Изменения функционального состояния, наблюдаемые у человека при изоляции

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ»

Контрольная работа

по дисциплине «Психофизиология»

Студентки 2 курса

Специальности (направление)

Управление предприятием

заочная форма обучения,

группа ________________

Ожеховская М.К.

Проверила к.б.н., доцент:

Плотникова М.В.

Тюмень 2015

Регистрационный номер Дата

________________ _______________2015

Регистрационный номер (кафедра) Дата

________________ ______________2015

Функциональное состояние человека характеризует его деятельность в конкретном направлении, в конкретных условиях, с конкретным запасом жизненной энергии. А.Б. Леонова подчеркивает, что понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека. Речь идет о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять определенный вид деятельности.

Состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений: изменений в функционировании физиологических систем (центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и т. д.), сдвиги в протекании психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания), субъективные переживания.

В.И. Медведев предложил следующее определение функциональных состояний: «Функциональное состояние человека понимается как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности».

Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:

– состояния нормальной жизнедеятельности;

– патологические состояния;

– пограничные состояния.

11 стр., 5238 слов

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной ...

... теоретического и экспериментального изучения адаптации человека и психологического стресса, излагаются накопленные знания о проблеме функционального состояния человека. В настоящее время основными ... профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций [5], переживание которого ...

Критериями для отнесения состояния к определенному классу служат надежность и цена деятельности. С помощью критерия надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.

На основании указанных критериев все множество функциональных состояний применительно к трудовой деятельности делится на два основных класса – допустимых и недопустимых или, как их еще называют, разрешенных и запрещенных.

Вопрос об отнесении того или иного функционального состояния к определенному классу специально рассматривается в каждом отдельном случае. Так, ошибочно считать состояние утомления недопустимым, хотя оно приводит к снижению эффективности деятельности и является очевидным следствием истощения психофизических ресурсов. Недопустимыми являются такие степени утомления, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению (оценка по критерию цены деятельности).

Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником возникновения разных заболеваний. Именно на этом основании выделяются нормальные и патологические состояния. Последний класс является предметом медицинских исследований. Наличие пограничных состояний может привести к болезни. Так, типичными следствиями длительного переживания стресса являются болезни сердечнососудистой системы, пищеварительного тракта, неврозы. Хроническое переутомление является пограничным состоянием по отношению к переутомлению – патологическому состоянию невротического типа. Поэтому все пограничные состояния в трудовой деятельности относятся к категории недопустимых. Оки требуют введения соответствующих профилактических мер, в разработке которых непосредственное участие должны принимать и психологи.

Другая классификация функциональных состояний строится на основании критерия адекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции, все состояния человека делят на две группы – состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.

Состояния адекватной мобилизации характеризуются соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями деятельности. Оно может нарушаться под влиянием самых разных причин: продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и т. д. Тогда возникают состояниядинамического рассогласования. Здесь усилия превышают необходимые для достижения данного результата деятельности.

Внутри этой классификации могут быть охарактеризованы практически все состояния работающего человека. Анализ состояний человека в процессе длительно выполняемой работы обычно ведется с помощью изучения фаз динамики работоспособности, внутри которых специально рассматриваются формирование и характерные особенности утомления. Характеристика деятельности с точки зрения величины затрачиваемых на работу усилий предполагает выделение различных уровней напряженности деятельности.

10 стр., 4975 слов

Адаптация человека и функциональное состояние организма

... эритроцитов (у человека с 4-5 до 8 млн. в 1 мм), растет способность гемоглобина связывать кислород, усиливается лёгочная вентиляция, нормализуются сердечная деятельность, состояние нервной системы ... и др. Огромное значение в физиологической адаптации имеют реактивность организма, его исходное функциональное состояние (возраст, тренированность и пр.), в зависимости от них изменяются и ответные реакции ...

Традиционной областью изучения функциональных состояний в психологии является исследование динамики работоспособности и утомления. Утомление – это естественная реакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе. С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем: поддержание минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема, двигательные реакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц при ослаблении силы сокращении отдельных мышечных волокон и др. Это находит выражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы и скорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях, затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений.

По мере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различных психических процессов. Для этого состояния характерны заметное снижение чувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этих процессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастании яркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомлении уменьшается скорость реагирования – увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первый взгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.

Утомление приводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболее выраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания – сужается объем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то есть ухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.

Со стороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации, утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателей кратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системе кратковременного хранения.

Эффективность процесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипных способов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, или нарушения целенаправленности интеллектуальных актов.

По мере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если на ранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающими становятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолжении работы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательных эмоциональных реакций.

Описанный симптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными ощущениями, знакомыми каждому как переживание усталости.

4 стр., 1612 слов

Надежность системы вадс

Надежность системы зависит от состояния всех ее звеньев: водителя. автомобиля, дороги и среды движения. 2. Особенности труда водителя. Для правильного понимания требований, которые деятельность водителя предъявляет к его ... требования к подвижности нервных процессов водителя и являются одной из причин развития утомления. 4. Работа в условиях навязанного темпа и дефицита времени. В простых дорожных ...

При анализе процесса трудовой деятельности выделяются четыре стадии работоспособности:

1) стадия врабатывания;

2) стадия оптимальной работоспособности;

3) стадия утомления;

4) стадия «конечного порыва».

За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

Первыми симптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувства постоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. На начальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но о появлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодов работоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальной работоспособности.

Для исследования широкого спектра состояний работающего человека также используется термин «напряженность». Степень напряженности деятельности определяется структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д. В этом смысле напряженность интерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых конкретным видом труда к человеку. С другой стороны, напряженность деятельности может характеризоваться психофизиологическими затратами (ценой деятельности), необходимыми для достижения трудовой цели. В этом случае под напряженностью понимается величина усилий, прилагаемых человеком для решения поставленной задачи.

Выделяются два основных класса состояний напряженности: специфической, определяющей динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифической, характеризующей общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.

Влияние напряженности на жизнедеятельность подтверждено следующим экспериментом: взяли нервно-мышечный аппарат лягушки (икроножную мышцу и нерв, который ее иннервирует) и икроножную мышцу без нерва и подключили к обоим препаратам батарейки от карманного фонарика. Через некоторое время мышца, получавшая раздражение через нерв, перестала сокращаться, а мышца, получавшая раздражение непосредственно от батарейки, сокращалась еще несколько суток. Отсюда психофизиологи сделали вывод: мышца может работать долго. Она практически неутомима. Утомляются проводящие пути – нервы. Точнее, синапсы и нервные узлы, сочленения нервов.

Следовательно, для оптимизации процесса трудовой деятельности есть большие резервы полноценной регуляции состояний, в значительной мере скрывающиеся в правильной организации функционирования человека как биологического организма и как личности.

«Человеческий фактор» как психофизиологическая проблема

Проблема надежности возникла в связи с потребностью практи­ки современного производства (автоматизацией, компьютеризаци­ей, огромной ролью «человеческого фактора» в сложных человеко- машинных системах, где результативность деятельности человека определяет не только эффективность технологических процессов, но и жизнь многих людей).

7 стр., 3475 слов

Влияние неблагоприятных погодных условий на организм человека

... взаимодействии и в совокупности, являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей ...

Она связана с установлением закономерно­стей возникновения срывов, отказов, нарушений технологий и т. д.; с изучением влияния на надежность внешних и внутренних возмуща­ющих воздействий; с установлением количественных характеристик, методов оценки и расчетов надежности.

Тем не менее, если рассматривать проблему надежности функ­циональных систем, можно найти весьма эффективное ее решение в устройстве организма человека, который обладает огромными скрытыми резервами. Десятки лет бесперебойно функционируют миллиарды нервных клеток, осуществляется сложнейшая адаптаци­онная деятельность соматической и вегетативной систем, и все это происходит в изменяющихся условиях окружающей среды, при дей­ствии разнообразных сбивающих и повреждающих факторов. В этих сложных условиях организм не только осуществляет нормальную жизнедеятельность, но и обеспечивает полное или частичное восста­новление нарушенных функций.

Значение «человеческого фактора» при взаимодействии человека с техническими комплексами. Роль различных факторов в обработке человеком информации, принятии решений и формирований действий в человеко-машинных системах. Значение порционных возможностей обработки информации в условиях повышенной функциональной напряженности. Роль тренажѐрной тренировки в реализации аварийных ситуаций. Неоправданный риск, утомление и различные компоненты окружающей среды, имеющие значение для оценки «человеческого фактора». Проблема надежности возникла в связи с потребностью практики современного производства (автоматизацией, компьютеризацией, огромной ролью «человеческого фактора» в сложных человеко-машинных системах, где результативность деятельности человека определяет не только эффективность технологических процессов, но и жизнь многих людей).

