Влияние темперамента на практическую деятельность человека Введение

22

В последнее время исследования личности профессионала ведутся в двух направлениях. Во-первых, чрезвычайно много работ посвящено изучению отдельных индивидуально-психологических особенностей личности в труде. Интерес к этому направлению обусловлен тем, что с экспериментальной точки зрения проще осуществить углубленное изучение одной или нескольких черт личности, нежели исследовать целостную личность. Большинство имеющихся методик также направлено на диагностику отдельных черт или их комплексов. Постановка в форме наблюдения одного свойства личности позволяет более глубоко и подробно проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности и его влияние на процесс, и результат работы. Зачастую работы этого направления идут от запросов практики и посвящены какому-либо конкретному виду профессиональной деятельности.

Необходимо отметить еще один момент, что любая деятельность требует от человека определенного стиля поведения, не говоря уже о том, что необходима предрасположенность к этой (конкретной) деятельности.

Таким образом, цель данной работы — исследование взаимосвязи между темпераментом человека, как внутренней предрасположенности, с индивидуальным стилем деятельности.

Задачи данной работы:

изучить теоретическую литературу по данной теме;

раскрыть роль темперамента в индивидуальном стиле поведения;

провести исследовательскую работу на выявление взаимосвязи темперамента и стиля поведения;

провести математико-статистическую обработку (выявить коэффициент корреляции) полученных результатов исследования;

сформулировать результаты исследования.

В качестве гипотезы, нами было выдвинуто предположение, что индивидуальный стиль поведения (направленность личности) взаимосвязан с определенным типом темперамента человека.

3 стр., 1297 слов

Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (психопатия)

... личности Б) Диссоциальные личности В) И стерические личности 38.Какими чертами характеризуются псиоастенические личности? 1а Тревожность,мнительность,неуверенность в себе Б) Спокойное поведение ... большое значение? 1а положения о типах высшей нервной деятельности 1ой и 2ой сигнальных систем Б) положения ... и болезнями? 1а Это группа личностных расстройств у людей после стрессов, у которых не было раньше ...

Объект исследования данной работы — темперамент и его типы.

Предмет исследования — влияние темперамента на индивидуальный стиль поведения.

Методы, которые использовались при написании данной работы:

метод теоретического анализа литературы;

метод анкетирования;

метод математико-статистической обработки результатов.

База исследования — студенты психологического факультета Новосибирского гуманитарного института (группа ПД-21 и группа ПД-22) в количестве — 35 человек.

Глава 1. Индивидуальный стиль деятельности и роль темперамента

Деятельность — совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности.

С.Л.Рубинштейн отмечает, что психологическое изучение деятельности включает в себя изучение функций и процессов, как необходимый и существенный психологический компонент.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивов, из которых она исходит. Мотивы человеческой деятельности многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни.

Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответ­ствовать общим потребностям, которые можно обнаружить прак­тически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для ... , по сути, разведывательный характер. Мы полагаем, что основные параметры игровой деятельности взрослого человека были нами предварительно описаны. Было показано, что игра - важнейшая ...

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченно­го развития.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней выделяют действия и операции как основные составляю­щие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия. Сколь­ко есть различных способов выполнения действия, столько мож­но выделить различных операций.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бес­сознательно контролируемые приемы деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно вы­полнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознатель­ного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком так­же можно назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировании всех типов умений и на­выков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматиза­ция навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и на­выков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систе­матических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один прием деятельности — привычка. От умения и навы­ков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получе­ние какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре слож­ных умений), то привычки являются негибкой (часто и неосоз­нанной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически.

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

... психики, определяющие динамику психической деятельности человека.   Б.М. Теплов даёт следующее определение темперамента: « Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, ... В них особенно привлекает умение легко сходиться с людьми, готовность прийти на помощь.   Преподавателю ученика с таким темпераментом следует разработать (разнообразить) ...

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Самостоя­тельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демон­стрируют образцы деятельности и включают человека в совмес­тную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основ­ную линию интериоризации, в ходе которой формируются пси­хологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Деятельность всегда носит продуктивный харак­тер, т. е. ее результатом являются преобразования, как во внеш­нем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, спо­собностях и т. д.

В зависимости от того, какие изменения игра­ют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выде­ляются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике че­ловека и ее динамическим особенностям определенные требова­ния, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной дея­тельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятель­ности («политики»), меланхолики — для творческой деятельно­сти в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для пла­номерной и плодотворной деятельности («созидатели»).

4 стр., 1510 слов

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ХАРАКТЕР И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

... , характеризующую тип темперамента. Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково ... проявления личностью. Таким образом, темпераментом называется совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности человека. Т.е. это биологический ...

Для не­которых видов деятельности, профессий противопоказаны опре­деленные свойства человека, например, для деятельности лет­чика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и ме­ланхолики психологически мало пригодны для подобной дея­тельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психичес­ких состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От тем­перамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный под­ход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования поло­жительного отношения к деятельности и соответствующих мо­тивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь при­способления темперамента к требованиям деятельности — фор­мирование ее индивидуального стиля.

Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную сис­тему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных ре­зультатов деятельности.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведе­ния и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей не­принужденно, новая необычная ситуация его только возбужда­ет, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и дол­го не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь воз­никает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особен­ностями его темперамента. Так, особая подвижность сангви­ника может принести дополнительный эффект, если работа тре­бует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламен­тированность деятельности, приводит его к быстрому утомле­нию. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть осо­бенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекват­но на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВИД): мыслительным, художе­ственный, средний. Представители мыслительного типа (пре­обладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному ана­лизу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логичес­кому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдер­жанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются матема­тикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышле­ние образное, на него накладывает отпечаток большая эмоцио­нальность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует, прежде всего, ис­кусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это ти­пичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) отно­сятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере не­значительно преобладает рациональное или эмоциональное на­чало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств.

Современные исследования подтвердили, что правое и ле­вое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

В реальной жизни человека нередко возникает насущная необходимость проведения психодиагностики не только детей, но и взрослых людей. Поводы для этого могут быть самые различные.

Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики. Они же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в деятельности и от кото­рых напрямую зависит ее успешность.

Отбирая методы психодиагностики, мы, прежде всего, учитывали роли, выполняемые взрослыми людьми, всеми студентами учебных заведений. Еще до подробного рассмотрения этих методов целе­сообразно поставить и обсудить общие вопросы, связанные с пси­ходиагностикой взрослых людей.

Психологические проблемы, характерные для большинства взрослых людей, заметно отличаются от аналогичных проблем, свойственных детству и юности. Дошкольные, младшие школь­ные годы, отрочество и ранняя юность — это четыре периода че­ловеческой жизни, которые отличаются психологическим отсут­ствием для детей и молодых людей прошлого, которое необхо­димо оценивать, планируя настоящее и будущее. То, к чему ребенок стремится в своих мечтах, мало обосновано опытом его прошлой жизни; настоящее, со своей стороны, настолько увлекает детей, что они совершенно забывают, а порой и просто не подозревают о том, что оно есть путь к будущему.

Психология взрослых людей — иная. У них прошлое, настоя­щее и будущее друг без друга уже практически не существуют, чем старше становится человек, тем теснее они переплетаются между собой. Свое будущее взрослый человек строит, ориенти­руясь на прошлый опыт, и, делая из него разумные выводы, при­нимает решение о том, как жить дальше. Настоящее он также соизмеряет с прошлым и, в свою очередь, использует для того, чтобы лучше подготовиться к будущему.

Взрослых людей волнуют в самопознании другие проблемы, чем детей, подростков и юношей. Если дети и подростки в ос­новном интересуются своими физическими, волевыми качест­вами, а юноши еще и моральными, то взрослых в самопознании в основном занимают деловые характеристики, и в первую очередь — те, которые связаны со способностями, проявляются в личном и деловом общении с людьми и вызывают с их стороны определенные реакции.

Глава 2. Выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности

2.1. Организация и проведение исследования

Психодиагностика взрослых людей имеет свои особенности. Во-первых, методы в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, так как интел­лектуальное развитие к началу взрослости уже практически за­вершено, а личностное и межличностное еще долгое время про­должаются.

Во-вторых, взрослые люди с гораздо меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Это обусловлено заня­тостью взрослых и наличием у них большего количества разно­образных комплексов, чем у детей. Поэтому тесты, предназна­ченные для взрослых людей, должны быть жизненно значимы­ми для них и не отнимать слишком много времени. Кроме того, эти тесты не должны касаться тех сторон души человека, кото­рые он хотел бы скрыть от посторонних людей. Ребенка можно заставить принять участие в исследовании, но со взрослым че­ловеком это делать ни по правовым, ни по моральным сообра­жениям нельзя.

В-третьих, дети с большой готовностью, искренним желани­ем участвуют в групповых обследованиях, испытывая вместе с тем значительные психологические трудности при индивидуаль­ном тестировании и самотестировании. Взрослые, напротив, чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, самотести­рование. Поэтому тесты для взрослых должны выбираться и со­ставляться таким образом, чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно.

В связи с обсуждаемым вопросом коснемся психодиагности­ки людей студенческого возраста. Поскольку многие студенты колледжей, институтов и вузов, особенно на первых курсах выс­ших учебных заведений, еще сохраняют в себе какие-то детские и юношеские черты, то их тестирование должно проводиться с учетом правил, применимых как для детей раннего юношеского возраста, так и для взрослых людей. Человек в этом возрасте еще не обладает теми многочисленными комплексами, которые, как мы уже говорили, обычно свойственны взрослым людям, и поэто­му тестирование студентов может быть психологически более от­крытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как вы­бора предмета и методов исследования, так и определения подходящей обстановки для проведения психодиагностического обследования.

База исследования — студенты психологического факультета Новосибирского гуманитарного института (группа ПД-21 и группа ПД-22) в количестве — 35 человек.

Диагностика проводилась с использованием следующих тестов:

опросник Айзенка по определению темперамента;

направленность личности как выявление индивидуального стиля деятельности (Б.Басса).

Данные тесты были выбраны для выявления взаимосвязи между типом темперамента и индивидуальным стилем деятельности.

При помощи методик Айзенка нами были получены результаты по типам темперамента (описание типов см. п. 1.3, описание результатов — табл.1).

С помощью методики Б. Басса выявляются следующие направленности:

Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое воз­награждение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на со­вместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкрет­ного задания или оказанию искренней помощи людям; ориента­ция на социальное одобрение, зависимость от группы, потреб­ность в привязанностях и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело (Д) — заинтересованность в реше­нии деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаи­вать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Результаты проведенного анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты анкетирования

ФИО испытуемого

Темперамент

Направленность

Антонец Е.В.

Холерик

НС

Байструкова Т.А.

Холерик

НС

Бандюк Я.А.

Меланхолик

НС

Бардакова Н.А.

Сангвиник

НВД

Блохин С.О.

Сангвиник

НС

Боровая В.С.

Холерик

НС

Варюшкин С.В.

Сангвиник

НЗ

Вецкая А.В.

Сангвиник

НЗ

Гаврилова Е.В.

Меланхолик

НС

Горелова Е.В.

Холерик

НВД

Евенко Д.Н.

Флегматик

НС

Журавлева О.А.

Холерик

НВД

Зайцев Д.В.

Сангвиник

НС

Исупова Л.А.

Сангвиник

НВД

Кальке Р.Ю.

Сангвиник

НВД

Кандалова Е.И.

Сангвиник

НВД

Корсакова И.И.

Меланхолик

НВД

Костельцев М.С.

Флегматик

НЗ

Костюкевич О.В.

Холерик

НВД

Кривошеина Е.С.

Холерик

НС

Куликов А.Г.

Меланхолик

НС

Кулова М.И.

Холерик

НС

Продолжение таблицы 1

ИО испытуемого

Темперамент

Направленность

Левон И.Г.

Сангвиник

НС

Минакова О.А.

Сангвиник

НВД

Науменко А.В.

Холерик

НС

Парфенова А.А.

