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему об этом не говорят специально, а просто его внимание обращается на то, в каком порядке стояли слова.

Психолог делает повторы первой группы слов до тех пор, пока ребенок не повторит все слова группы (неважно, в правильном или в неправильном порядке).

После того как ребенок повторил все слова, необходимо попросить его повторить их еще раз, уже самостоятельно, то есть без предварительного повторения этих слов психологом.

7) Анализ результатов: Регистрируется как порядок воспроизводимых слов, так и количество необходимых повторений для полного запоминания первой группы слов. Также регистрируются правильность повторения, также все привнесенные или искаженные слова. Обычно для правильного самостоятельного повтора пяти слов требуется не более четырех повторений.

• объем запоминаемого материала;

13 стр., 6065 слов

Изучение процессов запоминания

... при изучении психологии памяти.   ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ И МЕХАНИЗМА ЗАПОМИНАНИЯ      Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители  разных наук: психологии, ... рис.1. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов ...

• количество необходимых повторений для полного запоминания ребенком как большего, так и меньшего по объему материала (скорость запоминания);

• возможность удержания предъявляемого порядка слов;

• наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу или звучанию (парафазии);

• наличие интерферирующих влияний на воспроизводимый по «группам» материал;

• прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);

• особенности фонематического восприятия.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок воспроизводит слова в правильном порядке, ему достаточно 1-2 повторов слов, воспроизводит ряды слов достаточно быстро

Средний – ребенок путается в порядке проговаривания слов, ему требуется более 2х повторений, требуется время для воспроизведения ряда слов

Низкий – ребенок не способен запомнить правильный порядок слов, ему требуется более 4х повторений, долго воспроизводит ряд слов

Семаго Н. Я., Семаго М. М. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с, илл.

5

1) Название методики: Исследование продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания (методика п.И. Зинченко)

2) Возрастной диапазон: 12-14 лет

3) Цель методики: изучить условия продуктивности произвольного запоминания, сравнить продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания, определить объем зрительной памяти

4) Оборудование: 16 картинок, которые легко классифицируются на 4 группы

5) Инструкция: Эксперимент состоит из двух серий. Все испытуемые делятся на две подгруппы. 1-я серия. Первой группе предъявляется следующая инструкция: «Вам на две-три минуты будут предъявлены 16 картинок. Ваша задача внимательно их рассмотреть и постараться запомнить». После этого экспериментатор убирает картинки (или переворачивает) и испытуемые письменно должны воспроизвести названия картинок в любой последовательности.

2-я серия. Второй группе испытуемых предъявляется тот же стимульный материал. Им предлагается следующая инструкция: «Вам будут предъявлены 16 картинок. Вы должны в течение двух-трех минут, внимательно рассматривая картинки, расклассифицировать их на четыре группы». После этого экспериментатор убирает картинки и предлагает испытуемому воспроизвести их названия в любой последовательности.

6) Обучающая помощь: При затруднении испытуемых следует проговорить инструкцию, приводя примеры классификаций.

7) Анализ результатов: 1. Определить среднее число правильно воспроизведенных картинок в обеих сериях для каждой группы испытуемых.

2. Записать полученные средние значения в таблицу:

3. Сравнить продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый легко запоминает картинки, при воспроизведении сохраняет последовательность, не требуется много времени для припоминания, с легкостью классифицирует на группы

Средний – испытуемый затрудняется в запоминании картинок, при воспроизведении вспоминает не все картинки, требуется время для припоминания, затрудняется в правильной классификации

14 стр., 6951 слов

Исследование опосредованного и непосредственного запоминания ...

... методик исследования памяти и различных видов запоминания; -исследовать непосредственное и опосредованное запоминание; -выявить наиболее продуктивный вид запоминания. Глава 1. Виды, процессы, механизмы памяти ... связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. ...

Низкий – испытуемому сложно запомнить картинки, при воспроизведении затрачивает много времени, не может вспомнить более половины картинок, не может классифицировать на группы

Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 139 с.

6

1) Название методики: Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (методика п.И. Зинченко)

2) Возрастной диапазон: 13-15 лет

3) Цель методики: выяснить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека, определить объем зрительной памяти

4) Оборудование: 16 картинок, которые легко классифицируются на 4 группы. Кроме изображения на каждой картинке (в правом верхнем углу) написано двузначное число

5) Инструкция: Эксперимент состоит из двух серий. Все испытуемые делятся на две подгруппы 1-я серия. Первой группе предъявляется следующая инструкция: «С вами будет проведен эксперимент, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать в уме все картинки на четыре группы». После окончания серии эксперимента его участникам предлагают письменно воспроизвести в любом порядке сначала названия картинок, а затем числа.