Она связана с установлением закономерностей возникновения срывов, отказов, нарушений технологий и т. д.; с изучением влияния на надежность внешних и внутренних возмущающих воздействий; с установлением количественных характеристик, методов оценки и расчетов надежности. Тем не менее, если рассматривать проблему надежности функ- циональных систем, можно найти весьма эффективное ее решение в устройстве организма человека, который обладает огромными скрытыми резервами. Десятки лет бесперебойно функционируют миллиарды нервных клеток, осуществляется сложнейшая адаптационная деятельность соматической и вегетативной систем, и все это происходит в изменяющихся условиях окружающей среды, при действии разнообразных сбивающих и повреждающих факторов. В этих сложных условиях организм не только осуществляет нормальную жизнедеятельность, но и обеспечивает полное или частичное восстановление нарушенных функций. В связи со сказанным познание механизмов надежного функционирования отдельных компонентов физиологических систем или организма в целом может выявить закономерности, позволяющие определить их биологическую вариативность и значимость, оценить качество надежности в условиях интенсивных умственных, физических и эмоциональных напряжений. Исходя из таких положений представляется, что надежность функциональной системы организма человека в процессе какой-либо деятельности зависит от следующих факторов: физических и морфологических свойств отдельных компонен- тов организма и их взаимосодействия;физиологических, биомеханических, биофизических и биохи- мических изменений этих свойств; организации механизмов жизнедеятельности при влиянии на организм комплекса воздействий случайного характера. Для правильного выбора критериев надежности и методов оценки состояния функциональной системы используют различные методические подходы. При анализе простых систем выделяют два таких состояния — исправное и неисправное. Поскольку сложные функциональные системы обладают способностью работать с различными уровнями функционирования, отказ отдельных элементов не вызывает выхода из строя всей системы, а переводит ее в состояние с промежуточным уровнем функционирования. Хотя работоспособность системы организма зависит от опреде- ленного числа управляющих факторов, ее контроль осуществляют по отдельным параметрам, с некоторой вероятностью. Например, как о состоянии сердечно-сосудистой системы, так и об общей напряженности организма часто судят по частоте сердечных сокращений. Наряду с контролем состояния работоспособности проблема на- дежности затрагивает вопросы прогнозирования изменений рабо- тоспособности в течение какого-то времени. Так как работоспособность организма человека оценивают по набору определенных параметров, прогнозирование степени надежности функциональных систем сводится к прогнозированию изменения отдельных характеристик или совокупности этих параметров. Для этого осуществляется: сбор и анализ информации о закономерностях изменения параметров деятельности системы; анализ качественных и количественных характеристик текущей информации; имитационное моделирование протекания предполагаемых процессов и ситуаций; прогнозирование возможных ошибок. Если по какой-либо причине в сложной функциональной системе происходит отказ деятельности отдельного элемента, снижается качество функционирования, дальнейшая работа становится неэффективной или даже невозможной. Различают невосстанавливаемые отказы, когда состояние орга- низма не позволяет длительное время осуществлять необходимую деятельность, и восстанавливаемые, при которых состояние организма и его работоспособность могут быть восстановлены путем применения разнообразных вспомогательных средств. Отказы могут возникать внезапно и формироваться постепенно, они подразделяются на зависимые от других функциональных систем и независимые. По анализу причин и источников отказов выделяют отказы, обусловленные недостаточной подготовкой организма к соответствующей деятельности, и отказы, вызванные скрытыми дефектами отдельных элементов системы, которые проявляются только при определенном уровне нагрузки на систему.К числу дополнительных воздействий на организм относят как факторы окружающей среды (влажность, давление, химический состав, электромагнитные поля, микроорганизмы, механические воздействия и др.), так и изменения режима работы, связанные с перерабатыванием, утомлением, ритмом и т. д. Причем одни возмущения могут быть постоянными или изменяться по определенному закону, а другие — случайными и нестационарными. К проблеме надежности можно отнести такое свойство систем и организма в целом, как долговечность сохранения необходимой эф- фективности определенной деятельности. Показателем долговечности является ресурс. Свойство организма непрерывно сохранять необходимую работоспособность в течение некоторого интервала времени обозначается как безотказность. Способность выполнять функцию с наименьшими затратами и вероятностью отказов, а также быстро восстанавливаться характеризует эффективность функциональной системы. При изучении организма в аспекте его функциональной надежности необходимо учитывать информационные потоки, преимущественное их господство, как они создают необходимый режим поведения. В связи с этим изучают функциональное состояние элементов, способных воспринимать информацию, поступающую извне, и элементов, выдающих сигналы во внешний мир; выясняют внешний и внутренний алгоритмы деятельности функциональной системы. Понятие «человеческий фактор» включает комплекс различных компонентов функциональных возможностей человека, обеспечивающих высокую надежность его работы в экстремальных ситуациях. К числу таких компонентов относятся: профессиональная эрудиция, аналитические способности, умение правильно принимать решение, быстрота анализа, адекватность решения ситуации и четкая его реализация, умение не только оценить возникающие профессиональные трудности, но и косвенные воздействия, обусловленные окружающей и социальной средой. Можно до бесконечности усовершенствовать технику, но это не гарантирует того, что человек во взаимодействии с ней, даже если это будет лишь контроль, не будет испытывать огромное психофи- зиологическое напряжение. Ибо человек, непосредственно отвечающий за выход из сложных ситуаций, вынужден брать на себя ответственность за конечный результат, а в ряде случаев — за свою жизнь и жизни окружающих. Возросший уровень развития технических средств, необходимость качественного управления ими предъявляют высокие требования к реализации психофизиологических резервов человека. Темой «человеческого фактора» занимаются специалисты разных областей — психологии, медицины, физиологии, педагогики, транспорта, техники и др.Наибольшее значение проблема «человеческого фактора» имеет для тех областей деятельности, где необходимо проявлять ответственность за жизнь людей и сохранение материальных ценностей (авиация, космонавтика, атомная энергетика и т. д.).

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

... эффективных средств и мето­дов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека   В литературе можно встретить различные мнения по поводу фак­торов, ... сократительных и окислительных свойств мышц) и, наконец, психологических факторов (совершенствова­ние способности к концентрации усилий, настройка на концентриро­ванные усилия, поддержание высокого уровня ...

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Известно, что последовательность обработки человеком инфор- мации в процессе управления им сложными автоматизированными комплексами предусматривает следующие процессы: ощущение входного сигнала, его реальное восприятие, выработку необходимого решения, его реализацию. При этом информация должна пройти, как минимум, через несколько барьеров. 1. Ощущение. Для того чтобы входной сигнал был воспринят, он должен быть адекватным соответствующему органу чувств. Однако диапазон восприятия может быть ограниченным. Так, человек может слышать звуки лишь в довольно узком диапазоне частот и только тогда, когда они являются достаточно громкими. Аналогичным образом человек не обладает чувством скорости, он ощущает только ускорение. 2. Восприятие. Тот факт, что сигнал передается мозгу, еще не гарантирует однозначного прочтения мозгом этого сообщения. Результат восприятия будет зависеть от стимула или от действия сигнала в общей сумме поступающей информации, т. е. от оценки его значения. 3. Внимание. Информационные сигналы, как правило, поступают не через удобные интервалы времени, при этом нерегулярно. Это имеет особое значение, так как согласно установленному факту у человека существует только один канал принятия решений, и вся информация постепенно должна проходить через этот канал. Поэтому если разная информация поступает к мозгу по нескольким каналам, ее обработка осуществляется последовательно: пока не принята одна, другая не обрабатывается. Хотя концепция единственного канала принятия решений обще- известна, все же первой реакцией многих людей является попытка возражать, и они утверждают, что на самом деле могут делать несколько действий одновременно. Тщательная проверка любых таких утверждений показывает, что данный человек просто очень быстро переключается с одного источника информации на другой. Например, когда пассажир сидит в машине, которую ведет его друг, сначала кажется, что водитель делает одновременно две вещи — ведет машину и разговаривает. Но когда водитель пытается совершить обгон и видит идущую ему навстречу машину, он сразу замолкает. Он перестает переключать свое внимание и теперь концентрируется только на одном источнике информации. Лабораторные исследования также подтверждают этот факт. Раз- личные по смыслу сообщения направлялись в правое и левое ухо ис- пытуемого. Оказывается, когда он слушает то, что ему говорят в одно ухо, он практически ничего не может сказать о том, что ему говорили в другое. Это справедливо и для других органов чувств. Практически человек может делать в определенный момент только одно дело, поскольку его центральный канал принятия решений ограничивает скорость, с которой он может обрабатывать информацию. Известно много случаев, когда аварийный сигнал был проигнорирован, поскольку в этот момент оператор обрабатывал важную информацию, а потому не мог переключить свое внимание с одного входного сигнала на другой. Пока одна информация проходит по каналу принятия решения, другая, поступившая одновременно с первой, вынуждена ждать своей очереди в кратковременной памяти. Было показано, что об ожидающей в этом блоке информации вполне можно забыть. Могут возникнуть даже такие ситуации, когда, несмотря на нормальное функционирование всех составляющих системы, информации поступает столь много, что канал становится перегруженным. Так, напряженный ритм и стресс, свойственные нашей жизни, приводят к многочисленным ситуациям, когда людям приходится обрабатывать слишком много входных сигналов. В зависимости от типа ВНД и способностей одни могут обрабатывать каждую информацию быстро и недоброкачественно, другие — могут сосредоточиться на одном источнике информации и не обращать внимания на другие. Люди могут путать информацию, полученную по двум и более каналам, могут даже пытаться избавиться от такой ситуации путем игнори- рования всех входных сигналов, например, занимаясь совершенно посторонним делом. 4. Решение. Когда человек понимает, что от него требуется при восприятии определенной информации, решение принимается им достаточно просто. Но могут быть случаи, когда принять правильное решение не так легко. На подсознательном уровне может возникать «оценка преимуществ», когда осуществляется анализ исхода решения и его последствий. В этом случае возникает комплекс вегетативных сдвигов, свидетельствующих о степени напряженности психофизиологического состояния. 5. Действие. Этот этап представляет собой заключительную часть обработки информации и также является источником ошибок. Ошибка может возникнуть в результате того, что меняются эргономические компоновки органов управления, соотношение положительных и тормозных действий, появляется необходимость задействовать в управлении разные руки и т. д. Последовательность действий завершается только тогда, когда мозг получает информацию обратной связи о результативности. Таким образом, полная последовательная обработка информации до действия, длительность которой может быть менее секунды, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых есть вероятность допустить ошибку. Так как в технологическом процессе операторской деятельности выполняется большое количество таких последовательных операций, возможность допустить ошибку, ведущую к катастрофе, вполне вероятна. Определенную роль в формировании аварийной ситуации, зави- сящей от «человеческого фактора», играет вероятность возникновения ложных предположений. Так, люди склонны интерпретировать поступающую информацию таким образом, чтобы при этом свести к минимуму всякого рода беспокойство. Часто можно наблюдать, как человек, страдающий неизлечимой болезнью, верит в самые немыслимые теории, если они сулят ему хоть малейшую надежду. Столь же часто студент, узнавший о своем провале на экзамене, считает, что это извещение ошибочно. Объективные факты налицо, но люди в таких ситуациях не желают их замечать. Подобное игнорирование деятельности часто наблюдается при яростном споре. Оба участника спора упорно отстаивают свое мнение, которое становится все менее обоснованным, поскольку каждый из спорщиков не желает оказаться проигравшим. Как бы ни был квалифицирован специалист, он может выдвигать ложные предположения, которые мешают ему затем признать свои ошибки. На мозг в процессе напряженной психоэмоциональной деятель- ности воздействует огромный поток информации, которую он не в состоянии обработать. Поэтому в такой ситуации он воспринимает только ее часть. Так, например, пилот может, увидев перед собой огни, предположить, что это огни аэропорта. А на основе данного предположения начать построение схемы захода на посадку, что может привести к катастрофе. Определенное влияние на возможность возникновения оператор- ской ошибки оказывает свойство человека, в отличие от машины, образовывать различные навыки. Поэтому всякий раз, когда человек приспосабливается к новым условиям и требования, он должен искоренять старые, ставшие бесполезными привычки. В некоторых обстоятельствах этот факт может усложняться стремлением человека к первоначальным, хорошо усвоенным схемам поведения. С наибольшей вероятностью возвращение к ранее хорошо усво- енным действиям происходит тогда, когда человек испытывает состояние стресса. Особую роль в исключении этих ошибок, в обеспечении макси- мального автоматизма реакций, играет специальная тренажерная подготовка. Моделирование определенных действий в условиях воз- никновения аварийных ситуаций придает уверенности, помогает сохранить спокойствие. Но каким бы правдоподобным ни было моделирование, оно не способно воспроизвести эмоциональный шок, свойственный реальной аварийной ситуации, поэтому «тренажерный запас» должен быть постоянным и значительным. Никто не может подготовиться к аварийной ситуации в один момент. Поведение человека при этом определяется тем, что он делал регулярно и продолжительно. Одним из важных компонентов при рассмотрении человеческого фактора в возникновении ошибок, ведущих к аварии, является мотивация. В данном контексте мотивация рассматривается в первую очередь как один из главных элементов активизации определенных центров ЦНС. Известно, что при такой побуждающей активизации повышается бдительность. Противоположным состоянием является паника. Уровни мотивации у разных людей очень сильно различаются. Известно, что люди в минуты сильного стресса проявляют сверхчеловеческие усилия: без чьей-либо помощи убирают тяжелый груз, придавивший близкого им человека, переносят нечеловеческие страдания во имя наивысшей мотивации — выживания. При этом замечено, что практически все эти действия представляют собой довольно простые физические акты; гораздо реже встречается сбалансированный, рациональный подход к решению проблемы в условиях очень сильной мотивации — добиться успеха (примером могут служить оправданные волнения студента перед экзаменом).

14 стр., 6849 слов

Психофизическая деятельность человека

... систем безопасности: невозможность разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс); ... действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические среде за и технологии, кроме позитивных свойств, обладают способностью ...

3 стр., 1387 слов

Профессиональная деятельность руководителей в экстремальных ситуациях

... условиях для деятельности человека. Но ситуация выступает как наименьшая, неделимая, системно организованная часть деятельности, в ... способностей в экстремальных условиях деятельности руководителей организации. Профессиональная деятельность руководителей в экстремальных ситуациях 1. Сущность и содержание профессиональной деятельности руководителей в экстремальных ситуациях Экстремальная ситуация, ...

Вся наша культура, воспитание, подготовка учат нас тому, что мужчины — храбрецы. Однако такая логика часто провоцирует человека к нарушению правил и неоправданному риску. Это изощрение логики дополняется тем, что к такому человеку (хотя его и порицают) относятся с восхищением. Если же человек нарушает правила и проигрывает, на него обрушивается «справедливый» гнев. Большинство людей время от времени испытывают желание сойти с протоптанной тропы и рискнуть отойти от принятого пути. Статистика дорожных происшествий подтверждает правильность применения этого положения к молодым водителям. При рассмотрении проблемы «человеческого фактора» особое место занимает роль возникающего при любой работе состояния утомления. Оно может развиваться под влиянием производственной нагрузки, но активизируется в результате дополнительного воздействия на организм сопутствующих компонентов окружающей обстановки. Сюда относятся различные посторонние информационные раздражители, а также изменения шума, температуры, вибрации, влажности, ионизации, недостатка кислорода, нарушения питания, ограничения подвижности, конфликтные ситуации между сотрудниками и т. д. Таким образом, «человеческий фактор» во многом является психофизиологической проблемой, решение которой направлено на обеспечение надежности функционирования сложных человеко-машинных систем, особенно в экстремальных, напряженных условиях деятельности.

Психофизиологическая характеристика способностей

В зависимости от того, как человек может реагировать на те или иные раздражители или находить оптимальные пути решения воз­никающих трудностей, его психофизиологическое состояние будет разным. В связи с этим понимание и изучение способностей имеет определенное значение для психофизиологии в теоретическом и практическом смысле.

Проблема способностей включает содержание и определение та­ких категорий, как задатки, одаренность, склонности, структура личности, отдельные ее компоненты и их связь с профессиональной деятельностью. Однако на проявление способностей в профессио­нальной деятельности могут влиять внешние и внутренние факторы среды, совокупность профессиональных требований к уровню совер­шенствования способностей.

Понятие «способность» имеет много разных толкований. С по­зиции психофизиологии — это сложный комплекс регулируемых фи­зических, физиологических, психологических, биохимических, мор­фологических и других компонентов человека, которые оказывают содействие успеху в какой-то деятельности и в основе которых ле­жат генетически обусловленные предпосылки в виде определенных задатков.

Чем более одарен человек к определенной деятельности, тем меньшая психофизиологическая напряженность возникает у него в процессе этой деятельности. Следует подчеркнуть, что чем больше этих компонентов у человека, тем он более способный. Например, наличие одной какой-либо

способности (или даже нескольких) без антропометрических данных еще не делает человека одаренным к физической деятельности, которая относится к спорту. Исключение составляет интеллектуальная деятельность, где одаренность — это совокупность таких способностей, которые не зависят от строения тела. Но антропометрические особенности могут влиять на успеш­ность деятельности непосредственно (например, предоставляя пре­имущество роста при игре в баскетбол) и опосредствованно, через влияние на проявление способностей (например, длина конечности определяет длину рычага, от которого зависит усилие, прикладыва­емое к снаряду).

Многие исследователи (Теплов Б. Н.,1972, Мясищев В. Н, 1978, Ананьев Б. Г., 1984 и др.) считают, что в основе способностей лежат анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека. Другие исследователи (Леонтьев А. М., 1986) главным фактором считают условия воспитания.

Г. Айзенк (1972) приводит примеры, которые показывают огра­ниченность влияния среды на проявление интеллектуальных способ­ностей. Так, «коэффициенты интеллектуальности» взрослых людей, которые после рождения были усыновлены и никогда не общались со своими биологическими родителями, были сопоставлены с этими коэффициентами как для биологических, так и приемных родителей. Оказалось, что их умственные способности отвечали способностям людей, родивших их, а не тех, что были названными родителями.

Аналогичные результаты были получены и при проведении исследо­ваний в детских домах, куда дети поступали после рождения. Усло­вия для них были одинаковыми, а интеллектуальные способности различались, как и у детей, которые воспитывались в своих семьях.

Определение генетической обусловленности способностей дает возможность утверждать, что они существуют в определенной дея­тельности, поэтому нет необходимости связывать их возникновение только с деятельностью. Но генетическая обусловленность способ­ностей ВНД, психомоторики оказывается наиболее удачной в усло­виях соответствующей окружающей среды, которая в полной мере обеспечивает проявление способностей.

С целью профориентации осуществляется психофизиологическая оценка способностей для прогнозирования успеваемости в предпо­лагаемой деятельности. Так, например, психофизиологический про­гноз успеваемости обучения в высшем учебном заведении подтверж­дается в 75-80 % случаев (Чайченко Г. М., Харченко П. Д., 1987).

При подборе кандидатов на операторские специальности отсев сокращается с 25-30 % до 5-8 %, т. е. в 4 раза, а это сокращает зат­раты на обучение на 30-40 %. Согласно данным ООН, корабли стал­киваются, тонут или садятся на мель приблизительно в 65 % случаев из-за ошибок людей. Все это является доказательством того, что ус­пешность сложной профессиональной деятельности человека зави­сит от его индивидуальных способностей, которые можно опреде­лить с помощью использования психофизиологических методов оценки нервных процессов.

Выделяют условно два вида способностей: активный и эмоцио­нальный. К первому относятся способности, которые обусловлены внутренней потребностью, тенденцией индивида к эффективному ус­воению какой-то деятельности, самовыражению относительно внеш­него мира. Такая потребность может быть выявлена в умственном, двигательном, эмоциональном плане. Ко второму виду относятся способности, направленные к субъективному миру, самоанализу. Морфофизиологическим содержанием такого проявления способ­ностей является особенность лобно-ретикулярного комплекса, ко­торый обеспечивает продолжительность циркуляции возбуждения по кольцевым коммуникациям.

Определения генотипической природы способностей не всегда объясняются обусловленностью профессиональных успехов или не­успешности человека. Способности составляют часть возможностей человека, которая очень важна для профессиональной деятельности, а успех определяется волевыми качествами, мотивацией, социальной средой. Но и недооценивать роль способностей для оценки психо­физиологического состояния человека, особенно во время какой-то деятельности, не следует.

Высшей степенью способностей является гениальность. Она вы­ражается в продукте, который имеет историческое значение для жиз­ни общества, науки, культуры. Гений, разрушая устаревшие формы и традиции, строит новое в своей области деятельности. Для прояв­ления гениальности необходимы высокая трудоспособность, само­отдача человека, стойкая мотивация, овладение знаниями и умения­ми в каком-то деле.

Как свидетельствуют научные исследования, гении, как правило, не удовлетворяются своими результатами, способны к саморазви­тию, под влиянием новых требований они беспрерывно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. При этом ге­ниальность не наследуется, иначе гении рождались бы лишь в тех семьях, где родители гениальны.