Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

Основные понятия: общение, взаимодействие, взаимоотношения, стили педагогического общения

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие общения в психолого-педагогической науке.
  2. Стадии общения.
  3. Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского и др.).
  4. Взаимодействие, общение, взаимоотношения в структуре деятельности участников образовательного процесса.
  5. Виды стилей взаимоотношений участников образовательного процесса.
  6. Стили отношений участников образовательного процесса, предложенные Н.А.Березовиным, Я.Л.Коломинским.

а) основная литература

  1. Андреева.Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. Заведений. — М. : Аспект Пресс, 2007
  2. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. — М.:Эксмо, 2010
  3. Кондратьев Ю. М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе. — М. — 2006.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимооотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
  5. Социальная психология: практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец.-«Психология. / под ред. Т. В. Фоломеевой. — М. : Аспект Пресс, 2006.

б) дополнительная литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
  2. Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. — Казань: «Дом печати», 1997.
  3. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. – 188 с.
  4. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитатель­ной работе с трудными детьми. М., 1997.
  5. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984.
  6. Орлов Ю.М. Проблемы педагогики ненасилия // Педагогика. 1993 № 4.
  7. Рыданова И.И Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуска навука, 1998.
  8. Рыданова И.И. Педагогика сотрудничества: Сущность, принципы (Материал в помощь лектору).

    6 стр., 2721 слов

    Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых ...

    ... в зарубежной коррекционной психологии и педагогики данной проблеме уделяется достаточно пристальное внимание. Однако проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников ... либо личностно ориентированным и т.д. Важнейшим универсальным средством общения является язык. В процессе общения используются различные невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика, ...

    Мн.: Знание, 1992.

  9. Страхов И.В. Психология педагогического общения. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1980.
  10. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.
  12. Харин С.Х., Ксенда О.Г Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. Мн., 1995.
  13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. .
  14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
  15. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.

в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

  1. Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. ‑ М: Просвещение, 1987. – 144 с.
  2. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. ‑ Минск: Высшая школа, 1978. – 224 с.
  3. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с;
  5. Фридман A.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

Официальный сайт Министерства образования и науки

Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/

Фундаментальная библиотека ВГПУ

www.//flogiston.ru

Семинар № 2 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Основные понятия: коммуникативная готовность, коммуникативные умения, авторитарный способ взаимодействия, формы взаимодействия, технологии взаимодействия

Вопросы для обсуждения:

  1. Социально-педагогическая направленность личности бакалавра.
  2. Личностные профессионально значимые качества участников образовательного процесса, их сущность.
  3. Коммуникативная готовность бакалавра.
  4. Коммуникативные умения социально-педагогической технологии.
  5. Организационные формы взаимодействия участников образовательного процесса.
  6. Авторитарный вариант взаимодействия между участниками образовательного процесса.
  7. Особенности взаимодействия между участниками педагогического процесса в условиях педагогического процесса.
  8. Система авторитарного воспитания И. Ф. Гербарта: за и против.
  9. Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса

а) основная литература

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004

... Введение ……………………………………………………………………… 4 1.Проблема личности в военной психологии …………………………... 5 2.Психические процессы как основа формирования личности ……….. 17 3.Психические ... учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают взаимодействие организма только со стабильной средой. В ... и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен ...

  1. Андреева.Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. Заведений. — М. : Аспект Пресс, 2007
  2. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. — М.:Эксмо, 2010
  3. Кондратьев Ю. М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе. — М. — 2006.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимооотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
  5. Социальная психология: практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец.-«Психология. / под ред. Т. В. Фоломеевой. — М. : Аспект Пресс, 2006.

б) дополнительная литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
  2. Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. — Казань: «Дом печати», 1997.
  3. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. – 188 с.
  4. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитатель­ной работе с трудными детьми. М., 1997.
  5. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984.
  6. Орлов Ю.М. Проблемы педагогики ненасилия // Педагогика. 1993 № 4.
  7. Рыданова И.И Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуска навука, 1998.
  8. Рыданова И.И. Педагогика сотрудничества: Сущность, принципы (Материал в помощь лектору).

    Мн.: Знание, 1992.

  9. Страхов И.В. Психология педагогического общения. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1980.
  10. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.
  12. Харин С.Х., Ксенда О.Г Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. Мн., 1995.
  13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. .
  14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
  15. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
  16. в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

  1. Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. ‑ М: Просвещение, 1987. – 144 с.
  2. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. ‑ Минск: Высшая школа, 1978. – 224 с.
  3. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с;
  5. Фридман A.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

... 0,24 Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2003 ... 5 Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учеб. Пособие.- М.: академия 2007 10 Федорова М.Ю. ... Социально-педагогическая деятельность 19 0,76 Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М.: Академ проект, 2005 10 Рыбинский ...

Официальный сайт Министерства образования и науки

Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/

Фундаментальная библиотека ВГПУ

www.//flogiston.ru

Семинар № 3. Понятие отношений и взаимоотношений в психолого-педагогическом взаимодействии

Основные понятия:межличностные отношения, эмпатия, гуманистическая педагогика

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о личности в психолого-педагогическом взаимодействии.
  2. Межличностные отношения как межсубъектные связи. Их характеристика (избирательность, динамизм развития)
  3. Функционально — ролевые и эмоциональные взаимоотношения.
  4. Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.
  5. Ориентация образовательного процесса на личность каждого участника образовательного процесса.
  6. Гуманистическая педагогика о формировании педагогически целесообразных отношениях.
  7. Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений.
  8. Педагогические требования в регулировании отношений участников образовательного процесса.
  9. Причины искаженных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

а) основная литература

  1. Андреева.Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. Заведений. — М. : Аспект Пресс, 2007
  2. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. — М.:Эксмо, 2010
  3. Кондратьев Ю. М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе. — М. — 2006.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимооотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
  5. Социальная психология: практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец.-«Психология. / под ред. Т. В. Фоломеевой. — М. : Аспект Пресс, 2006.

б) дополнительная литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
  2. Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. — Казань: «Дом печати», 1997.
  3. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. – 188 с.
  4. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитатель­ной работе с трудными детьми. М., 1997.
  5. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984.
  6. Орлов Ю.М. Проблемы педагогики ненасилия // Педагогика. 1993 № 4.
  7. Рыданова И.И Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуска навука, 1998.
  8. Рыданова И.И. Педагогика сотрудничества: Сущность, принципы (Материал в помощь лектору).

    9 стр., 4339 слов

    Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста ...

    ... приемы обучения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности способствуют совершенствованию элементарных навыков пространственной ориентации ... совместному и индивидуальному замыслу. Практика показывает, что взаимоотношения дошкольников в конструктивной деятельности сами по ... В настоящий период времени в дошкольной педагогике, детской психологии и иных науках накоплен ...

    Мн.: Знание, 1992.

  9. Страхов И.В. Психология педагогического общения. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1980.
  10. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  11. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.
  12. Харин С.Х., Ксенда О.Г Диагностика эмоциональных взаимоотношений педагогов и детей. Мн., 1995.
  13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. .
  14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
  15. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
  16. в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

  1. Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. ‑ М: Просвещение, 1987. – 144 с.
  2. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. ‑ Минск: Высшая школа, 1978. – 224 с.
  3. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с;
  5. Фридман A.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

Интернет-ресурсы:

Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/defaultx.asp

Официальный сайт Министерства образования и науки

Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/

Фундаментальная библиотека ВГПУ

www.//flogiston.ru

http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)

Базы данных Gale Group –http://www.neicon.ru/res/gale.htm

Федеральный портал Российское образование –

Каталог образовательных интернет-ресурсов – Библиотека портала –

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU–

http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека –

http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

8. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

9. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

10. Служба Twirps.com–http://www.twirpx.com/about/

7 стр., 3136 слов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ...

... определило выбор темы данного исследования: «Использование информационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации». Объект исследования: образовательный процесс дошкольной образовательной организации с использованием информационных технологий. Предмет исследования: информационные технологии в ...

11. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

12. Интернет библиотека электронных книг Elibrus–

13. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –

14. Коллективная творческая деятельность –

Лебедев В. Коллективные творческие дела –

Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –

Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: .

Библиотека Гумер — Педагогика. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php . (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).

Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru  . 

Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа:  .

http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html  

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Личностные профессионально значимые участников образовательного процесса, их сущность.
  2. Коммуникативная готовность бакалавра. Коммуникативные умения социально-педагогической технологии.
  3. Понятия о культуре и этике.
  4. Общение. Взаимодействие. Стадии общения.
  5. Стили педагогического общения (Классификация А.В.Петровского, Я.Л.Коломинского, В.В.Шпалинского, М.Ю.Кондратьева).
  6. Технология разрешения конфликтов.
  7. Виды стилей взаимоотношений участников образовательного процесса.
  8. Стили отношений участников образовательного процесса, предложенные Н.А.Березовиным, Я.Л.Коломинским.
  9. Основные варианты взаимоотношений, предложенные А.Ершовым.
  10. Понятие о личности как высшей системы отношений человека к миру, людям и самому себе.
  11. Межличностные отношения как межсубъектные связи, отличающиеся избирательностью и динамизмом развития. Функционально — ролевые взаимоотношения и эмоциональные.
  12. Эмпатия и идеализация как условия становления отношений воспитанников.
  13. Ориентация образовательного процесса на личность каждого участника образовательного процесса.
  14. Гуманистическая педагогика о формировании педагогически целесообразных отношениях. Позиция В.Ф.Шаталова по формированию педагогически целесообразных отношениях.
  15. Я.Л.Коломинский о четырех типах педагогического взаимодействия.
  16. Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений.
  17. Педагогические требования в регулировании отношений участников образовательного процесса.
  18. Организационные формы взаимодействия участников образовательного процесса и их влияние на взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
  19. Авторитарный вариант взаимодействия между участниками образовательного процесса.
  20. Особенности взаимодействия между участниками педагогического процесса в условиях урока.
  21. Причины искаженных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
  22. Система авторитарного воспитания И. Ф. Гербарта.
  23. Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
  24. Понятие о доверии в психологии, педагогике, философии и социологии.
  25. Доверительные отношения и их стадии.
  26. Доверие к воспитанникам. Процесс построения доверительных взаимоотношений участников образовательного процесса и их роль в организации построения.
  27. Различия авторитета роли (авторитет власти и власть авторитета).
  28. Формирование авторитетных отношений. Этапы становления авторитета.
  29. Личностные и характерологические качества, способствующие завоеванию авторитета личности бакалавра.
  30. Педагогика ненасилия.