Восприятие цвета человеком 4

Содержание

Введение

. Теоретический раздел

.1 Психологическое и физиологическое влияние цвета на человека

.2 Психологическое воздействие цвета в дизайне рекламы на организм человека

.3 Правила эффективного рекламного дизайна

.4 Воздействие цвета: Цветовое решение интерьера

.5 Ассоциативное восприятие цвета

Заключение

Библиографический список

Введение

Психология восприятия цвета.

Цвет в дизайнерской продукции часто является для потребителя одним из определяющих факторов при оценке уровня ее качества. Обеспечивая безопасный и продуктивный труд, удобство при пользовании бытовыми предметами, комфорт во время отдыха, цвет в организации окружающей человека предметной среды имеет исключительно важное значение.

Восприятие цвета — сложный психофизический процесс воздействия электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. На возникновение у человека цветового ощущения влияют такие факторы, как опыт наблюдателя, зрительная память и другие элементы восприятия.

Установлено, что некоторые цвета солнечного спектра, так называемые теплые тона — красные, оранжевые, желтые — действуют на человека возбуждающе и при их избытке может наступить общее утомление. Другие, так называемые холодные тона — синие, голубые, зеленые — напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Эти особенности восприятия цвета человеком используют в своей работе дизайнеры при создании как отдельных элементов предметно-пространственной среды, так и при ее формировании в целом. Цель работы: анализ цветового решения, который можно провести на примере рекламы и интерьера, как доказательство воздействия цвета на эмоции, настроение и ощущения человека. Задачи:

.Выявить психологическое и физиологическое влияние цвета на человека.

.Выявить психологическое воздействие на человека цвета в рекламе и интерьере

.Обнаружить ассоциативный восприятия цвета человеком.

1. Теоретический раздел

1.1 Психологическое и физиологическое влияние цвета на человека

1 стр., 402 слов

4. Память психологические и физиологические теории

... формируется структура (запоминание) – остаются (сохранение) – и активизируются (воспроизведение). Это физиологический механизм памяти (процессов запоминания, сохранения и воспроизведения). Биохимические теории Эта теория исходит ... структуры. В нужный момент эта структура (модель объекта) активизируется и человек воспроизводит запоминаемый материал. н. импульс - возбуждение Следы в нейронах ...

Физиологическое восприятие цветов:

Красный — согревает, стимулирует мозг и печень, повышает кровенное давление, учащает пульс, повышает тонус и гемоглобин, стимулирует сексуальность и сексуальную активность. Эффективен при анемии, меланхолии, вялости органов пищеварения. В большом количестве подавляет деятельность кровеносной системы.

Оранжевый — ускоряет пульс крови, заряжает энергией, бодростью, укрепляет органы дыхания, стимулирует нервную и репродуктивную системы, согревает, повышает аппетит, нормализует работу пищеварительного тракта, помогает при рахите. С ним нужном быть осторожней (в большом количестве раздражает нервную систему).

Желтый — укрепляет нервную систему, активизирует выделение желудочного сока, оказывает очищающее действие на органы пищеварения, а так же печень и кожу. Стимулирует умственную активность, укрепляет память. Помогает от апатии и депрессии. Беспокойным и нервным людям нужно быть осторожными с этим цветом.

Зелёный — болеутоляющий, гипнотический, понижает давление, полезен для сердца и глаз, укрепляет мышцы, помогает при бессоннице и мигрени, снимает раздражительность, благоприятен для концентрации внимания. Считается самым нейтральным и лечебным цветом.

Голубой — антисептик, вызывает замедление пульса, понижает давление, подавляет воспалительные процессы, понижает боль, оказывает жаропонижающее действие, помогает при усталости и боли. В злоупотреблении этого цвета появляется усталость.

Синий — успокаивает пульс, понижает давление, замедляет дыхание, оказывает обезболивающее действие, эффективен при воспалении лёгких, астме, кожных заболеваниях, ожогах, повышает внимание, помогает сосредоточится.

Фиолетовый — положительно воздействует на сердце и легкие, снимает температуру, успокаивает боли, помогает при умственных расстройствах, бессоннице, мигрени, ревматизме. В больших количествах угнетает.

Серый — вызывает подавленность, угнетает, но не раздражает. Противопоказан при депрессии и мелохолии.

Белый — даёт силу, энергию, гасит раздражение, успокаивает, очищает организм от шлаков, восстанавливает мозговые клетки.

Чёрный — помогает сосредоточиться, понижает давление, положительно влияет при ознобе, притягивает негативное воздействие. Противопоказан при депрессии.

Розовый — омолаживает, стимулирует, успокаивает.

Бирюза — расслабляет, помогает при ожогах, язвах, перезагрузках мозга.

7 стр., 3259 слов

Восприятие цвета человеком 2

... а то и решающую роль, можнопродолжать до бесконечности. [7] Физиология восприятия цвета человеком Для адекватного восприятия мирачеловеку природой были предоставлены пять органов чувств. Как ... 1). Рис. 1. Схема возникновения цветового ощущения Существуют также другие факторывосприятия цвета человеком, которые обычно напрасно не принимаются в расчет, аименно: возраст, социальное положение, ...

.2 Психофизиологическое воздействие цвета в дизайне рекламы на организм человека

Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов: мы постоянно испытываем на себе его влияние. Можно сказать, что окружающий нас мир — это комбинация световых пятен разной яркости и цвета. Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной среды. Таким образом, предметы с помощью цвета связаны с нашим душевным и функциональным состоянием. И наиболее интересно то, что эта связь минует на своем пути сознание.

Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. Исходя из этого, каждый специалист применяет цвет в его определенной функции. Для одной группы людей важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность. Для другой группы основополагающей является информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством.[2]

Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечнососудистой системы. Красно-оранжевый цвет повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7°, стимулирует кровообращение. Его предпочтение сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета. Если обобщить вышесказанное, то можно сказать, что влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС распределяется таким образом: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая — успокаивающее. Основываясь на описанных выше свойствах цвета, нужно сказать, что цвет является мощным средством воздействия на человека, именно поэтому он используется столь огромным множеством дисциплин.[3]

К особенно хорошим результатам приводит целенаправленное использование цвета в рекламе. Цветная реклама повышает очевидность достоинств представленных товаров и услуг, заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% — зрением. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно. Ведь цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: розовый цвет нам кажется сладким, а «свежая зелень» вызывает обонятельные ощущения.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Повышенное внимание может быть достигнуто и при помощи постоянного повторения определенного цвета в рекламном изображении или ролике. В этом случае, при повторении цвета должны быть идентичными, так как большинство людей запоминает цвет с большой точностью. Не исключено возникновение различных финансовых неудач, если связанный уже с одним предметом цвет изменяется, хотя бы в незначительной степени. Это может вызвать совершенно другие ассоциации, чем ожидалось. Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Создатели рекламы и психологи, используя свои знания способов воздействия различных цветов, оказывают сильное влияние на потребителя: они помогают производителям при помощи цвета убедить потребителя купить их товар. В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду — нежелательное. С точки зрения психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного цвета с красным или золотистым. (Рисунок 1.2.1)

Рисунок 1.2.1 Эмблема алкогольного напитка «Martini»

Свежесть — холодными цветами: желтым, синим или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого цвета — для продуктов моря, коричневого — для керамики, «смелых» цветов (оранжевого, например) — для промышленных товаров, ярко-синего или всех оттенков красного — для ювелирных изделий.

По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом (Рисунок 1.2.2);

Рисунок 1.2.2. Эмблема банка «Сбербанк»

черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном.

25 стр., 12446 слов

1. Развитие теории цвета: древние времена

... четыре основных цвета: черный, белый, красный и желтый (цвет охры). Остальные цвета образуются смешением этих главных. 2. Развитие теории цвета в средних веках белый, черный,красный, желтый, зеленый, синий. цветовая ... цветовой системы был Леонардо да Винчи (1452-1519), считавший, что основных цветов шесть: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. Они совпадают с названием красок, составляющих ...

Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%.

Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения. Реклама становится более успешной при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой. Среди примеров удачного применения цветовых культурных ассоциаций — IKEA. ( Рисунок 1.2.3.)

Рисунок 1.2.3. Эмблема сети магазинов IKEA

Компания, использующая в рекламной коммуникации по всему миру голубой и желтый, для Дании выбрала красный цвет (цвет национального флага).

Еще более известный пример — Greenpeace, включивший зеленый цвет даже в свое название. Зеленый — наиболее «экологичный» цвет из всего цветового спектра; он символизирует природу и окружающую среду практически во всех культурах и странах. Это означает, что Greenpeace как за счет названия, так и за счет широкого использования зеленого цвета в коммуникации легко достигает эффекта привлечения внимания к экологическим проблемам.[4]

Одно можно сказать точно — главное не переборщить с количеством цветов. Также лучше не объединять плохо сочетающиеся друг с другом цвета. В качестве альтернативы можно использовать «ахроматические» цвета — белый, серый, черный, — которые имеют нейтральное значение и тем самым подчеркивают действие применяемых с ними «хроматических» цветов.

Итак, еще в прошлом веке никто бы и не подумал, что в создании рекламы требуется помощь психологов. Теперь же на стадии разработки продукта к работе привлекаются не только психологи, но и нейрофизиологи, снимающие и анализирующие показатели активности мозга потенциальных покупателей. С помощью современных достижений в науке «мозговые» процессы можно «подсмотреть» и добиться нужной манипуляции, результатом чего станет покупка или отвращение к тому или иному товару.[5]

.3 Правила эффективного рекламного дизайна

Рекламный дизайн должен работать на вас и полностью выполнять все возложенные на него задачи. Вам следует внимательно проработать все составляющие, поскольку в целом они формируют общее впечатление пользователей и направляют их настроение в нужное для вас русло. (Рисунок 1.3.1)

11 стр., 5369 слов

Роль цвета в одежде

... объективными или «собственными» качествами цвета. Цветовой тон указывает на конкретную цветность: желтый, зеленый, фиолетовый, бордовый. Светлота в хроматических цветах означает степень приближения цветов к белому или черному (светлее или темнее). ...

Рисунок 1.3.1 Духи «Miss Dior»

Единство форм и стилей

Рекламный дизайн, несомненно, должен быть очень ярким и красочным, но это не значит, что он должен состоять из различных элементов, совершенно не связанных друг с другом в отношении стиля. Очень важно в этом деле придерживаться того стандарта, который вы взяли за основу с самого начала.

Оптимальное сочетание

Вам стоит обращать внимание на то, как картинка представляется в целом. Ведь часто бывает так, что по отдельности элементы выглядят более чем эффектно, а вот их общая совокупность вызывает довольно смутные чувства. Так что, именно на это вы должны делать упор в любом случае, ведь человек не оценивает ваше решение частями, он смотрит на вещи глобально. И если вы видите, что какой-то шрифт является слишком громоздким или какой-то цвет мало сочетаем с остальными, то такие несуразные детали следует исключить или заменить.

Расстановка приоритетов

Вы всегда можете сделать определенный акцент на той области, которая является наиболее принципиальной на ваш взгляд. Поэтому следует оценить, что является максимально важным: заголовок, визуальный эффект или же текст, и в зависимости от этого правильно распределить акценты.

Направление взгляда

Рекламный дизайн позволяет направить взгляд пользователя при осмотре, таким образом, как это может быть интересно самому разработчику. То есть, вы можете распределить элементы так, чтобы пользователь, начиная с верха, последовательно передвигался к последующим важным для вас элементам в согласованности с заданной траекторией.

Контраст

Он создает определенное разнообразие, в результате достигается эффект оригинальности и креативности. Но контраст в рекламном дизайне должен быть использован в меру, дабы не отвлечь внимание от основного назначения. [6] (Рисунок 1.3.2.)

.4 Воздействие цвета: Цветовое решение интерьера

Большую часть времени мы проводим в помещении, поэтому особое значение имеет его цветовое решение. Особенно важно не ошибиться в отделке собственного жилища, так как расслабиться и отдохнуть большинство из нас может именно в родных стенах. Необходимо учитывать еще и то, что каждый человек воспринимает цвета по-разному.

Воздействие цвета на человека неоспоримо и было неоднократно установлено учеными. Доказано о воздействии цвета на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах.

Умелое использование цветовых решений и сочетаний цвета в интерьере способны изменить любое помещение до неузнаваемости, поменять его визуальное восприятие. Работать с ним нужно очень осторожно и желательно ознакомившись с природой цвета и законами построения цветовых композиций.

3 стр., 1354 слов

Психология цветовосприятия и воздействие цвета

... варианты символики цветов и характер их воздействия на человека. Цвет/тон Ассоциации и воздействие Яркие тона Живость, яркость Неяркие (пастельные) тона Спокойствие, мягкость Желтый Приветливость, ... эмоциональнее реагируют на цвета вообще. На мужчин же, наоборот, более сильное воздействие оказывают черно-белые изображения. Практические навыки использования цвета в интерьере, одежде, семейной ...

Яркие и сочные цвета в интерьере выбираются для домашнего интерьера крайне редко. Большинство людей подсознательно выбирают смешанные цвета, более блеклые и менее контрастные. В них человеку комфортнее, ничто не отвлекает глаз. С другой стороны, стоит только акцентировать в интерьере одну деталь определенным цветом, или изменить фон (например, цвет обоев), как тут же меняется настроение и атмосфера в комнате.

Наш мозг обрабатывает увиденную информацию, воздействуя на психологическое состояние. У каждого из нас есть «комфортные» цвета в одежде и личных предметах, каждый замечал, что в одном помещении ему приятно находиться, а в другом дискомфортно и угнетающе.

Воздействие цвета на человека на уровне ассоциаций вызывает соответствующие эмоции. По эмоциональным ассоциациям воздействие цвета делят на позитивное, негативное и нейтральное. К возбуждающим цветам относят красный, оранжевый и желтый. К угнетающим — фиолетовый, темно-серый и черный. К успокаивающим — зеленый и голубой. Не менее важным являются физические ассоциации цветов: весовые (легкие, тяжелые), пространственные (выступающие, глубокие), акустические (тихие, громкие) и фактурные (мягкие, жесткие, гладкие).[7]

Желтый цвет в интерьере

Желтый цвет — это цвет лучезарности, радости, богатства и свободы. С другой стороны может рождать самые противоречивые ассоциации от солнца до измены, от духовности до цитрусов. Желтый цвет станет хорошим выбором для тех, кто желает разгрузки, чтобы достичь большего, раскрыться и реализовать себя.Желтый цвет помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, только он не должен быть слишком ярким. Его часто используют рядом с письменными столами для большей концентрации и повышения тонуса. Грязный желтый может угнетать в какой-то момент, канареечно-желтый раздражать или «резать» глаз, а солнечно-желтый цвет радует, песочно-желтый — успокаивает.

Зеленый цвет в интерьере

Зеленый цвет — это цвет покоя, умиротворения, защиты, благополучия. Ассоциация с природой придает умиротворение и свежесть. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов. Он состоит из синей и желтой основы. Чем больше в нем синего цвета, тем больше прохлады. Чем больше желтого, тем активнее он становится, ассоциируясь со свежей зеленью, ростом или даже удачей.

Зеленый богат оттенками, что облегчает выбор наиболее приятного оттенка. Его выбирают люди спокойные и в чем-то консервативные, но верные и надежные. Зеленый успокаивает, освежает и благотворно сказывается на зрении. Применяется для лечения астмы, бессонницы и сердечных недугов. Цвет широко применятся без ограничения по функциональности комнат.

Коричневый цвет в интерьере

Коричневый цвет — это цвет земли, скалы, спокойствия, сдержанности, стабильности. Цвет воспринимается как самый естественный. Коричневый весьма консервативен, это объяснимо тем, что его выбирают люди, желающие спокойствия, внутреннего благополучия и безопасности.

5 стр., 2214 слов

Психология цветов и отенков

... основные цвета и их оттенки, какие наиболее стойкие ассоциации они вызывают у людей? Красный цвет символизирует ... населения - это будут фиолетовый и желтый (внушаемость и готовность к возбуждениям). Однако ... цвет Вы находите несимпатичным?". Психологию цвета используют во всех областях цветового оформления: художники, чтобы достичь наибольшей выразительности образов, дизайнеры костюма и интерьера, ...

Коричневый цвет присутствует в большинстве пород дерева, что лишний раз подчеркивает стойкость и ненавязчивую внутреннюю силу. Желто-коричневый ассоциируется с трудолюбием и строгостью, кремово-коричневый оказывает мягкое воздействие, дает уверенность и расширяет пространство.

Переизбыток темно-коричневого цвета может вызвать печальные мысли, разочарование, его лучше добавлять в качестве небольшого акцента, нежели фона.

Красный цвет в интерьере

Красный цвет — это цвет страсти, напряжения и азарта. Его возбуждающее действие связывают с ассоциациями огня, остроты, крови. Это очень сильный цвет, который привлекает властных людей

Если в помещении преобладает красный цвет, особенно насыщенный, от этого повышается раздражительность и агрессивность. Фон красного цвета весьма тяжелый для восприятия, зато добавление отдельных деталей красного цвета на нейтральном фоне повысит тонус. Его можно использовать в гостиных, рассчитывая на динамичную атмосферу, а также в спальнях в виде отдельных деталей интерьера. Также с его помощью можно выделить «игровую зону» в помещении (не путайте с детской).

Цвет подходит далеко не всем, поэтому используйте его осторожно.

Синий и голубой цвет в интерьере

Синий цвет — это цвет постоянства, упорства, задумчивости, серьезности, строгости. Благодаря большому количеству оттенков, может выражать от легкости, прохлады и умиротворения при голубом цвете (стремясь к зеленому), до авторитетности и тревожности при темно-синем цвете (стремясь с фиолетовому).

Синий цвет вызывает ощущение расслабленности, покоя снимает эмоциональное напряжение. За счет этого часто выбирается для спальни. Голубой цвет способствует тихому отдыху и сну, снижает кровяное давление. Ассоциируясь с небом или океаном, синий цвет навевает безмятежность. Часто голубой используют в небольших помещениях, добавляя воздушности. У синего цвета много поклонников, однако, его изобилие в интерьере может навевать грусть, поэтому для него лучше подобрать гармоничные теплые цвета.

Черный цвет в интерьере

Черный цвет — это цвет загадочности, силы, пустоты, вызова. Другими словами о чисто черном цвете можно сказать, как об отсутствие цветов, мгле. Именно поэтому в нем есть что-то мистическое и одновременно угнетающее. Черный цвет визуально отдаляет объект и уменьшает его. Также он сильно поглощает свет, уменьшая тем самым окружающее пространство

В больших количествах черный цвет применять не рекомендуется из-за возможности депрессии, желательно смешивать с яркими цветами, разбавлять или играть на контрастах. Черный цвет увеличивает яркость цвета, с которым сопоставляется. Наиболее частые сочетания с белым и красным цветами, за счет резкого перехода. В виде части интерьера или акценте на отдельных предметах мебели черный цвет показывает авторитетность, солидность и подавление.

13 стр., 6474 слов

Влияние архитектуры современного города на эмоциональное и психологическое ...

... собой монотонные здания, она менялась, эволюционировала вместе с человеком. Так древнейшие люди жили в пещерах или в хижинах, которые делались ... материалов: простой и фигурный кирпич, изразцы различных форм и цветов; лепнину обычных и совершенно причудливых видов, а так же ... невидимый на глаз, не имеющий вку­са, запаха и цвета радиоактивный газ - радон. Он используется практически во всех ...

Белый цвет в интерьере

Белый цвет — это цвет легкости, открытости, полноты и единства. Его фундаментальное качество — это равенство, так как он заключает в себе все цвета, как это ни странно. Тем самым он характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует полную свободу.

Белый цвет вдохновляет, внушает определенную веру. Он может занимать очень большую поверхность в оформлении помещения, прекрасно дополняет любые цвета и служит отличным фоном. К нему всегда прибегают, если хотят расширить пространство. Если делать акцент только на белом, то могут возникнуть ассоциации отрешенности, изоляции и скуки. Для этого в интерьер добавляют яркие краски, на которые переводится внимание. психологический цвет дизайн эмоция

Серый цвет в интерьере

Серый цвет — это цвет на границе двух противоположностей, белого и черного. Он производит впечатление эмоциональной сдержанности, реализма. Чем он ближе к белому, тем больше ощущение легкости, открытости, желания контакта, хорошо успокаивает. Чем ближе к черному, тем больше печали, угнетений и депрессии.

Много серого цвета в интерьере использовать не стоит, из-за возможной меланхолии, поэтому серый цвет либо разбавляется более светлыми оттенками, либо добавляются гармоничные яркие цвета. Серый — неприметный цвет, но обладает богатыми возможностями. Он ни к чему не обязывает, всегда готов подыграть другому цвету, приняв его отблеск, подчеркнув его достоинства. Светлые оттенки серого являются мягким фоном для мебели и других предметов, однако лучше переводить внимание с серого цвета на насыщенные и яркие предметы.

Оранжевый цвет в интерьере

Оранжевый цвет — это цвет теплоты, лучезарности, накала, фруктовой тематики, радости жизни. Светлые оттенки делают оранжевый цвет доминирующим, ярким, играющим. Как источник неиссякаемой энергии его часто используют в детских. В деловых помещениях лучше не использовать за счет ассоциации с высоким самомнением.

Оранжевый цвет используется для декорирования больших плоскостей, но в основном его применяют в качестве акцентного цвета. Небольшие вставки внесут радостное оживление практически в любой интерьер. Как теплый оттенок усиливает аппетит, повышает тонус. В спальне оранжевый цвет лучше приглушить спокойными цветами. Сочетаний с фиолетовым и черным лучше избегать.

Фиолетовый цвет в интерьере

Фиолетовый цвет — это самый сложный цвет, образующийся из красного и синего, которые гасят друг друга, образуя мистическое сочетание. Цвет весьма противоречив. Мельчайшее изменение тона или насыщенности кардинально изменяет восприятие. Будьте осторожны с этим цветом. В больших количествах темные оттенки лучше не использовать из-за угнетающего воздействия. Темно-фиолетовый цвет символизирует грубость и властность. Лиловый успокаивает при тревоге, символизирует интуицию, оказывает мягкое воздействие, улучшает зрение (анютины глазки).

Яркий сиреневый цвет символизирует тщеславие и незрелость. Аметистовый цвет — символ королевской воздержанности, мудрости и духовности. Фиолетовые цвета раскрываются только при умелом сочетании. Так при смягчении и переходе в розовый цвет добавляется романтика, при сочетании темных оттенков с золотым или серебряным — величие и царственность. [8]

.5 Ассоциативное восприятие цвета

Восприятие цвета — это сложный процесс, обусловленный не только физическими, физиологическими, но и психологическими факторами. За долгое развитие человеческого зрения, психологическое воздействие цвета совершенствовалось от элементарного цветоощущения до высоко развитого чувства цвета современного человека.

В психологии под чувством цвета, в отличие от простого ощущения, понимается сложное, обогащенное восприятие цвета, когда возникают определенные образы, а также связанные с ними воспоминания, эмоции и психические состояния — то есть появляются ассоциации, связанные с цветом.

Эмоциональные ассоциации могут быть позитивными, негативными или нейтральными. Цвет может возбуждать кроме органов зрения и другие органы чувств — осязание, слух, вкус, обоняние. Цвет может вызвать такие физические ассоциации, как легкий, холодный, тихий, гладкий, отступающий, тяжелый и т.д.

В одном эксперименте нескольким испытуемым предлагалось перенести на определенное расстояние две группы ящиков, выкрашенных в желтый и коричневый цвет. После того как ящики были перенесены, участникам эксперимента задавался вопрос: «Какая группа ящиков тяжелее?» Из них 90% ответили, что коричневая группа, хотя вес ящиков был абсолютно одинаков.

Возникающие при восприятии цветов ассоциации — это несобственные качества цвета. Собственные качества цвета — это такие основные характеристики, как цветовой тон, светлота, насыщенность. Несобственные качества, отражающие тесную связь цвета с предметом, всегда были очень важны для всех видов искусств, так как благодаря им можно усиливать выразительность и эмоциональный настрой художественного произведения, пространства в интерьере и т.д.

Конечно, сила и характер воздействия одного цвета на разных людей неодинакова. Они зависят от многих как объективных факторов (собственных качеств цвета, площади, фактурности цветной поверхности, местоположения в пространстве), так и субъективных (настроения, характера, восприимчивости человека).

Однако многочисленные исследования показывают, что одни и те же цвета и сочетания цветов вызывают у большинства людей близкие психофизиологические реакции. Многие из них объясняются объективными физическими и физиологическими закономерностями.

Кроме физически объяснимых температурных различий красного и синего цвета, в основе их различий лежат также и вековые ассоциации с теплыми и холодными предметами, а также явлениями окружающего человека природного мира. Например, красный цвет воспринимается как теплый, потому что он ассоциируется с огнем. Синий же цвет воспринимается как холодный, потому что он ассоциируется с водой, льдом, небом и, естественно, вызывает у нас чувство прохлады и свежести. Данные «природные» ассоциации легли в основу принятого в цветоведении разделения спектрального цветового круга на теплую и холодную части. (Рисунок 1.5.1)

Рисунок 1.5.1 Спектральный круг

Когда мы сравниваем цвета, их температурные качества могут изменяться по нескольким причинам. Например, «берлинская лазурь» теплее «ультрамарина». Оптимально насыщенные чистые цвета будут холоднее соответствующих слабо насыщенных. Темные цвета будут казаться теплее, чем соответствующие им светлые. Явления последовательного контраста будут давать «температурные» оттенки. Например, чистый красный цвет на фиолетовом фоне будет казаться теплее того же красного на оранжевом фоне. Умение видеть относительные качества цветов — изменение их «температурности» — служит прекрасным подспорьем для создания цветовых гармоний. Это же умение является показателем выработки утонченного колористического чувства цвета. Символические значения цветов также вызывают у людей эмоциональные реакции. Здесь, конечно, больше субъективных факторов.

«Окраска» или оценка эмоциональных ассоциаций (позитивные или негативные), вызванных символикой цвета, зависит от возраста человека, его жизненного опыта, профессии, образования, национальных и культурных традиций, в которых он вырос и живет и др. Тем не менее, есть множество символических значений цветов, которые на сегодняшний день являются наиболее общими для многих народов. Решение цветовых проблем, конечно, должно базироваться на знании и осмыслении огромного опыта, накопленного человечеством в этой области.[9]

Заключение

В ходе работы провели анализ цветовых решений, который осуществили на примере рекламы и интерьера, выяснили, как цвет влияет на настроение, эмоции и ощущения человека. Раскрыли значимость цвета, как одного из главных составляющих аспектов в жизни человека.

Библиографический список

[1]

[2] Габриелян, Ж. Еще раз о цвете // Реклама. 1999. №4.

[3] Миронова, Л.Н. Цветоведение. Минск: Вышэйшая школа, 1984. 285 с.

[4] Психология цвета в рекламе. [Электронный ресурс]: Web-мастер-yandex. Режим доступа: http://www.advesti.ru/publish/psiholog/200405_color2

[5] Психологическое воздействие цвета — биология и маркетология. [Электронный ресурс]: Web-мастер-yandex. Режим доступа: http://biomolecula.ru/content/930

[6]

[7] http://www.mukhin.ru/besthome/schooldesign/19.html

http://nsp-zdorovje.narod.ru/article_psiho/v_color.html

[8]

[9] http://www.elitarium.ru/2013/03/29/cvetovye_associacii_kachestva_cveta.html