Предлагается ряд педагогических методик, основное назначение ко-
торых — анализ результатов воспитательной работы, без которого невоз-
можна ее коррекция и дальнейшее совершенствование.
Отличие педагогических методик от психологических в том, что они
дают не характеристику исследуемых, а показывают тенденции формирую-
щихся характеристик. Педагогу-практику необходимо прослеживать соци-
ально-психологические изменения в группе, формирование отношений де-
тей, ценностные приобретения и характерологические продвижения.
Педагогические методики являются составной частью воспитательного
процесса, они служат средством формирования ценностных ориентаций, мо-
ментом самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным
моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности или выд-
вижения новых жизненных целей.
Педагогические методики, как правило, выступают перед детьми в
скрытой форме, в виде игры, проверки собственных сил, состязания.
Основная идея предлагаемых методик — создание ситуации «свободно-
го выбора», в которой наиболее ярко выявляется отношение. «Свободный
выбор» может быть представлен:
— как умозрительный выбор;
— как эмоциональное предпочтение;
— как ситуация реального поведенческого выбора.
Общие условия применения данных методик:
1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испы-
туемым, сохранение тайны педагогической цели.
2. Исключение педагогического давления на производимый выбор, как
предварительного, так и последующего оценочного.
3. Создание условий, максимально приближенных к изолированности
каждого испытуемого от влияния группы.
4. Анонимность полученных показателей, сохранение тайны индивиду-
альных ответов перед учителями, родителями, другими детьми.
5. Разнообразие методик и занимательность формы, переключающая
внимание испытуемого с назначения теста на его форму.
6. Единая математическая обработка результатов (в процентах),
производимая для каждой возрастной группы.
7. Предварительное планирование проведения методик на определен-
ный период времени — от фиксирования начала до выявления результатов.
Описание методик.
I. Недописанный тезис.
Дописывая тезис, испытуемый высказывает вполне определенное суж-
Заключение по результатам психологического обследования испытуемого
... -90, Многопрофильный личностный опросник MMPI. В результате применения перечисленных методик были получены следующие данные: Внимание: наблюдается ... тихий, интонации понижающие. Коммуникативная функция не нарушена (испытуемый удерживает визуальный контакт, задает спонтанные вопросы, уточняет ... так и по типу искажения процесса обобщения (выбор по латентным признакам). Например, из ряда слов ...
дение и обозначает свое отношение к предмету речи.
Лучший вариант проведения — написать фразу для каждого участника
на карточке, где он ее и дописывает.
Можно начальные слова прочитать вслух и предоставить детям напи-
сать окончание фразы.
Примеры недописанных тезисов (3 разные формы):
— Хорошая жизнь — это …
— В хорошей школе всегда …
— Когда я вижу, что мой товарищ совершает дурной поступок …
II. Сферограмма.
Метод сферограммы выявляет круг интересов и духовных потребностей
человека, позволяет очертить сферы его духовной сопричастности: забо-
тят ли его люди близкие и далекие, благополучие жизни, лежащей за пре-
делом его личной житейской сферы.
Предлагается 2 вопроса:
— Что бы ты хотел иметь на свете?
— Что бы ты стал с этим делать, если бы этого было у тебя слишком
много?
Ко второму вопросу можно предложить варианты ответов: продам,
спрячу — пригодится, отдам …
Результаты обрабатываются графически: секторы концентрических
кругов указывают на узкие или далекие сферы сопричастности детей окру-
жающему миру. Полученные ответы в процентах распределяются по соот-
ветствующим сферам.
———————————————————————————————————————
«Я»/
семья/
товарищи/
знакомые/
другие/
III.Недописанный диалог.
Этот метод выводит исследования на самый широкий круг ценностных
объектов окружающей действительности, а также позволяет коснуться про-
исходящего и выявить отношения к протекающим событиям.
Детям предлагается представить фрагмент беседы двух людей. Произ-
несенную одним из них фразу надо дополнить предполагаемым ответом.
Фраза может быть произнесена, написана на доске или на отдельных кар-
точках. Залы успеха — быстрота ответов, отражающая непосредственное
отношение ребенка.
Например:
1. — … Смотри, какой диковинный колокольчик! Я никогда таких не
встречал в лесу!
— …?
2. — … Я не хочу играть в футбол. У меня интересная книга.
— …?
IV. Фантастический выбор.
Этот метод требует игровой инструментовки педагога. Он обращается
к воображению детей, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации акту-
ализируются и словесно оформляются потребности детей, выражающие их
личностные ценности. Например:
1. Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?»
Ответь ей.
2. Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
3. Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю
оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью сло-
вами. Назови эти 5 слов.
Можно выпустить бюллетень (плакат) с текстом и рисунками, иллюст-
рирующими сделанный выбор.
V. Графические тесты.
Они используются в основном для выявления характера самооценки
детей. Их не следует предлагать детям до 12-13 лет, поскольку:
— они не владеют еще абстрактным мышлением, необходимым для рабо-
Изучение эмоциональной сферы ребенка рисуночным методом
... метода состоит в том, что в задании предлагается нарисовать членов семьи, которые чем-то заняты, что-то делают. Изображение действия, которое разворачивается между членами семьи, позволяет ... уровня интеллектуального развития ребёнка. эмоциональная сфера рисунок ребенок В 1963 году, основываясь на ... подталкивающих испытуемого на открытое обсуждение чувств (например, кто в семье самый хороший?). Одной ...
ты со схемами;
— способность к самооценке не развита у детей до 10-11 лет.
Разновидности графических тестов
1. Шкалирование. Испытуемым предлагается шкала с обозначенными
качествами в разной степени развитости. Полюсные точки шкалы — макси-
мальная степень развитости качества (самый умный, самый глупый и т.д.)
Можно предположить одновременно несколько шкал:
самый самый самый самый
умный сильный добрый трудолюбивый
¦ ¦ ¦ ¦
————-+———————————-+———————————-+——————————————-+—————————
¦ ¦ ¦ ¦
самый самый самый самый
глупый слабый жестокий ленивый
При анализе материалов подсчитываются:
— количество детей, поставивших точку своего «Я» выше и ниже го-
ризонтальной оси;
— количество детей, указавших крайние точки низа или верха;
— процентное соотношение самооценок в отношении разных качеств.
2. «Я-позиция».
Схематическое выражение может быть различным. Например, чертится
квадрат, олицетворяющий коллектив, и испытуемый должен обозначить свое
место:
+-——————+ +-——————+ Я +-——————+
¦ .Я ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ .Я ¦
+-—————-+ +-—————-+ +-—————-+
В другом случае испытуемому предлагается начертить свое «Я» и
точками обозначить людей, с которыми он связан какими-то отношениями,
сохраняя условно дистанцию этих отношений.
Условие применения графических тестов — сохранение тайны личнос-
ти.
VI.Ранжирование.
Этот метод позволяет выявить степень личностной значимости объек-
тов для испытуемого. Ему предлагается ряд слов, отражающих определен-
ные ценности, и предлагается пронумеровать их в порядке значимости.
Например, предлагаются 10 существительных: труд, искусство, человек,
природа, хлеб, деньги, книги, развлечения, дом, одежда.
Богатые возможности предоставляет «двойное ранжирование», прово-
димое со старшеклассниками. Суть его в том, что один и тот же ряд под-
лежит ранговый оценке дважды: — оценка в прошлом; — оценка в настоя-
щем.
Библиография
Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Пед. методики Моск. пед.
гос.ун-т им. В.И.Ленина.- М., 1992.- 15 с.
Представлен опросник социальных навыков — психологическая методи-
ка, позволяющая за короткое время:
— определить общий уровень сформированности социальных навыков
подростков и составить представление об их качественных особенностях;
— составить программу психологической коррекции в форме тренинга
социальных навыков.
Список утверждений опросника:
1. Вступить в разговор с кем-либо и направить его в нужное русло.
2. Перейти в разговоре к интересующему вас вопросу, детально об-
судить его и ответить на вопросы собеседника.
3. Дать другому человеку понять, что вы внимательно выслушали его
и затем умело и уместно закончить разговор.
4. Быть внимательным к другому человеку, вы пытаетесь понять его
Социальная работа с пожилыми людьми 5
... экономических и других видов исследований. Нужно хорошо представлять социальные проблемы пожилых людей. Для пожилых людей серьезными проблемами являются: - ухудшение здоровья; - поддержание ... одиночестве, причины которого часто имеют социальный характер и вызваны отчуждением, социальной несправедливостью, противоречиями социального прогресса. Одинокий человек может рассматриваться как результат ...
и показать ему свою заинтересованность.
5. Сказать собеседнику, что вам что-то нравится в нем или в его
действиях.
6. Дать другому человеку понять, что вы благодарны ему за то, что
он сделал для вас.
7. Поддержать человека, если он сомневается в своих силах.
8. Попросить кого-либо помочь квалифицированно справиться со
сложной ситуацией, с которой вы не можете справиться самостоятельно.
9. Ясно объяснить кому-либо, что и как ему делать.
10. Дать понять кому-либо, что вы заботитесь о нем или о ней.
11. Дать понять кому-либо, что решение проблемы, возникшей перед
вами обоими, зависит в большей степени от него и попытаться найти
вместе это решение.
12. Убедить другого человека, что ваша точка зрения на что-либо
лучше, чем его.
13. Выразить свои злые чувства в откровенной, но вежливой манере.
14. Дать понять другому человеку, что вам приятно его похвала и
вы цените ее.
15. Попытаться понять, что другой человек чувствует и выразить
ему понимание.
16. Сказать кому-либо искренне, что вы сожалеете, что являетесь
виновником неприятности, происшедшей с ним.
17. Строго следовать указанием и выполнить соответствующие дейс-
твия.
18. Учесть предложение другого человека, сравнить их со своими
идеями и решить, какой способ действия лучше для вас в будущем.
19. Выделить, что в ваших действиях было неправильно, и что можно
изменить, чтобы более успешно действовать в будущем.
20. Выяснить, что в словах другого человека соответствует дейс-
твительности.
21. Справедливо реагировать на неудовольствие другого человека в
ситуации, связанной с вами.
22. Попытаться понять злость другого человека и показать ему, что
вы понимаете.
23. Решить, чего вы хотите добиться и оценить, насколько это ре-
ально.
24. Решить, какая специальная информация вам нужна и обратиться
за ней к компетентным людям.
25. Создать такие условия, которые позволяет вам сделать работу
эффективно.
26. Честно и искренне оценить ваши способности, чтобы определить,
насколько вы компетентны в соответствующем деле.
27. Заранее планировать обоснование вашей позиции в разговоре,
который обещает быть трудным.
28. Решить, какая из существующих проблем наиболее важная и долж-
на быть решена в первую очередь.
29. Оценить, какое из возможных решений является, по вашему мне-
нию, наиболее подходящим (реалистичным).
30. Определить, что за чувства вы испытываете.
31. Определить, какие ваши действия или действия других людей
явились причиной того, что произошло.
32. Попросить у соответствующих людей то, что вам надо и что вы
хотите.
33. Успокоиться и расслабиться, когда вы напряжены.
34. Контролировать свои чувства и не позволять себе распускаться.
35. Прийти к согласию с человеком, который придерживается другой
точки зрения, чем вы.
36. Помочь другому человеку, который не может справиться со свои-
ми проблемами.
37. Открыто выразить людям свои желания, мысли и чувства по пово-
ду чего-либо.
Проведение работы:
Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека
... эффективных средств и методов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека В литературе можно встретить различные мнения по поводу факторов, ... сократительных и окислительных свойств мышц) и, наконец, психологических факторов (совершенствование способности к концентрации усилий, настройка на концентрированные усилия, поддержание высокого уровня ...
Испытуемому дается список утверждений и специальный бланк, в ко-
тором он должен отметить: всегда, часто, иногда, редко, никогда. Оп-
росник проводится в две серии. В первой серии подросток должен оце-
нить, насколько ему самому удаются эти навыки. Во второй серии испыту-
емого просят оценить, насколько тот или иной навык удается его сверс-
тнику. Испытуемые отмечают крестиком в соответствующей графе бланка:
всегда, часто, иногда, редко, никогда.
Обработка бланков:
Обрабатываются сначала по общим количественным показателям. В на-
чале определяется среднее арифметическое по уровню оценки успешности
социальных навыков. Ответам приписывается значение от 1 до 5 баллов.
