Роль масс-медиа в современном информационном противоборстве

Курсовая работа

Роль масс-медиа в современном информационном противоборстве

Введение

массовый информационный коммуникация информационный

Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:

Во-первых, процессами информатизации общества и прежде всего появлением новых средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация представляет собой одну из разновидностей массового общения людей. Под средствами массовой коммуникации подразумеваются традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания) и новые мобильные системы связи и компьютерные сети (Интернет).

С помощью этих средств осуществляется оперативная доставка информации широким слоям населения.

Массовая коммуникация предполагает наличие четырех компонентов, задействованных в процессе общения:

1) коммуникатор-то есть тот, кто сообщает информацию;

2) аудитория-то есть, кому адресована информация;

3) канал коммуникации, с помощью которого субъект коммуникации передает информационное сообщение целевой аудитории;

4) непосредственно сама информация [1].

Во-вторых, всеобщая информатизация и внедрение передовых компьютерных технологий усиливает влияние СМК на все стороны социальной жизни: экономику, политику, культуру, образование. С помощью средств массовой коммуникации определенные стереотипы внедряются в сознание людей, моделируют их поведение, внушают желания, пути и способы их реализации. С помощью СМК возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых социально-психологических предпосылок для формирования индивидуального и общественного сознания. Современные СМК, объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, оказывают чрезвычайно важное влияние на жизнь людей во всем мире.

В-третьих, изменяется само содержание СМК. Наряду с традиционными формами коммуникации, такими как: пресса, радио, телевидение. Все большую роль в процессах информатизации общества играют современные мобильные средства связи, Интернет. Появление новых технических средств, информационных технологий обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Благодаря этому становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество и человека.

Целью курсовой работы является определение роли масс-медиа в условиях современного информационного противоборства.

5 стр., 2412 слов

Б) неукоснительно выполнять распоряжения ответственного за оказание ...

... первостепенным задачам фельдшера, ответственного за оказание медицинской помощи при массовых происшествиях, не относится а) определение места сбора ... проводить консультации больных по телефону или по другим средствам связи г) выезжать на консультации больных по вызову выездной ... Резервная укладка (суточный запас) наркотических и психотропных средств хранится а) в кабинете заведующего подстанцией б) в ...

Задачи исследования:

1) определить роль и место средств массовой информации и массовой коммуникации в социальных системах;

2) проанализировать цели и задачи информационного противоборства в обществе;

3) доказать, что информационное противоборство есть особая форма проявления конкуренции.

1. Масс-медиа в современном обществе

1.1 Массовая коммуникация в социальных системах

В научной литературе даются различные понятия массовой коммуникации.

А.В. Манойло определяет массовую коммуникацию, как совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей [2].

По мнению Г.Г. Почепцова массовая коммуникация является процессом передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой информации стала печать [3].

Существует еще один подход к определению «массовой коммуникации». В этом смысле массовая коммуникация понимается как систематическое распространение сообщений (через печать, Интернет, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей [4].

Итак, массовую коммуникацию можно определить как совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи и распространения социально значимой информации через печать, Интернет, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая коммуникация обладает рядом характеристик. Наиболее значимые из них — это принципиальная доступность информации для всех желающих и передача информации одновременно по различным каналам массового информирования. Последнее активно используется для манипулирования сознанием людей (аудитории).

Исследователи массовой коммуникации (Терин В.П., Харрис Р) сходятся во мнении о том, что её характер и цели используются как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы [5], [6].

В системе социально-политических отношений современного общества процессы массовой коммуникации являются важнейшим средством воздействия субъекта на объект и элементом реализации процесса государственного управления. Роль массовой коммуникации в обществе заключается в предоставлении субъектам информационной деятельности возможности оказывать управляющее воздействия на массовое сознание [1].

10 стр., 4896 слов

По информатике "Методы обработки и передачи данных"

... в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации. Единство законов обработки информации в системах pазличной пpиpоды (физических, экономических, биологических и т.п.) ... дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию. С точки зрения ...

Массовая коммуникация обладает различными функциями: интегрирующая, коммуникативная, актуализирующая, геополитическая и социальная.

Наиболее важную роль играет коммуникативная функция, так как с её помощью создается особая среда трансграничной, интерактивной и мобильной активности различных субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен; иными словами коммуникативная функция обеспечивает поле взаимодействия субъектов массовой коммуникации.

Второй по значимости является актуализирующая функция. Именно благодаря использованию технологий массовой коммуникации появляется возможность осуществлять управляющее воздействие на массовое сознание и актуализировать различными субъектами деятельности свои жизненно важные интересы в информационно-психологическом пространстве посредством реализации ими информационной политики.

Третье место по значимости разделили интегрирующая и социальная функции. В рамках интегрирующей функции массовая коммуникация объединяет различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду. В то время как социальная функция выполняет трансформацию состава общества и изменяет характер и содержание социально-политических отношений во всех сферах. Получается, что одна функция выполнима с учетом другой функции [1].

Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых: Д. Локк, Т. Гоббс, Л.С. Выготский, Г. Лассуэлл, Н. Луман и др. Изучая труды вышеназванных ученых, можно выделить два историко-концептуальных подхода к определению самого понятия «теория массовой коммуникации» [7].

Первый, наиболее широкий, дает возможность исследования массовой коммуникации до периода первобытного общества, через изучение процессов общения древних людей и племен друг с другом, особенностей средств этого общения, приемов и знаков передачи трудовых, сакрально-обрядовых, бытовых и культурных текстов. По мере накопления человеком социально-культурного опыта усложнялись орудия труда, и вместе с тем упрощались способы передачи сообщений друг другу. А это означает, что упрощались и приобретали все большую массовость способы и знаковые системы коммуникативных процессов.

Второй подход — теория массовой коммуникации в том смысле, в каком ее понимали западные теоретики, столкнувшиеся с феноменом наращивания сообщений посредством технических средств коммуникации. Если изобретение печати послужило массовому расширению коммуникации в вертикальном историческом (диахроническом) процессе, то изобретение других технических средств дало толчок массовости коммуникации, как в вертикальном, так и в горизонтальном (синхроническом) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и ярко.

1.2 СМК и СМИ в современном обществе

XX век не просто породил явление масс-медиа, но и развил средства массовой коммуникации и информации, создав их новые виды.

СМИ выступают предметом изучения в разных областях знания — журналистике, социологии, политологии, культурологии, лингвистике. Одним из ключевых понятий данных наук является термин «СМИ», не имеющий однозначного толкования в современной литературе.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

... много обсуждений Невнимание к вопросам морали и психологического климата в коллективе, слабые коммуникации 3. Продюсер- От него ожидают сосредоточения на работе, большой заинтересованности, энергии ... к рациональному анализу, быть внимательным к мелочам, к работе с рутинной информацией, к техническим проблемам организации деятельности. Тщательность проверки работы исполнителей, умение своевременно ...

В узком смысле к СМИ относятся печать, радио, телевидение. СМИ в широком смысле включают в себя такие средства массового распространения информации как кино, книгоиздание, звуко- и видеозапись, реклама, а также новые компьютерные технологии в виде глобальной сети Интернет [8].

В одних исследованиях понятие СМИ считается тождественным понятию СМК (средства массовой коммуникации), поскольку они, как коммуникативные системы, участвуют в общении между людьми в процессе их социальной деятельности на основе технологий печати, телевидения, радиовещания, Интернета [9].

В других работах отмечается что, несмотря на близость понятий СМИ и СМК, не следует рассматривать их как синонимы, поскольку массовая коммуникация представляет собой процесс систематического распространения информации на массовую гетерогенную аудиторию с помощью СМИ с целью воздействия на оценки, мнение и поведения людей. При этом СМИ рассматриваются как совокупность технических средств, общественных организаций и человеческих ресурсов, которые задействованы в массовом распространении информации [10].

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием. Массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы [11].

Сегодня средства массовой информации имеют ряд разнообразных функций.

Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Суть пропагандистской функции СМИ определяется как постоянное, целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определённого образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Контрольная функция СМИ основывается на авторитете общественного мнения.

Функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

4 стр., 1655 слов

Информация как средство манипуляции

... степени зависит от мастерства актера в использовании средств коммуникации. Арсенал таких средств очень широк. Так, в работе Т. Николаевой указываются способы информационного манкирования с целью оказания манипулятивного воздействия: ... ..11 Вступление В настоящее время средства массовой информации приобрели огромное значение. Но каждый из нас не раз замечал, что, обсуждая ...

