Развитие творческого воображения у детей

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ 7

1.1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 7

1.2. ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14

1.3. ОСНОВНОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27

2.1. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 27

2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЧАСТИЧНО–ПОИСКОВОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 32

2.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 41

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

ЛИТЕРАТУРА 46

ПРИЛОЖЕНИЯ 48

Введение

Вопросы создания педагогики творчества являются чрезвычайно актуальными в период смены образовательной программы. В ст. 14 §2 Закона РФ «Об образовании» отмечено: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системе мировой и социальных культур, становлению творческого потенциала». [17].

Практически все педагоги и психологи признают необходимость более полного изучения творческих процессов и создания системы работы по их активизации. Фактически, до сих пор в образовании большее место отводится использованию репродуктивных методов обучения. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, является неумение педагога обучить дошкольника обобщенным приемам творческой деятельности, которые ребенок мог бы применять в различных предметных областях. Будучи усвоенными на одном материале, они позволили бы использовать их как инструменты для отыскания способов решения новых задач в других видах деятельности.

Рассматривая принципиальную схему решения творческих задач, выделенных М.В.Гамезо, И.Д. Далащенко [15] можно сделать вывод, что процессы мышления и воображения идут параллельно, этапы мыслительного действия представлены как перебор вариантов, предположений и их проверок. Подтверждается мысль о том, что может быть построена специальная работа и по активизации воображения и как результат — человек научается решать творческие задачи. Такая деятельность на наш взгляд, должна носить интегративный характер и быть технологичной. Определяя технологию как «… от одного промежуточного состояния к другому, описываемого характеристикой средств, с помощью которого этот переход осуществляется, способов применения средств и фиксаций самого факта переходности» [1].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... для музыкально-творческого развития дошкольников. Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение. Дошкольный ...

В науке развитие воображения детей рассматривается в контексте разных видов детской деятельности, что привело к выявлению специфических особенностей воображения, связанных с конкретным видом деятельности -изобразительной деятельностью.

Особым подходом на наш взгляд, к анализу механизмов воображения и его развития отмечается концепция В.В. Давыдова [8, 9]. Ученый считает, что воображение является одним из основных образований дошкольного детства. В основу исследования этого направления легло представление о таких основных особенностях воображения, как возможность «схватывать» целое раньше части и переносить черты этого объекта реальности на другой.

В работах О.М.Дьяченко [11, 12] выявлены общие механизмы и этапы развития воображения дошкольников, а также параметры оценки продуктов выполнения творческих заданий, фиксирующие наиболее существенные характеристики творческих процессов. Это такие параметры как флувнция (количество правильных ответов), флексибильностъ (количество различных категорий ответов) и оригинальность (частота встречаемого ответа).

Данные параметры оценки творческих продуктов, на взгляд О.М. Дьяченко — основные тенденции в развитии продуктивного воображения. Флуенция фиксирует именно продуктивность, направленность воображения; не стихийность создаваемых образов, а подчиненность поставленной задаче. Флексибильность показывает возможности вариативности ответов детей, т.е. на сколько различными могут быть признаки действительности, отталкиваясь от которых ребенок строит образы воображения. Оригинальность отражает степень индивидуализации выполнения творческих заданий. По мнению О.И. Дьяченко [13] оригинальность в сочетании с флуенцией легли в основу стратегической линии построения технологии по развитию произвольного воображения. В качестве категориального аппарата используется адаптированная в работе с дошкольниками система методов развития воображения. ( Р.С. Альтиуллер, Д. Арнольд, А. Осбори, Дж. Родари, В. Цвикки и др.).

На основе выше изложенного нами была сформулирована цель работы.

Цель:

способствовать развитию творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности, используя нетрадиционные методы и приемы — технологию ТРИЗ.

Задачи:

1. Выявить современные требования к творческому воображению ребенка-дошкольника в научной литературе.

2. Разработать систему мер и выявить условия их эффективного функционирования.

3. Апробировать и оценить эффективность разработанных условий.

4. Опираясь на результаты исследования внедрить систему в практику.

Объект: Процесс развития творчества в дошкольном возрасте.

Предмет: Творческое воображение детей 6 лет в изобразительной деятельности.

