Оглавление
- Введение
- Глава 1. Проблема изучения речи в психологии
- 1.1 Понятие речи в психологии
- 1.2 Подходы к рассмотрению речи в психологии
- Глава 2. Особенности речевого развития в пятилетнем возрасте
- 2.1 Характеристика социальной ситуации развития ребенка 5 лет
- 2.2 Особенности ведущей деятельности ребенка 5 лет
- 2.3 Новообразования возраста
- 2.4 Особенности развития речи у детей пятилетнего возраста
- Глава 3. Описание методик диагностики и развития речи детей пятилетнего возраста
- 3.1 Методика 1. «Назови слова»
- 3.2 Методика 2. «Расскажи по картинке»
- 2.4 Методика 4. Общий словарный запас
- 2.5 Методика 5. Исследование особенностей звукового анализа слова
- 2.6 Программа психодиагностики речевого развития детей пятилетнего возраста
- Заключение
- Литература
- Приложение
Введение
Актуальность выбранной темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Для психологии и педагогии характерно особое отношение к языку и речи, ведь они являются важнейшим средством человеческого познания и общения, каналом передачи и усвоения общечеловеческих ценностей, средством воспитания и обучения. Речь является значимым условием развития памяти, мышления, воображения, эмоциональной сферы личности и т.д.
Сенситивным периодом развития речи считается ранний детский возраст, а для дошкольного возраста характерно активное усвоение ребенком разговорного языка, развитие грамматической, лексической и других сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте способствует как умственному, так и личностному, нравственному развитию ребенка. Без этого он не будет готов к школьному обучению.
Проблема восприятия достаточно глубоко проработана как в общей, так и в возрастной психологии. Ее изучением занимались такие зарубежные психологи, как Н. Хомский, Ж. Пиаже, В. Штерн, Ч. Осгуд и др. Значительный вклад в понимание механизмов речи внесли отечественные психологи — Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, А.В. Запорожец и др.
Целью данной работы является изучение особенностей развития речи у детей пятилетнего возраста.
Объектом исследования выступает речь как познавательный процесс. Предметом исследования являются особенности развития речи у детей в возрасте 5 лет.
Развитие личности донаучн. период
... крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся ... допускала только количественные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное имяАвиценна), который был одним ...
Задачи исследования:
1) Дать определение понятию речи и рассмотреть основные подходы к его изучению в психологии;
2) Описать социальную ситуацию развития пятилетнего ребенка, рассмотреть психологические новообразования и ведущую деятельность в этом возрасте;
3) Охарактеризовать особенности развития речи у детей в возрасте 5 лет.
Метод исследования: теоретический анализ литературы.
речь психология диагностика звуковой
Глава 1. Проблема изучения речи в психологии
1.1 Понятие речи в психологии
Первые исследования, посвященные проблеме речи, считали речь и язык синонимами. Первым ввел в науку различение языка и речи Ф. де Соссюр.
В рамках данной работы необходимо четко определить, чем эти два понятия различаются.
Т.Н. Ушакова определяет язык как скрытую систему лексических единиц, а также правил их соединения в речи Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития: учебное пособие. М.: 2004. С. 13. . А.Р. Лурия предлагает определять язык как сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: 2006. С. 284. .
Речь — это конкретная реализацию языка в процессе коммуникации и взаимодействии между людьми. В Словаре практического психолога речь определяется как сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком Словарь практического психолога / Сост.С.Ю. Головин. Мн.: 1998. С. 586. .
Среди когнитивных процессов речь занимает особое место. Она обладает универсальностью, включаясь в разнообразные познавательные акты, что проявляется в «оречевлении» человеком любой воспринимаемой информации. Еще более интересна речь в когнитивном аспекте как особое средство для передачи, хранения и использования информации. Наибольшее количество знаний человек получает из устных или письменных речевых сообщений.
Речь всегда обращена к кому-то, т.е. является актом коммуникации, включающим как минимум двух участников. У каждого участника речевого общения механизм речи включает три основных звена или блока:
1) восприятие речи;
2) продуцирование речи;
3) внутренняя речь, которая является центральным звеном. Цель этой системы состоит в переносе содержания из внутриречевого звена одного коммуниканта во внутриречевое звено других участников процесса Пашук Н.С. Психология речи. Мн.: 2010. С. 18. .
