Раздел 2 : «патопсихология»

22

= УТВЕРЖДАЮ =

начальник кафедры психологии

полковник А.Караяни

«____» ___________ 199 года

проведения лекции по дисциплине «Клиническая психология»

со слушателями (курсантами) 2 факультета — военно-психологического факультета

Раздел 2 : «патопсихология»

ТЕМА № 14:Нарушения мышления

ВРЕМЯ: 2 часа

ПРОБЛЕМЫ:

  1. Категория «мышление» в общей психологии.
  2. Виды патологий мышления .
  3. Патологии мышления в клинической практике.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Раскрыть содержание категории «мышление» в общей психологии и сформировать у слушателей знания и представления о видах патологий мышления. Раскрыть основные проблемы патологии мышления в клинической практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Братусь И . В. «Аномалии личности» М. 1976 г.
  2. «Клиническая психиатрия» (под ред. Бачерикова Н.Е. — Киев, 1989г.,стр.58 -75).
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология — М., 1986 — Гл. 7.
  4. Коркина М.В. и соавтор. Психиатрия — М., 1995 — Гл. 7.
  5. Матвеев В.Ф. « Основы медицинской психиатрии , этики и деонтологии.»- М., 1989 г., стр. 39 — 54.
  6. Блейхер М.В. и соавтор. «Практическая патопсихология» Ростов-на-Дону, 1996. 2 р.- стр.84 — 139.
  7. Банщиков В.Ф. и соавтор. «Медицинская психиатрия» — М.,1967 — Гл. 5.
  8. «Хрестоматия по патопсихологии» — М., МГУ , 1981.
  9. Блейлер Е. «Аутистическое мышление». М.,1911.
  10. Брушлинский А.В. «Мышление — процесс,деятельность,общение.» — М.,1982.
  11. Зейгарник Б.В. «Патология мышления»М.,1962.
  12. Лончикова С.В. «Пиктограмма.. Как метод исследования расстройств мыш­ления при шизофрении» — невропатологии и психиатрии им.

    7 стр., 3438 слов

    Изучение диалектических структур мышления в психологии

    ... и применения диалектической логики. Таким образом, задача психологии заключается в моделировании такого аппарата мышления, который позволял бы субъекту, как говорят философы, ... литературе. Она заключается, прежде всего, в возможности адекватного отражения в мышлении диалектического противоречия. Под диалектическим противоречием понимается «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон ...

    С.С.Корсакова, 1972, 11.

  13. Поляков Ю.Ф. « Исследование нарушений психических (познавательных) процессов» — В кн. «Шизофрения.»М.,1969,
  14. Рубинштейн С.Л. « О мышлении и путях его исследования.» — М.,1958.
  15. Рубинштейн С.Я. «Экспериментальные методики патопсихологии.» — С-Пб.1998 г.
  16. Патопсихология. Хрестоматия. М,УРАО, 1998 г.
  17. Гройсман А.А. «Медицинская психология»- М.Магистр , 1998 г.

1. Категория «мышление» в общей психологии.

Мышление (М) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека.

М. наиболее обобщенная ,опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Это творческое преобразование их субъективных образов в сознании чело­века, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятель­ствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объектив­ных сил природы и общества.

Стадии развития М.:

1.Допонятийная. 2. Понятийная.

Допонятийная стадия – характерна для детей ,суждения единичны о конкретном предмете .Объяснение сводится к частному ,знакомому. Доказательство основано на примере. Главную роль играет память.

Особенности допонятийного М.:

  • эгоцентризм (невозможность посмотреть на себя со стороны ,принять другую точку зрения, примерно до пяти лет)
  • Эгоцентризм обуславливает:

а) синкретизм (тенденция связывать все со всем);

б) нечувствительность к противоречиям;

в) трансдукция (переход от частного к частному);

г) отсутствие представления о сохранении количества.

Нормальное развитие – переход от допонятийной стадии к понятийной (абстрактной),где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.

Этапы развития М.( по Выготскому Л.С.)

1 этап– 2 – 3 года – синкретизм М. все связывается со всем.

2 этап – 4 – 6 лет – используются элементы объективного сходства между парами предметов (третий лишний).

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс. Он состоит в выделении и обособлении предмета или признака его, в ... вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и ...

3 этап – 7 – 10 лет – дети объединяют группу предметов по сходству,но не осознают и не могут назвать общие признаки .

4 этап – 11 – 14 лет – появляются элементы понятийного М., но основанного на базе житейского опыта и неподкрепленного научным знанием.

5 этап – юношеский возраст – использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Физиологически основа М. – деятельность коры больших полушарий мозга ,осуществляется во взаимодействии сигнальных систем (по Павлову . ).

М. как процесс состоит в познании явлений внешнего мира путём:

-АНАЛИЗА- расчленение на составляющие ;

-СИНТЕЗА- переход от частей к целому ;

-СРАВНЕНИЯ – установления сходств и различий ;

-ОБОБЩЕНИЯ – объединения по признакам ;

-АБСТРАГИРОВАНИЯ – отвлечение от несущественных признаков , выделение существенных .

Формы М.:

Понятие , суждение , умозаключение .

Основной элемент М. – понятие — означает отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений.

В результате мыслительной деятельности рождаются суждения, образуются умозаключения.

Суждение — утверждение или отрицание чего-нибудь.

Умозаключение –форма мышления , которая выводит заключение из одного или нескольких суждений , может быть индуктивное и дедуктивное.

Одна из важнейших черт М. — понимание. В нем используются ассоциации(соединение , связь психических явлений друг с другом).

Когда человек сталкивается с новым для него предметом или явлением, с но­выми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение.

Многие слова и фразы имеют не один смысл, не одно значение.

Виды мышления.

МЫШЛЕНИЕ

НАГЛЯДНО —

ДЕЙСТВЕННОЕ

НАГЛЯДНО —

ОБРАЗНОЕ

АБСТРАКТНО-

ЛОГИЧЕСКОЕ

4 стр., 1782 слов

Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных ...

... формы получения знаний [1:20]. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, развитие личности, обеспечение соответствия квалификации работника меняющимся условиям трудовой деятельности ... -психологической сферы и творческого мышления; в) расширение сферы участия ... зрелом возрасте уже пройден этап становления и адаптации к ...

ОПИРАЕТСЯ НА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ, РЕАЛЬНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЙСТВИЯ

ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОПОРОЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗЫ

( ВОЗМОЖНОСТЬ НЕВЕРОЯТНЫХ СОЧЕТАНИЙ ) , ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЛИШЬ В ОБРАЗЕ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ПОНЯТИЯМИ

Выделяют также :

  • на основании типа решаемых задач :

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ-ПОЗНАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ

ПРАКТИЧЕСКОЕ – ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРЕОБРАЗОВАНИЮ

  • на основании с

    ИНДУКТИВНОЕ — БЫСТРО , НЕОСОЗНАНО , НЕСТРУКТУИРОВАННО

    АНАЛИТИЧЕСКОЕ – ДОЛЬШЕ , СТРУКТУИРОВАННО, ОСОЗНАННО

    труктуры :

на основании направленности М.:

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ – НАПРАВЛЕНО НА ВНЕШНИЙ МИР РЕГУЛИРУЕТСЯ ЛОГИКОЙ

АУТИСТИЧЕСКОЕ –НАПРАВЛЕНО НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЖЕЛАНИЙ

— на основании степени осознанности :

ПРОИЗВОЛЬНОЕ – ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ – СНЫ , СНОВИДЕНИЯ

на основании новизны продукта М.:

ПРОДУКТИВНОЕ – ВЫВЕДЕНИЕ НОВЫХ СВЯЗЕЙ.

РЕПРОДУКТИВНОЕ –ВОСПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЙ

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... способы достижения цели. Виды мышления Выделяют несколько классификаций видов мышления по различным основаниям 1. Основанием для классификации (генетической) могут являться средства решения задачи, в качестве которых ... положительные эмоции окрашивают и закрепляют наиболее удачные действия, догадки и идеи. В последующей мыслительной деятельности при соответствующих условиях субъект имеет тенденцию ...

  • М. Образное

процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов и сущности их структур взаимосвязи.

-М. Практическое

процесс М., совершающийся в ходе практической деятельности, служит ре­шению задач.

М. Визуальное

способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы, вид М., продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значе­ние видимым.

М. Комплексное

М. Ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, от­крывающимися в восприятии

М.Безъобразное(термин Вюрцбургской школы).

М. якобы «свободное» от чувственных элементов познания (восприятий, представлений).

Содержательную сторону М. представляет – речь – как форма выражения мышления , как форма отражения М. она имеет следующие характеристики :

  • Логичность
  • Темп
  • Доказательность
  • Грамматический строй
  • Целенаправленность
  • Гибкость
  • Подвижность
  • Экономичность
  • Широта
  • Глубина
  • Критичность
  • Самостоятельность
  • Пытливость
  • Остроумие
  • Оригинальность
  • Любознательность
  • Находчивость
  • Продуктивность

Основные характеристики М. как ассоциативного процесса —

  1. темп, скорость,
  2. стройность (грамматическая и логическая),
  3. целенаправленность,

4) продуктивность

2. Виды патологий мышления.

