Психология массовых коммуникаций 5

Психология массовых коммуникаций

Дедов Николай Петрович

Книги:

  1. Ольшанский «Психология масс»
  2. Эрик Брен «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»
  3. Почепцов «Коммуникационные технологии 21 века»
  4. Назаров «Массовые коммуникации и общества»

Предмет, цели и задачи. Особенности их использования в современном мире.

Психология массовых коммуникаций- достаточно новая дисциплина, которая возникла в результате объединения нескольких наук (это междисциплинарная дисциплина): психология (изучает человека человеческую душу), социология (изучает массы), коммуникативистика (изучает и исследует распространения информации).

Первоначально психология массовых коммуникаций претендовала быть частью социальной психологии, которая претендовала на все отъемлющую роль изучения всех сторон развития взаимодействий в массе, т.к. В социальную психологию входит психология масс и психология общения, но в последствие все-таки произошло разграничение соответствующих областей, таким образом, психология массовых коммуникаций стала претендовать на роль научного исследования и научной дисциплины.

Психология, как научная дисциплина, определяет возможность изучения внутренних особенностей развития в существующем явлении, поэтому психология массовых коммуникаций должна предполагать изучение внутренних компонентов массовой коммуникации, т. е. какие же явления, феномены должны возникать в условиях массовой коммуникации. В соответствии с данным положением основная цель психологии массовых коммуникаций состоит в том, чтобы изучить основные причины, источники развития и распространения информации в массах. Данная цель предопределяет решения следующих задач:

  1. Определение особенностей и специфики коммуникации в массе, т. е. изучаются различия между коммуникацией в малой группе (диада, триада) и большой группе (массе).
  2. Изучаются индивидуальные особенности участников массовой коммуникации.
  3. Изучаются специфические характеристики развития информационных процессов в массе, т. е. выделяются феномены, которые определяют успешность или неуспешность коммуникации.
  4. Изучаются особенности влияния массы на участника коммуникационного процесса.
  5. Изучается роль личности в массовой коммуникации.
  6. Изучаются особенности управления массовой коммуникации.

Объект исследования- массовые коммуникации, которые создают предпосылки для стабилизации социальной группы или дестабилизации.

3 стр., 1207 слов

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Психология рекламы и массовой коммуникации

... emb-japan.go.jp/ABOUT/CULTURE/massmedia.html   Массовая коммуникация Антонова, Н. В. Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва. Издательство ... Юрайт, 2014. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. 4-е международное издание. Санкт-Петербург, «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», «Издательский ...

Предмет исследования- социально-психологические процессы, определяющие формирование необходимых информационных, коммуникационных пространств, которые создают условия для существования и взаимодействий человека с другими людьми.

Методы исследования- как психологические, так и социологические, а именно методы наблюдения, анализа документов, беседы, тестирования.

Метод наблюдения. Представляет собой целенаправленное и преднамеренное восприятие изучаемого объекта с целью получения необходимой информации для решения научных и практических задач, определяющих причины поведения людей в тех или иных ситуациях.

Выделяют 3 вида наблюдения:

  1. Внешнее
  2. Включенное
  3. Самонаблюдение

Методы анализа и документов. Особенностью данного метода является изучение и исследование продуктов человеческой деятельности, которые представляют собой объекты, носители информации, позволяющие изучать и анализировать исторические события, а также изучать личность автора документов, подлинность документов, а также особенности его создания.

Анализ документов предполагает 2 вида изучения документов:

  1. Контент анализов (когда документ представлен в большом объеме, поэтому можно выделить основные элементы (единицы документов) и в соответствии с этим определить подлинность документов (благодаря частотному анализу), индивидуальные особенности авторов документов, а также специфику самого документа (пример: графологическая экспертиза, смысловое содержание документов))
  2. Экспертный анализ (когда документ представлен в неограниченном объеме, в результате создается специальная экспертная группа, основная задача которой определить основные характеристики документов, состав группы определяется компетентными профессиональным экспертами в данной области, экспертное заключение определяет статус документов)

Метод беседы. Представляет собой способ получения необходимой информации о другом человеке или группе людей с помощью непосредственного взаимодействия и взаимовлияния исследователя на собеседника.

19 стр., 9321 слов

Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2

... тщательному анализу поведения собеседника;      - захваченность человека, искажающего информацию разнообразными сильными эмоциями ... , вызывание жалости, игра на индивидуальных личностных особенностях человека, создание соответствующей ролевой ситуации, вызывание в ... доносится заведомо ложная информация, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок на ...

Основная цель беседы состоит в том, чтобы:

  1. Провести психологическую диагностику собеседника
  2. Оказать психологическое воздействие
  3. Получить необходимую информацию
  4. Осуществлять психологическую коррекцию и сопровождение

Этапы:

  1. Невербальное взаимодействие. Когда личность собеседника оценивается, изучается по невербальным сигналам (жесты, поза, специфические действия)
  2. Этап знакомства (вербальный этап) На этом этапе по речи собеседника устанавливаются его индивидуальные особенности, а также определяются анкетные и биографические данные. В результате появляется возможность сформировать необходимую стратегию ведения беседы (узнать значимые для человека события и явления)
  3. Этап комфортной обстановки. На этом этапе создаются доверительные отношения, которые позволяют исследователям сформировать у собеседника позитивный образ беседы и доверия к исследователю.
  4. Проективный рассказ. На этом этапе исследователь предлагает собеседнику составить рассказ на тему «здесь и сейчас» с целью определения основных индивидуальных проблем и трудностей человека.
  5. Психологическое воздействие. На этом этапе исследователь оказывает психологическое давление на собеседника с целью получения важной информации. Давление может быть простым манипулятивным, а может быть сложным программируемым. Основная задача — получение информации.
  6. Этап психологического сопровождения. На этом этапе исследователь составляет психологическое заключение, которое включает индивидуальные особенности собеседника, полученную информацию, а также способы и пути коррекции, при этом, так как беседа носит морально-этические критерии важным аспектов, становится сопровождение человека после беседы.

Исследовать стереотипы женщины в женских и мужских журналах

4 стр., 1706 слов

Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи стиля управления и социально-психологического климата. Понятия стиля управления и основные стили управления

... характером человеческой деятельности и задачами повышения эффективности управления людьми и регуляции развертывающихся между ними отношений, ... климата 6 1.1 Понятия стиля управления и основные стили управления 6 1.2 Социально-психологический климат ... но и перестраивает человека, проявляет его скрытые способности и формирует новые потенциальные возможности. Проблема социально-психологического ...

Метод тестирования.Данный метод представляет собой возможность изучения поведения человека или группы людей с помощью объективных математически-выверенных критериев и показателей. В психологии массовых коммуникаций наиболее эффективными являются тесты-опросники, которые представляют собой утверждение, направленные на изучение отношения человека к чему-либо или к кому-либо, поэтому благодаря тестам-опросникам появляется возможность изучать как индивидуально-личностные особенности респондентов, так и обще-групповое мнение.

Вид теста, который используется в психологии коммуникации, называется проективный (прожективный)тест. Особенностью данного теста является возможность изучения внутреннего мира людей, их бессознательная сфера, поэтому основная задача данного теста состоит в том, чтобы получить непосредственный доступ к бессознательной сфере человека, поэтому в качестве стимульного материала используется различные неструктурированные элементы, реагируя на которые, человек в основном использует свою бессознательную, поэтому данные тесты определяют скрытые мотивы, желания и потребности людей. В некоторых случаях данные тесты претендуют на изучение скрытых вытесненных мыслей.

Психология массовых коммуникаций определяет свое место в различных науках, в социологии, психологии, как один из элементов оказания необходимого воздействия на массовую аудиторию с целью непосредственного внедрения необходимых ценностей и приоритетов. Таким образом, психология массовых коммуникаций становится одним из важных компонентов управления общественным сознанием, при этом возможность создания необходимого социально-психологического пространства определяет использование различных моделей и технологий. Поэтому психология массовых коммуникаций первоначально изучает возможность психологического влияния на людей. Для этого используются как исторические исследования влияния на массовое сознание, так и современные концепции управления массовыми коммуникациями (телевидение, Интернет).

14 стр., 6953 слов

Механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

... в виду физиологические адаптационные возможности человека. И это лишь одна сторона термина ЗОЖ. С более общей позиции, здоровый образ жизни есть некое единство ... следствии подобного, может исказиться смысл событий и переживаний. 2. лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний. Альтернативой в ...

Исторически аспекты массовой коммуникации и психологии коммуникации.

Массовая коммуникация, как модель обмена информации, возникла еще в первобытные времена, когда появилась необходимость управления социальными группами, первобытными общинами.

Именно в первобытном обществе были сформированы две модели управления массами:

  1. Подчинение

Данная модель включала в себя непосредственную зависимость подчинения первобытных людей воле и авторитету вождя, поэтому управление группой в основном ориентировалось на принуждение и страх. Таким образом, коммуникация осуществлялась в виде конкретных приказов и распоряжений. Современные средства массовой информации (СМИ) часто определяют своих потребителей с точки зрения людей, которые должны подчиняться и которых необходимо держать в страхе. Именно поэтому СМИ распространяют негативную информацию, которая инициирует страх человека и благодаря этому человек вынужден искать, а чаще всего требовать «сильную руку», «царя батюшку», который способен управлять страной и который способен приказывать и ждать исполнения приказаний.

Поведение человека в первобытной культуре.

Данная модель сформирована на принципе использования бессознательных структур человека, а также тех внутренних конфликтов, которые у человека существуют. Для первобытного общества одним из важных моментов является феномен анимизма ((одушевление неодушевленных предметов, событий, явлений).

Поэтому процесс управления массой, возможность навязывания необходимой информации состояла в использовании основных моментов веры первобытного человека в различии природного явления и события. Для первобытного человека характерным являлась трансдуктивность мышления (объединение несвязанных между собой событий и явлений).

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

... , задача, технология и люди) были изменены в результате мероприятий, описанных в примере? 3. Обсудите метод участия сотрудников «Бэнк оф Америка» в управлении переменами ... кредитования при делегировании («потом посмотрим»). Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Существует несколько классификаций ...

Первобытные элементы анимизма оказались устойчивыми и до сих пор присутствуют в современном мире, поэтому СМИ развивают тему эзотерики, таинственности, паронормальности. Таким образом, современный человек также как и первобытный оказывается способным успешно верить в различные несуществующие и несвязанные между собой явления.

Эпоха первобытного общества также связала условия для управления массами с помощью известной категории: взрослость и детство, поэтому в первобытном обществе существовали четкие критерии, подразделяющие возрастные критерии людей. Переход из детства во взрослость характеризуется необходимыми испытаниями. Часто они были опасны для жизни ребенка и сложными по мере прохождения. Благодаря этому обряду ребенок получал новое имя и новый статус. В соответствии с этим изменялось его мировоззрение и поведение. С этого момента времени он получал возможность совершать свойственные взрослым действия. Поэтому для управления большими группами людей именно в первобытном обществе процесс взросления определяется получением соответствующих прав ребенком. Поэтому СМИ определяет культуру, социальный слой, получив название «культура детства и подростковости». Основная задача состоит в том, чтобы детям навязывать необходимые стереотипы поведения, а также определить их стремления к получению больших прав, характеризующих их как взрослых. Таким образом, уже в первобытном обществе были созданы важные предпосылки для управления отдельными подкультурными (дети, подростки), в силу пластичности их психики данное управление очень эффективно.

Проблема античности и массовой коммуникации.

Эпоха античности характеризуется появлением городов, а значит, происходит объединение людей на отдельно взятой территории. Основная задача городов, а впоследствии государств, состоит в том, чтобы успешно и эффективно управлять массами. Поэтому в отличие от первобытного общества здесь происходит дифференциация, т. е. появляются различные социальные слои. Именно разобщенность между людьми позволяет этими людьми управлять. Таим образом первый момент МК, который возникает в эпоху античности — это создание социальных слоев, а также формирование ЦА (элита, знать, священники, ремесленники, рабы, интеллигенция).

12 стр., 5636 слов

Вредные люди и способы управления ими

... И. В. Тюмень Содержание Введение 1. Типология вредных людей. 2. Методы управления вредными людьми. 3. Если разгорелся конфликт... 4. Тест: “Каким ... заставляют их ввязываться в споры и таким образом, по их мнению, возвышаться в глазах людей. Для “Роковых борцов” естественно состояние ... предан своим убеждениям и старается склонить вас к своему образу мыслей. Не в силах отказаться от своих намерений, ...

В эпоху античности появление класса философов и людей искусства определило новую категорию, обладающую правом управления информацией. Именно из данной категории впоследствии будет создаваться структура МК и информации. Основная задача интеллигенции — управлять информационными каналами и доставлять необходимую информацию соответствующим слоям населения, выполняя волю элиты и руководителя государства. Таким образом, искусство стало отражением волеизлияния власти предержащих. Данную функцию она выполняет до сих пор. Эпоха античности также определила несколько вариантов и работы с массами:

— Развитие и формирование религии, основная цель которой состоит в том, чтобы создать условия для веры человека, его управления через четкую последовательность действий. Сам факт возникновения религии определяется необходимостью подчинения людей на бессознательном уровне. Священнослужители, создавая богов, подчиняли большое количество людей. Сам факт создания божества связан с наделением его особой силой, при этом данная сила проявляется не только на физическом уровне, но и на психологическом, т. е. божество способно понимать, чувствовать и «читать» мысли адепта (верующего).

Роль элиты в массовых коммуникациях.

В современных условиях определенным особым положением и особым состоянием определенной группы людей, которая выделяется среди других («обыкновенных» людей) по отдельным категориям и характеристикам. Одной из первых характеристик является материальное положение и богатство человека, т. е. сам факт принадлежности к элите определяется материальным богатством, но на самом деле одним из показателей элиты является внутреннее психологическое состояние, характеризующее особый тип поведения, особое мировоззрение и особое переживание. К данным психологическим характерам, определяющим элитарное положение человека в обществе, относят способность личности быть «выше» и лучше других.

В эпоху античности помимо сословия рабов определилось новое социальное положение человека, который обладал особой властью, особыми привилегиями. Специфика появления элиты была обусловлена существовавшими в первобытном обществе элитарными положениями вождей и шаманов. В процессе развития общества данные категории оказались заинтересованными в передаче власти по наследству, т. е. сам механизм выбора вождя, шамана стал искаженным. Теперь их полномочия передавались по наследству. В результате стали определяться путем естественного отбора характеристики, отражающие высокое знатное положение человека. Знатность первоначально определялась родовыми корнями, а также отобранными индивидуальными качествами. Одним индивидуальным качеством являлась способность управлять людьми, способность их подчинять, поэтому одним из первых критериев является волевой характер, который обуславливается способностью личности преодолевать различные препятствия и добиваться поставленной цели. При этом достижение цели сопровождается особым видением, когда несущественные детали, элементы не попадают в область внимания, и человек фиксируется на поставленной цели. Главным компонентом достижения является предвидение, а не позиция «здесь и сейчас».

Психологические особенности религиозной группы

Эпоха античности определила еще одну категорию, которая выполняла непосредственную роль управления поведения людей и информационными потоками. Данная категория сформировалась из группы шаманов, магов, основная задача которых состояла в оказании воздействия на первобытного человека через его бессознательные структуры. Именно шаманы отвечали за «душу» первобытного человека.

В эпоху античности появились первые признаки устойчивой религии, которая носила следующие функции:

  1. Подчинение человека
  2. Управление человеком
  3. Информационная
  4. Снятие ответственности с конкретной личности

Таким образом, церковь в античности создавала предпосылки, что большинство людей могли выбирать необходимого бога, поклоняться ему и таким образом оказываться успешно управляемыми. Задача религии состояла в том, чтобы определять социальное положение человека, его способность выполнять необходимые социальные функции, а именно элита должна была управлять и руководить, простые граждане, — ремесленники -, работать, рабы подчиняться, а философы (интеллигенция) должны были бы оппозицией, т. е. веритьв то, что данного бога не существует. Проблема религии, которые возникли в эпоху античности, определяли специфику и особенность предоставления необходимой информации окружающим людям (верующим), поэтому религия определила особое положение людей, имеющих непосредственное отношение к церкви — это священнослужители. Основная задача священника состояла в том, чтобы нести слово божие в соответствующем храме. Данное слово определяло и действия прихожан. Эти действия определялись соответствующим денежным вознаграждением, принесением в жертвы, а также поддержанием отношения бога к конкретному человеку. Таким образом, церковь через священнослужителей получала возможность своего обогащения, а также создавала предпосылки для управления людьми. Атмосфера храма предполагает необходимые эмоциональные переживания человека, оно включает в себя страх подчинения, а также возможность исполнять волю божию. С этого момента времени, церковь и священнослужители определяют свою роль в государстве, а значит и в управлении массами, создавая предпосылки для непосредственного доступа к информации. Церковь «напрямую» управляет информационными процессами, передачей информацией и ее приемом, переработкой информации. Задача церкви — организовать людей, т. е. сделать их единой массой. В соответствии с этим определяется их будущая деятельность. Задача священников состоит в том, чтобы трансформировать имеющиеся религиозные знания, действия и поступки. Поэтому церковь с момента своего существования является одним из ведущих социальных институтов под руководством государства. При этом в средневековье церковь и государственная власть были едины.

Яна Франк «Муза и чудовище»

Зеланд Транцсерфинг

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector