Рабочая Программа государственной аттестации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.А.ЕСЕНИНА»

Утверждено на заседании кафедры гуманитарных

и естественно-научных дисциплин и методики их преподавания

Протокол № 1 от 29.08.13

Зав. кафедрой, кандидат исторических наук, профессор ___________ А.И. Иванов

для направления 540600.62 Педагогика , профиль Начальное образование

Институт психологии, педагогики

и социальной работы

курс-4, семестр-8

составитель: кандидат педагогических наук,

доцент Т.И.Мишина

Рязань — 2013

Выписка из гос впо направления 540600.62 Педагогика Общие требования к государственной итоговой аттестации

Итоговая государственная аттестация бакалавра педагогики включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра педагогики к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования по программам подготовки магистра в соответствии с п.1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Аннотация

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший (степень) квалификацию бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).

12 стр., 5992 слов

Педагогика как область гуманитарного знания. Философские принципы в воспитании и образовании

«Педагогика как область гуманитарного знания. Философские принципы в воспитании и образовании». Педагогика как наука Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический ...

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.

Деятельность бакалавра направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности; способами проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки; способами исследовательской деятельности.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педагогики, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основные направления и перспективы развития образования и психолого-педагогических наук; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускники по направлению 540600.62 — Педагогика подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:

— научно-исследовательской;

— организационно-воспитательной;

— коррекционно-развивающей;

— преподавательской;

— культурно-просветительной;

— консультативной.

11 стр., 5067 слов

РАЗДЕЛ II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Кафедра педагогики высшей школы ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН МАГИСТРАНТА ____________________________________________ Ф.И.О. ________________________________________________________________ Контактный телефон, E-mail   Направление подготовки 44.04.01 ...

Область профессиональной деятельности

Начальное общее образование

Объект профессиональной деятельности

Обучающиеся

Виды профессиональной деятельности

Учебно-воспитательная

Социально-педагогическая

Культурно-просветительская

Научно-методическая

Организационно-управленческая

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю «Начальное образование», решению типовых профессиональных задач в учреждениях начального общего образования.

Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра

Выпускная квалификационная работа предназначена для определения ис­следовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области педагогики, навыков проведения эмпирического исследования, умений в области педагогики. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учеб­ным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обосно­ванием целесообразности ее разработки. Содержание выпускной квалификацион­ной работы может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с основными видами профессиональной дея­тельности учителя начальных классов.

Защита выпускной квалификационной работы проводится в сроки, установ­ленные графиком учебного процесса высшего учебного заведения. Порядок под­готовки и представления выпускных квалификационных работ в Государственную аттестационную комиссию, требования к оформлению и процедура защиты установлены учебно-методическим управлением РГУ им. С.А.Есенина.

Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях Государст­венной аттестационной комиссии. Состав ГАК утверждается приказом ректора РГУ им. С.А.Есенина.

Общие критерии оценки выпускных квалификационных работ:

Выпускные квалификационные работы оцениваются по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

12 стр., 5846 слов

Психология и педагогика профессиональной деятельности 2

(Наименование ВУЗа) Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Психология и педагогика» Тема: «Психология и педагогика профессиональной деятельности» Студента __________ __________________ Группа____________ Проверил _________ __________________ МОСКВА 200__ г. С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. ВВЕДЕНИЕ 2. Психология профессионального межличностного общения. 3. Специалист и ...

При выставлении отметок учитывается:

  • обоснованность выбора и актуальность темы исследования;
  • уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного ма­териала, обоснованность и четкость сформулированных выводов и обобщений;
  • четкость структуры работы и логичность изложения материала;
  • методологическая обоснованность исследования;
  • новизна экспериментально-исследовательской работы;
  • владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;
  • объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме ;
  • соответствие формы представления выпускной квалификационной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;
  • содержание отзывов руководителя и рецензента;
  • качество устного доклада;
  • глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во вре­мя защиты работы.

Требования к государственным экзаменам бакалавра

Государственные экзамены бакалавра педагогики являются квалификационными и предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственные экзамены проводятся в форме итогового междисциплинарного экзамена по специальности. Программа, порядок и сроки проведения государственных экзаменов определяются учебно-методическим управлением РГУ им. С.А. Есенина на основании ГОС ВПО по направлению 540600.62 Педагогика и другими нормативными документами.

Программа итогового междисциплинарного экзамена (педагогика)

Согласно требованиям ГОС ВПО по направлению Педагогика, предъявляемым к профессиональной подготовленности по профилю «Начальное образование», выделяются три основных учебных модуля (ОУМ):

• теоретико-методологический;

• историко-аналитический;

• практико-ориентированный.

6 стр., 2673 слов

Основные принципы и понятия поведенческой психотерапии

Федеральное агентство по высшему образованию РФ УГЛТУ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Реферат по предмету: «Психодиагностика». Тема: «Основные принципы и понятия поведенческой психотерапии». Екатеринбург 2008. П л а н. 1. Центральное понятие психотерапии - «поведение человека». 2. Два типа поведения: Открытое и Скрытое. 3. Условия, влияющие на поведение. 4. Симптомы в психотерапии. ...

  1. Теоретико-методологический учебный модуль содержит в себе комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и мето­дологических основ, необходимых профессиональных знаний.

Освоение содержания дисциплин теоретико-методологического модуля по­зволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке.

  1. Историко-аналитический модуль включает комплекс дисциплин, направленных на приобретение будущим специалистом аналитических навыков изучения концептуальных основ педагогических теорий и взглядов, формирование способности к использованию исторического опыта в практической педагогической деятельности, а также освоение необходимых педагогу профессиональных знаний о предмете педагогика и его развитии.
  2. Практико-ориентированный учебный модуль включает комплекс дисциплин, направленных на овладение студентом практических умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности.

Освоение содержания дисциплин практико-ориентированного модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний и умений, соответствующий уровню предъявляемых требований к его практической готовности для работы в образовательных учреждениях.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена (педагогика)

  1. Педагогика как наука об образовании, воспитании и развитии человека.

Предмет, задачи и структура педагогической науки. Философские, социальные, культурологические, исторические, биологические, психологические основы педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Связь педагогики с другими науками.

  1. Аксиологические основы педагогики.

Обоснование гуманистической методологии педагогики. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

  1. Методологическая культура учителя начальных классов.

Понятие методологии. Научное исследование в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения задачи, виды деятельности

21. Педагог профессионального обучения: преподаватель и мастер производственного обучения. Преподаватель профессионального обучения и мастер производственного обучения: задачи, реализуемые функции, профессионально-значимые качества, тарифно-квалификационная характеристика. Права и обязанности преподавателя и мастера производственного обучения. Требования к профессиональной компетентности и ...

  1. Обучение детей младшего школьного возраста.

Обучение как способ организации педагогического процесса. Противоречия процесса познания и их разрешение в учебной деятельности младших школьников. Функции педагогического процесса в начальной школе. Методологические основы обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Виды обучения и их характеристика.

  1. Закономерности и принципы обучения.

Понятие закономерностей. Понятие принципа обучения. Характеристика принципов обучения. Принцип гражданственности. Принцип научности. Принцип воспитывающего обучения. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения. Принцип единства группового и индивидуального обучения. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.

Принцип сознательности и творческой активности. Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности. Принцип продуктивности и надежности обучения.

  1. Содержание начального образования.

Сущность содержания образования и его исторический характер. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Государственный образовательный стандарт и его функции. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в начальной школе.

  1. Формы и методы обучения.

Организация форм и систем обучения. Виды современных организационных форм обучения. Урок как основная форма обучения. Методы обучения. Метод как форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития.

Классификация методов обучения. Взаимосвязь методов обучения. Дидактические средства обучения. Классификация средств обучения. Контроль в процессе обучения. Дифференциация и интеграция в учебном процессе. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками.

3 стр., 1009 слов

Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики

Тенденции современного семейного воспитания и семейной педагогики Оглавление. Введение 2 Глава 1. Общая характеристика семейного воспитания 4 1.1. Важность семейного воспитания. 4 1.2. Семейное воспитание на Руси: исторический экскурс. 8 Глава 2. Современные тенденции развития семейного воспитания и семейной педагогики 15 2.1. Семейное воспитание в XIX веке и в советское время. 15 2.2. Семейное ...

  1. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы.

Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности.

  1. Закономерности и принципы воспитания.

Классификация закономерностей. Принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.

  1. Сущность методов воспитания и их классификация.

Понятие категории «метод». Методы формирования сознания: рассказ, беседа, дискуссия, метод примера. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, общественное мнение. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: соревнование, поощрение, наказание. Методы контроля, самоконтроля, самооценки в воспитании: педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

  1. Воспитательные системы.

Понятие о воспитательных системах. Структура и этапы развития воспитательной системы. Движущие силы развития воспитательной системы школы. Этапы развития. Зарубежные и отечественные воспитательные системы. воспитательные системы вальдорфских школ (Рудольф Штейнер), воспитательная система школ глобального образования ( Р. Хенви, М. Боткина), воспитательная система «справедливое сообщество» Л. Кольберг), воспитательная система школы диалога культур ( В.С. Библер, С. Курганов).

Детские общественные объединения в воспитательной системе школ.

  1. Социализация личности ребенка в системе начального образования.

Понятие о социализации личности младшего школьника. Показатели сформированности социальной активности ребенка. Содержание, виды, формы социально-педагогической работы с младшими школьниками. Социальная направленность деятельности младшего школьника. Социализация как социально-педагогическое явление. Микрофакторы социализации (семья, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, общественные); мезофакторы (тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура, региональные условия); макрофакторы ( страна, этнокультурные условия, общество, государство).

  1. Управление образовательными системами.

Понятие управление и педагогический менеджмент. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование, контроль. Принципы управления педагогическими системами.

  1. Нормативно — правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Конвенция ООН о правах ребенка. Закон РФ » Об образовании». Государственный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Модернизация образования в современном мире. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

  1. Инновационные процессы в деятельности учителя начальных классов.

Инновации в образовании. Инновационная направленность педагогической деятельности учителя. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений науки. Разновидности передового педагогического опыта: новаторский и исследовательский. Критерии педагогических инноваций. Диагностическая методика изучения инновационной деятельности.

  1. Формирование здорового образа жизни младшего школьника Понятие «здоровый образ жизни». Формы и методы формирования здорового образа жизни младшего школьника.
  2. Становление научной педагогической педагогики как самостоятельной отрасли знаний.

Становление истории педагогики как науки. Педагогическая интерпретация истории человечества. Объект и предмет истории педагогики. Воспитание и обучение в античном мире. Педагогика в эпоху Средневековья и Возрождения. Я.А. Коменский как основоположник теоретических основ педагогики. К.Д. Ушинский — основоположник науки педагогики и реформатор школы.

18. Базовые идеи концепции свободного воспитания.

Общая характеристика концепции. Ж.Ж. Руссо как основоположник теории свободного воспитания. Его основные идеи. Л.Н. Толстой: педагогическая деятельность, принципы Яснополянской школы. Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

19. Характерные черты Русского государства х-хviii в.В

Понятие народности в воспитании, факторы, обуславливающие особенности воспитания детей. Влияние христианства на развитие культуры, образования и педагогической мысли. Традиционные основы и содержание русской народной (крестьянской) педагогики и народного воспитания. Школа и педагогика в начале ХУШ века. Реформы Петра 1.

Школы математические, навигационные, артиллерийские, инженерные, горные и др. Открытие кадетского корпуса, основание Академии наук, Московского университета, Санкт-Петербургской академии наук.

20. Развитие образования в хiх-начале хх в.В.

Реформа образования. Гимназическое образование, начальная школа, частные учебные заведения. Создание Царскосельского лицея и гуманистические традиции лицейского образования. Развитие сословных закрытых учебных заведений. Женское образование: женские институты (Смольный, Екатерининский, Павловский, Мариинский), гимназии и курсы. Западники и славянофилы. Школьные реформы 1860-х г.г. Законодательные акты в области образования. Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Проблемы реформирования школьного образования в конце ХIХ- начала ХХ в.в.

21. Межнациональное общение в начальной школе.

Формы и методы. Особенности этнопедагогики и их учет в воспитательной работе с младшими школьниками.

22. Роль народной педагогики в начальной школе.

