Психофизиологические функциональные состояния

Тема 5.

Психофизиологические функциональные состояния

План

  1. Психофизиологические функциональные состояния.
  2. Анализ психофизиологических функциональных состояний.

1. Функциональное состояние (ФС) определяют как фоновую активность нервных центров, при которой и реализуется та или иная конкретная деятельность человека. В классической физиологии такое представление о функциональном состоянии выразилось в том, что оно соотносилось с одной или несколькими характеристиками нервной ткани.

Современное представление о ретикулярной формации (РФ) с ее активирующими и инактивирующими отделами и лимбической системой, определяющей мотивационное возбуждение, а также изучение нейронных механизмов регуляции ФС дают основание рассматривать его как особый класс функциональных систем, связанных с так называемой модулирующей системой мозга.

Подходы к определению функциональных состояний

  1. Комплексный подход. Появление возможности множественной регистрации психофизиологических индикаторов (ЭЭГ, ЧСС, ЭМГ, дыхательных движений и др.) привело к пониманию функциональных состояний как комплекса поведенческих проявлений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности и поведения. С позиции системного подхода ФС представляет собой результат динамического взаимодействия организма с внешней средой и отражает состояние «организованного» целого. По этой логике под функциональным состоянием понимается интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма человека, которые прямо или косвенно определяют его деятельность.

Итак, функциональное состояние — это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности. Таким образом, изменение ФС представляет собой смену одного комплекса реакций другим, причем все эти реакции взаимосвязаны между собой и обеспечивают более или менее адекватное поведение организма в окружающей среде. Согласно этой логике, диагностика функциональных состояний связана с задачей распознавания многомерного вектора, компонентами которого являются различные физиологические показатели и реакции.

  1. Эргономический подход. Сюда же примыкает эргономическое определение ФС как такого состояния организма человека, которое оценивается по результатам трудовой и профессиональной деятельности. Результаты подобной деятельности рассматриваются как интегральный показатель функционального состояния, при этом снижение результативности деятельности рассматривается как признак ухудшения ФС.

Согласно этой логике здесь выделяют два класса функциональных состояний:

17 стр., 8001 слов

Функциональные состояния человека

... надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и ...

  • состояние адекватной мобилизации, когда все системы организма работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;
  • состояние динамического рассогласования, при котором различные системы организма:

а) не полностью обеспечивают его деятельность;

б) или работают на излишне высоком уровне траты энергетических ресурсов.

В первом случае имеется в виду «оперативный покой» — особое состояние готовности к деятельности, при котором организм человека за короткий отрезок времени способен перейти в различные формы физиологической активности для выполнения конкретной деятельности. Состояние оперативного покоя сопровождается повышением тонуса нервных центров, особенно тех, которые имеют отношение к построению движений, связанных с предполагаемыми трудовыми действиями и операциями, а также напряжением некоторых вегетативных функций. Во втором случае речь идет о так называемых экстремальных состояниях (реактивные пограничные или патологические состояния).

Между состоянием оперативного покоя и экстремальными состояниями существует немало других состояний типа: утомления, теплового напряжения, водного истощения и т.п. Подобный способ оценки ФС безусловно полезен при решении задач повышения эффективности труда. Кроме того, он позволяет прогнозировать развитие нежелательных ФС, таких как монотония, стресс или высокая степень утомления. Однако такой подход не позволяет подойти к решению проблемы механизмов формирования и смены ФС.

  1. Психофизиологический подход к определению функциональных состояний опирается на представление о существовании модулирующих систем мозга. Согласно этому подходу акцент делается на функциональной специализации двух систем организма.

В это число входят:

  • ретикулярная формация ствола мозга, способная оказывать как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга;
  • лимбическая система, ответственная за эмоциональные состояния человека.

Обе модулирующие системы, будучи тесно связаны с высшими отделами коры больших полушарий, образуют особую функциональную систему, имеющую несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий, психологический (субъективный).

В соответствии с этой логикой функциональное состояние можно рассматривать как результат активности объединенной функциональной системы. Таким образом, функциональное состояние выступает как результат взаимодействия модулирующих систем мозга и высших отделов коры больших полушарий, который определяет текущую форму жизненной активности индивида. Это определение дает основание проводить границу между разными функциональными состояниями не только по поведенческим проявлениям, эффективности деятельности или результатам полиграфической регистрации, но также и по уровню активности модулирующих систем мозга.

  1. Нейрохимический подход к определению функциональных состояний опирается на представление о сильной зависимости психического состояния человека (его настроений и переживаний) от биохимического состава внутренней среды организма. Предполагается, что в мозге человека существует особый механизм, регулирующий функциональное состояние через изменение уровня активности медиаторных систем мозга, а также баланса их активности. Устойчивое равновесие активности медиаторных систем дает представление о среднем уровне активации или функциональном состоянии, при котором реализуется данное поведение. Разным типам поведения

Состояния характеризуются

8 стр., 3805 слов

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...

... человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»; 3. определить особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности ... структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. Предметность — это ...

  • модальностью,
  • длительностью, обратимостью,
  • глубиной,
  • качеством.

Модальность. Состояния качественно отличаются друг от друга и, прежде всего тем, какие переживания (эмоции и эмоциональный тон ощущений) им сопутствуют. Без модальностного психического состояния человека не существует.

Длительность (устойчивость) состояний. Каждое состояние — временное. В связи с этим важной характеристикой состояний человека является их обратимость, т. е. исчезновение через какое-либо время при прекращении действия фактора, их вызвавшего.

Глубина состояний (интенсивность) характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций. Примером могут послужить следующие семантические цепочки: страх-ужас; раздражение (рассерженность) — возмущение — гнев — ярость (бешенство); восхищение — восторг — экстаз.

Качество состояний определяется спецификой воздействующего на человека фактора, исходным фоном, а также индивидуальными особенностями человека. По знаку переживаний (эмоций) состояния делят на положительные и отрицательные. Такое деление тоже весьма условно, так как некоторые «неблагоприятные» состояния могут не ухудшать, а стимулировать деятельность по ряду параметров (например, при страхе и злости увеличиваются сила и движений).

2. Анализ психофизиологических функциональных состояний

Актуальность изучения психофизиологических функциональных состояний (ПФС) определяется их вкладом в обеспечение эффективности деятельности и надежности человека, а также увеличением количества профессий и изменением условий труда, когда психофизиологические возможности человека становятся определяющими в развитии тех или иных ПФС. Именно данные психофизиологических исследований в сочетании с психологическими методами обусловили исследования ПФС, выделив их в отдельный предмет изучения.

В русле этих исследований ПФС понимается как системная реакция (от организменного до личностно-психологического уровня), обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений.

Поскольку основным критерием изменения состояния является изменение характера ресурсного обеспечения, именно этот аспект является базовым в исследованиях ПФС и обусловливает применение электрофизиологических методов для их объективной оценки (полиэффекторный метод).

12 стр., 5948 слов

Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека ...

... затронуть вопросов экологии. Зависимость человека от условий окружающей среды и состояния природы, от деятельности человека очевидна. Пагубное влияние производственной деятельности на окружающую природу ( ... на физическую и психическую деятельность человека. Около 80% болезней современного человека - результат ухудшения экологической ситуации на планете. Человек, как социальное существо, может ...

Накоплено большое количество эмпирических данных о различных типах ПФС, а также разработаны методы и критерии их диагностики. Определены и типичные для профессиональной деятельности состояния: монотония, утомление и напряженность.

Утомление

Утомление — вызванное работой временное снижение работоснособности вследствие нарушения регуляторных процессов. Утомление — это нормальное состояние, возникающее при длительной или интенсивной работе, в результате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать требуемые интенсивность и качество работы. Оно отражает перестройку регуляторных функций от оптимального режима работы к экстремальному для поддержания работоспособности на прежнем уровне. Одним из ранних признаков утомления является чувство усталости. Оно сопровождается определенными ощущениями и является отражением субъективного мира человека, но основу его составляют физиологические сдвиги, и в этом смысле оно так же объективно, как любое физиологическое явление.

Утомление может проявляться на физиологическом, психологическом, и поведенческом уровнях. Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в повышении инертности нервных процессов. На психологическом уровне при утомлении происходит снижение чувствительности. Кроме этого наблюдается нарушение таких психических процессов, как память, внимание и др. Также наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мотивационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в сниже­нии производительности труда, уменьшении скорости и точности выполняемых операций.

Характер проявления утомления зависит от вида нагрузки и времени ее воз­действия. Например, нагрузка может быть информационной (в случаях решения интеллектуальных или перцептивных задач) и физической (в случае выполнения физической работы).

Поэтому принято выделять интеллектуальное и физическое утомление.

В зависимости от интенсивности и локализации нагрузок утомление может быть острым или хроническим. Как правило, утомление — это временное состояние, которое сопровождается субъективным ощущением усталости, выражающейся в чувстве вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе и др. После более или менее продолжительного отдыха утомление проходит и восстанавливается оптимальное рабочее состояние. Однако в случаях, когда отдых был недостаточным, когда утомление становится систематическим, нагрузки растут и уменьшить их не представляется возможным, могут возникать пограничные и патологические состояния. Эти состояния, как правило, не рассматриваются в рамках классификации функциональных состояний, поскольку представляют собой особый класс состояний человека.

Факторы, влияющие на развитие утомления

Время, в течение которого человек продолжает работать при развивающемся утомлении, как уже говорилось, называется периодом компенсированного утомления. На длительность периода компенсированного утомления влияют возраст, мотивация, уровень тренированности, психофизиологические особенности личности.

9 стр., 4375 слов

Внимание как психическое состояние сознания человека

Внимание как психическое состояние сознания человека Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается ... Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств. Распределение внимания выражается в умении ...

Меры борьбы с утомлением.

Снизить утомление можно путем раздражения рецепторов: цветовых, световых, звуковых, вкусовых, обонятельных, термических и др.

Активный отдых как способ срочного уменьшения утомления. Средства, используемые для активного отдыха, различны. Могут использоваться не только симметричные группы мышц, для активного отдыха мышц рук можно применить работу ног. В качестве отдыха могут использоваться статические напряжения, упражнения на расслабление.

У активного отдыха имеются и сторонники, и противники. Дело действительно не так просто, как это представляют в некоторых популярных брошюрах. Активный отдых в ряде случаев может и не дать ожидаемого положительного эффекта. Конечно, и отрицать значение активного отдыха, и считать его эффективным в любой ситуации неправомерно. Активный отдых повы­шает работоспособность только в определенных условиях. Должна учитываться интенсивность работы, выбираемой в качестве активного отдыха: тяжелая работа, примененная как активный отдых, не улучшает работоспособность.

Переутомление

Если человек после тяжелой утомительной работы регулярно недо-восстанавливается, возникает хроническое состояние утомления, называемое переутомлением. Легкое переутомление может быть перед очередным отпуском; выраженное переутомление является следствием нарушения психогигиенических правил работы, а тяжелое переутомление — следствием хронического недовосстановления при постоянных тяжелых нагрузках. Тяжелое переутомление — это болезнь (невроз истощения).

Монотония

Состояние монотонии, или — что то же — скуки, является по своим характеристикам противоположным состоянию напряжения. Она ча­сто встречается на производстве. В психологической литературе одно из первых упоминаний о со­стоянии монотонии встречается в работе Г. Мюнстерберга. Изучением этого состояния интересуются физиологи, психологи, социологи. И это не случайно. Монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие как личности.

Причины появления состояния монотонии

Все авторы, занимающиеся проблемой монотонии, единодушно признают, что это состояние является следствием однообразной деятельности (монотонности).

Скука — психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности. Состояние скуки может возникать как в результате внешних ограничений, связанных с монотонной работой и изоляцией от людей, так и в силу внутренней опустошенности, пресыщенности жизнью и неспособности к эмоциональным переживаниям, вызывающим радость, восторг, желание к осуществлению активной деятельности.

Объективное однообразие (монотонность) связано с бедностью сенсорного воздействия на человека, с малой загруженностью его интеллектуальной сферы (чрезмерным дроблением рабочих операций, простотой автоматизированных действий в сочетании с их многократным повторением в одном и том же темпе, малой и средней интенсивностью нагрузки).

12 стр., 5580 слов

Психологическое явление трудовой деятельности человека

... влияние на трудовую деятельность; ·изучить психические явления в трудовой деятельности человека; ·раскрыть способности человека как фактор особенности труда; ·обозначить влияние состояния здоровья на эффективность труда. Курсовая работа состоит из 30 ...

Это относится как к интеллектуальной, так и к сенсорной и двигательной деятельности. Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутствовать объективной монотонности, являясь ее отражением в сознании человека.

Механизмы развития монотонии

При исследовании механизмов развития монотонии во главу угла ставятся субъективные переживания человека — апатию, скуку, эти непременные спутники однообразной работы. А они возникают как следствие потери интереса к работе при однообразии сенсорных воздействий, т. е. снижения силы мотива, превращения его из положительного в отрицательный, в желание прекратить работу.

Переживание скуки вызывает желание прекратить работу. Ответной реакцией на это является усиление влияния парасимпатической части вегетативной нервной системы, «ведающей» состояниями комфорта, покоя, расслабления, что выражается в уменьшении частоты сердечных сокращений, в падении кровяного давления и прочих вегетативных изменениях. Возникшие неблагоприятные для продолжения работы сдвиги запускают механизмы саморегуляции, противоборствующие дальнейшему углублению данного состояния, причем происходит это подчас неосознанно. Усиливается возбуждение в двигательной системе, в результате чего повышаются темп работы и степень напряжения (мышечная сила), укорачивается время простой сенсомоторной реакции, происходит более сильная тонизация корковых клеток и мотивационной сферы человека.

Факторы, определяющие устойчивость человека к воздействию монотонности труда

На устойчивость к действию монотонности влияют как индивидные, так и личностные особенности человека.

1. Влияние свойств нервной системы и темперамента. Во многих исследованиях показана роль типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента в устойчивости людей к однообразию деятельности. С монотонной работой (вследствие большей устойчивости к фактору монотонности) лучше справляются лица со слабой нервной системой, чем с сильной. Однако устойчивость к монотонии определяется не только этой типологической особенностью.

Слабая нервная система, инертность возбуждения, преобладание торможения по «внешнему» балансу и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу – у лиц с данным типологическим комплексом состояние монотонии появляется намного позже, чем у лиц с противоположным типологическим комплексом, т. е. с сильной нервной системой, с подвижностью возбуждения, с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу. К однообразной работе более склонны люди, обладающие терпением и флегматическими чертами темперамента. При тренировке выносливости в беге лучше справляются с однообразной монотонной работой те, у кого имеются высокая тревожность, интроверсия, доверчивость, подчиняемость, потребность в избегании неудачи. Хуже переносят монотонность экстраверты.

5 стр., 2144 слов

Умственная деятельность человека

... напряженности. Тяжесть работы - это напряжение функциональных систем, обусловленное физической нагрузкой. Напряженность - характеризуется уровнем напряжения центральной нервной системы. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Любая трудовая деятельность ... Любая деятельность человека регулируется центральной нервной системой. Изучение трудовой деятельности и ее влияния на организм человека, прежде ...

2. Влияние образовательного уровня. Чем выше образовательный уровень человека, тем более высокие требования он предъявляет к содержанию своей деятельности и тем труднее ему переносить однообразную и простую деятельность. Лица с низким образовательным уровнем выражают удовлетворение однообразной работой, в то время как лицам со средним образованием эта работа кажется неинтересной и утомительной. Уровень образования приравнивается к уровню развития интеллекта, в связи с чем делается вывод, что монотонная работа лучше воспринимается интеллектуально неразвитыми людьми.

3. Влияние профессионального уровня. В некоторых исследованиях отмечается влияние уровня квалификации работников на монотоно-устойчивость. Однако и здесь нет единства мнений. Одни авторы связывают эту устойчивость с низким уровнем квалификации работников. В других работах указывается на большую подверженность монотонности молодых и, как правило, неквалифицированных рабочих. Возможно, это связано с тем, что среди молодых еще много лиц с низкой монотоноустойчивостью, которые не успели отсеяться.

4. Влияние рабочей установки. Показательны данные: в первые дни недели (понедельник, вторник), когда происходит «врабатывание», состояние монотонии наступает раньше, чем в середине недели. У школьников в воскресенье при выполнении однообразной интеллектуальной работы это состояние наступает значительно раньше, чем в учебные дни недели.

Меры борьбы с монотонней

Долгое время, пока монотония связывалась только с работой на конвейере, считалось, что главным средством борьбы с монотонией является полная автоматизация труда. Хотя это мера и не исключается, решить проблему монотонии она не может хотя бы потому, что большинство видов деятельности автоматизировать нельзя (например, нельзя вместо спортсмена заставить выполнять объемные монотонные тренировочные нагрузки автомат).

Поэтому борьба с монотонностью деятельности должна предусматривать разные способы, учитывая и физиологические, и психологические, и социальные факторы.

Рекомендуется также работающему отыскивать интересное в однообразной работе или же во время работы думать о чем-нибудь своем, заполняя таким образом «мотивационный вакуум».

Исследования показывают, что состояния скуки, пресыщения, сонливости не возникает, если у работающих имеется возможность мысленного отвлечения, которое представляет собой своеобразный путь борьбы с монотонностью, рассматриваемый многими авторами как действенный способ ее преодоления. Так, «при однообразной работе возможность «ухода в себя» играет большую роль не как явление, с которым надо бороться, а как действенное средство в деле предотвращения или преодоления монотонности». Действенными средствами уменьшения фактора монотонности являются:

1. Усложнение (укрупнение) рабочих операций, выполняемых действий, объединение их в комплексы.

2. Увеличение или периодическое изменение темпа работы или подачи информации.

3. Членение большого по объему задания на отдельные части для того, чтобы появились промежуточные (поэтапные) цели.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... Способности –индивидуально-психологическиеособенности личности, обеспечивающие успех в деятельности: природные (биологически обусловленные); специфические человеческие (их происхождение ... несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием ... состояния: психическая напряженность

4. Организация пауз в работе с заполнением их физическими упражнениями, прослушиванием музыки и другими мероприятиями, соответствующими «активному отдыху».

