Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и школы.

Содержание.

Введение

Глава1. § 1.1. Современные формы взаимодействия семьи и школы.

§ 1.2. Особенности современной семьи.

§ 1.3. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы.

§ 1.4.Современные формы работы с родителями.

Выводы по 1 главе

Глава 2. § 2.1. Проектирование форм работы с родителями.

§ 2.2. Система работы с родителями детей младшего школьного возраста.

§ 2.3.Разработка форм взаимодействия педагогов и родителей.

Вывод по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения № 1. Приложение № 2.

Введение.

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.

Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.

Классный руководитель — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития

8 стр., 3763 слов

Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника

... деятельности учителей, работы с родителями учащихся. А также педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: ... классного руководителя и семьи школьника" Красноярск 2007 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи 2. Формы работы классного руководителя с родителями учащегося 3. Классный руководитель в конфликте «Школа - родители ...

каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его

потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются эффективными.

В связи с указанной актуальностью нами была выбрана тема «Современный формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и школы»

Цель исследования: изучение современных форм работы с родителями как фактора повышения эффективности взаимодействия семьи и школы и разработка на этой основе мероприятий.

Объект исследования: взаимодействие семьи и школы.

Предмет исследования: современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и школы.

Задачи исследования:

-изучить особенности современной семьи;

— рассмотреть педагогические основы взаимодействия семьи и школы;

— выявить современные формы работы с родителями;

— продумать систему работы с родителями детей младшего школьного возраста;

— разработать формы взаимодействия педагогов и родителей.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, изучение опыта, анкетирование.

Глава 1.

1.1. Современные формы взаимодействия семьи и школы.

Еще до революции говорили о роли семьи в познании ребенком окружающего мира. Именно в семье ребенок узнает, например, что « печка горячая, вода из кувшина прольется, если неаккуратно его нести; кошка царапается, а мама ругается, если попадешь ей под ноги». Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней.

4 стр., 1642 слов

Конфликт молодой семьи с семьей родителей, проживающих вместе

супружеский семейный конфликт Конфликт молодой семьи с семей родителей, проживающих вместе Семья - 1)определенная система детско-родительских отношений без возможности взаимовыбора. ) ячейка, малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях или усыновлении. В первый год супружеской жизни происходит адаптация партнеров ...

К. Д. Ушинский в статье «Родителям и воспитателям» пишет следующее: «У нас более чем где — нибудь распространено домашнее первоначальное обучение, и дай Бог, чтобы оно распространялось и улучшалось. Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное образование и учение детей, по крайней мере до 8 — летнего и до 10 — летнего возраста более на месте в семье, чем в общественной школе, и что сама школа для малолетних детей тогда только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу».

Следующая выдержка: « … если матери, несмотря на все свое желание не расставаться рано со своими детьми и учить их самим, тем не менее поручают это дело школе или чужим людям, то это объясняется практической неподготовленностью матерей к делу первоначального обучения».

В то же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, плохой пример, непоследовательность.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

1.2. Особенности современной семьи.

Существует множество определений слову «семья» , рассмотрим два наиболее важных и точных.

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Семья — необходимая составляющая социальной структуры

цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях — в производительной деятельности и быту. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи. Проблема семьи как сложного социального явления и социо — культурной ценности служит объектом исследования многих наук. В соответствии со спецификой своего предмета каждая из них выявляет особые стороны ее функционирования и развития. Так, в философии семья рассматривается с точки зрения смысла, назначения, сущности, жизненных идеалов, любви, счастья, радости полноценного существования. Социология сосредотачивает внимание на анализе семьи как общественного института, основанного на браке и выполняющего в обществе определённые функции, на исследовании причин нестабильности части браков и путей укрепления семьи. Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства, планирования семьи. Материнство — стержень, основа семейных отношений, мерило гражданственности супругов и смысл их личного существования. Правоведение исследует брачно-семейные отношения как объект права. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи — потребительской, а иногда и производственной ячейки. Семья в демографии рассматривается как первичная ячейка возобновления поколений, особенностью которой является изучение не отдельных семей, а совокупности семей, и не отдельных людей, а поколения в целом. Эта наука исследует также демографическое развитие семьи, то есть все изменения в её составе, имеющие значение для воспроизводства населения.

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

... развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья – мать не состоит в браке ... двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно ...

Социально-педагогическая работа с семьей требует широких и глубоких знаний о социально-психологических процессах, отличающих одну категорию семей от другой. Учет этих особенностей и опора на многообразие типологий позволяет социальному педагогу и учителю создавать систему представлений и знаний о контингенте семей, с которыми они работают, или об отдельной семье, относящейся к тому или иному типу, иметь картину важнейших характеристик и более «профессионально» оценивать семейные проблемы.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим основные из них.

Типология семьи по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара.

5 стр., 2248 слов

Семья как микрофактр социал

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит ...

1. Молодая семья. Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов вне семейного поведения; включение согласованных образцов вне семейного поведения в круг взаимных родственных связей.

Существует три основных вида молодых семей.

Первый вид — традиционный. Семьи такого вида характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью.

Второй вид — муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью.

Третий вид — молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью.

Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация супругов к появлению первого ребенка.

2. Семья среднего супружеского возраста. Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила. Это упрощает, но и обедняет семейную жизнь. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости.

К типичным проблемам этой категории семей следует отнести: вторичная негативная супружеская адаптация, отсутствие новых семейных целей и перспектив, снижение семейной активности, вхождение ребенка в подростковый возраст, и связанные с этим педагогические и психологические трудности, повышение конфликтности во взаимоотношениях ребенка и родителей и т.д.

3. Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию. Меняется образ жизни, социальный статус, статус супругов.

Типичные проблемы этой категории семь связаны с ухудшением здоровья, затяжной адаптацией к новому образу жизни, выраженной категоричностью суждений — от крайне упаднических до эгоцентрических, преобладанием ретроспективных ценностей и т.д.

5 стр., 2202 слов

Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного поведения детей-сирот в социальной педагогике

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного поведения детей-сирот в социальной педагогике 4 1.1. Понятие и сущность девиантного поведения детей-сирот 2 1.2. Содержание и виды профилактики противоправного поведения 3 1.3. Работа социального педагога в интернатном учреждении по предупреждению и профилактике противоправного поведения детей-сирот 5 ...

Рассмотрим один из видов современной семьи подробнее.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокра­щение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражитель­ности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций его родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Черты, присущие современной семье.

1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения

человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5- 10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему моз­говой организацией психических процессов. По данным главного спе­циалиста, по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л .С, почти 40% новорожденных страдают раз­личными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.

В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста на­рушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психи­ческие расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показа­телями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами раз­вития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени).

14 стр., 6625 слов

Методические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика» Москва

... : Учебное пособие. Москва. Аспект-Пресс. 1995. 6. В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1989. 7. М. Земска. Воспитание детей в семье. М ... . Прогресс, 1986. 8. П.Ф. Лесгафт. Семейное воспитание ребенка и его значение. М. Педагогика, 1991. Задания для ...

По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время).

Помощь такой семье, по мнению пси­хологов, заключается в получении родителями объективной ин­формации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обо­ими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возник­новению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаи­модействии со специалистами.

2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспита

НИИ ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если обучающему образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получа……..

Список литературы.

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- Москва. 1989 г., с.58.

2. Антонов А.М. Социология семьи: Учебное пособие / А.М.Антонов, В.М.Медков — Москва.1996 г., с.265.

3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.

3. Бабочкин П.И., Бочкарева И.И. Молодая семья.- Москва. Вып.2. 2004г., с.169.

4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

5. Голод С.И. Историко-социологический анализ семьи. — Москва., ИФРА-М 1998 г., с.69.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? — М.: Сфера, 2005.-240с.

7. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 1991.

8. Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. — М., 1989.

9. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980.

10. Корчак Я. Как любить детей. — М., 1973.

11. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1990.

12. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. — М., 1992.

13. Минтоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 1990.

14. Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 1989.Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.

15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002 г., с.93.

16. Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 1989.

17. Отец в семье: Книга для родителей. — М., 1970.

18. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2003 г.

19. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 1991.

20.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. — 2-е изд., стереотип. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004 г., с.48.

21. Ревенко Н.В. Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В. Ревенко. — Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006 г., с.74.

22. Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 1987.

23.Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2006. — 80 с.

24. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977.

25. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. — Минск. 1962.

26. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. — М.. 1993.

27. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. — М., 1997.