Адаптационный потенциал спортсменов паралимпийцев

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студент 3 курса

группа 364

________Зинчук Михаил Игоревич

подпись

Научный руководитель

к.психол.н.,

доц.

______Маликова Татьяна Владимировна

подпись

Санкт-Петербург

2013 Введение

Инвалидность является сложнейшим социальным явлением, снижающим трудоспособность населения и наносящим колоссальный ущерб производительным силам страны. Вместе с тем, тяжелая болезнь или травма, приводящие к инвалидности, относятся к числу переломных трагических событий жизненного пути конкретного человека, приобретая характер трудно преодолимой кризисной ситуации.

В настоящее время спорт является перспективой физического развития не только для здоровых людей, но и для наиболее уязвимого слоя населения — инвалидов, которые тоже могут становиться спортсменами и участвовать в соревнованиях. Привлечение людей-инвалидов к занятиям спортом — это возможность восстановить утраченный контакт с окружающим миром. Именно спортивная деятельность создает психологические условия, необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезной деятельности.

Достаточно давно исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом, указывают на то, что занятия спортом увеличивают возможности социализации, а успехи на этом поприще зачастую существенно повышают социальный статус спортсмена-инвалида, расширяют его жизненные перспективы (M. W. Clark, 1980; Y. Hutzter, M. Bar-Eli, 1993; И. Н. Шокина, 2008).

Актуальность работы заключается в том, что проблема адаптационного потенциала спортсменов-паралимпийцев недостаточно изучена на настоящий момент. Есть большое количество работ и книг на тему адаптации и адаптационного потенциала, но, не смотря на обширный пласт научных работ в области адаптации, на сегодняшний день достаточно открытым остается вопрос адаптационного потенциала. Также мало исследованной группой являются спортсмены-паралимпийцы. Данную группу людей изучали такие ученые, как Махов А. С и Шокина И. Н. Актуальность исследования данной категории людей обусловлена тем, что не смотря на свои проблемы, эти люди способны ставить себе высокие цели и идти к ним. Превозмогая свои проблемы, спортсмены достигают невиданных результатов, на которые не способны многие другие люди.

Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:

Цель — изучить особенности адаптационного потенциала спортсменов паралимпийцев.

Предмет: адаптационный потенциал

Объект: Спортсмены-паралимпийцы.

Гипотеза: Спортсменов-паралимпийцев характеризует высокий уровень духовных ценностей, адекватная самооценка и восприятие заболевания, анозогнозический тип отношения к болезни.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить социально-демографические характеристики респондентов.
  2. Изучить особенности адаптационного потенциала паралимпийцев.
  3. Изучить особенности мотивационной сферы и ее реализации в различных областях жизнедеятельности.
  4. Изучить отношение к болезни у респондентов.
  5. Проанализировать систему отношений респондентов.
  6. Изучить субъективное восприятие качества жизни.
  7. Выявить взаимосвязи системы отношений испытуемых с оценкой болезни и выраженностью адаптационного потенциала.

Методы исследования:

  1. Социально-демографическая анкеты.
  2. Методика индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм)
  3. Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)
  4. Методика определениЯ преобладающего типа отношения к болезни (Тобол) (Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б.)
  5. Опросник самоотношения (Столин В.В.)
  6. Метод Семантического Дифференциала (Ч. Осгуд)
  7. Метод оценки качества жизни (И.В. Мащенко)
  8. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин)

База: Паралимпийский комитет Санкт-Петербурга

Глава 1. Адаптационный потенциал

  1. Адаптационный потенциал и его составляющие

Адаптация – это процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.1

Адаптация личности в условиях стресса происходит посредством двух механизмов:2

  1. Психологические защиты — это система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний.
  2. Копинг — механизмы — это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Адаптационный потенциал — показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды. Это важнейший физиологический показатель жизнедеятельности, формирования уровня которого осуществляется всем комплексом изменений физиологических систем организма (гормоны гипофиза и надпочечников, состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и прочих систем) под влиянием стресс-факторов (физическая, умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.).

При этом формируется новое адаптивное поведение индивида, обеспечивающее наиболее благоприятное приспособление организма к этим факторам.

Адаптационный потенциал делится на три уровня: индивидный, личностный и субъектно-деятельностный.