Гипотеза:

Если в процессе обучения изодеятельности использовать нетрадиционные методы и приемы, в частности технологию ТРИЗ и РТВ, которая способствует наибольшей активизации детей, посильности заданий, учета индивидуальных особенностей каждого, в этом случае будут дополнены знания детей о новых техниках изображения, будет развиваться творческое воображение, а общий уровень проявления творчества повысится.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов ... консультации и контроль) и дает возможность линейному руководителю сконцентрироваться на текущую деятельность. Недостатки: численность и сложность связей возрастает, растут управленческие расходы, снижается оперативность ...

Методы:

Исследование проводилось (1999 — 2000 г.г.) в три этапа, на каждом из которых, в зависимости от задач, применялись определенные методы.

I этап

Был связан с теоретическим анализом работ дидактов по вопросам обучения, а также философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме. На данном этапе была определена цель, основные задачи, гипотеза, осуществлялся анализ опыта работы практиков дошкольных учреждений по проблеме.

II этап

На основе современной психолого-педагогической науки разработана и описана система работы. Проведен пробный эксперимент с целью проверки эффективности предлагаемой системы, разработана и апробирована система заданий.

III этап

Связан с анализом практических результатов, уточнением и корректировкой методики. В ходе проведения эксперимента было получено подтверждение исходной гипотезы, оценена достоверность полученных результатов, подведены итоги, сформулированы выводы. Для проверки эффективности экспериментального обучения использовались: наблюдение, изучение продуктов детской деятельности. Результаты исследования обрабатывались методом математической статистики.

Научная новизна:

Впервые апробирована система технологии ТРИЗ в изодеятельности для развития творческого воображения дошкольника.

Практическая значимость:

Использование данного материала дает возможность воспитателю детского сада развивать творческое воображение дошкольника, осуществлять индивидуальный подход и формировать творческую личность в целом…………………………

Заключение

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста обозначена в исследованиях педагогов и психологов прошлого и современности. Описаны различные подходы как прямого, так и косвенного воздействия на формирование продуктивного воображения подрастающего человека. Очевидно, что в том и в другом случае необходим набор средств, который приводит к наилучшему результату.

При ориентации работы по развитию творческого воображения дошкольника в изобразительной деятельности были рассмотрены процессы при решении творческих задач. Такие типы задач как изобретательские, прогнозные и задачи с недостатком данных, явились основным содержанием работы с дошкольниками по развитию творческого воображения. Анализ принципиальной схемы мыслительных процессов, происходящих при решении этих типов задач, позволил сделать вывод о том, что этот процесс достаточно сложный.

В связи с этим осуществлялось комплексное воздействие, складывающееся из обучения ребенка. Тем самым, у дошкольника сужалось количество вариантов слабоэффективных рисунков и появлялось умение достаточно быстрого выхода на творческое решение, которое характеризовалось ориентировкой на какой–либо способ решения противоречия, приближением к идеальному конечному результату и целенаправленному поиску ресурсов.

Подтвердилось предположение, что необходимым условием формирования творческого воображения ребенка является методика, созданная на основе элементов теории решения изобретательских задач и адаптированных методов развития творческого воображения. Организовать такую работу необходимо с помощью демонстрации изобразительных приемов на основе закономерностей ТРИЗ и РТВ с последующим привлечением их к работе по алгоритму решения творческих задач.

11 стр., 5427 слов

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

... размышлять и совершать "открытия". Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с дошкольниками и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. Детский возраст - период ...

Установлено, что решенная творческая задача является содержанием новой изобразительной задачи, но иного уровня.

Исследованием установлено, что система работы по изобразительной деятельности, основанная на адаптированных методах ТРИЗ и РТВ, реализует потенциальные возможности дошкольника в плане развития творческого воображения, формирует способности ребенка. Хотя не ставилось целью выявление путей формирования основ творческой личности, но при наблюдениях в ходе эксперимента у старших дошкольников проявлялись такие основополагающие качества как:

– целеполагание (к концу дошкольного возраста ребенок приобретает умение выстраивать цепочки целей; некоторую иерархическую линию в общих чертах на далекое будущее и т. д.);

– умение планировать деятельность по выполнению намеченной цели;

– умение решать творческие задачи в изобразительной деятельности как необходимое качество творческой личности, формулировать противоречие, решать его без большого количества проб и ошибок, элементарно описать решение и сформулировать возможные варианты появления новых задач – все это проявляется при системе работы, построенной на методах ТРИЗ и РТВ;

– результативность как предпосылка к целеполаганию нового уровня; с гуманистической направленностью целеполагания и результата.

