Исследование факторов стресса в период обучения в военном ВУЗе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы психологии стресса.

1.1. Роль механизмов психологической защиты в устранении стресса………..4

1.2. Изучение проблемы стресса отечественными и зарубежными психологами……………………………………………………………………………………………..6

Глава 2.Эмпирическое исследование факторов стресса.

2.1Описание хода психологическогорисследования, классификация испытуемых……………………………………………………………………………………………..14

2.2Анализ полученных результатов…………………………………………………………..16

2.3. Комплекс психолого-педагогических мероприятий по преодолению стресса для курсантов……………………………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………………………32

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что условия, в которых находятся курсанты военных вузов, несут на себе яркий отпечаток строгой регламентации всего образовательного процесса. Этим обусловлены повышенные требования к стрессоустойчивости личности курсантов. Соответственно, конструктивность преодоления стрессовых ситуаций отражает успешность протекания процесса социально-психологической адаптации к будущей профессии и готовность к ней. В рамках рассмотрения данного аспекта представляется важным знать характерные черты феномена социально-психологической адаптации в указанной группе лиц.

6 стр., 2639 слов

Познавательные психологические процессы

... активизирует нужные и тормозит не нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организационному и целенаправленному отбору поступающей в ... Память 5.     Мышление 6.     Воображение Список используемой литературы. Введение. Деятельность современного экономиста, менеджера становиться все более сложной, ...

Цель работы: выявление и характеристика факторов стресса у курсантов во время обучения .

Объект исследования: факторы стресса возникающие во время обучения в военном ВУЗе.

Предмет исследования: психические особенности факторов стресса у курсантов.

Гипотеза: во время обучения в военном ВУЗе большинство курсантов находится в стрессовом состоянии.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— изучить работы отечественных и зарубежных психологов по заявленной проблеме;

— осуществить выбор эмпирического инструментария;

— провести эмпирическое исследование;

— произвести анализ данных, полученных в ходе исследования;

— определить комплекс психолого-педагогических мероприятий по преодолению стресса для курсантов.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложением.

Глава 1. Теоретические основы психологии стресса

1.1. Роль механизмов психологической защиты в преодолении стресса

Анализ психического здоровья курсантов военных вузов показывает тенденцию к снижению нервно-психической устойчивости. Данный факт повышает значимость профессионального психологического отбора (ППО).

Однако, существующие психодиагностические методики, используемые при ППО, регламентированные нормативными документами, имеют ряд ограничений и недостатков, требующих или их совершенствования, или дополнения более объективными методами обследования. Для повышения объективности мероприятий профессионального отбора во многих армиях мира разрабатываются и активно применяются методы оценки психического состояния, основанные на регистрации физиологических проявлений. Одной из таких методик является стресс-тестирование, в основе которой лежит принцип биологической обратной связи.

В современном мире человек встречается с множеством опасностей на пути взросления. Это могут быть несчастные случаи, особенности учебного и воспитательного процессов, сложности во взаимодействии со сверстниками, взрослыми и др., но все они приводят к нарушению психологической защищенности человека.

На современном этапе развития науки существует множество подходов к рассмотрению феномена «психологическая защищенность»: концепции психологической безопасности, личностного адаптационного потенциала и личностного потенциала, защищенности личности или отдельных социальных групп от негативных воздействий в различных ситуациях. В данном параграфе психологическая защищенность рассматривается в рамках концепции психологической безопасности и понимается как эмоционально положительное состояние человека, основанное на осознании личностью стабильной возможности удовлетворения своих базовых потребностей и характеризующееся возможностью нормально функционировать, успешно преодолевая и развиваясь в любой трудной жизненной ситуации, используя для этого личностные и средовые ресурсы.

При преодолении жизненных ситуаций человек использует большой арсенал активных (копинг-стратегии), а также пассивных (защитные механизмы) стратегий, все они представляют собой важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации. Механизмы психологической защиты призваны выполнять адаптивную функцию, но характер их функционирования таков, что сами по себе они не способны решать стоящие перед личностью проблемы, а лишь помогают снизить напряженность и улучшить самочувствие для того, чтобы помочь человеку мобилизоваться и оптимальным образом приспособиться к ситуации. Каким образом? Снижение ситуативной тревожности, которое обеспечивается благодаря МПЗ, способствует конструктивному преодолению стрессогенной ситуации, поскольку чувство тревоги замедляет скорость протекания когнитивных процессов. Вместе с тем, если не предпринимается реальных действий по преодолению трудностей, то отмечается рост напряженности как определенных МПЗ, так и их общей напряженности. Чрезмерное обращение к МПЗ вместо реального разрешения ситуации в таком случае ее несет деструктивный характер. Таким образом, последствия функционирования МПЗ не всегда являются позитивными, они могут вызвать столько же проблем, сколько и разрешить. Это происходит тогда, когда личность активно сопротивляется осознанию внутренних конфликтов. Часто человек боится заглянуть в самого себя, просто дрожит, когда не может до конца ускользнуть от вопроса, что он совершил, чем стал и что представляет собой. В этих условиях, человек стремится умалить ее значимость или делает попытку изменить уровень своих притязаний вслед за осознанием невозможности их реализации или исключает из рассмотрения факты, связанные с действиями, которые он не хочет выполнять.

5 стр., 2447 слов

Семинарские занятия по учебной дисциплине «Методология, теория ...

... познавательной ситуации исследования психики. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования ... к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных требований. ...

1.2. Изучение проблемы стресса отечественными и зарубежными психологами

Исследования в области психологических проявлений и последствий стресса являются в настоящее время одной из наиболее актуальных тем, бурно разрабатывающихся на стыке биологии, медицины, экологии, социологии и психологии.

В психологии накоплен достаточно большой объем практических и теоретических знаний в области изучения этого явления, проведено достаточно много прикладных исследований. Однако на данном этапе изучения проблемы, требуется не столько практический и теоретический, сколько целостный, феноменологический подход к исследованию данного понятия. Подход, который позволил бы не просто определить данный термин, но и объяснить место и значение данного феномена в структуре психологических знаний в целом, уточнить его методологические основы.

Как полагает В.А.Бодров, развитие учения о стрессе в разное время сопровождалось формированием абсолютно разнородных концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... первом примере мы видели яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных адаптационных резервов, то длительный ... слово, которое используется в том же контексте, что и слово «стресс». Обычный стресс, который может быть приятным или неприятным, - обязательный компонент жизнедеятельности ...

В соответствии с содержательными сторонами концепций, все представленные направления исследования стресса, условно говоря, укладывались в два основных подхода. В рамках первого подхода проводилось прямое сопоставление психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении рассматривались в качестве индикаторов психологического стресса. Второй подход основывался на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов.

К максимально популярным практически ориентированным концепциям, можно отнести, в частности, когнитивную концепцию стресса, представленную в работах Р.Лазаруса, кот……..

Список использованной литературы

1. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс//Психологический журнал 1996 г. Т.17 №4.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы — Москва; Институт психологии РАН,1995 г. — 128 с.

3. Баурова Н.Н., Рудой И.С. Прогностическая модель развития невротических расстройств у курсантов военных вузов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 3. С. 76-78.

4. Баурова Н.Н., Рудой И.С., Грановская Р.М. Особенности развития невротических расстройств у курсантов с различными личностно-типологическими особенностями // Вестник психотерапии. 2012. № 41. С. 117-124.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса СПб.: Питер, 2009. С.27-29.

6. Воробьев В.М., Шаповал В.А. О взаимосвязи психофизиологического стресса с психодинамическими свойствами личности курсантов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. С. 146-158.

7. Грицевич Т.Д., Лабыко Е.Л. Стрессоустойчивость курсантов военных специальностей как фактор их успешной профессионализации // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2011. № 3. С. 52-59.

8. Лабыко Е.Л. Особенности преодоления стрессовых ситуаций курсантами военных специальностей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 1. С. 264-268.

9. Лобачев А.В., Конюшенко К.К., Ятманова Т.М., Костюк Г.П. Стрессоустойчивость курсантов военных образовательных учреждений с разными психофизиологическими особенностями // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1. С. 172-177.

10. Лобачев А.В., Ятманова Т.М., Ятманов А.Н. Использование методики биологической обратной связи для диагностики устойчивости к стрессу и уровня психической адаптации курсантов // Здоровье — основа человеческого потенциала — проблемы и пути их решения. 2012. Т. 7. № 1. С. 127-128.

11. Малозёмов О.Ю., Евтюхов С.А., Арканов П.В. Исследование восприятия студентами и курсантами факторов здоровьесбережения и жизнеобеспечения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56).

С. 35-39.

12. Мкртычян А.С., Королева С.В., Петров Д.Л., Копейкин К.В. Новые возможности метода анализа вариабельности сердечного ритма у курсантов со стресс-индуцированными заболеваниями // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2014. № 2. С. 33-37.

6 стр., 2805 слов

Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России

... всегда обоснованному выбору методов регулирования складывающихся в этой области общественных отношений. Содержание проблемы и методологический подход к ее решению Представляется, что при определении объекта и ...

13. Тишакин Д.И. Механизмы стрессовых реакций у лиц опасных профессий: методология психофизиологического исследования // Бюллетень сибирской медицины. 2013. Т. 12. № 2. С. 66-71.

14. Тишакин Д.И., Джафарова О.А., Гребнева О.Л. Анализ психофизиологических реакций при стресс-тестировании курсантов военных вузов // Бюллетень сибирской медицины. 2010. Т. 9. № 2. С. 73-77.

15. Щербатых Ю.В Психология стресса и методы коррекции, 2011.С.234-236

16. Яблонский Н.Е. Становление психологических ресурсов стресс-резистентности личности: к теории и методологии проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 216-220.