2-я серия. Второй группе испытуемых предлагается тот же стимульный материал. Им предъявляется следующая инструкция: «Ваша задача – расположить в уме все числа, имеющиеся на картинках, строго по ряду номеров от наименьшего к наибольшему». После окончания серии эксперимента испытуемому предлагается сначала воспроизвести числа, а затем предметы.

6) Обучающая помощь: При затруднении испытуемых следует проговорить инструкцию, приводя примеры классификаций.

7) Анализ результатов: 1. Определить среднее число правильно воспроизведенных картинок и чисел в обоих опытах для каждой группы испытуемых.

2. Записать полученные средние значения в таблицу:

3. На основании анализа данных, представленных в таблице, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.

4. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в отдельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый 1 гр. без затруднений классифицирует предметы, воспроизводит числа с минимумом ошибок. 2 гр. воспроизводит числа и предметы без особых затрудений, не затрачивая много времени

Средний – испытуемый 1 гр. испытывает сложности в классификации предметов, с трудом воспроизводи числа к предметам. 2 гр. затрудняется в воспроизведении правильного порядка чисел и предметов, затрачивает больше времени, допускает ошибки

Низкий – испытуемый 1 гр. испытывает трудности в классификации предметов и не может воспроизвести числа к предметам. 2 гр. не может запомнить порядок чисел, требуется много времени, не может соотнести числа в предметами

Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 139 с.

12 стр., 5552 слов

Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания ...

... Зависимая переменная: процесс запоминания. Независимая переменная: инструкция (пояснения) к заданию. Глава 1. Психологические особенности процессов запоминания в младшем ... с объектом и предметом исследования 2) сформировать выборки испытуемых, в соответствии с выделенными критериями; ) создать ... развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Важно дать детям почувствовать, что этот вид ...

7

1) Название методики: Определение объема кратковременной памяти (метод Джекобса)

2) Возрастной диапазон: 13-15 лет

3) Цель методики: определить объем кратковременной памяти на цифровом материале.

4) Оборудование: 4 набора, в каждом из которых семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов (ряды составлены по таблице случайных чисел)

5) Инструкция: «Вам будут предъявляться последовательно ряды случайных чисел, содержащих от 4 до 10 элементов, начиная с самого короткого. Ваша задача – запомнить и воспроизвести числа в той последовательности, в которой они были даны».

Эксперимент состоит из четырех серий. 1-я серия проводится с первым набором цифр. Экспериментатор последовательно зачитывает испытуемому семь рядов цифр, содержащих от четырех до десяти элементов, начиная с самого короткого. После предъявления каждого ряда испытуемый в протоколе письменно воспроизводит элементы ряда в том порядке, в котором их зачитывал экспериментатор. 2-я, 3-я и 4-я серии проводятся аналогично, но с другими наборами цифр (вторым, третьим и четвертым соответственно).

После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда. Экспериментатор фиксирует свои наблюдения за поведением испытуемого.

6) Обучающая помощь: Если испытуемый затрудняется при запоминании ряда чисел, можно использовать по несколько повторов, либо сопровождать визуальным материалом ряда чисел. Затем повторить исследование без дополнительных стимулов.

7) Анализ результатов: 1. Сверить результаты каждой серии эксперимента с предъявленным материалом. Знаком «+» в таблице отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, отмечаются знаком «–».

2. Вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины за все серии. Составить сводную таблицу результатов четырех серий:

3. Построить график зависимости продуктивности запоминания от количества материала (по проценту правильно воспроизведенных рядов за все опыты).

4. Вычислить объем памяти по формуле: V=А+m/4+1/2, где А – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во всех опытах, m – количество правильно воспроизведенных рядов, больших А.

5. Вычислить средний показатель правильно воспроизведенных рядов за все серии (%) по группе испытуемых и нанести средний график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда на индивидуальный график данного испытуемого.

6. Определить средний показатель объема кратковременной памяти по группе испытуемых.

7. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе (объем кратковременной памяти и график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда).

8. На основании полученных количественных данных и словесного отчета испытуемых проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый достаточно легко запоминает ряды чисел, воспроизводит почти все числа верно, не требуется большого количества времени

19 стр., 9314 слов

Проблема значения и смысла в трактовке Леонтьева

... широту, глубину, обобщенность, но она всегда сохраняет яро – опред. набор связей. 2. Под смыслом понимается индивидуальное значение слова, выделенное у этой объективной системы связей. Оно состоит из ... обозначаемого, не зависящие от субъекта. Так мы проанализируем лишь степень усвоенности данным испытуемым общекультурного значения. Мы можем усложнить вопрос, попросив перечислить, для чего может быть ...