Можно предположить, что данная система, реализованная в условиях современного детского дошкольного учреждения, может положительно влиять на развитие качеств творческой личности, продуктивного воображения и изобразительных навыков.

Литература

1. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. – М.: Педагогика. 1989. с.217.

2. Белобрыкина О.Д. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. – Новосибирск. Изд-во НГПИ, 1993 – 62 с.

3. Белобрыкина О.Д. Почему ТРИЗ «буксует» в детских садах? //Дошк. воспит. – 1997. №2, с.2-6.

4. Белобрыкина О.Д., Дружинина Ю. Возможности ТРИЗ в организации детского досуга. //Дошк. воспит. – 1998 –№3, с.45–49.

5. Венгер Л.Д, Восприятие и обучение. – М.: Просвещение, 1969. с.63–87.

6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. //Вопросы психологии. 1990, №4, с.32–49.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1986, 48 с.

8. Давыдов В.В. Виды общения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогика. 1988.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, опыт теоретического и экспериментального исследования. – М.: Педагогика. 1986.

10. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы карнавальной культуры в развитии ребенка дошкольника. //Вопросы психологии. – 1994, №2, с.46-59.

11. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника –М.: Знание. –1986. с.3-58.

12. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. //Вопросы психологии. – 1988 – №6, с.27-41.

3 стр., 1078 слов

Развитие и методы развития воображения у детей дошкольного возраста

... с.27-41. 13. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей. //Дошк. воспит. –1993 – №8, с.10-17. 14. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. // Вопросы психологии – 1987, №1. 15. ... 22. Огнева Е. Играем по системе ТРИЗ. // Дошк. воспит. 1998–№5, с.78-79. 23. Пороцкая И. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения. //Дошк. воспит. –1996, №2, с.24-31. ...

13. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей. //Дошк. воспит. –1993 – №8, с.10-17.

14. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. // Вопросы психологии – 1987, №1.

15. Гамезо М.В., Далащенко И.Д. Атлас по психологии. – М.: Аверс –1998. с.168.

16. Гик С. Мир фантазии. –Гомель.: Триз=Шанс. 1995. с.61-98.

17. Закон РФ «Об образовании» – М.: Знание, 1992.

18. Кравцова Е.Е. Развитие воображения дошкольника. // Дошк. воспит. –1989,№2.

19. Мухина В.С. Детская психология. –М.: Просвещение –1985, 224 с.

20. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. –Рига.: Эксперимент. 1994, 64 с.

21. Немов Р.С. Психология. в 3 т., т.2 – М.: Валдос. 1995, с.98-101.

22. Огнева Е. Играем по системе ТРИЗ. // Дошк. воспит. 1998–№5, с.78-79.

23. Пороцкая И. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения. //Дошк. воспит. –1996, №2, с.24-31.

24. Родари Дж. Грамматика фантазии. –М.: Прогресс. 1994, с.24-38.

25. Саллина Е. Знак и символ в обучении. – М.: Знание. 1988, 72 с.

26. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск: Триз-Шанс. 1996, 152 с.

27. Страунинг А. Метод фокальных объектов воспит. – 1997, №1, с.8-10.

28. Страунинг А. Моделирование маленькими человечками //Дошк. воспит. – 1998, №2, с.33-45.

29. Уруктаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1996, 442 с.

30. Уруктаева Г.А. Психология дошкольника. – М.: Академия, 1997, с.337-342.

31. Цепенникова В. «Буксует» ли ТРИЗ в детском саду? //Дошк. воспит. –1998, №9, с.17-23.

32. Черникович Е.М. Винни-Пух решает вслух. – Гомель: ИПП «Сож», 1995, 48 с.

33. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или наука думать для больших и маленьких. – М.: Филиал Таймырского ин-та усоверш.учит. – 1995. с.3-5.

Приложение 1

Эксперимент 1

Цель: выявить уровень развития воображения через продуктивные виды деятельности.

Оборудование: лист бумаги, фломастер, протокол.

Методика: ребенку предлагают придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты.

Рисунок оценивается по критериям:

– 10 баллов. Ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное и необычное.

– 8–9 баллов. Ребенок придумал достаточно оригинальное, эмоциональное, красочное, хотя изображение не является совершенно новым.

– 5–7 баллов. Ребенок нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии. Детали и образы проработаны средне.

– 3–4 балла. Ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное.

– 0–2 балла. За отведенное время ребенок не сумел ничего придумать, а лишь отдельные штрихи и линии.

……………………..