Инновационная функция СМИ проявляется в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности [12].

Все вышеперечисленные функции СМИ настолько взаимосвязаны, что исключив ту или иную функцию, будет сложно осуществить работу средств массовой информации и получить тот результат, на который направлена их деятельность.

Таким образом, СМИ, изначально возникшие для удовлетворения потребности людей в получении информации в общении, стали неотъемлемой частью жизни человека. Они информируют, анализируют, формируют картину мира, развлекают. При этом любая функция СМИ в какой-то степени может рассматриваться как воздействующая: с целью сообщить новые знания о той или иной ситуации, сформировать или изменить ценностные ориентиры, модели поведения, привычки, создать определенную картину мира, приобрести тот или иной товар или услугу.

Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Их использование привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов распространения информации.

Современные СМИ обеспечивают широкие слои населения информацией. В социуме информация начинает распространяться между людьми с помощью различных каналов связи. Если с помощью СМИ люди воспринимают информацию, то в рамках средств массовой коммуникации население получает возможность обмениваться ею [2].

Слово коммуникация происходит от лат. communico — делаю общим: связываю, общаюсь [13]. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена.

Средства массовой коммуникации могут включать различные формы коммуникации. Так, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета — слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п. Некоторые из свойств форм и средств коммуникации, а также коммуникативных жанров условны или традиционны. Радио и телевидение считаются средствами массовой коммуникации, хотя нет никаких препятствий для использования их в групповой и межличностной коммуникации (радиотелефон, видеотелефон) и т.п. В СМК входят не только СМИ, но и все каналы передачи информации, например, Интернет и сотовая связь.

Все формы и средства коммуникации являются «продолжением человеческого тела», дополняя и усиливая недостаточные функции, в особенности зрения и слуха: громкоговорители и средства передачи звука усиливают негромкий голос, материализованные средства типа магнитной ленты сокращают расстояние между участниками коммуникации, или даже позволяют осуществлять коммуникацию через временные пласты.

21 стр., 10217 слов

Л.С. Макарова, м.А. Толстунова Психология массовой коммуникации

... с основными видами и задачами массовой коммуникации; -выявить специфику психологических аспектов процессов массовой коммуникации в контексте развития информационного общества; -дать представление о глобальном информационно-психологическом противоборстве в системе современных международных отношений; ...

Роль массовой коммуникации в обществе заключается в предоставлении субъектам информационной деятельности возможности оказывать управляющее воздействия на массовое сознание [2]. Как справедливо указывает видный российский ученый, доктор социологических наук Е.П. Тавокин, «все законы, указы, приказы, постановления, распоряжения, а также все те сведения, которые распространяются в обществе, представляют собой информационное воздействие на массовое сознание. Основной структурой, которая реализует это воздействие, является массовая коммуникация. Массовая коммуникация — система распространения информации с целью активного воздействия на представления, оценки, мнения и поведение людей, на общественное сознание людей» [14].

Следует отметить, что взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает социальные действия. Массовые коммуникации есть информационный обмен. Благодаря массовым коммуникациям общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, формирования личности, снятия психологического напряжения у людей, влияния на общественное сознание и настроение.

Наряду с понятием СМК, в современном обществе существует такой термин, как масс-медиа. Само слово «медиум» означает определенный инструмент преобразования опыта в знание, а его форма множественного числа «медиа» обозначает знаки, которые придают смысл событиям повседневной жизни, причем подразумевается существование многочисленных знаковых систем. Термин «медиум» является достаточно обобщенным, это любой инструмент коммуникации, который передает, или «медиирует» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение — все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой [9].

Уже в конце XIX в. газета становится социальным институтом, а электронные медиа с самого начала неразрывно связаны с контекстом массовой культуры и потребительского общества. В исследованиях по теории медиа подчеркивается связь новых коммуникационных технологий с изменяющимся характером общества, начало которой уходит корнями еще в середину XIX века. Однако массовые коммуникации не следует смешивать с технологиями, делающими их возможными. Терминологическое различие между «масс-медиа» и «массовыми коммуникациями» состоит в том, что в первом случае акцент делается на знаковую природу системы передачи информации, а во втором — на ее социальную значимость как интегрирующего фактора современного социума [9].

Во второй половине XX в. мировые медиа соединились вместе в широкую универсальную систему, состоящую из спутников новостей, цветного телевидения, кабельного телевидения, кассет, видеопленки, видеомагнитофонов, лазерной техники, электронного высокоскоростного печатания, сочиняющих и обучающих машин, базы данных, Интернета и других сетевых систем. Все эти медиа постоянно формируют новые связи как друг между другом, так и со старыми медиа: печатью, радио, кино, телефоном и т.д. Важным аспектом конструирования пространства масс-медиа в конце 1980-х годов стало расширение сферы видеокультуры. Появляются новые области, имеющие специфические функции, распространяющиеся среди населения неравномерно, но значительно меняющие возможности, смыслы и структуру большой части современного культурного потребления в области массовых коммуникаций. 1990-е годы знаменуют новый этап, как в мировых, так и в отечественных массовых коммуникациях. Основной чертой ситуации в мировом медиапространстве сегодня является, по мнению многих исследователей, его непредсказуемость, неслыханная скорость технологических инноваций. С конца XX в. несомненный приоритет среди средств массовой коммуникации смещается в сторону электронных медиа, где главенствующую роль занимают телевидение и Интернет.

12 стр., 5655 слов

Информации, ее свойства и виды

... газетная информации, средства массовой информации - печать, радио, телевидение, кино). Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает: "информация ... не нужной информации. Кроме того, искажение контекста, искажение части информации и т. д. Ныне в обществе особое значение приобретает так называемая медиа­культура. Медиа (от ...

Таким образом, анализ научной литературы показал, что под масс-медиа можно понимать систему технологий и институтов, централизованно распространяющую информацию широким аудиториям, одну из форм выражения и развития массовой культуры. Чаще всего понятие используется в качестве синонима СМИ, но его значение шире. Помимо телевидения, прессы, радио и интернета, оно применимо к полиграфии, кино, устройствам хранения и воспроизведения аудио- и видеоданных и другим средствам трансляции коммуникативных символов. Иными словами масс-медиа объединяет в себе средства массовой информации и средства массовой коммуникации.

Кроме того, масс-медиа, с одной стороны, отражают реальность, являясь продуктом определенной социокультурной технологической среды, с другой, могут серьезно менять ее, создавая новые стандарты, стереотипы, мотивации, модели поведения и образа жизни. Масс-медиа обладают колоссальным потенциалом влияния на общество.

2. Информационное противоборство и масс-медиа

2.1 Информационное противоборство: понятие, цели, задачи

С наступлением эпохи информационного общества политическая, экономическая, социологическая картины мира кардинально изменились. Основным ресурсом в информационном обществе стала информация и информационные технологии.

Для любого государства является важным состояние его внутриполитических отношений, экономической ситуации, социальной стратификации. Эти факторы символизируют внутреннюю стабильность и безопасность государства в целом. Стоит отметить, что политика, как род деятельности является средством воздействия, которое может принимать форму агрессии и приводить к заметному подрыву могущества государства, ставшего жертвой агрессии, разрушению его военного и экономического потенциала и даже к полному или частичному отделению субъектов и территорий, его составляющих.

Политическая и экономическая устойчивость государства находится в тесной увязке с факторами, связанными с географическим положением субъектов государства относительно различных видов территорий, транспортных путей и основных источников природных ресурсов. В XX веке информационная борьба стала важным инструментом, позволяющим одной стороне соперничества использовать глубинные противоречия в целях нанесения ущерба безопасности другой стороне, придерживающейся иных взглядов на устройство мира.

Внутренняя политика всегда связана с обеспечением безопасности государства, поскольку процессы конкуренции в обществе возникали и возникают по поводу соперничества между субъектами конкуренции за влияние на то или иное пространство. В результате этого соперничества одни субъекты получают преимущество, а другие его теряют, что отражается на состоянии их безопасности.

Последнее высказывание хорошо иллюстрирует такой термин как «информационное противоборство». В современном многополярном мире информационное противоборство является основным средством обеспечения политического баланса.

9 стр., 4262 слов

Модели информационных технологий воздействия на массовое сознание

... тот, кто владеет информацией, и использует ее в своих целях. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ «Информационное общество» породило особый ... информацию, постоянно расширяя зону ее восприятия, производства и передачи. [6] Наше время продемонстрировало возросшие возможности информационного воздействия на массовое сознание. В числе ярких примеров информационной воздействия ...

С.П. Расторгуев определяет информационное противоборство как открытое или скрытое целенаправленное информационное воздействие систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере [15].

А.В. Манойло дает более широкое определение понятию информационного противоборства. По его мнению, информационное противоборство — это соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установление контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущество, необходимое им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают [2].

Итак, информационное противоборство можно определить как скрытую или открытую борьбу в информационной сфере, которая предполагает целенаправленное комплексное деструктивное воздействие на информацию, а также на информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации, информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия.

Целью информационного противоборства является обеспечение национальных интересов в информационно-психологической сфере, которое включает в себя ряд задач:

— обеспечение геополитической и информационно-психологической безопасности государства;

— достижение военно-политического превосходства и безусловного лидерства в сфере международных отношений;

— обеспечение достижения целей национальной экономической, идеологической, культурной, информационно-психологической экспансии;

— обеспечение благоприятных условий для перехода собственной национальной системы социально-политических отношений на новый, более высокоразвитый и высокотехнологичный этап эволюционного развития;

— трансформация структуры национальных экономического, политического, социально-культурного, информационно-психологического пространств в соответствии с собственными принципами формирования информационной картины мира.

Получив господство и влияние в информационной среде, определенной социальной системе будет значительно проще удержать информационное превосходство над противоборствующей стороной и впоследствии обеспечить целостность и нерушимость национальных интересов системы в информационно-психологической сфере. Именно это и является конечной целью информационного противоборства.

Информационное противоборство имеет две четко обозначенные составляющие — оборонительная и наступательная деятельности. Задачи оборонительной деятельности предусматривают защиту своей информационной инфраструктуры и информации от воздействия противника, обеспечение безопасности собственных информационных ресурсов. К задачам наступательной деятельности относятся дезорганизация или разрушение информационной инфраструктуры противника, нарушение процесса оперативного управления его силами и средствами [16].

10 стр., 4885 слов

‘Желтая’ пресса как регулятор воздействия массовым сознанием

... цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций, доходчивой форме и броским новаторским способам подачи материалов, умению приспособиться к запросам массового читателя российская ... черты; 2.проанализировать социальную сущность "желтой "прессы; . рассмотреть психологические механизмы воздействия на аудиторию. Объектом исследования является "желтая" пресса, а предметом - ...

Информационное противоборство, как и любое другое противоборство имеет объект и субъект воздействия. Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе — применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т.д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы [2].

Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе — следующие виды:

— массовое и индивидуальное сознание граждан;

— социально-политические системы и процессы;

— информационная инфраструктура;

— информационные и психологические ресурсы (к ним относятся: система ценностей общества, психологическая толерантность системы ценностей и сознания граждан, психическое здоровье граждан и его толерантность).

К субъектам информационного противоборства относят:

— государства, их союзы и коалиции;

— международные организации;

— негосударственные незаконные (в том числе — незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности;

— транснациональные корпорации;

— виртуальные социальные сообщества;

— виртуальные коалиции;

— медиа-корпорации (СМИ и МК) [17].

Проанализировав научную литературу можно сделать вывод о том, что информационное противоборство многогранно и многофакторно. Его использование подразумевает наличие системных методов информационного воздействия и акций. Сегодня информационное противоборство затрагивает все стороны внутриполитических отношений — от дипломатической и экономической до вооруженной, развиваясь вместе с тем как самостоятельная сфера деятельности. Информация и информационные технологии постепенно становятся действенным средством завоевания мира.
Таким образом, ведущей формой политических отношений в условиях построения информационного общества становится информационное противоборство конкурирующих стран и межгосударственных группировок.

2.2 Использование средств массовой информации и массовой коммуникации в информационном противоборстве

На протяжении тысячелетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе. Современные средства массовой информации и коммуникации создали для этого принципиально новые возможности, многократно усилив эффективность использования информации в этих целях. Они произвели настоящую революцию в политических отношениях и способах социального управления в XX веке.

В связи со стремительным развитием информационных технологий в конце XX — начале XXI веков возрастает зависимость мировой политики от надежного функционирования автоматизированных информационно-коммуникационных систем.