Понятие «народная педагогика». Воздействие на детей обычаев, обрядов, традиций. Формы и средства народной педагогики.

23. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

Школа как педагогическая система. Характеристика управленческой деятельности. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Повышение квалификации и аттестации работников школы.

24. Концепция и опыт гуманистической педагогики в России.

Гуманистическая педагогика (ретроспективный аспект).

Педагогические взгляды Я.Корчака. Педагогические теории и их воплощение в практике: С.Т. Щацкого («Бодрая жизнь»), А.С. Макаренко («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»), В.А. Сухомлинского («Сердце отдаю детям»), Ш.А. Амонашвили (« Размышление о гуманной педагогике»).

25. Педагогические технологии в деятельности учителя начальных классов.

Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий. Современные педагогические технологии в начальной школе.

26. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников.

Основные направления работы с семьей. Содержание и формы работы. Формы психолого-педагогического просвещения. Индивидуальная работа с семьей. Социально-педагогическая диагностика семьи.

27. Содержание воспитательного процесса.

Проблема содержания воспитательного процесса. Программа воспитания и субъекты воспитания. Ценностное отношение как содержание воспитательного процесса.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева М. «Народное образование Ипекса», 2003
  2. Д.И. Латышина История педагогики: учебное пособие. М. «Форум» — «Инфра-М», 1998
  3. Методика воспитательной работы. Под ред. В.А. Сластенина. М., Academia, 2002
  4. Основы общей педагогика: Теория и методика воспитания.

В.С. Селиванов. М., Academia, 2002

  1. Общие основы педагогики. О.С. Гребенюк, М.И. Гребенюк. М., «Владос», 2001
  2. Педагогика. Сластенин В.А. (учебное пособие) М., «Школа-Пресс», 1997
  3. Педагогика. Под ред. Крившенко Л.П. М., Проспект, 2004
  4. Педагогика. Подласый И.П. М., Высшее образование, 2007
  5. Педагогика. Каменская Е.Н. Москва, 2007
  6. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Пед. общ. России, 2006
  7. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе.

В.А. Ситаров, В.Г. Маралов. М., Academia, 2006

  1. Педагогика. Г. М. Коджаспирова. М., «Владос», 2003
  2. Пономарева Н.Л., Б.М. Смирнов Образовательные инновации. Государственная политика и управление. М., Academia, 2007
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2008
  4. Теория обучения. О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. М., «Владос-Пресс», 2001
  5. Теория и методика воспитательной работы. В.С. Кукушин. М.- Ростов-на-Дону. «Март», 2004
  6. Традиции воспитания у русского народа. Латышина Д.И.

М. «Школьная пресса». 2004

  1. Управление образовательными системами. Т.В. Орлова М., Academia, 2006
  2. Этнопедагогика. В.С. Кукушин. М.- Воронеж. МПСИ. 2002
  3. Этнопедагогика. Г.Н. Волков. М., Academia, 2002

Программа итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения русскому языку и литературе)

Курс методики обучения русскому языку и литературе включает в себя следующие разделы: «Методика обучения русскому языку и литературе как наука», «Русский язык как учебный предмет в начальных классах», «Методика обучения грамоте», «Методика обучения классному чтению», «Методика обучения внеклассному чтению», «Методика обучения языковой теории и правописанию», «Методика развития речи». В содержании каждого раздела включается исторический материал.

На государственном экзамене по предмету «Методика обучения русскому языку и литературе» выпускники вуза должны продемонстрировать знания основных фактов и закономерностей родного языка, умение владеть им как важнейшим средством человеческого общения и практическую готовность обучать ему в школе детей с первых уроков, выделяя и отрабатывая важнейшие коммуникативные функции речи (письмо, чтение, говорение, слушание), формируя любовь к родному языку, бережное отношение к нему.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения русскому языку и литературе)

  1. Методика обучения русскому языку как наука

Предмет методики преподавания русского языка, его определение. Основные задачи методики. Структура научного курса методики. Специфика методики начального обучения русскому языку.

Место преподавания методики русского языка среди других наук.

Принципы обучения родному языку.

  1. Русский язык как учебный предмет в начальных классах

Значение русского языка в жизни и в системе школьного образования. Задачи обучения русскому языку.

  1. Методика обучения грамоте

Классификация методов обучения грамоте. Сопоставительно- критический анализ методов обучения грамоте (на исторических примерах).

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в его современном виде. Основные черты метода.

Процесс обучения грамоте. Подготовительный период, его задачи, специфика работы в подготовительный период.

Система работы учителя и учащихся в основной период обучения грамоте.

Основные виды учебных занятий в период обучения грамоте.

Первоначальное обучение письму – содержание обучения, задачи. Ступени формирования навыка письма у детей. Показатели сформированности графического навыка письма.

Уроки чтения и письма в период обучения грамоте, их типы и варианты. Общие требования к урокам. Особенности построения уроков чтения и письма на разных этапах обучения.

  1. Методика обучения классному чтению

Качества полноценного навыка чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность).

Основные ступени формирования навыка чтения и совершенствования отдельных его сторон в разные годы обучения.

Процесс работы над художественным произведением в начальной школе.

Особенности методики чтения произведений различных жанров: рассказа, стихотворения, басни, сказки, произведений малых жанров.

Своеобразие чтения научно-популярных произведений (по сравнению с художественными).

Организация работы с детской книгой, книгами мировой литературы. Интернациональные сюжеты басен и сказок

Основные типы уроков чтения и их компоненты. Подготовка учителя к урокам чтения. Задачи обобщающих уроков чтения, их место в системе уроков.

  1. Методика обучения внеклассному чтению

Книга как основной учебный материал по внеклассному чтению.

Метод чтения-рассматривания – основной метод обучения внеклассному чтению. Место и характер чтения-рассматривания на разных этапах обучения.

Подготовительный, начальный, основной и заключительный этапы обучения внеклассному чтению, их задачи, особенности методики проведения уроков. Деятельность учителя и ученика на разных этапах обучения.

  1. Методика обучения языковой теории и правописанию

Урок – основная форма обучения русскому языку. Пути повышения эффективности урока русского языка.

Методика формирования языковых понятий. Урок введения языкового понятия.

Основные типы уроков русского языка: урок объяснения нового материала, закрепления, повторения, обобщения, контроля знаний, умений и навыков, работы над ошибками. Цели и структуры, специфика организаций уроков разных типов. Подготовка учителя к урокам разных типов.

Методика работы в связи с изучением фонетики, морфемного состава слова, частей речи, синтаксиса и пунктуации, по орфографии в начальных классах.

  1. Методика развития речи

Цели и задачи работы по развитию речи учащихся. Основные направления речевой работы в школе.

Методика работы над словарем учащихся.

Методика обучения создания высказываний.

Культурно-речевая работа в школе.

Развитие речи в ходе изучения грамматики.

Синтаксическая работа в системе развития речи учащихся.

Связная речь и задачи ее развития.

Методика изучения элементов стилистики в начальной школе.

Методика работы над техникой речи в начальной школе.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Перечислить основные этапы изучения урока согласного звука и буквы (гласного звука и буквы) (ответ проиллюстрировать примерами).
  2. Охарактеризовать основные этапы работы над рассказом и сказкой (на конкретном произведении).
  3. Охарактеризовать приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов (ответ проиллюстрировать примерами из текстов для начальной школы).
  4. Охарактеризовать систему упражнений, нацеленных на формирование понятия «текст» (учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 4 класс).

    Составьте свои упражнения, нацеленные на осознание единства темы и структуры текста (2-3 упражнения).

  5. Разработать фрагмент урока объяснения нового материала, тема которого «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» (учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, 4 класс).

    Фрагмент должен содержать наблюдение над новым языковым материалом и объяснительную речь учителя (или беседу).

  6. Подобрать примеры правил разного типа (одновариантные, двухвариантные, инструкции), помещенные в учебнике «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой и учебнике Бунеевых.
  7. Проанализировать 2-3 грамматических понятия, данных в учебнике «Русский язык» (3-4 кл.).

    С какими признаками этих понятий должны познакомиться учащиеся? Составить план урока, на котором изучается одно из проанализированных понятий. Выделить этапы работы, уели каждого из них, основные методы обучения и виды упражнений.