Нарушения Мышления.

ВАРИАНТЫ НАРУШЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ

РАССТРОЙСТВА СОДЕРЖАНИЯ

ИДЕИ

6 стр., 2909 слов

Навязчивые состояния, сверхценные идеи, бред, слабоумие, расстройство ...

... медленный темп ее развития. Оба эти признака отличают сверхценные идеи от навязчивостей, так как при навязчивых состояниях больные осознают чуждость своих болезненных переживаний, не могут ... навязчивых сомнениях преобладают неотвязные мысли о правильности обычно уже принятых решений или совершенных действий (запер ли дверь, выключил ли газ). Навязчивые страхи (фобии) разнообразны по содержанию. ...

РАССТРОЙСТВА ФОРМЫ

НАРУШЕНИЯ

Общие признаки нарушений М. —

  • ускорение или замедление ассоциативного процесса,
  • разорванность ассоциаций
  • паралогические компоненты
  • своеобразное нарушение целенаправленности
  • преобладание погруженности в мир собственных переживаний
  • использование специфической символики
  • может наблюдаться нарушение продуктивности М.
  • бессвязность речи (представляет собой набор логически не связанных между собой слов и предложений.)

Типология нарушений М.

  1. По темпу.
  • Ускорение (увеличение числа ассоциаций в ед. времени).
  • Замедление (уменьшение числа ассоциаций в ед. времени).

  1. По стройности.
  • Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями).
  • Бессвязность (нет связи между словами).
  • Инкогеренция(нет связи, между слогами).
  • Вербигерация (стереотипность повторение одних и тех же слов и словосо­четаний).
  • Паралогическое М.(умозаключения строятся вразрез с логикой).
  • Амбитендентность М. (одновременное возникновение взаимоисключаю­щих идей).
  • Перерыв М.

  1. По целенаправленности.
  • Резонерство (бесплодное мудрствование).
  • Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств).
  • Персеверация ( застревание на одной ассоциации )
  • Аутистическое М. (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного).
  • Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциаций).

  1. По продуктивности.
  • Навязчивые идеи (мысли,возникающие помимо воли больного и восприни­маемые им как болезненные).
  • Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).
  • Бред (болезненно обусловленное ложное суждение,не поддающееся кор­рекции).
  • Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов).

Сверхценные идеи – продуктивные расстройства М, при которых возникают логически обоснованные убеждения, тесно связанные с особенностями личности, базирующиеся на реальной ситуации и обладающие большим эмоциональным зарядом. Приобретают не соответствующие ему по значимости доминирующее положение во всей духовной жизни человека, определяет его деятельность и приводит к дезадаптации.

7 стр., 3026 слов

2 шпора синдромы

... ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – выражается в навязчивых, сверхценных и бредовых идеях. Ипохондрия – необоснованное беспокойство о собственном здоровье, постоянны мысли о тяжелом, неизлечимом заболевании.ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.- переживания, связанные со здоровьем. Ипохондрический синдром может ...

1. Переоценка биологических свойств своей личности :

  • Дисморфофобические – убежденность, что его косметический или физический дефект ведет к уродству.
  • Ипохондрические – преувеличение тяжести имеющегося соматического заболевания.
  • Сексуальная неполноценность – убежденность в тяжелых последствиях (мед. и соц.) незначительных, временных, эпизодических неудач в сексуальной сфере.
  • Самоусовершенствования – преувеличение роли и значимости общеизвестных и спорных взглядов на роль физических упражнений , псих. подготовки как самоцель.

2. Преоценка психологических свойств своей личности :

  • Изобретательство – преувеличение значимости своих изобретений.
  • Реформаторство – на основе предвзятой, дилетанской ревизии существующих взглядов на какой либо предмет или область знаний.
  • Талантливость – убеждение в собственном таланте, достижение признания в жизни.

3. Переоценка социальных факторов .

  • Виновности – преувеличение социальной значимости реальных поступков.
  • Эротические – обычные знаки внимания, кокетство лиц противоположного пола воспринимаемые как страстная влюбленность.
  • Сутяжничество (кверулянство)– убеждение в необходимости борьбы с обеизвестными или малозначительными недостатками возводимыми в ранг социальной несправедливости.

Сверхценные идеи – могут встречаться как самостоятельное психопатологическое расстройство (малый моносимпатический синдром) в форме реакций акцентуированных, и психопатических личностей, а также на начальных этапах формирования хронических бредовых синдромов.

7 стр., 3384 слов

СИНДРОМЫ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

... вар ман с-ма:весел мания,непродукт м,м с дурашл,гипоман. Клинические признаки расстроенного сознания. Синдромы апродуктивного расстройства сознания Созн–высш интегр пс проц,позв челу адекв отраж окр ... выражает никаких эмоций. Больной гово­рит односложно, так как психическая деятельность обеднена, мыслей и воспоминаний мало, сновидений нет, желания отсутст­вуют, движения скудны. Грубая ориентировка ...

Навязчивые идеи– непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что правильно понимается и критически оценивается пациентом ,контролирующим свое поведение .Они возникают независимо от воли пациента и носят неотступный характер ,сопровождаются отрицательными переживаниями и общим душевным дискомфортом.

6 стр., 2541 слов

Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений и расстройств ...

... яблоко с дерева». Взаимосвязь элементов рисунка с эмоциональными нарушениями:   Сигналом к наличию депрессивных тенденций может являться ... тексты: отражают фантазии, свободные ассоциации; иногда напоминают поэзию; в отдельных случаях для ... предполагает ведение дневника, включающего тексты, образы, переживания, мысли, фантазии, сновидения, дополненные иллюстрациями или фотоколлажами. Иногда ...

1.По механизмам возникновения :

1. 1 Ситуационные навязчивости возникают в результате психогений, их содержание психологически понятно ,конкретно отражают психотравмирующую ситуацию(канцерофобия)

1.2 Аутогенные навязчивости – появляются без видимой внешней причины содержание мало понятно оторвано от реальности.

1. 3 Ритуальные навязчивости – появляются вслед за первичными и носят защитный характер снимая душевный дискомфорт , вызываемый последними .Содержание связано с первичными .Обычно являются действиями.

2. По содержанию :

а.)Идеаторные навязчивости – возникающие только в сфере М.

  • Навязчивые сомнения – навязчивые мысли с мучительной неуверенностью в правильности и завершенности своих действий (амблинойя – патологическое затруднение в принятии решения).
  • Абстрактные навязчивые мысли – форма навязчивых идей содержание которых носит отвлечённый характер:
  • .Арифмомания (навязчивое манипулирование цифрами).
  • «Умственная жвачка»(мудрствование на отвлечённые темы )
  • Контрастные мысли – аффективно насыщенные мысли , которые противоречат мировоззрению и морально-этическим нормам личности. Страдание не только от навязчивости , но и от содержания:

1.Хульные (брань).

2.Кощунственные.

3.Диаметрально-противоположные.

  • Навязчивые воспоминания – непреодолимые, ненужные ,неактуальные воспоминания о нейтральном или позорном событии собственной жизни (как правило сопровождаются чувством стыда и раскаяния).

б.) Навязчивости, сочетающиеся с аффективными расстройствами — фобии. (Навязчивые мысли сочетающиеся с первичным страхом.)

  • Нозофобии – боязнь болезни с тяжелыми последствиями (кардиофобия – сердце,канцерофобия – опухоль).
  • Страх пространства , процессов и явлений происходящих в нем:
  • Агорафобия – боязнь открытых пространств.
  • Клаустрофобия — боязнь закрытых помещений.
  • Астропофобия – боязнь молний и т.д.
  • Социофобии – страхи связанные с различными аспектами межперсональных отношений (Лалофобия – страх выступления в аудитории).
  • Прочие страхи – фобофобия – страх перед возвратом уже имевшего место страха
  • Трискайдекафобия – страх перед числом 13.

в.)Навязчивые волевые расстройства:

  • влечение – желание совершать ненужные ,опасные действия ,что сопровождается внутренним дискомфортом (обычно не реализуются).
  • действия – реализованные навязчивые влечения ,носят характер ритуальных:

Аутодепиляция

  • Онихофогия – обгрызание ногтей

  • Различные тики и др.

Навязчивости встречаются в рамках обсесивных и фобических синдромов, а также при синдроме ларвированной депрессии.

Бредовые идеи – продуктивные расстройства, при которых возникают непоколебимые суждения и умозаключения не соответствующие объективной реальности, не поддающиеся коррекции и нарушающие адаптацию больного в биологической и социальной среде. Входит в структуру большинства психологических синдромов.

  1. По структуре :
  • Систематизированный бред наличие логической структуры и системы доказательств.(логика внутренняя ,факты отражаются односторонне ,искаженно) входит в структуру бредовых синдромов.
  • Несистематизированный бред– характеризуется безотлагательными, болезненными утверждениями и отсутствием достаточно разработанных логических построений .

