Психология стресса

Оглавление

Введение 3

1. Теоретический анализ проблемы психологии стресса 5

1.1 Проблема стресса в психологии 5

1.2 Психологические факторы и компоненты стресса 13

2. Эмпирическое исследование проблемы психологии стресса 18

2.1 Методы и исследования 18

2.2. Эксперимент 21

Заключение 24

Литература 25

Приложение 1 28

Приложение 2 31

Введение

Происходящие в последние десятилетия преобразования в социально-экономической, социально-политической, культурной и прочих сферах наше-го общества приводят к увеличению числа стрессовых расстройств. В связи с этим задачи укрепления физического и психического здоровья сегодня чрезвычайно актуальны и требуют досконального изучения механизмов психоэмоционального стресса, выявления полного перечня стрессовых факторов и разработки на их основе соответствующих профилактических и коррекционных мер.

Вопросам психологии стресса посвящены работы А.Е. Евдокимова, А.А. Обознова, Ю.Э. Писаренко, П.В. Прокина, А.Б. Стрельченко, П.С. Турзина, О.П. Турзина, Д.И. Шпаченко, У. Кэннонна, Р. Лазаруса, Г. Селье и др. Но, несмотря на множество исследований, посвященных психологии стресса, данная проблема далека от разрешения. В ряде источников указывается на роль личностных факторов в развитии психического стресса, но роль этих факторы недостаточно конкретизирована. Отмечена необходимость разработки определения и модели психологического стресса и выявления роли психологических особенностей субъекта в генезисе эмоционального стресса, разработки подходов к обоснованию механизмов регуляции этого состояния и разработать ряд моделей его изучения.

Таким образом, в настоящее время имеется следующее противоречие. С одной стороны, большое число стрессогенных факторов в современном обществе приводит к резкому увеличению числа связанных со стрессом соматовегетативных и нервно-психических расстройств, что требует совершенствования методов профилактики стресса. С другой стороны, факторы, способствующие и препятствующие развитию психологического стресса изучены недостаточно.

Данное противоречие подтверждает актуальность изучения проблемы психологического стресса, что и определило выбор темы для данного исследования: «Психология стресса».

12 стр., 5756 слов

Психология мотивации. Проблема самодетерминации (на основе анализа литературы авторов Эдварда Деси и Ричарда Райана)

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь Учреждение образования "Белорусский государственный университет физической культуры" Кафедра иностранных языков Реферат Психология мотивации. Проблема самодетерминации (на основе анализа литературы авторов Эдварда Деси и Ричарда Райана) Исполнитель: студентка магистратуры, 511гр. Костенко А.А. Научный руководитель: ст. преподаватель Борисевич А.Н. ...

Цель исследования – изучить психологические аспекты стресса.

Цель конкретизирована в следующих задачах исследования:

1. Рассмотреть проблему стресса в психологии и изучить психологиче-ские факторы и компоненты стресса.

2. Провести исследование адаптационного потенциала и особенностей личности.

3. Выявит взаимосвязь между показателями адаптационного потенциала и особенностями личности.

База исследования – Институт государства и права РАН.

Выборка: 49 человек в возрасте 23-28 лет из числа студентов заочного отделения Института государства и права, в том числе 8 мужчин и 39 жен-щин.

В исследовании были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Методы психодиагностики:

— лабораторный измерительный метод (методика «Определение адаптационного потенциала» Р.М. Баевского) для оценки адаптационного потенциала;

— тестирование с помощью стандартизированных психодиагностиче-ских методик (Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой; Томский опросник ригидности Г.В. Залевского), которые позволяют оценить личностный компонент адаптационного потенциала;

3. Методы математико-статистического анализа: метод ранговой корреляции Спирмена.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем взаимосвязи между уровнем адаптационного потенциала и особенностями личности могут быть использованы при составлении практических рекомендаций по повышению стрессоустойчивости населения и для разработки научно обоснованных программ психологической профилактике и психологической коррекции психоэмоционального стресса.

1. Теоретический анализ проблемы психологии стресса

1.1 Проблема стресса в психологии

В современных медико-биологических науках термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) используют для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

9 стр., 4406 слов

Текст как объект лингвистического исследования

Реферат ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2005 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ТЕКСТ В ЛИНГВИСТИКЕ 2. СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА ТЕКСТА 3. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ТЕКСТОВ 4. ТЕКСТ И ДИСКУРС ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 БИБЛИОГРАФИЯ 24 ВВЕДЕНИЕ В современных лингвистических исследованиях значительное место уделяется исследованию текста и связанных с ним проблем. Интерес к ...

В медицине это понятие впервые использовал Ганс Селье (1936) для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие [28, с. 18].

Стресс возникает при мощном воздействии стрессора, способном вы-звать защитную гормональную реакцию для сохранения целостности организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения – приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся индивид. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым. Холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздейст-вий [26, с. 49].

В 1970 г. Р. Лазарус предложил различать физиологический (вегетативный, первосигнальный) стресс и психологический (эмоциональный, второсигнальный) [16, c. 179].

Эмоциональный стресс – это состояние ярк……

Литература

1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчиво-сти человека [текст] / Л.М. Аболин. – Казань : КГУ, 1987. – 261 с.

2. Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их ком-пенсация [текст] / Ю.А. Александровский. – М . : Наука, 1976. – 270 с.

3. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [текст] / В.А. Бодров. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. – 136 с.

4. Боковиков, А. М. Влияние модуса контроля над деятельностью на устой-чивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях [текст] / А.М. Боков. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. – 175 с.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

СТРЕСС Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. С точки зрения психического здоровья стресс (от англ. Stress – напряжение) – это состояние психофизиологического напряжения. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и с наименьшими трудностями. Неспособность противостоять ...

5. Борневассер, М. Стресс в условиях труда [текст] / М. Борневассер // Ино-странная психология. – 1994. – Т. 2. № 1(3).

– С. 44-51.

6. Вальдман, А. В. Психофизиологическая регуляция эмоционального стресса [текст] / А.В. Вальдман // Актуальные проблемы стресса. – Кишенев : «Штнинца», 1976. – С. 34-43.

7. Вальдман, А. В. Молекулярно-биологические процессы динамики эмоционально-стрессовой реакции [текст] / А.В. Вальдман // Вестник АМН СССР. – 1987. №6. – С. 11-15.

8. Горизонтов, П. Д. Стресс [текст] / П.Д. Горизонтов // БМЭ, 1963. – Т. 31. – С. 608-628.

9. Губачев, Ю. М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии [текст] / Ю.М. Губачев, Б.В. Иовлев, Б.Д. Карвасарский. – Л. : Медицина, 1976. – 224 с.

10. Занковский, А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состоя-ния [текст] / А.Н. Занковский // Психологические проблемы профессио-нальной деятельности. – М. : Наука, 1991. – С. 144-156.

11. Зарецкий, В. К. Рефлексивно-личностная регуляция поиска и принятия решения в стрессогенных условиях [текст] / В.К. Зарецкий, Н.Б. Сазонть-ева // Эргономика : труды ВНИИТЭ. – 1983. – Вып. 23. – С. 64-73.

12. Кеннон, В. Физиология эмоций : телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости [текст] / В. Кеннон. – Л.: Медицина, 1986. – 176 с.

13. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [текст] / Л.А. Китаев-Смык. – М. : Наука, 1983. – 368 с.

14. Косицкий, Г. И. Нервная система и стресс [текст] / Г.И. Косицкий, В.М. Смирнов. – М. : Наука, 1970. – 200 с.

15. Космолинский, Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях [текст] / Ф.П. Космолинский. – М. : Медицина, 1976. – 190 с.

16. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс [текст] / Р. Лазарус / Под ред. Л. Леви. – Л. : Медицина, 1970. – С. 178-208.

17. Леви, Л. Эмоциональный стресс [текст] / Л. Леви. – Л. : Медицина, 1970.

18. Медведев, О. И. Эмоциональное напряжение и стресс [текст] / О.И. Медведев // Физиология кровообразования. – М. : Медицина, 1986. – С. 507-525.

19. Мясников В. И. Эмоциональный стресс как экопсихологическая проблема [текст] / В.И. Мясников, М.А. Новиков // Физиология человека. – 1975. – Т. 1. № 3. – C. 440-450.

20. Наенко, Н. И. Психическая напряженность [текст] / Н.И. Наенко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 112 с.

4 стр., 1763 слов

проблемы предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации у студентов

Введение. Специфика ВУЗовского обучения, как известно, совпадает с возрастом наиболее высокого риска психической патологии, что обусловлено значительными стрессовыми нагрузками, характерными для обучения в ВУЗе и создающими дополнительные условия для проявления эмоциональной дезадаптации. Сессия является важным стрессогенным событием в жизни студентов. Особенно высок этот жизненный стресс для ...

21. Немчин, Т. А. Состояние нервно-психического напряжения [текст] / Т.А. Немчин. – Л. : ЛГУ, 1983. – 166 с.

22. Посохова, С. Т. Психология адаптирующейся личности [Текст] / С. Т. Посохова. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 232 с.

23. Психоэмоциональный стресс [текст] / Под ред. К. В. Судакова. – М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 1992. – 230 с.

24. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [текст] / Я. Рейковский. – М. : Прогресс, 1979. – 392 с.

25. Сапов, И. А. Неспецифические механизмы адаптации человека [текст] / И.А. Сапов, В.С. Новиков. – Л. : Наука, 1984. – 146 с.

26. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [текст] / Г. Селье. – М. : Медицина, 1960. – 254 с.

27. Селье, Г. На уровне целого организма [текст] / Г. Селье. – М. : Наука, 1972. – 122 с.

28. Селье, Г. Стресс без дистресса [текст] / Г. Селье. – М. : Прогресс, 1979. – 124 с.

29. Симонов, П. В. Адаптативные функции эмоций [текст] / П.В. Симонов // Физиология человека. – 1986. – Т. 22. № 2. – С. 5-9.

30. Смит, Т. Дж. Профессиональный стресс [текст] / Т.Дж. Смит // Человече-ский фактор / Под ред. Г. Салвенди. – М. : Мир, 1991. – С. 356-392.

31. Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы иссле-дования тревоги [текст] / Ч.Д. Спилбергер // Тревога и стресс в спорте. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – С. 12-24.

32. Суворова, В. В. Психофизиология стресса [текст] / В.В. Суворова. – М. : Педагогика, 1975. – 208 с.

33. Судаков, К. В. Системные механизмы эмоционального стресса [текст] / К.В. Судаков. – М. : Медицина, 1982. – 232 с.

34. Франкенхойзер, М. Эмоциональный стресс [текст] / М. Франкенхойзер. – М. : Наука, 1972. – 217 с.

35. Фурдуй, Ф. И. Физиологические механизмы стресса и адаптация при остром действии стрессовых факторов [текст] / Ф.И. Фурдуй. – Кишинев : Штиинца, 1986. – 239 с.