Умственная деятельность человека

Физическая деятельность (работа) человека

По характеру, ее подразделяют на два вида — статическую и динамическую.

При статической работе ускоряется обмен веществ, увеличивается затрата энергии, но меньше, чем при динамической. Особенностью такого вида работы является ее выраженное утомляющее действие, обусловленное длительным сокращением и напряжением мышц, отсутствием условий нормального кровообращения, вследствие чего происходит накопление конечных и промежуточных продуктов обмена. Это очень быстро приводит к развитию усталости.

Динамическая работа связана с перемещением человека и частей его тела в пространстве. В результате расходуемая при такой работе энергия преобразуется в механическую и тепловую энергию. Динамические сокращения мышц имеют первичный характер, что благоприятствует полноценному кровообращению и кислородному обмену, а это приводит к меньшей утомляемости.

Трудоспособность мышц зависит также и от нагрузки — чем она больше, тем быстрее утомляются мышцы. Для выполнения физической работы очень важно подобрать средние величины ритма и нагрузки. Это благоприятствует повышению производительности и сокращению периода утомляемости.

В процессе работы к любой части тела поступает крови больше, чем в состоянии покоя. Чем большую работу выполняют мышцы, тем больше питательных веществ и кислорода поступает к ним с кровью. Чем больше физическая нагрузка, тем быстрее растут мышечные волокна, человек становится более сильным. Физические упражнения положительно влияют на весь организм, укрепляют здоровье, закаляют человека, делают его более стойким к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Физические нагрузки активизируют обменные процессы. Так, при интенсивной нагрузке минутный объем сердца, по сравнению с состоянием покоя, увеличивается в 6 раз, а количество усвоенного кислорода — в 3 раза. В результате этого, снабжение тканей кислородом возрастает в 18 раз.

Объем физической работы зависит, от:

Ø конкретной профессиональной деятельности;

Ø особенностей человека;

Ø степени тренированности;

Ø физического развития.

Как только человек приступает к работе, независимо от уровня ее интенсивности, в организме человека появляется потребность в увеличении кислорода. Каждому человеку соответствует свой показатель максимального потребления кислорода (МПК). Чем выше МПК, тем выше трудоспособность, т.е. стойкость к воздействию экстремальных факторов. У мужчин в возрасте до 25 лет МПК приблизительно равно 2,8-3,0 л/мин, а у спортсменов — 5,0-6,0 л/мин. С увеличением нагрузки на организм человека потребление кислорода возрастает. Через определенный промежуток времени, увеличение нагрузки не вызывает увеличения концентрации кислорода в организме. Такое состояние насыщения кислородом называется кислородной границей. Естественно, подобная нагрузка очень быстро (за 5-10 мин) истощает человека.

12 стр., 5948 слов

Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека ...

... в пищеварении, четвертые разносят питательные вещества и кислород по организму. Каждый орган образован несколькими тканями, ... др.). Природно - экологические факторы, отрицательно влияющие на человека, представлены двумя группами факторов: абиотические (воздействия неживой природы) ... система. Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Основные функции - опора и ...

Таким образом, физическая работа предъявляет высокие требования к функциям основных органов и системам человека. Нетренированность приводит к ухудшению состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, а постоянная физическая активность улучшает их функции.

Умственная деятельность человека

Она сопровождается меньшими энергетическими затратами чем физическая, но это не значит, что она легче, т.к. при подобной деятельности основным рабочим органом является мозг.

Во время умственной деятельности:

Ø значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы (ЦНС);

Ø усложняется прием и переработка информации;

Ø возникают функциональные связи и новые комплексы условных рефлексов;

Ø возрастает роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов, а также нагрузки на них.

Для умственной деятельности характерны:

Ø напряжение внимания, восприятия и памяти;

Ø большое количество стрессов;

Ø малоподвижность;

Ø вынужденная поза.

Все это предопределяет застойные явления в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшение снабжения мозга кислородом, возрастание потребности в глюкозе, ухудшение функций зрительных анализаторов, а как следствие, замедление зрительно-моторных реакций.

