«Психология социальных коммуникаций»

Курилович Марина Анатольевна

Зачёт в форме теста.

Составить

словарь

терминов:

социальные коммуникации, информация, общение, потребность в общении, интеракция, социальная перцепция, социальные стереотипы, невербальная коммуникация, массовые коммуникации, нарротивный анализ, коммуникативное воздействие, межкультурная коммуникация, понятие кода, понятие мифа, ритуал, вербальная коммуникация, информационная война, коммуникативный канал, визуальная коммуникация, пассивный слушатель, активный слушатель, коммуникативное сообщение, речь, НЛП, обратная связь, семиотика, контент-анализ, информационный прогноз, конфликт, диалог, монолог, внушаемость, подражание, суггестивность, дискурс

Словарь (допуск к зачёту) – должен быть написан от руки!

22.04.2009

Тема: ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИИ

И её основные характеристики

Социальная коммуникация – обмен информацией, чувствами, мыслями – от латинского

«связываю».

Процесс коммуникации должен вести к взаимопониманию. Если взаимопонимание не достигается, то коммуникация не состоялась. Важную роль играет обратная связь.

Причины плохой коммуникации:

  1. Стереотип (упрощённое мнение относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа).
  2. Предвзятое представление (склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам).
  3. Плохие отношения между людьми.
  4. Отсутствие внимания и интереса собеседника.
  5. Пренебрежение фактами.
  6. Неправильное построение высказываний (неправильный выбор слов, сложность сообщений, слабая убедительность, нелогичность).
  7. Неверный выбор тактики общения.

Тактики общения:

  1. открытое / закрытое.
  2. монологическое / диалогическое.
  3. ролевое / личностное.

Виды общения:

  1. Деловое.
  2. Манипулятивное (выгода).
  3. Духовное межличностное общение.
  4. Формально-ролевое.
  5. Примитивное (оценка другого человека как «нужный или мешающий объект»).
  6. Контакт «масок» (маска вежливости, и т.д.).
  7. Светское общение.

Кодекс делового общения:

— принцип кооперативности

— принцип достаточности информации

— принцип качества информации («не лги»)

— принцип целесообразности

— умей слушать и слышать

Коммуникации

вербальные невербальные

ВЕРБАЛЬНЫЕ – передача информации осуществляется посредством знаков, используется

речь (это универсальное средство коммуникации, т.к. при передаче

информации менее всего теряется смысл сообщения).

В структуру вербальной коммуникации входят:

1. Значение и смысл слов.

2. Речевые звуковые явления:

темп речи: быстрый, средний, замедленный;

модуляция высоты голоса: плавная, резкая;

тональность голоса: высокая, низкая;

ритм: равномерный, прерывистый;

тембр: раскатистый, хрипучий.

3. Выразительность качества голоса (характерны специфические звуки: смех, хмыканье, плач, вздохи).

Исследования показали, что в ежедневной коммуникации слова составляют 7 %, интонации – 38 % и неречевое взаимодействие – 53 %.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации:

Коммуникатор кодирует, а реципиент декодирует

Схема: «Передача и восприятие сообщения»:

К – С – Р

(коммуникатор – сообщение – реципиент)

Для коммуникатора (К) смысл информации предшествует процессу кодирования, для реципиента (Р) – предшествует декодированию. В этом отслеживается деятельность К и Р. Точность понимания может стать, когда произошла смена ролей: Р – К или К – Р. В

В этом состоит суть динамического общения.

СХЕМА ДИАЛОГА:

(К – Р)

Р.г. – роль говорящего

Р.с. – роль слушающего

Ховланд предложил матрицу убеждающей коммуникации, которая представляет модель речевого коммуникационного процесса:

  1. Кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор
  2. Что? (передаётся) – сообщение
  3. Как? (осуществляется передача) – канал
  4. Кому? (направляется сообщение) – аудитория
  5. С каким эффектом? – эффективность

Г.Левитт обнаружил новые каналы коммуникации. Предложил 4 вида коммуникаций:

1. «Колесо» 2. «Цепочка»

3. «Y» (игрек) 4. «Круг»

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ коммуникации

Невербальная коммуникация включает основные знаковые системы:

  1. Оптико-кинетическую (изучает внешнее проявление чувств и эмоций: мимика, жестика, пантомимика (изучает моторику всего тела: позы, осанку).
  2. Пара и экстра лингвистическая система – это система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность).
  3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса.
  4. Праксемика (исследование расположения людей в пространстве, выделяют зоны дистанции в человеческом контакте:

— интимная – 15-45 см

— личная или персональная – 45-120см

— социальная зона – 120-400 см

— публичная – более 400 см

Жесты: 1. жесты иллюстраторы

2. жесты регуляторы

3. жесты эмблемы

4. жесты адапторы (специфические привычки человека)

5. жесты аффекторы (выражают определённые эмоции)

6. жесты оценки (похаживание)

7. жесты уверенности

8. жесты нервозности и неуверенности

9. жесты самоконтроля (руки за спиной)

10. жесты ожидания (потирание ладоней)

11. жесты отрицания (скрещенные руки)

Все коммуникации в речевом взаимодействии несут 2 основных смысла: ПОБУЖДЕНИЕ (приказ и т.д.) и КОНСТАТАЦИЯ.

МАССОВЫЕ коммуникации

Массовые коммуникации – систематическое распространение специально подготовленных сообщений (с помощью тиражирования), представляющих социальную значимость, среди численно больших анонимных рассредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.

Это важный элемент политической идеологии общества, поддерживающий политическую систему.

Тема: ОТЕЧЕСТВЕНЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИЙ

В современных условиях изменилось отношение к коммуникации. Коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня наших знаний зависит результативность наших действий.

Перед обществом стоит задача: как объединить группы и достичь консенсуса.

Иерархическая коммуникация становление демократической коммуникации.

Под коммуникацией мы понимаем процессы перекодирования вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.

Коммуникация

процесс обмена сигналами. Система связи сигналов получила название кода.

Пример невербальной в вербальную – письменность.

Миф —

это вербальная сторона ритуала, это завершённый текст

Миф – с вербальной стороны, ритуал – с невербальной.

Ритуал —

определённый порядок действий, требующий его выполнения

В современном обществе формируется альтернативный источник знания (альтернативная коммуникационная среда)

2 Типа коммуникационной среды:

1. Инерционные системы.

2. Инновационные системы.

Критерии

Инерционные

Инновационные

отношение ко времени

более важен взгляд в прошлое

профессионалы заняты будущим

оценка будущего

это вновь повторяющееся прошлое

будущее возникает впервые

тип лидера

аксакал, лидер старых норм

креативная личность

тип аргументов

значимо то, что уже было

значимо всё новое

Эти системы требуют разных коммуникативных потоков:

Инерционные – тотатитарная система

Инновационные – демократическая система.

Типы коммуникативных потоков: рассказ прохожего / путешественника – проповедь – газета – телевидение

Критерий

Рассказ прохожего

Проповедь

Газета

Телевидение

Аудитория

случайная

сознательно собранная

сознательно выбравшая

случайная

Содержание

яркое событие

нормы Библии

аналитика

фактаж

Время

из прошлого

вне времени

вчерашние события

сегодняшние события

Регулярность

случайное

еженедельное

ежедневное

ежечасное

Яркость события

Самое яркое

Эмоционально окрашенное

_

(может быть любой яркости)

визуальное

Информационные война – впервые на эту тему заговорил Тоффлер.

Угрозы информационной войны:

  1. Информационные технологии представляют опасность для всех стран.
  2. При этом отсутствуют легальные механизмы противодействия им.
  3. Возникают новые методы манипуляций.
  4. Доступность большого объёма информации для всех.

Информационной войной считается любая атака против информационной функции.

Глобализация СМИ приводит к феномену (т.н. феномен СМИ), когда телевидение начинает диктовать условия политикам.

Информационная война предполагает разного рода информационные атаки с помощью масс-медиа, предполагает психологическое воздействие на всё население с целью подорвать доверие к лидерам и их действиям.

Парадокс: чем более развита страна и СМИ, тем она уязвимей.

Коммуникация протекает в 2-х основных каналах: вербальном и невербальном и в таком ракурсе вербальная коммуникация строится на лексически выделенных единицах (в словаре).

Визуальная коммуникация проще, в то же время она имеет большее число прочтений.

Согласно Г.Бейтсону коммуникационные процессы идут на 2-х уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном.

Метакоммуникативный уровень – определяет ритуалы и спос. Поведению в определённых ситуациях.

Коммуникативный уровень – 2 связи:

1. Иерархическая (приказ).

2. Демократическая (убеждение).

Иерархическая и демократическая коммуникация:

Критерии

Иерархическая

Демократическая

приоритетная связь

прямая

обратная

получатель

подчинённый

свободный человек

коммуникативное действие

приказ

убеждение

тип коммуникации

монолог

диалог

текст

один

(одна интерпретация)

много текстов

(интерпретаций)

Тема: ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

69 % информации, считанной с TV является визуальной коммуникацией (улыбка).

Э.Сэмпсон занималась визуальной коммуникацией:

1) как я использую свою улыбку?

2) есть ли у меня контакт глазами?

3) как я захожу в аудиторию? и т.д.

позитивные сигналы

негативные сигналы

Использование пространства

Неиспользование пространства

Спокойствие

Нервозность

Стоять удобно (комфортно)

Крутить объекты (негативн.)

Контакт глаз

Нет контакта

(дотрагиваться до лица)

Открытые ладони

Сжатые кулаки

7