В механизме внутренней речи можно выделить три иерархически организованных уровня:
1 уровень — это механизмы действия и владения отдельными словами, обозначающими обычно явления внешнего мира. Он реализует номинативную функцию языка и речи;
2 уровень связан с образованием множественных связей между базовыми элементами и формированием так называемой «вербальной сети». Вербальная сеть — это материализованная лексика языка. Эксперименты показали, что объективной и языковой связанности слов соответствует связанность в нервной системе их следов. Эти связи образуют так называемые «семантические поля», или «вербальные сети». При активации узла «вербальной сети» возбуждение, затухая, распространяется на примыкающие структуры. Связи «вербальной сети» стабильны, в существенных чертах одинаковы у всех людей, сохраняются в течение жизни. «Вербальная сеть» составляет статическую основу речевого общения людей;
Степень влияния социальных сетей на поведение молодёжи
... речи, пропагандой насилия в средствах массовой информации, существенным ослаблением коммуникативных механизмов, традиционно сдерживающих проявления агрессии слова». Опасность вербальной ... т. е. на субъектно-объектный, некооперативный тип общения с адресатом (прагматический вектор)». В то ... жи. Цель исследования - определить степень влияния социальных сетей на поведение молодёжи. Задачи: . Дать ...
3 уровень — динамический, по своим временным и содержательным характеристикам соответствует продуцируемой внешней речи. С физиологической стороны состоит из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов «вербальной сети» в их специальных интеграциях. Каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, которая затем путем перекодирования переходит в команды артикуляционным органам Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития: учебное пособие. М.: 2004. С. 74. .
Речь — средство, служащее общению людей между собой. Наиболее простая форма общения предполагает наличие двух взаимодействующих партнеров. У каждого из них можно выделить два основных вида факторов, влияющих на организацию диалога: относящихся к данному субъекту общения (факторы «Я») и относящихся к партнеру по коммуникации, а также наличной ситуации (факторы «не-Я»).
Среди факторов «Я» наиболее общим является мотив общения. Человек вступает в коммуникацию, желая получить помощь, вызвать участие, дать информацию и т.д. В еще большей степени содержание общения определяется тем, что можно назвать интеллектуальным потенциалом человека (образование человека, его конкретные знания, мировоззрение, убеждения).
Содержанием человеческой коммуникации часто бывают и чувства.
К факторам «не-Я» относится, прежде всего, необходимость при общении понимать рациональную, логическую позицию партнера. Нередко, однако, оценка рациональной позиции партнера оказывается второстепенной по сравнению с выявлением его эмоционального отношения. Важным является и фактор социально-личностного представления собеседника. Это представление может выражаться в глобальной оценке его как хорошего-плохого, авторитетного-неавторитетного, честного-нечестного и т.д. При общении со знакомыми людьми эти оценки становятся более личностными.
На организацию диалога влияют также некоторые факторы ситуации. Ситуация может стать предметом обсуждения, т.е. прямо составить его содержание. Порой она дает мотив к вступлению в общение. Для диалога имеют значение временные и пространственные характеристики ситуации (например, физическая дистанция между людьми) Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред.В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: 2002.С. 241. .
По содержательно-формальным характеристикам речевых высказываний различают следующие их формы: информацию, вопрос, просьбу. В зависимости от представленности факторов общения соотношение этих речевых форм меняется. Известно, например, как много вопросов задает ребенок, общаясь со взрослым и как велика доля информации, идущей от взрослого к ребенку. Мы охотно обращаемся с вопросами к людям, мнение которых нас интересует, и не делаем этого в других случаях. Не ко всякому человеку, не во всякое время и не в любом месте легко обратиться с просьбой.
Роль общения в развитии личности школьника
... как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, ... деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может ...
Понимание речи — это процесс, при котором на основании некоторого сообщения создается мысленный образ информации, содержащейся в этом сообщении. Последовательность произносимых человеком звуков должна соответствовать смыслу сообщаемого, если он хочет, чтобы его поняли. Кроме того, «отправитель» («адресант») и «получатель» («адресат») должны обладать общим знанием значений слов и правил грамматики. Поскольку речь всегда отличается незаконченностью, «адресат», для того, чтобы создать верный мысленный образ сообщаемого, должен полагаться на свои предварительные знания, контекст или обстановку.