Кроме того, при умственном труде, степень напряжения в среднем в 5 -10 раз выше, чем при физическом. А завершение рабочего дня, вовсе не прерывает процесса умственной деятельности. В результате развивается особое состояние организма — усталость, которое со временем может перерасти в переутомление. Все это приводит к нарушению нормального физиологического функционирования организма.

Люди, занимающиеся умственной деятельностью, даже в состоянии переутомления способны длительное время исполнять свои обязанности без особого снижения уровня трудоспособности и производительности.

Как правило, люди умственного труда неспособны отключить механизм переработки информации на ночь. Фактически они работают не только 8 -12 часов в сутки, а почти постоянно с краткими переключениями. Это подтверждается информативной теорией, согласно которой человек во время сна перерабатывает информацию полученную в период активного бодрствования.

Физическая и умственная деятельность требуют разного напряжения определенных функциональных систем организма, поэтому нагрузку классифицируют согласно ее тяжести и напряженности.

Тяжесть работы — это напряжение функциональных систем, обусловленное физической нагрузкой.

Напряженность — характеризуется уровнем напряжения центральной нервной системы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любая трудовая деятельность характеризуется двумя взаимосвязанными элементами:

1. Физическими (механическими), которые определяются работой мышц;

2. Психическими — определяются участием органов чувств, памяти, мышления, эмоций, волевой активности.

Доля физической и психической составляющих в различных видах трудовой деятельности неодинакова:

Ø при физическом труде преобладает мышечная деятельность;

Ø при умственном труде активизируются процессы мышления.

Любая деятельность человека регулируется центральной нервной системой. Изучение трудовой деятельности и ее влияния на организм человека, прежде всего, предусматривает характеристику физиологии труда, а именно:

Ø физические, нервно-психологические, умственные и эмоциональные перегрузки;

Ø ритм и темп работы;

Ø монотонность работы;

Ø объем восприятия и обработки информации;

Ø биомеханические и антропометрические данные.

Это дает возможность определить:

Ø степень и характер нагрузки на организм во время работы;

Ø соответствие рабочего места и средств работы анатомо-физиологическим особенностям человека, а также решить ряд практических вопросов:

· рациональность режимов работы и отдыха;

· порядок организации рабочего места;

· проведение профессионального отбора и проф. ориентации.

Жизнедеятельность человека сопровождается затратами энергии, которые определяют тяжесть работы. Количество расходуемой энергии называется энергией основного обмена. Энергетические потери восполняются питанием. Затраты энергии на основной обмен изменяются в зависимости от пола, возраста, состояния центральной нервной системы, интенсивности функций эндокринной и ферментной систем.

Физические усилия, прилагаемые человеком в процессе трудовой деятельности, оцениваются как энергетические затраты, они измеряются в кДж/мин, кДж/ч или кКал/мин и кКал/ч и зависят от интенсивности нагрузки.

Энергозатраты

При физическом труде среднесуточные энергозатраты превышают 115 кКал/ч. Затраты энергии, во многих случаях, зависят от уровня механизации производства. Если оно полностью автоматизировано, то энергозатраты рабочих приближаются к энергозатратам лиц, занимающихся умственным трудом. Рассмотрим таблицу энергозатрат человека на различных этапах его деятельности (из расчета для массы тела 70 кг).

Вид деятельности Энергозатраты, кКал/ч
а) В домашних условиях:  
– сон и отдых в кровати 65 — 77
– отдых сидя 85 — 106
– личная гигиена 102 — 144
– чтение, домашнее обучение 90 — 112
– уборка до 270
б) Умственная деятельность:  
– спокойное чтение; До 110
– обучение, самоподготовка До 111
– слушание лекций сидя 102 — 112
– письмо 90 — 112
– печатание 90 — 144
– робота с компьютером
– чтение лекций в большой аудитории 140 — 270
– беседа стоя
– беседа сидя
в) Физическая деятельность:  
– рабочие прокатного цеха 275 — 325
– рабочие литейного цеха 280 — 375
– бетонщики 360 — 390
– маляры
– плотники 207 — 246
– каменщики 220 – 400

 

Таким образом, суточные энергозатраты зависят от характера работы и физической нагрузки:

Ø при умственном труде — не более 2,5 тыс. кКал/сутки;

Ø при средней физической нагрузке — 3,2 тыс. кКал/сутки;

Ø при тяжелом физическом труде и активном образе жизни они достигают 4 тыс. кКал/сутки и более.

