В. А. Ганзен
ОПИСАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА1
1 Фрагменты из книги «Системные описания в психологии». Л., 1984. С. 126— 142.
Общее описание психического состояния.
Применительно к поставленной задаче системного изучения психических состояний человека и получения структурной модели (схемы) их анализа, описания и экспериментального исследования состояние человека понимается как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление. Такое рассмотрение позволяет считать психическое состояние человека объектом системного описания. Срезом исследования, дающим возможность получить наиболее полный набор характеристик объекта, стали имеющиеся формы описания психического состояния человека различных уровней обобщенности: от самых общих описаний до описаний определенных состояний у конкретного субъекта.
В процесса анализа существующих форм описания психических состояний человека были выявлены: качественно нестрогие описания на литературном языке (художественные), описания качественно строгие (терминологические) и описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические).
Литературные описания брались в виде отрывков художественных произведений (прозаических и поэтических).
Например, описание состояния душевного покоя в повести А. М. Горького «В людях»: «Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта, в этом чувстве исчезали все мои огорчения, забывалось неприятное, и в то же время у меня росла особая настороженность ощущений: слух и зрение становились острее, память более чуткой, вместилище впечатлений глубже».
К терминологическим описаниям были отнесены монографии и статьи (или их части), посвященные теоретическому анализу психических состояний человека. Примером их может служить монография В. В. Суворовой (1974).
Эмпирические описания включают в себя научные статьи, отчеты, части статей и монографий, освещающие экспериментальные исследования конкретных психических состояний человека, например, статья Г. И. Акинщиковой (1969).
Все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят существенный вклад в создание целостного образа психического состояния человека. Так, художественные описания наиболее полно отражают многообразие индивидуальных проявлений субъективной (переживательной) и поведенческой сторон состояний. Результаты экспериментальных исследований представляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений. Обобщение и научный анализ всех данных проводятся в терминологических описаниях.
Диагностика состояния психической готовности спортсмена
... что с изменением эмоционального состояния тремор человека изменяется по амплитуде: в возбужденном состоянии амплитуда увеличивается, в спокойном -- уменьшается. Диагностика психического состояния В лаборатории психологии ВНИИФКа ... факторы вызывают меньшие изменения, чем психические; -- у каждого человека свои величины тремора в спо- койном и в возбужденном состоянии. Установлено, что тремор и ...
Общая структура психического состояния
Следующей задачей системного изучения психических состояний человека является проведение структурного анализа полученного множества их характеристик во всех трех формах описания. Осуществляется этот анализ, согласно системному подходу, через определение отношений между элементами системы, которые в совокупности дают представление о ее структуре. В процессе структурного анализа выявлены следующие основные взаимоотношения характеристик психических состояний, вытекающие из самой природы объекта: уровневость, совпадающая с уровневостью организации человека, субъективность — объективность и степень обобщенности (общие, особенные, индивидуальные).
На базе каждого из них формируется одна из трех подструктур общей структуры психических состояний человека. Первая подструктура, иерархическая, образована характеристиками каждого из четырех основных уровней организации состояния: физиологического, психофизиологического, психологического, социально-психологического. Вторая подструктура, координационная, раскрывает наличие в каждом из состояний субъективной (переживания самого человека) и объективной (данные исследователя или наблюдателя) сторон. Третью подструктуру состояний образуют три группы характеристик: общие, особенные и индивидуальные, которые находятся между собой в отношении включения.
Структурная схема психического состояния (рис. 1.1) дает представление о трех перечисленных подструктурах и их взаимоотношениях в единой структуре состояний. Самый нижний, физиологический, уровень иерархической подструктуры включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень — вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень — изменения психических функций и настроения человека. Характеристики поведения, деятельности и отношения человека в том или ином состоянии объединены на социально-психологическом уровне.
Включение всех перечисленных характеристик в компонентный состав психического состояния не противоречит общепринятым представлениям. Однако две из них: настроение и отношение человека, находящиеся соответственно на психологическом и социально-психологическом уровнях, — нуждаются в дополнительном обсуждении. Так, в литературе имеются противоречивые взгляды на природу настроения, его источники и связь с прочими состояниями человека. Одни авторы считают настроение самостоятельным психическим состоянием (С. Л. Рубинштейн, Г. А. Фортунатов, П. М. Якобсон).
Другие видят в настроении совокупность нескольких психических состояний при доминировании одного, придающего эмоциональную окраску сознанию (К. К. Платонов, Г. Г. Голубев).
