процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты художественно-эстетического воспитания ребенка на занятиях по изобразительной деятельности 6

1.1. Понятие художественно-эстетического воспитания 6

1.2. Роль изобразительной деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольников 14

Глава 2. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей в процессе изобразительной деятельности 20

2.1. Уровень развития творческой изобразительной деятельности детей 20

2.2. Рекомендации педагогам по художественно-эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности 25

Заключение 31

Список литературы 33

Приложение 37

Введение

Влияние искусства на становление личности ребенка, пробуждения у него творческих начал трудно переоценить. Без эстетически воспитанных людей, с детских лет включенных в мир духовных ценностей, невозможно становление цельной и творчески активной личности. Развитие духовного мира ребенка происходит разными путями, один из них — художественно-эстетическое воспитание.

В современной педагогической практике в качестве существенно важной выдвигается задача воспитания и развития творческой активности ребенка средствами искусства. В связи с этим актуальным является изучение проблемы развития художественно-творческой активности дошкольников в процессе их разнообразной деятельности, связанной с изобразительным искусством.

В последнее время заметно вырос интерес к вопросам художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют исследования многих авторов в области педагогики, искусствоведения и психологии. Как правило, они опираются на разработанные ранее, и уже ставшие классическими, представления известных педагогов о развивающей функции средств эстетическоговоспитания, используемых при ознакомлении детей с различными видами искусства (Е.И. Артамонова, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, Г.П. Новикова, А.И. Савенков, Н.П. Сакулина).

17 стр., 8417 слов

Сенсорное воспитание детей раннего возраста 2

... необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста. Объект исследования – сенсорное развитие детей раннего возраста. Предмет исследования – процесс формирования сенсорно-перцептивной деятельности ребенка. Цель исследования – ... мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Каменского ...

Психологическое обоснование использования искусства в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста опирается на теоретические положения о путях становления и развития общих и специальных психологических механизмов ориентации в условиях освоения художественно-эстетической деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон).

В педагогических исследованиях проблема использования искусства как средства художественно-эстетического воспитания дошкольников широко рассмотрена с точки зрения воспитания у ребенка чувств и понимания приемов художественной выразительности (В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова).

В этих исследованиях показано, что чем раньше начнетсяприобщение к художественной деятельности, тем эффективнее будет ее воздействие в силу особенно высокой восприимчивости органов чувств в детском возрасте.

Изобразительное искусство занимает особое место в системе художественно-эстетического воспитания, так как лежащая в ее основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Теоретические основы развития детского изобразительного творчества заложены в трудах А.В.Бакушинского, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Волкова, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной и других ученых. Исследователями подчеркивается значимость целенаправленного обучения дошкольников основам изобразительной грамоты (Т.С.Комарова, Г.В.Лабунская), приобщения детей к изобразительному искусству (Н.С.Александрова, А.А.Грибовская, В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова, Т.Я.Шпикалова и др.), раскрываются особенности развития детской одаренности (Р.Г.Казакова, А.А.Мелик-Пашаев, А.И.Савенков).

Таким образом, изобразительная деятельность является средством художественно-эстетического воспитания ребенка. Данная проблема является актуальной и требует изучения.

Цель исследования: выявить особенности художественно-эстетического воспитания ребенка на занятиях по изобразительной деятельности.

Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: изобразительная деятельности как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс художественно-эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности будет более успешным при условии проведения систематической работы по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и воображения детей.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты по данной теме.

2. Выявить особенности художественно-эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности.

3. Разработать рекомендации по художественно-эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности..

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, классификация), эмпирические (наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, эксперимент).

5 стр., 2200 слов

Теоретическое обоснование проблемы художественно-эстетического ...

... по художественно-эстетическому воспитанию в непосредственно образовательной деятельности детей. Методолого-теоретическая основа исследования: - работы по проблеме художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры ( ... М.: Просвещение, 1991. - 93 с. 9. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 ...

Глава 1. Теоретические аспекты художественно-эстетического воспитания ребенка на занятиях по изобразительной деятельности

1.1. Понятие художественно-эстетического воспитания

Проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением.

Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.А.Сухомлинский, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Т.С.Комарова и др.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве (А.А. Мелик-Пашаев).

Художественно-эстетическое воспитание — это такая организация жизни и деятельности детей, которая способствуем развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окруж….

Список литературы

1. Архарова, Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования [Текст] / Н.В. Архарова. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.

2. Вершинина, Н.А. Особенности понимания детьми дошкольного возраста категорий прекрасного и безобразного [Текст] / Н.А. Вершинина // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — С.95-96.

3. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1972. — С.7-21.

4. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества [Текст] / В. Виниченко // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41-43.

5. Водянская, М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках [Текст] / М.С. Водянская // Дошкольное образование. – 2002. — №11. — С. 22-23.

6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. – 3-e изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

7. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 260 с.

8. Григорьева, Г.Г. Влияние игровых приемов обучения на развитие детского изобразительного творчества: Тезисы докладов [Текст] / Г.Г. Григорьева. — Горький, 1984. — С.10.

9. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 272с.

13 стр., 6177 слов

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

... исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. Среди педагогов и психологов, занимавшихся проблемами ... опыт по данной проблеме; 3. Найти более эффективный путь адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения; 4. Сделать вывод о проведенной работе. Мы выдвигаем следующую ...

10. Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени [Текст] / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1997. — №1. — С.3-18.

11. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.

12. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 107-114.

13. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. — М.: Педагогика, 1986. – 286 с.

14. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. — М.: Просвещение, 1967. — 323 с.

15. Захарова, В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей [Текст]: для студентов-заочников дошкольных факультетов педвузов [Текст] / В.М. Захарова. — М.: Просвещение, 1968. — 72c.

16. Зверева, О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

17. Иванникова, С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества [Текст] / С.В. Иванникова // Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия: Герценовские чтения. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.112-113.

18. Ивкина, Т.В. Педагогическое значение детского рисунка для развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Т.В. Ивкина // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сборник научных работ. — М.: Общество «Радетели просвещения», 1998. — С.100-101.

19. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.

20. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. — М: ТЦ Сфера, 2004.

21. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В.И. Киреенко. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с.

22. Ковалев, А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности [Текст] / А.Г. Ковалев // Проблемы способностей / отв. ред. В.Н.Мясищев. — М.: Изд-во АПН СССР, 1962. — С. 153-165.

23. Коллективная изобразительная деятельность – одно из средств воспитания дружеских взаимоотношений детей 3-7 лет [Текст]: Методические указания для воспитателя детского сада. — Магнитогорск, 1982. — 36с.

24. Комарова, Т. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе [Текст] / Т. Комарова, О. Зырянова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.

25. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.

4 стр., 1840 слов

Зарубежные направления в теории и методике развития детского ...

... рисунков и определяли стадии развития рисования у ребёнка, причины, побуждающие детей рисовать. В 30-х гг. XX века, детское творчество стали рассматривать как подлинную форму искусств. ... трудов посвященных детской психологии, где дан анализ детского рисунка и творчества детей (Дж.Сёми, М.Браушпвиг, 1908; В.Бюлер «Духовное развитие ребёнка»). В Германии вышли работы Г.Кершенштейра (1914), В.Креча ...

26. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1976. – 214 с.

27. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 208 с.

28. Маханева, М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников [Текст] / И. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 7. — С.12-16.

29. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников [Текст]: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.

30. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей [Текст] / А.В. Никитина. – СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.

31. Новикова, Г.П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества [Текст] / Г.П. Новикова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Ред. Е.А. Леванова. — Калининград, 2000. — Вып. 8. — С.99-104.

32. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 304 с.

33. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.

34. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки [Текст] / А.А. Фатеева. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

35. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160с.

36. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2006. – 144 с.

37. Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество [Текст] / В.С. Щербаков. — М.:Просвещение, 1969. — 30 с.