Суточные энергозатраты зависят также и от возраста человека, так:

Ø в преклонном возрасте (человек на пенсии и ведет малоподвижный образ жизни) суточная затрата энергии может составлять 2,3 тыс. кКал/сутки;

Ø для людей молодых и среднего возраста суточные энергозатраты достигают 6 тыс. кКал/сутки.

В настоящее время очень большое количество людей занимается умственным трудом и ведет малоподвижный образ жизни. Рассмотрим приблизительный хронометраж энергозатрат этих людей:

Ø Ночной сон (7 ч) 7 х 65 = 455 кКал
Ø Утренний туалет (40 мин) 0,7 х 102 = 71 кКал
Ø Завтрак (20 мин) 0,3 х 99 = 30 кКал
Ø Дорога на работу (30 мин) 0,5 х 112 = 56 кКал
Ø Служебная работа (7 ч) 7 х 106 = 742 кКал
Ø Возвращение домой (30 мин) 0,5 х 112 = 56 кКал
Ø Обед (30 мин) 0,5 х 100 = 50 кКал
Ø Отдых (1 ч) 1 х 85 = 85 кКал
Ø Домашнее обучение (3 ч) 3 х 90 = 270 кКал
Ø Ужин (30 мин) 0,5 х 99 = 50 кКал
Ø Отдых, чтение (1 ч) 85 кКал
Ø Другие виды домашней работы или прогулка (1 ч) 157 кКал
Всего (24 ч) 2107 кКал

В зависимости от вида работы необходимо учитывать калорийность пищевого рациона. Пищевой рацион не должен более чем на 5% превышать суточные энергозатраты (в нашем примере он не должен превышать 2212 кКал).

На любую деятельность человека сильно влияют успех или неудача. Любой вид деятельности вызывает усталость. Снижение производительности труда, возникающее в связи с затратой организмом человека энергетических ресурсов, называют усталостью. Это состояние возникает в связи с определенным отношением человека к труду, т.е. какие напряжения ему привычны, физические или умственные. Если таких привычек нет, то усталость может наступить еще до физических нагрузок, т.е. в самом начале работы. Усталость после трудной, но нужной людям работы, связанна с положительным эмоциональным состоянием. Отдых, особенно активный, смена вида деятельности возобновляют силы, создают возможность продолжения деятельности. Объективными показателями усталости являются: снижение темпа и качества работы.

Исследование трудоспособности показало, что в первые два часа работы производительность труда возрастает, достигая максимального уровня, а затем постепенно снижается. При монотонной, неинтересной работе усталость наступает значительно раньше, чем в тех случаях, когда работа нравится человеку. При переутомлении период оптимальной трудоспособности сокращается, а период нестойкой компенсации увеличивается. Нарушаются и процессы обновления в организме. Признаки усталости не исчезают к началу следующего рабочего дня. Усиливается раздражительность, реакции становятся неадекватными.

При хроническом переутомлении:

Ø ухудшается производительность труда;

Ø снижается сопротивляемость организма к инфекциям;

Ø возрастает лабильность показателей сердечно-сосудистой системы;

Ø повышаются рефлексы сухожилий, потливость;

Ø часто снижается масса тела;

Ø возрастает количество ошибок, брак в работе.

Люди с состоянием переутомления характеризуются:

Ø нарушением сна;

Ø отсутствием полного восстановления трудоспособности к следующему рабочему дню;

Ø снижением сопротивления к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;

Ø повышением нервно-эмоциональной возбуждаемости.

Такое состояние может привести к обострению многих заболеваний: сердечно-сосудистых, эндокринных, бронхо-легочных и в первую очередь хронических.

Факторы, влияющие на производительность труда

Основными из них являются:

Ø организация рабочего места;

Ø режим труда и отдыха во время работы;

Ø окраска стен помещения;

Ø отношение к работе

Эти факторы формируют общий настрой на работу.

В настоящее время составлены специальные таблицы классификации труда по степени нервно-эмоционального напряжения. В их основу заложены следующие данные:

Ø интеллектуальная и эмоциональная нагрузка;

Ø продолжительность сосредоточенного наблюдения;

Ø количество объектов одновременного наблюдения, являющиеся производственно-важными;

Ø количество сигналов в час;

Ø темп;

Ø время активных действий;

Ø необходимость самостоятельного поиска повреждений;

Ø монотонность труда;

Ø напряжение зрения;

Ø точность выполнения работы;

Ø переменчивость;

Ø режим труда и отдыха.

Степень трудоспособности определяется также типом нервной системы:

Ø сильный тип имеет наибольшую трудоспособность;

Ø слабый — незначительную.

Кроме того, трудоспособность зависит от следующих факторов:

Ø возраста человека;

Ø здоровья человека;

Ø пола;

Ø трудовых навыков;

Ø санитарно-гигиенических условий.

В определенной степени на трудоспособность также влияют эмоции т.е мотивация, моральные и материальные стимулы. Эмоции могут быть:

Ø Отрицательные, снижающие трудоспособность, к ним относятся: v страх; v неуверенность; и v плохое настроение

Ø Положительные, значительно продлевающие период стойкой трудоспособности, к ним относятся: v уверенность; v покой; v и бодрое настроение.

Продлить устойчивую трудоспособность возможно за счет:

Ø оптимального уровня напряжения психофизиологических функций;

Ø комфортными условиями труда;

Ø правильного режима труда и отдыха;

Ø проведения физкультурных пауз и эмоциональной разгрузки;

Ø использования специальных психофармакологических средств или тонизирующих напитков;

Ø специального информирования человека о результатах ее деятельности;

Ø надзора и контроля за процессом труда.

Кроме высокой трудоспособности комфортные условия труда, обеспечивают:

Ø хорошее самочувствие;

Ø исключают опасные напряжения компенсаторных систем организма;

Ø в течение длительного времени поддерживают здоровье человека в хорошем состоянии.

На трудоспособность, производительность труда и на жизнедеятельность вообще, также большое влияние оказывает отдых человека. Отдых может быть двух типов — активный и пассивный.

Под активной формой отдыха понимают переключение на другой вид деятельности, это занятия спортом, туристические поездки, походы, путешествия, плавание в бассейне и т.п. Именно активный отдых способствует повышению трудоспособности и улучшению психического состояния личности.

Пассивная форма отдыха:

Ø в процессе работы — это принятие оператором удобной позы, необходимой для расслабления мышц;

Ø в нерабочее время — это просмотр кинофильмов, прослушивание музыки, сидя или лежа, чтение книг и т.п. Особым, но обязательным, видом такого отдыха является сон.

Часто персонал, сменившийся с дежурства, все свободное время посвящает сну, как днем, так и ночью. Такая форма отдыха не является оптимальной и не снимает усталости. Дело в том, что эмоциональное напряжение — это специфическая усталость. Например, мобилизация внимания, нарушает нормальное засыпание, и снижают глубину сна. Поэтому необходимы действия, снижающие напряжение.

Прямой переход от сна к дежурству увеличивает время включения в работу, т.к. будет присутствовать периодом дремоты сопровождающийся рассеянностью. В таких случаях необходимо облегчить переход человека к работе. Тревожные ночи и неприятные сновидения также отрицательно сказываются на состоянии человека, а, следовательно, и на активности его жизнедеятельности. На трудоспособность человека также влияют времена года. Так, весной наблюдается снижение трудоспособности, особенно у работников с нервно-эмоциональным перенапряжением.