Средний – испытуемый запоминает ряды чисел, но испытывает трудности при запоминании длинных рядов, допускает ошибки при воспроизведении, требуется время для припоминания

Низкий – испытуемый затрудняется в запоминании чисел, допускает большое количество ошибок, затрачивает достаточно много времени

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 95 с.

8

1) Название методики: Исследование влияния осмысленности материала на запоминание

2) Возрастной диапазон: 13-15 лет

3) Цель методики: изучить продуктивность запоминания материала в зависимости от степени его осмысленности.

4) Оборудование: 15 бессмысленных слогов, 15 не связанных между собой по смыслу слов, 15 связанных между собой по смыслу слов

5) Инструкция: Эксперимент состоит из трех серий.

1-я серия. Экспериментатор зачитывает испытуемому 15 бессмысленных слогов. После предъявления материала испытуемый должен воспроизвести его в любом порядке.

2-я серия. Экспериментатор зачитывает испытуемому не связанные по смыслу слова. После предъявления слов испытуемый должен воспроизвести их в любом порядке.

3-я серия. Экспериментатор зачитывает испытуемому связанные между собой по смыслу слова. Задача испытуемого – воспроизвести слова в любой последовательности.

Обязательно должен быть интервал между сериями эксперимента не менее 5 минут.

Инструкция к 1-й серии: «Вам будут предъявлены 15 бессмысленных слогов, ваша задача – запомнить их и воспроизвести в любой последовательности».

Инструкция ко 2-й серии: «Вам будут предъявлены 15 не связанных между собой по смыслу слов, ваша задача – запомнить и воспроизвести их в любой последовательности».

Инструкция к 3-й серии: «Вам будут предъявлены 15 связанных между собой по смыслу слов, ваша задача – запомнить их и воспроизвести в любой последовательности».

6) Обучающая помощь: При затруднениях, следует повторять ряд слогов и слов несколько раз, затем провести исследование на другом наборе.

7) Анализ результатов: 1. Определить количество правильно воспроизведенных слов

испытуемым в каждой серии эксперимента.

2. Определить среднее по группе количество правильно воспроизведенных слов.

3. Полученные данные занести в таблицу.

4. На основании анализа данных, представленных в таблице, сделать выводы о продуктивности запоминания в зависимости от степени осмысленности материала.

5. Сравнить индивидуальные показатели со среднегрупповыми.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый достаточно легко справляется с заданием, допускает минимум ошибок

Средний – испытуемый затрудняется в воспроизведении, особенно 1 и 2 серии заданий, допускает ошибки

Низкий – испытуемый плохо запоминает ряды слогов и слов, допускает много ошибок при воспроизведении

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

9

1) Название методики: Исследование опосредованного запоминания (метод двойной стимуляции)

2) Возрастной диапазон: 15-17 лет

20 стр., 9866 слов

Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ...

... действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - ... чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное ...

3) Цель методики: определить условия увеличения продуктивности опосредованного запоминания и его объем, определить объем зрительной и слуховой памяти

4) Оборудование: 15 слов и 15 картинок, связанных по смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й набор)

5) Инструкция: Эксперимент состоит из трех серий.

1-я серия. Экспериментатор предъявляет последовательно 15 слов и 15 картинок первого набора, испытуемому предлагается запомнить слова, используя для запоминания картинки. Экспериментатор показывает картинки одновременно с произнесением каждого слова. Интервал между словами 5 сек. Через 10 сек. после предъявления всех слов экспериментатор показывает картинки в другом порядке и просит воспроизвести то слово, которое соответствует данному изображению.

2-я серия. Проводится аналогично первой, используются слова и картинки второго набора.

3-я серия. Экспериментатор предъявляет для запоминания 15 слов третьего набора, а испытуемый должен сам подбирать к каждому слову определенную картинку из 30 лежащих перед ним. После каждого предъявления картинка убирается. После предъявления слов экспериментатор показывает выбранные испытуемым картинки в другом порядке и просит воспроизвести то слово, которое соответствует данному изображению.

Инструкция к 1-й и 2-й серии: «Вам будут последовательно предъявляться 15 слов и 15 картинок, необходимо запомнить слова, используя для запоминания картинки. После предъявления всех слов вам будут показывать картинки, а вы должны назвать слова, соответствующие им».

Инструкция к 3-й серии: «Перед вами 30 картинок. Вам будут последовательно предъявляться 15 слов. Ваша задача – к каждому слову подобрать картинку, которая затем поможет вам вспомнить предъявляемое ранее слово».

6) Обучающая помощь:

7) Анализ результатов: 1. Определить количество правильно и ошибочно воспроизведенных слов в каждой серии.

