Исследование факторов стресса в период обучения в военном ВУЗе

Содержание

Введение…3

Глава 1. Теоретические основы психологии стресса.

1.1. Роль механизмов психологической защиты в устранении стресса…4

1.2. Изучение проблемы стресса отечественными и зарубежными психологами…6

Глава 2. Эмпирическое исследование факторов стресса.

2.1Описание хода психологическогорисследования, классификация испытуемых…14

2.2Анализ полученных результатов…16

2.3. Комплекс психолого-педагогических мероприятий по преодолению стресса для курсантов…26

Заключение…30

Список использованной литературы…32

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что условия, в которых находятся курсанты военных вузов, несут на себе яркий отпечаток строгой регламентации всего образовательного процесса. Этим обусловлены повышенные требования к стрессоустойчивости личности курсантов. Соответственно, конструктивность преодоления стрессовых ситуаций отражает успешность протекания процесса социально-психологической адаптации к будущей профессии и готовность к ней. В рамках рассмотрения данного аспекта представляется важным знать характерные черты феномена социально-психологической адаптации в указанной группе лиц.

Цель работы: выявление и характеристика факторов стресса у курсантов во время обучения .

Объект исследования: факторы стресса возникающие во время обучения в военном ВУЗе.

Предмет исследования: психические особенности факторов стресса у курсантов.

Гипотеза: во время обучения в военном ВУЗе большинство курсантов находится в стрессовом состоянии.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— изучить работы отечественных и зарубежных психологов по заявленной проблеме;

— осуществить выбор эмпирического инструментария;

— провести эмпирическое исследование;

— произвести анализ данных, полученных в ходе исследования;

— определить комплекс психолого-педагогических мероприятий по преодолению стресса для курсантов.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложением.

Глава 1. Теоретические основы психологии стресса

1.1. Роль механизмов психологической защиты в преодолении стресса

21 стр., 10004 слов

Исследование психологической устойчивости личности студентов — будущих специалистов дошкольного образования

... работа Исследование психологической устойчивости личности студентов - будущих специалистов дошкольного образования Содержание Введение Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы психологической устойчивости личности 1.1 Понятие психологической ... приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний). Сопротивляемость ...

Анализ психического здоровья курсантов военных вузов показывает тенденцию к снижению нервно-психической устойчивости. Данный факт повышает значимость профессионального психологического отбора (ППО).

Однако, существующие психодиагностические методики, используемые при ППО, регламентированные нормативными документами, имеют ряд ограничений и недостатков, требующих или их совершенствования, или дополнения более объективными методами обследования. Для повышения объективности мероприятий профессионального отбора во многих армиях мира разрабатываются и активно применяются методы оценки психического состояния, основанные на регистрации физиологических проявлений. Одной из таких методик является стресс-тестирование, в основе которой лежит принцип биологической обратной связи.

В современном мире человек встречается с множеством опасностей на пути взросления. Это могут быть несчастные случаи, особенности учебного и воспитательного процессов, сложности во взаимодействии со сверстниками, взрослыми и др., но все они приводят к нарушению психологической защищенности человека.

На современном этапе развития науки существует множество подходов к рассмотрению феномена «психологическая защищенность»: концепции психологической безопасности, личностного адаптационного потенциала и личностного потенциала, защищенности личности или отдельных социальных групп от негативных воздействий в различных ситуациях. В данном параграфе психологическая защищенность рассматривается в рамках концепции психологической безопасности и понимается как эмоционально положительное состояние человека, основанное на осознании личностью стабильной возможности удовлетворения своих базовых потребностей и характеризующееся возможностью нормально функционировать, успешно преодолевая и развиваясь в любой трудной жизненной ситуации, используя для этого личностные и средовые ресурсы.

При преодолении жизненных ситуаций человек использует большой арсенал активных (копинг-стратегии), а также пассивных (защитные механизмы) стратегий, все они представляют собой важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации. Механизмы психологической защиты призваны выполнять адаптивную функцию, но характер их функционирования таков, что сами по себе они не способны решать стоящие перед личностью проблемы, а лишь помогают снизить напряженность и улучшить самочувствие для того, чтобы помочь человеку мобилизоваться и оптимальным образом приспособиться к ситуации. Каким образом? Снижение ситуативной тревожности, которое обеспечивается благодаря МПЗ, способствует конструктивному преодолению стрессогенной ситуации, поскольку чувство тревоги замедляет скорость протекания когнитивных процессов. Вместе с тем, если не предпринимается реальных действий по преодолению трудностей, то отмечается рост напряженности как определенных МПЗ, так и их общей напряженности. Чрезмерное обращение к МПЗ вместо реального разрешения ситуации в таком случае ее несет деструктивный характер. Таким образом, последствия функционирования МПЗ не всегда являются позитивными, они могут вызвать столько же проблем, сколько и разрешить. Это происходит тогда, когда личность активно сопротивляется осознанию внутренних конфликтов. Часто человек боится заглянуть в самого себя, просто дрожит, когда не может до конца ускользнуть от вопроса, что он совершил, чем стал и что представляет собой. В этих условиях, человек стремится умалить ее значимость или делает попытку изменить уровень своих притязаний вслед за осознанием невозможности их реализации или исключает из рассмотрения факты, связанные с действиями, которые он не хочет выполнять.

6 стр., 2805 слов

Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России

... В. Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности / Проблемы информационно-психологической безопасности. // М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 7–11 ... создания условий для формирования и развития духовной сферы человека и общества, обеспечения безопасности этих процессов, в значительной степени должны регулироваться обществом самостоятельно ...

1.2. Изучение проблемы стресса отечественными и зарубежными психологами

Исследования в области психологических проявлений и последствий стресса являются в настоящее время одной из наиболее актуальных тем, бурно разрабатывающихся на стыке биологии, медицины, экологии, социологии и психологии.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... система справляется с ними без особых проблем. При длительном стрессе эта способность иммунной системы нарушается. ... яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных ... Беспокойство не дает ответа для решения жизненных проблем. Сверхосторожность. Когда нервная система истощена, пессимизм ...

В психологии накоплен достаточно большой объем практических и теоретических знаний в области изучения этого явления, проведено достаточно много прикладных исследований. Однако на данном этапе изучения проблемы, требуется не столько практический и теоретический, сколько целостный, феноменологический подход к исследованию данного понятия. Подход, который позволил бы не просто определить данный термин, но и объяснить место и значение данного феномена в структуре психологических знаний в целом, уточнить его методологические основы.

Как полагает В.А.Бодров, развитие учения о стрессе в разное время сопровождалось формированием абсолютно разнородных концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления.

В соответствии с содержательными сторонами концепций, все представленные направления исследования стресса, условно говоря, укладывались в два основных подхода. В рамках первого подхода проводилось прямое сопоставление психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении рассматривались в качестве индикаторов психологического стресса. Второй подход основывался на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов.

К максимально популярным практически ориентированным концепциям, можно отнести, в частности, когнитивную концепцию стресса, представленную в работах Р. Лазаруса, кот…

Список использованной литературы

1. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс//Психологический журнал 1996 г. Т.17 № 4.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы — Москва; Институт психологии РАН, 1995 г. — 128 с.

9 стр., 4133 слов

Проблемы профессиональной и социально-психологической адаптации персонала

... 9 III Социально-психологическая адаптация…………………………………...………11 Проблемы социально-психологической адаптации………………………………..11 IV Профессиональная адаптация………………………………………………….……17 1. Проблемы профессиональной адаптации…………………………………...…..….17 ... ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её ...

3. Баурова Н.Н., Рудой И.С. Прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов военных вузов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 3. С. 76−78.

4. Баурова Н.Н., Рудой И.С., Грановская Р.М. Особенности развития невротических расстройств у курсантов с различными личностно-типологическими особенностями // Вестник психотерапии. 2012. № 41. С. 117−124.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса СПб.: Питер, 2009. С.27−29.

6. Воробьев В.М., Шаповал В.А. О взаимосвязи психофизиологического стресса с психодинамическими свойствами личности курсантов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. С. 146−158.

7. Грицевич Т.Д., Лабыко Е.Л. Стрессоустойчивость курсантов военных специальностей как фактор их успешной профессионализации // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2011. № 3. С. 52−59.

8. Лабыко Е.Л. Особенности преодоления стрессовых ситуаций курсантами военных специальностей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 1. С. 264−268.

9. Лобачев А.В., Конюшенко К.К., Ятманова Т.М., Костюк Г. П. Стрессоустойчивость курсантов военных образовательных учреждений с разными психофизиологическими особенностями // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1. С. 172−177.

10. Лобачев А.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье — основа человеческого потенциала — проблемы и пути их решения. 2012. Т. 7. № 1. С. 127−128.

11. Малозёмов О.Ю., Евтюхов С.А., Арканов П.В. Исследование восприятия студентами и курсантами факторов здоровьесбережения и жизнеобеспечения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56).

12 стр., 5912 слов

Сравнительная характеристика профессионально-важных качеств девушек и юношей — курсантов военного университета связи при поступлении и в начальный период в

... девушек и юношей - курсантов военного университета связи при поступлении и в начальный период военно-профессиональной адаптации СОДЕРЖАНИЕ Реферат ... , нами не найдено. 1.3 Проблема адаптации человека Проблема адаптации человека сейчас стала одной из ... общественным Тормозный тип реагирования на стресс Возбудимый тип реагирования на стресс Прямолинейность отношений Чувствительность к различным ...

С. 35−39.

12. Мкртычян А.С., Королева С.В., Петров Д.Л., Копейкин К.В. Новые возможности метода анализа вариабельности сердечного ритма у курсантов со стресс-индуцированными заболеваниями // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2014. № 2. С. 33−37.

13. Тишакин Д.И. Механизмы стрессовых реакций у лиц опасных профессий: методология психофизиологического исследования // Бюллетень сибирской медицины. 2013. Т. 12. № 2. С. 66−71.

14. Тишакин Д.И., Джафарова О.А., Гребнева О.Л. Анализ психофизиологических реакций при стресс-тестировании курсантов военных вузов // Бюллетень сибирской медицины. 2010. Т. 9. № 2. С. 73−77.

15. Щербатых Ю. В Психология стресса и методы коррекции, 2011.С.234−236

16. Яблонский Н.Е. Становление психологических ресурсов стресс-резистентности личности: к теории и методологии проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 216−220.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector