1.Место и роль педагогики в системе подготовки по специальности "Продюсерство"

1.Место и роль педагогики в системе подготовки по специальности «Продюсерство».

Педагогическая деятельность — особый вид деятельности, направленный на воспитание человека, на создание условий для развития его личности.

Пед. деят-сть складывается из преподавания и воспитания.

Функции пед. деят-сти:

-диагностическая

-ориентационно-прогностическая

-конструктивно-проектировочная

-информационно-объяснительная

-организационная

-аналитико-оценочная

-исследовательско-творческая

Структура пед. науки:

1) История педагогики

2) Общая педагогика

3) Возрастная педагогика:

-преддошкольная

-дошкольная (детский сад)

-школьная

-андрогогика (обучение взрослых)

-геронтогогика (обучение в старости)

4) Профессиональная педагогика

5) Отраслевая педагогика (инженерная, военная, юридическая)

6) Коррекционная педагогика

-дефектология (работа с задержкой психического развития)

-логопедия (работа над коррекцией речи)

-сурдопедагогика (работа со слабослышащими)

-тифлопедагогика (работа со слабовидящими)

-омиофренопедагогика (работа с умственноотсталыми)

7) Социальная педагогика

8) Этнопедагогика

9) Сравнительная педагогика

Значение педагогики:

Педагогические знания способствуют практической подготовке личности к развитию умений анализировать свою деятельность и сформировать на этой основе потребности к саморазвитию и самовоспитанию.

Оно позволяет сознательно и планомерно организовывать свою личную, семейную и профессиональную деятельность, развивать способности, добиваться успеха в жизни.

2.Основные понятия и парадигмы педагогики.

Педагогика — это наука о законах воспитания и образовании человека, изучающая закономерности передачи социального опыта от старшего поколения младшему.

В широком смысле: это влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле: целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Предмет педагогики — это система воспитания, образования, обучения, а объект педагогики — человек.

Объект педагогики — это явление действительности, обуславливающее развитие человека в процессе деятельности общества (с точки зрения современности).

Предмет педагогики — образование, как реальный, целостный педагогический процесс, организуемый в специальных социальных институтах, таких как:

4 стр., 1531 слов

Психология и педагогика управленческой деятельности

... опытом их применения в практической деятельности. Представленная работа посвящена теме «Психологии и педагогике управленческой деятельности». Проблема данного исследования носит актуальный ... присущих самой организации. - психологические: особенности людей, работающих в ней, их профессиональной деятельности, управленческой деятельности, психологии коллектива; - педагогические особенности образования, ...

1) семья

2) образовательное учреждение

3) культурно-образовательное учреждение

4) место работы

Задачи педагогики:

1) научное обоснование системы образования, содержание обучения и воспитания

2) разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления

3) разработка содержания и методики самообразования

4) исследование особенности и содержания деятельности педагога и путей формирования его профессионального мастерства

5) разработка методик исследования педагогического процесса, распространение и внедрение опыта обучения, воспитания.

Основные категории пед. науки:

-воспитание

-образование

-обучение

-развитие

-формирование

Основные парадигмы педагогики.

1) Культурологическая

2) Знаниевая (усвоение знаний)

3) Гуманистическая (человек — ценность, привитие моральных, этических гуманистических норм)

4) Технократическая (обязательно усвоение навыков работы с техникой)

5) Дето-центрическая (хорошие условия для детей)

9.Сущность, цели, задачи обучения

 Процесс обучения характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нем выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой — учащиеся, для которых данный процесс принимает характер овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что усвоение этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися.

Основу и суть этого взаимодействия составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, её активизация и стимулирование. Кому, например, неизвестно, что иной раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания отдельным учащимся, но, не возбудив интереса к уроку, не вызывает у них стремления к овладению знаниями. Как видим, взаимодействие есть, а стремления к овладению знаниями нет. В этом случае обучение, естественно, не происходит.

  В таком случае более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов убеждений.

  Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживаться на занятиях.

  Приведенное определение позволяет четко выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения. Важнейшими из них являются следующие:

стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;

организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

3 стр., 1483 слов

Развитие познавательных способностей младших школьников

... мира, Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Цель выпускной квалификационной работы выявить методику организации обучения математике для развития познавательных способностей младших школьников. Объект исследования ...

развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

совершенствование учебных умений и навыков.

10.Знания, умения, навыки, способности. Выбор содержания обучения

  Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом — выступает как предмет усвоения. Философ П.В. Копнин писал:»Знание — это совокупность идей человека, в которых выражено теоретическое овладение им предметом».

  В этом значении понятие знание в полной мере относится и учебному познанию. Его результатом также является теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Но это овладение носит специфический характер и выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроизводить и применять на практике, т.е. сделать индивидуальным достоянием каждого обучающегося. Вот почему знание в педагогике молят как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводство основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщение понятия, правила, законы, выводы и т.д.).

  В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение — владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

 Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.

Способности — это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности.

  Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. К общим способностям относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

  Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, действуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по тем предметам.

14 стр., 6577 слов

Использование структурных формул при обучении учащихся в составлении ...

... по принципу: чем больше задач, особенно повышенной трудности, тем лучше.В большинстве случаев это приводит к прямо противоположным результатам: создает перегрузку учащихся, порождает ... является результатом длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия — сложный диалектический процесс, который осуществляется с помощью ...

Выбор содержания обучения:

Прежде всего следует конкретизировать объем теоретических положений в изучаемом материале, выделить те из них, которые являются ведущими. Вместе с тем необходимо подчеркнуть в процессе. изложения те вопросы, которые связывают новый материал с ранее изученным и подготавливают учащихся к осмыслению последующих знаний.

  Не менее важным является также определение тех умений и навыков, которые необходимо выработать у учащихся в связи с изучаемым материалом.

  Наконец, необходимо акцентировать внимание на тех мировоззренческих и морально-эстетических идеях, которые заключены в учебном материале и имеют важное воспитательное значение.

  При определении содержания учебных занятий нужно также решить вопрос о том, как наиболее целесообразно излагать программный материал, разбивая его на отдельные темы или используя методику объяснения его укрупненными блоками, когда на одних занятиях Изучается сразу две,три и более родственные темы, а закрепление их проводится на последующих уроках.

  Естественно, что, определив предварительно содержание учебных занятий, учителю необходимо довести до сознания учащихся тему занятия, ее главные вопросы, которые им нужно усвоить, и образовательные умения и навыки, которые ориентируют их в работе, активизирует их образовательную деятельность на овладении нового материала.

11.Основные принципы обучения

  Дидактические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно — историческом виде (М.А. Данилов).

Общепризнанные принципы:

— сознательности и активности;

— наглядности;

— систематичности и последовательности;

— прочности;

— научности;

— доступности;

— связи теории с практикой.

Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально — эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения.

Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:

наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения.

10 стр., 4906 слов

Концепция деятельности Проблемное обучение как метод развития ...

... классификацию, доказательства, объяснения, выводить формулы, анализировать их, выявлять экспериментальные зависимости и т.д. Чтобы обучение в максимальной степени способствовало развитию учащихся, ... методы поиска и доказательства новых знаний. В учебе его захватывает сам процесс достижения новых знаний, ... или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется ...

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой — хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти.

Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.

Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.   Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды.

15.Теории обучения (ассоциативн-рефлекторная и поэтапного формирования умственных действий)

1. Ассоциативно-рефлекторная (Сеченов, Павлов):

1) Усвоение ЗУН происходит в результате образования в сознании различных ассоциаций.

2) Приобретение ЗУН имеет определенную логическую последовательность: восприятие — осмысление — запоминание — применение.

3) Основной этап обучения — это активная мыслительная деятельность по решению теоретических и практических задач.

2. Теория «поэтапного формирования умственного действия» (Леонтьев, Гальперин, Эльконин)

1) Ключевые мысли. Умственное развитие происходит путём интериоризации внешней деятельности во внутренний умственный клан.

2) Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из: ориентировочной части, исполнительной и контрольно-ориентировочной части.

3) Каждое действие характеризуется определёнными параметрами:

-мера самостоятельности

-мера обобщенности (развёрнутости)

4) Этапы формирования умственной деятельности:

-мотивации (мотивационный этап)

-предварительное ознакомление с действием

-выполнение действия соответственно с заданием

-внешняя речь обучаемого

-внутренняя речь

-автоматическое выполнение отрабатываемых действий

16. Виды обучения

Виды обучения:

-Сократовский (диалог) — основан на системе наводящих вопросов для выяснения истины.

-Догматическое — механическое слушание, чтение.

-Традиционное — изучение нового материала, закрепление.

-Объяснительно-иллюстративное — передача, усвоение знания и применение на практике.

-Развивающее — ученик усвоил знания, которые помогли бы в повседневной жизни.

-Проблемное — самостоятельный поиск решения проблемы.

-Программированное обучение

-Модульное обучение

-Дистанционное обучение

Системы обучения:

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека ... социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания ...