  8. Прочитать отрывок текста, выбрать материал для словарной работы. Назвать приемы словотолкования, приемлемые в данном случае.

Бледным заревом апрельских лучей наводненная зала, парадно накрыт стол, треугольник (как елка) творожной пасхи, боярскими шапками (бобрового меха!) куличи, горшки гиацинтов, густо пахнущих, как только сирень умеет, и таких невероятных окрасок, точно их феерическая розовость, фиолетовость, голубизна – приснилась. Но они стоят на столе! Ярмарочное цветение крашеных яиц, и огромный, сердоликом (чуть малиновее), окорок ветчины.

(По А.И. Цветаевой)

В ходе сдачи государственного экзамена студенты должны показать знания, умения и навыки, полученные в результате изучения курса методики обучения русскому языку и литературе:

  1. Разбираться в содержании и требованиях программ по обучению грамоте, литературному чтению и русскому языку, а также в содержании и методическом аппарате школьных учебников (азбук, букварей, учебников по литературному чтению и русскому языку), в структуре и замысле учебных пособий для учащихся; правильно реализовывать требования программы, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе.
  2. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по русскому языку (детские книги и дополнительные тексты для обучения чтению, письму, упражнения по орфографии, тексты для диктантов и грамматического разбора, для изложения и пересказа, тематику и материал для сочинений и пр.), обоснованно выбирать методы и методические приемы, демонстрировать учащимся образцы чтения, письма, обеспечить целенаправленность речевой среды и высокую культуру речи на уроках.
  3. Подготавливать и проводить с учащимися беседы различных видов, сочинения и изложения, рассказы и пересказы, выразительное чтение, творческие работы, лексическую работу, диктанты, анализ языка и прочее, использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся.
  4. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса русского языка, циклы уроков и отдельные уроки, внеклассные мероприятия, проводить их в классе.
  5. Изучать уровень языковых знаний, умений и навыков у младших школьников, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок учащихся, организовывать работу над их устранением и предупреждением.
  6. Соотносить и связывать материал по методике преподавания русского языка со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, литературоведению, за конкретными методическими приемами обнаруживать закономерности психической деятельности, развития и воспитания. Изучать передовой педагогический опыт учителей, элементарно оценивать его.

На государственном экзамене студенты должны показать знание основ методической теории и практики начального обучения русскому языку в их современном состоянии и историческом развитии, дать психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование излагаемым вопросам, раскрыть задачи воспитания и всестороннего развития школьников в процессе обучения родному языку, проявить исследовательский подход к излагаемым проблемам, показать связь теоретических знаний в области родного языка с практическими умениями и навыками по методике.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников: учебное пособие. М., МГПИ, 1987.
  2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
  3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987.
  4. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А Фомиче­вой.- М., 1973.
  5. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальной школе / под. ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. М., 1977.
  6. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе //Начальная школа, 2000, №4.
  7. Безруких М.Н. Обучение письму: кн. для учителя. М., Просвещение, 1997.
  8. Бетенькова Н.М. Основы обучения грамоте / Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. СПб., 1997.
  9. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навы­ков литературного произношения у младших школьников — М 1990.
  10. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. — М., 1978.
  11. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. -М., 1973.
  1. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка, М. Просвещение, 1983.
  2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку –М., 1983.
  3. Выготский Л.С. мышление и речь: Психологические исследования. М., Лабиринт, 1996.
  4. Горецкий В.Г. (в соавт.) Уроки обучения грамоте. М., Просвещение,1988.
  5. Гранин Г.Г. и др. Секреты пунктуации. — М., 1987,
  6. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. — М., 1991.
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
  8. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М., 1953.
  9. Жедек П.С. Звуковой и буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию//Начальная школа. — 1991.-№8.
  10. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. -М., 1966.
  11. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., Просвещение, 1991.
  12. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста ну уроках литературного чтения в начальной школе. М., Оникс 21 век, 2003
  13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1997 и последующие издания.
  14. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений. – М., 2012.
  15. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., 2004.
  16. Львов М.Р. Правописание в начальной школе. — М., 1998.
  17. Методика обучения чтению: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «учитель начальных классов») / сост. Т.П. Сальникова. М., ТЦ Сфера, 2001.
  18. Методика обучения русскому языку и литературе / программа курса и методические рекомендации // сост. Е.С. Симакова, С.В. Сысоева, Рязан., 2007.
  19. Найденов Б.С. (в соавт.) Методика выразительного чтения. М., 1985
  20. Никифорова О.И. психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
  21. Оморокова М.И. (в соав.) Преодоление трудностей: Из опыта обучению чтению, М., Просвещение, 1990.
  22. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы/ В двух частях. – М., 2004.
  23. Приступа Г.Н. Краткий курс методики русского языка. – Рязань, 1975.
  24. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений «Педагогика и методика начального обучения» / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.
  25. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы. 1993-1997.
  26. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе.- М., 1992.
  27. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. -М., 1960.
  28. Рождественский Н.С. Очерки по истории методики на­чального обучения правописанию. — М., 1961.
  29. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. -М., 1961.
  30. Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя/ под. ред Т.А. Ладыженской, М., Педагогика, 1990.
  31. Сабаткоев Р.Б., Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие М.: Академия, 2005.
  32. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение, М., 1999.
  33. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Министерство образования РФ, М., 2012.
  34. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи — М., 1984.
  35. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложени­ем в начальных классах. — М., 1981.
  36. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина, М., Просвещение, 1993.
  37. Матвеева А.Н. Литературное чтение. Учебник, ч.1-2. М., Вита-Пресс, 2013.
  38. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Поурочное планирование. М., Дом Федорова, 2013.
  39. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник, ч.1-2. М., Дом Федорова, 2013.
  40. Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник, ч.1- 2. М., 21 век, 2013.

Программа итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения математике)

На итоговом междисциплинарном экзамене выпускники должны свободно оперировать знаниями о методико – математических и методико – процессуальных основах изучения:

нумерации;

арифметических действий;

решения задач;

величин;

алгебраического и геометрического материалов.

Через механизм интеграции студент должен продемонстрировать глубокие знания научных, теоретических и методико – практических основ и реализацию их в школе через общие и частные вопросы методики.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена (методика обучения математике)

  1. Особенности обучения математике 6,5 — 7-летних детей;
  2. Урок и система уроков по математике. Пути повышения качеств уроков, знаний учащихся. Анализ урока (аспективный, комплексный, поэтапный, системный);
  3. Новые альтернативные подходы к содержанию уроков по математике (интегрированых, проблемно – поисковых), здоровьесберегающих технологий;
  4. Принципы и методика работы по обновленным традиционным и альтернативным программам и учебникам Моро М. И., Занкова Л. В., Петерсон Л. Г., Истоминой Н. Б., Давыдова В. В., Рудницкой В. Н.;
  5. Особенности методики изучения частных тем по концентрам: «Десяток», «Сотня», «Тысяча», «Миллион» на уроках математики. Схема разбора многозначного числа.
  6. Устные и письменные вычисления. Сходство и различия в них (теория, практика, алгоритмы).

    Свойства арифметических действий, применение их при решении примеров.

  7. Табличное и внетабличное умножение и деление в пределах 100. Альтернативные подходы в их изучении.
  8. Письменное умножение и деление в концентрах «Тысяча», «Миллион». Алгоритмы умножения и деления на однозначные и двузначные числа. Трудности и пути исправления недочетов в знаниях детей.
  9. Простые задачи. Группы и виды их. Методика введения в анализ задачи. Схемы С.Н. Лысенковой, А.П.Гребенниковой. Теоретические основы выработки умений обосновывать решение задач разных видов.
  10. Составные задачи. Типовые задачи на нахождение 4-ого пропорционального, пропорциональное деления, нахождение неизвестных по 2м разностям, на совместную работу.
  11. Особенности работы с задачами на пропорциональные величины.
  12. Методика работы с задачами на движение. Таблицы и чертежи к задачам как вспомогательное средство.
  13. Нетиповые составные задачи. Этапы работы и методические приемы;
  14. Составные задачи. Анализы решения задач (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический).

    Способы записи решения задач. Разные способы решения задач.

