Психолого-педагогический практикум 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

по педагогике среднего профессионального образования

Учебно-методический комплекс курса

Для специальностей

050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология»

050707.65 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

Пермь

пгпу

2008

Рецензент:

канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии

Пермского государственного педагогического университета

Л.В. Коломийченко

Авторы-составители:

канд. псих. наук доцент О.В. Прозументик

Психолого-педагогический практикум по педагогике среднего профессионального образования: учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 050703.65 – «Дошкольная педагогика и психология» / авт.-сост. О.В. Прозументик; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. –85с.

Учебно-методический комплекс по курсу «Педагогика среднего профессионального образования» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических занятий, учебно-методическое обеспечение курса.

Адресовано студентам заочного отделения, обучающимся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Прозументик О.В., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

Педагогический университет», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины ……………………………………………

1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины……………

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля..

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………

  1. Распределение часов по темам и видам учебной работы.

4. Содержание курса.

5. Темы практических занятий………………………..

6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)………….

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7.1. Список литератературы

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………………

7.3. Методические указания студентам (самостоятельная работа)……………………………….

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестации……………………………………………

Вопросы для подготовки к зачету

…………….

……………………………………………………………………………..

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

«Практикум по педагогике среднего профессионального образования» относится к дисциплинам предметной подготовки будущего специалиста. Область профессиональной деятельности выпускника – среднее профессиональное педагогическое образование. Изучение данной дисциплины напрямую связано с получаемой выпускником квалификацией — преподаватель дошкольной педагогики и психологии (в учреждении среднего профессионального образования)

Цель изучения курса «Практикум по педагогике среднего профессионального образования» – закрепление и совершенствование умений, необходимых для реализации профессиональных функций преподавателя педагогического училища и колледжа.

Задачи изучения курса:

  • освоить практические умения, связанные с анализом, проектированием, конструированием учебного и воспитательного процесса в педагогическом училище (колледже);
  • способствовать становлению ценностного отношения к деятельности преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения, потребности в её качественном планировании и осуществлении.

2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Курс «Практикум по педагогике среднего профессионального образования» предполагает наличие у студентов представлений и знаний в области возрастной психологии и психологии развития, социальной психологии, общей педагогики, дошкольной педагогики, теории и методик дошкольного образования.

Данный курс имеет тесные и непосредственные межпредметные связи с учебными курсами «Педагогика среднего профессионального образования» “Основы педагогического мастерства”, “Технологии профессионального образования”. В совокупности эти дисциплины обеспечивают формирование у студентов профессиональных знаний умений и навыков, соответствующих присваиваемой квалификации – преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

закрепить знания в области:

  • требований к минимуму содержания и уровню подготовки студен-тов педагогического училища (колледжа), устанавливаемые госу-дарственным образовательным стандартом по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование»;
  • требований к программно-методическому обеспечению специальности по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование»;
  • организации образовательного процесса в педа-гогическом училище (колледже);
  • основ дидактики средней профессиональной школы (принципы, цели, со-держание, средства, формы, методы обучения);
  • основ воспитания в средней профессиональной школе (принципы, цели, со-держание, средства, формы, методы воспитания);

уметь:

  • анализировать учебно-программную документацию, составляющую основу образовательного процесса в педагогическом училище (колледже);
  • моделировать элективный курс;
  • анализировать, проектировать и конструировать учебные занятия;
  • анализировать, проектировать и конструировать воспитательные мероприятия;
  • отбирать и систематизировать схемы анализа разных видов и типов учебных занятий и воспитательных мероприятий

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Номера семестров

9

8

Аудиторные занятия:

40

12

лекции

2

практические и семинарские занятия

40

10

лабораторные работы (лабораторный практикум)

самостоятельная работа

40

12

Всего часов на дисциплину

80

22

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, № семестров)

Входной:

тестирование

Курсовая работа

(№ семестра)

Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – № семестров

Зачет — 9

Зачет — 8

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1.Организация деятельности педагогического училища и колледжа

Тема 1. Структурные подразделения в педагогическом училище и колледже

6

4

2

Тема 2. Предметно-цикловые комиссии и кафедры как структурные подразделения педагогического училища и колледжа.