Сангвиник

НС

Пашиев Я.И.

Меланхолик

НС

Пишулина А.И.

Меланхолик

НС

Прокудина Е.Ю.

Сангвиник

НС

Решетникова М.Г.

Холерик

НС

Романова О.И.

Холерик

НЗ

Спасская А.К.

Холерик

НС

Стоценко Ю.Е.

Меланхолик

НС

Шидловская Р.В.

Холерик

НС

Эккардт Е.В.

Холерик

НВД

Графические данные по результатам исследования темперамента и направленности представлены в Приложении.

Таким образом, после проведения тестирования, нами были получены следующие результаты. Обследование группы на тип темперамента:

6% - флегматики;

20% - меланхолики;

34% - сангвиники;

40% - холерики.

Можно говорить о том, что преобладающее большинство студентов группы являются сангвиниками и холериками.

Выявление направленности личности дало следующие результаты:

направленность на себя — 60%

направленность на общение — 29%

направленность на дело — 11%

Для выявления зависимости темперамента и индивидуального стиля деятельности необходимо провести математическую обработку результатов.

2.2. Анализ результатов исследования

2.2.1. Виды корреляционных взаимосвязей

Корреляционный анализ (от лат. correlatio — соотношение) — статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. Корреляционный анализ выявляет меру отношения двух различных рядов переменных.

В таблице 2 дана классификация видов корреляционных взаимосвязей по различным основаниям: тесноте, форме, характеру, величине, степени взаимосвязи.

Таблица 2 Виды корреляционных взаимосвязей

Вид корреляции

Величина

Степень взаимосвязи

По тесноте связи

Полная или совершенная

1,00 или -1,00

Максимально возможная

Частичная

от +0,01 до +0,20 от -0,01 до -0,20

Незначительная или очень слабая

Низкая или слабая

Достаточно выраженная или средняя

Высокая или сильная, тесная

от ± 0,20 до ±0,40

от ±0,40 до ±0,70

от ±0,70 до ±0,99

Отсутствие корреляции

0

Взаимосвязь отсутствует

По направленности Характер взаимосвязи

Положительная

от 0,01 до 1,00

Прямо пропорциональная взаимосвязь

Отрицательная

от -0,01 до -1,00

Обратно пропорциональная взаимосвязь

Продолжение таблицы 2

Тождественная

±1

Тождественность между переменными

По форме

Прямолинейная

Равномерным изменениям одной переменной соответствуют равномерные изменения другой

Криволинейная

Равномерное изменение одного признака сочетается с неравномерным изменением другого

Число, служащее количественным выражением степени корреляции или по другому, тесноты взаимосвязи, называют коэффициентом корреляции. Значение коэффициента корреляции изменяется в пределах от -1 до +1. Чем больше абсолютное значение коэффициента корреляции, тем теснее связь между переменными.

Таблица 3 Виды корреляционных связей по уровню его значимости.

Вид корреляции

Уровень статистической значимости

Высокая значимая корреляция

р > 0,01

Значимая корреляция

р > 0,05

Тенденция достоверной связи

р > 0,10

Незначимая корреляция

при r, не достигающим уровня значимости

Определить уровень значимости (р) коэффициента корреляции для определенного числа испытуемых можно по таблицам:

«Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов» для коэффициента ранговой корреляции Спирмена;

«Критические значения коэффициента корреляции Пирсона» для коэффициента линейной корреляции Пирсона.

3.2.2. Вычисление коэффициента ранговой корреляции по Ч. Спирмену

При сравнении порядковых величин пользуются коэффициентом ранговой корреляции по Ч. Спирмену (rs).

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту и направление корреляционной связи между следующими рядами переменных:

двумя признаками, измеренными в одной и той же группе испытуемых;

двумя групповыми иерархиями или профилями переменных;

индивидуальной и групповой иерархиями признаков;

двумя индивидуальными иерархиями.

rs =1 — (6 x Σd²) / (N (N²-1)), где (1)

rs — коэффициент ранговой корреляции Спирмена;

N — число сравниваемых пар величин двух переменных;

d² - квадрат разностей рангов этих величин.