Рассматривая роль массовых коммуникаций и их влияние на сферу информационного противоборства, российские политологи отмечают, что в постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения [18]. Причем непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой социально значимой информации являются средства массовой коммуникации.

Основная направленность эволюции технологий власти и социального управления, цель их изменений и совершенствования заключались и заключаются в настоящее время в том, чтобы, используя наименьшие затраты средств и ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей, обеспечив их «добровольную» подчиняемость. Как отмечает О. Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников» [19].

Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его все более зависимым от потока сообщений средств массовой коммуникации. Все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на своем повседневном опыте. Все больше необходимой социальной информации он получает из теле- и радио программ, периодических изданий. Особенно ярко это проявляется в формировании мнений по вопросам, которые не находят отражения в его непосредственном опыте, например, об обстановке в других городах, регионах, странах, о политических лидерах, об экономической конъюнктуре и т.п.

Человек и его повседневная жизнь все больше зависит от массовой коммуникации, которая создает для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность».

Коммуникативные ситуации, в которых на человека осуществляется информационно-психологическое воздействие средствами массовой информации, можно выделить в одну группу коммуникативных процессов. В этих ситуациях осуществляется односторонняя опосредованная коммуникация по типу «СМК — человек (аудитория)». Их можно обозначить как масс-коммуникационные ситуации. Это ситуации просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами и т.п. [20].

Массовая коммуникация осуществляется путем подготовки и передачи информации. Содержание этой деятельности должно составлять сбор, обработку и распространение актуальной, социально значимой информации.

Масс-медиа обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации, выступая при этом субъектом и одновременно объектом политической, экономической, социальной, культурной и других сфер жизнедеятельности человека. Совокупность программ и материалов масс-медиа оказывает влияние на формирование общественного мнения и в современном обществе роль СМИ и МК в этом процессе возрастает.

Особую роль масс-медиа в информационном противоборстве можно определить следующим образом. СМИ являются посредником в установлении общественных связей между государственной властью и населением, а также обладают монопольным правом на получение и распределение информации о деятельности органов государственной власти[21]. В сущности, масс-медиа является связующим звеном в прохождении информации от органов государственной власти к гражданскому обществу. При этом субъектам информационной деятельности предоставляется возможность оказывать управляющее воздействие на массовое сознание.

Само общественное мнение формируется как отражение объективно происходящих процессов с одной стороны, а с другой — является результатом целенаправленного воздействия, реализуемого через различные коммуникационные каналы. Влияя на общественное мнение, масс-медиа выполняют следующие задачи:

— формирование повестки дня (списка приоритетов): что именно и в каком аспекте обсуждается общественным мнением;

— переключение общественного мнения с одного аспекта на другой;

— введение в общественное мнение новых тем и ситуаций;

— организация поддержки инициатив властных структур общественным мнением;

— контрпропагандистская работа, заключающаяся в ответе на информационные действия другой страны [22].

Формирование общественного мнения является результатом целенаправленного воздействия, реализуемого через коммуникационные каналы (масс-медиа) с помощью различных методов воздействия. Наиболее эффективные из них: дезинформация, лоббирование, манипулирование, пропаганда.

Дезинформирование — это способ психологического воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении противнику такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел [23]. Дезинформирование включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений. В этом случае оно становится обманом. Грани между дезинформированием и обманом трудно различимы.

Лоббирование (от англ. lobby — крытая прогулочная площадка, коридор) — это комплекс различных приемов и методов воздействия на принимающую решения структуру с целью достижения определенной цели[2]. В 1864 г. в Америке значение этого слова приобрело политический оттенок термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса.

Манипулирование — это способ психологического воздействия, который с одной стороны состоит в изменении направления активности людей, осуществляемое незаметно для них; с другой стороны — это вид применения власти, при котором обладающие ею влияют на поведение других, не раскрывая характер поведения, который от них ожидают [2].

Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению) — деятельность (устная или с помощью средств массовой информации), осуществляющая популяризацию и распространение идей в массовом сознании [2]. Сущность пропаганды состоит в том, что под ее влиянием каждый индивид ведет себя так, как если бы его поведение вытекало из его собственных решений. В силу того, что пропаганда воздействует на чувства больше, чем на разум, все человеческие эмоции и инстинкты в то или иное время давали пропагандистам средства влиять или пытаться влиять на поведение тех, кто служит для них мишенью.