8

4

4

Раздел 2. Дидактика средней профессиональной школы

3. Содержание профессионального обучения и образования. Анализ рабочей программы учебной дисциплины. Рецензирование рабочей программы.

10

4

6

4. Моделирование элективного курса

12

4

8

5. Отбор и систематизация схем для анализа учебного занятия

6

4

2

6. Анализ методической разработки учебного занятия

8

4

4

7. Просмотр и анализ учебного занятия

6

4

2

Раздел 3. Воспитательная работа в средней профессиональной школе

8. Анализ методической разработки воспитательного мероприятия

8

4

4

9. Проектирование и конструирование воспитательного мероприятия

8

4

4

10. Формы организации воспитательного процесса. Просмотр и анализ воспитательного мероприятия

8

4

4

ИТОГО

80

40

40

Форма обучения заочная

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Вводная лекция 2

Раздел 1.Организация деятельности педагогического училища и колледжа

Тема 1. Структурные подразделения в педагогическом училище и колледже

2

Тема 2. Предметно-цикловые комиссии и кафедры как структурные подразделения педагогического училища и колледжа.

4

Раздел 2. Дидактика средней профессиональной школы

3. Содержание профессионального обучения и образования. Анализ рабочей программы учебной дисциплины. Рецензирование рабочей программы.

1

10

4. Моделирование элективного курса

1

12

5. Отбор и систематизация схем для анализа учебного занятия

6

6. Анализ методической разработки учебного занятия

1

4

7. Просмотр и анализ учебного занятия

2

4

Раздел 3. Воспитательная работа в средней профессиональной школе

8. Анализ методической разработки воспитательного мероприятия

4

9. Проектирование и конструирование воспитательного мероприятия

6

10. Формы организации воспитательного процесса. Просмотр и анализ воспитательного мероприятия

2

2

6

ИТОГО

70

2

8

60

4. Содержание курса

Введение в практикум

Назначение и место практикума в системе подготовки будущих преподавателей педагогического училища и колледжа. Организация и содержание практикума. Система заданий и практических занятий, рекомендации к выполнению заданий. Контроль и оценка деятельности студента.

Раздел 1. Организация деятельности педагогического училища и колледжа

Структурные подразделения в педагогическом училище и колледже, их место, назначение, взаимосвязь. Локальные акты, определяющие деятельность структурных подразделений. Место предметных (цикловых) комиссий и кафедр в структуре профессионального образовательного учреждения, их роль в подготовке будущего специалиста. Положение о предметной (цикловой) комиссии образовательного учреждения. Положение о кафедре образовательного учреждения. Функциональные обязанности руководителя предметно-цикловой комиссии и руководителя кафедры, преподавателя педагогического училища и колледжа.

Раздел 2. Дидактика средней профессиональной школы

Содержание профессионального обучения и образования по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование». Анализ рабочей программы учебной дисциплины. Рецензирование рабочих программ учебных дисциплин. Моделирование элективного курса. Отбор и систематизация схем для анализа учебного занятия. Анализ методической разработки учебного занятия. Просмотр и анализ учебного занятия.

Раздел 3. Воспитательная работа в средней профессиональной школе.

Анализ методической разработки воспитательного мероприятия. Проектирование и конструирование воспитательного мероприятия Отбор и систематизация схем для анализа воспитательного мероприятия. Формы организации воспитательного процесса. Просмотр и анализ воспитательного мероприятия

5. Темы практических занятий и самостоятельной работы студента

Раздел 1. Организация деятельности педагогического училища и колледжа

Тема 1. Структурные подразделения в педагогическом училище и колледже.

Задание.

  1. Познакомиться со структурными подразделениями педагогического училища и колледжа. Выявить общее и особенное.
  2. Выявить место и назначение структурного подразделения и его связи с другими структурами профессионального образовательного учреждения на основе локальных актов, определяющих его функционирование.
  3. Разработать модель «Структурные подразделения профессионального образовательного учреждения» (применительно к конкретному образовательному учреждению).

Формы отчета: модель «Структурные подразделения профессионального образовательного учреждения»

Материалы для выполнения задания:

  1. Перечень структурных подразделений педагогического училища и колледжа /Учебно-методическая папка по «Педагогике среднего профессионального образования».
  2. Локальные акты, регламентирующие деятельность структурных подразделений /Учебно-методическая папка по «Педагогике среднего профессионального образования».

Тема 2. Предметных (цикловых) комиссии и кафедры как структурные подразделения педагогического училища и колледжа.

Задание.

  1. Познакомиться с документами: «Положение о предметной (цикловой) комиссии педагогического училища», «Положение о кафедре педагогического колледжа». Выделить структуру документов. Раскрыть роль предметных (цикловых) комиссий и кафедр в деятельности профессионального образовательного учреждения.
  2. Выделить и кратко охарактеризовать функции руководителя предметной (цикловой) комиссии и заведующей кафедрой.
  3. определить роль предметной (цикловой) комиссии и кафедры в организации и содержании деятельности преподавателя.
  4. Познакомиться с «Должностными обязанностями преподавателя профессионального образовательного учреждения». Дайте название каждой из функций и определите, к выполнению каких из них вы готовы на данном этапе профессионального становления. На этой основе сформулируйте линии вашего дальнейшего профессионального развития.

Форма отчета: краткое сообщение по результатам выполненного задания

Материалы для выполнения задания:

«Положение о предметной (цикловой) комиссии педагогического училища»

«Положение о кафедре педагогического колледжа»

«Должностные обязанности преподавателя профессионального образовательного учреждения»

Раздел 2. Дидактика средней профессиональной школы

Тема 3. Содержание профессионального обучения и образования.

Часть 1. Анализ рабочей программы учебной дисциплины. Рецензирование рабочей программы

Вопросы для актуализации знаний:

1.Общее понятие о содержании профессионального образования и обучения.

2. Документы разного уровня, в которых представлено содержание профессионального образования и обучения.

3. Примерная и рабочая программа учебной дисциплины. Академические свободы и ограничения преподавателя в создании рабочей учебной программы дисциплины. Рекомендации к разработке рабочей программы учебной дисциплины по специальностям среднего профессионального образования в части структуры и содержания данного документа.

4. Процедура рецензирования рабочих учебных программ.

Задание 1.

Провести анализ рабочей программы учебной дисциплины (на выбор из предложенных) с точки зрения её соответствия ГОС СПО по специальности, Примерной программе учебной дисциплины и Рекомендациям к разработке рабочей программы учебной дисциплины.

Задание 2.

Познакомиться с тремя рецензиями на рабочие программы учебных дисциплин по специальностям «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование». Выделить структуру документа и содержание его основных частей. Разработать схему рецензирования рабочей программы учебной дисциплины. Составить рецензию на рабочую программу учебной дисциплины

Примечание. Результаты выполненного задания будут обсуждаться на практическом занятии.

Форма отчета: письменные ответы на вопросы к теме, анализ одной рабочей программы дисциплины, рецензия на одну рабочую программу учебной дисциплины.

Литература

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних профессиональных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учр. среднего проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.

Документы для выполнения заданий

“Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования” Приложение 2 к письму Управления учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России от 24.06. 97 № 12-52-91 ин/12-23 /Учебно-методическая папка для самостоятельной работы студента

Рецензии на программы рабочих учебных дисциплин по специальностям 0313 (050704) «Дошкольное образование», 0318 (050705) «Специальное дошкольное образование» /Учебно-методическая папка для самостоятельной работы студента

Примерные программы учебных дисциплин по педагогике, психологии, частным методикам (специальность «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование») /Учебно-методическая папка для самостоятельной работы студента

Рабочие программы учебных дисциплин по педагогике, психологии, частным методикам (специальность «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование») /Учебно-методическая папка для самостоятельной работы студента

Тема 4. Содержание профессионального обучения и образования. Рабочая программа элективного курса

Вопросы для актуализации опорных знаний:

  1. Компоненты профессионального образования: федеральный, национально-региональный (региональный), компонент образовательного учреждения.
  2. Реализация содержания профессионального образования в разных типах учебных курсов: базовый, элективный и факультативный.
  3. Элективный курс в подготовке специалиста педагогического профиля со средним профессиональным образованием

Содержание работы

1. Познакомьтесь с рабочей программой элективного курса.

2. Выделите структуру данного документа. Соотнесите её с «Рекомендациями к разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям СПО».

3. Составьте макет рабочей программы элективного курса по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование» (тема элективного курса выбор).

Примечание. Результаты выполненного задания будут обсуждаться на практическом занятии.

Форма отчета: письменные ответы на вопросы к теме, макет рабочей программы учебной дисциплины

Литература

Закон РФ «Об образовании» (последняя редакция)

Лекции по теме «Содержание профессионального образования и обучения».

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних профессиональных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учр. среднего проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.

Документы для выполнения заданий

“Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования” Приложение 2 к письму Управления учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России от 24.06. 97 № 12-52-91 ин/12-23 /Учебно-методическая папка для самостоятельной работы студента

Примерная программа курса «Основы семейной педагогики и домашнего воспитания». — М.,1999 /Учебно-методическая папка для самостоятельной работы студента.

Рабочая программа элективного курса «Основы семейной педагогики и домашнего воспитания» (специальность 0318) /Учебно-методическая папка для самостоятельной работы студента.

Тема 5. Отбор и систематизация схем для анализа учебного занятия

Вопросы для актуализации знаний

  1. Рефлексивно-аналитическая деятельность в структуре профессиональной деятельности преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения.
  2. Виды анализа учебного занятия: аспектный анализ, структурный, психологический и др.

Задание.Подберите схемы для анализа разных видов и типов учебных занятий (комбинированный урок, урок изучения нового материала, лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие и др.).

Определите основание для систематизации схем. Упорядочите материал согласно выбранному основанию.

Литература

Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Педагогический поиск, 1999.

Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов вуза. М.: Академия. 2005.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. М.: Академия, 2001.

Программа преподавательской практики /Сост. О.В. Прозументик. Пермь, 2007.

Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. М.: Российское педагогическое агенство, 1998.

И др. по выбору студентов.

Тема 6. Организация обучения и виды учебных занятий. Анализ методической разработки учебного занятия

Вопросы для актуализации опорных знаний:

  1. Общее понятие о форме организации обучения.
  2. Специфика форм организации обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении.
  3. Классификация форм организации обучения.
  4. Семинарское занятие как форма организации обучения при подготовке специалистов со средним профессиональным образованием повышенного уровня.
  5. Структура и содержание методической разработки учебного занятия.

Задание (выполняется на занятии)

  1. Осуществить анализ методической разработки семинарского занятия по педагогике.
  2. Внести предложения по совершенствованию данной методической разработки. Привести обоснования к сформулированным предложениям.
  3. Доконструировать методическую разработку.по предложенным позициям.

Приложение.Схема для анализа семинарского занятия.

Литература

Карандышев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. — С. 116-121.

Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В. Петровского. М.: Издательство Московского университета, 1986.- С. 124-128.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних профессиональных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учр. среднего проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.- С. 151-189.

Тема 7. Просмотр и анализ учебного занятия

Вопросы для актуализации опорных знаний

  1. Место практического занятия в системе подготовки воспитателя детей дошкольного возраста.
  2. Практическое и лабораторное занятие: общее и особенное.
  3. Организация и проведение практического занятия в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Задание 1. Выбрать и обосновать схему для анализа практического занятия.

Задание 2.Сделать фотозапись практического занятия.

Структура и ход занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Задание 3.Осуществить письменный анализ практического занятия. Сформулировать предложения по совершенствованию деятельности преподавателя и студентов на практическом занятии.

Литература

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних профессиональных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учр. среднего проф. образования. – М.: Мастерство, 2001. С. 170-183.

Раздел 2. Воспитательная работа в средней профессиональной школе

Тема 8. Анализ методической разработки воспитательного мероприятия

Вопросы для актуализации опорных знаний

  1. Общее понятие о форме воспитательной работы.
  2. Специфика форм воспитательной работы в среднем профессиональном образовательном учреждении.
  3. Классификация форм воспитательной работы.
  4. Структура и содержание методической разработки воспитательного мероприятия.

Задание (выполняется на занятии)

  1. Осуществить структурный анализ методической разработки воспитательного мероприятия.
  2. Внести предложения по совершенствованию данной методической разработки. Привести обоснования к сформулированным предложениям.
  3. Доконструировать методическую разработку по предложенным позициям.

Приложение.

Структура методической разработки воспитательного мероприятия

  • Название воспитательного мероприятия
  • Форма проведения мероприятия
  • Дата проведения мероприятия
  • Разработчики мероприятия
  • Участники мероприятия
  • Оборудование для подготовки и проведения мероприятия
  • Связь мероприятия с предыдущими и последующими мероприятиями, учебными дисциплинами
  • Подготовительный этап (непосредственно подготовка мероприятия)
  • Проведение мероприятия (ход мероприятия)
  • Заключительный этап (анализ осуществленного мероприятия)

Форма отчета:письменные ответы на вопросы к теме,анализ методической разработки воспитательного мероприятия.

Литература

Карабухин Б.В., Яненко Л.Ф., Пшеничная Л.Ф. и др. Рабочая книга методиста, куратора в ссузе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Крикунова Т.К. Практическая педагогика: воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учебное пособие для студентов педвузов. — М.: Академия, 1999.

Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. пед. уч. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.

Тема 9.Проектирование и конструирование воспитательного мероприятия

Вопросы для актуализации опорных знаний

  1. Характеристика форм воспитательной работы.
  2. Модель, проект и конструкт воспитательного мероприятия.
  3. Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия.
  4. Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия.

Задание.Подготовить к защите методическую разработку воспитательного мероприятия (на выбор из плана воспитательной работы руководителя учебной группы по специальности «Дошкольное образование»)

Форма отчета:письменные ответы на вопросы к теме, методическая разработка воспитательного мероприятия

Литература

Лекционные материалы по теме «Технология воспитательного мероприятия» /Учебно-методическая папка по предмету

Карабухин Б.В., Яненко Л.Ф., Пшеничная Л.Ф. и др. Рабочая книга

методиста, куратора в ссузе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Крикунова Т.К. Практическая педагогика: воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учебное пособие для студентов педвузов. — М.: Академия, 1999.

Тема 10. Просмотр и анализ воспитательного мероприятия

Задание 1. Сделать фотозапись воспитательного мероприятия

Структура и ход воспитательного мероприятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Задание 2. Осуществить письменный анализ воспитательного мероприятия. Сформулировать предложения по совершенствованию данного воспитательного мероприятия.

Приложение.Вопросы для анализа воспитательного мероприятия.

Вопросы для анализа воспитательного мероприятия

1. Цель и задачи воспитательного мероприятия.

2. Связь данного мероприятия с целями, задачами и направлениями воспитательной работы педагогического училища и колледжа.

3. Связь данного мероприятия с будущей профессией.

4. Соотношение активности преподавателя и студентов.

5.Характеристика различных составляющих воспитательного мероприятия:

— познавательная

— эмоциональная

— этическая

— эстетическая

6. Оценка значения мероприятия для социально-личностного и профессионального развития студента.

7. Рекомендации по закреплению полученных результатов воспитательного мероприятия и устранению его недостатков.

Основная литература

Карабухин Б.В., Яненко Л.Ф., Пшеничная Л.Ф. и др. Рабочая книга

методиста, куратора в ссузе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Крикунова Т.К. Практическая педагогика: воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учебное пособие для студентов педвузов. — М.: Академия, 1999.

Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. пед. уч. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. М.: Академия, 2001.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних профессиональных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учр. среднего проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.

Дополнительная литература

Карандышев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

Никитина Л.М. и др.

Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. А.В. Петровского. М.: Издательство Московского университета, 1986

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе /Авт.-сост. Л.А. Байкова, Л.А. Гребенкина и др. – М.: Педагогический поиск., 1999.

Щуркова Н.А. Классный руководитель.