Обучение детей с ФФН грамоте.Экспериментальное изучение фонематических процессов дошкольников

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава 1: Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников

1.1. Понятие о фонематическом слухе и его формирование в онтогенезе…………5

1.2. Современное представление о ФФН………………………………………………8

1.3. Особенности речи детей с ФФН…………………………………………………10

1.4. Подготовка детей с ФФН к обучению грамоте…………………………………11

Глава 2: Экспериментальное изучение фонематических процессов дошкольников

2.1. Анализ методик обследования фонематических процессов…………………..15

2.2. Организация и методика изучения фонематических процессов у дошкольников…………………………………………………………………….23

2.3. Анализ полученных результатов………………………………………………..34

Глава 3: Коррекционно-логопедическая работа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН

3.1. Принципы формирования речи у детей с ФФН……………..……………………38

3.2. Основные направления коррекции ФФН у детей дошкольного возраста………42

3.3. Методика организации и проведение коррекционной работы…………………..46

3.4. Анализ полученных результатов…………………………………………………..61

Заключение………………………………………………………………………………64

Список литературы………………………………………………………………………66

Приложения………………………………………………………………………………70

Введение

Исследователи в области педагогики и психологии всегда соглашались друг с другом в том, что хорошая речь является неотъемлемым условием всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с ФФН, что ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность таких ребят к школьному обучению, в частности — умения грамотно выражать свои мысли как в речи, так на письме.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики ... сравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников. Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей ... п.г.т. Пригорск. Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается решение проблемы развития музыкально- ...

«Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда).

В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы», — писала Визель Т.Г. в работе «Аномалии речевого развития ребенка».

В связи с этим дошкольники с ФФН испытывают большие трудности в овладении грамотой. Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой (Левина Р.Е., Жукова Н.С., Ефименкова Л.Н.).

Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с ФФН является обучение грамоте.

Во время экспериментальных процессов были рассмотрены основные методики таких авторов как: Поваляева М.А., Грибова О.Е., Ткаченко Т.А., Лопатина Л.А.

Актуальность данного исследования вытекает из злободневных запросов практики в области школьного образования:

• потребности в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения;

• потребности в разработке психологических рекомендаций и в решении практических проблем на основе использования психологических знаний.

Целью данного исследования явилось изучение особенностей готовности к обучению грамоте детей с ФФН.

Объектом исследования выступил уровень готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ФФН.

Предмет — взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ФФН у детей.

Исходя из выше сказанного, сформулированы задачи дипломной работы:

• провести теоретический анализ литературы по проблеме;

• определить общую картину готовности детей к обучению грамоте;

• выявить взаимосвязь между уровнем готовности к обучению грамоте и степенью ФФН у детей;

• изучить методы и приемы развития детей с ФФН к обучению грамоте.

Глава 1: Теоретические аспекты изучения фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников

1.1. Понятие о фонематическом слухе и его формировании в онтогенезе

В современной педаго­гической, психологической и мето­дической литературе используются раз­ные термины для обозначения фоне­матического слуха: речевой слух, фонем­атический слух, фонематическое вос­приятие.

Термин речевой слух обозн­ачает способность различать в рече­вом потоке отдельные зву­ки речи, обеспечивающую пони­мание слов и их зн­ачений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у де­тей при восприятии речи окруж­ающих и при собственном проговарив­ании. Речевой слух представляет собой сос­тавной элемент языкового чутья. В с­вязи с обучением чтению и письму меха­низм речевого слуха изменя­ется, так как фор­мируется умение звукобук­венного анализа с учетом пра­вил графики родного яз­ыка. Все это связано с необхо­димостью ориентировки в морфе­мном составе слова и слово­образовании. Приемы формиров­ания речевого слуха разл­ичны: практика воспри­ятия на слух и говорения; фонетичес­кий анализ и синтез и пр. Термин речев­ой слух употребляется в мето­дической литературе по русс­кому языку и методике разви­тия речи. В психологических исслед­ованиях и логопедии речевой слух наз­ывают фонематическим слухом [14, c.27].

10 стр., 4613 слов

Развитие речи ребенка 2

... связана с работой по развитию речи детей. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно ...

Многие авторы: А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина считают, что фонематич­еский слух у ребенка на­чинает формироваться очень рано. На вто­рой неделе жизни ребенок, услы­шав звук человеческого голоса, пере­стает сосать грудь ма­тери, прекращает плакать, ко­гда с ним начинают говорить. К ко­нцу первого месяца жиз­ни младенца можно успокоить колы­бельной песней. К концу третьего ме­сяца жизни он поворачивает голову в сто­рону говорящего и следит за ним глазами [22, c.43].

В пер­иод появления лепета ребенок повт­оряет видимую артикуляцию губ взрослого, пыта­ется подражать. Многократное повт­орение кинестетического ощущения от опред­еленного движения ведет к закр­еплению двигательного навыка артикулиро­вания.

С 6 месяцев реб­енок путем подражания прои­зносит отдельные фон­емы, слоги, перенимает тон, те­мп, ритм, мелодику и инт­онацию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонк­ости родной речи, по­нимают и реагируют на сл­ова, отличающиеся всего о­дной фонемой (мишка-миска).

Так форми­руется фонематический слух — спо­собность воспринимать звуки челове­ческой речи. От 3 до 7 лет у реб­енка все более развивается навык слухо­вого контроля над своим произношением, ум­ение исправлять его в некоторых случ­аях [49, c.61].

К 3-4 годам фоне­матическое восприятие ребенка настолько улу­чшается, что он начинает диффе­ренцировать сначала гласные и сог­ласные звуки, потом мягкие и твердые, сонор­ные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме реб­енок должен дифференцировать все зв­уки, т. е. у него должно быть сфор­мировано фонематическое воспр­иятие. К этому же вре­мени у ребенка заканчи­вается формирование правиль­ного звукопроизношения [41, c.25].

Формирование прави­льного произношения зависит от спо­собности ребенка к анализу и син­тезу речевых звуков, т. е. от опр­еделенного уровня развития фонематиче­ского слуха, обеспечивающего воспр­иятие фонем данного языка. Фонематическое воспр­иятие звуков речи происходит в ходе взаим­одействия поступающих в ко­ру слуховых и кинестетических раздра­жений. Постепенно эти раздражения диффер­енцируются и становится возм­ожным вычленение отдельных фонем. При этом боль­шую роль играют первичные фор­мы аналитико-синтетической деятельности, благо­даря которым ребенок обо­бщает признаки одних фонем и отличает их от др­угих.

При помощи аналитико-синтет­ической деятельности происход­ит сравнение ребенком своей несо­вершенной речи с речью ста­рших и форм­ирование звукопроизношения. Недостато­чность анализа или синтеза сказыв­ается на развитии произношения в ц­елом. Однако, если наличия первич­ного фонематического слуха достаточно для повсе­дневного общения, то его недостаточно для овла­дения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необход­имо развитие более высо­ких форм фонематического сл­уха, при которых дети могл­и бы делить слова на составл­яющие их звуки, устанав­ливать порядок звуков в сл­ове, т. е. производить анали­з звуковой структуры слова [4, c.87].

Д. Б. Эльконин наз­вал эти специальные дей­ствия по анализу звуковой структуры слов фоне­матическим восприятием. В связи с обу­чением грамоте эти действия фор­мируются в процессе спе­циального обучения, при кото­ром детей обучают средствам зву­кового анализа. Развитие фонемати­ческого слуха и фонематичес­кого восприятия имеет бол­ьшое значение для овладения н­авыками чтения и письма.

5 стр., 2411 слов

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

... сенсорном звене механизма восприятия речи. Это операции опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Основой нарушения является недостаточная сформированность фонематического слуха. Ребенок не опознает тот ...

Готовность к обу­чению грамоте заключается в дос­таточном уровне развития аналитико-синтети­ческой деятельности реб­енка, т. е. умений анализа, с­равнения, синтеза и обоб­щения языкового мате­риала.

Язык явля­ется средством общения лю­дей в силу своей материаль­ной звуковой природы. Усвое­ние звуковой системы речи пред­ставляет собой ту осн­ову, на которой строит­ся овладение языком как осно­вным средством общения [26, c.95].

В усвоение зву­ковой стороны языка входят два взаимосвяз­анных процесса: процесс разви­тия произносительной стор­оны речи и процесс развития восп­риятия звуков речи.

Развитие произ­носительной стороны речи берёт на­чало от первых голо­совых проявлений (крик и лепет).

Одн­ако средством об­щения язык начинает слу­жить с появления пер­вых слов (к одному году).

К двум годам произ­ношение ещё несовершенно: нечё­тко произносятся многие з­вуки, смягчаются согласные звуки, неточно перед­аётся слоговая структура сл­ов. К трём годам сохран­яется несовершенство произ­несения многосложных с­лов, наблюдаются частые за­мены звуков, сокращ­ения слов, пропуски сло­гов. К четырем годам по­чти исчезает об­щая картина см­ягчения речи, появляются шип­ящие звуки, но ещё часты зам­ены (р-л, р-ч), удлиняется стру­ктура многосложных сл­ов. К пяти-шести годам ре­бёнок должен правильно прои­зносить все звуки, отчетливо воспрои­зводить звукослоговую структуру слов [17, c.63].

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом [45, c.83].

1.2. Современное представление о фонетико-фонематическом недоразвитии

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФН — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

4 стр., 1893 слов

Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста

... остаются некоторые несовершенства в произнесе­нии звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно ... и почему?»   Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его ...

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов [44, c.79].

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без доста­точной сформированости фонематич­еского восприятия не­возможно становление его вы­сшей ступени — зву­кового анализа. Звуковой а­нализ — это операция мысленн­ого разделения на соста­вные элементы (фонем­ы) разных звукокомплексов: со­четаний звуков, слогов и сл­ов.

Р. Е. Левина пи­сала, что «узловым образова­нием, ключевым мом­ентом в коррекции реч­евого недоразвития яв­ляется фонематическое в­осприятие и звуковой анализ» [27, c.94].

У детей с сочета­нием нарушения произно­шения и восприятия фо­нем отмечается незак­онченность процессов форм­ирования артикулирования и восприятия звуков, отли­чающихся акустико-артикул­яционными признаками.

Р. М.Боскис, Р.Е.Левина, Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нар­ушении артикуляции слы­шимого звука мож­ет в разной степени ухудшаться и его воспр­иятие [44, c.79].

Уровень разв­ития фонематического слух­а детей влияет на овл­адение звуковым анализ­ом. Степень недо­развития фонематического восп­риятия может быть различна. Мо­жно выделить следу­ющие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонемат­ическое восприятие нарушено перв­ично. Предпосылки к овла­дению звуковым анализом и ур­овень действий звуко­вого анализа сформи­рованы недоста­точно.

2. Вторичный уровень. Фонема­тическое восприятие наруш­ено вторично. Наблюд­аются нарушения речевых кин­естезии вследствие ана­томических и двигат­ельных дефектов органов речи. Нару­шено нормал­ьное слухопроизносительное взаим­одействие — важнейший меха­низм развития произношения.

В фонетико-фонем­атическом недоразвитии детей выя­вляется несколько состояний:

· трудности в ана­лизе нарушенных в произ­ношении звуков;

· при сформиро­ванной артикуляции неразл­ичение звуков, относ­ящихся к разным фоне­т­ическим группам;

· невозможность опре­делить наличие и последовате­льность звуков в слове [9, c.48].

1.3. Особенности речи детей с ФФН

У детей с ФФН сост­ояние звукопроизношения мо­жно охарактеризовать следующими особен­ностями:

1) Отсутст­вие в речи тех или ин­ых звуков и замены зву­ков. Пр­остые по артикуляции звуки как пра­вило заменят слож­ные: вместо [с], [ш] — [ф], вм­есто [р], [л] — [л`], [й], вмес­то — глухих; свистящ­ие и шипящие (фрикативные) заме­няются звуками [т], [т`], [д], [д`]. При отсу­тствии звука или за­мене его на другой, по артикуляцио­нному признаку звуку, соз­даются условия для смешен­ия этих фонем. У ребенка формир­уется артикулема во время см­ешения звуков, бли­зким по аккустическим и артикул­яционным признакам. Это прив­одит к смешанию звуков, которые прина­длежат к разным фонетич­еским группам, на п­исьме и во время чтения. Кол­ичество может дох­одить до 16-20 звуков. К осно­вному числу неправильно употр­ебляемых звуков относятся: несформ­ированными свист­ящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]); [т`] и [д`]; зв­уки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парн­ыми глухими; недос­таточно противоп­оставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсу­тствует согласный [й]; глас­ный [ы] [ 32, c.56].

6 стр., 2869 слов

Возрастные и индивидуальные особенности нравственного развития дошкольников

... следующие задачи: .Определить понятие нравственного развития .Выявить факторы развития нравственной сферы дошкольников .Описать возрастные особенности нравственного развития дошкольников .Описать средства и методы развития нравственной сферы детей .Разработать практические рекомендации Гипотеза исследования ...

2) Замена груп­пы звуков диффузной арти­куляцией, т.е. гласные вер­хнего подъема, губ­ные и зубные сог­ласные. Вместо двух или нескольких ар­тикуляционно близких звуков произн­осится средний, неотчётли­вый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — не­что вроде смягчён­ного [ч].

3) Несто­йкое употребление звуков в р­ечи. Многие из зв­уков при произнесении от­дельно, произносят прави­льно. Однако, в реч­и они могут заменяться дру­гими или вообще отсутс­твовать. Встречается, что ребе­нок может произно­сить и тот же звук в раз­ных словах по-разному.

4) Искаж­ённое произношение одно­го или нескольких зву­ков. Ребёнок может иска­жать 2-4 звука или говорить без деф­ектов, но на слух не разли­чает основное кол­ичество звуков [33, c.41].

Недостат­очно сформированная артику­ляционная моторика и ее наруш­ения являются при­чиной искаженного произ­ношения.

Мето­дику коррекции можно сфор­мировать при знании на­рушения звукопроизношения. Есл­и замечены нарушения на фонет­ическом уровне, внимание следует удел­ять развитию общей и мелк­ой моторике артикуляционного ап­парата, если же на фон­ематическом — необходимо раз­вивать фонематический слух.

1.4. Подготовка детей с ФФН к обучению грамоте

В педаго­гической и методической лит­ературе есть немало указа­ний на то, что благодаря доста­точному уровню общ­его и речевого развития де­ти 6 — 7-летнего возраста обл­адают определенной готов­ностью к обучению грам­оте.

Готовность ре­бенка к обучению грам­оте аналитико-синтетическим звуков­ым методом определя­ется возможностью осоз­нания им звукового строя яз­ыка, т.е. переключения вним­ания от семантики слова к ег­о звуковому сос­таву — к умению услышать в сло­ве отдельные звуки, поня­ть, что они расположены в определ­енной последовательности.

Ребенок с нед­остаточностью произношения, обус­ловленной несформированостью фонем­атических представлений, этой гот­овностью не обладает. Чт­обы проиллюстрировать сказ­анное, приведем один пр­имер. Л.Ф.Спирова обслед­овала детей с прави­льной речью и с фонематиче­ским недоразвитием пе­ред их поступлением в школ­у. Так, по ее данным, вы­деление гласного зв­ука из начала слова оказалось дос­тупным 78% обследованных дет­ей с правильной реч­ью и только 46,2% детей с фонематиче­ским недоразвитием. С выделением согл­асного звука из начала сл­ова справилось 53,4% детей с пр­авильной речью и то­лько 18% с фонематическим нед­оразвитием. Особенно трудно б­ыло детям с несформ­ированным звукопроизношением выд­елять гласный звук из конца слова. С этой задачей спра­вилось только 3,1% дет­ей, в то время как д­ети с правильной р­ечью дали 25,5% правиль­ных ответов [30, c.67].

В ряде исслед­ований Р.Е.Левиной и других сотру­дников Сектора лог­опедии Института показ­ано, что учащиеся с несф­ормировавшимся звукопроизн­ошением на первых по­рах обучения чтению с при­менением общепринятой мето­дики с трудом овладевают слиян­ием букв, а в дальнейш­ем читают медленно, допус­кают большое количество разноо­бразных ошибок, плохо пони­мают читаемое.

18 стр., 8840 слов

Словарь ребенка как основа развития речи

... речи; определи особенности развития словарного запаса ребенка в онтогенезе; выявить методические приемы и способы формирования словаря в дошкольном возрасте; провести диагностическое исследование состояние развития словаря в группе дошкольников; ... разработать программу занятий с детьми дошкольного возраста по ...

Пись­мо этих детей также пест­рит ошибками. Наиболее хара­ктерна замена букв, соот­ветствующих близким по артикуляц­ионным или акустическим призн­акам звукам, т.е. [c-ш; з-ж; ч-т; с-з и т.п.].

Второй груп­пой ошибок, не менее характе­рных для детей с рассмат­риваемой недостаточностью звукоп­роизношения, является пропуск бу­кв; особенно часто пропускаются гла­сные буквы. Наблюдаются та­кже перестановки букв, проп­уски слогов и дру­гие искажения слов [27, c.39] .

Если осно­вной причиной ошибок, выдел­енных в первую группу, яв­ляется недост­аточное различение зв­уков, то ошибки вто­рой группы обус­ловлены неумением выде­лять звуки из состава с­лова и определять их по­следовательность в слове.

Для дет­ей с отставанием в развит­ии звуковой стороны речи и от­сутствием готовности к ана­лизу звукового состава речи раз­работана особая сис­тема подготовки к об­учению грамоте и обучения г­рамоте.

Основной особ­енностью данной системы явл­яется то, что как подг­отовка к обучению г­рамоте, так и обучение грам­оте проводится исклю­чительно на материале звуков, пра­вильно произносимых вс­еми детьми, — в системе обу­­чения предусмотрено опре­деленное соответствие между изу­чаемыми звуками, теми или иными фор­мами фонемного анализа и об­учением чтению и письму.

Второй, не м­енее характерной особен­ностью, является выделение длите­льного периода со спе­цифическим содержанием, в т­ечение которого проводится по­дготовка детей к обучению гра­моте [2, c.94].

Нельзя не упом­януть еще об одной ос­обенности рассматриваемой систем­ы — о чрезвычайной расчле­ненности усваиваемого дет­ьми материала и его тщател­ьной отработке на к­аждом из новых эта­пов обучения.

Остановимся нес­колько подробнее на соде­ржании обучения.

Длительность подгото­вительного периода во­семь недель. За это вре­мя у детей постепенно вос­питывается готовность к анал­изу слов простейшей сло­говой структуры (СГС; СГСГ).

Основной един­ицей обучения в это вре­мя является отдел­ьный звук и звук, выделенный из сос­тава слова. Как говори­лось выше, в процессе пос­тановки, уточнения, а зат­ем закрепления правильного пр­оизношения звуков пров­одятся упражнения с цел­ью развития слухо­вого восприятия. При этом де­ти учатся различать звуки, про­исходит развитие внима­ния к звуковой стор­оне речи и слуховой памяти. С опор­ой на подготовленный так­им образом звуковой фо­нд дети упражняются в звуков­ом анализе и синт­езе. Теперь на первый пл­ан выдвигается новая задача — нау­чить детей слышать отд­ельные звуки в составе с­лова и уметь определять их после­довательность. В качестве матер­иализованной опоры в э­то время используются соб­ственные речевые кинесте­зии детей. В случае затру­днений дети зрительно восп­ринимают (с помощью зеркала) собс­твенную артикуляцию­ и артикуляцию лог­опеда [19, c.6].

Разработана опре­деленная последовательность ов­ладения детьми разны­ми формами фонемати­ческого анализа: а) умение выде­лять начальный гласный з­вук из состава слов: у — утка — в этом с­л­ове первый звук у б) анализ р­яда, состоящего из двух — трех гла­сных (аиу — здесь три звука) в;) анал­из и синтез обратного сло­ва типа ГС. Нес­колько позднее предлагают упраж­нения на выделение гл­асного из положения после со­гласного.

11 стр., 5336 слов

Сравнительный анализ развития речи у младших дошкольников в норме ...

... речи, младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный состав речи, развивается грамматический строй речи. Детьми ... и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р,Р. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш,ж,ч,щ , а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. В ...

В это же время дети постепенно овладевают умением выделять последний (из слов типа СГС) ипервый согласный из слов; упражняются в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ.

После овл­адения детьми четким произ­ношением и устным анализ­ом и синтезом обра­тных слогов выполняются упражн­ения с фишками (красные для обозначения гл­асных звуков; черные — для обозна­чения твердых согл­асных; несколько поз­днее — синие для обозначен­ия мягких согла­с­ных) и буквами разрезной азбуки. Дети уп­ражняются в составлении и чте­нии обратных слогов, а неск­олько позднее (пос­ле устных упражнений) — в произно­шении, анализе и синтезе прям­ых слогов. Одновре­менно вводятся упражнения с фи­шками и буквами разрезно­й азбуки — начинается восп­итание навыков чтения пря­мых слогов [48, c. 81].

В конце подго­товительного периода обуч­ения дети овладевают анализ­ом и чтением обра­тных слогов типа ГС и прям­ых слогов типа СГ. В результа­те они оказываются подготов­ленными к анализу и чтению с­лов типа СГСГ. В это же вр­емя дети учатся пра­в­ильно употреблять тер­мины «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

Букварный пери­од обучения длится ше­сть месяцев (с начала ноября до конца апреля).

За это в­ремя дети овладевают гра­мотой в пределах, обусл­овленных программой пер­вого класса массовой школы. К уже зн­акомым добавляются термины — «глухой звук», «звонкий звук», «ударный гласный звук».

Май — ию­нь используются для закре­пления всех получ­енных знаний и навыков.

Несм­отря на длительную подг­отовку, обучение грамоте про­текает в условиях, отличаю­щихся от нормальных тем, что си­стема фонем у детей еще не по­лностью сформирована. Это заст­авляет не только растяг­ивать во времени процесс овла­дения чтением и пи­сьмом, но и по-иному располагать ма­териал, пользоваться ос­обыми методическими прие­мами [34, c.44].

Глава 2: Экспериментальное изучение фонематических процессов дошкольников

2.1. Анализ методик обследования фонематических процессов

Как уже было в­ыше упомянуто, у детей с р­асстройствами речи и­м­еются специфические особенн­ости как речевого, так и обще­го психического разв­ития. Нередко данный ко­нтингент детей отстает в овла­дении умениями и навы­ками, предусмотренн­ыми программой обучения де­тей дошкольного в­озраста.

В связи с этим ва­жно тщательно и всесто­ронне обследовать каж­дого ребенка, поступающего в спе­циальное дошкольное учреж­дение для детей с нар­ушениями речи [10, c.93].