В индивидный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

  • Энергетический (психофизиологические характеристики, обусловливающие энергетический и динамический диапазоны реагирования)
  • Когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость)

К субъектно-деятельностному уровню относятся следующие компоненты:

  • Инструментальный (способности, навыки и умения)
  • Творческий (творческие способности, способность к творческому разрешению возникающих адаптационных задач)

В личностный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

  • Мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации)
  • Коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений)

Согласно А.Г. Маклакову , данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики:

  1. нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;
  2. самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;
  3. ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;
  4. уровень конфликтности личности, опыт социального общения/

И.А. Короткова, В.А. Кулганов, Л.С. Шенберг оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень раз­вития которых, соответственно, определя­ет границы потенциала и вероятность ус­пешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.

С.Т. Посохова предполагает, что адаптационный потенциал является интеграль­ным образованием, объединяющим в слож­ную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и ка­чества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизне­деятельности.

А.М. Богомолов рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.

ДОПОЛНИТЬ ПРО АДАПТАЦИЮ, ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПО НЕСКОЛЬКИМ КНИГАМ, НА ЧЬЕ МНЕНИЕ БУДУ ОПИРАТЬСЯ

Исследования качества жизни

    В настоящее время в психологических и медицинских исследованиях изучение вопросов качества жизни занимает значительное место.

    Здоровье занимает приоритетное место в списке ценностей человека. Оно может оказывать значительное влияние на его мироощущение, значимые моменты его существования и восприятия жизни в целом. Это обусловливает большую важность изучения качества жизни, изучение не только медицинских, но и психологических аспектов здоровья.

    В клинической психологии и психиатрии понятие «качество жизни» приобретает особое значение, поскольку параметры, включаемые в измерения качества жизни, тесно связаны с психическим здоровьем. Многочисленные исследования показывают, что психические расстройства вызывают значительное ухудшение всех параметров качества жизни.

    Качество жизни человека — понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность и предусматривает участие в оценке не только таких объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных факторов, как, например, удовлетворённости отдельных индивидов своей жизнью. Термин используется в самых различных областях, в том числе в области международного развития, философии, здравоохранения и политологии.

    Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.3

    Проблема исследования качества жизни занимает пограничное место не только в системе отраслей психологического знания, но и в смежных с ней гуманитарных и социальных науках. Изучение проблемы качества жизни началось в конце 60-х годов XX века и было обусловлено интересом к гуманитарному содержанию экономического прогресса вследствие того, что количественные оценки условий жизни человека, сводимых в категорию «уровень жизни», в рамках сугубо экономического подхода были недостаточны, и это вызвало появление такой категории, как качество жизни. В современной трактовке показатели качества жизни охватывают: 1) содержание труда и досуга, комфорта в труде и быту, качество питания, одежды, жилья, окружающей природной среды; 2) удовлетворение потребностей в знании, общении, творчестве, трудовой и социальной активности; 3) социальные гарантии, дающие человеку уверенность в выбранной им жизненной позиции; 4) степень развития социального равенства, социальной справедливости, демократии и т.д.4

    До недавнего времени психологическое содержание качества жизни сводилось к когнитивным (субъективным оценкам удовлетворенности жизнью в целом и отдельным ее аспектам) и/или эмоциональным (переживание счастья) компонентам. Они, безусловно, выступают как важные психологические составляющие жизнедеятельности человека, достижения им ценностно-значимых целей жизни. Их совокупность трактуется как субъективные составляющие качества жизни или субъективное качество жизни. Удовлетворенность жизнью отражает психологическое отношение к условиям жизни человека, характер и степень его адаптированности к изменениям социальной и экономической среды его жизнедеятельности, субъективно избираемые им критерии ее оценки. Субъективное качество жизни рассматривается как степень удовлетворенности материальных и социальных потребностей, определяемая соответствием процессов, результатов и условий жизнедеятельности человека, социальных групп общества культурно-обусловленным потребностям в их субъективном и объективном проявлении.

    По мнению В.А. Хащенко5, «важным элементом субъективного экономического благополучия может быть оценка не только личного экономического настоящего и будущего, но и её переживание в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений.

    Исследования качества жизни больных с различными соматическими расстройствами указывает на различные аспекты жизнедеятельности, наиболее актуальные для определенных групп испытуемых. Так по результатам исследований Строк А.Б. и Баширова С.Б.6, оценка качества жизни больных с тяжелой бронхиальной астмой, показала снижение всех параметров изучаемого феномена, к которым относятся общее здоровье, физическая активность, жизнеспособность, социальная активность, психическое здоровье.

    Также Чеснокова И.В., Конаныхина С.А.7 проводили исследование качества жизни больных при артериальной гипертензии. Анализ составляющих качества жизни выявил значительную зависимость физической составляющей качества жизни от выраженности сердечно-сосудистых заболеваний, а на социальную и психологическую составляющие эти факторы оказывали менее заметное влияние. Величина показателя качества жизни, определяемая на основании оценок самого больного, коррелирует с рядом объективных величин и характеристик, выявляемых в ходе специального обследования сердечно-сосудистой системы пациента.

    В.Ф. Жерносек и М.Е. Новикова8 также проводили исследования соматических больных. Обследуемой группой являлись дети с атопическим дерматитом. Результаты исследований показали, что при оценке детей с атопическим дерматитом выявляется высокая степень тревожности и углубления интроверсивности. Данное заболевание приводит к психологическим конфликтам, играющим значительную роль в патогенезе заболевания и влияющим на выбор тактики лечения ребенка. Дети, больные атопическим дерматитом, не только страдают от наличия высыпаний на коже, зуда, экскориаций, но и имеют ограничения в повседневной активности (социальной, физической).

    У них наблюдаются нарушения сна, эмоциональные проблемы (тревога, раздражительность, фрустированность), проблемы, связанные с необходимостью избегать воздействия триггеров обострений (жаркий или холодный воздух, контакт с различными химическими веществами и др.).

    Все это приводит к снижению качества жизни.

    Кроме исследований качества жизни соматических больных, также обследовались и здоровые люди. Готьманова М.Н. и Прудников Г.А. провели исследование качества жизни студентов 2-ого курса лечебного факультета. Результаты показали, что наиболее благоприятными результаты получены по 2-ум показателям — физическое функционирование и интенсивность боли. Самые низкие результаты отмечаются по 2-ум показателям – социальное функционирование и ролевое функционирование в связи с психическим состоянием. Выводом данного исследования является то, что полученные данные свидетельствуют о неблагоприятном психо-эмоциональном статусе студентов, что отражается на их социальной активности и повседневной жизни.

    Рогов М.Г. и Казакова У.А.9 провели исследование факторов качества жизни преподавателей высшей школы. Результаты показали, что качество жизни каждого педагога зависит от гармоничности сочетания ряда факторов жизнедеятельности личности, при этом доминирующими остаются: здоровье, материальное благополучие, семья, работа. Использование анализа показателей, влияющих на субъективную оценку качества жизни в целом, показал, что на изучаемую категорию демографические признаки влияния не оказывают.

    Проанализировав все исследования, можно сделать вывод о том, что у соматически больных обследуемых присутствует снижение параметров качества жизни. К ним относятся жизнеспособность, социальная и физическая активность, психическое и общее здоровье. Исследования здоровых людей показали, что они более ориентированы на материальное благополучие, успех в жизни и работе, семейные отношения, чем соматические больные.

    Исследования спортсменов-инвалидов

      Учеными изучено и доказано реабилитационное воздействие спорта на организм инвалидов. Исследования же инвалидного спорта как варианта карьеры для инвалидов, включая психологические особенности спортивной деятельности, отношение к ней спортсменов-инвалидов и развитие личности инвалидов в ходе спортивной карьеры, практически отсутствуют. Также отсутствуют исследования, связанные с адаптационным потенциалом спортсменов-инвалидов.

      Марьясова Д. А. провел исследование адаптации спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.10 Результаты данного исследования показали, что спортсмены с ПОДА значительно реже испытывают ощущение социальной изоляции (6,7% против 25,7% среди инвалидов-неспортсменов), активнее проводят свой досуг, занимаются общественной деятельностью, связанной с популяризацией инвалидного спорта, поддержкой людей, перенесших инвалидизирующую травму, участием в благотворительных и творческих проектах. Многие отмечали, что травматический стресс способствовал пересмотру отношения к жизни и формированию внутренней потребности к самореализации, альтруистических тенденций.

      Исследования спортсменов-инвалидов также провела Стрига, Н.Ю.11 Оно было направлено на выявления взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов-инвалидов с успешностью в спортивной деятельности. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

      1) Чем выше сила нервной системы по торможению у спортсменов-инвалидов, тем ниже у них уровень личностной тревожности, и тем выше волевой самоконтроль, настойчивость и стабильность-помехоустойчивость.

      2) Чем выше волевой самоконтроль, настойчивость, самоконтроль и стабильность-помехоустойчивость, тем ниже у спортсменов-инвалидов уровень ситуативной тревожности и выше результативность в спортивной деятельности.

      3) Высокий и средний волевой самоконтроль и настойчивость способствуют повышению коэффициента групповой сплоченности, что положительно отражается на достижении высоких спортивных результатов в командных видах спорта.

      4) Низкий уровень волевого самоконтроля у спортсменов-инвалидов связан с высоким уровнем эмоциональной неустойчивости.

      5) Эмоциональная неустойчивость спортсменов-инвалидов связана с высоким уровнем личностной тревожности и увеличением количества проигрышей, т.е. с ухудшением спортивных достижений.

      6) Высокий уровень эмоциональной неустойчивости связан с интровертированными чертами характера спортсменов-инвалидов, а низкая эмоциональная устойчивость – с экстравертированными, которые в свою очередь и позволяют добиваться спортсменам лучших спортивных результатов.

      7) Чем выше мотивация у спортсменов-инвалидов и стремление выступать на различных соревнованиях, тем выше результативность их выступлений.

      Вывод:

      Проанализировав современное состояние исследований проблемы качества жизни и адаптационного потенциала, можно сделать вывод, что есть достаточно работ, связанных с изучением адаптационного потенциала и качества жизни. Но мало исследованной группой остаются спортсмены – инвалиды. Из рассмотренных исследований видно, что спортсмены-инвалиды отличаются от спортсменов-неинвалидов тем, что они ведут более активный образ жизни, занимаются популяризацией инвалидного спорта, помогают людям, получившим инвалидизирующие травмы. Также данная группа людей более ориентирована на самореализацию и достижение поставленных целей, ведь занятия спортом тренируют их силу воли и побуждают достигать более высоких результатов. Не смотря на это, новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что еще не изученным остается адаптационный потенциал и качество жизни у спортсменов – инвалидов, этим и обуславливается актуальность проведения такого исследования.

      Глава 2 название

      2.1 Этапы исследования

      Для достижения цели было организовано психологическое исследование 60 человек, являющихся спортсменами – паралимпийцами в различных видах спорта. Примерный возраст обследуемых – от 18 до 60 лет. Из них 20 человек с поражениями опорно-двигательного аппарата, 20 человек являются инвалидами по зрению. Испытуемые занимаются такими видами спорта, как баскетбол, теннис, академическая гребля и легкая атлетика. Для сбора эмпирических данных использовались составленная анкета и следующие методики:

      1. Методика индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм)
      2. Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)
      3. Методика Тобол (определение преобладающего типа отношения к болезни) (Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б.)
      4. Опросник самоотношения Столина (Столин В.В.)
      5. Метод Семантического Дифференциала (Ч. Осгуд)
      6. Метод оценки качества жизни (И.В. Мащенко)
      7. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин)

      Статистическая обработка эмпирических данных проводилась на основе программы «SPSS 13.0», в соответствии со сформулированными эмпирическими задачами данного исследования.

      Математическая обработка данных для выявления взаимосвязи системы отношений испытуемых с оценкой болезни и выраженностью адаптационного потенциала производилась с помощью непараметрического метода сравнения средних по критерию Манна-Уитни и корреляционного анализа по критерию Пирсона.

      1. Методы исследования

      Задачи

      Методы

      Эмпирические методы

      1. Изучить особенности адаптационного потенциала паралимпийцев

      1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО)(А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин)
      2. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм)

      2. Изучить особенности мотивационной сферы и ее реализации в различных областях жизнедеятельности.

      1. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина)

      3. Изучить отношение к болезни у респондентов

      1. Методика определения преобладающего типа отношения к болезни(ТОБОЛ)(Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б.)

      4. Проанализировать систему отношений респондентов

      1. Методика исследования самоотношения (Столин В.В., Пантелеев С.Р.)

      2. Метод Семантического Дифференциала (Ч. Осгуд)

      5. Изучить субъективное восприятие качества жизни

      1. Метод оценки качества жизни (И.В. Мащенко)

      Методы математической обработки данных

      6. Выявить взаимосвязь системы отношений испытуемых с оценкой болезни и выраженностью адаптационного потенциала

      1. Непараметрический метод сравнения средних по критерию u-Манна-Уитни

      2. Корреляционный анализ по r-критерию Пирсона

      1. Методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм)12

      Методика адаптирована в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством д. м. н. профессора Л. И. Вассермана.

      Методика Э. Хайма позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными.

      2. Морфологический тест жизненных ценностей (мтжц) (в.Ф. Сопов л.В. Карпушина)13

      Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические).

      Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности.

      При всех низких значениях — направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах — направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистической, 2 -и группы — прагматической. В методике есть критические значения, указывающие на высокие и низкие показатели – если есть, то привести эти значения

      1. Методика определения преобладающего типа отношения к болезни(ТОБОЛ)(Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б.)14

      Клиническая тестовая методика, направленная на диагностику типа отношения к болезни. Опросник включает 12 таблиц-наборов утверждений («самочувствие», «настроение» и т.д.).

      Классификация типов отношения к болезни: гармоничный, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный, дисфорический.

      Средние, критические значения, типы отношения к болезни на основании перечисленных

      1. Методика исследования самоотношения (Столин В.В., Пантелеев С.Р.)15

      Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания личности, включающее различные аспекты: внутренняя честность, самоуверенность, саморуководство, самопринятие, самоценность, зеркальное Я, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение, самоуважение, аутосимпатия и внутренняя неустроенность.

      Средние, критические

      1. Метод Семантического Дифференциала (Ч. Осгуд)

      Методика выявляет позиции индивида в семантическом пространстве аффективных значений. Полюса шкал классического СД представлены оценочными прилагательными, и испытуемый оценивает возникающее в его сознании ассоциативное поле с помощью готовых и заданных ему оценочных шкал. Пока стимулы и шкальные признаки соотносятся друг с другом лишь метафорически, фактически осуществляется шкалирование реакций, мы получаем при факторизации именно пространство наиболее общих, ситуационно-неспецифических эмоциональных реакций.

      Стимулы, используемые в исследовании:

      • Я реальное
      • Я идеальное
      • Болезнь
      • Здоровые люди
      • Спорт
      1. Метод оценки качества жизни (И.В. Мащенко)16

      Данная методика используется для определения качества жизни, включающая ряд показателей:

      Индекс удовлетворенности прошлым (И1), который равен отношению оценки удовлетворенности жизнью к оценке требований к жизни.

      Индекс удовлетворенности настоящим (И2), равный отношению оценки интереса к жизни к оценке значимости своей деятельности.

      Индекс удовлетворенности будущим (И3), равный отношению оценки своих перспектив к оценке уровня своих притязаний.

      Индекс социальной удовлетворенности (И4), который равен отношению оценки своей нужности людям к оценке зависимости от людей.

      Индекс удовлетворенности здоровьем (И5), равный отношению оценки состояния своего здоровья к оценке риска его ухудшения.

      1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО)17. Авторы: А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин (1993)

      Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

      Опросник (МЛО) «Адаптивность» имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

      • Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.
      • Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.
      • Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР}, коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).
      • Шкала 4-го уровня — личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

      Методы анализа результатов ?????????

      1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Адаптация

      2 Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова — Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом — Учебное пособие — Казань, 2003

      3Дмитриева А.А. – Качество жизни человека и нормативная документация — УрГГУ — Екатеринбург

      4Баранова А.В., Хащенко В.А. — Социально-психологические факторы оценки качества жизни.//Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.25-28 июня 2003 года:Т.1. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — С. 293

      5 Баранова А.В., Хащенко В.А. — Социально-психологические факторы оценки качества жизни.//Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.25-28 июня 2003 года:Т.1. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — С. 290

      6 Строк А.Б., Баширова С.Б. Изучение качества жизни больных с бронхиальной астмой. // Качественная клиническая практика, 2008 г., №3, стр. 53-55

      7 Чеснокова И.В., Конаныхина С.А – Оценка качества жизни при артериальной гипертензии — ВГМА

      8Жерносек В.Ф., Новикова М.Е. — Качество жизни и его особенности у детей с аллергическими заболеваниями — Журнал «Медицинские новости» -№11, 2004

      9Рогов М.Г., Казакова У.А. Социально-психологические факторы качества жизни преподавателей высшей школы // Проблемы cоциальной психологии личности.

      10Марьясова Д. А. — Адаптация спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата — Москва – 2013

      11Стрига, Н.Ю. — Психологическое сопровождение спортсменов-инвалидов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности — ФСО УО «БГПУ им. М.Танка» (Минск)

      12Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова — Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом — Учебное пособие — Казань, 2003

      13http://azps.ru/tests/2/tt21.html

      14Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. — Психологическая диагностика отношения к болезни — Пособие для врачей — Санкт-Петербург — 2005

      15Аладьин А.А., Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А. — Методика исследования самоотношения (МИС) / Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992.

      16http://rudocs.exdat.com/docs/index-346055.html

      17А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина — Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006.- с. 549 672 с.