Лекция на тему: «Особенности и содержание воспитательной работы в педагогическом колледже»

План:

1. Определение понятия «система воспитательной работы».

2. Особенности и содержание воспитательной работы в педагогическом колледже.

3. Система воспитательной работы куратора студенческой

группы.

4. Студенческое самоуправление как форма воспитательной

работы.

Введение. Одним из сложнейших феноменов современной педагогической действительности являются воспитательные системы учебных заведений — как декларируемые, так и реально существующие. Они объект пристального внимания ученых, практиков и журналистов. Чаще всего это авторские системы учителей-новаторов. Они работают в действительности, порождая подобные себе системы в опыте менее известных педагогов.

В наследие от прошлых лет нам остались описания воспитательных систем А. С. Макаренко, СТ. Шацкого, О.М. Ривеса, В.Л. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховатщого и других педагогов, бывших для своего времени новаторами и ныне ставших классиками.

1. Наиболее часто встречающееся понятие «система воспитательной работы». Это во-первых, упорядоченная совокупность взаимосвязанных внеклассных мероприятий, подчиненных педагогически целесообразным в данных условиях целям воспитания.

Во-вторых, это такая форма интеграции целей, воспитательных воздействий самих воспитателей (их авторов), которая позволяет сделать эффективным весь учебно-воспитательный процесс и максимально использовать положительный потенциал конкретных социально- педагогических условий. Воспитательная система образовательного учреждения, как правило, не просто реализует педагогически целесообразные цели воспитания, но выражает целостную воспитательную концепцию данного педколлектива.

В-третьих, это такое учебно-воспитательное учреждение, которое на практике, с высокой результативностью и устойчивостью осуществляет цель максимального развития личности студента на основе разработанной концепции не только в рамках учебно-воспитательного процесса, но и с включением в воспитание природной, материальной, предметно- эстетической, социальной среды.

Образовательное учреждение как воспитательная система выполняет роль своеобразного социально-педагогического центра, способного существенно влиять на процесс социализации, оставаясь при этом его частью и компонентом. Она школа воспитывающая. Современная воспитательная система любого образовательного учреждения должна быть адекватна

12 стр., 5522 слов

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовых ...

... пособия, мы исходили из мысли, что курсовая и выпускная квалификационная работы являются формой учебного исследования, и потому ограничились рассмотрением только тех сторон научного исследования ... трудностей, связанных с написанием и оформлением выпускной квалифицированной работы и приводим общую схему хода учебно-исследовательской работы. Весь ход научного исследования можно представить в виде ...

обществу. Чем сложнее состояние общества, социальная ситуация, в которой функционирует учебное заведение, тем сложнее его воспитательная система.

2. Функции воспитательного процесса:

  1. Интегрирующая функция приводит к соединению в одно целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные воздействия.
  2. Регулирующая функция направлена на упорядочение педагогических процессов, на управление ими.
  3. Развивающая функция обеспечивает динамику системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее функционирования, с другой
  • в ее поступательном развитии, обновлении, совершенствовании.
  1. Функция защиты.
  2. Функция коррекции.
  3. Функция компенсации.

Приоритетная роль в формировании ценностного самосознания молодежи, духовно-этических принципов отводится внеаудиторной воспитательной деятельности, ориентированной на создание такого качества молодежной среды, которая позволяет сочетать в себе две социально- психологические закономерности: (а) обеспечение процесса социализации гражданина в обществе, выбора им жизненной стратегии и (б) поддержку процесса индивидуализации личности.

Отсутствие целостной молодежной среды не позволяет рассчитывать на нравственно и физически здоровое будущее поколение. Отсюда проблема

  • недостаточная адаптация молодежной студенческой среды колледжа к противоречиям и потребностям окружающего социума, в которой объектом исследования, становится воспитательная система регионального многопрофильного колледжа, а предметом — молодежная среда как элемент воспитательной системы. Основная цель учебного заведения — формирова­ние конкурентоспособного специалиста с высоким коэффициентом индивидуальности и способного работать.