2. По содержанию :

  • Бред с пониженной самооценкой– характеризуется болезненным преувеличением им6еющихся или приписываемых себе недостатков или неприятностей (псих.,биогр.,биол.,сом.).
  • ипохондрический (идея о неизлечимой болезни )
  • дисморфоманический (убеждённость в мнимом уродстве )
  • самообвинения(приписывание себе мнимых неблаговидных поступков ) ит.д.

  • Бред с повышенной самооценкой – преувеличение реальных свойств собственной личности или приписывание себе несуществующих свойств или выдающихся качеств.
  • альтруистстический бред (мысль о высокой миссии больного )
  • бред высокого происхождения
  • и т.д.

  • Персекуторный бред (бред преследования) – отличается тем, что возникает убежденность об угрозе или вреде физическому или психическому «я» больных, ожидаемых или причиняемых извне.
  • архаический – содержащие опр. реальную угрозу актуальную для прошлого времени;
  • бред воздействия – уверенность, что он находится под воздействием гипноза. Сопровождается психическими автоматизмами – ощущением собственных псих. процессов как навязанных извне.

  • Смешанные формы – отличаются смешением персекуторного бреда с бредом повышенной или пониженной самооценки

3. По связи с другими психическими процессами :

  • Сенсорный бред – связан с массивными расстройствами чувственного познания (сенестопатии ,галлюцинации).Фабула однотематична с содержанием сенсорного расстройства .

Входит в структуру острых галлюцинозов, галлюцино-бредовых, сенестопатически-ипохондрических синдромов и помрачения сознания.

  • Конфабуляторный бред – сочетание с конфабуляциями в которых черпает свою тематику (фантастический бред).

Входит в структуру парафренных и конфабуляторно -бредовых синдромов.

  • Аффективный бред — сочетается и тесно связан с выраженной эмоциональной паталогией (депрессия,мания,тревога и т.д.).
  • Голотимический – возникает при полярных аффективных синдромах .Входит в структуру аффективных и аффективно-параноидных синдромов.
  • Кататимический– возникает в условиях кататимного типа патологического реагирования в условиях определенных жизненных ситуаций Содержание ситуационно обусловлено и понятно. Входит в структуру бредовых и аффективно-бредовых состояний .

  • Резидуальный бред – остается после выхода из состояния помраченного сознания Характеризуется непричастностью к переживаниям острого периода болезни.

Нарушения ассоциативного процесса представлены нарушениями:

  • темпа
  • подвижности
  • целенаправленности
  • грамматического строя речи

1. Нарушения темпа м. :

  • Ускорение – увеличение количества ассоциаций в единицу времени, при этом сохраняется целенаправленность, но в силу преобладания простых ассоциаций ( по созвучию, сходству, смежности, контрасту)проявляется резкая смена темы высказываний; речь иногда кажется бессвязной.

Наблюдается при маниакальных синдромах, непароксизмальных помрачениях сознания.

  • Замедление – уменьшение числа ассоциаций в единицу времени. Целенаправленность сохраняется, но М. лишается прежней глубины и широты.

Встречается при депрессивных синдромах оглушениях, некоторых вариантах олигофрений и деменций.

2. Нарушения подвижности м. :

  • Детализация – постоянное вовлечение в процесс мыслительной деятельности второстепенных не существенных подробностей. Делает неэкономичным.
  • Обстоятельность – выраженная детализация сочетающаяся с систематическим застреванием на побочных ассоциациях при последующем возвращении к основной теме мысли. В результате М. – малопродуктивно.
  • Вязкость – крайняя степень обстоятельности, при которой детализация дот такой степени искажает основное направление мысли, что делает ее практически малопонятной, а М. непродуктивным.

Теряется способность удержать центральную линию разговора ,подчас неспособны самостоятельно вернуться к теме беседы, освободится от побочных ассоциаций.

Симптомы этой группы отражают тугоподвижность М.

Отмечаются при эпилептической деменции, психоорганическом синдроме детализации, реже обстоятельность может встречаться при паранояльном синдроме.

3. Нарушение целенаправленности м. :

Симптомы нередко сменяют друг друга, нередко сменяют друг друга по мере углубления нарушения мотивационного компонента М.

  • Витиеватость – пространные рассуждения с употреблением метафор, сравнений ,литературных цитат научных терминов ,формул и т. д. ,что не нужно для доказательства данной мысли и затрудняет ее понимание. Речь приобретает черты псевдонаучности, «красивости» и необычности. Продуктивность М. снижается.
  • Соскальзывание – внешне объективно немотивированные неожиданные эпизодические переходы логически и грамматически правильно подобранной мысли одного содержания к другой по ложной неадекватной ассоциации , несущественному для конечной цели ассоциативного процесса. После соскальзывания больные способны к дальнейшему последовательному рассуждению не повторяя но и не исправляя своих ошибок. Соскальзывание происходит по сложным (абстрактным) ассоциациям , которые неадекватны основной теме мысли.
  • Резонерство – пространные разглагольствывания по несущественному поводу. Обычно банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения. Речь – правильно построена грамматически, но многословна, много причастных , деепричастных оборотов.М. непродуктивно , неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение.
  • Разноплановость – постоянная, необоснованная, немотивированная смена основания для построения ассоциаций, соскальзывания, ввиду чего мысль лишается основного стержня, в ней объединяются порой несочетаемые понятия.Продуктивность М снижается, не достигается конечная цель т.к. суждения о явлении складываются на разных уровнях.
  • Аморфность — нечеткое использование понятий, при котором грамматически правильно построенная речь приобретает расплывчатый характер; ввиду чего мысль становится непонятной окружающим .В отличии от резонерства где непонятно «зачем», здесь непонятно «о чем» разговор
  • Разорванность – отсутствие связей между суждениями и умозаключениями.

Разорванность может быть логическая или грамматическая.

.

Наиболее полно эти симптомы встречаются при синдромах шизофренического дефекта. Витиеватость и резонерство могут являться индивидуальными особенностями при некоторых формах акцентуации личности и психопатических синдромах; резонерство нередко имеет место при эпилептической деменции.

4.Нарушения грамматического строя речи.:

  • Бессвязность – нарушение логики, изложения и грамматического строя речи на фоне помраченного сознания.При этом – речь – набор неоконченных фраз, отдельных слов и словосочетаний, перечисление предметов попавших в поле зрения больного.Выраженная бессвязность – инкогеренция.
  • Речевые стереотипии–бессмысленное повторение одних и тех же слов, фраз, речевых оборотов.Варианты:
  • Персервации– «застой мысли», высказывания по одному вопросу повторяются по другому.
  • Вербигерации – бессмысленное повторение, «нанизывание» отдельных слов и речевых оборотов.

Отмечается при синдромах шизофренического дефекта, органического и эпилептического слабоумия, афотических синдромах, иногда оглушенности.

Нарушения интеллекта.

Негативные психопатологические расстройства – патологические состояния, основная характеристика которых симптомы изъяна, недостаточности психической деятельности на различных её уровнях , т. е. Психический дефект

Психический дефект — это стойкая . малообратимая недостаточность , неполноценность интеллектуальных функций или снижение личности в целом , имеющее врождённый или приобретённый характер .

Врожденный психический дефект – олигофрения – стойкое, малообратимое недоразвитие уровня психической, прежде всего интеллектуальной, деятельности, связанная с врожденной или приобретенной до 3-хлетнего возраста органической патологией головного мозга.

  • Дебильность – легкая форма олигофрении при которой в первую очередь страдает абстрактно-логическое М с сохранением конкретно-образного, затрудняется переход от чувственного познания к рациональному. Словарный запас и объём знаний не соответствует возрастной норме.
  • Имбецильность – выраженная форма олигофрении , основными чертами которой являются полная невозможность абстрактного мышления , а также затруднения в сфере конкретно – образного . Проведение логических операций практически невозможно . возможно приобретение навыков самообслуживания и элементарных видов труда на основе способности к образованию автоматизированных навыков и умений .
  • Идиотия – глубокая степень олигофрении , характеризующаяся полным отсутствием всех видов понятийного мышления с частичным сохранением наглядно – действенного. При этом уменьшается обьём реагирования , который в основном ограничивается рамками физиологических потребностей.

Приобретённый психический дефект .

Деменция (слабоумие ) – стойкое , малообратимое снижение преймущественно интеллектуальной деятельности, которая связана с патологией головного мозга возникшей после 3-х летнего возраста .

Виды деменций :

  • Лакунарная деменция – вид слабоумия , при котором в первую очередь поражаются память и внимание .
  • Глобарная деменция – вид слабоумия , котором страдают наиболее сложные и дифференцированные свойства собственно- интеллекта .

  • Амнестические расстройства – поражение предпосылок интеллекта в первую очередь памяти . Высшие интеллектуальные функции страдают вторично. Могут иметь «мерцающий» характер
  • Тотальное слабоумие– (глобарная деменция) – на первом плане выступают глубокие нарушения высших и дифференциальных, интеллектуальных функций : осмысления, адекватного оперирования понятиями, способность к правильным суждениям и умозаключениям , обобщению, ограничению , классификации, делению и т. д. М. становится непродуктивным .
  • Психический маразм – наиболее тяжёлый вид психических расстройств, психического дефекта. Отличается полным распадом психической деятельности, утратой возможности контакта с окружающими ,полным исчезновением интересов и побуждений к деятельности.

Негативные психические расстройства наблюдаются при большом числе психических заболеваний . При этом каждой нозологической форме соответствует свой максимально-возможный уровень негативной симптоматики.

Расстройства содержания М характеризуются неадекватным отражением существенных качеств, сторон, отношений и закономерностей объективной реальности . В силу болезненного состояния головного мозга

Патология М., речи, интеллекта (по Н. Е. Бачериков и др.), 1989 , стр. 58-69.

Классификация нарушений М.

1.Нарушения смыслового содержания и образования понятий.

2.Нарушения по типу течения ассоциаций.

3.Нарушения М. по связности ассоциаций.

4.Нарушения М. по адекватности содержания ассоциаций реальности.

5.Виды бреда по содержанию.

6.Виды бреда по происхождению.

7.Виды бреда по стадии развития.

По мнению этих авторов, «мысль, совершается в речи», поэтому основной ме­тод определения состояния М. является оценка речевой продукции (внешней и письмен. Р), а также адекватности выполнения различных заданий, поступков и поведения человека в определенных ситуациях.

Классификация нарушений М. (по Коркиной М. В. и др. М. 1995 г.).

1 Расстройства ассоциативного процесса :

  • Ускорение М.
  • Замедление М.
  • Патологическая обстоятельность М.
  • Персеверация
  • Вербигерация
  • Паралогичное М.
  • Резонерство
  • Разорванность М.
  • Бессвязность М.
  • Символическое м.
  1. Сверхценные идеи.(стр.81, Лакосина, Личко).

  1. Бредовые идеи (стр.82,Лакосина, Личко).
  • Бредовые идеи преследования (бред отношения, сенситивный бред, бред отравления, бред воздействия, бред преследования, бред материального ущерба, бред порчи, бред обвинения, бред ревности)
  • Бредовые идеи величия (бред изобретательства.,бред высокого происхож­дения, бред богатства, любовный бред, бред величия ).
  • Бредовые идеи самоуничижения (бред самообвинения, самоунижения, виновности, греховности, ипохондрический бред).
  • Индуцированное бредовое расстройство.
  • конформный бред .
  • формирование бредовых идей:
  • первичный бред
  • чувственно-образный бред

Основные бредовые синдромы:

  • паранойяльный синдром
  • галлюцинаторно-параноидный ( синдром Кандинского — Карамбо )
  • парафренный синдром
  • синдром Котара
  • синдром дисморфомании – дисморфофобии .

4. Навязчивые состояния.

3.Патопсихологический подход к нарушениям мышления.

Виды патологий М. (По Зейгарник Б. В.):

  1. Нарушение динамики М.
  2. Нарушения операциональной стороны М.
  3. Нарушение личностного компонента М.

  1. Нарушение операциональной стороны М.

М. выступает как усвоение и использование знаний как приобретение и использование новых способов интеллектуальных операций. Усвоение происходит как процесс синтезирования, обобщения и отвлечения, опи­рающийся на систему понятий.

Обобщение — (по Рубинштейну С. Л.) — есть следствие анализа вскрывающего существенные связи между объектами. Оно дает возможность отойти от на­глядного опыта и глубже отражать реальность. При некоторых формах па­тологий операция обобщения нарушена.

1.1 Снижение уровня обобщения.

В суждениях больных доминируют непо­средственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами.

Методики изучения :

  • классификация предметов
  • «исключение предметов»
  • объяснение пословиц и метафор
  • отнесение фраз к пословицам
  • метод пиктограмм
  • опосредованное восприятие слов
  1. Искажение процесса обобщения.

У больных ярко выражен «отлет» от конкретных связей, суждения отражают лишь случайную сторону явлений, а не существенные отношения между предметами.

При решении задач актуализируются ассоциации оторванные от конкретного опыта больного. При классификации используют слишком общие признаки, не отражающие реальные отношения между предметами. При запоминании с по­мощью пиктограмм образуют любую связь безотносительно содержанию за­дачи. Реальные различия и сходства между предметами не воспринимаются.

Случайные ассоциации не оттормаживаются. Словесно-логические не опира­ются и не проверяются практическим опытом субъекта.

