Психология масс

Document

16.10.2009

Литература:

  1. Учебное пособие (Назоритян).
  2. Лекции по социально-политической психологии.
  3. Психология стихийного массового поведения (раздел: слухи, сплетни…)
  4. Ольшанский «Психология масс» (есть в читальном зале РГСУ), поискать в Internete (!).
  5. Социальная психология (см. отдельные разделы).
  6. Работы Тарда, Лебона, Фрейда (исторический аспект.).
  7. В читальном зале РГСУ – Хрестоматия по психологии масс.

Тема: МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

DocumentDocument

Понятие «массовое сознание» к XVIII в. – н.XIXв. – начали возникать представления о массах (т.к. началась научно-техническая революция), т.е. в истории это понятие появилось сравнительно недавно.

При самостоятельном изучении материала следует ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕна работы Лацаруса-Штейнталя (психология толпы, психология народа).

20–30гг. XX в.– понятие масс; начало изучения социальных феноменов массового сознания. Постепенно – ориентация на индивидуальную психологию вытеснила изучение психологии массового сознания.

На сегодняшний день нет чёткого определения «масс».

Понятие «масс» по Беллу

(Documentон вычленил около5 понятий различных теоретиков):

Document

DocumentDocument

8 стр., 3537 слов

Массовое сознание как объект психологического воздействия

... литературы. 1. Феномен массового сознания и его специфика Все взгляды на массовое сознание можно объединить в два основных подхода. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. ... решим следующие задачи: - дадим понятие феномену массового сознания и выявим его специфику; - изучим особенности психологического воздействия на массовое сознание через формирование общественного мнения. Работа ...

DocumentМасса противостоит классам либо

гомогенным группам (гомогенная группа

– это, например, группа студентов).

Масса – это «антикласс» — представители:

Ледерер, Арендт.

Другое понятие «масс» (НЕ по Беллу)

Масса, как толпа (Лебон).

Рассматривал толпу, которая к XIX в. возникла при непосредственном взаимодействии индивидов, в толпе образуется духовное единство массы – «душа толпы», которая проникается едиными чувствами, растёт энергия, исчезает или «глушится» сознательная личность. Лебон считал, что в массе господствуют низменные страсти, но выделял вид толпы – героическая масса – только в этом случае массой владеют высоко духовные, благие намерения.

Тардмасса – это публика. Он разграничивал толпу и публику. Публика – люди более рассеяны в пространстве. Толпа – более агрессивна, чем публика, публика более пассивна. Тард считал, что толпу желательно заменять публикой.

Сигеле (юрист) – занимался вопросами организации толпы – их взял у Тарда, вопросы самой организации. Сигеле активно указывал на то, что толпа агрессивна по своей природе и может дойти до преступления. Основная мысль Сигеле – преступления, которые совершил индивид в условиях толпы, массового скопления людей, выступлений и действий, являются деяниями в состоянии аффекта (т.е. человек в толпе не контролирует себя, действует бессознательно).

Аффект – смягчающий фактор – так считал Сигеле, как юрист.

Фрейд – «связи первого и второго порядка» (!) любовь к вожаку. Считал, что:

— масса возбудима, импульсивна, легко поддаётся влиянию, руководствуется бессознательными импульсами;

— «масса не жаждет познания истины»;

— масса не способна на творчество, интеллектуальный поиск и совершение открытий.

Подчинение вождю интерес к одному субъекту. Этим можно манипулировать, масса в этом случае легко внушаема.

Блумертолпа, как аудитория – считал, что для толпы характерна анонимность. Между членами массы – слабое взаимодействие. Блумер выделил 4 отличительные черты массы:

  1. разнообразие социального происхождения и положения членов массы;
  2. масса – это анонимная группа, состоящая из анонимных индивидов;
  3. члены массы не имеют возможности общаться друг с другом;
  4. масса имеет «рыхлую» организацию и не способна действовать так же согласованно, как толпа.

Советская точка зрения:

До 60-х гг. было классовое сознание. Далее, с 70-х гг. ХХ в. – начинается интерес к изучению массового сознания, но это было сложным, т.к. требовало больших затрат для исследования массовых явлений.

18 стр., 8910 слов

«Массовое сознание как предмет социально-психологического исследования»

... массы и массовое сознание, как явление, историю развития феномена массовое сознание, рассмотреть взгляды ученых на изучение массы и массового сознания как предмета социально-психологического исследования. 1. Массовое сознание, ... масс Терра 2008 г Поэтому сейчас, именно средства массовой информации, стали главным перевоплотителем толпы в массу. Массовое ... никак нельзя считать субъектом совместной ...

Массовое сознание – самостоятельный феномен – сознание определённого социального носителя, т.е. массы.

МЕТОДЫ исследования психологии массового сознания:

Элементы массового сознания:

  1. По происхождению:
    1. порождённые данным обществом
    2. порождённые предшествующим обществом (реликтовые массы)
    3. порождённые другим современным обществом (занесённые из вне)

  1. По способам духовного освоения действительности:
    1. чувственные
    2. рациональные или когнитивные элементы (суждения, нормы,
    3. предписания и мнения – рациональные)
    4. иррациональные (верования)

  1. По характеру взаимодействия с действительностью:
    1. рефлективные (основаны на образах)
    2. эвалюативные (основаны на переживаниях, идеалах)
    3. реактивные

Формы массового сознания

по способу образования массового сознания

Стихийная форма институцианализированная форма

Грушин (социолог) – массы, как носители массового сознания –

это ситуативно возникающие и

существующие социальные общности,

вероятностные по своей природе,

гетерогенные по составу и статические

по формам выражения

и функционирования

ВИДЫ масс:

  1. Большие и малые (чётких критериев к определению нет).
  2. Устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные).
  3. Сгруппированные и несгруппированные (упорядоченные и неупорядоченные в пространстве).
  4. Контактные (люди имеют контакт друг с другом) и неконтактные (или дисперсные).

Пример: контактная группа (группа студентов, очередь), неконтактная – читатели

газет, пользователи Internet).

  1. Спонтанные и специально организуемые.
  2. Социально однородные (дискотека для молодёжи) и социально неоднородные (зрители в цирке)

Исходя из этих точек зрения можно теоретически анализировать массы.

ВИДЫ масс (по В.Л.ЛЕНИНУ):

  1. Прогрессивные массы (или революционные) и консервативные, реакционные, нейтральные массы (нейтральные – т.е. неопределившиеся);
  2. Активные (действующие, борющиеся) и пассивные (бездеятельные, сонные и выжидающие).
  3. Сплочённые, дисциплинированные, самостоятельные и распылённые, неорганизованные и анархичные.
  4. Решительные и нерешительные.
  5. Экстремистские и робкие.

ВИДЫ масс (по З.ФРЕЙДУ):

  1. Текучие и постоянные.
  2. Гомогенные и негомогенные.
  3. Естественные и искусственные (необходимо внешнее принуждение к их созданию), например: церковь, войско.
  4. Примитивные и высокоорганизованные(с чёткими подразделениями).

КАЧЕСТВА масс:

  1. Статистичность – аморфность массы, т.е. несводимость к самостоятельному, системному структурированному целостному образованию (т.е. несводимость к группе).
  2. Стохастичность – вероятностная природа массы – масса открыта для вступления новых членов, границы открыты (однако трудно спрогнозировать, кого она привлечёт).
  3. Ситуативность или временность существования массы.
  4. Выраженная гетерогенность.

Тема: ИНДИВИД и МАССОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Масса меняет индивидуальное поведение, стираются и групповые различия. Масса придаёт новые качества входящим в неё людям.

  1. В массе индивид испытывает чувство власти, возрастает ощущение своей безнаказанности, т.к. принадлежность к массе гарантирует анонимность отдельного индивида и избавляет от индивидуальной ответственности.
  2. Индивидуальная психика меняется под воздействием особой заразительности массы, т.к. масса заражает индивида, а индивид, заражаясь, поддерживает толпу, что делает масса. (?)
  3. Важной причиной появления у отдельных членов массы общих качеств является внушаемость, а заражаемость часто является её следствием.

Лебон выделил 4 типа вожаков:

  1. убеждённые проповедники (В.И.Ленин)
  2. фанатики одной идеи (А.Гитлер)
  3. дегенерат (болезнь-компенсация) (И.В.Сталин)
  4. тиран или диктатор (масса одновременно и любит и боится тирана).

Качества вожаков:

— сначала сам был членом массы;

— вожак действует;

— психически неуравновешенный (часто на грани безумия, полупомешанные);

— хорошие ораторы или же имеют возможность суггестивного воздействия.

Толпа, публика

Выделяют 3 разновидности массы:

скопление людей, не объединённых общей целью и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием

Механизмы образования толпы:

  1. Слухи — это передача (это передача предметных сведений по каналоам межличностного общения.
  2. Механизм эмоционального кружения или циркулярная реакция – это взаимное заражение, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Бывает как положительная, так и отрицательная (циркулярная реакция).

ВИДЫ ТОЛП:

1.

Окказиональная

скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие

2.

Конвенциональная

собирается по какому-либо заранее объявленному событию, НО отличается от публики

3.

Экспрессивная

ритмически выражающая различные эмоции, (например, лозунги на митинге)

3.1. Экстатическая

это экстремальная форма экспрессивной толпы

4.

Действующие толпы:

4.1. Агрессивная

4.2. Паническая

4.3. Стяжательная

(люди вступают в неорганизованный конфликт за обладание какой-либо ценностью)

4.4. Повстанческая

(сходна с агрессивной, но ей свойственен социально справедливый характер)

Основное свойство толпы – ОБРАЩАЕМОСТЬ!!!

скопление людей, испытывающих сходные переживания или интересующихся одним предметом

поляризованная масса, т.е. большое число людей, интересы и мышление которых сходны и которые ведут себя сходным образом

Например: избиратели на выборах, поклонники какой-либо музыки, зрители TV –передач, читатели газет)

6