5. Усиление мотивации через объяснение значимости деятельности.

6. Смена деятельности, рабочих мест. Правда, последнее не всегда эффективно. Смена рабочих мест в течение рабочей смены дает положительный эффект только для лиц с подвижностью нервных процессов. Для инертных эта мера неэффективна, больше того, она отрицательно влияет на результаты деятельности.

7. Обеспечение работающего текущей информацией о ходе выполне­ния планового задания.

Состояние напряженности

Обилие причин, приводящих к психической напряженности во время деятельности, обусловливает многообразие форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, сопровождающиеся психической напряженностью, как психическое пресыщение, операциональное и эмоциональное напряжение, утомление, «мертвая точка», стресс. Однако какого бы вида ни было напряжение, оно сопровождается выраженной вегетативной и эндокринной реакцией (увеличение ЧСС и кровяного давления, экскреции адреналина, норадреналина).

Длительное напряжение может приводить к патологическим нарушениям сердечно-сосудистой и других систем организма.

Состояния операционального и эмоционального напряжения

Если психическая напряженность обусловлена высоким темпом сенсорной или интеллектуальной деятельности, говорят об операциональной напряженности, а если психическое напряжение возникает вследствие фрустрации — об эмоциональной напряженности.

И та и другая характеризуются повышенным уровнем активации (возбуждения).

Кроме того, зачастую эти виды психического напряжения сопутствуют друг другу, так что разделить их и выделить в чистом виде бывает трудно. Причиной возникновения психической напряженности может быть не только высокий темп деятельности, но и вынужденная бездеятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности, отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание (например, вынужденный перерыв в деятельности).

Всякое прерывание деятельности (по К. Левину) вызывает у человека состояние напряженности, поскольку он стремился закончить данную деятельность, реализовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели.

Состояния эмоционального напряжения в процессе деятельности

Большинство авторов не разделяют понятия «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность» Первое, характеризуется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, вторая приводит к временному снижению устойчивости психических процессов и работоспособности.

Причины возникновения

Эмоциональное напряжение в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может привести к эмоциональному напряжению. Оно также возникает у человека при межличностных и внутриличностных конфликтах.

Влияние состояния психического напряжения на деятельность

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Состояние психического напряжения может выражаться в двух формах: в увеличении возбуждения, реакциях мобилизации резервов организма и в тормозных реакциях. Улучшение кратковременной памяти при оптимальной степени эмоционального напряжения.

Ухудшение работоспособности трех типов: 1) скованное, импульсивное выполнение действий; 2) уклонение человека от выполнения своих функций; 3) полная заторможенность действий.

Поведение в состоянии напряженности отличается негибкостью: утрачивает пластичность, свойственную ему в спокойной обстановке. В состоянии напряженности в первую очередь страдают сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние ненаправленные действия, снижается объем памяти и элементарных мыслительных операций.

Возникновение того или иного типа напряженности (реакции мобилизации или реакции торможения) обусловлено многими факторами. Одним из них является степень объективной и субъективной трудности задачи для данного человека. Если степень трудности максимальная и задача неразрешимая, продуктивность работы вначале повышается, а затем снижается. Если же задача трудная, но разрешимая, то повышение или понижение продуктивности зависит от степени подготовленности человека: при хорошей подготовленности (тренированности) помехи и препятствия улучшают выполнение задачи, а при плохой — ухудшают.

Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические особенности проявления свойств нервной системы. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстремальные условия, чем лица со слабой нервной системой.

Стресс как проявление напряжения

Стресс — это повторяющиеся формы реакций организма на раздражающие события, которые нарушают его равновесие и испытывают или превосходят его способность с этим справиться. При истинном стрессе необходимо включение таких защитных резервов организма, которые в обычных ситуациях человеком не используются. Стресс — экстремальное состояние организма. В общем виде причиной стресса, является несоответствие возможностей организма предъявляемым к нему требованиям, например при высокой эмоциональной насыщенности деятельности, т. е. большом количестве эмоциогенных ситуаций, стресс также могут вызывать личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения.

Tema_5 — Стр 2

Следствием состояния напряжения может стать «синдром эмоционального выгорания». Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, в том числе для всех категорий руководителей, менеджеров, выполняющих функции управления персоналом. Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек-человек». Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Основными составляющими синдрома являются:

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других, в других — повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным и др.

Третий компонент «выгорания» – редукция личных достижений – может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.