Сформулированы ведущие задачи воспитательной системы.

А) Развитие молодежной среды как элемента воспитательной системы многопрофильного колледжа, в рамках которой обеспечиваются условия для развития социальной, культурной и правовой компетенции личности, ее самоопределения в социуме.

Б) Управление процессом профессионального самоопределения студента колледжа.

Складывание среды как элемента воспитательной системы, в которую погружается личность, происходит посредством пяти направлений.

  1. Содержание культуры.
  2. Знаково-инструментальная система.
  3. Деятельность.
  4. Межличностные и социальные взаимоотношения.
  5. Продуктивный характер развития личности.

Основу воспитания должны представлять общечеловеческие ценности, т.е. такие общие понятия, которые, став ценностными ориентирами для растущего человека, помогали бы ему сформировать свой характер, побуждали бы его к высоконравственным мыслям, делам и поступкам.

Ведущим в обновлении системы, введения в нее новаций является метод педагогического моделирования. Это важное звено между целеполаганием и планированием. Модель системы, или «маленькая её кон­цепция» (В.А. Караковский), — умозрительно целостное представление строящейся или преобразуемой системы, внутреннее видение ее. Привлекательность такого моделирования состоит в возможности проиг­рывать очередной вариант системы, прогнозировать результаты ее реализации. Модель необходима и для создания новой системы, если это создание не плод случайного решения. Осмысленное создание новой системы предполагает: выдвижение ведущей идеи (своей или заимствованной), разработку построенной на ее основе концепции, овладение этой концепцией коллективным субъектом строящейся системы, создание внешних условий, благоприятных для ее становления и развития.

4 стр., 1857 слов

Создание системы воспитательной работы с учащейся молодежью

... воспитательной среды путем формирования информационной культуры у учащейся молодежи. В основу планирования деятельности молодежных ... Главная задача воспитательно-профилактической работы заключается в системе воспитательных воздействий, ... к каждому учащемуся колледжа. Все участники воспитательного процесса систематически ... родителей, с выполнением контрольно-воспитательных функций за учащимися данной ...

В колледже это схематически представлено в модели развития молодежной среды колледжа. В центре педагогического внимания находится личность, личностнозначимые цели и сферы отношений, потребность в реализации которых она испытывает, т.е. труд, досуг, здоровье, семья, образование, общение.

Формирование среды как объекта воспитательной деятельности, в которую включается личность, на временном отрезке предполагает следующие три этапа:

  1. диагиостико-мотивирующий (корректируется план воспитательной работы в соответствии с целями и особенностями поступивших студентов в определении ими своей жизненной стратегии, проводится анализ степени формирования ценностных ориентации, и составляются планы развития группы для вхождения в среду);
  2. формирующий (посредством организационного инструментария — воспитательной сети колледжа формируется воспитательное пространство личности, моделируется эффективная деятельность и развивается молодежная среда);
  3. поддерживающий (происходит закрепление формирующихся ценностно-содержательных основ личности через различные формы и ме­тоды воспитательного воздействия).

Основные направления реализации воспитательного процесса: развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации; обучение педагогического коллектива новым формам и методам воспитательной работы со студентами; сформирование модели развития молодежной субкультуры как элемента воспитательной системы многопрофильного колледжа; расширение сети служб социально- психологической помощи студентам; сформирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма.

Формы воспитательной работы.

Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков: от цели воспитания; от содержания и направленности воспитательных задач; от возраста учащихся; от уровня их воспитанности и личного социального опыта; от особенностей детского коллектива и его традиций; от особенностей и традиций региона; от технических и материальных возможностей школы; от уровня профессионализма учителя.

6 стр., 2852 слов

Формы воспитательной работы с осужденными

... Формы воспитательного взаимодействия составляют основу планов воспитательной работы в ИУ, в которых отражаются различные мероприятия, направленные на реализацию процесса перевоспитания. Формы воспитательного взаимодействия - это способы организации совместных усилий отдельных воспитателей, коллективов ... самого процесса, так и педагогическую деятельность сотрудников, воспитателей. . Принцип связи ...

Классификация форм.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция студентов и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать: когда нужно решить просветительские задачи; когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности; когда организаторские функции слишком сложны для детей; когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо; когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа: дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение; коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они: предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества; обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта; способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений; эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

11 стр., 5090 слов

Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

... противоречие между необходимостью обоснованного применения различных форм работы по сплочению ученического коллектива в учебно-воспитательном процессе и недостаточностью изученности данного вопроса ... совместимости. Ученический коллектив - группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ...

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке» наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать:

По времени подготовки и проведения: экспромт; относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации: организуемые одним человеком; организуемые группой участников; организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность: обязательное участие; добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми: «открытые» (для других, совместно с другими); «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания: словесные (конференции); практические (походы); наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности: организация познавательно-развивающей деятельности; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс — это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

10 стр., 4666 слов

Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в ...

... Сравнивая преподавание и воспитание как два вида педагогической деятельности, В.А. Сластенин подчеркивает, что воспитательная работа, осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо цель ...

В организации воспитательной работы придается огромное значение:

  • как созданию материально-технической базы для учебной и воспитательной деятельности (оборудованы читальные залы со свободным доступом в Интернет, компьютерные классы, видеозалы, спортивные комнаты, клубы, профилакторий, спортивный лагерь и другие социальные объекты в студгородке; финансируются различные мероприятия, например, работа студклуба);
  • так и содержательной стороне внеучебной деятельности.

Главными принципами учебно-воспитательной работы

являются:

  1. координация и взаимосвязь процессов обучения и воспитания;
  2. разумное соотношение административного управления и студенческого самоуправления;
  3. создание штата воспитательных кадров (заместителя директора по воспитательной работе, кураторов студенческих групп, ответственных за работу в общежитии, руководителей отдельных воспитательных под­разделений);
  4. создание воспитательной среды для непрерывности учебно- воспитательного процесса и организации свободного времени студентов.

Современные социально-экономические условия требуют от преподавательского состава обновления не только форм, но и содержания воспитательной деятельности, самой методики УВР.

Сегодня невозможен диктат, принуждение к участию в мероприятиях воспитательного характера. Необходимо помочь студенту выстоять в непро стых социально-экономических условиях и материально, и морально. На фоне политического кризиса, появления экстремизма в стране и, как следствие, усиления нигилистических, пессимистических настроений среди молодежи происходит деидеологизация внеучебной работы. В такой ситуации стержень внеучебной деятельности — социальная защита студенчества, которая должна превалировать над просветительско- развлекательной работой. Защищенность моральная и материальная, охрана здоровья, вторичная занятость студентов, помощь в трудоустройстве после окончания ссуза — такова стратегия деятельности по социальной защите. На этом базируются воспитательные концепции многих учебных заведений системы СПО.

Для целенаправленного сотрудничества со студентами, как активными субъектами воспитания, а не пассивными объектами авторитарного воздействия, необходимо широко внедрять формы организации свободного времени с учетом потребностей самих студентов. Хорошей школой привития профессиональных навыков будущим квалифицированным специалистам может стать совместная внеучебная деятельность подразделений, организация общетехникумовских мероприятий. Заслуживает внимания практика поручения каждому курсу, каждой группе проведение какого-либо мероприятия, чтобы каждый студент почувствовал себя в роли организатора.

Методика воспитательной работы и организации внеучебной деятельности должна быть: разработана с учетом профиля техникума, регио­нального компонента обучения и воспитания, научно-педагогического потенциала каждого, конкретного учебного заведения.

3. Система воспитательной работы куратора студенческой группы

Особую роль в воспитательном процессе выполняет куратор, который, выступая доверенным лицом администрации факультета, фактически организует учебно-воспитательную работу в студенческой группе, согласовывая ее с деятельностью ректора, деканата, коллегами- преподавателями, родителями и органами студенческого самоуправления.

3 стр., 1351 слов

Примерная структура характеристик студента и группы

... других студентов своей группы пользуется заслуженным авторитетом. Имеет друзей среди других студентов Академии. В общении со студентами ... развития коллектива и личности (по направлениям деятельности)   Выявленные про­блемы развития коллектива ... коллективе, уровень развития самоуправления. Характеристика организаторов работы в группе (инициатив ность, самостоятельность, требовательность к себе, ...

Воспитательная работа — работа творческая, но ее креативность должна быть представлена в системе, ибо воспитательная система — целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат. Успех деятельности зависит от профессионального мастерства педагога.

План — это средство повышения качества воспитательной работы куратора в высшей школе. Особенно это актуально на современном этапе модернизации Российского образования, смене воспитательных парадигм и ориентации высшей школы на подготовку специалистов высокообразованных, высококвалифицированных, умеющих самостоятельно принять ответственные решения в ситуации выбора,

прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся конструктивностью мышления, динамизмом, обладающих высокой культурой. В связи с тем, что процесс социализации и интеграции современных студентов оставляет желать лучшего, на первый план выдвигаются серьезные задачи по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Куратор в настоящее время часто выполняет обязанности классного руководителя в школе: это и взаимодействие с родителями, и индивидуальное и групповое консультирование, и воспитательные «мероприятия»: экскурсии, походы, вечера, КВНы, чаепития, кураторские часы. Поэтому куратору очень важно четко спланировать свою деятельность со студентами в течение года. Каждый специалист имеет свою технологию индивидуального планирования, но основные структурные элементы плана включают в себя следующие аспекты: индивидуальная работа, кураторские часы, взаимодействие с родителями, проведение групповых, обще факультетских и обще институтских дел. Самое важное план должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса. Чтобы план был действенным, «живым», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить дополнения и изменения. План составляется на весь учебный год с конкретным указанием месяца. Конкретность плана обеспечивается программой реальных дел и путей работы коллектива.

Куратор выполняет роли наставника студентов, диагноста, фасилитатора, старшего товарища. По отношению к группе, куратор выступает организатором, методическим руководителем, воспитателем, педагогом-психологом. Соответственно он выполняет социально — педагогическую, научно-методическую, организационно-воспитательную, коммуникативно-рефлексивную и аналитико-диагностическую функции.

Социально-педагогическая функция куратора предполагает воспитание уважительного отношения к профессии педагога, формирует ответственное отношение к учебной деятельности. Куратор осуществляет контроль за пропусками учебных занятий студентами, помогает в организации приоритетных направлений научно — исследовательской работы, развивает интерес к выбранной профессии; вырабатывает и координирует деятельность по реализации единых педагогических требований к студентам, организует участие студентов в важных учебных делах факультета и института — в олимпиадах, конкурсах, научных КВНах, студенческих проектах.

10 стр., 4605 слов

Анализ организации учебной деятельности студентов группы БУП-311

... В) Разработать рекомендации по решению выявленных проблем организации учебной деятельности студентов группы БУП-311. Объектом исследование является научная организация учебной деятельности Предмет ... эффективной формой ее реализации в вузе является организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС); г) четвертая особенность -- необходимость научной организации структурных компонентов ...

Научно-методическая функция в деятельности куратора является очень важной, так как решает задачи становления личности студента в педагога-профессионала, используя в своем арсенале огромный методический комплекс. Куратор помогает студентам в изучении личностных особенностей, собирая и накапливая необходимые сведения, которые помогают куратору в эффективной деятельности: фамилия, имя,

отчество, год рождения, социальное положение, адрес проживания семьи, место работы родителей, адрес проживания студента в период учебы, школа, в которой обучался студент до поступления в ВУЗ, перечень общественных поручений, материальная обеспеченность, участие в научно- исследовательской и кружковой работе, приоритетные досуговые интересы. Методическая работа куратора включает совместную разработку групповых мероприятий, знакомит с методикой проведения воспитательных дел, внедряет инновационные технологии воспитательной работы; дает студентам методические рекомендации по самовоспитанию, самообразованию, организации и проведению свободного времени.

Организационно-воспитательная функция куратора студенческой группы связана с насущными проблемами воспитания личности будущего специалиста, гражданина, семьянина. В своей деятельности куратор использует богатый набор педагогических форм, методов, средств воспитательной работы со студентами. Воспитательная функция куратора предполагает приобщение студентов к системе культурных традиций факультета, помощь в решении важных для группы коллективных личностно-ориентированных творческих дел, приобщает к трудовому воспитанию, активизирует творческий потенциал каждого студента и группы в целом, приобщает студентов к воспитанию системы освоения культурных ценностей, духовно-нравственных идеалов, эстетической культуры, этической морали и правил этикета, гражданской ответственности будущих педагогов.

Коммуникативно-рефлексивная функция тесно связана с тремя предыдущими и включает в себя все многообразие деятельности куратора: содействие развитию студенческого самоуправления; вовлечение каждого студента в общественную жизнь группы; оказание шефской помощи младшим курсам в эффективной адаптации к студенческой жизни; активизация творческого потенциала группы; приобщение студентов к здоровому образу жизни; повышение возможности самореализации каждого студента; развитие инициативы студентов; научение методам рефлексивного самоанализа, самооценки своих поступков, поведения.

Аналитико-диагностическая функция обеспечивает знакомство куратора со своей группой, она содержит формы, методы и приемы изучения личности студента; позволяет отследить показатели результативности взаимодействия. Для этого куратором используется различный диагностический инструментарий: «Тест Шмишека» (о наличии акцентуированных черт характера), тест «Дом. Дерево. Человек», «Исследование тревожности» (Ч. Спилберга), опросник Айзенка, позволяющий выявить особенности темперамента личности, «Социометрия» (выявление лидеров и отвергнутых в группе).

1 стр., 483 слов

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА НАД ВЫПУСКНОЙ       КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

... своей научно-исследовательской деятельности. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА НАД ВЫПУСКНОЙ       КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ Выполнение квалификационной работы представляет собой процесс написания и ... комиссии. Цель подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР) – подтверждение студентами квалификации бакалавра «педагога-психолога» на уровне, соответствующем ...

Различного рода педагогические анкеты, вопросники помогают куратору студенческой группы более эффективно организовывать работу со студентами, снять имеющие проблемы, помочь в преодолении трудностей.

4. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы

Быть ли самоуправлению в учреждениях СПО? Каждый педагогический коллектив может по-своему решить этот вопрос…

Самоуправление неминуемо возникнет в воспитательной системе, если обеспечивается единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов, находящихся во взаимосвязи, взаимодействии и развитии. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

Самоуправление в учебной группе. Педагогический коллектив Каменск-Уральского политехнического колледжа в своей работе руководствуется идеями А.С. Макаренко.

Каждому делу — свой организатор. Каждому разделу работы — орган коллектива.

Всем членам коллектива — конкретные права и обязанности.

В начале учебного года в каждой группе из числа наиболее ответственных и заинтересованных ребят выбирается так называемый актив группы, в состав которого входят староста, помощник (зам. старосты), культорг, физорг, профорг, учебный сектор, трудовой сектор, редколлегия, казначей.

Каждому организатору студенческих дел разработали памятку, инструкцию или положение о его правах и обязанностях. В колледже два раза в месяц проходит учеба актива групп, что значительно облегчает работу активистов и классного руководителя, ведь здесь ребята приобретают навыки организаторской работы, делятся опытом, получают необходимую информацию.

В Губкинском горном колледже самоуправление в группе организовано по следующей структуре: староста группы организует и контролирует работу своего заместителя, учебного сектора, ответственного за трудовой сектор, ответственного за дежурство. Зам. старосты отвечает за внешний вид, организует рейды по проверке внешнего вида. В состав учебного сектора входят консультанты, которые помогают в учебе своим одногруппникам; профорг группы организует и контролирует работу казначея, редактора, ответственного за культмассовую работу, и физорга.

Самоуправление на отделениях. Здесь большая роль отводится старостату и учебному сектору.

В Губкинском горном колледже ежедневно зав. отделениями проводят мини-планерки со старостами, где выдают распоряжения учебной группе на день. Староста отчитывается на отделении о проделанной работе в группе за день (посещаемость, успеваемость, культурно-массовая работа), обсуждаются возникшие проблемы. Полученные распоряжения доводятся до сведения группы, осуществляется контроль за их выполнением. Ежемесячно староста сообщает ребятам о результатах успеваемости и посещаемости по итогам месяца. В обязанности учебного сектора колледжа входит заполнение сводных ведомостей успеваемости и посещаемости. Актив группы предлагает кандидатуры из числа студентов на заседаниях старостата (два раза в месяц).

В Каменск-Уральском политехническом колледже старостат собирается еженедельно. Старосты отчитываются о работе, обсуждают возникшие вопросы. Большую работу по заполнению ведомостей, зачетных книжек, по контролю успеваемости в группе ведет учебный сектор. А после каждой сессии проводятся заседания стипендиальной комиссии под пред­седательством директора колледжа. В состав комиссии входят, наряду с зав. отделениями, социальным педагогом, педагогом-психологом, классными руководителями, старосты и активисты групп. Ребята заполняют план-отчет группы за семестр и рассказывают о своих успехах и проблемах.

Контроль за учебной дисциплиной и посещаемостью в Оскольском политехническом колледже проводится ежемесячно. Старосты и классные руководители анализируют эти показатели и по итогам полугодия совместно с зав. отделениями по специальности принимают решения в отношении отдельных студентов. К недобросовестным студентам применяются различные виды взысканий: уменьшение и снятие надбавок к стипендии, административные взыскания.

Органы самоуправления на уровне техникума (колледжа).

В Каменск-Уральском политехническом колледже они представлены Молодежной организацией студентов, профсоюзной студенческой ор­ганизацией и советом актива «Лидер», которые действуют на основании положений об этих общественных организациях. Кроме того, студенты входят в совет колледжа. 19 мая 2004 г. по инициативе учащихся и при поддержке директора была создана Молодежная организация. Предварительно студенты-волонтеры провели анкетирование ребят, а по итогам анкет решили, что «Молодежке» в колледже быть! Причем самостоятельной, но в сотрудничестве с Молодежной организацией ОАО «СУАЛ-филиал-УАЗ». Основными направлениями своей деятельности опре­делили пропаганду здорового образа жизни, шефскую работу на отделениях, помощь в адаптации первокурсников. Ребята из «Молодежки» подготовили и провели Праздник посвящения в студенты, праздничный вечер «Комсомолу посвящается», Татьянин день, анкетирование абитуриентов, собрали необходимые материалы для информационной студенческой линии с целью адаптации первокурсников. Учащиеся колледжа активно участвуют во всех городских мероприятиях, проводимых Комитетом по делам молодежи города. Совместно с Молодежной организацией ОАО «СУАЛ-филиал-УАЗ» провели круглый стол -встречу со студентами из Соликамского магниевого техникума, на котором показали мультимедийную презентацию своего учебного заведения и «Модели организации студенческого самоуправления в Каменск-Уральском политехническом колледже».

Молодежная организация студентов колледжа в 2005 г. приняла участие во Всероссийском конкурсе моделей организации студенческого самоуправления и получила диплом III степени в номинации «Опыт взаимодействия органов самоуправления в одном образовательном учреждении».

Основной задачей студенческого профсоюзного комитета является защита и социальная поддержка. Ребята из профкома Каменск-Уральского

политехнического колледжа взяли под контроль дежурство в подшефных аудиториях, разработали положение о социальной поддержке и поощрении, провели Неделю добра с выходом на субботник в Дом ветеранов. Всю работу профком студентов и совет Молодежной организации четко разграничили, чтобы не было дублирования, но работают в тесном сотрудничестве. Третий год члены совета актива «Лидер» и Молодежной организации участвуют в городском проекте молодежного самоуправления. В последние два года команда Каменск-Уральского политеха завоевывала в проекте первые места и ребята два летних месяца работали дублерами мэра города и его за­местителей. Это была хорошая школа лидерства, и сейчас полученный опыт ребята передают активистам колледжа. На уровне города Каменск-Уральский работает городской студенческий совет, в состав которого входят и наши студенты.

В Губкинском горном колледже высшим органом самоуправления является студенческий совет, который состоит из представителей отделений и общественных организаций. Руководит студсоветом председатель, а работа ведется по секторам:

  • культурно-массовый — организация и проведение мероприятий, содействие в деятельности общественных организаций, создание базы данных на одаренных детей;
  • трудовой — создание трудовых отрядов (и строительных, и для поддержания общественного порядка); выявление студентов, нуждающихся в трудовой занятости в свободное время; работа с членами профсоюзной организации;
  • информационный — обеспечение гласности, проведение социологических опросов;
  • молодежно-патриотический — профориентация, курирование работы клубов патриотического направления, работа с музеем;
  • социальный — распределение социальных «льгот» и материальной помощи, работа со студентами группы риска;
  • научный — помощь в подготовке студенческих конференций, дискуссий, формирование и развитие интеллектуального потенциала обу­чающихся в колледже;
  • Спортивно-оздоровительный — помощь в подготовке и проведении спортивных соревнований, пропаганда здорового образа жизни.

Высшим органом студенческого самоуправления в Ачинском политехническом техникуме является студенческий совет, в который входят старосты и представители каждой учебной группы. Кандидатуры в совет выбираются на собрании группы. Далее на заседании студсовета выбираются кандидатуры в совет техникума. Работа совета осуществляется на основании положения о студенческом совете, разработанного при активном участии всех учащихся техникума. В студсовете три структурных подразделения: старостат, студенческий профком и рабочие отделы (информационный, трудоустройства, спортивный, учебный, культмассовый).

Студенческий совет техникума совместно с городским центром занятости проводит «Презентацию выпускников», где некоторые ребята получают приглашение на работу. На ежемесячных заседаниях совета рассматриваются вопросы, касающиеся промежуточной аттестации студентов; организация и планирование мероприятий внутри техникума и участие в мероприятиях города. В начале учебного года членами студенческого совета проводится анкетирование учащихся по запланированным делам. При составлении плана работы на год мнение каждого из опрошенных играет немаловажную роль.

В Оскольском политехническом колледже для развития общественной активности и инициативности студентов, формирования у них организаторских навыков сформирован студенческий совет, в составе которого:

спортивный совет (организация спортивных состязаний между группами колледжа);

совет культуры (информирование о выставках, репертуаре театра и кинотеатров, о гастролях); совет порядка (организация дежурства при проведении общеколледжных мероприятий, рейды в общежитие);

социальный совет (социальная помощь, работа профкома по поощрению студентов);

художественный совет (организация и проведение общеколледжных мероприятий); информационный совет (наглядность, ор­ганизация конкурсов газет и плакатов, выпуск общеколледжной газеты «Винегрет» (16 выпусков за год), оформление стендов «Студенчества чудесная пора», «Наш город», «Пока не поздно»).

Большое внимание уделялось организации исследовательской работы студентов. Традиционные студенческие конференции явились базой для проведения итоговой научно-практической конференции «Взгляд в XXI век».

