«Теория и методика воспитания»

ГОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Рабочая программа курса

по специальности 031000

«Педагогика и психология»

Факультет психологии

Курс 3

Семестр 5 и 6

Лекции 82 час

Семинар. занятий 52 час

Самост. зан. 136 час

Всего часов 270 час

Составитель к.п.н., доц. каф. пед. Малиновская М.П..

Программа составлена

на основании Гос спец. 031000

Обсуждение: заседание кафедры

« » 2008г., протокол №

Зав. Кафедрой.——————

Новосибирск, 2008.

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного

стандарта высшего профессионального образования 2005 г. к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 031.000, рабочего учебного плана, утверждённого учёным советом НГПУ ____________2005г.

Программа разработана

Малиновской Мариной Павловной

ст. преподаватель кафедры педагогики

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Протокол № __________ « _______» ____________ 2008г.

Зав. кафедрой педагогики

Павлова Татьяна Леонидовна,

кандидат педагогических наук, профессор __________________

Программа рассмотрена и одобрена методическим советом факультета

Протокол № ________ «________» ___________2008г.

Декан факультета психологии

Вотчин Илья Степанович

кандидат психологических наук, доцент __________________

1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта.

Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

7 стр., 3128 слов

Рабочая программа дисциплины Психология творческих способностей

... Гончарова) Программа одобрена на заседании кафедры психологии от «09» сентября 2014 года, протокол № ... эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами ... психологии творчества, личностные потенциалы творческого развития (рефлективные компоненты психики, индивидуально-психологические особенности), сензитивные периоды проявления креативности (воспитание, ...

1.2. Ссылка на типовую программу учебной дисциплины отсутствует.

1.3. Пояснительная записка.

Цели и задачи учебной дисциплины.

Курс «Теория и методика воспитания» является базовым в педагогическом вузе. Воспитание – одно из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений всех типов и видов, органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Знания по теории и методике воспитания нужны многим специалистам (учителям, воспитателям, офицерам, работникам исправительных учреждений и др.).

Студенты факультета психологии, обучаясь по специальности «педагог – психолог», должны быть подготовлены к управленческой, воспитательной деятельности в сфере образования. Педагогическая подготовка (а учебная дисциплина «Теория и методика воспитания» – часть её) – один из «кирпичиков» фундамента профессиональной деятельности психолога. Грамотное осуществление психолого-педагогической поддержки личности невозможно без знания и понимания сущности, закономерностей, принципов, задач, содержания, методов, форм и технологий воспитательной деятельности, особенностей работы воспитателя.

Программа курса «Теория и методика воспитания» построена на концептуальной идее целостности и гуманизации педагогического процесса, на основе единства теоретической и технологической сторон психолого-педагогической деятельности.

В основу содержания положен государственный образовательный стандарт, все положения которого полно и разносторонне раскрыты.

Цель данного курса – способствовать формированию профессиональной Я-концепции студента-психолога, его педагогической культуры.

Задачи курса:

  • осуществлять педагогическую профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание студентов;
  • формировать систему знаний о воспитательном процессе как части целостного образовательного процесса, построенного как субъект-субъектное взаимодействие воспитателей и воспитанников;
  • способствовать формированию педагогического сознания в единстве личностной и профессиональной Я-концепций, концепций воспитанника и педагогической деятельности;
  • вырабатывать начальные умения научно-исследовательской деятельности педагога-психолога;
  • закладывать основы формирования профессионального педагогического общения, педагогической техники и технологии;
  • формировать потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании в профессиональной деятельности и в овладении его технологией.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании курса студент должен:

иметь представления о (об): различных подходах к понятию «воспитание», современных концепциях воспитания, закономерностях и принципах воспитания, логике воспитательного процесса, задачах и основных направлениях содержания воспитания, формах и методах воспитательной деятельности, детском воспитательном коллективе, воспитательных системах, модели деятельности классного руководителя;

знать: содержание основных понятий курса: воспитание, самовоспитание, воспитательная работа, воспитательная система, концепция воспитания, воспитанность, методы воспитания, технология воспитания;

уметь: самостоятельно работать с педагогической литературой (искать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, систематизировать её; составлять аннотации, рецензии, конспекты, словари, схемы, таблицы); обнаруживать, формулировать и решать педагогические, воспитательные задачи; составлять программы, планы воспитательной работы; разрабатывать сценарии воспитательных дел; использовать различные формы, методики и технологии воспитательной деятельности; применять в воспитательной работе с учащимися и их родителями различные психологические методы и методики; проводить самоанализ воспитательной работы.

1.5. Виды и формы контроля.

Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной учебной дисциплины включает следующие виды:

Текущий контроль. В течение семестра, в соответствии с рабочим планом, выполняются: 4 контрольные работы (тестовые, проблемные, творческие задания); устный опрос; письменный опрос.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен, который проводится в устной форме.

Промежуточный контроль. Для выявления остаточных знаний в конце 5 семестра проводится зачёт (проблемные, творческие задания).

1.6. Виды активных методов и форм обучения.

Основными формами работы над материалами курса являются лекции (характеризующиеся диалогами, сотворчеством, солекторством со студентами), семинары (обзорные, по решению воспитательных задач, с групповой работой и др.), текущая самостоятельная работа по выполнению разных видов заданий.

Методы – дискуссии, доклады, деловые игры, эссе, рецензии, решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, рефлексия и другие.

1.7. Межпредметные связи.

Данный курс логически связан с основными педагогическими курсами («Общие основы педагогики», «История педагогики и образования», «Социальная педагогика») и психологическими дисциплинами («Педагогическая психология», «Основы психологии семьи и семейного консультирования» и другими).

2. Содержание дисциплины.

2.1. Тематический план.

Тема

Часы

Лекции

Сем

зан.

Сам

раб.

1.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

6

2

8

2.

Движущие силы и логика воспитательного процесса

2

2

6

3.

Базовые теории воспитания и развития личности

6

4

8

4.

Закономерности и принципы воспитания

4

2

7

5.

Цель, задачи и содержание современного воспитания. Национальное своеобразие воспитания.

22

8

40

6.

Воспитание культуры межнационального общения.

4

4

6

7.

Система форм и методов воспитания

6

4

6

8.

Технологии воспитания

4

4

8

9.

Воспитательная система школы

4

4

8

10.

Коллектив как объект и субъект воспитания

4

4

6

11.

Классный руководитель в школе

6

4

7

12.

Семейное воспитание

6

4

10

13.

Взаимодействие семьи и школы

4

4

8

14.

Самовоспитание

4

2

8

Итого:

82

52

136

Тематический план для ОЗО

Тема

Часы

Аудит. раб.

Сам.

раб.

1.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности

2

40

2.

Закономерности и принципы воспитания.

Цель, задачи и содержание современного воспитания.

4

40

3.

Система форм и методов воспитания. Технологии воспитания

4

40

4.

Коллектив как объект и субъект воспитания

4

40

5.

Классный руководитель в школе. Воспитательная система школы.

4

38

6.

Семейное воспитание. Взаимодействие семьи и школы.

4

40

Итого:

22

238

2.2. Содержание тем (лекционного курса)

Тема 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса (6 ч.)

Современные подходы к определению понятия воспитания. Сущность воспитания и его особенности. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса.

Тема 2. Движущие силы и логика воспитательного процесса (2 ч.)

Понятия «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «воспитательное пространство». Движущие силы воспитания. Структура и логика воспитательного процесса как части педагогического процесса.

Тема 3. Базовые теории воспитания и развития личности (6 ч.)

Общие теории воспитания. Современные концепции воспитания в России: Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой и других. Современные подходы воспитания: личностно-ориентированный, деятельностный, системный и другие.

Тема 4. Закономерности и принципы воспитания (4 ч.)

Закономерности, принципы, правила воспитания: их сущность и взаимосвязи. Характеристика закономерностей воспитания. Принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.

Тема 5. Цель, задачи и содержание современного воспитания. Национальное своеобразие воспитания. (22 ч.)

Цель воспитания и её иерархия. Задачи воспитания. Проблемы содержания воспитания. Понятие базовой культуры личности. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Национальные особенности ценностей. Нравственное воспитание школьников.

Роль нравственного воспитания в формировании личности. Нравственные ориентации современной молодежи. Нравственное воспитание: основные понятия, суть, задачи, пути и способы реализации.

Гражданское воспитание молодёжи

Понятия «гражданственность», «патриотизм», «гражданское воспитание», «патриотическое воспитание» и их взаимосвязи. Задачи и содержание гражданского воспитания школьников. Пути и способы воспитания гражданина.

Экологическое воспитание школьников

Осознание человечеством экологического кризиса. Понятия «экология», «экологическая культура». Цель, задачи, принципы экологического образования. Пути и способы воспитания экологической личности.

Трудовое воспитание учащихся

Детский труд в современном мире. Задачи трудового воспитания. Условия воспитательной эффективности детского труда.

Вопросы полового воспитания в современной науке и практике

Гендерный подход в современном образовании. Половое воспитание: сущность, задачи, пути и способы, проблемы осуществления.

Религия и воспитание: современное состояние проблемы

Религия в современном мире. Церковь и школа: современное состояние взаимодействия.

Воспитательный потенциал СМИ

СМИ – «параллельная школа». Способы формирования адекватного восприятия СМИ.

Тема 6. Воспитание культуры межнационального общения (4 ч.)

Понятие толерантности, её содержание и проявления. Сущность воспитания толерантности. Пути и средства воспитания толерантной личности. Толерантность – профессиональное качество педагога.

Тема 7. Система форм и методов воспитания (6 ч.)

Понятие о методах и приёмах воспитания. Выбор методов воспитания. Классификации методов воспитания. Характеристика методов воспитания.

Формы воспитательной деятельности

Понятие «форма воспитания». Классификации форм воспитательной работы. Проблема выбора форм.

Тема 8. Технологии воспитания (4 ч.)

Понятия: «методика», «технология», «мастерство». Характеристика технологий воспитания: организации воспитательного дела, КТД, рефлексивного классного часа, шоу-технологии и другие.

Тема 9. Воспитательная система школы (4 ч.)

Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. Этапы развития воспитательной системы. Многообразие вариантов воспитательных систем.

Тема 10. Коллектив как объект и субъект воспитания (4 ч.)

Понятия «коллектив», «воспитательный коллектив». Этапы развития детского коллектива. Пути и средства формирования детского коллектива. Личность и коллектив.

Тема 11. Классный руководитель в школе (6 ч.)

Основные характеристики классного руководителя XXI века. Деятельность классного руководителя: общая характеристика. Диагностика в работе классного руководителя. Планирование работы классного руководителя.

Тема 12. Семейное воспитание (6 ч.)

Социальные проблемы современной семьи. Функции семьи. Типы семей. Сущность семейного воспитания. Особенности семейного воспитания. Негативные и позитивные факторы семейного воспитания. Принципы и условия семейного воспитания. Стили семейного воспитания. Содержание семейного воспитания.

Тема 13. Взаимодействие семьи и школы (4 ч.)

Типичные варианты взаимоотношений семьи и школы. Принципы общения семьи и школы. Функции школы в работе с родителями. Деятельность педагогического коллектива с семьёй: направления, методы и формы.

Тема 14. Самовоспитание (4 ч.)

Теоретические аспекты процесса самовоспитания: сущность, структура, возрастные уровни и мотивы. Технология саморазвития личности школьника.

