16.10.2009
Литература:
- Учебное пособие (Назоритян).
- Лекции по социально-политической психологии.
- Психология стихийного массового поведения (раздел: слухи, сплетни…)
- Ольшанский «Психология масс» (есть в читальном зале РГСУ), поискать в Internete (!).
- Социальная психология (см. отдельные разделы).
- Работы Тарда, Лебона, Фрейда (исторический аспект.).
- В читальном зале РГСУ – Хрестоматия по психологии масс.
Тема: МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
Понятие «массовое сознание» к XVIII в. – н.XIXв. – начали возникать представления о массах (т.к. началась научно-техническая революция), т.е. в истории это понятие появилось сравнительно недавно.
При самостоятельном изучении материала следует ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕна работы Лацаруса-Штейнталя (психология толпы, психология народа).
20-е–30-егг. XX в.– понятие масс; начало изучения социальных феноменов массового сознания. Постепенно – ориентация на индивидуальную психологию вытеснила изучение психологии массового сознания.
На сегодняшний день нет чёткого определения «масс».
Понятие «масс» по Беллу
(он вычленил около5 понятий различных теоретиков):
Массовое сознание как объект психологического воздействия
... литературы. 1. Феномен массового сознания и его специфика Все взгляды на массовое сознание можно объединить в два основных подхода. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. ... решим следующие задачи: - дадим понятие феномену массового сознания и выявим его специфику; - изучим особенности психологического воздействия на массовое сознание через формирование общественного мнения. Работа ...
Масса противостоит классам либо
гомогенным группам (гомогенная группа
– это, например, группа студентов).
Масса – это «антикласс» — представители:
Ледерер, Арендт.
Другое понятие «масс» (НЕ по Беллу)
Масса, как толпа (Лебон).
Рассматривал толпу, которая к XIX в. возникла при непосредственном взаимодействии индивидов, в толпе образуется духовное единство массы – «душа толпы», которая проникается едиными чувствами, растёт энергия, исчезает или «глушится» сознательная личность. Лебон считал, что в массе господствуют низменные страсти, но выделял вид толпы – героическая масса – только в этом случае массой владеют высоко духовные, благие намерения.
Тард – масса – это публика. Он разграничивал толпу и публику. Публика – люди более рассеяны в пространстве. Толпа – более агрессивна, чем публика, публика более пассивна. Тард считал, что толпу желательно заменять публикой.
Сигеле (юрист) – занимался вопросами организации толпы – их взял у Тарда, вопросы самой организации. Сигеле активно указывал на то, что толпа агрессивна по своей природе и может дойти до преступления. Основная мысль Сигеле – преступления, которые совершил индивид в условиях толпы, массового скопления людей, выступлений и действий, являются деяниями в состоянии аффекта (т.е. человек в толпе не контролирует себя, действует бессознательно).
Аффект – смягчающий фактор – так считал Сигеле, как юрист.
Фрейд – «связи первого и второго порядка» (!) любовь к вожаку. Считал, что:
— масса возбудима, импульсивна, легко поддаётся влиянию, руководствуется бессознательными импульсами;
— «масса не жаждет познания истины»;
— масса не способна на творчество, интеллектуальный поиск и совершение открытий.
Подчинение вождю интерес к одному субъекту. Этим можно манипулировать, масса в этом случае легко внушаема.
Блумер – толпа, как аудитория – считал, что для толпы характерна анонимность. Между членами массы – слабое взаимодействие. Блумер выделил 4 отличительные черты массы:
- разнообразие социального происхождения и положения членов массы;
- масса – это анонимная группа, состоящая из анонимных индивидов;
- члены массы не имеют возможности общаться друг с другом;
- масса имеет «рыхлую» организацию и не способна действовать так же согласованно, как толпа.
Советская точка зрения:
До 60-х гг. было классовое сознание. Далее, с 70-х гг. ХХ в. – начинается интерес к изучению массового сознания, но это было сложным, т.к. требовало больших затрат для исследования массовых явлений.
«Массовое сознание как предмет социально-психологического исследования»
... массы и массовое сознание, как явление, историю развития феномена массовое сознание, рассмотреть взгляды ученых на изучение массы и массового сознания как предмета социально-психологического исследования. 1. Массовое сознание, ... масс Терра 2008 г Поэтому сейчас, именно средства массовой информации, стали главным перевоплотителем толпы в массу. Массовое ... никак нельзя считать субъектом совместной ...
Массовое сознание – самостоятельный феномен – сознание определённого социального носителя, т.е. массы.
