Психология массовых коммуникаций 3

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МОСКВА)

ФАКУЛЬТЕТ

«Предпринимательство в культуре»

ПРОГРАММА КУРСА

Специальность: 350 400 Связи с общественностью

МОСКВА — 2011

Составитель:

И.М.Дзялошинский. канд.филол.наук, председатель Совета директоров Независимого института коммуникативистики, профессор ГУ ВШЭ Москва,

Соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования второго поколения (опд. Ф.16) по специальности по специальности 350 400 Связи с общественностью

Программа предназначена для студентов факультета «Предпринимательство в культуре».

Утверждена на заседании Учебно-методического совета Международного университета (в Москве) «______"__________200__г., протокол №____.

Согласования:

Декан факультета

«Предпринимательство в культуре» Хангельдиева И.Г.

Заведующая библиотекой Ключко Е.С.

Старший эксперт УМО Морозова Т.А.

С О Д Е Р Ж, А Н И Е

стр.

  1. Цели и задачи дисциплины…
  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…
  3. Объем дисциплины и виды учебной работы…
  4. Содержание теоретического курса …
  5. Темы практических и семинарских занятий …
  6. Задания для самостоятельной работы студентов…
  7. Темы рефератов, курсовых работ…
  8. Вопросы для подготовки к экзамену или зачету…
  9. Учебно-методическое обеспечение…
    1. Литература… 17.
    2. Методические рекомендации … 20

4

4

4

6

14

15

15

16

17

1. Цели и задачи курса

Цель курса:

Дать общие понятия о психологических особенностях массовой коммуникации, познакомить студентов с профессиональной терминологией, методами коммуникативной деятельности.

Задача курса

Обучить студентов практическому решению проблем, возникающих при взаимодействии со средствами массовой коммуникации.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

«В результате изучения дисциплины специалист должен»

знать: …

историю и современную практику психологии массовой коммуникации и различные ее виды и формы;

уметь: …

использовать полученные знания для установления и поддержания необходимых связей с людьми и организациями;

использовать методики и техники психологии массовой коммуникации в своей практической работе.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Количество часов

№ семестра

9

Аудиторные занятия

36

В том числе:

Лекции

18

Семинары

18

Самостоятельная работа студентов

94

Итого часов

130

Виды итогового контроля

Зачет

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения ___очная__

темы

Наименование

Лекции

Семинары

Самостоя-

тельная

работа

Тема 1

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

1

6

Тема 2

Понятие общения.

1

6

Тема 3

Массовая коммуникация как явление социальной психологии

1

6

Тема 4

ЛИЧНОСТЬ И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

1

3

6

Тема 5

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1

1

8

Тема 6

Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации

1

1

4

Тема 7

СМИ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1

1

6

Тема 8

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

4

Тема 9

Психология творчества в сфере коммуникации

2

2

6

Тема 10

ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

2

2

4

Тема 11

ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

2

2

12

Тема 12

ПСИХОЛОГИЯ СЛУХОВ

2

2

6

Тема 13

ПСИХОЛОГИЯ МОДЫ

1

2

10

Тема 14

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1

2

10

Итого:

18

18

94

4. Содержание курса

Тема 1. Массовая коммуникация как предмет психологии

Массовое общество. Массовая культура. Массовая коммуникация. Основные особенности mass communication: массовость аудитории, гетерогенность аудитории, использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации, быстрое распространение сообщений, относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации. Л.В. Петров об уникальных свойствах массовой коммуникации: диахронность, диатопность, мультиплицирование, симультанность, репликация. Средства массовой информации и их роль в массовой коммуникации. Влияние формы (СМИ) на содержание информации. Демассификация средств связи в условиях информационного общества (О. Тоффлер).

Массовая коммуникация: психологический и социально-психологический аспекты изучения. Психологические функции массовой коммуникации, характеристики звеньев коммуникативной цепи. Источник информации (коммуникатор) и психологические аспекты доверия к нему. Информационное сообщение: соотношение информационного, рационального и эмоционального. Учет возрастных, национально-культурных, социальных и др. особенностей аудитории, при организации массовых информационных процессов.

Методология и методы психологических исследований массовой коммуникации. Возможности бихевиоризма, теории групповой динамики, когнитивизма, интеракционизма, социометрии и других учений и школ в изучении массовой коммуникации. Р. Парк, Ч. Кули и У. Липман о массовой коммуникации как общении членов массы. Г. Лассуэлл о структуре и функциях коммуникации в обществе. Р. Мертон и П. Лазарсфельд о социальной роли массовой коммуникации. Б. Берельсон, Э. Катц и Г. Годэ о «двухступенчатом потоке коммуникации». М. Маклюэн о массовой коммуникации. Принципы культивационного анализа Анненбергской школы.

Тема 2. Социально-психологические основы Массовой коммуникации

Общение как универсальное взаимодействие в человеческой среде. Межличностное и межгрупповое общение. Коммуникация как фактор общения (психологический и социальный контакт, обмен знаковой информации).

Коммуникация как знаковая регуляция поведения людей. Виды коммуникации (прямая — непрямая, публичная — частная, межличностная — массовая, с обратной связью и без обратной связи, формальная и неформальная).

Коммуникация значения и коммуникация убеждения. Особенности межличностной коммуникации. Коммуникативная связь. Коммуникация как система. Три стадии коммуникации. Условия адекватной коммуникации. Функции коммуникации.

Двухступенчатый характер массовой коммуникации, лидеры мнения, влияние группы. Массовая коммуникация как канал межгруппового общения. Три стороны общения в массовой коммуникации. Язык массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации.

Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием. СМИ как инструмент убеждения и мобилизации. Имиджи, медиасобытия, псевдособытия и прочие инструменты медиамифологии как условие манипулирования массовым сознанием.

Тема 3. Личность и массовая коммуникация

Средства массовой информации в жизни индивида. Структура личности как база восприятия информации (потребности, интересы, ценности, знания, нормы, установки) и как главный барьер на пути влияния массовой коммуникации. Мотивация и ожидания в механизмах обращения аудитории к СМИ. Мотивационная структура личности. Потребности, интересы, стремления и влечения личности как факторы массовой коммуникации. Сознание и подсознание. Коллективное бессознательное. Архетипы. Мифы. Ценности. Убеждения. Предрассудки.

Социальная психология личности. Социотипы личности. Направленность личности. Теории целенаправленного поведения личности. Предрасположение личности в пользу своего «я».

Тема 4. Восприятие и понимание текстов массовой коммуникации как психологическая проблема

Основные формы информационно-потребительской активности. Ориентация на понимание — сущностная характеристика информационно-потребительской деятельности. Процессуальные характеристики информационно-потребительской деятельности. Факторы, влияющие на эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации.

Процесс восприятия как системная целостность. Интерес как главный фактор активной коммуникации.

Внимание. Понятие внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Активное — пассивное внимание. Сознательное- бессознательное внимание. Интерес как фактор пробуждения и поддержания внимания. Объем внимания. Избирательность. Сосредоточение. Распределение. Интенсивность. Константность. Этапы внимания как процесса. Характерные особенности процесса внимания. Распределение внимания. Переключение внимания. Концентрация внимания. Внимание устойчивое, неустойчивое, интенсивное. Расстройство внимания. Факторы привлечения внимания в процессе массовой коммуникации. Журналист как организатор внимания в процессе массовой коммуникации.

Восприятие. Понятие восприятия. Восприятие как процесс. Апперцепция. Структура восприятия. Условия восприятия. Роль интереса. Фигуры и фон. Порог восприятия. Значение интереса. Роль эмоционального состояния реципиента. Узнавание.

Особенности восприятия информации различными социальными, демографическими и профессиональными группами. Избирательность восприятия и усвоения интерпретации. Разные уровни восприятия и усвоения сообщения.

Факторы, влияющие на восприятие. Особенности восприятия как психологического явления: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, целенаправленность. Роль воображения. Выборочность восприятия. Самоотбор. Значение психического состояния индивида. Влияние социальных, социально — психологических и психологических ситуаций на избирательное отношение аудитории к информации.

Способы воздействия на аудиторию. Убеждение и внушение как методы воздействия. Влияние групп общения на отношение к сообщению. Взаимодействие субъекта и объекта в информационном процессе. Психологические аспекты активизации аудитории.

Тема 5. Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации.

Коммуникативные барьеры и ошибки: перцептивно-интерпретационные, диспозиционные, статусные, семантические и др. Потери информации в коммуникации. Другие «барьеры» массовой коммуникации (особенности психологических характеристики личности, физические — пространственные и временные, коммуникативные — социально — психологические факторы и состояния личности и группы).

Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации. Коммуникативные барьеры и ошибки: перцептивно-интерпретационные, диспозиционные, статусные, семантические и др. Потери информации в коммуникации.

Эмоции и чувства в массовой коммуникации. Понятие «массового человека». Психология толпы. Психология паники.

Нормальные и анормальные психические состояния в массовой коммуникации.

Тема 6. Сми и массовое сознание: психологические аспекты взаимодействия

Массовое сознание как социальный феномен. Массовое сознание, социальная психика, общественное мнение, общественные настроения. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации.

Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием. СМИ как инструмент убеждения и мобилизации. Имиджи, медиасобытия, псевдособытия и прочие инструменты медиамифологии как условие манипулирования массовым сознанием. Аудитория как социальная группа. Социологические и психологические аспекты изучения аудиторий. Типология аудитории. Сегментация аудитории.

Тема 7. Массовая коммуникация как деятельность

Коммуникация как деятельность по производству, распространению и восприятию массовой информации. Основные виды коммуникативной активности: Подражание, Диалог, Управление. Структурные элементы коммуникативной деятельности:

  • Субъект коммуникативного процесса
  • Цели (классификация по целям)
  • Объекты (классификация по объектам)
  • Средства (классификация по средствам)
  • Технологии (классификация по технологиям)
  • Формы коммуникационной деятельности

Тема 8. Психология творчества в сфере коммуникации.

Психология творчества как: 1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности; 2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества, — способностей, таланта, гениальности и пр.; 3) изучение влияний, испытываемых личностью при ее вхождении в творческий коллектив; 4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, — групповой дискуссии, мозговой атаки, некоторых психофармакологических средств.

Творческие способности и творческое мышление. Механизмы творчества. Комбинирование, агглютинация, акцентирование, типизация.

Психодиагностика творческих способностей. Резервы творческих возможностей. Методы активизации творческого мышления.

Психологические особенности научного творчества. Психология творчества ПР-мена, создателя рекламы, имиджмейкера, журналиста.

Коммуникативные и организационные качества личности. Психологические особенности творческого работника в связях с общественностью.

Тесты достижений, интеллектуальные тесты, тесты способностей, социально-психологические тесты, проективные тесты. Психодиагностика способностей к обучению и самообучению.

Тема 9. Психология пропаганды

СМИ как «четвертая власть». Приоритетная роль масс-медиа в управлении массовым сознанием: высокоэффективные технические средства, научные методы воздействия на людей, программирование поведения.

Процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость. Способы побуждения людей к действию. Два пути влияния пропаганды: посредством информации об окружающем мире и через изменение самого реципиента (изменение потребностей, интересов, ценностей и т. д.).

Изучение реальных и потенциальных аудиторий с точки зрения их ориентаций и потребностей в определенной информации.

Объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды. Формирование, закрепление и изменение установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость.

Манипулирование. Формы манипулирования общественным мнением: утаивание информации, смещение акцентов, искажение информации. Языковое манипулирование: понятие, разновидности, механизмы. Манипулирование через обращение к эмоциям. Манипулирование через обращение к социальным установкам. Манипулирование через обращение к представлениям о мире.

Пропаганда и политическая агитация. Имидж политика через призму СМИ. Психологические способы влияния СМИ на участников предвыборных кампаний.

Тема 10. Психология рекламного воздействия

Закономерности массового сознания и реклама. «Среда» рекламы. Психотехнология рекламной стратегии.

Мотивация и психологические задачи в рекламе. Замена уникального торгового предложения имиджем товара. Установки и стереотипы в рекламной практике. Технология создания имиджа: ассоциации, проекции «свидетельства», апелляция к «лидерам мнений».

Психология восприятия рекламы. Внимание и понимание в рекламе. Особенности возрастной, половой, социально-классовой психологии и рекламное воздействие. Социальные и половозрастные стереотипы в рекламе.

Виды рекламного психологического воздействия. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты рекламного воздействия. Информирование, убеждение, внушение, побуждение.

Психологическая направленность рекламного текста: значение и смысл, «теплые» и «холодные» слова и т. д. Структура слогана. Речевое воздействие в рекламе: основные сферы и разновидности. Скрытые и явные сравнения. Имплицитная информация в рекламе.

Игровые приемы в рекламе: мифология, парадоксы, каламбуры, стилистические диссонансы, рифма, идеологизмы.

Невербальная составляющая рекламного сообщения. Цвет в рекламе. Дизайн рекламы. Национальные традиции в рекламе.

Реклама в прессе, по радио, по телевидению, наружная реклама, транзитная реклама: психологические аспекты.

Понятие коммуникативной эффективности рекламы. Основные критерии коммуникативной эффективности: распознаваемость (идентифицируемость), запоминаемость, притягательная и агитационная сила сообщения.

Тема 11. Психология слухов

Слухи как специфический вид межличностной коммуникации. Слухи как отражение общих социальных стереотипов и установок аудитории. Слухи как отражение общественного мнения и общественных настроений. Слухи как выражение информационной ситуации в регионе.

Природа слухов. Слух как СМИ, или «самая массовая из всех массовых коммуникаций». Самотранслируемость, устность, анонимность и иные особенности слухов.

Классификация слухов: 1) экспрессивные слухи — эмоциональные состояния, выражаемые в содержании слухов, а также типы эмоциональных реакций: слух-желание, слух-пугало, агрессивный слух; 2) слухи ложные, полуложные, близкие к действительности (по степени достоверности); 3) прямые слухи, опосредованные слухи, контрслухи.

Факторы циркуляции слухов. Информационный вакуум как основной фактор слухов. Каналы распространения слухов. Устные слухи, аудиослухи, видеослухи, графические слухи. Роль СМИ в распространении слухов.

Психология искажения сообщения в процессе передачи слухов. Эффект фасцинации. Борьба со слухами.

Тема 12. Психология моды

Социология и психология моды. Мода как социально-психологический феномен. Социокультурная роль моды.

А. Смит о влиянии моды на эволюцию одежды, мебели, архитектуры, музыки, нравственности. Особая роль вкусов элиты в распространении моды. Г. Спенсер о двух видах подражательных действий. Стремление к равенству с лицами более высокого статуса как основной мотив возникновения моды.

У. Самнер о нормативном и принудительном характере моды. Г. Тард о моде и обычае как двух основных видах подражания. Г. Зиммель о классовом (бессословном) характере моды (мода как удовлетворение двойственной потребности человека — отличаться и быть похожим на других).

Т. Веблен о роли престижа, демонстративности и «показного потребления» в функционировании моды. Э. Сепир о месте моды в личностной идентификации, самовыражении и укреплении «я», благодаря социально санкционированному отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм.

Г. Блумер о моде как средстве внедрения новых социальных форм и адаптаций к ним в изменяющемся мире. Современные представления о социально-психологических механизмах функционирования моды.

Тема 13. Эффективность массовой коммуникации: психологические аспекты

Понятие эффективности, эффекта, действенности (результативности) массовой коммуникации. Три исторически сложившихся подхода к оценке эффективности массовой коммуникации. Основные эффекты массовой коммуникации: нейтральная реакция, малые изменения, перестройка взглядов («конверсия»).

Факторы, делающие конверсию возможной. Кратковременные и долговременные эффекты. Убеждения и внушения как формирующие эффекты массовой коммуникации. Социально-психологические эффекты массовой коммуникации.

Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне: планируемые и непланируемые (преднамеренные и непреднамеренные), краткосрочные и долгосрочные (индивидуальный отклик — индивидуальная реакция, кампания в СМИ — коллективная реакция, распространение инноваций — социальный контроль).

Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне: установление «пунктов повестки дня», «спираль молчания», «информационный дефицит» (П. Бергер, Т. Лукман, Э. Ноэль-Нойман и др.).

Методы психологического воздействия в массовой коммуникации. Подражание, заражение, внушение. Самовнушение. Формы косвенного внушения: намек, косвенное одобрение и косвенное осуждение. Симптомы огруппления мышления.

Убеждение. Психологические модели убеждающего воздействия. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории.

Роль групповых факторов в процессе убеждения. Понятие массовых вкусов. Конформизм. Ситуационные моменты, эмоциональные состояния аудитории как переменные, сказывающиеся на эффективности массовой коммуникации. Информационный климат, господствующие стереотипы, массовидность интенсивности, продолжительность информационного воздействия. Роль обратной связи.

Теории медиаэффектов. Эффект аудитории, эффект аккумуляции, эффект зрителя-наблюдателя, эффект запоздалой реакции, эффект ложного консенсуса и т. д.

Критерии, способы и методы оценки эффективности массовой коммуникации. Анализ цепи массовой коммуникации как главный путь к повышению ее эффективности.

Механизмы психологической защиты (вытеснение, проекция и рационализация) и их проявления в массовой коомуникации.