(1 никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — всегда).
Полученное
среднее арифметическое значение по 37 навыкам в норме обычно бывает
больше 3,10 и меньше 3,85. Если полученная цифра выше этого диапазона,
то можно говорить о завышенной самооценке уровня развития социальных
навыков, переоценка своих социальных способностей. Если полученная
цифра ниже указанного диапазона, то можно говорить о заниженной оценке
своего социального поведения. В том случае, если эти показатели ниже 2
ли выше 4, можно говорить о неадекватной оценке своего поведения под-
ростком. Аналогичным образом определяется оценка развития социальных
навыков у сверстников. Среднее значение оценки социальных способностей
сверстников между 3.00 и 3.60. Если менее 3.00 — заниженная оценка со-
циальных способностей сверстников, более 3.60 — завышенная. Выше 4 и
ниже 2 — неадекватная оценка.
Коэффициент компенсации — разница между средним арифметическим по
оценке своих социальных навыков и средним арифметическим по оценке со-
циальных навыков сверстников. Если разница отрицательная — тенденция к
заниженной оценке своих социальных способностей. Если эта величина —
0,9 и менее — неадекватна заниженная оценка и плохая компенсация дефи-
цитных социальных навыков. Если эта величина более 0,9 — плохо ском-
пенсированное социальное поведение при неадекватно завышенной оценке
своих социальных достижений. В целом коэффициент компенсации показыва-
ет, насколько скомпенсировано, приближено к социальному нормативу по-
ведение человека.
Коэффициент отличия характеризует насколько (вне зависимости от
успешности или неуспешности) уровень развития социальных навыков чело-
века отличается от других людей. Для расчета этого показателя вычисля-
ется абсолютное значение разницы оценки для себя и для других по каж-
дому навыку. Затем все эти разницы по абсолютному значению складывают
и делят на количество навыков. Полученный коэффициент чаще всего не
превышает 1.10. Если больше, то отличие поведения этого человека от
остальных больше нормативного и, следовательно, он воспринимает себя
как очень отличного от других, либо действительно имеет чудаковатое
Проблемы конфликтологии. Понятие конфликтологии.Типология социальных ...
... жизни общества - экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает “зоны кризиса”. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в ... разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок, они сами найдут для себя “поле столкновения”, при этом степень ...
поведение.
Полная проработка опросника включает в себя:
1) общие показатели:
— средняя оценка своих социальных способностей;
— средняя оценка социальных способностей сверстника;
— коэффициент компенсации;
— коэффициент отличия.
2) качественный анализ:
— список недостаточно развитых социальных навыков;
— описание зон дефицита социальных навыков;
— определение ведущих нарушений;
— список наиболее развитых навыков;
— определение зон компенсации.
3) в заключении по опроснику социальных навыков указывается:
— общий уровень развития социальных навыков;
— характеристика типов социального поведения и самооценки соци-
ального поведения;
— зоны дефицита и компенсации;
— рекомендации по психологической коррекции и компенсации дефи-
цитных навыков.
Средняя оценка своих социальных способностей:
3,25 — 3,75 — нормативная зона;
3,00 — 3,25; 3,75 — 4,00 — зоны незначительных отклонений;
2,00 — 3,00; 4,00 — 4,50 — зоны заметных отклонений;
1,00 — 2,00; 4,50 — 5,00 — зоны чрезвычайных отклонений.
Средняя оценка социальных способностей сверстников:
3,00 — 3,50 — нормативная зона;
2,50 — 3,00; 3,50 — 4,00 — зоны незначительных отклонений;
2,00 — 2,50; 4,00 — 4,50 — зоны заметных отклонений;
1,00 — 2,00; 4,50 — 5,00 — зоны чрезвычайных отклонений.
Библиография
Хломов Д.Н., Баклушинский С.А., Казьмина О.Ю. Руководство по оценке
уровня развития социального поведения старшеклассников / Рос. академия
образования, Центр социологии образования.- М., 1993.- 75 с.- Из со-
держ.: Ч II. Хломов Д.Н. Определение уровня развития социальных навы-
ков подростков, с.19-32.