Основные понятия: общение, взаимодействие, взаимоотношения, стили педагогического общения
Вопросы для обсуждения:
- Понятие общения в психолого-педагогической науке.
- Стадии общения.
- Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского и др.).
- Взаимодействие, общение, взаимоотношения в структуре деятельности участников образовательного процесса.
- Виды стилей взаимоотношений участников образовательного процесса.
- Стили отношений участников образовательного процесса, предложенные Н.А.Березовиным, Я.Л.Коломинским.
а) основная литература
- Андреева.Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. Заведений. — М. : Аспект Пресс, 2007
- Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. — М.:Эксмо, 2010
- Кондратьев Ю. М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе. — М. — 2006.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимооотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
- Социальная психология: практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец.-«Психология. / под ред. Т. В. Фоломеевой. — М. : Аспект Пресс, 2006.
б) дополнительная литература
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
- Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. — Казань: «Дом печати», 1997.
- Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. – 188 с.
- Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984.
- Орлов Ю.М. Проблемы педагогики ненасилия // Педагогика. 1993 № 4.
- Рыданова И.И Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуска навука, 1998.
- Рыданова И.И. Педагогика сотрудничества: Сущность, принципы (Материал в помощь лектору).
6 стр., 2721 слов
Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых ...
... в зарубежной коррекционной психологии и педагогики данной проблеме уделяется достаточно пристальное внимание. Однако проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников ... либо личностно ориентированным и т.д. Важнейшим универсальным средством общения является язык. В процессе общения используются различные невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика, ...
Мн.: Знание, 1992.
- Страхов И.В. Психология педагогического общения. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1980.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.
- Харин С.Х., Ксенда О.Г Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. Мн., 1995.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. .
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
- Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
- Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. ‑ М: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. ‑ Минск: Высшая школа, 1978. – 224 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с;
- Фридман A.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
Официальный сайт Министерства образования и науки
Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/
Фундаментальная библиотека ВГПУ
www.//flogiston.ru
Семинар № 2 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Основные понятия: коммуникативная готовность, коммуникативные умения, авторитарный способ взаимодействия, формы взаимодействия, технологии взаимодействия
Вопросы для обсуждения:
- Социально-педагогическая направленность личности бакалавра.
- Личностные профессионально значимые качества участников образовательного процесса, их сущность.
- Коммуникативная готовность бакалавра.
- Коммуникативные умения социально-педагогической технологии.
- Организационные формы взаимодействия участников образовательного процесса.
- Авторитарный вариант взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- Особенности взаимодействия между участниками педагогического процесса в условиях педагогического процесса.
- Система авторитарного воспитания И. Ф. Гербарта: за и против.
- Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса
а) основная литература
Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...
... Введение ……………………………………………………………………… 4 1.Проблема личности в военной психологии …………………………... 5 2.Психические процессы как основа формирования личности ……….. 17 3.Психические ... человеком - это смена усложняющихся форм такого взаимодействия. Живой организм без поддерживающей его существование внешней ... зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен ...
- Андреева.Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. Заведений. — М. : Аспект Пресс, 2007
- Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. — М.:Эксмо, 2010
- Кондратьев Ю. М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе. — М. — 2006.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимооотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
- Социальная психология: практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец.-«Психология. / под ред. Т. В. Фоломеевой. — М. : Аспект Пресс, 2006.
б) дополнительная литература
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
- Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. — Казань: «Дом печати», 1997.
- Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. – 188 с.
- Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984.
- Орлов Ю.М. Проблемы педагогики ненасилия // Педагогика. 1993 № 4.
- Рыданова И.И Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуска навука, 1998.
- Рыданова И.И. Педагогика сотрудничества: Сущность, принципы (Материал в помощь лектору).
Мн.: Знание, 1992.
- Страхов И.В. Психология педагогического общения. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1980.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.
- Харин С.Х., Ксенда О.Г Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. Мн., 1995.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. .
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
- Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
- в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
- Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. ‑ М: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. ‑ Минск: Высшая школа, 1978. – 224 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с;
- Фридман A.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская ...
... часть ОПД.В.1 Организация научно-исследовательской работы ОПД.В.2 Методика преподавания педагогики и психологии ОПД.В.3 Социально-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями ... учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия,2010.-384 с. 1 2 5 21 22 5 8 4,9 Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология и социальная педагогика» ...
Официальный сайт Министерства образования и науки
Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/
Фундаментальная библиотека ВГПУ
www.//flogiston.ru
Семинар № 3. Понятие отношений и взаимоотношений в психолого-педагогическом взаимодействии
Основные понятия:межличностные отношения, эмпатия, гуманистическая педагогика
Вопросы для обсуждения:
- Понятие о личности в психолого-педагогическом взаимодействии.
- Межличностные отношения как межсубъектные связи. Их характеристика (избирательность, динамизм развития)
- Функционально — ролевые и эмоциональные взаимоотношения.
- Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.
- Ориентация образовательного процесса на личность каждого участника образовательного процесса.
- Гуманистическая педагогика о формировании педагогически целесообразных отношениях.
- Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений.
- Педагогические требования в регулировании отношений участников образовательного процесса.
- Причины искаженных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
а) основная литература
- Андреева.Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. Заведений. — М. : Аспект Пресс, 2007
- Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. — М.:Эксмо, 2010
- Кондратьев Ю. М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе. — М. — 2006.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимооотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
- Социальная психология: практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец.-«Психология. / под ред. Т. В. Фоломеевой. — М. : Аспект Пресс, 2006.
б) дополнительная литература
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
- Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. — Казань: «Дом печати», 1997.
- Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. – 188 с.
- Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984.
- Орлов Ю.М. Проблемы педагогики ненасилия // Педагогика. 1993 № 4.
- Рыданова И.И Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуска навука, 1998.
- Рыданова И.И. Педагогика сотрудничества: Сущность, принципы (Материал в помощь лектору).
9 стр., 4339 слов
Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста ...
... приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности способствуют совершенствованию элементарных навыков пространственной ориентации ... совместному и индивидуальному замыслу. Практика показывает, что взаимоотношения дошкольников в конструктивной деятельности сами по ... В настоящий период времени в дошкольной педагогике, детской психологии и иных науках накоплен ...
Мн.: Знание, 1992.
- Страхов И.В. Психология педагогического общения. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1980.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.
- Харин С.Х., Ксенда О.Г Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. Мн., 1995.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. .
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
- Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
- в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
- Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. ‑ М: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. ‑ Минск: Высшая школа, 1978. – 224 с.
- Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с;
- Фридман A.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
Интернет-ресурсы:
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp
Официальный сайт Министерства образования и науки
Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/
Фундаментальная библиотека ВГПУ
www.//flogiston.ru
http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
Базы данных Gale Group –http://www.neicon.ru/res/gale.htm
Федеральный портал Российское образование –
Каталог образовательных интернет-ресурсов – Библиотека портала –
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU–
http://elibrary.ru/defaultx.asp
Гуманитарная электронная библиотека –
http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
8. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ...
... определило выбор темы данного исследования: «Использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации». Объект исследования: образовательный процесс дошкольной образовательной организации с использованием информационных технологий. Предмет исследования: информационные технологии в ...
9. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/
10. Служба Twirps.com–http://www.twirpx.com/about/
11. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
12. Интернет библиотека электронных книг Elibrus–
13. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –
14. Коллективная творческая деятельность –
Лебедев В. Коллективные творческие дела –
Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –
Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: .
Библиотека Гумер — Педагогика. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php . (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).
Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru .
Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: .
http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html
Примерный перечень вопросов к зачету
- Личностные профессионально значимые участников образовательного процесса, их сущность.
- Коммуникативная готовность бакалавра. Коммуникативные умения социально-педагогической технологии.
- Понятия о культуре и этике.
- Общение. Взаимодействие. Стадии общения.
- Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского, В.В.Шпалинского, М.Ю.Кондратьева).
- Технология разрешения конфликтов.
- Виды стилей взаимоотношений участников образовательного процесса.
- Стили отношений участников образовательного процесса, предложенные Н.А.Березовиным, Я.Л.Коломинским.
- Основные варианты взаимоотношений, предложенные А.Ершовым.
- Понятие о личности как высшей системы отношений человека к миру, людям и самому себе.
- Межличностные отношения как межсубъектные связи, отличающиеся избирательностью и динамизмом развития. Функционально — ролевые взаимоотношения и эмоциональные.
- Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.
- Ориентация образовательного процесса на личность каждого участника образовательного процесса.
- Гуманистическая педагогика о формировании педагогически целесообразных отношениях. Позиция В.Ф.Шаталова по формированию педагогически целесообразных отношениях.
- Я.Л.Коломинский о четырех типах педагогического взаимодействия.
- Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений.
- Педагогические требования в регулировании отношений участников образовательного процесса.
- Организационные формы взаимодействия участников образовательного процесса и их влияние на взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
- Авторитарный вариант взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- Особенности взаимодействия между участниками педагогического процесса в условиях урока.
- Причины искаженных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
- Система авторитарного воспитания И. Ф. Гербарта.
- Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Понятие о доверии в психологии, педагогике, философии и социологии.
- Доверительные отношения и их стадии.
- Доверие к воспитанникам. Процесс построения доверительных взаимоотношений участников образовательного процесса и их роль в организации построения.
- Различия авторитета роли (авторитет власти и власть авторитета).
- Формирование авторитетных отношений. Этапы становления авторитета.
- Личностные и характерологические качества, способствующие завоеванию авторитета личности бакалавра.
- Педагогика ненасилия.