1) Предметно-урочная (примерно одного возраста, одного уровня сохр. класс, работает по единому расписанию, по конкретному материалу, раз в какое-то время идет проверка(переводить ли человека))

2) Система взаимного обучения (белланкастерская) — старшие обучали младших, это позволяло одному учителю обучить многих детей.

3) Мангеймская система — создавались группы (слабые, средние, сильные), отбирались по экзаменам.

4) Система Дальтон план — обучаемый брал задание на год и отвечал в установленные сроки.

5) Система Трампа — индивидуальное обучение, 40%-лекции для больших групп (100-200 чел.), 40% — индивидуальная работа в кабинетах, 20%-работа с небольшими группами (10-15 чел.).

Не было классов.

Стили обучения(способы отношения педагогов):

1) Репродуктивный (передача ученикам ряд определенных знаний. Порождает три синдрома: 1-боязнь сделать ошибку 2-боязнь позабыть 3-боязнь не успеть пройти программу и нарушить принцип обучения)

2) Творческий (стимулирование учащегося к творчеству, поддержка педагогом инициативы, элементы проблемного обучения, формирование интереса, стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач, поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам)

3) Эмоционально-ценностный стиль

-Обеспечивает личностное включение учащегося в образовательный процесс

-Эмпатия должна присутствовать

-Ученик и педагог должны поддерживать диалог

-Элемент творчества, сост. на личностном взаимоотношении

-Развитие образного мышления

-Возможность самораскрытия

-Развивает сотрудничество и взаимоуважение

Есть четыре варианта подраздела:

1)эмоционально-импровизационный

2)эмоционально-методичный

3)рассуждающе-импровизационный

4)рассуждающе-методичный

18.Понятие и классификация методов обучения

Метод — это способ исследования природы, установление истины, спосбо определения цели, совокупности приемов или операций, связанных с освоением действительности.

Функции метода:

1) Обучающая

2) Развивающая

3) Воспитывающая

4) Побуждающая

5) Контрольно-корректировочная

Классификация методов:

1. Традиционная классификация.

1) Словесные методы

2) Наглядный(иллюстрации, демонстрации)

3) Практический

4) Работа с книгой

5) Видео-метод

2. Классификация по дидактическим целям

1) Приобретение знаний

2) Применение знаний

3) Формирование творческой деятельности

4) Методы закрепления и контроля

3. Классификация по хар-ру познавательной деятельности

1) Поисковый

2) Объяснительно-иллюстративный

3) Репродуктивный

4) Частично-поисковый

5) Игровые

6) Исследовательские

7) Ситуационные

8) Метод тернинга

4. Классификация по логике познания

1) Организация наблюдения и накопления

2) Обобщающие (теорет.) методы

3) Практическая проверка правильности выбора

5. Современная классификация (Бабанский)

1) Методы организации

а) перцептивные

б) словесные

в) наглядные

3 стр., 1173 слов

Наглядные методы обучения и их влияние не развитие воображения ...

... обоснование выводов и педагогических рекомендаций. Проблема исследования: • влияют ли наглядные методы обучения на развитие воображения младших школьников. Объект исследования: • воображение младших школьников. ... России: Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. B.C. ...

г) практические

д) логические

е) гностические (исследоват.)

ж) методы самообучения

2) Методы стимулирования

а) методы формирования интереса

б) методы формирования долга и ответственности

3) Методы контроля и самоконтроля

19. Формы обучения. Урок и лекция — общий обзор

Форма обучения — это внешня сторона организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся временем, местом и порядком его оуществления.

Особенности урока:

— учащиеся одного возраста

— четкое раписание

— единая программа

Виды уроков по дидактическим целям:

1) Урок овладения новыми знаниями

2) Урок формирования и совершенствования умения и навыков

3) Обобщение и систематизация знаний

4) Контрольно-проверочные уроки

5) Урок повторения и закрепления знаний

6) Комбинированный урок

Дидактические цели лекции:

1) Сообщение новых знаний, систематизация обобщения

2) Формирование взглядов, мировоззрений

3) Развитие познавательных и профессиональных интересов

Виды лекций в зависимости от целей:

1) Вводная лекция

2) Установочная

3) Текущая (систематизация изложения)

4) Заключительная (обобщенная информация)

5) Обзорная лекция

Виды лекций по способу проведения:

1) Информационная

2) Проблемная лекция

3) Лекция-визуализация (с использованием ТСО)

4) Бинарная (на занятии два препода)

5) Лекция-провокация (с заранее запланированными ошибками)

6) Лекция-конференция (слушание докладов)

Активные формы обучения:

1. Семинар

— семинар- беседа

— семинар заслушания и обсуждения докладов

— семинар-дискут

— смешанная форма семинара

2. Учебная экскурсия (этоговая беседа — важный этап)

3. Учебная конференция

4. Консультация (вторичный разбор учебного материала)

5. Лабораторные и практические задания

Инновационные формы обучения:

1. Игра

— анализ конкретных ситуаций

— имитация коллективно-профессиональной деят-сти

— ролевые игры

— деловая игра

2. Социально-психологический тренинг

— групповой

— педагогическая мастерская (создание условий для восхождения к новому знанию путем самостоятельного или коллективного открытия)

22.Средства обучения

Средство обучения — орудие деятельности учителя и учеников.

Средства обучения — идеальные или материальные объекты, которые используются в качестве носителя информации.

Роль средств обучения:

1) умение затрач. времени

2) передача необходимой информации

3) рассмотрение изучаемого объекта по частям и целям

Классификация средств:

1) по составу объектов: — материальные, — идеальные

2) по отн. к источнику появления: — искусственный, — естественный

3) по сложности: — простые, — сложные

4) по способу использования: — динамичные, — статичные

5) по отн. к участникам процесса: — ученик, — учитель

2 стр., 664 слов

Воспитание человека

... или самому себе, предмету или способу деятельности, к другому человеку или целой группе людей. Отсюда следует, что метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на ... действий, знаний и навыков, но и потенциал развития человека Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно ...

6) по хар-ру воздействия: — визуальные, — аудио, — аудиовизуальные

7) по особенности строения: — плоские (схема, карта), — объемные, — виртуальные

8) по носителю информации: — бумажный, — электронный

9) по отн. к тех. прогрессу: — современные средства обучения

24.Образовательные компетенции

Группы:

* Ключевые (сквозные)

* Общепредметные компетенции

* Предметные компетенции

Виды:

— ценностно-смысловая компетенция

— учебно-познавательная

— социально-культурная (знание нац. культуры)

— коммуникативная

— информационная

— здоровьесберегающая

25. Понятие, факторы, принципы воспитания

Воспитание — это целенаправленный творческий многофакторный, длительный, непрерывный, двусторонний, неоднозначный процесс, в ходе которого идет развитие и совершенствование (саморазв. и самосоверш.) путём получения и передачи социального опыта.

Факторы воспитания:

1)Макрофакторы

2)Мезофакторы

3)Микрофакторы

Принципы воспитания:

1) Принцип целесообразности

2) Принцип гуманизма

3) Принцип природосообразности

4) Принцип свободы

5) Принцип народности

6) Принцип коллективизма

7) Принцип единства

8) Принцип связи воспитания с жизнью

9) Принцип опоры на положительное (человека)

10) Принцип диалогичности

11) Принцип незавершенности

26.Цели, задачи и стили воспитания

Цели воспитания.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций.

Цель воспитания предполагает развитие у человека таких качеств, как:

— субъектность

— сформированность жизненной позиции «деятеля», которая предполагает самоопределение человека, его активность и ответственность;

— образованность как способность человека быть адекватным динамичной ситуации, умение работать с расширяющимся знанием в изменяющемся обществе;

— терпимость как принятие ценностей мира и человека, как признание инакомыслия, осознание границ своей свободы и прав другого человека, умение договариваться;

— функциональная грамотность как наличие знания об окружающем мире и языке общения, обеспечивающее человеку возможность стать хозяином своей судьбы. 

Цель воспитания становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Задачи воспитания.

Система воспитания призвана обеспечить:

— формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

— приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры;

— формирование у детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребёнка. 2 Раздел 2. Социализация личности ребёнка в системе начального образования 2 2 96 ... воспитания, место воспитания в целостной структуре педагогического процесса. Закономерности и принципы воспитания. Воспитательный процесс. Противоречия воспитания – источник и движущая сила процесса воспитания. Структура процесса воспитания. ...

— формирование у детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

— воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;

— формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;

— усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);

— воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Стили воспитания.

1. Классификация по степени удовлетворенности потребностей воспитанника

а)Потворствующий стиль (педагог не предъявляет дисциплинарных требований).

б)Игнорирующий стиль (не учитывает потребности воспитанника)

в)Соревновательный стиль (постоянно ставит воспитанника в ситуацию конкурентности)

2.Классификация по характеру взаимоотношений

а)Авторитарный стиль (без учета мнения воспитанника)

б)Демократический стиль (представляет право выбора, самостоятельное решение)

в)Либеральный стиль/пупустительский (воспитательный процесс особо не осуществляется, педагогу нет дела до воспитанника, чтобы установить теплые отношения)

30. Методы и приемы воспитания.

Методы воспитания:

1) Методы убеждения

— Внушения

— Разъяснения

— Рассказ

— Беседа демонстрации

2)Методы стимулирования

— «Взрыва»

— Поощрения

приемы: 1 — требование, 2 — наказание

3)Методы организованной деятельности

Приёмы воспитания

1) Диалогические

— активное слушание

— я — сообщение

— передача ответственности

— третейский суд

— естественные последствия

— договор

2) Манипулятивные

— скрытая инструкция

— парадокс

— разрешение неразделенного

— великодушное прощение

— оправдание поведения

— угашение

— лишение дружеского расположения

3) Императивные

31. Модели и виды воспитания.

(Под моделями воспитания понимаются образцы, эталоны)

1.Технократическая — основ. на идее управления человека.

2.Гумманистическая — основ. на идее воспитания свободных граждан, реализ. свои творческие, интел. способности.

2.1Модель духовного воспитания

2.2Модель педагогического противодействия — основ. на идее того, что некоторые качества человека может развить лишь противодействие (на зло).

3.Социоцентрическая — основ. на признании права каждой личности, но соц. институтам и соц. заказам.

4.Натуроцентрическая — основ. на максимальном развитии заложенных в природе задатков.

5.Антропоцентрическая — идет бок о бок с предыдущей, ориентируясь на признании уникальности и неповторимости каждого человека.

6.Теоцентрическая — основано на понимании человека, что человек — божественное творение.

7.Интегративная — объединение позитивных идей всех вышеперечисленных моделей.

Виды воспитания

1. Гражданское воспитание.

а)патриотическое восп.

б)правовое восп.

в)интернациональное восп.

2. Трудовое воспитание

3. Нравственное воспитание

4. Физическое воспитание

5. Экономическое воспитание

6. Эстетическое воспитание

7. Экологическое воспитание

8. Половое воспитание

9. Религиозное воспитание

32.Профессиональная и личностная характеристика педагога

Профессиональные требования к личности совр. препода.

Деятельность педагога носит гуманистический характер.

Две задачи:

1) адаптивная — формирование учащегося к требованиям социума и культуры.

2) гуманистическая — развитие личности и творческой индивидуальности.

Функции педагога:

-Обучающая

-Воспитательная

-Развивающая

-Психологическая подготовка

Личные параметры педагога.

1) Потребности и способности к активной разносторонней деят-сти

2) Тактичность, эмпатия, готовность поддержать и понимать

3) Понимание своеобразия и относит. автономности, развития личности

4) Умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение

5) Умения предотвращать конфликты

6) Педагог должен обладать знаниями об особенностях психического развития детей

7) Способность к собственному развитию и воспитанию

33.Система образования в рф

Система образования — это совокупность преемственных образовательных программ и стандартов сети образовательных учреждений и органы управления ими.

Основные правила работы системы:

1) Конституция РФ (ст.43 — каждый имеет право на образование)

2) Закон РФ об образовании (с 1992, 10 июля)

3) Закон о высшем и послевузовском образовании

На международном уровне(документы):

1) Устав ООН

2) Конвенкция ООН (о борьбе с дискриминацией)

3) Всемирная декларация о высшем образовании 21 в.

4) Всеобщая хартия университета

5) Декларация об ответственности нынешнего поколения перед будущими

— Федеральный закон утв. федеральных программ развития образования

— Указы президента

— Постановление правительства РФ

— Распоряжение правительства РФ

— Министерство

— Письмо мин-ва

— Закон Санкт-Петербурга (городские распоряжения)

— Внутренняя документация

Принципы системы образования:

1) Гуманистический характер

2) Единство федерального и регионального уровня образовательного процесса

3) Общедоступность образования

4) Свобода и плюрализм

5) Светский характер образования

6) Демократический, гуманитарно-общественный характер.

Типы образовательных учреждений:

1) Дошкольное образовательное учреждение (ясли, дет. сад)

2) Общеобразовательное

* школы начального общего образования

* школы основного общего образования

* школы полного общего образования

— гимназии

— лицеи

— вечерние школы

3) Учреждение начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования

* техникумы

* военные (кадетские, суворовские)

— институт

— академия

— университет

4) Учреждение дополнительного образования

5) Специальные(коррекционные) образовательные учреждения

6) Учреждение для детей сирот и для детей, оставшихся без опеки

Современная система образования — это социокультурный феномен, который развивается в разных направлениях и характеризуется след. процессами:

1) гуманизация (направленность на человека)

2) гуманитаризация

3) диверсификация (многообразие образ. учреждений и программ)

4) стандартизация

5) интеграция (вхождение России в мировое образовательное пространство)

6) фуртоментализация

7) непрерывность образования