Самоуправление в студенческом общежитии. В студенческих общежитиях всех колледжей и техникумов созданы студсоветы, которые совместно с воспитателями организуют активную жизнь ребят, живущих в общежитии. Студсоветы общежитий озабочены не только досугом, но осуществляют контроль за учебной дисциплиной и посещаемостью, дисциплиной в самом общежитии, организуют соревнование на лучшее сани­тарное и эстетическое состояние комнат.

Методы морального и материального стимулирования. Для развития у студентов стремления к высоким показателям в учебе, к активному участию в общественной жизни используются разнообразные способы поощрения.

Ежегодно в Ачинском политехникуме проводятся конкурсы на определение самой лучшей группы и «Лучший студент года». Положения об этих конкурсах разработаны совместно с членами студсовета. При подведении итогов этих конкурсов разгораются «баталии», ведь выбрать самого лучшего всегда нелегко. В ежемесячнике «Техникум Тйпеа» освещаются будни и праздники техникума, результаты конкурсов.

По итогам работы за семестр студенческий совет отмечает лучших активистов общественной жизни и представляет их кандидатуры в администрацию техникума для назначения их на поощрительные стипендии.

В Оскольском политехническом колледже используются следующие способы поощрения. Для обучающихся на «хорошо» и «отлично» установлены надбавки к стипендии. За особые успехи в учебной, научной и общественной деятельности студенты дополнительно поощряются стипендиями вышестоящих организаций. В 2003/2004 учебном году были назначены: на стипендию Правительства РФ — один человек; на стипендию администрации Белгородской области — один человек; на стипендию администрации г. Старый Оскол и Старооскольского района — трое; на стипендию фонда «Поколение» — четверо. За активное участие в профсоюзной и культурно-массовой деятельности 12 студентов были по­ощрены областной профсоюзной стипендией.

В Каменск-Уральском политехническом колледже разработаны положения различных конкурсов и смотров:

«О городском Фестивале «Весна КУПК»»; «О дежурстве по группе и колледжу»; «О соревновании между группами отделения»; «О смотре- конкурсе на лучший курсовой проект и на лучшую курсовую работу»;

«О проведении смотра-конкурса художественной самодеятельности»; «На лучшую группу по физической культуре и спорту»; «На лучшую комнату в общежитии». Итоги этих смотров и конкурсов подводятся два раза в год, лучшие группы и студенты получают грамоты, благодарственные письма, ценные подарки, премии. Об их достижениях рассказывает студенческая газета «Мир КУПК», студенческая телестудия

«Альянс» и стенд «Жизнь колледжа». Ежегодно из числа лучших студентов выдвигаются кандидатуры на поощрение городской молодежной премией, на назначение стипендий губернатора Свердловской области и Правительства РФ. Так в 2004 г. пятеро студентов поощрены городской молодежной премией в области образования; пяти назначены губернаторские стипендии; одной студентке — стипендия Правительства РФ.

Умело организованное студенческое самоуправление оказывает неоценимую помощь в проведении воспитательной работы. Развитие студенческого самоуправления способствует социальной адаптации ребят, их гражданской ответственности, активизации художественного и научного творчества, профессиональной социализации студенческого коллектива.

Заключение. Таким образом, открытое взаимодействие куратора и студентов способствует установлению доверительных отношений, развитию творческих способностей студентов, формированию социальной ответственности будущих специалистов, расширению полномочий органов самоуправления в группе, активизации творческого потенциала группы и каждого студента, осуществлению индивидуального подхода к каждому студенту и установлению теплых, доверительных отношений с родителями студентов, коллегами-преподавателями, деканатом, ректоратом.

Список литературы:

  1. Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация в средних специальных учебных заведениях. Авт. А.Ф. Щепотин, А.П. Шеховцов. М., 2003. 176 с.
  2. Воспитательная работа куратора со студентами в средних специальных учебных заведениях /Сост. А.М. Лифшиц. М., 2002. 35 с.
  3. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы // СПО. №8, 2006.