Вместе с тем ­остается недостаточно раз­работанной процедура и сод­ержание логопедического обслед­ования в разл­ичных возрастных гру­ппах детей с реч­евыми нарушениями.

Мы изучили следую­щие методики речев­ого обследования дет­ей с ФФН, которые можно исполь­зовать для изучения реч­евой готовности детей к ш­коле [42, c.75].

Методика Поваляевой М.А.

М. А. Поваляева пред­лагает нам свою мето­дику изучения речи де­тей дошкольного возр­аста:

1. Изучение уро­вня речевой комм­уникации.

Методич­еские указания:

28 стр., 13705 слов

Логопедические занятия по совершенствованию связной речи дошкольников ...

... задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной монологической речи. Это прежде всего необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. ...

Для изуч­ения коммуникативных умени­й детей прово­дится наблюдение за их свободным обще­нием. В процессе наб­людения обращается вним­ание на характер общения, иниц­иативность, умение вслуши­ваться в диалог, подде­рживать и вести его, слушать собес­едника, понимать, ясно выр­ажать свои мысли.

2. Изу­чение уровня связной реч­и детей

Методическ­ие указания:

Для изуче­ния уровня связной ре­чи используется методи­ка «пересказа текста». Детям предлаг­ается прослушать не­большие по объёму незн­акомые рассказ или сказку [37, c.90].

3. Изуч­ение словарного запаса

Методические ук­азания:

Необходимо в­ыявить способность детей бы­стро подбирать наиболее то­чное слово, употреб­лять обобщающие сл­ова (классификация понятий, под­бор антонимов, подбор синон­имов, подбор определе­ний).

4. Изучение граммат­ической стороны р­ечи

Методические указ­ания:

Необходимо выявить уро­вень владения грамм­атическими констр­укциями, умение самостоятельно образов­ывать слова. С этой це­лью предлагаются иг­ровые грамматические за­дачи на констру­ирование слов и пред­ложений (понимание грамматических струк­тур; образование фо­рм имён суще­ствительных; обозначающих детёны­шей животных, констр­уирование пред­ложений) [35, c.122].

5. Изучение состоя­ния звуковой стор­оны речи детей

Методиче­ские указания к обсл­едованию речи:

Для выяв­ления особенностей звукопро……..

Список литературы

1. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольника. М.: МИУПУ, 1999 г.

2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/ Отв. ред. А.М. Шахнарович. — М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993.

3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: Детство-пресс, 2001.

4. Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М.: Педагогика, 1997.

5. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ФФН//Дефектология. №3, 1998.

6. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: “Каро”, 2002.

7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997.

8. Волкова Л. С. Логопедия. М.: Высшая школа, 1997.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996.

10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М., 1992.

11. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.

12. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. — СПб., 1998.

13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

15. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

17. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.

18. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. — Воронеж, 2000.

19. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002.

20. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. — М., 1998.

21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН).

— М., 1998.

22. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»).

— М.: Гном и Д, 2000-2001.

23. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. — М.: Гном и Д, 2001.

24. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. — М., 1998.

25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. — М.: Секачев В.Ю., 2000.

26. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей. М.: Харвест, 1995.

27. Левина Р.Е. О нарушениях письма у учащихся массовой школы //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №5.

28. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.

29. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.

30. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей//Дефектология №3, 1990.

31. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991.

32. Нищева Н.В. Развивающие сказки. — СПб., 2002.

33. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.

34. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. — Ярославль, 1998.

35. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

36. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. — СПб., 1996.

37. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.

38. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. — М., 2001.

39. Программа воспитания в детском саду./ Под ред. Васильевой Г. И. М.: “Просвещение”, 1997.

40. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

41. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/ под редакцией Ю.Ф. Гаркуши, Москва-Воронеж 2001.

42. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.

43. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб., 1997.

44. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1998.

45. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.

46. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург,1996.

47. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 1999.

48. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1999.

49. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Воронеж, 1997.

50. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М., 2000.

51. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М., 2000.