Будем считать, что настроение является компонентом, а значит, и характеристикой любого состояния. Создают настроение, во-первых, интероцептивные ощущения, о которых И. М. Сеченов писал: «Общим фоном для относящихся сюда многообразных проявлений служит то смутное валовое чувство (вероятно, из всех органов тела, снабженных чувствующими нервами), которые мы зовем у здорового человека чувством общего благосостояния, а у слабого и болезненного — чувством общего недомогания. В общем, фон этот хотя и имеет характер спокойного, ровного, смутного чувства, влияет, однако, очень резко не только на рабочую деятельность, но даже и на психику человека. От него зависит тот здоровый тон во всем, что делается в теле, который медики обозначают словом vigor vitalis, и то, что в психической жизни носит название «душевного настроения»» (Сеченов И. М., 1923).
Психические состояния 2
... жизнерадостность; неприятные (неудача, ошибка, критика) - состояние огорчения, неуверенности, озлобленности и т. д. Большое влияние на настроение человека оказывают явления природы (лес, поле, луг, ... и т. д.). Однако не всякий внешний раздражитель способен вызвать состояние значительного нервно-психического напряжения, а только такой, который отличается экстремальностью ( ...
Вторая важная детерминанта настроения — отношение человека к окружающей действительности, к самому себе и т. д. в каждый момент времени. Именно такой взгляд на настроение и позволяет считать его характеристикой настроя, синхронизации психической и физиологической организаций человека в любом состоянии. Можно добавить к этому, что в психиатрии настроение издавна является важной характеристикой всех типов патологических состояний.
Отношение человека — центральная, системообразующая характеристика (по терминологии П. К. Анохина) всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния она представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания — это отношение к окружающей действительности; как характеристика самосознания — это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, т. е. установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека.
Отношения человека рассматриваются под углом зрения теории отношений В. Н. Мясищева (1960), согласно которой вся психическая деятельность людей в значительное мере определяется отношением человека к объектам и процессам действительности, к другим людям, к самому себе, т. е. всей его личностью. Анализ роли характеристики отношения в компонентном составе психического состояния подтверждает общие выводы теории отношений и позволяет называть целостное состояние человека, охватывающее все структурные уровни его организации, именно психическим состоянием.
Во второй подструктуре психических состояний, координационной, происходит дальнейшее упорядочение характеристик их компонентного состава по признаку субъективности—объективности. Субъективными принято считать характеристики психических явлений, сложившиеся у субъекта в процессе самонаблюдения. Объективные характеристики психических явлений получаются в результате внешнего, объективного (прямого или косвенного) наблюдения поведения и деятельности субъекта.
Из истории психологии известно, что отношение исследователей к субъективным характеристикам психических явлений колебалось от подчеркнутой идеализации (интроспективная психология) до полного отрицания (бихевиоризм).
Советская психология исходит из единства внешнего и внутреннего, т. е. из единства субъективного и объективного в любом психическом явлении. Определяющим в этом единстве признается объективное — характеристики, полученные объективными методами исследования. Однако отсюда не вытекает, что субъективные данные о чувствах и переживаниях субъекта не имеют научной ценности. Считать так, по справедливому мнению С. Л. Рубинштейна, — значит отрицать осознанность переживания, а следовательно, отрицать сознание. Субъективные и объективные характеристики психических состояний человека являются характеристиками одного и того же объекта, достаточно полное изучение которого, исходя из единства внутреннего и внешнего, невозможно без привлечения тех и других.
Внимание как психическое состояние сознания человека
Внимание как психическое состояние сознания человека Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте ... него барьеров общения, относятся стресс и фрустрация. Нервно-психическое напряжение (стресс) - обычное состояние большинства обвиняемых. Психические же состояния напряженности невиновных подследственных более ...
Третья подструктура психических состояний упорядочивает характеристики их компонентного состава по степени обобщенности: общие, особенные, индивидуальные. Известно, что одной из целей любого психологического исследования является раскрытие индивидуальных, специфических психологических закономерностей объекта. При изучении психических состояний эта цель достигается анализом их конкретных индивидуальных характеристик у того или иного субъекта. Однако дальнейшая цель психологического исследования предполагает переход единичного к общему. Это означает, что изучение индивидуальных характеристик психического состояния может быть лишь промежуточным этапом анализа. Полный цикл его предполагает выявление в индивидуальных характеристиках особенных, а затем общих, т. е. раскрытие третьей подструктуры состояния.
Функциональный анализ психического состояния
После рассмотрения компонентного состава и структуры психических состояний проведем их функциональный анализ. О сложности, многообразии функции психических состояний свидетельствует широта ее толкований: интегративная и приспособительная, регуляторная, организующая и дезорганизующая, функция замещения недостатка информации, ориентирования в среде, уравновешивающая функция всех психических состояний и т. д.
Обобщая существующие по этому вопросу мнения, можно сделать вывод, что сложная функция психических состояний включает в себя все перечисленные выше подфункции. Основная ее роль заключается, как видно из выполненного системного анализа, в сохранении характера динамики и взаимодействия подсистем психики и сомы (с доминированием психики) в промежутках времени между двумя последовательными, значимыми для субъекта изменениями среды. В итоге проведенного системного анализа сложилось понимание психического состояния как сложного психического явления, характеризующегося определенной выше наиболее общей функцией.
Разработанная структурная схема системного подхода была применена к описанию ряда конкретных психических состояний. В описаниях, например, стресса и утомления: художественных (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Островский и др.), терминологических (Э. Крепелин, К. X. Кекчеев, X. И. Вайнштейн, И. А. Кулак, Г. Селье, Л. Грехем и др.) и эмпирических (К. К. Платонов, В. Л. Марищук, Ф. Д. Горбов, Н. И. Наенко и др.) — выделены все отмеченные и изучаемые характеристики состояний.
Полученное множество характеристик упорядочено нами при помощи структурной схемы анализа и описания психических состояний, т. е. проведены операции дифференциации характеристик по основным уровням схемы, разделения их на объективные и субъективные, общие, особенные и индивидуальные (табл. 1.1).
В связи с тем, что состояние стресса и утомления взяты для анализа в абстрагированном от конкретных условий и субъектов виде, то характеристики их представлены в таблицах обобщенно, без указания пределов количественных изменений.
Психические состояния узников концлагерей
... эти задачи можно объединить под единой целью - описание и рассмотрение различных психических состояний в экстремальных ситуациях. Глава 1. Основные характеристики расстройств и фазы психологических реакций ... этим новые стрессовые воздействия. На следующем же этапе у пережившего экстремальный стресс человека происходит эмоциональная и когнитивная обработка ситуации, и оценка собственных переживаний. ...
Рассмотрим более подробно компонентный состав стресса в его структурных взаимоотношениях (табл. 1.1).
Общие объективные и субъективные характеристики всех структурных уровней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присутствующее в различных (по причине, продолжительности, индивидуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них (объективные характеристики физиологического уровня) отражает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, напри
мер, комплекс неспецифических физиологических сдвигов различных уровней: биохимических (повышение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилоч-ковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характеристики (субъективные и объективные) более высоких уровней тесно связаны с физиологическими сдвигами. Первые являются самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые — ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройство внимания, изменения поведения в состоянии стресса).
В группе особенных объективных характеристик стресса отражены изменения, наблюдаемые на фоне общих сдвигов у достаточно больших групп людей в таком состоянии, возникшем в конкретных условиях. Это нарушение двигательной координации, расстройство сенсорики, памяти, мышления, воли, восприятия времени, речи. В группе особенных субъективных характеристик социально-психологического уровня стресса представлено отношение человека к деятельности или ситуации. От того, каким оно будет в каждом конкретном случае, зависит индивидуальное своеобразие протекания этого состояния.
Третья группа — индивидуальных субъективных и объективных характеристик — представляет многообразие индивидуальных проявлений характеристик всех уровней, присущих конкретным субъектам в состоянии стресса.
Понятно, что заполненность таблиц зависит от уровня изученности психических состояний. И хотя опубликовано уже достаточно большое количество работ, посвященных стрессу и утомлению, эти состояния в них не раскрываются во всей полноте, целостности и личностной обусловленности. В литературе о психических состояниях отсутствуют данные об изменениях, происходящих на всех структурных уровнях, о субъективной и объективной сторонах тех или иных характеристик, об отношении как характеристике состояния и т. д.
Сведения обо всех этих характеристиках любого психического состояния можно получить путем экспериментального исследования, в котором разработанная структурная схема выполняет свое главное назначение — становится его программой. Причем схема может быть использована как программа экспериментального исследования любого конкретного психического состояния у каждого конкретного состояния и у группы людей. В первом случае изучению подвергаются индивидуальные характеристики состояния всех структурных уровней; во втором — к нему присоединяется исследование особенных и общих характеристик.
Волевые процессы личности человека 2
... самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость. Цель работы Рассмотреть психические процессы личности человека. Задачи работы Дать определение воли, ее характеристику Оценить разработанность проблемы ... в трудах отечественных психологов Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не ...
Упорядоченные или полученные экспериментальным путем по разработанной схеме единообразные системные описания психических состояний откроют новые возможности в их изучении. С их помощью может быть проведена более точная классификация психических состояний. Эти описания помогут расширить нынешние представления об их структуре, функции, механизмах и методах исследования.
Место и роль психических состояний в системе психических явлений
После выхода в 1964 г. книги Н. Д. Левитова «О психических состояниях человека» термин «психическое состояние» получил широкое распространение. Если раньше психологию определяли как науку о психических процессах и свойствах личности, то сейчас в большинстве учебников психологии встречается такая формулировка: психология — это наука о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Вполне естественно встают вопросы о соотношении процессов, состояний и свойств личности, о роли и месте психических состояний в системе психических явлений.
В определении психического состоянии, предложенном В. М. Мясищевым, отмечается, что психические состояния служат фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности, так сказать, большей «постоянной времени». Еще медленнее изменяются свойства личности. Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности.
Уже говорилось, что психические состояния, как и другие психические явления, можно рассматривать с позиции общего, особенного и единичного. Здесь надо подчеркнуть, что выбор того или другого уровня рассмотрения зависит от задачи, а сами задачи, так же как содержание и формы системных описаний, в свою очередь, зависят от уровня рассмотрения. С позиций общего исследуются характеристики, присущие всем состояниям и существующие у всех людей. С позиций особенного изучаются характеристики отдельных определенных состояний безотносительно к индивидуальной специфике их протекания у конкретного человека. С позиций единичного рассматриваются реализации конкретного состояния у данного человека. Такие состояния изучаются в эксперименте. Они протекают в реальном времени и могут быть названы актуальными психическими состояниями. Именно их мы будем иметь в виду, обсуждая далее вопрос о месте и роли психических состояний в системе психических явлений.
В фазе бодрствования в каждый момент функционируют одновременно несколько психических процессов (внимание, память, ощущения, эмоции и т. д.).
Интенсивность их протекания меняется, но остаются одновременность и непрерывность во времени. Каждый процесс характеризуется регулируемыми переменными и рядом параметров, которые тоже изменяются во времени, хотя и медленнее, чем регулируемые переменные. Человек обладает определенным множеством свойств личности, однако в каждый момент времени находится в одном-единствен-ном актуальном психическом состоянии, которое сменяется другими. Поэтому одномоментную совокупность психических процессов, психического состояния и свойств личности можно представить схематически следующим образом (рис. 1.2).
Влияния цвета на физиологическое и психологическое состояние человека
... большинства опрошенных нами респондентов цвет оказывает влияние на физическое и психоэмоциональное состояние человека. Об этом говорят результаты опроса по методике семантического дифференциала. Практически ... и продаваемого товара необходимо учитывать его влияние на физиологическое и психоэмоциональное состояние человека. В заключении необходимо отметить, что наиболее предпочитаемые цвета по своим ...
Рис. 1.2
В теоретической физике и биологии состояние системы часто определяют как устойчивую совокупность параметров значений системы. Например, состояние газа характеризуется объемом, давлением и температурой; состояние масс воздуха — атмосферным давлением, температурой и влажностью; состояние организма — температурой тела, артериальным давлением и частотой пульса. Аналогично можно считать, что актуальное психическое состояние характеризуется совокупностью значений параметров одновременно протекающих психических процессов, по отношению к которым актуальное состояние является фоном. Совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, в свою очередь, представляет собой тот рельеф, который обусловливает своеобразие реализации актуального состояния у данного человека. Следовательно, актуальное психическое состояние играет роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности.
Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности. Поэтому приведенная выше схема оказывается лишь первым, приближенным описанием системы психических явлений, которые находят свое отражение в современных определениях психологии как науки.
Функциональная структура психики человека, описанная в главе «Вербальные описания»’, относилась главным образом к психическим процессам, психологическому описанию человека как субъекта. Но состояния и свойства личности также выполняют функции внутренней интеграции — дифференциации, регулирования и отражения. Можно, однако, сказать, что процессы преимущественно реализуют функцию отражения, состояния — функцию регулирования, а свойства личности, объединенные актуальным «я», — функцию высшего интегратора психической жизни человека.