Д. Халперн предлагает разделить речь на две структуры, или разновидности представления. Глубинное представление речи имеет отношение к ее смысловому компоненту — это те мысли, которые человек хочет передать. Поверхностная структура соответствует звукам вербального выражения мыслей или их письменному аналогу, тексту, который может быть представлен на бумаге, экране компьютера или ином материале, предназначенном для письма. «Адресант» хочет сообщить «адресату» свою мысль. Мысль (глубинная структура) известна только «адресанту». Она трансформируется с помощью звуков речи или букв (поверхностная структура), которые помогают «адресату» реконструировать мысль, выраженную в словах «адресанта» Халперн Д. Психология критического мышления. 4-е междунар. изд. СПб.: 2000. С. 375. .
Основные виды речи можно представить на следующей схеме (рис. 1).
Рис. 1. Основные виды речи
Таким образом, речь реализуется с помощью языка. Речь — процесс общения, язык — средство общения. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает и оживляет языковые символы. Язык и речь являются сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.
Проблема соотношения языка и речи ставит перед исследователями множество вопросов: что исторически первично — речь или язык? Является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счет социального опыта? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми.
1.2 Подходы к рассмотрению речи в психологии
Проблема речи активно разрабатывалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Основная идея бихевиоризма заключалась в том, что основными механизмами формирования и развития речи у человека являются подражание и подкрепление. Д. Уотсон полагал, что у ребенка есть некоторая врожденная способность к подражанию звукам человеческой речи. В процессе взаимодействия с родителями ребенок получает положительное подкрепление, подражая звукам речи взрослых. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам. Внешние поведенческие формы подражания постепенно переходят во внутренний план и становятся внутренними мыслительными реакциями. Данная теория может объяснить появление у человека каких-то речевых оборотов или местного говора. Однако она не в состоянии объяснить процесс усвоения языка, в частности — ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь, или детское словотворчество Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. СПб.: 2001. С. 239. .
Преформистская теория речевого развития, разработанная Н. Хомским, строилась на идее о том, что у большинства языков имеется похожая базовая структура. Из этого вытекает предположение о том, что эта структура врожденная и определяет способность каждого человека видоизменять значения или смысл любой данной фразы, а также строить неограниченное число осмысленных высказываний.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- ... в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия ... благодаря психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического развития психики человека формируются: произвольные ...
Другими словами, в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сенситивным для формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости. В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. Эта врожденная лингвистическая компетентность лежит в основе развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.: 2006. С. 254. .
Ж. Пиаже была разработана конструктивистская теория усвоения языка. Главная идея ее заключается в том, что развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Развитие языка не отличается от развития восприятия или памяти. Сам по себе язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта, он значим, поскольку способствует взаимодействию ребенка со взрослыми как источником информации Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия. 1994. С. 541. .
По мнению Уорфа, язык можно рассматривать только в рамках той или иной культуры. Он выдвинул так называемую релятивистскую теорию языка, согласно которой восприятие мира зависит от языка, структура которого различна в разных культурах Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.: 2006. С. 260. .
В традициях отечественной психологии, основывающейся на трудах Л.С. Выготского, язык по своей сути — это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным регулятором его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решений. Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: 2001. С. 248. .
А.А. Леонтьев предложил психологическую теорию речевой деятельности, согласно которой между человеческим языком и явлениями внешнего мира нет прямой и однозначной соотнесенности. Между ними располагается промежуточное звено — общественная деятельность, включение в которую обеспечивает формирование у субъекта системы индивидуальных значений (образ мира).
По Психологии развития
... из фильма «Ванечка». Жизнь детей дошкольного возраста ярко показана в фильме «Кука», где речь идет о маленькой девочке, которая ... время очень малое количество фильмов обходится без роли новорожденного, детей младенческого, раннедетского возрастов. В таких сериалах как «Татьянин ... трех сериях всеми любимой новогодней комедии «Один дома». Дети младшего школьного возраста являются не менее популярными в ...
Языковые средства обеспечивают фиксирование общественного опыта, передачу сообщений между людьми, а также организацию совместных и индивидуальных действий (практических и умственных).
Через язык и знаково-символические средства человечество и каждый человек получает возможность осуществлять связи настоящего с прошедшим и с будущим Маланов С.В. Психологическая теория речевой деятельности. Алексей Алексеевич Леонтьев. (1 часть) // «Начальная школа: плюс до и после». 2005. № 6.С. 20. .
В соответствии с темой данной работы интересна идея, выдвинутая Ф.А. Сохиным, о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве Сoхин Ф.А. Психoлoгo-педагoгические oснoвы развития речи дoшкoльникoв. М.: 2005. С. 8. .
