Тема: Социально-психологические аспекты личности

АО «Медицинский Университет Астана»

Тема: Социально-психологические аспекты личности

Подготовила: Ашкеева Д.М. 301-ОЗ

Астана 2010г.

И.С. Тургенев как-то писал: «Нечего ждать так называемых благодатных минут вдохновения: придет оно – тем лучше, а нет – все-таки работайте». Работа с вдохновением или без него, деятельность творческая и нетворческая – этот вопрос волновал многие светлые умы. На сегодняшний день накоплен огромный, разнообразный фактический материал по этому вопросу, материал мало изученный, ждущий своего анализа. В плане изучения управленческого труда немало сделано социологами, психологами, философами, но это почти не подвергалось систематическому анализу, не сводилось в систему. Слабо разработана методология, не вооружающая исследователя способами, приемами, которые он мог бы применить практически в своей деятельности менеджера. Данная дипломная работа направлена на изучение достаточно специфической разновидности профессиональной деятельности, а именно – социально-психологические аспекты личности и деятельности финансового менеджера. Проблема исследования социально-психологических качеств личности и деятельности менеджера важна уже по той причине, что является практически неизученной, хотя, несомненно, очень интересной. Разработка данного направления, освещение его закономерностей с точки зрения науки открывает новые горизонты в исследованиях профессионального труда.

Поскольку психология управления до сих пор остается недостаточно разработанной и изученной, любое исследование, направленное на выявление закономерностей этой деятельности, представляет собой большой интерес. Профессия – это дело человека, род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся важным средством удовлетворения его потребностей как материальные, так и духовные. Финансовый менеджер – это руководитель финансовой службы на предприятии, в организации. Служба финансового менеджера на предприятии – одно из главных звеньев финансово- кредитной системы страны. Проблема социально-психологической структуры личности финансового менеджера является актуальной в его профессиональной деятельности, так как финансовый менеджер осуществляет свою деятельность в социально-экономической системе. Финансовый менеджер в своей профессиональной деятельности сталкивается с людьми: персоналом фирмы, потребителями и т.д., то есть менеджеру для эффективной деятельности необходимо быть эмоционально устойчивым. Финансовый менеджер должен осуществлять текущую деятельность, финансовое планирование, инвестирование финансовый анализ, операции на финансовом рынке и главное для менеджера принимать управленческие решения, то есть для активизации деятельности менеджера, для преодоления препятствий, возникающих на пути достижения поставленных целей необходима мотивация, волевая регуляция поведения менеджера и профессиональная подготовка.

4 стр., 1886 слов

«Социально психологические особенности деятельности менеджера»

... психологии управления. Главной целью в данной курсовой работе является изучение социально - психологических особенностей профессиональной деятельности менеджера. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: - определить роль ... Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль. Г. Минцберг определяет десять ролей, ...

Все выше перечисленные факторы определяют актуальность данного исследования. В связи с определившейся актуальностью мы ставим перед собой цель дипломной работы, которая заключается в глубоком анализе социально-психологических аспектов личности и деятельности финансового менеджера. Исходя из поставленной цели, мы можем выделить ряд конкретных задач: 1. Проанализировать социально-психологические аспекты профессионализма финансового менеджера, для чего следует рассмотреть самореализацию личности в профессии финансового менеджера, социально-психологические и профессиональные требования к личности финансового менеджера, влияние социально-психологических качеств личности на деятельность финансового менеджера. 2. Исследовать социально-психологические качества личности финансового менеджера. 3. Изучить базовые профессионально – важные качества в деятельности финансового менеджера. Практическая часть написана на базе туристской компании «Спутник». Предметом исследования является проблема формирования социально-психологических качеств личности и деятельности финансового менеджера. В ходе написания дипломной нами было использовано объемная источниковая база, среди которой следовало бы выделить: — Морозов А.В.

Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб., 2000.-576с. Это учебник предназначен студентам, слушателям различных курсов и всем тем, кто хочет улучшить свою жизнь, свою профессиональную состоятельность через умение влиять на свои эмоции, самосознательность, через способность выстаивать в трудных жизненных ситуациях. — Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2001.-432с.В книге рассмотрена эволюция менеджмента предприятий туризма, раскрыты функции, принципы и методы туристского менеджмента. Рассмотрены требования к личности менеджера. Методологической и теоретической основой дипломного проекта являются работы ведущих отечественных и зарубежных авторов в области теории и психологии управления, менеджмента в целом. Основной метод исследования характеризуется сочетанием текстологического анализа и методов психодиагностики социально-психологических факторов личности и деятельности финансового менеджера. Социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом

ныне явно призваны преобладать над административными. Руководство направляется

на осуществление сотрудничества персонала и администрации в целях поставленных

перед фирмой целей. Все чаще применяется принцип коллегиальности в управлении,

когда менеджеры работают в тесном контакте друг с другом, связаны узами

сотрудничества, взаимозависимости и взаимопомощи.

Главным в менеджменте становится побуждение работников к развитию их

способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Менеджер не

18 стр., 8845 слов

Курсовая работа На тему: «Социально-психологические аспекты управления ...

... социально-психологические методы управления: социологические методы управления, психологические методы управления. Объект исследования: социально-психологически аспекты управления ... человеческих ресурсов над другими видами ресурсов, справедливо ... финансового менеджмента. При этом персонал, как объект управления, ... управления персоналом и личных качеств, опыта и знаний менеджеров. Если управление ...

должен приказывать своим подчиненным, а ориентировать их на проблемы, стоящие

перед компанией, ранжируя их по значимости, направлять усилия, помогать

раскрытию способностей людей, концентрировать их на самом главном,

формировать вокруг себя группу единомышленников, свою команду. 2. Сфера кадровой политики.

Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения. Дефицит

квалифицированной рабочей силы, способной работать в новых условиях,

обусловил отказ от понимания работы с кадрами как только административной

работы. Возникла необходимость более широкого учета мотивационных процессов.

Складывается комплексное понимание кадровой политики как единства таких мер,

как:

*обеспечение всех участков производства необходимой рабочей силой;

*создание мотивации работника на высокопроизводительный, эффективный труд.

Кадровой политикой начинают заниматься все уровни управления фирмы: ее высшее

руководство, начальники подразделений, кадровая служба.

Большое значение в кадровой политике, ее реализации, имеют рыночные условия,

общие положения трудового законодательства. Они включают конституционные

положения о свободе развития личности, гарантии ответственности, свободе

коалиций. Запрещены произвольные действия предпринимателя по отношению к

рабочему, в том числе и в части увольнения.

С одной стороны, возросла роль функции управления персоналом, и сам

менеджмент стал более сложным. Прежде специалисты по кадрам больше «тушили

пожар», чем занимались упреждающим и перспективным управлением в соответствии

со стратегией компании; линейные руководители были оторваны от специалистов

по кадрам, и у первых были взяты важнейшие инструменты мотивации (зарплата,

наем и увольнение и пр.); повышение квалификации рассматривалось как

второстепенная задача. С другой стороны, резко возросла конкуренция,

усилилось давление на снижение издержек, ослабла власть профсоюзов,

изменились организационные структуры, возросла не только децентрализация, но

и необходимость горизонтальной интеграции.

Именно поэтому все эти процессы и тенденции привели к возникновению

сравнительно новой практики «управление человеческими ресурсами», которая все

больше и больше вытесняет концепцию и практику «отдела кадров».

Управление человеческими ресурсами (УЧР).

Управление человеческими ресурсами- это главный показатель эволюции в

управлении персоналом при переходе от плановой экономике к рыночной. Сам

термин «человеческие ресурсы» уже отражает экономическую целесообразность

капиталовложений в человека, развитие его умений, навыков, способностей.

Другими словами, люди, сотрудники организации становятся ее достоянием, а не

очередным элементом, как это было в концепции «кадровой политики».

Среди других причин повышенного внимания к управлению человеческими ресурсами

8 стр., 3605 слов

управление подготовкой кадров ФКУ ИК-15.

... работников либо отдельным работником. Большинство специалистов формулируют современную концепцию управления человеческими ресурсами достаточно широко, подчеркивая ее отличия по критериям оценки эффективности ... кадров самостоятельно. Актуальность подготовки кадров присутствует в большинстве российских компаний. В некоторых из них выделяются специальные отделы, которые занимаются управлением ...

в последнее время особенно выделяются такие, как объективная связь этих

процессов со стратегией компании, трудности при найме квалифицированных

менеджеров, необходимость более гибкой, легко адаптируемой к новым задачам

квалификации, тесной связи работников с целями бизнеса, необходимость в более

совершенной методологии и практике планирования персонала.

Сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди

рассматриваются как достояние компании в конкурентной борьбе, которое надо

размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь

стратегических целей организации.

УЧР охватывает все управленческие решения, воздействующие на взаимоотношения

между организацией и ее работниками, и означает, что практика управления

персоналом все более тесно связана со стратегией бизнеса. Поэтому УЧР ставит

своей конечной целью повысить результативность компании и

удовлетворить потребности сотрудников. Из всех характеристик УЧР, которые

отличают его от традиционного «управления кадрами», ничто не является более

фундаментальным, чем его интеграция со стратегией бизнеса.

Наиболее типовыми элементами практики УЧР успешных компаний является

акцент на качество подбора, найма и тренинга сотрудников, применение групповых

методов работы, с тем, чтобы создать благоприятную среду для сотрудничества и

делегирования принятия решений. Разрабатываются критерии оценки результатов

коллективного труда. Таким образом, можно говорить о том, что УЧР встраивается

в общую стратегию компании.

Итак, как видно, управление человеческими ресурсами представляет собой более

высокую стадию работы с людьми, чем традиционная практика «отдела кадров».

Основные отличия инновационного УЧР от традиционного управления кадрами можно

проиллюстрировать, сравнив их функции и практику (см. табл. 3).

Таблица № 3[5].

Отличия управления человеческими ресурсами от традиционного управления кадрами.

Управление кадрами Управление человеческими ресурсами.

Вертикальное управление подчиненными, «кадры»—отдельная функция Горизонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на формирование команды

Централизованная кадровая функция в отделе кадров, специалисты планируют, мотивируют и т.д., персоналом управляют линейные руководители Децентрализованная кадровая функция в линейном управлении. Последнее отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и достижение целей. Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту

Кадровое планирование—следствие производственного плана и реакция на него; связь односторонняя Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование, связь двусторонняя

Цель—обеспечить наличие нужных людей в нужных местах в нужное время и освобождение ненужных людей. Сотрудники—это факторы производства, их расставляют как в шахматах Цель—совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компании. Сотрудники—это объект корпоративной стратегии, фактор преимущества в конкурентной борьбе, объект инвестиций в фирме

11 стр., 5111 слов

Особенности управления многонациональным коллективом на примере ...

... примере организации «Лукойл», описанна стуктура и политика компании. Раскрыта суть корпаративного управления компанией. 1. Особенности многонационального коллектива 1.1 Образование национальных стереотипов ... данной работы - рассмотреть этнопсихологические особенности управления многонациогнальным коллективом и значение межкультурных коммуникаций в компании «Лукойл». Задачи заключаются в следующем: ...

Кадровая политика нацелена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами УЧР нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой.

Среди многих задач УЧР наиболее часто называются следующие:

■ участие в разработке деловой стратегии компании;

■ аттестация, оценка результатов труда;

■ мотивация и вознаграждение;

■ подбор, наем и расстановка сотрудников;

■ пенсионная политика;

■ общение и климат в организации;

■ тренинг и развитие человеческих ресурсов.

Естественно, что это не счерпывающий список, сюда можно добавить целый ряд

других задач, уже больше связанных с организационным развитием предприятия,

управлением изменениями и т.д.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно выделить основные изменения

, происходящие при переходе от «управления кадрами» к «управлению человеческими

ресурсами».

1. От управления кадрами к управлению

человеческими ресурсами. Если «специалисты-кадровики» часто даже не

информированы о деловой стратегии компании, связь между производством и

планированием персонала очень слабая, что функция управления человеческими

ресурсами имеет интегрирующий характер и сама является частью стратегии.

2. От инструментализма кадровой функции к

стратегической роли УЧР. Акцент кадровой политики смещается с подбора и

расстановки кадров к участию в формировании и реализации стратегии бизнеса.

Если в стратегии компании акцентируется качество продукции и потребность в

трудовых ресурсах может быть легко удовлетворена на внешнем (не

внутрифирменном) рынке труда, то наиболее приемлемым решением соответствующих

проблем может быть стратегия подбора и мотивации сотрудников.

3. От выполнения фрагментарных кадровых

функций к вовлечению линейного управления в УЧР и помощи ему. Оставляя за

собой ряд прежних кадровых функций, УЧР добавило себе новую функцию—оказание

помощи линейному менеджменту в развитии и лучшем использовании его

организационного потенциала, т.е. подчиненных ему человеческих ресурсов.