5.Темы практических и семинарских занятий

темы

Наименование

Семинары (Время)

Тема 4

ЛИЧНОСТЬ И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

3

Тема 5

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1

Тема 6

Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации

1

Тема 7

СМИ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1

Тема 9

Психология творчества в сфере коммуникации

2

Тема 10

ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

2

Тема 11

ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

2

Тема 12

ПСИХОЛОГИЯ СЛУХОВ

2

Тема 13

ПСИХОЛОГИЯ МОДЫ

2

Тема 14

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

2

6. Задания для самостоятельной работы студентов

темы

Наименование

Самостоя-

тельная

работа

Тема 1

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

6

Тема 2

Понятие общения.

6

Тема 3

Массовая коммуникация как явление социальной психологии

6

Тема 4

ЛИЧНОСТЬ И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

6

Тема 5

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТОВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

8

Тема 6

Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации

4

Тема 7

СМИ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

6

Тема 8

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4

Тема 9

Психология творчества в сфере коммуникации

6

Тема 10

ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ

4

Тема 11

ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

12

Тема 12

ПСИХОЛОГИЯ СЛУХОВ

6

Тема 13

ПСИХОЛОГИЯ МОДЫ

10

Тема 14

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

10

7.Тематика рефератов и/или курсовых работ

  1. Массовая коммуникация как социальный феномен.
  2. Методы изучения аудитории с позиций решения различных коммуникационных задач.
  3. Стереотипизация как условие осуществления массовой коммуникации.
  4. Массовая коммуникация как фактор регулирования массового поведения.
  5. Особенности межличностного общения и массовая коммуникация
  6. Значение авторитета и престижа источника массовой коммуникации.
  7. Роль источника массовой коммуникации как «привратника».
  8. Условия осуществления массовой коммуникации в потоке информации.
  9. Сочетание вербальной и невербальной коммуникации и как условие эффективности коммуникации.
  10. Понятие эффективности массовой коммуникации.
  11. Барьеры массовой коммуникации.
  12. Способы привлечения и удержания внимания в массовой коммуникации.
  13. Запоминание как цель массовой коммуникации.
  14. Условия понимания сообщения в массовой коммуникации.

8. Вопросы для подготовки к зачету

Коммуникатор: психологические аспекты изучения

Манипулирование: природа, формы и механизмы

Массовая коммуникация: психологический и социально-психологический аспекты анализа

Массовая культура: понятие, признаки, функции.

Массовое сознание: природа, структура, механизмы функционирования

Методология и методы психологических исследований массовой коммуникации

Механизмы творчества. Методы активизации творческого мышления

Нормальные и анормальные психические состояния в массовой коммуникации

Особенности воздействия различных СМИ как следствие различия их выразительных средств

Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации

Подражание, заражение, внушение.

Виды коммуникации. Понятие массовой коммуникации. Особенности аудитории массовой коммуникации. Язык массовой коммуникации. Условия возникновения массовой коммуникации. Цель массовой коммуникации. Источник массовой коммуникации. Роль авторитета и имиджа коммуникатора. Сообщение в массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Особенности печати как средства массовой коммуникации. Особенности радио как средства массовой коммуникации. Особенности телевидения как средства массовой коммуникации. Особенности компьютерных сетей как средства массовой коммуникации. Аудитория в цепи массовой коммуникации. Барьеры в цепи массовой коммуникации. Психологические барьеры в цепи массовой коммуникации. Сегментация аудитории. Понятие эффективности массовой коммуникации. Объективные и субъективные факторы эффектов массовой коммуникации. Внимание как фактор функционирования массовой коммуникации. Восприятие как фактор функционирования массовой коммуникации. Понимание сообщения как фактор функционирования массовой коммуникации. Массовая коммуникация и массовое поведение. Мода и массовая коммуникация. Понятия общение и коммуникация.

Психологические механизмы восприятия содержания в массовой коммуникации

Психологические механизмы коммуникативного воздействия на личность и массы

Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации

Психология творчества в коммуникационном процессе

Психология творчества журналиста

Стереотипизация сознания и поведения в массовой коммуникации

Творческие способности и творческое мышление

Убеждения. Психологические модели убеждающего воздействия

Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне

Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне

9. Учебно-методическое обеспечение курса

9.1. Литература

Основная литература

Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. — Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.

Мельник А.Н. Mass Media: психологические процессы. — М., 1996.

Муравьева Н.В. Коммуникативные стратегии журналиста. М., 1998.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. Спб., 1996.

Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000.

Дополнительная литература

Абульханова К.А. и др. Российский менталитет: вопросы социологической теории и практики. М., 1997.

Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии.1986.№ 1.

Американская социологическая мысль. М., 1994.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

Артур Ч. Кларк После Вавилона: век коммуникационых спутников //40 мнений о телевидении. М., Искусство, 1978.

Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских политических метафор. М., 1994.

Барт Р. Риторика образа / Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. М., 1999.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб., 1992.

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1997.

Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. М., 1998.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1983.

Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии. СПб., 1998.

Бэндлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. Симферополь, 1998.

Вильчек В.М. Атлас российского телевидения. М., 1997.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.

Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. — Журналист и информация. М., 1993.

Гоулстон М., Гольберг Ф. Психологические ловушки. СПб., 1996.

Грушин Л.Я. Массовое сознание. М., 1987.

Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.

Дилигенский Г. П. Социально-политическая психология. М., 1996.

Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. — Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. М., 1996.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

Зарецкая Е. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб., 1999.

Канетти Э. Массы и власть. М., 1996.

Купина Н. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь, 1995.

Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. М., 1996.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

Левин Ю. О семиотике искажения истины: Истина в дискурсе / Избр. труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

Леонтьев А.А. Телевидение глазами психолога. М., 1982.

Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль. М., 1994.

Массовая информация и коммуникация в современном мире. М., 1989.

Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.

Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телевидении. М., 1990.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., Наука, 1976.

Московичи С. Век толп. М., 1996.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.

Муратов С. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Искусство, 1983.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.

Одайник В. Психология политики. СПб., 1996.

Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М., 1995.

Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании. М., 1996.

Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. Смоленск, 1997.

Прохоров Е.П. Психологические проблемы эффективности журналистской деятельности. — «Журналист. Пресса. Аудитория», выпуск № 3, Л., 1986.

Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.

Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1986.

Рощин С.К. Журналистика и психология. М., 1989.

Руус В. Значение престижности коммуникатора для эффективности коммуникативного воздействия. Смысловое восприятие речевого сообщения.М., 1976

Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб., 2000.

Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации).

М, 1976. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996.

Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. Спб 1996.

Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. М., 1975.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

Черепанова И.Ю. Дом колдуньи: язык творческого бессознательного. М., 1996.

Шариков А.В. Ритм городской аудитории России. М., 1997.

Шерковин Ю.А. Процессы памяти и массовая коммуникация. М., 1983.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы масcовых информационных процессов. М., 1973.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М., 1991.

Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб., 1997.

9.2. Методические рекомендации

Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекций и workshop-ов. (Workshop — это свободное групповое обсуждение темы-текста, предварительно проблематизированной (в форме «провокативных» вопросов или сценария «игры») преподавателем.

Условия и критерии выставления оценок: От студентов требуется посещение лекций, семинарских занятий, workshop-ов, выполнение всех заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на занятиях (умение поддержать дискуссию, пояснить мысль ярким примером, поставить интересный вопрос, привести веский аргумент), а также качество (творческий подход, аналитическая стройность) контрольных работ и экзаменационных эссе.

Правила выполнения письменных работ: Контрольная работа — это письменный ответ на достаточно узкий и четко сформулированный вопрос по пройденному материалу. Она должна показать, что студент успешно осваивает учебную дисциплину, всю рекомендуемую преподавателем литературу.

Список тем для письменных работ предлагается студентам в начале лекционного курса. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою тему. Форматные требования ко всем набранным на компьютере текстам: кегль — 14; цитирование, сноски, библиография — в соответствии с принятыми стандартами. В случае затруднений, связанных с оформлением письменных работ, студент может проконсультироваться у преподавателя. Контрольная работа может быть представлена в электронном виде.

От студентов требуется внимательное отношение к орфографии, пунктуации и стилю изложения, так как погрешности в языке влияют, и существенно, на чистоту аргументации, а, следовательно, и на общую оценку.

Академическая этика

Все имеющиеся в письменной работе сноски необходимо снабжать «адресами». Случаи плагиата должны быть исключены. Плагиат есть не что иное, как присвоение авторства. Более конкретно, к плагиату относится:

а) включение в свою работу выдержек из работ других авторов без указания на это (в виде соответствующей ссылки);

б) близкий к тексту пересказ какого-то «места» из чужой работы без отсылки к ней;

в) использование чужих идей без указания первоисточника.

Данное требование относится также и к источникам, найденным в Интернете. Ничего принципиально нового здесь нет — нужно просто указать полный адрес сайта (сайтов).

Студенты должны писать работы своими словами, упоминая все использованные источники информации. Прямое цитирование должно быть сведено к минимуму и не превышать 40−50 слов. В конце письменной работы обязательно дается список всех использованных источников.

19

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector