Содержание
1. Сущность и составляющие образовательного процесса. Основные участники образовательного процесса
. Целеполагание в образовательном процессе. Многосубъектность целеполагания в образовательном процессе
. Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе. Установки и ценности педагога
. Стили педагогической деятельности
. Взаимодействие педагога и учащихся в организации учебно-познавательной деятельности: цели, формы, результативность
. Специфика взаимодействия участников образовательного процесса в рамках организации внеклассной работы
. Взаимодействие педагогов в ходе организации образовательного процесса: формы, условия эффективности
. Особенности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, его заместителей
. Права и обязанности классного руководителя
. Задачи и формы организации взаимодействия педагогов и родителей, обучающихся в образовательном учреждении
. Формы организации взаимодействия образовательного учреждения и социальной среды
. Предупреждение и преодоление конфликтного поведения участников образовательного процесса
Список литературы
1. Сущность и составляющие образовательного процесса. Основные участники образовательного процесса
Образование может рассматриваться как система, включающая стандарты, программы, образовательные учреждения и все организации и объединения, участвующие в организации образовательного процесса. В этом случае мы говорим об образовательной системе государства, региона, поселения[3].
Образование может рассматриваться как результат процесса воспитания и обучения человека. Ведь по окончании образовательной ступени человек выдерживает экзамены и получает документ, удостоверяющий его подготовку.
Образование может рассматриваться как процесс обучения и воспитания человека. Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Участниками образовательного процесса являются: обучающиеся, педагогические работники и родители (законные представители) обучающихся. Таким образом, образовательный (педагогический, учебно-воспитательный) процесс включает в себя процессы воспитания и обучения, способствует развитию человека, а также стимулирует процессы самовоспитания, самообразования, саморазвития учащегося.
Психологические условия организации личностно-развивающего взаимодействия ...
... в систему образования, которое раскроет подлинные механизмы организации образовательного процесса. Личностно-развивающее взаимодействие, реализуемое на гуманистическом и личностно-ориентированном подходах, ... учетом двух обстоятельств: форм личностно-развивающего взаимодействия, нацеленных на мотивацию обучения, и форм личностно-развивающего взаимодействия, нацеленных на организацию, где в качестве ...
. Целеполагание в образовательном процессе. Многосубъектность целеполагания в образовательном процессе
Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения постановки целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.
Результат целеполагания: умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач; способность к выявлению оптимальных путей в решении задач; умение правильно устанавливать цели и достигать их[3].
Критерии для постановки целей и задач
Учитель разделяет тему урока и цель урока;
Цели формулируются в понятной для ученика форме;
Поставленные перед обучающимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности;
Цели, ставящиеся перед обучающимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов;
Критерии для постановки целей и задач
Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока;
На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечения внимания обучающихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.);
Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом;
Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей обучающихся, воспитанию социально значимых качеств личности.
Таким образом, целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.
. Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе. Установки и ценности педагога
Система взаимодействия в образовательном пространстве — сложная система взаимодействия множества субъектов образования в ситуации разновозрастной социальной общности[5].
Взаимодействие может быть непосредственным, опосредованным, внешне предъявленным или выраженным во внутренних отношениях. Психолого-педагогические основы взаимодействия нами рассматриваются как взаимодействие различных субъектов образовательного процесса, определяемое решением педагогических задач и имеющее особую психологическую и социально-психологическую регуляцию.
Установка — устойчивая склонность человека, побуждает его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по всем объектам и ситуациям, отражает состояние личности на основе взаимодействия между потребностями и их удовлетворением, обеспечивает легкость, автоматичность и целенаправленность поведения.
Цели, задачи, методы кардиореабилитации
... коронарного события и страдающих хронической сердечной недостаточностью (уровень доказательности 1). ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ КАРДИОРЕАБИЛИТАЦИИ Структура процесса кардиореабилитации Как следует из определения ВОЗ, кардиореабилитация ... он длится 3–4 дня или до стабилизации состояния пациента. Цели, задачи, методы кардиореабилитации Во время второго этапа составляется план последующего лечения ...