Семинарские занятия

Тема 1. Современные подходы к определению понятия

«воспитание».

  1. Проанализируйте несколько определений понятия «воспитание». Заполните таблицу.

Определение

понятия

На чем сделан

акцент

Общее в

определениях

Различия в

определениях

  1. Раскройте характерные признаки воспитания как педагогического явления.
  2. Напишите эссе на тему «Современному человеку воспитание вредит?»

Литература.

  1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
  2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. – М., 2005.
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2004.
  4. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия. // Классный руководитель, № 5, 2002.
  5. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория. // Педагогика, №6, 2002.
  6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.
  7. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.,2006.
  8. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2006.

Тема 2. Движущие силы воспитательного процесса

1. Назовите движущие силы воспитания.

2. Раскройте пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе. Приведите примеры.

Литература

  1. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – С. 46 – 50.
  2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 90 – 100.
  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 15 – 17.
  4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – С. 123 – 126.
  5. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 286 – 289.
  6. Щуркова Н.Е. Амбивалентность мирового устройства и противоречия воспитательного процесса // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 4. – С. 80 – 91.

Тема 3. Современные концепции воспитания.

Раскрыть одну из современных концепций воспитания, используя следующую схему изложения:

  • название концепции, данные о ее авторе(ах), наименование публикации, в которой изложены основные ее положения;
  • определение понятия «воспитание»;
  • цель и принципы воспитания;
  • содержание воспитательного процесса;
  • механизм воспитания;
  • критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Современные концепции воспитания и работы, в которых они раскрываются:

1. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка.

  • Таланчук Н.М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания: примерная концепция исследования.// Сов. педагогика. 1989. № 1.
  • Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания: В 2-х ч. Казань, 1990.
  • Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991.

2. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития.

  • Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования// Классный руководитель. 2000. № 3.
  • Газман О. С. Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки// Первое сентября. 1995.21 ноября.
  • Газман О. С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учит газета. 1997. 13 мая.
  • Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого// Классный руководитель. 2000. № 3.
  • Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.
  • Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании // Под ред. О.С. Газмана. – М., 1996.

3. Концепция воспитания на основе потребностей человека.

  • Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Метод. пособие. М., 2000.
  • Созонов В.П. Педагогическая система на основе потребностей человека.// Классный руководитель. 1998. № 3.
  • Созонов В. П. Что возведем на месте развалин? // Народное образование. 1995. № 5,6.
  • Созонов В. П. Что такое хорошая школа?// Народное образование.1999. № 7- 8.

4. Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка.

  • Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие. М., 2000.
  • Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С. Концепция организации воспитательного процесса // Современные концепции воспитания / Отв. ред. Л. В. Байбородова. Ярославль, 2000.

5. Концепция самовоспитания школьника.

  • Селевко Г. К. Концепция самовоспитания // Современные концепции воспитания/ Отв. ред. Л. В.Байбородова. Ярославль, 2000.
  • Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.
  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Тема 4. Закономерности и принципы воспитания

1. Назовите и раскройте закономерности воспитания.

2. Охарактеризуйте соответствующие им принципы воспитания.

3. Перечислите и обоснуйте правила реализации одного из принципов воспитания.

Литература

  1. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  2. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. – М., 2006.
  3. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999.
  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.
  5. Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. – Смоленск, 1996.

Тема 5. Цель, задачи и содержание современного воспитания.

1. Что такое в вашем понимании диалектика цели воспитания? Сформулируйте цель воспитания, которая определена в современной гуманистической теории воспитания.

2. Раскройте взаимосвязь целей воспитания в глобальном и локальном значениях.

3. Соотнесите содержание воспитания и содержание образования.

4. Докажите зависимость содержания воспитания от цели воспитания. Раскройте подходы к описанию и структурированию содержания воспитания.

Литература

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.
  2. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989.
  3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  5. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. – М., 2006.

Тема 6. Нравственное воспитание.

1. Назовите задачи нравственного воспитания школьников.

2. Предложите пути и способы их решения.

Литература

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.
  2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д., 2002.
  3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  4. Цырлина Т.В. Встречное движение – М., 1991.
  5. Измайлова Д. Нравственные смыслы гражданского образования // Народное образование. – 2007. – № 5.

Тема 7. Гражданское воспитание.

1. Раскройте компоненты содержания гражданского воспитания.

2. Назовите задачи гражданского воспитания.

3. Охарактеризуйте проблемы и пути гражданского воспитания подростков.

Литература

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.
  2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов н/Д., 2002.
  3. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности //Внешкольник. – 2002. – № 5.
  4. Матушкин С.Е., Ипполитова Н.В. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях. – Челябинск, 2000.
  5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  6. Врублевская Е. Быть гражданином // Народное образование. – 2007. – № 5.

Тема 8. Воспитание толерантности.

1. Предложите программу совместных действий школьного психолога и классного руководителя по воспитанию толерантности у детей (возраст – по выбору).

2. Подберите и проведите на семинаре игры, упражнения и т.п. на развитие качеств толерантной личности.

Литература.

  1. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – № 6.
  2. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
  3. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М., 2001.
  4. Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. – 2001. – № 6.
  5. Степанов П.В. Как воспитать толерантность? // Народное образование. – 2001. – № 9.
  6. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания : коллективная монография. Вып. 16 / отв. ред. А. В. Перцев и др.; ИНО-Центр: (Информация. Наука. Образование) ; Институт имени Кеннана Центра Вудро Вильсона (США) и др. — Екатеринбург : Полиграфист, 2006. — 192 с. — (МИОН (Межрегиональные исследования в общественных науках)).
  7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М., 2005.
  8. Воробьёв О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

Тема 9. Экологическое воспитание

  1. Назовите и раскройте задачи, содержание, пути и способы экологического воспитания детей.
  2. Напишите рецензию на статью (из списка литературы).

Литература.

  1. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. – 2002. – № 10.
  2. Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический // Педагогика. – 1994. – № 5.
  3. Шайхиев Р., Кадырова Ф. Экологическое образование: региональный аспект // Народное образование. – 2000. – № 7.
  4. Тюмасева З.И. Почему экологическое образование не выполняет свою основную функцию // Народное образование. – 2003. – № 2.
  5. Романова К.А. Экологическое сознание в системе приоритетов образования // Образование. – 2002. – № 6.
  6. Экологизация системы образования (проблемы и принципы, значение и роль) // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2001. – № 6. – С. 48 – 53.

Тема 10. Трудовое воспитание.

1. Дайте характеристику каждому виду труда детей в школе.

2. Сформулируйте основные общие условия эффективности использования труда в качестве средства воспитания.

Литература

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.
  2. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000.

Тема 11. Половое воспитание.

1. Напишите рецензию на одну из книг по теме семинара (представленную в списке или выбранную самостоятельно).

2. Разработайте советы родителям по половому воспитанию ребенка.

Литература.

  1. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психология пола у детей. – М., 1979.
  2. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991.
  3. Кон И.С. Введение в сексологию. – М., 1988.
  4. Кушнирук Ю.И., Щербаков А.П. Популярно о сексологии. – Киев, 1988.
  5. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. – М.,1993.
  6. Уилки Д. И Б. Чудо секса: как рассказать об этом ребенку. – М., 1992.
  7. Юнда И.Ф. и др. Поговорим откровенно (Вопросы полового воспитания).

    – М., 1985.

  8. Половое воспитание. – Ростов н/Д., 2001.
  9. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. – 2007. – № 5.

Тема 12. Методы воспитания.

  1. Представьте разные классификации методов воспитания и обоснуйте логику их построения.
  2. Приведите примеры (видеоматериалы, фрагменты из художественной литературы, устные рассказы и др.), назовите и дайте характеристику отдельным методам воспитания.

Литература.

  1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
  2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Р. н /Д., 2002.
  3. Ряписов Н.А., Ряписова А.Г. Методы воспитания: учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2005.
  4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

Тема 13. Технологии воспитания.

Раскройте технологии:

  • коллективных творческих дел И.П. Иванова;
  • индивидуального рефлексивного воспитания Н.П. Капустина;
  • создания ситуации успеха и неуспеха;
  • групповой деятельности;
  • этической защиты.

Литература

  1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
  2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999.
  3. Капустин Н.П. Технология и методика рефлексивного воспитания // Классный руководитель. – 1997. – № 2.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. – Ростов-н/Д., 2000.
  5. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
  6. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2002.
  7. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 320 с.
  8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002.

Тема 14. Формы воспитательной деятельности

1. Назовите и оцените известные вам классификации форм воспитания.

2. Опишите некоторые из форм внеурочной воспитательной работы.

3. Сформулируйте методические правила подготовки и проведения любой организационной формы воспитания.

Литература

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. – Ростов-н/Д., 2000.
  2. Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2002. – № 4, 5.
  3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006
  5. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. – М., 2006.
  6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2001.

Тема 15. Воспитательная система школы.

1. Раскройте понятие «воспитательная система школы», структуру, функции, этапы развития ВСШ.

2. Дайте педагогическую характеристику конкретным воспитательным системам в России и за рубежом (не менее двух).

3. Проанализируйте возможности конкретных воспитательных систем в русле индивидуализации и гуманизации обучения и воспитания учащихся.

Литература

  1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.,1998.
  2. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.
  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 1996.
  4. Сидоркин А.М. Пособие для начинающих Робеспьеров. – М., 1990.

Тема 16. Детский коллектив как объект и субъект воспитания.

1. Охарактеризуйте коллектив как социальную группу: сущность, отличие от других социальных групп, характерные признаки.

2. Раскройте воспитательные возможности коллектива.

3. Опишите этапы развития коллектива и функции воспитателя на каждом этапе.

4. Раскройте педагогические условия и методы развития детского коллектива.

Литература

  1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. – М., 2005.
  2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  3. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
  4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006
  5. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. – М., 2006.

Тема 17. Классный руководитель в школе.

1. Охарактеризуйте типы классного руководства, имеющие место в современной школе.

2. Назовите важнейшие функции классных руководителей.

3. Раскройте методику и технику планирования воспитательной работы в классе.

4. Составьте методические рекомендации по анализу воспитательного мероприятия.

5. Раскройте содержание и методики диагностики воспитанности.

Литература

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.
  2. Воронов В.В. Технология воспитания. – М., 2000.
  3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2001.
  4. Еремина, Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя : учебное пособие для вузов по пед. специальностям по дисциплине «Педагогика» цикла «Общепрофессиональные дисциплины» : доп. М-вом образования и науки РФ / Р. А. Еремина. — Москва : Владос, 2008. — 183 с.
  5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  6. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002, гл. 3.
  7. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006
  8. Педагогика / Сластенин В.А. и др. – М., 1997.
  9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.,2001.
  10. Ряписов Н.А., Ряписова А.Г. Основы деятельности классного руководителя. – Новосибирск, 2005.
  11. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. – М., 2006.
  12. Стефановская, Т. А. Классный руководитель : функции и основные направления деятельности : учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика» : рек. УМО вузов РФ / Т. А. Стефановская. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — 192 с.
  13. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001.
  14. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 1999.
  15. Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

Тема 18. Семейное воспитание

  1. Раскройте понятие «воспитательный потенциал семьи». Выделите условия высокого воспитательного потенциала.
  2. Установите влияние некоторых факторов семейной дезорганизации (неполная семья, однодетная, многодетная, с низким материальным достатком, с высоким материальным обеспечением, со сводными детьми и др.) на формирование личностных и поведенческих «приобретений» у детей.
  3. Охарактеризуйте стили воспитания в семье.
  4. Раскройте роль отца в воспитании сына и дочери.

Литература.

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998. Кн. 2.
  2. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики // Народное образование. – 2002. – № 6.
  3. Вершинин В. Робинзоны и пятницы в семье со средним достатком // Народное образование. – 2002. – № 7.
  4. Вершинин В. Трудный путь к гармонии. Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. – 2002. – №.8.
  5. Воспитание = семья + школа: Кн. для педагогов и родителей. Вып. 1. – Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002. – 88 с.
  6. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. – М., 2006.
  7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999 г.
  8. Климантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. – 1998. – № 4.
  9. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  10. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям : пособие для психологов и педагогов / Я. Н. Николаева. — М.: Владос, 2006. — 159 с.
  11. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  12. Седова, Л.Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. – М.: Высшее образование, 2006. – 206 с.
  13. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Целуйко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 448 с.

Тема 19. Взаимодействие семьи и школы.

1. Назовите основные функции работы школы, классного руководителя с родителями учащихся.

2. Раскройте этико-психологические и методологические правила работы педагога с родителями учащихся.

3. Охарактеризуйте традиционные и творческие формы работы с родителями.

Литература

  1. Блохина Л.А. Методика воспитательной работы в современной школе. – М., Брянск, 1997.
  2. Брюхова, В. М. Партнерство семьи и школы / В. М. Брюхова. — М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
  3. Воспитание = семья + школа. Выпуск 1. – Нижний Новгород, 2002.
  4. Как проводить родительское собрание в школе / авт.-сост. О.С. Олендарь. – М., Донецк, 2005.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999
  6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
  7. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
  8. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006
  9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.,2001.
  10. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. – М., 2006.

Тема 20. Воспитательный потенциал сми

  1. Проанализируйте воспитательный потенциал телевизионных передач, прессы для детей и юношества, радио продукции.
  2. Охарактеризуйте способы профилактики и коррекции влияния СМИ на школьников.

Литература.

  1. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. – 2001. – № 4.
  2. Зазнобина Л.С. Школа и СМИ // Педагогика. – 1999. – № 5.
  3. Лушагина И. Родительское общественное движение набирает силу // Народное образование. – 2002. – № 4.
  4. Маркова Н. Культуринтервенция // Народное образование. – 2002. – № 4.
  5. Тарасов К.А. К поискам выхода из ловушки экранного насилия // Мир психологии. – 2000. – № 2.
  6. Бестужева С. Чего не хватает современному телевидению России? // Народное образование. – 2007. – № 5.

Тема 21. Самовоспитание школьников.

1. Объясните, какую роль играет самовоспитание в процессе развития личности.

2. Назовите ступени процесса самовоспитания. Дайте характеристику формам, приемам и методам самовоспитания.

Литература

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.
  2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2006.
  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.,2001.
  4. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

2.3. Содержание и организация самостоятельной работы студентов Творческие задания

  1. Напишите эссе на тему «Современному человеку воспитание вредит?»
  2. Составьте таблицу «Движущие силы воспитания».
  3. Создайте лист сжатия информации, в котором будет отражено содержание одной из современных концепций воспитания.
  4. Разработайте правила реализации одного из принципов воспитания.
  5. Создайте схему, в которой будут представлены подходы к описанию и структурированию содержания образования.
  6. Составьте моральную дилемму, соответствующую реальным потребностям современных школьников (возраст – по выбору).

    Разработайте методические рекомендации для педагогов по использованию предложенной дилеммы в работе с детьми.

  7. Разработайте воспитательное мероприятие краеведческой направленности (возраст – по выбору).
  8. Составьте словарь терминов по теме «Экологическое воспитание» (понятия: экология, экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, экологическое воспитание, экологическая личность и др.).
  9. Составьте аннотированный список литературы по теме «Трудовое воспитание» (8 – 10 наименований).
  10. Подберите фольклорный материал (пословицы, сказки и др.), который можно использовать в процессе трудового воспитания детей.
  11. Опишите педагогическую ситуацию с использованием метода воспитания (из своей жизни).