Таким образом, проанализировав цели, задачи и методы информационного противоборства можно сделать вывод о том, что в формирующемся информационном обществе традиционная борьба за обладание материальными ценностями будет претерпевать трансформацию и смещаться больше в информационную сферу, что, естественно, приведет к усилению информационного противоборства. Развитие информационного противоборства происходило благодаря появлению и массовому распространению новых, более эффективных, по сравнению с существовавшими прежде носителей и средств доставки информации.

Заключение

Таким образом, определив роль и место масс-медиа в системе современного информационного противоборства, можно утверждать, что при условии сохранения устойчивой тенденции формирования мировой информационной цивилизации в ближайшей перспективе, информационное противоборство станет основным инструментом политики цивилизационного информационного общества.

В связи с тем, что внедрение компьютерных технологий ведется масштабно и повсеместно, влияние средств массовой коммуникации усиливается во всех аспектах жизнедеятельности человека. С их помощью становится все проще воздействовать на формирование индивидуального и общественного сознания. Значителен и тот факт, что с развитием новых технических средств и технологий передача информации стала более оперативной, и благодаря этому стало возможным оказывать целенаправленное воздействие на человека и общество во всем мире.

Наиболее существенное влияние на сознание людей оказывают средства массовой коммуникации. Они, являясь подсистемой масс-медиа, используют методы открытого и скрытого воздействия на формирование общественного мнения. Как показывает практика, наиболее часто используемые из них — это манипулирование сознанием людей и дезинформирование широких слоев населения.

Благодаря получению возможности изменять направление активности широких масс и контролировать смещение общественного сознания посредством масс-медиа, правящая элита добивается информационного превосходства в определенной социальной системе. Именно достижение этого достоинства является главной целью информационного противоборства.

Так как информационное воздействие затрагивает все сферы жизнедеятельности современного человека, информация и информационные технологии становятся действенным средством завоевания мира. Информация уже сегодня рассматривается как ресурс и источник конкурентного преимущества.

В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении им. В связи с этим стремительно возрастает зависимость мировой политики от надежного функционирования информационно-коммуникационных систем.

Список использованных источников

1. Роль средств массовой коммуникации в становлении информационного общества [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rol-sredstv-massovoi-kommunikatsii-v-stanovlenii-informatsionnogo-obshchestva/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз.рус.

2. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях [Текст] Монография. М.: МИФИ, 2003. — 388 с.

3. Почепцов Г.Г. Информационные войны [Текст] М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. 576 с.

4. Понятие, роль и формы массовых коммуникаций [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана. — Яз.рус.

5. Терин В.П. Массовая коммуникация: исслед. опыта Запада [Текст] — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2000. — 223 с.

6. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций [Текст] — 4-е изд., — М., 2002. — 246 с.

7. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия [Текст] — М.: РИП-холдинг, 2003. — 174 с.

8. Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1048/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз.рус.

9. Хлызова Н.Ю. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации как сновные понятия медиаобразования/ Под ред. Л.П. Громовой. [Текст]/ СПб., 2008. — 290 с.

10. Васильева Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.amursu.ru/attachments/article/9533/N50_20.pdf/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

11. Закон РФ «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/smi/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз.рус.

12. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. [Текст] — М.: Изд-во «Поколение», 2006. — 560 с.

13. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://books.google.ru/books/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

14. Тавокин Е.П. Системные основы государственной информационной политики. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки / Отв. ред. А.В. Шевченко. [Текст] — М.: Изд-во РАГС, 2002.

15. Расторгуев С.П. Информационная война. [Текст] — М: Радио и связь, 1999. — 416 С.

16. Информационное противоборство на современном этапе: анализ и тенденции [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

17. Модестов С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции [Текст] — М., 1999. — 64 с.

18. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. [Текст] — М., 1995. 254 с.

19. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Пер. с англ. Науч. ред., предисл. П.С. Гуревича. [Текст] — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 670 с

20. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Grach/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз.рус.

21. Роль СМИ в формировании общественного мнения [Электронный ресурс] / Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

22. Роль СМИ в военно-политических конфликтах современности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psyfactor.org/smi.htm/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

23. Технологии психологической войны. Часть вторая. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bookap.info/psywar/krysko/gl9.shtm/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

Размещено на