  1. Нарушения динамики М.

М. характеризуется как процесс, он протекает во времени и обладает изменчи­вой динамикой.

Динамическая характеристика М.:

  • выделение адекватной системы связей,
  • отбрасывание побочных связей,
  • оценка каждой мыслительной операции по мере ее выполнения,
  • цепь умозаключений как характеристика М. как процесса.
  1. Непоследовательность суждений.

Характеризуется неустойчивостью способа выполнения задачи. Правильно обобщая понятия, больные проявляют неустойчивый адекватный характер суждений. Начиная правильно, больные постепенно сбиваются с верного пути реше­ния :

а) чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний

б) логические связи подменяются случайными сочетаниями (нередко за­мечают ошибки и исправляют их)

в) ошибочные решения проявляются в образовании групп: правильно выделяя предметы по общему признаку, больной начи­нает одновременно выделять аналогичную группу. Проявляется неумение (невозможность) удержания хода суждений — реакция на посторонние раздражители

Проявляется в ассоциативном эксперименте.

  1. Лабильность М. (МДП в маниакальной стадии)

обозначается как «скачёк идей»

  • чрезвычайная отвлекаемость, каждый новый раздражитель изменяет движе­ние мысли
  • проявляется поверхностность суждений при нормальном анализе — синтезе
  • ассоциации носят хаотический случайный характер, нет оттормаживания
  • понимая смысл пословицы больные не могут его объяснить сбиваясь с ло­гического пути
  1. Инертность М. (эпилепсия отд.травмы головы)

Является антиподом нарушений описанных в п. 2.2 — «вязкость» М. Невозможность из­менения способа работы, изменения хода суждений, при переключении с одного вида деятельности на другой.

  • возможно выполнение заданий , но переключения с одного способа дейст­вий на другой невозможно
  • невосприятие изменившихся условий деятельности
  • конкретные связи прошлого опыта доминируют в мыслительной деятельно­сти
  • в ассоциативном эксперименте — запаздывающие реакции : больной продолжает реагировать на отзвучавший раздражитель.

3. Нарушение целенаправленности М.

М. является целенаправленной формой деятельности, оно определяется целью, поставлен­ной задачей. Существенным этапом является сличение полученных результатов с усло­виями задачи и предполагаемым результатом.

Утеря целенаправленности приводит не только к поверхности и незавершен­ности суждений, но и к тому, что М. перестает быть регулятором действий человека.

Это личностный компонент М. т.к.

  • поведение определяется потребностями
  • осознанная потребность — мотивация деятельности
  • мысль побуждается потребностью

Т.о. нарушения целенаправленности — личностные нарушения личностные смыслы явлений изменяются или не улавливаются.

  1. «Разноплановость» М.

Заключается в том, что суждение о предмете или явлении протекают в разных плоскостях.

Больные могут обобщить понятия ассоциации на предметы у них адекватные

Они сравнивают предметы на основании общих признаков

Однако их суждения протекают в разных руслах.

При классификации они, то обобщают предметы по существенному признаку , то на основании личных вкусов, установок и т. д.

3.2 «Резонерство»

определяется как склонность к бесплодному мудрствованию

  • изменение позиции больного к окружающему, неадекватная самооценка
  • проявляется в аффективной неадекватности по отношению к выбору предмета обсуждения, претенциозно-напыщенная и оценочная позиция по отношению к незначительному объекту суждений.
  1. Нарушения критичности М.

Сущность в том, что выпадает постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок.(отчетливо выступает в случаях лобных поражений мозга).С одной стороны имеется в виду критичность к бреду, с другой — возможность обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в зависимости от изменившихся условий.

Наблюдается:

  • безразличие к своим ошибкам;
  • бездумное поведение;
  • не задумываются ни о прошлом ни о будущем;
  • понимание смысла условий задания, но действия в разрез с этим пониманием;
  • трудности в образовании навыков;
  • ошибки при решении задач.

Вывод : нарушения мышления могут проявляться в различных видах психических дефектов , как врождённых , так и приобретённых , знание их симптоматики , причин появления и возможности устранения , могут оказать существенную помощь психологу при решении им повседневных задач.

Задание на самостоятельную подготовку :

  1. Изучить и уметь практически провести методики исследования нарушений мышления и интеллекта.
  2. По указанной литературе изучить феноменологию нарушений мышления и интеллекта .
  3. Изучить и представить на практическом занятии описания клинических случаев указанных нарушений .

Лекция рассмотрена на заседании ПМК «Психотерапия»

От «___» ________________ 199__ года

Руководитель занятия : _____________________________