Изучение эмоциональной сферы ребенка рисуночным методом

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

Институт современных технологий образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Изучение эмоциональной сферы ребенка рисуночным методом

Специальность: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль: Психология образования

Дисциплина:

Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований

Москва — 2013

Оглавление

  • Введение
  • 1. Научно-методическая основа интерпретации проективных рисуночных методик
  • 2. Эмоции определение, феноменология, измерение. Что такое эмоциональная сфера ребенка?
  • 3. Отражение в рисунках детей индивидуальных особенностей и эмоционально сферы личности
  • 3.1 Что рисуют дети?
  • 3.2 Изображение тела и восприятие
  • 4. Качественные и количественные характеристики детских рисунков. Рисунок и психологические рисуночные тесты. Методика и техника проведения психологических тестов
  • 4.1 Психотерапевтическое значение рисунка
  • 4.2 Техника проведения психологических рисуночных тестов
  • Заключение
  • Литература

Введение Использование психологических рисуночных тестов в настоящее время достаточно популярно во многих областях жизни. В основе применения таких тестов лежит принцип проекции на бумагу через рисунок психологического состояния детей, раскрытие чувств, отражение характера, эмоций, желаний, выявление межличностных отношений. Преимуществом рисуночных тестов по сравнению с другими методиками, применяемыми в психологическом обследовании детей, является отсутствие страха испытуемого в процессе тестирования, что дает более точную и объективную оценку личностных особенностей тестируемого, его эмоционального и психологического состояния.

Художественное творчество оказывает благотворное влияние на здоровье, а терапевтические техники и упражнения обладают лечебным, коррекционным, развивающем потенциалом, повышают качество психотерапевтического, психологического медицинского и педагогического воздействия. Использование арт-терапевтического метода в педагогической и психологической практике создает благотворные условия для развития ребенка, учитывая его возрастные особенности и возможности. Использование рисования в качестве дополнительной диагностики позволяет узнать о значимых отклонениях в развитии ребенка.

1. Научно-методическая основа интерпретации проективных рисуночных методик Историческая справка. Психологическое тестирование как область науки имеет не очень долгую историю. Её начало относится к концу ХIХ столетия. Первоначально наибольшее развитие получили тесты, направленные на изменение уровня интеллекта для успешности обучения. Тесты для измерения личностных особенностей стали появляться лишь в середине тридцатых годов прошлого столетия в США. Сначала рисуночные тесты не считались инструментом для измерения характеристик личности, а использовались в качестве дополнительных техник определения уровня интеллектуального развития испытуемых.

30 стр., 14745 слов

Психологические и психофизиологические особенности леворуких учащихся

... отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый II. КТО ТАКИЕ ЛЕВШИ Психологические и психофизиологические особенности леворуких учащихся. Функциональная асимметрия полушарий голоного мозга В чем причина ... моторного, зрительного и слухового левшества, трудности жизнедеятельности в праворуком мире, подготовку леворуких детей к школе, подготовка к письму и обучение письму, снятие психического напряжения ...

Так, например, методика «Нарисуй человека» имела жёсткие стандарты и шкалы для оценки уровня интеллекта. Накопление материалов по использованию рисуночных тестов и развитие учений о личности сделало очевидным тот факт, что содержание и манера исполнения рисунков могут быть не связаны с уровнем интеллекта, а определяются другими характеристиками. Было установлено, что: качественные характеристики рисунков соотносятся с личностными особенностями человека количественные — с умственными способностями. Тест «Нарисуй человека» был разработан Флоренс Гуденаф в 1926 году. Это был первый опубликованный рисуночный тест для определения уровня интеллектуального развития детей. Ребенка просили нарисовать человека, давали ему лист белой бумаги и карандаш. Определение умственного возраста ребёнка основывалось на количественных и качественных характеристиках деталей рисунка. Заключение основывалось на предположении, что изображение различных деталей фигуры человека и точность их прорисовки являются прямым результатом уровня интеллектуального развития ребёнка.

эмоциональная сфера рисунок ребенок

В 1963 году, основываясь на тех же предположениях о природе рисунка, Харрис была предложена новая версия теста. В этой новой версии теста «Нарисуй человека» предлагалось выполнить три рисунка: изобразить мужчину, женщину и себя. Были разработаны шкалы специально для оценки мужской и женской фигуры и составлены нормы для мальчиков и девочек. Гуденаф и Харрис утверждали, что рисунки могут быть использованы для оценки интеллектуальных способностей детей, но не могут использоваться в качестве проективных техник для определения личностных характеристик и скрытых конфликтов.

В 1949 году Карен Маховер, неудовлетворённая тем, что тест «Нарисуй человека» использовался только для измерения уровня интеллекта и, базируясь на своём богатом клиническом опыте, пересмотрела «жёсткий» оценочный метод Гуденаф. Она стала использовать данный метод для оценки личностных особенностей человека. В тесте Маховер испытуемому предлагалось нарисовать человека. Когда рисунок был готов, ему давали чистый лист бумаги и предлагали новое задание нарисовать человека противоположного пола. После завершения рисунков испытуемого просили рассказать историю по рисункам или ответить на ряд вопросов относительно изображённых фигур: о возрасте, образовании, личностных особенностях, целях, взглядах на семью и жизнь.

20 стр., 9953 слов

Тест "Способность к обучению в школе" Г.Вицлака

... за то, что он опоздал.     o Тест "Рисунок семьи" Тест "Рисунок семьи" Кто такой ребенок? "Как кто? - удивится взрослый. - "Маленький человек"! И в этом ответе кроется ошибка. Мир детей ... исследователей нет единого мнения, кто и когда предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Начиная с 30-х годов прошлого столетия эту методику разрабатывали и американские, и ...

В 1968 году было предложено дальнейшее развитие этого направления. Была разработана система оценок и перечень индикаторов для выявления эмоциональных затруднений. В 1948 году был опубликован тест «Дом-Дерево-Человек», который представлял собой один из первых графических методов, созданных специально для исследования личности. Разработка этого теста связана с именами Маховер, Бак, Холлес и захватывает период с 50-х по 70-е годы. Популярна вариация теста, в которой рисуют дом, дерево и человека на одном листе.

Интерпретация теста «Дом-Дерево-Человек» основывается на ряде показателей: учитывается манера исполнения рисунков, пропорции фигур, представленных на рисунке. Кроме того, испытуемого просят рассказать о тех чувствах и переживаниях, которые возникают у него по отношению к рисунку в целом и его деталям.

Обсуждение теста «Рисунок семьи» появилось в литературе в 1958 году. В этом тесте испытуемого просят нарисовать его семью. Интерпретация теста основывается на том, как оформлен этот рисунок, какие члены семьи изображены на нём, как они располагаются на листе бумаги. Новизна работ Халса состоит в том, что обращается внимание не только на сам рисунок, но и на процесс рисования; использование карандашей, стирание, вычёркивание, поведенческие реакции испытуемого, его эмоциональные комментарии. Вариантом этого теста можно считать «Кинетический рисунок семьи», который впервые описали Бурис и Кауфман (1970, 1980).

Основное отличие этого метода состоит в том, что в задании предлагается нарисовать членов семьи, которые чем-то заняты, что-то делают. Изображение действия, которое разворачивается между членами семьи, позволяет более полно узнать о взаимоотношениях между членами семьи, о чувствах, которые испытывают члены семьи друг к другу. Кауфман также была предложена вариация данного метода, когда испытуемому предлагалась инструкция: «Изобрази семью так, как ты себе её представляешь». Эта инструкция была менее структурирована. Параллельно с рисованием задавалась серия вопросов, подталкивающих испытуемого на открытое обсуждение чувств (например, кто в семье самый хороший?).

Одной из наиболее интересных техник является спонтанное рисование. Хотя спонтанные рисунки не являются в полном смысле этого слова проективными тестами, их ценность известна практическим психологам уже давно. Кроме того, манера исполнения и содержание рисунков даёт очень ценную информацию о природе и функционировании личности, важным моментом является терапевтическая роль таких рисунков, дающих возможность эмоционального высвобождения.

В последнее время было сделано много попыток понять динамику бессознательного тех лиц, которые привычно используют спонтанные, невербальные методы для самовыражения — это дети, художники, артисты. Психологический анализ и оценка творческих произведений даёт нам ценную информацию о том, как человек воспринимает окружающий мир и что он чувствует по отношению к нему.

2. Эмоции определение, феноменология, измерение. Что такое эмоциональная сфера ребенка? Что же такое эмоциональное состояние ребенка? Что такое для него печаль? Радость? Тревога? Как ребенок рисует свой эмоциональный мир? И как определяется по рисунку его эмоциональное состояние? Что такое Эмоция? В руководстве «Физиология человека» (1983) следует признание: «несмотря на то, что каждый из нас знает, что такое эмоция, дать этому состоянию точное научное определение невозможно.» [4. стр.126]. Большинство исследователей рассматривают эмоцию как сложный психофизиологический феномен, который можно связать с: 1. переживаемым и/или осознаваемым чувством (состоянием) — феноменология эмоций 2. висцеральными процессами, сопровождающими эмоции 3. выразительными характеристиками эмоций При обсуждении феноменологического аспекта понятия «эмоции» необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности (эмоциональность).

16 стр., 7821 слов

Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей

... психодиагностирование, а также коррекция таких детей (дипривированных), формирование у брошенных детей правильных отношений с приёмными родителями, членами их семьи, окружающими людьми, пробуждение уважения к самим себе. ... (приёмной) семьёй понимается семья, которая взяла на воспитание одного ребёнка или несколько детей (до пяти человек), оставшихся без попечения родителей. Научные исследования ...

Эмоциональные состояния разделяются на два класса: собственно эмоции и эмоциональные чувства. Эмоционально окрашенные чувства — голод, жажда, любопытство, любовь) характеризуются жесткой связью с биологической, социальной или культурной потребностью и комплексом эмоций, переживаемых в процессе ее формирования и удовлетворения. Любопытство может сопровождаться эмоциями страха, тревоги, удивления. Эмоции делятся на два класса — врожденные и приобретенные в индивидуальном, социальном, культурном смысле. [7. стр. 19] Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком заботящимся о нем должна бала возникнуть тесная взаимная привязанность. Цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Если же связь матери и ребенка нарушается на продолжительное время наблюдается выразительнейший букет негативных эмоций, которые могут перерасти в тяжелые формы депрессии. Кроме этого ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человеку бывает трудно справится с невзгодами, если он обделен любовью. [7 стр.96] Эмоция всегда вместе с нами и переживание эмоции в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира.

Два человека, побывавшие в одном и том же месте и одинаковое количество времени увидят его каждый по своему, обратят внимание на совершенно разные вещи. Причина этого связана с разницей в их чувствах и интересах. Эмоция интереса имеет мотивационное значение и оказывает мощное влияние на процесс восприятия, служит основой избирательности восприятия и направленности внимания, поддерживает тонус внимания в исследовательской и познавательной деятельности. Качество отдельного взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни. Как сказал испанский философ Ортега-и-Гассет «Интеллектуальное богатство человека зависит от того, что он увидел ребенком. Искусство и подавно живет лишь детским видением, теми трофеями, что добыли новорожденные глаза«. Причины же вызывающие эмоциональные переживания и его последствия зависят от степени зрелости индивида. На ранней стадии ребенок не может переживать эмоции связанные с самосознанием или порождаемые им. Научившись распознавать себя как отдельное целое, он сможет переживать такие эмоции как стыд (обостренное самосознание, сознание своей неспособности, неадекватности), презрение (осознание своего превосходства над другими) вину. С расширением и усложнением Концепции связанные с самосознанием эмоции вызываются все более разнообразными ситуациями. Итак, эмоциональная экспрессия выполняет важные коммуникативные функции, особенно очевидно проявляющиеся в раннем детстве. Эмоциональное переживание влияет на восприятие, мышление и поведение. Эмоции лежат в основе социальных связей и являются интегральными составляющими теории темперамента и личности. Исследование эмоций и их функций в различных возрастных группах необходимо не только для понимания нормального развития личности (ребенка) но и для диагностики и лечения психических нарушений.

3. Отражение в рисунках детей индивидуальных особенностей и эмоционально сферы личности

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

... гипоталамус и центральные части лимбической системы. ТЕОРИЯ ЛИНДСЕЯ—ХЕББА. Психоорганическая теория эмоций (так условно стали называть концепции Джемса—ЛангеиКэннона—Барда)получила дальнейшее развитие под ... мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающуюзависимость между уровнем ...

3.1 Что рисуют дети? Рассматривая детские рисунки мы удивляемся фантаcтичности мира, где цвета не совпадают с реальными цветами предметов, малиновые зайцы скачут по фиолетовой траве и показываем на реальных предметах, что трава — зеленая, а зайцы былые зимой и серые летом. И постепенно способность ребенка не только обозначать предметы в изображении но и выражать отношение к ним у детей исчезает. «У собаки четыре ноги два уха, зубы и хвост!» А на рисунке у собаки может быть пять лап и одно ухо, и шерсть небывалого окраса. Потому что маленькому автору важно было передать на рисунке ощущение мягкости шерсти и мелькание лап бегущей собаки. В детских рисунках мир отражается не таким, каким они его воспринимают с помощью разных органов чувств. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое не «фотографично», а целенаправленно и избирательно. Рисунки детей представляю собой изображение, а не воспроизведение, они выражают внутренний, а не визуальный реализм. Рисунки прежде всего, характеризуют самого ребенка прежде всего, а не предмет служащий моделью, в изображении у детей присутствуют как эмоциональные, так и познавательные элементы. Здесь можно привести пример из книги Д. Дилео «… дошкольник нарисовал то, что он назвал коровой, и перевернул лист бумаги, чтобы пририсовать сзади хвост; этот сюжет перекликается с рассказом Спиринга о маленькой девочке, которой предъявили рисунок птицы в профиль и которая спросила, почему у птицы один глаз, после чего неудовлетворенная объяснением девочка перевернула лист бумаги и на оборотной стороне нарисовала другой глаз» [1. стр.13] Итак, «что рисуют дети?»: 1. То, что для них важно: значимые люди, потом животные, деревья, дома. 2. Что-то новое неизвестное. 3. То, что в этот момент вспомнилось. 4. Идею, окрашенную эмоциями. 5. То, что видят (т.е. отображение предмета на сетчатке глаза как психического процесса и выражения визуального мышления, как например двое людей могут посмотреть на один и тот же предмет, но воспринимать его по-разному) 6. Внутреннюю незримую реальность. Дети — экспрессионисты, им предмет служит исключительно ориентиром или катализатором. Результат не зависит от того рисует ли ребенок с листа и ли по памяти. Дети начинают рисовать на 2-3 году жизни. К 2-3 годам происходит разделение единого мира на объективный мир, не зависящий от собственных действий и субъективный переживаемый в образах, сознаваемых и понятных. Все образы, возникающие у ребенка на основе восприятия тесно переплетаются с чувствами и эмоциями. В основе изображения, которое создает ребенок, на начальных этапах развития, может оказаться опыт движения в пространстве, опыт тактильных и других ощущений. Воплощение различных ощущений в зримой форме помогает ребенку осмыслить свое место в окружающем мире. «Проследить за тем, как из каракулей ребенка возникает организованная форма, — это значит увидеть одно из удивительных явлений природы» Архейм. В сферу восприятия ребенком включается лишь то, что нужно для его деятельности, соответствует его интересам, физическим и интеллектуальным возможностям. Существует разница между тем, как ребенок рисует карандашом, фломастером, пером, то есть графическим материалом и тем как он будет рисовать красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов. (более детальное рассмотрение и определение цвета и эмоций ребенка в методике цветового воспроизведения. Цветовой круг Гете).

Уровень психологического восприятия цвета связан со способностью человека связывать различные эмоциональные состояния с различными цветовыми сочетаниями и таким образом выражать свое отношение к предметам и явлениям окружающего ребенка внешнего мира. В искусстве свойству человека видеть различную степень освещенности: светло/темно, в которую входят все оттенки серого от черного до белого соответствует ахроматематическая гамма. Изменение длины световой волны воспринимаемую глазом помогает увидеть собственно цвет. Это хроматическая гамма — цвета которой отличаются друг от друга по цветовому тону (красный, зеленый и др.), светлоте (светлый — темный) и насыщенности (яркий — тусклый) Изменение цвета по светлоте способно передать ощущение легкости и тяжести (светлый — легкий, темный — тяжелый).

Изменение цвета по цветовому тону может создать ощущение тепла и холода. Изменение цвета по насыщенности сделает изображение наполненным энергией или чувством подавленности. Также уровень восприятия цвета связан с теми символическими значениями, которые закрепляются за цветом в определенном историко-культурном пространстве. Белый цвет в европейской культуре цвет праздника, черный цвет траура и печали. В восточной культуре интерпретация этих цветом диаметрально противоположна. Выбор цвета ребенком зависит от символического значения цветов в конкретной социально-культурной среде, которая его окружает и от нее зависит выбор цвета в процессе творчества. Ребенок, осваивая социальный опыт интерпретации цвета, постепенно приобретает индивидуальный опыт выражения своего отношения к миру.

3.2 Изображение тела и восприятие Как только ребенок начинает осознавать части тела, их положение в пространстве, свою возможность контролировать движения, соответственно реагировать на зрительные слуховые и другие воздействия окружающего его мира, начинается приобретение чувства индивидуальности. Когда ребенок в порядке и он далек от тревог его интеллект свободен, поведение его открыто. Реагируя на окружающий мир он, очарованный внешним миром забывает себя и изображает концепцию человечества, а свое уже поглощено и подключено в рисунке. Чем лучше себя мы чувствуем, тем менее склонны беспокоится и думать о самих себе, не замечаем сердце или желудок пока они не болят и беспокоят нас. Концепция индивидуальности развивается медленно, по мере того, как ребенок «осваивает» свои части тела. Сначала ребенок изучает тело и его части потом проецирует изображение своего тела в окружающую среду, в пространство. Благодаря движению устанавливаются представления о теле, включая то, что оказывает влияние и на эмоции. Даже учитывая индивидуальность развития каждого ребенка, тем не менее, неоспоримым является тот факт, что ребенок начинает рисовать еще не научившись писать. Навыки художественного творчества, параллельно с дописьменными, развиваются поэтапно в определенной последовательности. v 1 г. — 1,5 л. — ребенок способен постукивать по бумаге или рисовать «каракули» v к 3 годам — ребенок изображает напоминающее буквы, рисует круги всевозможных размеров, иногда с двумя точками внутри, так что изображение может напоминать голову человека. v к 3,5 — четырем ребенок уже пририсовывает к голове туловище, часто уступающее по размерам голове, иногда отображает в изображении человечков элементы одежды. Отсюда — смешная фигура, которую рисуют дети 4-5 лет. Она вполне соответствует своему названию «головастик», «головоног», т.е. маленький человечек, у которого голова плавно переходит в ноги, который так нереален, но в котором уже безошибочно узнается человек. Символически круг в этот период для него может обозначать се что угодно: цветы, животное т так далее. Он создает так называемые автономные знаки, за которыми закрепляется определенное значение. Ребенок начинает писать буквы часто перевернутые зеркально. v к 5 годам ребенок уже умеет писать свое имя печатными буквами, в его рисунках появляется очевидный смысл, они носят сюжетный характер. Дети в этом возрасте с удовольствием рисуют разных животных, птиц, предметы быта, деревья, цветы. v к 5-6 годам мальчики активно рисуют панорамы военных действий, проявляют интерес к рисованию комиксов. Девочки — рисуют красивых девушек и куколок в различных нарядах. v Смешанный профиль с двумя глазами двумя носами часто рассматривается как переходная фаза между изображением полного лица и профиля. Это переходная фаза на пути к визуальному реализму, который обычно появляется между 7 и 9 годами, когда ребенок все более настойчиво пытается нарисовать то, что он видит. v В дальнейшем к 10 годам у детей возрастает стремление реалистичного отображения всего увиденного. [1. стр.46] Достоверная оценка рисунка ребенка невозможна без принятия во внимание возраста и уровня развития. Пропуск частей тела, как правило, указывает на чувства и личностные характеристики. Пропуск рук, конечно же, должен быть отмечен, так как они могут служить символами проявления агрессии, а также с их помощью можно дотянуться, познать окружающую среду, атаковать и приласкать. Важность пропуска и преувеличения деталей зависит от уровня развития ребенка. Чрезмерно большая голова в 4 и 5лет вполне обычна. Пропуск кистей рук в 5 лет — возраст, когда многие дети не изображают их среди восьми частей, обычно представленных на рисунке, — не должен рассматриваться с той же небрежностью позже. Мы не ждем кистей в 4 года, мы можем увидеть их в 5 лет, но после 6 они должны быть. Искаженная, неузнаваемая «мазня», которая называется «человек», вполне нормальна в 3 года, но ненормальна в 5лет. С 2-4 лет возникают первые попытки отразить свой уникальный опыт осмысления, переживания и взаимодействия с миром и выразить свое отношение к нему. Они чрезвычайно важны, потому что в индивидуальном опыте ребенка есть то, что отсутствует в опыте человечества. Ребенок не идет с частей к целому, а от изображения «диффузного грубого целого он постепенно переходит к изображению частей». Рука ребенка отделяет «свет от тьмы», форму от пространства. Форма в пространстве может быть чем угодно и где угодно. С ней ребенок играет, наделяя в своем воображении сотнями образом. Это пример возникновения ассоциаций и образа. Ребенок рисует «загогулины» используя каждый раз новый лист бумаги, потому что ему просто нравится яркая линия, которую оставляет фломастер. Если на листе случайно появляется зигзаг — он дорисовывается новым образом, зависящим только от воображения ребенка и ситуации. «Детский рисунок не соответствует тому, что желает увидеть взрослый. Не стоит укорять детей. Ведь ребенок не копирует, а моделирует предметы действительности» — Даниил Пивоваров. [2. стр. 19] «Однажды мне пришлось работать с мальчиком, родители которого были обеспокоены тем, то Гриша перестал рисовать, когда пришел в детский сад. Постепенно, познакомившись с бережно сохраненными родителями «до-садичными рисунками» мальчика и воспитателя, мы выяснили, что проблема заключена в несовпадении значений одной и той же графической формы у мальчика и воспитателя. Конфликт начался с задания, обязательного для младшей группы. Предлагалось изобразить заборчик для зайчика. Но для Гриши две длинные горизонтальные линии и множество пересекающихся их коротких вертикальных обозначали железную дорогу! Этот предмет был основой его рисунков о путешествии на поезде. Отказываясь от навязанного ему содержания, мальчик защищал созданный им мир». Дети, доверяя опыту взрослых, постепенно перестают искать в линиях и пятнах собственный мысли, в конце концов, оказываются способными только повторить образец. [2. стр. 19] Рисунки от 2-4 это разговоры на бумаге, тема которых — он сам. Основным мотивом является человек, в основном автор рисунка и близкие ему люди. Это свидетельствует о начале формирования «системы Я» как центрального личностного образования, включающего отношение к себе и сознание собственного «Я». Чем больше ребенок себя знает в телесном плане, тем легче он ориентируется в пространстве. Примерно к 4 годам ребенка начинает интересовать то, как устроен окружающий мир, как устроены они сами. Он уже по-новому ощущает себя: он мал, а мир велик. Предметы и персонажи на рисунках уменьшаются и поднимаются до верхней границы листа, если они «такие большие, до самого неба!» Появляются любимые темы и герои изображений, сказочно-игровое уступает объективному, главным становится позиция «истина — заблуждение». Мир рисунка меняется он приобретает верх и низ, зафиксированные небом и землей. В пятилетнем возрасте впервые на первый план выходит «интеллектуальная» сторона рисунка.5-летний ребенок уже не только чувствует, но настойчиво осмысливает мир и пытается найти свое место в нем. На смену эмоциональному рисунку приходит рисунок чертеж. Предметы в рисунке выстраиваются на опорной линии равномерно, не загораживая друг друга. В структуре изображения появляется понимание пространства, которые бесконечно вправо и влево, вперед и назад. Размеры предметов соответствуют уровню их значимости для автора рисунка, для воссоздания любой ситуации. 3.3 Динамика рисунка детей такова [1. стр.36-37] 1. Самые ранние попытки изображения, принимающие неузнаваемую форму. 2. Стадия «головастиков», в которой схема человека состоит из ног, выходящих из непропорционально огромной головы. 3. Переходная фаза, в которой головастик приобретает туловище и дополнительные черты. 4. Полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела. 5. Переходная стадия, на которой ранние попытки изображения профиля приводят к «смешанному» профилю (представлены 2 глаза, 2 носа), голова в профиль, в то время как тело и конечности изображены фронтально, обе руки выходят с каждой стороны фронтально изображенного туловища. 6. Правильная профильная ориентация, начало изображения движения [1. стр.36-37]

4. Качественные и количественные характеристики детских рисунков. Рисунок и психологические рисуночные тесты. Методика и техника проведения психологических тестов

4.1 Психотерапевтическое значение рисунка Рисование это прекрасное средство для самопознания и формирования позитивного взгляда на жизнь, духовного и физического исцеления. Гете говорил: «Нам следует меньше говорить и больше рисовать». В детстве человек, еще не научившись выражать словами, свое эмоциональное состояние вырисовывает свой страхи. Переживания, мечты о будущем. В душах каждого продолжает жить эмоциональный ребенок, который умеет удивляться обычному цветку или бабочке. Символы и знаки проявляются часто бессознательно и с первого взгляда не имеют очевидного смысла, на деле же они несут больший смысл, чем слова. Для ребенка рисунок всегда похож на окружающий мир, он всегда честно выстраивает отношения между собой и ним. Оценивая рисунок нужно выяснить, о чем рисунок, почему ребенок это изобразил. Образ на листе, выбранный ребенком не случаен, и ребенок с радостью и доверием отзовется на заинтересованное внимание взрослого. [2 стр.21] «Мир, воспринимается ребенком как «сгусток действительности. Сознание своей активности, своей способности организовывать эти деятельности в нечто связанное, единое приводит к появлению сознания «Я« как центра, организатора и, в известном смысле, творца собственного мира« Изменение отношения к себе не может, не отразится на процессе и форме изображений, так как ребенок честен в поисках адекватной знаковой формы для отображения реальности, в которой существует. Ребенок открывает мир, центром которого является он сам. Этот мир растет и развивается вместе с ним, так как он растет и развивается сам. «Равноправность» и одушевленность предметов позволяют ребенку искусственно моделировать пространство листа, гармонично заполняя его изображениями. Плоскость листа используется полностью, без учета верха и низа листа. Предметами изображения в условных схематичных формах становятся вещи, люди, окружающие ребенка природные явления, течение времени. Ребенок, действуя, осваивает реальное пространство, его сознание формирует образ идеального окружающего мира, промежуточные пространство изображений позволяют ребенку осмыслить место и роль своего «Я» в этом мире. Овладение языком и формами мышления делает возможным включение ребенка в современную культуру. Основным мотивом изображения у ребенка является человек, в основном автор рисунка и близкие ему люди, что свидетельствует о начале формирования «системы я» как центрального личностного образования, включающего не только сознание «Я», но и отношения к себе. Ребенок для себя лучшая «натура». Чем больше ребенок знает себя в телесном плане, тем легче он ориентируется в пространстве. От двигательного опыта и внимания к нему напрямую зависит уровень осознания себя, отражающийся в качестве рисунка. Сказочный мир, где предметы одушевлены, а события разворачиваются только потому, что существует центр этого мира — «Я» юного художника. Что это за мир? Опасный? Доброжелательный? Какое место занимает в нем сам ребенок? Какое место окружающие его люди? В психотерапии существует целый ряд методов и рисуночных тестов, используемых для определения внутреннего мира ребенка, о его душевных переживаниях, характере, предпочтениях, отношения к жизни. Умение рисовать, выражать себя и свои мысли через графические образы помогает ребенку найти решение многих проблем, дает возможность избавится от всего, что держит в плену разум, тело и дух, приводит к раскрытию способностей, влияя таким образом, на многие аспекты жизни.

4.2 Техника проведения психологических рисуночных тестов Тестируемому ребенку необходимо дать чистый лист бумаги формата, простой карандаш (не очень твердый, ТМ, чтобы можно было оценить степень нажима), ластик. Не использовать фломастеры и шариковые ручки, что затрудняет интерпретацию рисунка и отличает от карандашных рисунков. Инструкцию к тесту и заданию следует произносить четко и понятно. В случае проведения тестов в младшем школьном возрасте психологический тест следует проводить в игровой форме. При первой консультации лучше всего предоставить выполнить рисуночные тесты, в которых ребенок мог бы проявить максимум свободы в исполнении рисунка: «рисунок на свободную тему», «Автопортрет», «Несуществующие животное». При проведении теста обращается внимание на следующие факты: 1. Расположение листа при выполнении рисунка 2. Время, затраченное на рисование 3. Последовательность изображения различных деталей и часто рисунка 4. Содержание ответов на вопросы. По окончании рисования испытуемому ребенку обязательно следует задавать вопросы о том, что он нарисовал, можно описать рисунок или составить по нему рассказ. Ответы необходимо фиксировать. Работу следует подписать, указав имя автора рисунка, возраст и причину, по которой родители обратились за консультацией. Основные интерпретации графических изображений выполненных ребенком для определения эмоциональной сферы, а также эмоциональных расстройств, выражения чувств. Для визуального представления различных эмоциональных состояний далее мной представлены описания и интерпретации из Книги Джон Дилео «Диагностика и интерпретации». Подписи на рисунках — автора. Графическое изображение уверенности и неуверенности [1. стр. 52-53] Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, занимающие маленькую часть листа. Уверенные в себе дети, хорошо приспособленные рисуют свободно, создавая фигуру выражающую своим размером, размахом и броским расположением на странице свободу от сдерживающей тревожности.

Рисунок 1

(Нарисован неуверенной девочкой 7,5 лет. Застенчивая, с низкой самооценкой. Семья без отца. Нервная, напряженная мать. Не успевает в школе, несмотря на вполне нормальное умственное развитие. Пока она рисовала, она спросила: «У меня нормально получается?» Она сказала, что фигурка изображает ее)

Рисунок 2

Выполнен уверенной девочкой 7 лет, живущей в полной, нормальной и гармоничной семье. Это дружелюбный, опережающий развитие ребенок.

Попуск верхних конечностей.

Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. Пропуск рук к 10 годам становится отклонением. Вэйн и Эйсен считают отсутствие рук на рисунке одним из 4 показателей вероятности неприспособленных детей в возрасте между 5 годами и 3 месяцами и 6 годами 5 месяцами.

Рисунок 3

Руки отсутствуют. Нарисован чрезвычайно осторожным, неагрессивным мальчиком. Возраст 6 лет 10 месяцев. Не любит грубых, чрезмерно активных детей.

Рисунок 4

Нарисован замкнутой, неагрессивной девочкой 5 лет 8 месяцев. Она сказала, что на рисунке изображена она сама.

Рисунок 5.

Выполнен младшей сестрой (5 лет 9 месяцев).

Она нарисовала большие фигуры с расставленными руками и четко обозначенными ногами. Рисунок сделан в свободной манере, штрихи нанесены смело, с сильным нажимом.

Рисунок 6

Рисунок сестры (6 лет 11 месяцев).

Она нарисовала фигуры меньшего размера, с неустойчивыми ногами и маленькими руками. Нажим слабый. Может быть важным, что она добавила к рисунку солнце и при этом закрасила его.

Рисунки были выполнены в один день двумя сестрами. Оба рисунка демонстрируют уровень интеллекта выше среднего. Обе девочки в первую очередь нарисовали фигуру своего пола, выражая тем самым, что их сексуальная ориентация соответствует их полу. Кроме того, одна девочка удовлетворена собой, в то время как другая испытывает недостаток самоуверенности. Эти черты личности выражаются в их поведении дома и в школе. В связи с этим младшая сестра, более свободная и смелая, сказала, что она нарисовала Джоанну, подругу, а старшая, более застенчивая, сказала: «Это я». Автор склонен интерпретировать этот факт в поддержку своего взгляда на то, что уверенный ребенок менее склонен рисовать себя, чем неуверенный, чьи мысли обращены внутрь, на себя.

Выделение рук и пальцев

Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это «автопортрет». Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.

Рисунок 7

Нарисован мальчиком 7 лет с незаурядным интеллектом, но плохо приспособленным к домашней и школьной жизни. Пытается найти компенсаторное удовлетворение через пищу и владение вещами. Одной из частных проблем является склонность к воровству. Обратите внимание на прорисованные пальцы.

Рисунок 8

Нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Средний интеллект. Застенчивый. Руки сложены на груди.

Маленькие неустойчивые ноги.

Неуверенные дети часто изображают неустойчивые фигуры, шаткие, с крошечными ногами, не дающими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития личности; постоянное чувство тревоги к тому же препятствует развитию эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья. Эрик Эриксон в своей книге «Детство и общество» показал, как много зависит от установления базового чувства доверия в течение первого года жизни.

Нарисован неуверенной, застенчивой девочкой 4 лет 10 месяцев. Отзывчивая, внимательная, интеллект выше среднего, склонна к приступам, потеря слуха сенсорно-невральной природы. Воспитывается без отца. Обратите внимание на маленькие верхние конечности и крошечные неустойчивые ноги.

Преувеличение размеров родительской фигуры.

Если ребенок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, то, вероятно, он представляет его как деспотичного, подавляющего, агрессивного, пугающего человека. Также мы можем видеть рисунки, на которых один из родителей возвышается над другим, в реальности превышающим его по росту и весу. В конце концов, ребенок прав, оценивая личность в соответствии с ее значением, а не объемом. Производящий наибольшее впечатление родитель может быть изображен с большими руками, если воспринимается как враждебная, угрожающая фигура. Менее значимый родитель может быть изображен с маленькими руками или вовсе без них.

Нарисован мальчиком 6 лет 7 месяцев. Мать является наиболее значимой фигурой. Мальчик не включил себя в семейный портрет. Средний интеллект, учится в первом классе.

Этот рисунок принадлежит девочке 6 лет 4 месяцев. На изображение каждой из фигур у нее ушла одна минута. Девочка способная, но эмоционально неразвитая, чрезмерно зависит от мамы, которая кормит ее, одевает и присутствует при ее туалете.

У «девушки» есть зрачки и выражены руки и пальцы. Мать девочки — деспотичная личность. Судя по выраженности рук (полностью отсутствующих у мужчины), ребенок воспринимает мать как агрессивного родителя.

Скрывание генитальной зоны

Это можно наблюдать в рисунках человека девочек-подростков. Фигура девушки изображена с руками, стыдливо прикрывающими нижнюю часть туловища, в то время как руки мужской фигуры смело раскрыты. Одна девочка нарисовала невесту с букетом цветов в центре тела. Некоторые располагают какие-то предметы на уровне живота. Девочка нарисовала всю свою семью, члены которой были заняты какими-то делами, но она сама при этом была изображена лежащей неподвижно в кровати, а ее нижняя часть тела была накрыта одеялом. Эти факторы, по-видимому, являются выражением скромности и целомудрия, если не связаны с поведенческими расстройствами. Сокрытие рук в детских рисунках рассматривается как выражение чувства вины из-за мастурбации.

Рисунки выполнены девочкой 8,5 лет с нормальным интеллектом. Выражают ее интерес к воспроизводству (кошка и котята), к браку (руки невесты скромно сложены).

Обратите внимание на то, что на рисунке семьи руки самой девочки скрещены спереди, на животе.

Разрозненные части тела

Рассеивание частей тела в рисунке необычно, так как большинство детей, даже в ранних попытках изображения человека, пытаются нарисовать целостный образ. Даже если человек — это только голова, ребенок расположит его черты внутри примитивного круга, не раскидывая их за его пределами. Позже, на стадии «головастиков», человек — это голова и конечности, которые выходят из головы и вместе с ней образуют единое целое. Очевидно, что изображение человека, части которого разбросаны по листу, не соединяясь друг с другом, — отклонение от нормы. Невозможность изобразить целостную фигуру отмечается у детей с серьезными нарушениями и показывает их личностную дезорганизованность.

При благоприятных результатах терапии постепенная интеграция личности будет отражена в объединении частей тела на рисунках. Сохранение рисунков позволит сравнить их с последующими творениями, таким образом помогая оценить изменения, которые происходят с личностью.

Рисунки выполнены девочкой в доме приемных родителей, где она подверглась сексуальному насилию со стороны взрослых и села на героин. Части тела на рисунке разделены. Она сказала, что это глаза, большой нос, руки, ноги и волосы. Хронологический возраст 5 лет 10 месяцев.

Нелепые, эксцентричные рисунки человека

Эти термины, возможно, покажутся неопределенными, но как еще нам можно обозначить эти поражающие нелепостью и искаженностью рисунки, так очевидно отличающиеся от обычных и нормальных.

Нарисован неуверенным мальчиком 5 лет из распавшейся семьи. Фигура человека разделена на части.

Нарисован девочкой 6 лет 2 месяцев. Неуверенная. Чрезмерно боится чужих людей.

Зачеркивание изображений человека.

Рисунок нарисован девочкой 5 лет 6 месяцев. Сначала она нарисовала женскую фигуру с головой, глазами, зрачками, носом, ртом, руками и пальцами, ногами, в платье и обуви (этот рисунок соответствует ее хронологическому возрасту).

Затем она энергичными штрихами перечеркнула нарисованное, как будто стремясь его полностью уничтожить. У девочки нарушения слуха в результате перенесенной матерью во время беременности коревой краснухи. Родители девочки разошлись, обстановка в доме была напряженная. Мать, доминирующая и властная, сидела дома и получала социальное пособие. Наша девочка (имеет младшего брата) — социально отзывчивый ребенок, но проявляет излишнюю вовлеченность в болезнь. Педагогу, отвечающему за программу обучения родителей, была известна атмосфера в этом доме, где эмоции просто кипят. Этот рисунок может быть интерпретирован как выражение крайне негативных чувств.

Роботоподобные фигуры

Негибкие, стереотипные фигуры рисуются, как правило, детьми, трудности которых могут принимать различные формы и иметь различные причины. У одних детей проблемы могут быть связаны с тем, что их неудовлетворительная школьная успеваемость не соответствует их способностям, они учатся ниже своих возможностей.

В таких рисунках часто проявляется эмоциональная незрелость. Проблемы также могут быть связаны с чрезмерно напряженной домашней атмосферой.

На напряженную семейную атмосферу реагирует аллергией и пищевыми расстройствами

Рисунок нарисован мальчиком 4 лет 6 месяцев. Это неагрессивный ребенок с нормальным интеллектом. На прогулке убегает прочь или со словами «Пойдем к моему другу» предлагает свернуть, если проявляют грубость по отношению к нему. В рисунке обращает на себя внимание отсутствие рук, роботоподобность фигуры, состоящей из квадрата и прямоугольника.

Рисунок семьи, созданный мальчиком 13 лет. Успеваемость в школе резко снизилась за последний год. Враждебен по отношению к учительнице, утверждает, что она ненавидит его.

Усиленная штриховка

Акцент на заштриховывании отдельных частей или фигуры целиком постоянно встречается в рисунках тревожных детей. Заштриховано может быть лицо, нижняя часть тела или, что более показательно, генитальная зона.

Я уже упомянул факт того, что чернокожие дети не заштриховывают лицо, если они, как и их белые ровесники, не испытывают беспокойства и озабоченности своим внешним видом, идентичностью, или это может выражать тревогу по поводу родительских разногласий и разрыва семьи.

Маховер обнаружила чрезмерную активную штриховку, временами сконцентрированную на генитальной зоне, в рисунках подавленных детей в начале латентного периода.

Я наблюдал, как несчастные дети зарисовывают солнце и как дети с ранним сексуальным развитием закрашивают окно в комнате, в которой огромная кровать располагается в самом центре рисунка.

В связи со штрихованием уместно заметить, что в протоколах Роршаха оно является показателем тревожности. Согласно Эймсу (Ames), Метруа (Metraux) и Уолкеру (Walker), которые описывали тенденции развития с раннего детства через юность, штриховка редко встречается в латентном возрасте, достигая пика в 13 лет, когда ребенок становится интроспективным и задумывается над своими возможностями. Такие склонности в более юном возрасте могут быть показателем эмоционального расстройства. [1. стр.103]

На рисунке, выполненном мальчиком 6 лет, нарисована его семья. Это усыновленный ребенок. Несмотря на свой интеллект, у него были нарастающие трудности в школе. Он осознавал свою исключительность и свое положение в семье. Его чувства к приемной матери были крайне противоречивы. В семье есть еще один усыновленный младший ребенок. Мальчики вместе уживались хорошо. В рисунке он изобразил своего брата, себя и мать. Он описал родительские фигуры, перечеркнув их в конце и сказав: «Моя мама бьет моего отца».

Тест и интерпретация рисунка.

Тест «Моя семья»

Задание Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик.

Инструкция Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также — по его желанию — добавить дополнительные детали. Инструкция может быть «Нарисуй свою семью»

Когда рисунок будет закончен необходимо попросить ребенка назвать нарисованные фигуры, отметь последовательность с которой ребенок рисовал. Порядок изображения членов семьи, сила нажима на карандаш, соотношение размера рисунка к размеру листа, время, затраченное на рисунок.

При интерпретации учитывается возрастные особенности ребенка, наличие или отсутствие изобразительных качеств

Показатели психомоторного тонуса.

Нажим карандаша.

Слабый нажим — низкая самооценка, пассивность, астения, иногда депрессия.

Сильный нажим — высокая самооценка, импульсивность (иногда), эмоциональная напряженность.

Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) — гиперактивность, агрессивность.

Изменчивый нажим — показатель неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки.

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовывание говорят об уверенности и решительности автора рисунка.

Неустойчивое, смазанное изображение, содержащие множество отчетливых пересекающихся линий свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.

Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.

Штриховка, выходящая за контуры фигуры — показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка.

В нижней части листа — заниженная самооценка. В верхней — завышенная самооценка.

Интерпретация рисунка.

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорить о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытном беспокойстве.

2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой дрожащей.

3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствует о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.

4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка, если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигура, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.

5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.

6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующему тестируемому ребенку.

7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.

8. Большие расширенные глаза в рисунке — знак просьбы о помощи или беспокойства.

9. Фигура, изображенная без ушей символ того, что он «не слышит» ребенка.

10. Человек с открытым ртом — воспринимается ребенком как источник угрозы. Рот черточка — наделяется человек, скрывающий свои чувства.

11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка, чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.

12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющие точки опоры, принадлежат человеку который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.

13. Отсутствие рук и ног у человека свидетельствует о сниженном уровне интеллекта, а отсутствие только ног — на низкую самооценку.

Отражение благополучного состояния ребенка в рисунке.

1. Ребенок с удовольствием взялся рисовать семь.

2. Фигуры изображены ребенком в пропорциональном соотношении. Соблюдается относительный рост родителей, и детей. Соответствующие его возрасту.

3. Ребенок изображает всех членом семьи без исключения.

4. Применяется в рисунке легкая или минимальная штриховка.

5. Фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки.

6. При раскрашивании рисунка ребенком применены яркие, насыщенные цвета.

Отражение тревожных сигналов во взаимоотношениях в рисунке.

1. Если ребенок отказывается рисовать, знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.

2. Чрезмерно большие пропорции родителей — показатель из авторитарности, стремления командовать, показатель конфронтации с родителями.

3. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.

4. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.

5. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности, снижении самоуважении, подавления воли к достижениям.

6. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить о его эгоцентричности, присущей ребенку.

7. Очень маленькое изображение всех членов семьи в ячейках — знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.

8. Заштрихованная голова — (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.

9. Изображение большого рта, губ у себя, признак скрытой агрессии.

10. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей в рисунке.

1. Изображение солнца или осветительных приборов — показатель отсутствия тепла в семье.

2. Изображение ковра, телевизора и других предметов быта — говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.

3. Если ребенок рисует куклу или кошку — это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.

4. Облака и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.

Заключение Рисование — одно из самых любимых детских занятий. Также известно, что рисунки детей содержат много полезной информации, помогающей нам в диагностике нарушенного развития. Несмотря на то, что рисунок — это только часть тщательного процесса оценки эмоционального, психологического состояния ребенка, оно является наиболее эффективной дополнительной диагностической методикой, когда они представляют собой личностную проекцию. К таким можно отнести рисунки детей, которые еще не могут видеть вещи правильно, детей с эмоциональными расстройствами, с девиантным поведением, умственно отсталых. Изучение рисунков способно рассказать то, что невозможно выразить словами. Значимость графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств признается большинством психологов. Ценностью рисунка — как акта творчества — его свойства выуживания подсознательного, это средство как профилактического так и терапевтического действия в психодиагностике. Рисунок является первым в жизни ребенка актом высвобождения творческой энергии, приносящее личное удовольствие, эмоционально стабилизирующее и поддерживающее его «Я». В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность выбирать тему, характер изображения, сам процесс рисования дают ценный дополнительный материал для постановки диагноза.

Литература

1. Джон Дилео «Диагностика и интерпретация». / перевод с английского.Е. Фатюшиной. — 4-е издание — М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2012 — 256 с.

2. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие особенности ребенка» — СПб: Речь, Образовательные проекты: М.: Сфера, 2010.92 стр.

3. Шевченко М. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» Маргарита Шевченко — Екатеринбург.: У-Фактория; М., Астрель, Владимир: ВКТ, 2011 — 128 стр.

4. Психофизиология: Учебник для вузов/ под. Ред. Ю.И. Алексндрова — 3-е издание СПб, Питер 2007 — 464 стр.

5. Романова Е.С. Р69 Психодиагностика: Учебное пособие — СПб: Питер, 2006 — 400 стр.

6. С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций) — М.: В. Секачев, 2007 — 128 стр.

7. Изард. К.Э. И32 Психология эмоций — СПб.; Питер, 2012 — 464 с. Ил — (серия мастера психологии)

Дополнительная.

8. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детсва // Собр. Соч.: В 6 т — 1983 — Т 5 — стр 257-321

9. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию — М. 1998

10. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии — СПб — 1998

11. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии — М 2005

12. Шевченко М.А. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. СПб, Питер, 2007

13. Преображенская Н. Тесты для вас и ваших детей. Ваши творческие способности. Занимательные упражнения в сомосознании — Екатеринбург: У фактория, 2004

14. Основы семейной гештальттерапии. — Издательство Пиражкова, 2001. Гертруда Шоттенлоэр. Рисунок и образ в гештальттерапии.

15. Специальная педагогика: См. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2000. стр. 400.

Размещено на