Специалист в области управления человеческими ресурсами должен быть

высококвалифицированным советником и консультантом высшего менеджмента и его

подчиненных, помогающим им решать общие проблемы. В этой связи специалисты по

УЧР все больше и больше становятся внутренними консультантами в подборе

сотрудников, их мотивации, развитии карьеры и осуществлении различных

организационно-культурных изменений.

9 стр., 4253 слов

24.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности

... стимулирования профессиональной деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п. Безусловно, структура службы управления персоналом во многом ... способностям работника. Механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника. Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Это явление пытаются объяснить различные ...

4. Профессионализация функций управления

человеческими ресурсами. Если раньше начальником отдела кадров мог быть

практически любой дисциплинированный человек, способный управлять небольшим

штатом служащих невысокой квалификации, то сегодня растущая интегрирующая роль

УЧР, повышение его статуса до высшего звена управления, усложнение техники

подбора, расстановки, развития, мотивации, продвижения и использования людского

потенциала делают эту профессию одной из важнейших для выживания и успеха

компании.

5. Больший акцент на управление изменениями

. Поскольку гибкость и способность к изменениям представляют сегодня ключевые

характеристики бизнеса, а основным барьером являются люди—человеческие ресурсы

компании, одной из важнейших функций УЧР становится активное управление

изменениями и организационное развитие. Как правило, способность к изменениям

связана более широкой квалификацией, способностью переобучаться, уровнем

творчества и инновационности персонала.

6. Интернационализация функции УЧР.

Глобализация бизнеса, более активные международные связи, а также международная

специализация и интеграция делают необходимым развитие многонациональных

коллективов с различной системой ценностей и культур.

7. Расширение и углубление социального

партнерства и трудовых отношений. Становится все более важной функцией УЧР.

В экономике партнерство рассматривается не только как этическое понятие, но и

как организационный принцип. Оно означает признание взаимозависимости и

солидарности в социальном контексте, а также признание различного рода

социальных интересов отдельных общественных групп и как следствие,

предоставление им права участвовать в политических и экономических процессах, в

принятии управленческих решений.

8. Существенно изменяются принципы и система

мотивации как важнейшие факторы рационального использования и развития

человеческих ресурсов. Система мотивации эволюционирует от принципов оплаты за

должность, за явку на работу к принципу оплат за результат, за конкретный вклад

в достижение целей организации.

В этой связи наиболее важными принципами мотивации сегодня являются:

· Создание атмосферы взаимного доверия, убедительность принимаемых

решений и обратная связь;

· Сохранение занятости;

· Равные возможности для занятости, повышения в должности и оплаты

труда в зависимости от достигнутых результатов;

· Защита здоровья, обеспечение нормальных условий труда;

· Тренинг; справедливое распределение доходов от повышения

производительности между наемными работниками и предпринимателями.

9. От повышения квалификации к развитию человеческих ресурсов

. Развитие человеческих ресурсов сегодня входит в число важнейших

компонентов и задач управления человеческими ресурсами. Целью развития

человеческих ресурсов является обеспечение фирмы хорошо подготовленными и

мотивированными работниками в соответствии с целями и стратегией организации.

Итак, ключевыми характеристиками развития человеческих ресурсов являются его

тесная связь с целями и стратегией организации, с настоящими и будущими

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... ее человеческих ресурсов и оказания помощи работнику в осознании своих собственных возможностей. Школа науки управления ( ... внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность ... управления на функции: планирование организация подбор и расстановка кадров контроль мотивация. Принципы управления: разделение ...

проблемами производства, а также постоянный анализ окружающей среды и

выявление благоприятных и неблагоприятных факторов для бизнеса в этой среде.

Развитие человеческих ресурсов кроме выработки стратегии непосредственно

включает прогнозирование и планирование персонала, своевременное повышение

квалификации новых работников, укрепление связей с другими организациями по

обучению и тренингу, аттестацию персонала и определение учебных

потребностей, систему профессионального роста. Новой сферой деятельности в

системе развития человеческих ресурсов является организационная культура, ее

постоянный анализ и улучшение.

Таким образом, глобальные структурные изменения и технологические изменения,

повышение гибкости, уровня конкуренции, а также децентрализация привели к

трансформации управления персоналом—от «кадровой политики» к «управлению

человеческими ресурсами».