Психология восприятия

Психология восприятия

Принципы психологии восприятия

Активное осязание

Апперцепция

Бинауральный слух

Бинокулярное зрение

Восприятие времени

Восприятие пространства

Восприятие сложных звуков

Восприятие человека человеком

Глубинное зрение

Двойственное изображение

Закон Эммерта

Законы аддитивного смешения цветов

Зона Панума

Зрительное восприятие

Иллюзии восприятия

Иллюзия Аристотеля

Иллюзия луны

Иллюзия тяжести А. Шарпантье

Инструментальное осязание

Кажущееся движение

Когнитивный контур

Когнитивный образ

Константность восприятия

Контрастная иллюзия

Манипулирование образом

Микрогенез зрительного восприятия

Образ восприятия

Образ

Окулогравическая иллюзия

Оперативная единица восприятия

Оптико–геометрические иллюзии

Оптическое смешение цветов

Отногенез процессов восприятия

Параллакс

Подпороговое восприятие

Поле зрения

Прегнантность

Предметность восприятия

Развитие восприятия

Селективность восприятия

Симультанное опознание

Стереоэффект Пульфриха

Сукцессивное опознание

Техническое смешение цветов

Фактор общей судьбы

Фактор хорошего продолжения

Феномен Ауберта – Ферстера

Феномен Ауберта – Фляйшля

Феномен Панума

Феномен стабильности видимого мира

Целостность восприятия

Чувственное отражение

Активное осязание— процесс формирования осязательного образа предмета в результате преднамеренного его ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические ощущения.

Апперцепция(от лат. ad – к и perceptio – воспринимаю) — влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин „апперцепция“ был введен Г. Лейбницем, который развел перцепцию, как смутную презентацию какого–либо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г. Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

Бинауральный слух(от лат. bini – два и auricula – ухо) — построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, происходит локализация источника звука в пространстве: звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука. Наибольшая точность при этом достигается при интенсивности сигналов, равной 70–100 дБ над порогом слышимости.

5 стр., 2389 слов

Иллюзии и апперцепция при восприятии

... роль апперцепции в процессе восприятия. 6. Рассмотреть иллюзии восприятия. Понятие о восприятии, апперцепции и иллюзии Восприятием называется отражение предметов и явлений действительности в момент их воздействия на наши органы чувств. В формировании образа ...

Бинокулярное зрение(от лат. bini – два и oculus – глаз) — построение картины мира, приобретающей стереоскопический признак, с помощью двух глаз. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в образ, лишенный глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз, то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспарантности, или бинокулярного параллакса.

Восприятие времени— образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

Восприятие пространства— образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов).

Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх — вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.

Восприятие сложных звуков— процесс построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав. Так, при построении субъективного образа особенности структуры спектра квалифицируются как звуки глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие. Многие звуки природы (например, шелест листвы, плеск воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца) представляют собой одиночные импульсы с периодическим или апериодическим повторением, когда частота и регулярность этого повторения являются очень существенными признаками ориентировки и построения адекватного образа восприятия. Звуки речи анализируются не только по их значению, но и — на основе интонационных характеристик, громкости, задержек, изменениях темпа — по экспрессивному наполнению. При восприятии музыкальных звуков ведущими становятся признаки, образующие ее музыкально–звуковую ткань, такие как ладогармонические высотные соотношения, ритмическая канва.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования ... пользовате­лем. В качестве исследуемых взаимосвязанных параметров изображения выб­раны: цвет символов, окна и фона, ... определение оптимальных условий отображения - необ­ходимым. Таким образом, проблема оптимизации условий предъявления ин­формации на ...

Восприятие человека человеком— понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.

Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела).

При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.

Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:

1. Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый);

2. Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;

3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;

4. Социально–ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

Глубинное зрение— зрительное восприятие трехмерности пространства. Различают восприятие относительной удаленности видимых предметов друг по отношению к другу и восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя. Эффекты глубинного зрения обусловлены бинокулярными факторами (стереопсис), которые существенно зависят от врожденной организации зрительного аппарата, и монокулярными факторами, связанными с прошлым опытом, такими как монокулярный параллакс, линейная и воздушная перспектива, наложение близлежащих предметов на более отдаленные.

Двойственное изображение— изображение, которое допускает дифференциацию составных его элементов на субъективно воспринимаемые „фигуру“ и „фон“ взаимно противоположным образом: то одна часть этого изображения воспринимается в качестве „фигуры“, а другая — в качестве „фона“, то наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия. Выделение при распознавании изображения какой–либо характерной его детали, ассоциированной с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и переводу соответствующей части изображения в статус „фигуры“, та часть изображения, которая не интегрируется в данную „фигуру“ автоматически распознается как „фон“.

Закон Эммерта— закономерность, выведенная немецким психологом Ф. Эммертом, согласно которой видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. В его основе лежит механизм, обеспечивающий константность видимых размеров реально воспринимаемых объектов. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10–15 м.) расстояниях до экрана.

Законы аддитивного смешения цветов— правила, сформулированные первоначально И. Ньютоном, получения определенных цветов за счет их смешивания:

9 стр., 4473 слов

Иллюзии зрительного восприятия

... большими по размеру. Значение перспективы для восприятия иллюзии Мюллера-Лайера иллюстрирует рис. 4. В повседневной жизни нас окружает множество прямоугольных предметов: комнаты, окна, дома, типичные очертания ... поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Это ...

1. Для каждого цвета существует другой единственный цвет („дополнительный“), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет;

2. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава;

3. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет.

4. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных.

На основе этих законов была создана Международная система спецификации цвета в терминах Стандартного наблюдателя (MKO–31), которая впервые в 1856 г. ввел Грассман.

Изначальное назначение цветной модели RGB – это описание цвета на мониторе. Но так как все мониторы различаются по производителю и модели, поэтому были предложены альтернативные цветовые пространства, соответствующие стандартному монитору. К таким относятся, например, sRGB и Adobe RGB.

Изображение в цветовой модели RGB, как было сказано выше, состоит из трех цветов. Если мы смешивать эти цвета, то получается:

красный (R) + синий (B) = пурпурный (M — Magenta)

зеленый (G) + красный (R) = желтый (Y — Yellow)

зеленый (G) + синий (B) = циановый (C — Cyan)

красный (R) + зеленый (G) + синий (B) = белый (W — White).

Зона Панума— пределы диспарантности, в которых возможно видение без двоения изображения, и количественные оценки относительной удаленности (глубины), которые увеличиваются при движении от фовеа к периферии.

Диспаратность (от лат. disparatus — разделённый) — различие взаимного положения точек, отображаемых на сетчатках левого и правого глаза. Диспаратность изображений лежит в основе неосознаваемых психофизиологических процессов бинокулярного и стереоскопического зрения.

В задней части глаза, где зрительная ось пересекает сетчатку, имеется углубление — фовеа, обильно населенная колбочками , отвечающими за зрение при дневном освещении. Фовеа окружена более широкой круговой областью сетчатки — area centralis,

Зрительное восприятие— совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие является основой восприятия движения, которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения. Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.

11 стр., 5138 слов

Ощущение и восприятие: сущность и свойства

... потому, что отношения человека к воспринимаемому предмету делает этот предмет эмоционально окрашенным. При восприятии предмета или явления, мы всегда осмысливаем воспринимаемый ... цвете, запахе, температуре и так далее. Определенные ощущения привязаны к определенным органам. На основе ощущений, вернее, на основе взаимодействии нескольких видов ощущений, мы получаем восприятие. Восприятие ...

Иллюзии восприятия(от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды иллюзий:

1. Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне.

2. Длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с объективно равными им горизонтальными.

3. Иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов.

4. Распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера – Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения.

5. Иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера).

6. Иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

Иллюзия Аристотеля— осязательная иллюзия, при которой небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два предмета.

Иллюзию, о которой сейчас пойдет речь, описал еще Аристотель примерно 2 300 лет назад.

Покатайте, закрыв глаза, шарик (лучше металлический, холодный) перекрещенными указательным и средним пальцами.

Вам будет казаться, что под пальцами у вас два шарика.

А ларчик открывается просто: в нашем случае поверхности двух пальцев практически никогда не коснутся одновременно одной поверхности, и поэтому ощущения, идущие от них, не обобщаются.

Иногда эта иллюзия получается, если пальцами касаться кончика собственного носа: возникает впечатление, что вы стали собственником двух носов.

Но если до тыльной стороны кисти дотронуться двумя ножками циркуля, раздвинутыми меньше чем на 20—25 миллиметров, вы ощутите только одно прикосновение.

На кончиках пальцев вы отчетливо ощутите два прикосновения, даже сведя ножки циркуля до 1—2 миллиметров.

А приложив циркуль к коже спины, вы почувствуете два острия лишь при условии, что ножки циркуля растянуты больше чем на 60—70 миллиметров. Это объясняется неодинаковой густотой расположения нервных окончаний, улавливающих прикосновения. Но чтобы опыт хорошо удался, ножки циркуля не должны прикасаться к кожным волоскам.

7 стр., 3271 слов

Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета

... было основным и для Гомера - яркость, отсвет и блеск предметов. По его мнению, восприятие цвета включает активное участие как наблюдателя. [6] Цветовая символика в ... влияют на восприятие цвета человеком, а также возможность применения изученных взаимосвязей между цветом и психикой в диагностике. ассоциативное культуральное восприятие цвет 1. Ассоциативное и культуральное восприятие цвета 1.1 ...

Иллюзия луны— зрительная иллюзия. Характеризуется тем, что воспринимаемый размер небесного тела (Луны, Солнца) больше при нахождении его низко над горизонтом, чем при нахождении высоко в небе.

Иллюзия тяжести А. Шарпантье— искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.

Инструментальное осязание— процесс формирования осязательного образа предмета с помощью вспомогательных орудий, когда тактильные сигналы, обусловлены соприкосновением руки с орудием.

Кажущееся движение— иллюзия, которая характеризуется субъективным восприятием движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной.

Когнитивный контур— субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных фрагментов.

Константность восприятия— относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта. На его основе В. Вундтом было сделано заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная установка.

Контрастная иллюзия— искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при ломке привычного стереотипа и проявляющееся в переоценке признаков, противоположных обычным. Особенно часто проявляются в области температурных и вкусовых ощущений. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень сладкости.

Манипулирование образом— процесс означивания элементов зрительного поля и приведения их в некое единство. При этом происходит упорядочивание перцептивных действий с помощью определенных сенсорных эталонов. Способность зрительной системы к определенным трансформациям является производной от практической, предметной деятельности. В актуальном восприятии манипулирование образом выступает как замещение действия с реальными объектами.

Образ восприятия— отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.

Образ— субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

Окулогравическая иллюзия(от лат. oculus – глаз и греч. gravis – тяжелый) — иллюзия зрительно воспринимаемого движения, обусловленная вестибулярным влиянием при ускорении движений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Окулогравическая иллюзия наблюдается у пилотов во время и после окончания набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект движется вниз, а по выходе из пикирования — вверх. Может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных характеристик.

27 стр., 13157 слов

Предмет социальной психологии. Существует 4 точки зрения, лежащие ...

... в определенном контексте. Социальный психолог Г. М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их ... о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А. А., ...

Оперативная единица восприятия— выделение в перцептивном поле единичных предметов. В результате развития деятельности содержание оперативных единиц восприятия меняется. В частности, при изучении телеграфного кода как самостоятельная оперативная единица восприятия сначала воспринимается каждая отдельная точка или тире, а затем все более длинные последовательности (буквы, слова и даже словосочетания).

Переход ко все более крупным оперативным единицам восприятия, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании элементов информации, дает выигрыш в скорости восприятия.

Оптико–геометрические иллюзии— зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. Считается, что оптико–геометрические иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство оптико–геометрические иллюзии имеют параллели в осязании.

Оптическое смешение цветов— лучи света, соответствующие разным цветовым раздражителям, действуют на одни и те же участки сетчатки глаза одновременно или с малым интервалом времени, за счет чего появляется ощущение определенного цвета.

Онтогенез процессов восприятия— структурные изменение, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов, за счет чего перцептивные действия свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Сенсорные эталоны, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).

Параллакс(от греч. parallaxis – уклонение) — кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия.

Подпороговое восприятие— предметное восприятие, осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.

Поле зрения— пространство, видимое глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове. Средняя величина поля зрения составляет: вверх — 55 градусов, вниз — 60, снаружи — 90, внутрь — 60 (для ахроматического стимула, для хроматического — меньше).

Наименьший размер поля зрения характерен для зеленого цвета, наибольший — для синего.

Прегнантность(от лат. рrаegnans – содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, „хорошую форму“. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры.

23 стр., 11298 слов

Ключевые слова в современной литературе по консультативной психологии: ...

... связей и организации читательского восприятия. Термин ключевые слова достаточно условен, так как ключевыми могут быть как ... психологии («Московский психотерапевтический журнал», «Психология. Журнал ВШЭ»). Использование журналов по психологии объясняется моим интересом к психологии и ... где дан анализ семидесяти трёх ключевых слов: прослеживается значение по разным толковым и терминологическим словарям, ...

Предметность восприятия— членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами.

Развитие восприятия— процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной).

Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной).

После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Селективность восприятия— свойство восприятия. Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле каких–либо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как „фигура“, а все остальные объекты воспринимаются как ее „фон“. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи, избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какой–то мере соответствуют содержанию этой задачи.

Симультанное опознание— отнесение воспринимаемого предмета к какому–либо классу одномоментно, как мгновенное „схватывание“.

Стереоэффект Пульфриха— зрительная иллюзия. Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим — через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины волны.

15 стр., 7392 слов

1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

... информацией; интеракции или обмен действиями: взаимная перцепция или восприятие и оценка партнера. Все три стороны общения ... в основе других уровней общения[24]. В социальной психологии принято выделять три уровня общения – межличностный, внутригрупповойимежгрупповой.При ... эстетические чувства, складывается его характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но ...

Сукцессивное опознание— отнесение воспринимаемого предмета к какому–либо классу в результате развернутого анализа его признаков.

Техническое смешение цветов — лучи света частью поглощаются при попадании на цветовую поверхность, и на сетчатку глаза действуют только непоглощенные лучи.

Фактор общей судьбы— объединение в гештальт (нем. Gestalt — целостная форма или структура) элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных направлениях.

Фактор хорошего продолжения — объединение в гештальте таких элементов, которые образуют в совокупности наиболее простые, „напрашивающиеся“ конфигурации.

Феномен Ауберта – Ферстера— зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Однако данный эффект сменяется обратным при опознании формы.

Психология восприятия — Стр 2

Феномен Ауберта – Фляйшля— эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5–2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.

Феномен Панума— стереоскопический феномен. Заключается в том, что при стереоскопическом предъявлении двух изображений, когда на первом представлена одна вертикальная линия, а на втором — две, воспринимаются две вертикальные линии, разнесенные по глубине.

Феномен стабильности видимого мира— свойство зрительного восприятия, благодаря которому даже во время движения наблюдателя локализация объектов остается достаточно константной. Достигается за счет того, что совокупность предметного окружения воспринимаемого предмета выполняет роль неподвижной системы отсчета.

Целостность восприятия— свойство восприятия. Характеризуется тем, что отдельные признаки какого–либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира.

Чувственное отражение— познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.

Психология восприятия цвета.

Почему красный цвет означает «стоп», а зеленый – «идите»? Невеста – в белом, а черный – цвет траура и печали? Счастливый все видит «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами»… Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые, и будут правы… отчасти. Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.

Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемая обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определенных условиях. Так, устранение «фоновой» засветки глаза (например, при разглядывании удаленных предметов через узкую трубку) существенно меняет восприятие цвета этих предметов (проверьте!).

Профессиональная калибровка цветных мониторов требует использования соответствующего фонового освещения комнаты, оператор надевает черный халат, а визуальные оформительские элементы программных продуктов должны иметь нейтральный цвет.

Роль культурных особенностей в восприятии цвета и лингвистика

В культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятие цвета очень различно, и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и черного цвета (траур или радость — в зависимости от культуры, религии).

Поскольку в конкретном языке и, шире, в конкретной культуре концентрируется исторический опыт их носителей, ментальные представления носителей различных языков могут не совпадать. В качестве примера того, как по-разному языки выделяют (как принято говорить в лингвистике, «концептуализуют») внеязыковую реальность, нередко приводят термины системы цветообозначения. Так, в русском языке присутствуют два отдельных слова синий и голубой — в отличие от многих германских языков, в которых диапазон цветов соответствующей части спектра перекрывается единым обозначением, типа английского blue (ср. нем. blau и фр. bleu).

Близкая система цветообозначения сине-голубых цветов принята в других славянских языках, например, в украинском и польском.

С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета — это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.

Например, так называемые «горячие» цвета — красный, оранжевый и желтый — имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые — коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма.

Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Цвет одежды также красноречив. Например, кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника — ту, которая носит темно-синий костюм, или девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий.

Давайте посмотрим, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей.

Психология восприятия цвета — красный

Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию.

В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

• Насыщенный красный — цвет, выражающий скорость, мощь, игру, опасность и страсть.

• Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.

• Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной чашке, нежели в зеленой.

Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях.

Отклонение красного цвета: страх переживаний, физическое и нервное истощение.

Ключевые значения и символика:

• огонь,

• жара,

• жизнь,

• энергия,

• активность,

• воля,

• борьба,

• страсть,

• агрессия,

• гнев.

Психология восприятия цвета — оранжевый

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.

Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

• Оранжевый обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости и склонности к авантюрам.

• Ярко-оранжевый хорошо заметен, что обеспечило его использование в предупреждающих сигналах.

• Пикантные (осенние) тона оранжевого цвета теплы, экзотичны и привлекательны.

• Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности.

• Оранжевый активен, и поэтому любим детьми и спортсменами.

Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.

Отклонение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию.

Ключевые значения и символика:

• движение,

• скорость,

• ритм,

• радость,

• эмоции,

• чувственность,

• жизнерадостность,

• общительность,

• лень,

• зависимость,

• избалованность

Психология восприятия цвета — желтый

Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.

Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

• Желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость.

• Желтый активно выступает в пространстве, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок.

• Желтый цвет стимулирует ясное мышление.

• Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета.

• Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.

Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем.

Отклонение желтого цвета: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.

Ключевые значения и символика:

• солнце,

• день,

• свобода,

• праздник,

• веселье,

• терпимость,

• упрямство,

• критичность,

• беспокойство,

• предательство

Психология восприятия цвета — зеленый

Это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

• Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения.

• Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости.

• Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.

• Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах.

• Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны.

Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.

Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.

Ключевые значения и символика:

• природа,

• жизнь,

• вера,

• гармония,

• экстравертность,

• естественность,

• доброта,

• мягкость,

• ипохондрия,

• эгоизм

Психология восприятия цвета — изумрудный

Ключевые значения и символика:

• благополучие,

• солидность,

• изоляция,

• требовательность,

• последовательность.

Психология восприятия цвета — голубой

Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

• Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющее и умиротворяющее воздействие.

• Цвет морской волны внушает уважение, выражает лояльность, доверие, надежность и целостность.

• Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее.

• Во многих культурах темно-синий отождествляется с богатством, а лидеров награждают «голубой лентой».

Предпочтение голубого цвета означает стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.

Отклонение голубого цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству.

Ключевые значения и символика:

• ветер,

• небо,

• холод,

• лед,

• чистота,

• искренность,

• разговор,

• тактичность,

• замкнутость,

• равнодушие,

• манипулирование.

Психология восприятия цвета — бирюзовый

Ключевые значения и символика:

• волна,

• лагуна,

• дождь,

• очищение,

• эволюция,

• изменения,

• спокойствие,

• сдержанность,

• смущение,

• тщеславие.

Психология восприятия цвета — индиго

Ключевые значения и символика:

• мир,

• глубина,

• видение,

• мудрость,

• тишина,

• спокойствие,

• угнетение,

• беспокойство,

• идеализм,

• фанатизм.

Психология восприятия цвета — фиолетовый

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистикой. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

Предпочтение фиолетового цвета означает стремление очаровывать, чувственность, , внушаемость.

Отклонение фиолетового цвета: контроль чувствительности, стремление к порядку.

Ключевые значения и символика:

• мудрость,

• духовность,

• мистика,

• вдохновение,

• артистизм,

• благородство,

• закон,

• власть,

• фанатизм,

• отчуждение,

• смерть

Психология восприятия цвета — пурпурный

• Пурпурный цвет выражает власть, страсть, чувствительность и роскошь.

• Темно-сливовый цвет связан с представлениями о таинственном и духовном, он серьезен и благороден.

• Цвета лаванды и фиалки обладают романтической привлекательностью.

• В помещениях пурпурного цвета производительность уменьшается, так как этот цвет наводит дрему.

Ключевые значения и символика:

• интуиция

• вечность

• царственность

• богатство

Психология восприятия цвета — розовый

• Розовый — самый пассивный из цветов — провоцирует приветливость и снижает агрессивность, как внутреннюю, так и внешнюю.

• Самый женственный цвет, розовый ассоциируется со вскармливанием и воспитанием.

• Розовый успокаивает, и считается, что он способствует пищеварению.

• Ярко-розовый, в котором гораздо больше красного, более энергичен и забавен.

Ключевые значения и символика:

• женское начало,

• безусловная любовь,

• романтичность,

• дружелюбие,

• доброта,

• женственность,

• легкомыслие,

• чрезмерная чувствительность.

Психология восприятия цвета — маджента (ярко-розовый)

Ключевые значения и символика:

• любовь,

• нежность,

• младенчество,

• мечты,

• стремление,

• интимность,

• ненадежность,

• ирреальность.

Психология восприятия цвета — коричневый

• Коричневый — теплый, «уютный» цвет, он ассоциируется с землей, деревьями, камином и домом.

• Наблюдается тенденция покупать дорогие предметы коричневого цвета в периоды с неустойчивой экономикой, т.к. он считается вневременным.

• Этот цвет популярен в одежде, носящие ее люди считаются открытыми, надежными и искренними.

• Бумажные пакеты коричневого цвета свидетельствуют об экологической чистоте упакованных продуктов.

Ключевые значения и символика:

• почва,

• мать-Земля,

• осень,

• надежность,

• преданность,

• выносливость,

• трудолюбие,

• скука,

• консерватизм,

• страх.

Психология восприятия цвета — серый

• Серый цвет соотносится с беспристрастностью, формализмом, высокомерием и консерватизмом.

• В отличие от коричневого, серому цвету не хватает тепла, что делает его отстраненным, торжественным, а порой и унылым.

• Серый цвет ассоциируется с мудростью и зрелостью.

• Серый металлик связан с представлениями о прогрессе, скорости и профессионализме.

• В домашней обстановке серый цвет выглядит прохладным и успокаивающим, но не располагает к дружеской беседе и возникновению аппетита.

Ключевые значения и символика:

• тень,

• облака,

• неподвижность,

• стабильность,

• здравомыслие,

• реализм,

• раздвоенность,

• скука,

• тоска.

Психология восприятия цвета — белый

• Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добро и истину.

• Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами.

• Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности.

• В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию.

Ключевые значения и символика:

• свет,

• покой,

• безмятежность,

• чистота,

• пустота,

• целомудрие.

• девственность,

• сосредоточенность,

• отрешенность,

• одиночество.

Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра.

Психология восприятия цвета — черный

Обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решение и изменения в жизни.

• Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности.

• Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение.

• В геральдике черный цвет — символ скорби.

• Черный дает ощущение веса и глубины. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.

Предпочтение черного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм, агрессия, способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.

Отклонение черного цвета: предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам.

Ключевые значения и символика:

• ночь,

• покой,

• тьма,

• тайна,

• вызов,

• печаль,

• подавление,

• смерть.

Практическое задание: отметить области применения принципов восприятия в аудиовизуальных произведениях.

19