Установки могут быть как положительными (поведение школьника, основана на его положительном отношении к учителю), так и негативными, предвзятыми (отношение учителя к ученикам, которые не успевают, еще и нарушают поведение)[5].
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
В рамках личностно-ориентированного образования ведущим компонентом системы профессионально-педагогических ориентаций является принятие любви, человеколюбия, т.е. гуманизма как высшей ценности[5].
Это предполагает уважение к ребенку, предоставление ему возможности обучаться в соответствии с его способностями, предусматривает диалогическое общение с учеником как субъектом педагогического процесса, установку на сохранение его психического и физического здоровья.
Таким образом, профессионально значимые ценности — это те ценности, которые определяют стремление учителя реализовать личностно — ориентированное образование: гуманистическое взаимодействие, саморазвитие, свобода, активность, сопереживание, взаимопомощь, сотворчество, общение и т. д.
Неумение педагога обосновать свое поведение с точки зрения ведущей ценности, рассогласование декларируемых установок и поступков иногда может быть причиной искажения понимания его требований учениками.
. Стили педагогической деятельности
Стили педагогической деятельности, прежде всего, подразделяются на три общих, рассмотренных выше вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский, наполняясь в то же время собственно «педагогическим» содержанием[5].
Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер.
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний.
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.
Таким образом, каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения — к партнерству — к отсутствию направленного воздействия.
. Взаимодействие педагога и учащихся в организации учебно-познавательной деятельности: цели, формы, результативность
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности обучающихся на занятии, тем более что их реализация происходит в той или иной форме деятельности.
Под формой организации познавательной деятельности обучающихся следует понимать» целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия педагога и ученика, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом — временным и пространственным[6].
Индивидуально-обособленная форма. Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников.
Фронтальная форма познавательной деятельности. Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.
Организация работы социального педагога с малообеспеченными семьями
... проблеме исследования и дать их анализ; 2. Изучить способы и методы организации работы социального педагога с малообеспеченными семьями; 3. Определить виды социальной и экономической ... основы воспитательного процесса. В таких условиях массовым явлением становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители теперь не только допускают, но и приветствуют подключение детей к ...
Групповая форма организации познавательной деятельности. Групповой формой познавательной деятельности является организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников.
Именно через формы организации познавательной деятельности обучающиеся овладевают определенным социальным опытом, прежде навыками работы в коллективе.
6. Специфика взаимодействия участников образовательного процесса в рамках организации внеклассной работы
Специфика содержания внеклассной работы характеризуется:
во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);
во-вторых, в содержании определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков[6].
В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
. Взаимодействие педагогов в ходе организации образовательного процесса: формы, условия эффективности
Педагогическое взаимодействие — универсальная характеристика педагогического процесса, его основа. Педагогическое взаимодействие в широком смысле — это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников. Благодаря этой деятельности и обеспечивается динамика педагогической системы и протекание педагогического процесса[6].
В совместной деятельности можно выделить некоторые стратегии межличностных взаимодействий: сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата, которая может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон; одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие их другой без активного включения в общую работу; уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности; одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели (такое противодействие может проявляться в явной или завуалированной форме).
Все вышеперечисленные формы взаимодействия имеют место в ежедневной школьной практике.
Таким образом, развивать тип взаимодействия учитель-учитель необходимо, т.к. он способствует совершенствованию профессионального уровня, укреплению межличностной основы коллектива и, как результат, создание высокопрофессионального, работоспособного коллектива педагогов.
. Особенности управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, его заместителей
Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения.
Методические рекомендации по организации деятельности социального ...
... и технологии всеобуча родителей, описаны модели педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьями учащихся, ... деятельности социальной службы ОУ, различные анкеты, карты наблюдений, диагностики, документация, нормативно-правовые документы для конкретной практической работы. Яшнова О.А. Обязанности социального педагога в школе //Справочник руководителя образовательного учреждения. ...
Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления является общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, общешкольная конференция с участием родителей и учащихся, совет школы.
Цели управления учреждением согласованы с заказом со стороны общества. Анализ цели и задач управления показал, что они соответствуют потребностям населения, учащихся, их родителей, а также педагогов учреждения.