    Назовите метод. Проведите рефлексивный анализ, отражающий ваши представления об условиях эффективного применения названного метода.

  12. Разработайте классный час по технологии и методике рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.
  13. Разработайте модель воспитательной системы школы, в которой вы хотели бы работать. В модели должны быть представлены все основные блоки, входящие в структуру ВСШ, а также предполагаемые показатели эффективности системы.
  14. Проведите диагностику воспитанности (детская группа – по выбору студента).

    Составьте рекомендации классному руководителю по дальнейшему воспитанию детей.

  15. Проанализируйте собственное развитие в родительской семье или опыт знакомой семьи. Дайте ей социально-педагогическую характеристику: тип семьи, педагогический потенциал, характер действий родителей. Проанализируйте отдельные факты, конфликты, результаты воздействия семьи на ваше развитие, выделите удачи и ошибки семьи в воспитании.
  16. Составьте собственную программу самовоспитания.

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Перечень учебно-методических материалов: лекции; тестовые задания, творческие задания; тематика рефератов; видео материалы по темам «Сущность воспитания», «Методы воспитания».

3.2. Вопросы к экзамену по курсу «Теория и методика воспитания»

(2007 – 2008 уч.г.).

1. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.

2. Закономерности и принципы воспитания.

3. Базовые концепции воспитания и развития личности.

4. Цель воспитания как педагогическая проблема.

5. Нравственное воспитание в современных условиях.

6. Гражданское воспитание в современной школе.

7. Трудовое, экономическое обучение и воспитание учащихся.

8. Экологическое воспитание школьников.

9. Эстетическое воспитание учащихся в современной школе.

10. Вопросы полового воспитания в современной науке и практике.

11. Воспитание толерантности.

12. Общее понятие о методах и приемах воспитания. Условия оптимального выбора и применения педагогом методов воспитания.

13. Характеристика методов воспитания, воздействующих на сознание и направленность личности (взгляды, убеждения, цели, ценностные ориентации и т.д.).

14. Характеристика методов воспитания, формирующих опыт поведения, деятельности и общения личности.

15. Характеристика методов воспитания, стимулирующих и корректирующих деятельность и поведение личности.

16. Формы воспитательной работы.

17. Воспитательные технологии в современном образовательном процессе.

18. Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса.

19. Понятие воспитательной системы школы. Характеристика различных воспитательных систем.

20. Специфика и основания семейного воспитания в современных условиях.

21. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.

22. Классный руководитель в школе.

23. Самовоспитание школьников.

3.3. Темы рефератов.

  1. Основные идеи педагогики коллективного творческого воспитания И.П. Иванова.
  2. Общечеловеческие ценности, пути их формирования в школе В.А. Караковского.
  3. Опыт воспитания детей в семье Никитиных.
  4. Цели и задачи воспитательной системы школы А.Н. Тубельского.
  5. Воспитание творчеством.
  6. Методы и приёмы воспитания в опыте Ш.А. Амонашвили.
  7. Концепция и технология личностно-ориентированного воспитания.
  8. Диагностика эффективности воспитательной работы.
  9. Система дополнительного образования и её воспитательные функции.
  10. Взаимосвязь трудового и умственного воспитания.
  11. Методы стимулирования в воспитании.
  12. Убеждение в педагогическом процессе.
  13. Роль семейных традиций в воспитании у детей любви и привязанности к родному дому.
  14. Влияние личности воспитателя на формирование детских взаимоотношений.
  15. Воспитание культуры общения мальчиков и девочек.
  16. Среда как компонент воспитательной системы школы.
  17. Линии взаимодействия классного руководителя и психолога школы.