  15. Методика изучения величин. Длина. Площадь. Объем. Формирование у учащихся пространственных представлений и измерительных навыков.
  16. Методика изучения величин. Время. Скорость. Единицы измерения.
  17. Методика изучения алгебраического материала. Выражение. Уравнение.
  18. Методика изучения геометрического материала. Фигуры и величины, сходство и различие. Задачи на построение фигур на линованной и нелинованной бумаге. Задания на измерение и вычисление.

В результате изученного на занятиях в вузе студенты должны показать: 1. Овладение системой основополагающих знаний, знаний закономерностей и принципов образовательного процесса, свидетельствующих о компетентности студента;

  1. Умение планировать и осуществлять процесс обучения (отбор учебного материала, методов, средств, форм обучения, организовывать индивидуальную, групповую, коллективную, самостоятельную воспитывающую деятельность учащихся);
  2. Определять степень и глубину трудности в освоении младшими школьниками программного материала, осуществлять раннюю диагностику пробелов в знаниях и своевременную помощь отстающим.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методика обучения математике в начальной школе: учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2007.
  2. Методика обучения математике в начальных классах. Программа курса и учебно – методические материалы /сост. Л. Н. Бахарева, С. А. Самсиков. РГУ им. С. А. Есенина – Рязань. 2012.
  3. Методика обучения математике в начальных классах. / Истомина Н. Б. М., 1997.
  4. Непомнящая Н. И. Становлении личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
  5. Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. М., 2012.
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. I. Начальное общее образование. Министерство образования РФ, М., 2012.
  7. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образования в РФ. Москва, 2004.

Программа итогового междисциплинарного экзамена (методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»)

Курс «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» направлен на усвоение студентами системы знаний, умений, необходимых для преподавания школьного предмета «Окружающий мир». На итоговом экзамене студенты должны показать знание теоретического материала, уметь применять знания при работе в начальной школе.

Вопросы и содержание итогового междисциплинарного экзамена (методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»)

  1. Программа А. А. Плешакова «Зеленый дом». Содержание курса, его естественнонаучное и экологическое содержание. Наглядные методы обучения окружающему миру. Методические требования к использованию печатных изобразительных пособий. Особенности карт для начальной школы. Работа с изобразительными пособиями на уроке.
  2. Словесные методы обучения, их классификация. Беседа. Виды бесед. Использование беседы на уроках.
  3. Практические методы обучения окружающему миру. Виды практических методов: наблюдение, практические работы, распознавание объектов. Этапы наблюдений.
  4. Экскурсия по изучению природы как форма организации учебно — воспитательного процесса. Подготовка к экскурсии, организация и методика ее проведения. Вопросы экологического образования учащихся на экскурсии.
  5. Организация и оборудование уголка живой природы. Подбор и размещение растений и животных. Организация ухода за растениями в уголке живой природы. Внеурочные занятия в уголке живой природы.
  6. Идеи А. Я. Герда — основоположника отечественной методики естествознания как науки. Методы обучения в начальной школе. Поурочное планирование. Предметный урок.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика изучения окружающего мира в начальной школе. М., 2005 г.
  2. Артамонова З.В., Петрова З.Н. Руководство к полевой практике. Учебно-методическое пособие.- Глазов: ГГПИ, 2011 г.- 54с.
  3. Бешко Н., Иботова К., Умарходжаева У. Экологическая тропа: Методическое пособие для учителей. Экологический информационный центр «Нуратау-Кызылкум». Ташкент: 2010 г. – 53с
  4. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г. – 68с.
  5. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». — М.: ВЛАДОС, 2008 г. – 256с.
  6. Дашьянц Л.Л., Шевелева Р.А., Бекишева И.В. Изучение сезонных изменений на уроках окружающего мира в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы. Омск: Изд.-во ОмГУ, 2004, – 16с.
  7. Скворцов П.М. Уроки природоведения и экологии во 2(3) классе. методические рекомендации. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 95с.
  1. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1.Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам — .

2.Каталог образовательных Интернет-ресурсов —

3.Библиотека электронных ресурсов филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова — http://www.philol.msu.ru/webprojects

4.Электронная библиотека студента «КнигаФонд» — http://www.knigafund.ru/

5.Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина – http://library.rsu.edu.ru/.