МЕТОДЫ исследования психологии массового сознания:
Элементы массового сознания:
- По происхождению:
- порождённые данным обществом
- порождённые предшествующим обществом (реликтовые массы)
- порождённые другим современным обществом (занесённые из вне)
- По способам духовного освоения действительности:
- чувственные
- рациональные или когнитивные элементы (суждения, нормы,
- предписания и мнения – рациональные)
- иррациональные (верования)
- По характеру взаимодействия с действительностью:
- рефлективные (основаны на образах)
- эвалюативные (основаны на переживаниях, идеалах)
- реактивные
Формы массового сознания
по способу образования массового сознания
Стихийная форма институцианализированная форма
Грушин (социолог) – массы, как носители массового сознания –
это ситуативно возникающие и
существующие социальные общности,
вероятностные по своей природе,
гетерогенные по составу и статические
по формам выражения
и функционирования
ВИДЫ масс:
- Большие и малые (чётких критериев к определению нет).
- Устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные).
- Сгруппированные и несгруппированные (упорядоченные и неупорядоченные в пространстве).
- Контактные (люди имеют контакт друг с другом) и неконтактные (или дисперсные).
Пример: контактная группа (группа студентов, очередь), неконтактная – читатели
газет, пользователи Internet).
- Спонтанные и специально организуемые.
- Социально однородные (дискотека для молодёжи) и социально неоднородные (зрители в цирке)
Исходя из этих точек зрения можно теоретически анализировать массы.
ВИДЫ масс (по В.Л.ЛЕНИНУ):
- Прогрессивные массы (или революционные) и консервативные, реакционные, нейтральные массы (нейтральные – т.е. неопределившиеся);
- Активные (действующие, борющиеся) и пассивные (бездеятельные, сонные и выжидающие).
- Сплочённые, дисциплинированные, самостоятельные и распылённые, неорганизованные и анархичные.
- Решительные и нерешительные.
- Экстремистские и робкие.
ВИДЫ масс (по З.ФРЕЙДУ):
- Текучие и постоянные.
- Гомогенные и негомогенные.
- Естественные и искусственные (необходимо внешнее принуждение к их созданию), например: церковь, войско.
- Примитивные и высокоорганизованные(с чёткими подразделениями).
КАЧЕСТВА масс:
- Статистичность – аморфность массы, т.е. несводимость к самостоятельному, системному структурированному целостному образованию (т.е. несводимость к группе).
- Стохастичность – вероятностная природа массы – масса открыта для вступления новых членов, границы открыты (однако трудно спрогнозировать, кого она привлечёт).
- Ситуативность или временность существования массы.
- Выраженная гетерогенность.
Тема: ИНДИВИД и МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Масса меняет индивидуальное поведение, стираются и групповые различия. Масса придаёт новые качества входящим в неё людям.
- В массе индивид испытывает чувство власти, возрастает ощущение своей безнаказанности, т.к. принадлежность к массе гарантирует анонимность отдельного индивида и избавляет от индивидуальной ответственности.
- Индивидуальная психика меняется под воздействием особой заразительности массы, т.к. масса заражает индивида, а индивид, заражаясь, поддерживает толпу, что делает масса. (?)
- Важной причиной появления у отдельных членов массы общих качеств является внушаемость, а заражаемость часто является её следствием.
Лебон выделил 4 типа вожаков:
- убеждённые проповедники (В.И.Ленин)
- фанатики одной идеи (А.Гитлер)
- дегенерат (болезнь-компенсация) (И.В.Сталин)
- тиран или диктатор (масса одновременно и любит и боится тирана).
Качества вожаков:
— сначала сам был членом массы;
— вожак действует;
— психически неуравновешенный (часто на грани безумия, полупомешанные);
— хорошие ораторы или же имеют возможность суггестивного воздействия.
Толпа, публика
Выделяют 3 разновидности массы:
скопление людей, не объединённых общей целью и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием |
Механизмы образования толпы:
- Слухи — это передача (это передача предметных сведений по каналоам межличностного общения.
- Механизм эмоционального кружения – или циркулярная реакция – это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Бывает как положительная, так и отрицательная (циркулярная реакция).
ВИДЫ ТОЛП:
1. |
Окказиональная — |
скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие |
2. |
Конвенциональная — |
собирается по какому-либо заранее объявленному событию, НО отличается от публики |
3. |
Экспрессивная — |
ритмически выражающая различные эмоции, (например, лозунги на митинге) |
3.1. Экстатическая — |
это экстремальная форма экспрессивной толпы |
|
4. |
Действующие толпы: |
|
4.1. Агрессивная |
||
4.2. Паническая |
||
4.3. Стяжательная |
(люди вступают в неорганизованный конфликт за обладание какой-либо ценностью) |
|
4.4. Повстанческая |
(сходна с агрессивной, но ей свойственен социально справедливый характер) |
Основное свойство толпы – ОБРАЩАЕМОСТЬ!!!
скопление людей, испытывающих сходные переживания или интересующихся одним предметом |
поляризованная масса, т.е. большое число людей, интересы и мышление которых сходны и которые ведут себя сходным образом Например: избиратели на выборах, поклонники какой-либо музыки, зрители TV –передач, читатели газет) |
6