Таким образом, проведенный анализ основных теорий речи и языка позволяет выделить следующие идеи, на которых будет строиться рассмотрение речи у детей пяти летнего возраста:
· речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
· язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития — развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
· ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
· ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер Там же, С. 167. .
Глава 2. Особенности речевого развития в пятилетнем возрасте
2.1 Характеристика социальной ситуации развития ребенка 5 лет
Возраст 5 лет включается старший дошкольный возраст, который хронологически определяется границами в 5-7 летПалагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М. 2005. С. 108. . Это возраст считают одним из основных периодов, когда ребенок активен в познании окружающего мира.
Поэтому главное в этом возрасте — полноценный контакт ребенка с миром: получение разнообразной информации от всех органов чувств, а также развитие пространственного восприятия, музыкальности, «образного мышления», чувства ритма.
Еще одна важное правило — развитие двигательной коры (моторики, последовательности движений, «ловкости»), вслед за которой формируются лобные отделы, обеспечивающие контроль и саморегуляцию (в том числе произвольную, эмоциональную).
Самые важные занятия, закладывающие основы детского интеллекта, должны быть связаны с двигательной активностью, развитием сенсорной сферы (увидеть, прикоснуться, почувствовать аромат, услышать).
комплекс педагогических условий развития процессуальной игры ...
... проблеме развития процессуальной игры у детей раннего возраста; 2) определить возможности детской игры для развития личности ребенка; 3) определить особенности развития процессуальной игры и педагогических условий развития процессуальной игры в ... движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребёнка. Для того, чтобы игра стала действительно развивающей, ребёнка сначала нужно научить ...
Это сформирует полноценную зону пространственного анализа и синтеза, из которой вырастет «внутреннее пространство» интеллекта Возрастная психология / Под ред.А.К. Белоусовой. Ростов-на-Дону. 2012. С. 154. .
Произвольность внимания и памяти впервые возникает в этом возрасте, до этого все процессы были непроизвольными. От ребенка требуется концентрироваться не только на том, что ему интересно, эмоционально окрашено. Теперь важно еще прикладывать усилие, планировать, «проговаривать это усилие». Психофизиологическая основа для появления некоторых элементов произвольности уже есть. Но для того чтобы свойства полноценно развивались, они должны быть востребованы окружением ребенка: в семье, детском саду, на игровой площадке и т.п.
В 5 лет ребенок уже обретает собственный характер и какие-либо способности к творчеству: он постоянно что-то делает и пытается превратить свои фантазии в реальность.
В возрасте 5 лет ребенок по-прежнему считает семью центром мира. В это время, несмотря на то, что детям уже хочется играть с друзьями, все важнейшие аспекты эмоциональной жизни все также находятся внутри дома. Ребенок уже может делиться своими переживаниями, сочувствовать окружающим людям. Он становится более независимым и вполне может контролировать свое поведение Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб. 1998. С. 137. .
Малыш имеет собственное мнение, учится управлять своими эмоциями и постепенно понимает, что начинает взрослеть. В данной ситуации задача родителей — помочь ребенку справиться с новыми для него чувствами и переживаниями.
В возрасте 5 лет ребенок обладает вполне достаточным представлением о мире. Поэтому он уже понимает, что в каждой семье существуют свои ценности, традиции и порядок. Кроме этого, в данный период дети начинают:
ориентироваться в пространстве и времени; различать цвета, форму и размер предметов; рисовать людей практически такими, какие они есть, то есть с головой, глазами, носом, ртом, ушами, руками, ногами и телом; копировать буквы, а затем писать их по памяти; учить буквы; определять размер предметов; понимать, где находится правая и левая сторона.
Психология ребенка постепенно совершенствуется, а значит, улучшается моторика его движений, увеличивается сила и скорость. Малыша начинает тянуть к участию в соревнованиях, к занятиям различными видами спорта.
Эмоциональное состояние стабилизировалось, поведение стало более ровным и меньше подверженным смене настроения. В пять лет психика уже гораздо более окрепшая, нежели в четыре годика. Ребенок способен внимать объяснениям, адекватно реагировать на просьбы родителей, занимать себя самостоятельно, если взрослые заняты Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб. 1998. С. 140. .
Пятилетнего ребенка уже называют дошкольником — значит, одним из основных его занятий будет подготовка к школе. Для родителей здесь главное — не переусердствовать, заставляя малыша заниматься против его воли, иначе закрепится негативное отношение к школе.
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребенок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых) Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: 2002. С. 174. .
Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины.
Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов.М. 2005.С. 113. .
Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого, находящегося рядом.
2.2 Особенности ведущей деятельности ребенка 5 лет
Детская игра — по-прежнему ведущий вид деятельности. Причем речь идет в первую очередь о самостоятельной, спонтанно организованной и регулируемой самими детьми сюжетно-ролевой игре, а вовсе не об игровых приемах, которые используют взрослые. Особое значение игры для полноценного развития личности ребенка отмечал Д.Б. Эльконин Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред.Д.И. Фельдштейна. М. 1995. С. 204. . При помощи игры как ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления которые, в свою очередь, порождают мотивы новых видов деятельности.
В сюжетно-ролевых играх прослеживается определенная логика ситуаций, подчиненная правилам игры. Сначала ребенок будет пытаться строить сюжет в самостоятельных играх или в играх со взрослым. Например, он может проигрывать сюжет «поездки на море»: сначала все собирают вещь в сумки, потом садятся в машину (поезд), приезжают на место, живут в доме, ходят купаться и т.д. Как правило, основу сюжета будут сначала также составлять яркие жизненные ситуации из опыта ребенка. В дальнейшем такие игры будут усложняться, и ребенок начинает играть с другими детьми. Тут возникает усложнение задачи, ведь в процессе совместных действий необходимо не только соответствовать роли, а и договариваться о правилах игры, находить компромиссы в спорных вопросах. Такой момент очень важен, ведь он является основой для становления делового общения. Сюжетно-ролевая игра способствует также развитию находиться не только в «нужных» и «удобных» ребенку ситуациях, а и уметь переносить вынужденные потери, неудачи, эмоциональные переживания, что в дальнейшем будет хорошим опытом в повседневных жизненных моментах.
Уже 5-летние дети способны обыгрывать не только повседневные ситуации, а и переносить в игру сюжеты мультфильмов, сказок, книг, тем самым стремясь подражать любимым героям и анализировать их характеры. Сюжетно-ролевые игры становится основой социального поведения, включающего в себя различные смысловые и эмоциональные связи. Если ребенок уже довольно успешно включился в процесс сюжетно-ролевой игры, то это не значит, что роль взрослого осталась на заднем плане. Все также важно поддерживать и развивать умения ребенка, ведь если малыш остановится в своем развитии на проигрывании знакомого сюжета, то в дальнейшем он может столкнуться с трудностями проявлять самостоятельность. Самостоятельность в игре предусматривает некое творческое начало, когда ребенок к уже известной ситуации придумывает продолжение, ранее не имевшее место в жизни. Творческий момент в игре является показателем развитием мышления ребенка, способного воспринимать и подстраивать свои действия под действия других людей, тем самым находя выход из различных ситуаций.
Таким образом, умение играть позволит ребенку в дальнейшем вырасти самостоятельной, творческой личностью с твердой жизненной позицией.
2.3 Новообразования возраста
Новообразования в психике дошкольника формируются под влиянием ведущей для данного возраста деятельности — сюжетно-ролевой игры. Перечень этих новообразований в психолого-педагогической литературе достаточно обширный и различный в различных источниках. Чаще всего к психическим новообразованиям дошкольного возраста относят:
1) Возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. На основе этого формируется очень важное для дошкольника в контексте его перехода на следующий возрастной этап (младший школьный возраст) стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (таковой деятельностью является учебная деятельность).
2) Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»).
3) Возникновение первичных этических инстанций: «что такое хорошо и что такое плохо».
4) Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением.Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится он все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред.Д.И. Фельдштейна. М. 1995. С. 214. .
5) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок все что видит, пытается привести в порядок, выстраивает свою картину мира. Д.Б. Эльконин замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей. Когда ребенок приходит в школу, он вынужден от глобальных, мировых проблем перейти к элементарным вещам, тогда обнаруживается несоответствие между познавательными потребностями и тем, чему учат ребенка Там же. С. 215.
2.4 Особенности развития речи у детей пятилетнего возраста
В пять лет ребенок уже может строить предложения из 5-6 слов. Речь становится инструментом для познания окружающего мира. Ребенок употребляет все больше синонимов и антонимов. Его словарный запас составляет около 3000 слов. Словотворчество все еще находится в интенсивной фазе, но постепенно меняет свой характер: перед построением нового слова ребенок производит в уме довольно сложный анализ.
К пяти годам родители уже должны прекращать «работать переводчиками». Речь ребенка должны понимать не только близкие, но и посторонние люди.
К пяти годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами.
Ребенок свободно говорит на родном языке, поет песенки, рассказывает сказки и играет в словесные (речевые) игры один или с родителями и друзьями Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М. 2005. С. 118. .
Его мозг сформирован на 90% и органы речи хорошо развиты.
Однако качество и беглость речи во многом зависят от того, насколько тепло и заботливо относятся к ребенку родители.
В 5 лет ребенок, согласно исследованиям по психологии, практически идеально произносит различные звуки. Он отлично излагает собственные мысли, понимает смысл некоторых пословиц, находит ошибки в речи у других товарищей. Психологические исследования ребенка 5 лет показывают, что в этот период он может:
· сказать собственное имя, возраст, адрес;
· объяснить значения различных слов;
· петь и читать, рассказывать истории;
· отгадывать загадки и понимать шутки.
Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т.е. ребенок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М. 2008. С. 28. .
Обычно у мальчиков процесс развития речи протекает медленней, им сложней грамотно сформулировать и донести свою мысль до окружающих, так как в этом возрасте нервный пучок, соединяющий полушария головного мозга, у них тоньше, чем у девочек, а соответственно и замедлен процесс обмена информацией.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Если самостоятельная речь у детей 5-летнего возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребенка. Основная цель занятий по развитию речи — формирование качественной речи в процессе общения.
Активизировать речевое развитие позволяет вовлечение детей в игровую деятельность. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Поэтому используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, нужно внимательно следить за настроением ребенка, выявлять и учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящее слово, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения — жесты, мимику, пластику Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб. 2007.С. 38. .
Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи используют упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи — это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь у ребенка дошкольного возраста.
Глава 3. Описание методик диагностики и развития речи детей пятилетнего возраста
3.1 Методика 1. «Назови слова»
Целью данной методики является определение активного словаря ребенка.
Стимульный материал: 8 слов, обозначающих группы предметов:
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Инструкция: сейчас я назову тебе слово, а тебе нужно будет перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе слов.
Ход исследования: Взрослый называет ребенку по порядку слова из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к каждой группе. На называние каждой из групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек. Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов.
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития.
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
3.2 Методика 2. «Расскажи по картинке»
Целью данной методики является определение активного словаря ребенка.
Стимульный материал: серия картинок (см. Приложение 1).
Инструкция: перед тобой лежит картинка. Внимательно рассмотри ее, не торопись. А потом расскажешь, что на ней изображено.
Ход исследования. Ребенку предлагают картинки и дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это. После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Обработка результатов. Результате по методике заносятся в следующую таблицу.
Таблица 1
Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»
№ п/п |
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования |
Частота употребления |
|
1 |
Существительные |
||
2 |
Глаголы |
||
3 |
Прилагательные в обычной форме |
||
4 |
Прилагательные в сравнительной степени |
||
5 |
Прилагательные впревосходной степени |
||
6 |
Наречия |
||
7 |
Местоимения |
||
8 |
Союзы |
||
9 |
Предлоги |
||
10 |
Сложные предложения и конструкции |
||
Оценка результатов.
10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.
8-9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.
6-7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.
4-5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.
2-3 балла — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.
0-1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
3.3 Методика 3. «Словарная мобильность»
Целью данной методики является определение уровня развития словарного запаса, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики.
Методика состоит из нескольких заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)
Оценка результатов:
6 — 7 слов — высокий уровень;
4 — 5 слов — средний,
2 — 3 слова — низкий.
Задание Б. (Окончание слов).
Ход работы: ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По.». Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? Пона…» и т.д.
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие:
1) по,
2) на,
3) за,
4) ми,
5) му,
6) ло,
7) че,
8) при,
9) ку,
10) зо.
Оценка результатов:
Дополнил все предложенные слоги до целого слова — высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов — средний уровень.
Смог дополнить только 2 слога — низкий уровень.
Задание В. (Образование предложений с данными словами).
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Оценка результатов:
Оценивается правильность составления фразы.
Обе составленные фразы правильные — высокий уровень.
Одна составленная фраза правильная — средний уровень.
Ребенок не смог правильно составить фразы — низкий уровень.
Задание Г. (Подбор рифмы).
Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день»». Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой. Время работы с одним словом — одна минута.
Оценка результатов:
Смог подобрать три рифмы для всех слов — высокий уровень.
Смог подобрать три рифмы для двух слов — средний уровень.
Смог подобрать одну-две рифмы для двух слов — низкий уровень.
Задание Д. (Словообразование).
Как будет называться маленький предмет?
мяч — мячик; рука — .; солнце — .; трава — .; плечо — .; ухо — .; таз — . Обработка результатов: за каждое правильно подобранное слово ребенок получает 1 балл.
Оценка результатов.
6-7 баллов — высокий уровень.
4-5 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
Задание Е. (Словообразование).
Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо — .; дерево — .; снег — .; пух — .; бумага — .
Обработка результатов: за каждое правильно подобранное слово ребенок получает 1 балл.
Оценка результатов.
4-5 баллов — высокий уровень.
2-3 балла — средний.
0-1 балл — низкий.
2.4 Методика 4. Общий словарный запас
Целью данной методики является определение общего словарного запаса ребенка.
Инструкция: Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Обработка результатов. За каждое правильно подобранное слово ребенок получает 1 балл.
Оценка результатов.
6-7 баллов — высокий уровень.
4-5 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
2.5 Методика 5. Исследование особенностей звукового анализа слова
Целью данной методики является определение уровня развития умения проводить звуковой анализ слова
Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву «д», сразу хлопнешь в ладоши».
Стимульный материал: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Обработка результатов: Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.
Оценка результатов
Безошибочное выполнение — высокий уровень.
1-2 ошибки — средний.
3 и более ошибок — низкий.
2.6 Программа психодиагностики речевого развития детей пятилетнего возраста
Примерную программу психодиагностики уровня развития речи детей пятилетнего возраста можно представить в следующей таблице.
Таблица 2
Методики оценки уровня развития речи у детей пятилетнего возраста
№ методики |
Название методики |
Цель проведения |
|
1 |
«Назови слова» |
определение активного словаря ребенка |
|
2 |
«Расскажи по картинке» |
определение активного словаря ребенка |
|
3 |
«Словарная мобильность» |
определение уровня развития словарного запаса, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики |
|
4 |
«Общий словарный запас» |
определение общего словарного запаса ребенка |
|
5 |
«Исследование особенностей звукового анализа слова» |
определение уровня развития умения проводить звуковой анализ слова |
|
Заключение
Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку. Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. Речь позволяет передавать информацию, выражать эмоции, служить эстетической формой языка, воздействовать на адресата, вызвать его реакцию, установить, продолжить или прервать коммуникацию и пр. Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка — это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.
Становление речи происходит в течение нескольких периодов:
· фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова);
· грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания);
· семантический период (после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности).
В возрасте 5 лет речь ребенка в целом уже развита, его словарный запас составляет около 3000 слов, ребенок освоил фразовую речь и 5-6 предложений. Речь позволяет ему устанавливать контакты с окружающими, выражать эмоции, получать информацию по интересующим его темам. Речь становится основой для развития других психических процессов и состояний ребенка: мышления, памяти, воображения эмоций.
Литература
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб. 1998.
2. Возрастная психология / Под ред. А.К. Белоусовой. Ростов-на-Дону. 2012.
3. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб. 2007.
4. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: 2002.
5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: 2006.
6. Маланов С.В. Психологическая теория речевой деятельности. Алексей Алексеевич Леонтьев. (1 часть) // «Начальная школа: плюс до и после». 2005. № 6.
7. Немов Р.С. Психология. Том 3. Психодиагностика. М. 2008.
8. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: 2002.
9. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М. 2005.
10. Пашук Н.С. Психология речи. Мн.: 2010.
11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия. 1994.
12. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. СПб.: 2001.
13. Словарь практического психолога / Сост.С.Ю. Головин. Мн.: 1998.
14. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб.: 2006.
15. Сoхин Ф.А. Психoлoгo-педагoгические oснoвы развития речи дoшкoльникoв. М.: 2005.
16. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития: учебное пособие. М.: 2004
17. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М. 2008.
18. Халперн Д. Психология критического мышления. 4-е междунар. изд. СПб.: 2000.
19. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. 1995.
Приложение
Приложение 1
Стимульный материал к методике «Расскажи по картинке»
Размещено на