2. Составить сводную таблицу результатов трех серий:

3. Сравнить экспериментальные данные по результатам воспроизведения во всех трех сериях (простые связи – 1-я серия, сложные связи – 2-я серия, установление свободных связей – 3-я серия).

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый достаточно легко справляется с заданием, быстро вспоминает слова при предъявлении картинок 1 и 2 серии, также неплохо справляется с заданием 3 серии, допуская минимум ошибок

Средний – испытуемый испытывает трудности при запоминании, особенно заданий 2 и 3 серии, допускает ошибки, требуется время для припоминания

Низкий – испытуемый плохо запоминает слова и изображения, допускаем много ошибок при воспроизведении слов по картинкам 1 и 2 серии, не справляется с заданием 3 серии

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

10

1) Название методики: Сравнение процессов активного воспроизведения и узнавания

2) Возрастной диапазон: 12-16 лет

3) Цель методики: изучить особенности воспроизведения и узнавания одного и того же материала и сравнить продуктивность этих процессов, определить объем слуховой и зрительной памяти

4) Оборудование: Стимульный материал для 1-й серии: четыре набора слов, составленных следующим образом:

1-й набор – 10 не связанных между собой по смыслу слов,

2-й набор – 20 не связанных между собой по смыслу слов (10 из которых из 1 набора),

3-й набор – 15 не связанных между собой по смыслу слов,

4-й набор – 30 не связанных между собой по смыслу слов (15 из которых из 3-го набора).

Стимульный материал для 2-й серии: матрица А, содержащая 9 геометрических фигур; матрица В, содержащая 9 геометрических фигур; матрица С, содержащая 20 геометрических фигур,

среди которых 9 «старых» (из матрицы В) и 11 «новых» стимулов.

5) Инструкция:Исследование состоит из двух серий.

1-я серия. Экспериментатор читает набор из 10 не связанных между собой слов и предлагает воспроизвести его в любом порядке. Затем экспериментатор читает второй набор из 20 слов, в который включены в случайном порядке 10 слов первого набора. Испытуемый должен дать знак экспериментатору при обнаружении слов, которые ранее предъявлялись. После этого экспериментатор для активного воспроизведения предлагает набор из 15 слов, а для узнавания – набор из 30 слов, в который включены в случайном порядке 15 слов из предыдущего набора.

2-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому матрицу А, время экспозиции – 10 сек. Испытуемый должен зарисовать фигуры спустя 5 секунд после экспозиции. Затем экспериментатор предъявляет испытуемому матрицу В на 10 сек., спустя 5 сек. ему демонстрируется матрица С, на которой он должен узнать «старые» стимулы (из матрицы В).

Обязательно должен быть перерыв между сериями.

Инструкция 1 (к 1-й серии): «Вам будет предъявлен набор из 10 не связанных между собой по смыслу слов, после предъявления вы должны воспроизвести их в любой последовательности».

Инструкция 2 (к 1-й серии): «Вам будет предъявлен набор из 20 не связанных между собой по смыслу слов. Если вы обнаружите слова, которые предъявлялись ранее, дайте знак экспериментатору».

Для 3-го и 4-го набора слов экспериментатор дает испытуемому аналогичные инструкции.

Инструкция 3 (ко 2-й серии): «Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображением геометрических фигур. Ваша задача – запомнить и зарисовать их на чистом листе».

Инструкция 4 (ко 2-й серии).

«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображением геометрических фигур. Ваша задача – их запомнить. Через некоторое время вам будет предъявлена следующая матрица. Если вы узнаете фигуры, которые были ранее вам предъявлены, дайте знак экспериментатору».

6) Обучающая помощь: В случае затруднения повторить набор слов несколько раз. Затем использовать другой набор.

7) Анализ результатов: 1. Определить количество правильно воспроизведенных слов

и правильно воспроизведенных фигур.

2. Определить количество правильно узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.

3. Построить гистограмму количества правильно воспроизведенных и узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.

4. Определить количество ошибок в каждой серии эксперимента.

5. Сравнить продуктивность воспроизведения и узнавания и выявить тенденцию, которая при этом обнаруживается.

6. Сравнить результаты, полученные при воспроизведении и узнавании слов и геометрических фигур.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый достаточно легко запоминает ряд слов, не испытывает трудностей при узнавании старых слов в новой цепочке, также легко справляется и с фигурами

Средний – испытуемый затрудняется в воспроизведении ряда слов, не узнает некоторые старые слова в новой цепочке, затрудняется при выполнении задания с фигурами, требуется время для припоминания

Низкий – испытуемый совершает много ошибок при воспроизведении ряда слов, не может вычленить их из нового ряда, не находит старые фигуры среди новых, требует достаточно большое количество времени.

Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 125с.