В образовательном учреждении сложилась следующая структура управления: уровень директора школы; уровень заместителя директора; уровень руководителей МО; уровень педагогических работников[6].
На каждом из уровней по горизонтали разворачивается своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами по вертикали и горизонтали.
Система взаимосвязи организационной структуры характеризуется:
Деятельность директора и его заместителей регламентирована функциональными обязанностями.
Таким образом, в системе внутришкольного управления выделены иерархические взаимосвязанные уровни управления, определены зоны функционирования органов управления каждого уровня, связи между ними. Система управления на всех уровнях является открытой и развивающейся, что обеспечивает устойчивость координации деятельности всех звеньев учреждения.
. Права и обязанности классного руководителя
В основу должностных обязанностей классного руководителя положены следующие идеи:
Ребенок есть субъект своего развития.
Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.
Воспитывают не классные час, морализирование, указание ребенку его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная деятельность.
Педагог — это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.
Классный руководитель имеет право: получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей; контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи; координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции; определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и родителями учащихся.
10. Задачи и формы организации взаимодействия педагогов и родителей, обучающихся в образовательном учреждении
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся: информационная, воспитательно-развивающая, формирующая, охранно-оздоровительная, контролирующая, бытовая.
Задачи взаимодействия: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; активное участие родителей в воспитании детей[4].
Инновационные подходы взаимодействия учреждения дошкольного образования ...
... С ноября 2014 года в нашем дошкольном учреждении реализуется долгосрочный проект на тему: "Оптимизация управления взаимодействием детского сада и семьи, через использование информационно- ... онлайн общения в сети в сочетании с традиционными формами взаимодействия учреждений дошкольного образования с родителями. Информационно-коммуникационные технологии создают так называемую уникальную среду ...
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи[4].
Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
11. Формы организации взаимодействия образовательного учреждения и социальной среды
Взаимодействие — организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющих им реализовывать какую-то общую для них работу.
Под социальной средой понимают, как правило, все социальные условия и особенности социального окружения, сферу общения, всю материальную и духовную культуру общества[10].
Социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активные субъекты социально-культурной деятельности, сам процесс этой деятельности и совокупность условий для её реализации.
На взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды могут влиять условия социума, особенности ОУ, уровень развития педагогического коллектива, личность руководителя школы (директора) и виды совместной деятельности.
Социальное партнерство для нас — это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата.
Значимыми социальными партнерами являются образовательные учреждения города, с которыми совместно реализуются педагогические идеи через семинары, творческие отчеты, ролевые игры, тренинги. Так, педагоги Дома детского творчества проводят на базе школы кружки, Дни открытых дверей.
Управление конфликтами в образовательном учреждении
... содержащего описание 24 публикаций. ГЛАВА 1. КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИМИ .1Конфликт: понятие, сущность, подходы к определению Конфликты возникают в процессе взаимодействия индивидов и свойственны всем ...
Таким образом, правильно организованная деятельность всех структур предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие возможностей ребенка, оказание ему комплексной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
12. Предупреждение и преодоление конфликтного поведения участников образовательного процесса
Конфликт — отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Разрешение конфликта — это частичное или полное устранение причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Частичное разрешение конфликта может достигаться при прекращении внешнего конфликтного поведения сторон, но при сохранении внутреннего, интеллектуального и эмоционального напряжения, породившего конфликтное поведение. Полное разрешение конфликта достигается только тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внешнем, и на внутреннем уровне[7].
В своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.
Таким образом, понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии соответствующих личностных качеств, знаний и умений.
педагог управление образовательный школа
Список литературы
1.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2011. — 448с.
2.Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.
.Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) — М.: Изд-во «Совершенство», 2011. — 256с.
.Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. — 2010. — №1. — С. 41 — 49.
.Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.-480с.
.Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы/Под ред. Е. Степанова, Н. Алексеева. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. — 320с.
.Педагогическая конфликтология.
.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 256 с.
.Синицина О.Е. Взаимодействие ДОУ с семьей.
.Филиппова Е.Ф. Социальное партнерство — условие развития школы. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения». — 2010. — № 6. — С. 38 — 41.