Самодеятельное творчество

12

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИАЛЬНОМ АППАРАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА.

Споры о феномене самодеятельного творчества не утихают уже несколько десятилетий. Начиная с 20-х годов ХХ века в отечественных и зарубежных публикациях острота дискуссий о природе самодеятельной активности масс, социальных групп, личности была обусловлена, прежде всего, социально-экономическими факторами и стремлением к революционным преобразованиям общественных систем. В самодеятельной активности усматривались ростки будущей социальной демократии, подлинной свободы самовыражения и самоутверждения личности, становления нового типа культуры. Проблеме самодеятельного творчества были посвящены десятки фундаментальных исследований и сотни научных публикаций. Сформировалось направление научных и прикладных исследований в рамках политико-просветительной, а затем культурно-просветительной работы.

Однако, в понятийном аппарате данных публикаций, что вполне естественно, часто использовались и используются различные категории: «культурная, гражданская, самодеятельная инициатива», «любительство», «дилетантизм», «народное художественное творчество» и др. отражающие, в сущности, различные стороны одного феномена. Характерной особенностью значительной части публикаций являлись довольно пространные интерпретации содержательной стороны данных явлений. В то же время вплоть до настоящего момента, возможно, не возникала острая необходимость в более строгом определении категорий самодеятельного творчества, выверенности предметной сферы и границ исследования, определении связи с общими проблемами культурологического знания.

Продиктованное современностью интенсивное развитие культурологии, рост общественного интереса к проблемам творчества, возникновение новых специальностей гуманитарного профиля и разработка инновационных моделей направлений подготовки в области культуры и искусства требуют переосмысления накопленного опыта с учетом современных реалий информационного общества. Очевидно, что предмет дискуссий о природе, содержании, социальных функциях самодеятельного творчества будет довольно беспочвенным вне связи общей проблематикой социально-культурной деятельности как широчайшей области социальной практики. Наверное, трудность состоит не только в определении содержания данного понятия с чисто научной точки зрения. Вопрос в том, возможно ли в принципе «вычленить» и подвергнуть анализу сам «массив» самодеятельной активности как в историко-культурном контексте, так и в условиях современного информационного общества. И, если да, то каковы исходные методологические предпосылки попыток такого анализа и систематизации, какие подходы могут оказаться наиболее плодотворными в целях наиболее объективного определения содержания порой противоречивых и взаимоисключающих категорий и выявления возможностей их использования как в научных, так и прикладных целях.

10 стр., 4940 слов

Развитие познавательной активности дошкольников(29)

... испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. Свою работу по оформлению игровой комнаты я начала с ... удовольствием инсценируют сказки, имея возможность проявить своё творчество. Считая необходимым для развития познавательной активности такие методы работы как наблюдение, сравнение, обобщение, я ...

Необходимость переосмысления самодеятельного массива творческой человеческой деятельности в современных условиях определяется следующими обстоятельствами:

  • творческие личности составляют основной ресурс общества, являются стратегическим потенциалом его развития и конкурентоспособности. Ни стратегический ядерный потенциал, ни природные ресурсы, ни политический строй не в состоянии обеспечить условия сохранения и развития экономики, разработки и внедрения современных технологий. Творческие личности создают новые информационные технологии, осуществляют научные исследования, представляют художественно-творческую среду — культурное пространство функционирования и развития искусства, обеспечивают культурную преемственность;
  • важнейшую составляющую содержания культурной жизни различных социальных групп представляет досуг, обеспечивающий компенсационный ресурс самореализации личности в индивидуальной и групповой формах, условия ее социализации, национальной и социально-культурной идентичности. Тенденция к доминированию досуговой квалификации в различных сферах деятельности характерна для многих наиболее развитых в экономическом отношении стран и, очевидно, является следствием информатизации общественной жизни. Иными словами, досуг из чисто человеческого фактора обретает черты информационно-экономической составляющей общественного развития;
  • человеческая активность, в том числе и не продиктованная жизненными потребностями, может носить различный характер.

    По мнению Л.Н. Гумилева «пассионарность – это стремление действовать без всякой видимой цели или с целью иллюзорной. Иногда эта иллюзорная цель оказывается полезной, но чаще бесполезной, но пассионарий не может не действовать. Это касается не только одного человека, но группы людей»1. Современное общество в силу его структурной сложности вряд ли может позволить себе роскошь бессмысленного социального и иного экспериментаторства, грозящего дезинтеграцией и разрушением системы. Поэтому проблема заключается в создании условий, позволяющих «преобразовать» и использовать «хаотичную энергию» в социально-значимых целях;

  • современные информационные технологии качественно меняют структуру и содержание творческой деятельности. С детских лет знакомство с электронными играми и развивающими программами создает условия органичного включения личности в новую информационную среду. Компьютер как инструмент творчества позволяет развивать художественные, научно-технические, социально-коммуникативные способности личности. В то же время он нивелирует фактор традиционного противопоставления «профессионального» и «любительского» творчества. Современные программы позволяют «творить» без затраты ресурсов на освоение навыков и технологий значительного числа видов профессиональной деятельности.

Данные позиции позволяют переосмыслить как традиционные, так и уточнить современные представления о природе и сущности самодеятельного творчества.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... наш взгляд, в наибольшей степени способствует творческому развитию личности подростков. Одной из важнейших задач работы всех ... операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности учащихся; введение операции «переноса знаний» в новую ... попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не ...

Термин «самодеятельность» возник в немецкой протестантской философии в 16 веке. Selbsttatigkeit ( сам + деятельность) – в первичном значении означал «самодеятельность», проявление личной инициативы. Широко использовался в теософских дискуссиях. В противовес религиозной догме, утверждавшей, что все свершается по воле божьей, сторонники новых взглядов отстаивали позицию ответственности человека за свое поведение, за себя и за свои поступки. Человек, по мнению последних, ответственен перед богом и людьми и сам делает сознательный выбор. Естественно, в такой ситуации необычайно важен был сам факт определения человеком своего поведения – делает ли выбор сам, т.е. самодеятелен или данный выбор продиктован внешними обстоятельствами, в том числе и принуждением.

В исследованиях 70-90-х гг. ХХ века Л.Г. Брылевой, П.Г. Былевского, В.П. Лаврентьева, А.П. Маркова, Е.И. Смирновой и др. авторов самодеятельность рассматривалась как проявление личной инициативы, условие и реальность развития человека, личностная и социально — значимая ценность. Отмечалось, что самодеятельность может быть и социально — разрушительной в случае низкой культуры или социально — негативных установок субъекта.

Самодеятельность — деятельность, совершаемая человеком по внутренней потребности в реализации себя, своих сил и способностей, потребности познать мир и воплотить себя в деянии. Но это не просто опредмечивание себя в продуктах труда, а воплощение в процессе саморазвития. Самодеятельность — внутренне детерминированная деятельность, которая не диктуется внешними причинами и побуждениями, но определяется внутренними потребностями, свойство и способ бытия наряду с внешне детерминированным.

На уровне философской методологии самодеятельность традиционно рассматривалась как самодвижение: движение, исходящее из внутренних противоречий, осуществляемое в противовес внешним воздействиям (Гераклит, Аристотель).

Эта идея получила развитие в трудах Г.В. Лейбница, французских материалистов. Г.Ф. Гегель трактовал самодвижение как самовыражение абсолютной идеи. К. Маркс ввел термин саморазвитие — переход в процессе движения на более высокую ступень развития. Философское толкование также допускало в качестве внешнего источника этого типа активности божественное предназначение.

В антропологическом контексте дискуссии развертывались в аспекте понимания самодеятельной и несамодеятельной природы человека. Нередко использовались на научно-теоретическом и на бытовом уровнях понятия: самодеятельный или несамодеятельный человек (самостоятельный — несамостоятельный).

Но как рассматривать детей, инвалидов – в качестве самодеятельного или несамодеятельного населения? Такая постановка вопроса не может иметь однозначного ответа.

15 стр., 7394 слов

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

... ними, чтобы определить понятие ``личность''. Определение. Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие ``человек'' используется как предельно ...

В 60-70-е годы с появлением синергетического подхода (термин Г. Хакена «синергетика» — согласованное поведение системы, ее самоорганизация) самодеятельность стала рассматриваться как сложное системное явление преимущественно в социальном и политическом контексте. Возникшее в рамках пролеткульта понятие «художественная самодеятельность» обрело официальный общественный и научный статус. Позднее в научных исследованиях2 стало широко применяться понятие «самодеятельная инициатива» (фр. почин, первый шаг в каком — либо направлении, внутреннее побуждение, предприимчивость).

Активизация общественных движений на рубеже 80-х – 90-х годов, когда накопившаяся в обществе социаль­ная и интеллектуальная энергия не находила выхода в существую­щих организационных формах хозяйствования, управления, науки и т. д. в значительной степени обусловила переход к демократии. Нельзя недооценивать в этом процессе роль таких объединений как «Всесоюзный социально-политический клуб» во главе с Юрием Афанасьевым; клуба «Перестройка», председателем которого являлся Анатолий Чубайс и где выступали с программными заявлениями Анатолий Собчак, Юрий Болдырев и др. известные общественные деятели; движения «Мемориал», народных фронтов. Гражданские инициативы всегда активизировались на переломных исторических этапах. Возникшее противоречие разрешалось либо путем адаптации инициатив к этим структурам, при сохранении их целей и ценностей, либо политическими изменениями в обществе.

В период относительно интенсивного развития государственной системы поддержки самодеятельности в 60-70-е гг. ХХ в. (несмотря на остаточное финансирование отрасли в целом) понятие «самодеятельное» часто стало употребляться в сочетании с понятием «творчество» и отождествляться с ним. Несколько позднее сложилось понятие «социально-культурное творчество», которое возможно рассматривать как тождественное понятию «самодеятельность». В то же время определение «социально-культурное творчество» оттеняет статусную, демографическую, возрастную, профессиональную, религиозную, этнокультурную и др. градации в их единстве. «Самодеятельное» — подчеркивает только человеческий фактор, самореализационный компонент в деятельности личности.

На уровне бытового сознания понятие “самодеятельность” имеет негативный смысл, интерпретируется как несовершенная, примитивная деятельность. Существует массовая негативная установка по отношению к понятию. Это связано с непрофессиональной деятельностью низкого качества, чаще всего в художественной самодеятельности.

Но каждый вид самодеятельности имеет свои цели, закономерности, логику и мотивацию развития. Продукты научного и технического творчества могут быть никогда не востребованы (аппарат по изготовлению автотоплива из газа, получаемого из крана кухонной плиты или уникальные самогонные аппараты).

Художественная самодеятельность в зависимости от региональной специфики то умирает, то возрождается. Сейчас в Нижегородской и Ленинградской областях наблюдается бум возрождения художественного творчества. А в Санкт-Петербурге за последние 10 лет количество творческих объединений традиционного типа сократилось более чем на 2/3. Детская самодеятельность, самодеятельность пожилых людей далеко не всегда может отвечать качественным показателям, не может даже к ним стремиться но, тем не менее, она выполняет особые социальные функции. Массовое сознание часто не бывает право. На уровне массовой иллюзии не могут работать выверенные, логично обоснованные критерии оценки. Такую особенность массовой психологии доказывает политическая игра в референдумы. Обращающийся убежден, что массовое сознание ответит соответствующим, «запрограммированным» образом.

7 стр., 3464 слов

1. Методологические основы социально-культурной деятельности

... требований, предъявляемых к исследователям проблем социально-культурной деятельности. 1.1 Социально-культурная деятельность как самостоятельная область общественной практики Понятие социально-культурной деятельности. Функции социально-культурной деятельности. Развивающий характер функций социально-культурной деятельности, их взаимосвязь и взаимозависимость ...

Правомерно ли в принципе противопоставление понятий «профессионального» и «самодеятельного» в социально-культурном контексте?

И да, и нет. Суть противоречия возможно разрешить используя критерий «мастерство» и дифференцируя «мотивацию участия в творческой деятельности».

Критерий мастерства нивелирует различие по признаку «профессиональное – непрофессиональное». Профессионализм связан с разделением труда, которое ведет к разрушению целостности личности т.к. развиваются отдельные, нужные для ремесла способности. Профессионализм оставляет часто не выявленными другие возможности человека, его потенциал. Другая сторона — интегральный характер человеческой личности — потребность человека в целостности, универсальности, реализации себя как социально-культурного субъекта. Увлеченность может обретать и характер наркотической зависимости – например, психологическая зависимость от работы в Internet. В ряде стран досуговая квалификация (Англия, ФРГ) начинает превалировать над основной специальностью.

Профессиональность ранее жестко связывалась с документом об образовании. Теперь чаще судят о реальных возможностях человека. На западе основным критерием оценки достижений личности является успех. Никто не интересуется, профессионал он или нет. Если достиг успеха — то признание получает везде. В США очень мало людей, которые могли бы материально обеспечить себя занимаясь искусствоведческими исследованиями. Зарабатывают, в основном, педагогической деятельностью. Нет спроса и рынка. В Англии лишь несколько человек живут с доходов от литературной деятельности.

В пользу потенциала самодеятельного творчества, обеспечивающего при определенных условиях мастерство, квалификацию, успех можно привести следующие аргументы.

Константин Сергеевич Станиславский от любительского увлечения театром пришел к высотам профессионального искусства. Тот же путь проделал и Андре Антуан, французский режиссер, создатель театра “Либр”. Для Владимира Высоцкого непрофессиональная деятельность в качестве автора–исполнителя была дополнительной к основной, актерской профессии. Несмотря на самореализацию в театре он много выступал перед различной аудиторией. В силу таланта, образованности В. Высоцкий не нуждался в клубном объединении. Но в клубах самодеятельной песни есть и профессиональные музыканты, и масса людей, не имеющих таких навыков. Валентин Саввович Пикуль, Леонид Осипович Утесов не имели завершенного среднего образования не говоря уже о специальной исторической и музыкальной подготовке. Альберт Швейцер – не врач. Ален Бомбар – не моряк. Генрих Шлиман не археолог. Они приступили к реализации своих идей в возрасте после 30 лет, но достигли потрясающих результатов.

Данный список можно продолжить. Несомненно одно — все они творческие личности, сумевшие реализовать себя в избранном аспекте деятельности.

11 стр., 5231 слов

Проблема деятельности в психологии: понятие «деятельность» в ...

... мышление, развитие которого определяет сущность развития сознания и деятельности, выступает в качестве необходимой предпосылки к развитию личности. Мышление уже само по себе является творческим. ... инстинктов до привычек, навязчивостей, непроизвольных ассоциаций внушенного поведения. Соответственно, высшая психическая деятельность имеет волевой характер. Его поздние взгляды о происхождении воли Л. С. ...

Конечно, оценка самореализационного потенциала личности в понятиях «профессионал» – «непрофессионал» некорректна. Не всегда она уместна и при оценке массовых явлений – например самодеятельного бизнеса – шоп-туров, уличной торговли, когда многие специалисты – инженеры, ученые, учителя вынуждены были заниматься неквалифицированной экономической деятельностью. Понимание данного явления не свести к обычной смене профессий. Вряд ли возможно рассмотреть и как релятивизацию жизненных стилей в практике отдельно взятой личности.

Парадокс «необходимости заработка» образует своеобразный мотивационный перевертыш. Например, высокопрофессиональный музыкант оставляет преподавательскую работу в ВУЗе, нанимается в строительную бригаду, а в свободное время занимается музыкальным творчеством. И аналогичных примеров множество.

Абсолютно неправомерны жесткие качественные оценки по критерию «мастерства» при анализе результатов детского творчества или представителей социально-уязвимых групп что, к сожалению, случается довольно часто.

В последнее время приходится сталкиваться с фактами интенсивного продвижения в масс-медиа лиц, не обладающих особыми талантами, но пользующихся покровительством или финансовой поддержкой определенных кругов. В такой ситуации, когда «сорняк» пытаются выдать за «культурную элиту» необходимы четкие социокультурные критерии оценки возможностей культурного самовыражения не ущемляющие свободу творчества.

Если использование категорий «профессиональное» – «непрофессиональное» не всегда возможно при оценке явлений социально-культурного творчества, то критерий “успеха” также сомнителен. В.М. Бехтерев доказал, что существуют социально активные и социально — тормозные люди. Примерно 35% детей и подростков не могут действовать в ситуации конкуренции. Многим успех не нужен, он противоречит их психологическому складу и культурным ориентациям. Традиционный вопрос западных, особенно американских психологов, посещающих нашу страну и осуществляющих психотерапевтическую практику: «Чего ты достиг в жизни»? Если человек отвечает вопросом — почему он обязательно должен чего-то достигать? – «Я не совершал преступлений, не делал людям плохого, никого не обманывал, не поступал подло и т.п., то почему я неудачник?» — это вызывает недоумение.

Такие ответы они просто не понимают. Сказывается ментальная разница. Поэтому проблематика фильма Владимира Меньшова “Москва слезам не верит” (в главной роли Вера Алентова), где развертывается ситуация успеха молодой женщины на основе стремления к другим ценностям — абсолютна непонятна американскому зрителю.

Мотивы творческой деятельности могут быть абсолютно различны – от утилитарно-рациональных до высокодуховных, могут быть осознаваемы или неосознаваемы как личностью, так и сообществом.

15 стр., 7353 слов

Влияние внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников

... культурная организация их досуга. Внешкольная деятельность сегодня рассматривается как одна из главных звеньев непрерывного образования в системе воспитания всесторонне развитой личности, ... обеспечивает внутреннюю устойчивость и преемственность состояний психики субъекта в процессе творчества». Самосознание стимулирует творческую активность и опосредует формирование соответствующей системы ...

В культуре исторически сложились различные формы функционирования самодеятельности. Существуют мотивы – рекреационно-развлекательные или коммерческие, есть виды деятельности мотивированные традиционно — этически (например, связанные с религиозными и государственными праздниками) т.е. те, которые предписаны культурой и есть деятельность, которой людям просто нравится заниматься. В XVI веке в Италии появился термин delettante, производный от delecto (услаждаю, забавляю).

Дилетанты — занимались научными досугами, изучали произведения искусства, вели серьезные дискуссии. Это считалось очень серьезным занятием. Например, композитор А.А. Алябьев, оставивший значительное музыкальное наследство, считался в Х1Х веке композитором — дилетантом. Позднее термин стал характеризовать неквалифицированную деятельностью различного рода.

Несколько позднее во Франции возникло понятие любительства, означавшее занятия по склонности души, любовное влечение к деятельности, страсть к этой деятельности. Термин «любительство» в отечественной культурологии и педагогических науках обрел вполне официальный статус. Им принято обозначать многочисленные объединения по интересам (напр. любительское кино, любительская радиосвязь) и индивидуальную самореализационную деятельность. Ряд исследователей акцентируют понятия “любительство” и “народное художественное творчество”, рассматривая их как наиболее емкие и адекватные категории социально-культурной деятельности. Но правомерно ли характеризовать деятельность политических клубов как любительство? Как классифицировать коллекционеров, которые могут представлять научно — исследовательский потенциал общества? Как оценивать клубы бильярдистов, бриджистов, альпинистов, спелеологов, уфологов? Трудно идентифицировать с понятием «народное художественное творчество» и рассматривать как его составляющую духовые и джазовые оркестры, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли.

Понятие «народное художественное творчество» и наполнение специальности 05.30.00 вызывает сомнения в сущности и точности данной формулировки. Не разрешая противоречия «профессиональное-самодеятельное» понятие «народное» не тождественно понятиям «население», «социум», «общество». «Народ – термин неудобный, он слишком полисемантичен…но термин «этнос» очень пригоден для того, чтобы им обозначать сообщества, на которые распадается все человечество»3 Народное художественное творчество, по существу, — является субкультурным феноменом, представляет часть субкультуры сельских производителей (А.Я. Флиер)4 в контексте цивилизационных процессов.

В таком случае определение социально-культурное (самодеятельное) творчество, понятия самодеятельное объединение, самодеятельность, социокультурная инициатива более адекватны сложившейся социокультурной реальности, культурно-репрезентативны, т.к. составляющие их элементы (оценки культурных явлений, образы мира, идеологии, схемы интерпретации событий и фактов и т.д.) обладают внутренней связностью. Категории СКТ отражают составные компоненты единого культурного пространства. Самодеятельное и профессиональное творчество – единая культурная система. Профессионалы останутся без зрителей, читателей, слушателей, потребителей художественного продукта, а все мы без гражданского общества, основой которого являются общественные объединения граждан.

7 стр., 3154 слов

Роль ведущей деятельности в развитии личности

... общественно-историческом контексте. В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется с таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек ...

Это не означает отказа от категорий «любительство» или «народное художественное творчество». Дело в более четком определении границ данных явлений, отказе от необходимости в их неоправданно широком понятийном толковании и использовании в качестве одних из главных методологических постулатов теории социально-культурной деятельности.

В результате можно констатировать, что социально — культурное творчество — это особая форма функционирования культуры, которая проявляется как самодеятельная активность индивидов и социальных общностей.

Одна из категорий социально-культурного творчества – «самодеятельная сверхнормативная активность». Массив социально — культурной, творческой деятельности отличается от коммерческой, профессиональной, бытовой и они никогда не сольются. Степень включенности в творческий процесс может быть различной. Иногда «сверхвключенность» ломает личность, ставит ее на грань психического расстройства («мученики науки и искусства»).

У иных досуговое творчество может быть увлечением молодости. Сверхнормативная активность – одно из основных условий творчества.

Несмотря на периодические социально-экономические кризисы этот феномен будет существовать. В кризисные периоды человек дополнительное время и усилия отдает заработку, но все равно до конца от увлечения не уйдет. Любители — это еще и публика для профессионалов, они востребуют профессионализм – например, аудитория филармонии. Но данная потребность в творчестве редко возникает сама по себе. Ее необходимо формировать. Крупнейшие любители и меценаты России содержали театры, создавали картинные галереи и тем самым формировали вкусы публики, стимулировали художественное творчество. Особое место в этом процессе занимают различные досуговые творческие объединения и, безусловно, семья.

В контексте социализирующих процессов “самодеятельность” предстает как фактор активной социализации личности, освоения ею пластов культуры. Инновационный характер самодеятельности проявляется в процессе преодоления безнадежно устаревших, консервативных форм, или в творческих по своей природе видах деятельности, основанных на самореализации личности. Самодеятельные объединения являются и своеобразным полигоном, где апробируются модели будущих социальных и культурных форм.

Основными условиями социально-культурного творчества на индивидуально-личностном уровне выступают внутренние противоречия субъекта или факторы, играющие роль таких противоречий. Чаще всего это проявляется как напряженность потребностей, являющаяся основным источником внутренней активности. Следующее условие — свобода — физическая, экономическая, моральная как возможность поступать и действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и склонностями.

Третье условие – наличие внешних возможностей поступать в соответствии с внутренними побуждениями. Различные обстоятельства – отсутствие необходимых ресурсов, влияние и давление социальных структур или авторитетов, жизненные проблемы создают серьезные препятствия на пути творческой личности. Иногда энергия, затраченная на их преодоление, лишает смысла поставленную цель.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... игровой Цель исследования: Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - как средство ...

Внутренние возможности субъекта – определяются его интеллектуальным и нравственным потенциалом, образованностью, особенностями личности. Нередко творческий человек руководствуется мнимыми ценностями, иногда следует чужой воле, может быть внутренне раскрепощенным или скованным.

В советское время шла дискуссия об экономических аспектах участия в клубной деятельности (спор о возмездности и невозмездности).

Были запрещены членские взносы, продажи, платные конкурсы. Система культурно-досуговых учреждений как бы принимала на себя функцию организации, финансирования и регламентации самодеятельных инициатив. Но далеко не всегда это отвечало реальным потребностям граждан. Прогрессивно мыслящие руководители КДУ часто рисковали, создавая условия для деятельности «альтернативных» объединений. Еще сложнее обстояло дело с финансированием. Правовой статус досуговых объединений практически не позволял свободно реализовать свои проекты и осуществлять ряд направлений деятельности. Такое положение вещей породило огромный массив «неформалитета» и «андеграунд».

Стремление регулировать общественные инициативы не ново. Римский император Нерон, стремясь контролировать общественную жизнь империи, объявил себя патроном всех коллегий Рима. Как в древности, так и в настоящее время социально-культурная реакция граждан демонстрировала невозможность диктатора и даже жестко организованной политической системы «организовать», «направить», «регулировать» общественные инициативы, если это не отвечало их потребностям и установкам.

Следовательно, самодеятельность обладает рядом сущностных характеристик, признаков, которые обусловливают ее особую роль, определяют ее нишу в культуре.5 Первым из таких признаков выступает добровольная свободная деятельность. Безусловно, она реализуется по убеждению, по страсти. Руководство не исключается, если оно принимается добровольно.

Следующий признак — духовная мотивация. Ее определяет стремление человека быть совершенным, гармоничным, получить общественное признание, оценку. Экономические мотивы либо отсутствуют, либо вторичны. Добывание денег не является целью. В то же время некоммерческий характер мотивов деятельности не исключает материальное вознаграждение. “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”. Материальное вознаграждение не обязательно убивает духовный характер, хотя рыночная экономика, в целом, находится в сложных и противоречивых отношениях с сферой культуры. Например, по данным А.С. Каргина, народное искусство стало тиражироваться и все более подчиняется товарной ориентации. Теряется уникальность и самобытность многих образцов и народных ремесел.

Самодеятельное творчество — Стр 2

Сверхнормативная активность, инициативность субъекта. Не может быть пассивным выполнение задачи. Иначе творческая деятельность теряет смысл. Целью не обязательно должен быть видимый результат. Социально-педагогическая цель – сам творческий процесс. Его сущность – развитие личностного потенциала человека, его изменение в сторону всесторонности, целостности, универсальности, раскрытие сил и способностей, приобретение навыков и умений

В качестве последнего признака следует выделить феномен субъективно-значимой самореализационной деятельности. Зачастую продукт самодеятельного творчества не имеет объективной ценности. Стихи получились плохие, театральная постановка провалилась, созданный агрегат не работает. Личность, объединение подверглись насмешкам и остракизму. Противоречие между стремлениями личности, общности и ее реальными возможностями не есть предопределенность ее бытия. Примеры выхода из колеи предопределенности – Ломоносов, Горький, декабристы. В различных культурах это демонстрируют сказочные и литературные персонажи — Чиполлино, Ходжа Насреддин, Тиль Уленшпигель, обретающие черты символов народного духа.

Вопрос социальной оценки социально-культурного творчества, его прогрессивности или реакционности сложен. Оценка довольна условна. Демократы рубежа 80-90 гг. ХХ века были прогрессивны и патриотически настроенных лиц называли реакционной силой. В настоящее время оценки переменились. Очевидно, один из возможных критериев такой оценки — решение назревших общественных проблем.

Определенные обстоятельства в различные исторические периоды накладывали ограничения на содержание творческой деятельности. Так сословный статус не позволял дворянину заниматься творческим трудом — должен был служить. Евгений Онегин уклонялся от службы и поэтому был аморален с точки зрения той эпохи. Можно было заниматься музицированием, написанием мемуаров.

Очевидно, не вполне оправданно в силу субъективно-значимой природы дифференцировать самодеятельность как общественно-значимую и малоценную, что практиковалось в советский период. Такой подход противоречит сущности самодеятельного творчества.

Самореализация не идентична воплощению себя в общественно-ценной деятельности. Суть в ее субъективной значимости для личности, в обеспечении условий ее роста, в реализации потребности в оценке, признании, уважении. Не секрет, что блокировка путей самореализации личности в социально-значимых видах деятельности и отсутствие необходимых условий побуждает ее искать альтернативные, чаще всего негативные варианты самоутверждения. Пьянство, наркомания, проституция и другие отклонения становятся формой выхода индивидуальной и, в специфических обстоятельствах, социальной энергии. В случае противопоставления личных целей социально-значимым возникает негативный характер самоосуществления. Саморазвитие каких-то качеств происходит и у преступника, но здесь налицо отчуждение субъекта от человеческих ценностей и от человеческого в самом себе.

В данном контексте можно сделать вывод о том, что социально-культурное творчество представляет собой деятельность индивидов, общественных объединений по удовлетворению потребностей в творческой самореализации личности. Объектом СКТ выступают самодеятельные объединения граждан, личность их участников. Предметом — содержание и различные формы инициативной деятельности индивидов и социальных общностей по удовлетворению социально — культурных потребностей в творчестве, самореализации, индивидуализации.

Субъектами СКТ выступают инициативные самодеятельные объединения граждан, их участники как коллективные субъекты, отдельные граждане, социальные структуры, обеспечивающие условия СКТ. Субъектом культурной политики в части обеспечения условий СКТ, поддержки особо значимых инициатив – является государство.

На междисциплинарном уровне самая прямая связь «социально-культурного творчества» как направления научных исследований и учебной дисциплины существует с социологией, фундаментальной культурологией, психологией, педагогикой, политологией, юриспруденцией. Дисциплина в значительной степени опирается на методы исследования, понятийный аппарат, технологии данных наук. Но они не имеют готовых теоретических положений для понимания природы социально-культурного творчества. Кардинальное отличие СКТ — в предмете и сущности изучаемых явлений.

Междисциплинарный подход в теоретико-методологическом аспекте позволяет уточнить понятийный аппарат, категории и проблемное поле научных исследований СКТ.

Инициативные самодеятельные объединения возможно классифицировать по радиусу деятельности как инициативные группы; самодеятельные (общественные) объединения; общественные движения.

По социально-правовому статусу дифференцировать как институциональные и неинституциональные (неформальные).

По одному из важнейших критериев «отношению к традиционным ценностям и нормам культуры», позволяющему определить качественные характеристики объединений возможно выделить: традиционные, альтернативные, асоциальные, деструктивные (криминальные).

Юридическая квалификация общественных объединений, закрепленная в федеральном законодательстве6, предусматривает пять видов объединений: общественные организации, движения, фонды, учреждения, органы общественного самоуправления.

Естественно, социально-культурная и юридическая квалификация не могут совпадать т.к. отражают различные сущностные характеристики самодеятельных явлений. Например, юридически невозможно классифицировать самодеятельное движение как форму поведения, возникающую в ответ на определённую социальную проблему, или по характеру мотивации участников, типу социального конфликта, объекту интереса. Однако данный факт не является констатацией противоречия, а подчеркивает специфику и предметное поле социально-культурного творчества.

Перспективы развития теории и методики социально-культурного творчества в современных условиях невозможны вне «точной подстройки» к общемировым тенденциям в культурно-досуговой сфере.

В постиндустриальном обществе досуг обретает все большую значимость как пространство основных конфликтов ценностей — труда и удовольствия, социального участия и индивидуализма. Социокультурное лидерство (leadership socioculturel) в каком либо виде досуговой деятельности становится одной из ведущих, «знаковых» ценностей.

Фактически развитие гражданского общества, мощный «третий сектор» и есть социальный срез отражения данной тенденции. Личность все активнее стремится проявить себя в некоммерческой, досуговой деятельности. Это формирует новые социокультурные стили, определяет доминирование “приватистской” (пассивный, спокойный образ жизни в кругу семьи) и “маргинальной” асоциальной, абстантистской (воздержание, бойкот) а также депрессионистской (Мишель Уэльбек)7 культурно-досуговых ориентаций.

В современных российских условиях социально-культурное творчество, в определенном смысле, представляет собой часть культур­ной и социально-педагогической структуры общественной жизни и может быть представлено в виде особой системы:

— как совокупность элементов (власть, культурно-досуговые учреждения, общественные объединения, менеджеры досуга, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые поддерживают эту систему;

— как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно отчетливо в ее свободное время;

— как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют менеджеры досуга, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

Социально-культурное творчество также представляет собой специфически организованное пространство, где интегрируются интересы культурного и, в определенной мере, экономического развития общества через добровольную либо профессиональную де­ятельность людей, групп социальных слоев, решающих задачи приобщения к культуре, социализации, адаптации личности.

Данные положения открывают новые возможности исследования в контексте современных реалий частных проблем социально-культурного творчества: специфики менеджмента досуговых объединений, социально-психологической типологизации досуговых общностей, психологии участников самодеятельных объединений и многих других. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать решение традиционных проблем, стоящих перед профессионалами – менеджерами досуга: научить человека как преодолеть жизненные обстоятельства, творческую инерцию, психологические трудности. Как помочь личности, общности определить цели, сформулировать творческую задачу и добиться ее реализации.

Современные представления о сущности и специфике самореализационной творческой деятельности, педагогических технологиях решения этих задач позволит как на теоретическом так и социально-бытовом уровне по- новому взглянуть на социально-культурное творчество как на особый культурный феномен.

Литература:

  1. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики /М.А. Ариарский. – СПб.: «Анатолия», 1999. – 530 с.
  2. Бакланова Т.И. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью/Т.И. Бакланова.- Дисс… д-ра пед.наук. -Л., 1990.-476с.
  3. Брылева Л.Г. Самореализация личности (Онтокультурологический аспект) /Л.Г. Брылева. – СПб.: Изд-во Росс.Акад. образования, 2002. – 188 с.
  4. Каргин А.С. Народная художественная культура /А.С. Каргин. – М.: Гос. Респ. центр рус. Фольклора, 1997. – 286 с.
  5. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика/А.С. Каргин.-М.: Просвещение, 1988.-271с.
  6. Киселёва Т.Г. Социально-культурная деятельность (история, теоретические техосновы, современная технология)/Т.Г. Киселева.-М.: МГИК, 1995.-54с.
  7. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель/Е.Б. Мамбеков. – Автореф. дисс…канд.пед. наук: 13.00.05. – СПб.: СПбГАК, 1992. – 16 с.
  8. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях/Е.И. Смирнова.- М.: Просвещение, 1983.-192с.
  9. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие для вузов / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
  10. Суртаев В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика / В.Я. Суртаев.- СПб.: СПбГУКИ, 2000. – 208 с.
  11. Туев В. В. Феномен английского клуба /В.В. Туев. — М.: МГУК, 1997. — 240с.
  12. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции/А.Я. Флиер//Общественные науки и современность. – 1998.- № 6.

1 Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению /Л.Н. Гумилев. – М.: Айрис –пресс, 2004. – 384 с. С. 8

2Самодеятельные инициативы. Неформальный взгляд / Яницкий О. и др // Коммунист.-1988.-№ 9.-с.95-106.; Румянцев С.Ю. Шульпин А.П. Самодеятельное начало социалистической культуры//Коммунист.-1987.-№9.-с.63-71 и др.

3 Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению /Л.Н. Гумилев. – М.: Айрис –пресс, 2004. – 384 с. С. 20

4Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции/А.Я. Флиер//Общественные науки и современность. – 1998.- № 6.

5Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях/Е.И. Смирнова.- М.: Просвещение, 1983.-192с.

6Ф.З. «Об общественных объединениях» от 14.04.1995 г.

7Уэльбек М. Платформа/М. Уэльбек //Иностранная литература. – 2002. — № 11.