Число сравниваемых пар должно соответствовать неравенству 5< N ≤ 40.

Алгоритм вычисления rs:

Табулировать все первичные результаты.

Присвоить каждому результату ранг. Если в ранжируемом ряду встречаются одинаковые величины, то для них находят среднее значение ранга. Ранжирование проводится отдельно для переменных X и Y (первая и вторая методика).

Вычислить разность рангов для каждой пары значений X и Y (RX-RY = d).

Возвести значения разности рангов в квадрат.

Суммировать результаты, полученные после возведения в квадрат разностей рангов.

Полученный результат подставить в формулу (1).

Для более удобного вычисления воспользуемся вспомогательной таблицей (табл. 4).

Таблица 4 Вспомогательная таблица для расчета коэффициента корреляции по Спирмену

Xi

Yi

RX

RY

| d |

1

Х 1

НС 1

7,5

11

3,5

12,25

2

Х 1

НС 1

7,5

11

3,5

12,25

3

М 2

НС 1

18

11

7

49

4

С 3

НВД 2

27,5

26,5

1

1

5

С 3

НС 1

27,5

11

16,5

272,25

6

Х 1

НС 1

7,5

11

3,5

12,25

7

С 3

НЗ 3

27,5

33,5

6

36

8

С 3

НЗ 3

27,5

33,5

6

36

9

М 2

НС 1

18

11

7

49

10

Х 1

НВД 2

7,5

26,5

19

361

11

Ф 4

НС 1

34,5

11

23,5

552,25

12

Х 1

НВД 2

7,5

26,5

19

361

13

С 3

НС 1

27,5

11

16,5

272,25

14

С 3

НВД 2

27,5

26,5

1

1

15

С 3

НВД 2

27,5

26,5

1

1

16

С 3

НВД 2

27,5

26,5

1

1

17

М 2

НВД 2

18

26,5

8,5

72,25

18

Ф 4

НЗ 3

34,5

33,5

1

1

19

Х 1

НВД 2

7,5

26,5

19

361

20

Х 1

НС 1

7,5

11

3,5

12,25

21

М 2

НС 1

18

11

7

49

22

Х 1

НС 1

7,5

11

3,5

12,25

23

С 3

НС 1

27,5

11

16,5

272,25

24

С 3

НВД 2

27,5

26,5

1

1

25

Х 1

НС 1

7,5

11

3,5

12,25

26

С 3

НС 1

27,5

11

16,5

272,25

Продолжение таблицы 4

27

М 2

НС 1

18

11

7

49

28

М 2

НС 1

18

11

7

49

29

С 3

НС 1

27,5

11

16,5

272,25

30

Х 1

НС 1

7,5

11

3,5

12,25

31

Х 1

НЗ 3

7,5

33,5

26

676

32

Х 1

НС 1

7,5

11

3,5

12,25

33

М 2

НС 1

18

11

7

49

34

Х 1

НС 1

7,5

11

3,5

12,25

35

Х 1

НВД 2

7,5

26,5

19

361

Σ = 4227

Xi — результат каждого i-того испытуемого по методике X;

Yi — результат каждого i-того испытуемого по методике Y;

RX — присвоенные значения рангов результатам методики X;

RY — присвоенные значения рангов результатам методики Y;

| d | - модуль значения разности рангов (RX-RY);

d² - квадрат разностей;

Σd² - сумма квадратов разностей.

Подставим получившуюся сумму в формулу (1) для выяснения коэффициента ранговой корреляции:

rs =1 — (6 x Σd²) / (N (N²-1)) = 1 — (6×4227) / (35 (352 — 1)) = 1 — 25 362/42840 = 0,4

Таким образом, (на основании табл. 2 и табл. 4) мы получили следующие результаты:

вид корреляции по тесноте связи — частичная

степень взаимосвязи — достаточно выраженная или средняя между темпераментом и стилем деятельности;

вид корреляции по направленности — положительная;

характер взаимосвязи — прямо пропорциональный.

2.2.3.Определение статистической значимости коэффициента корреляции

Объективно, надежность коэффициента корреляции зависит от его величины, от числа пар X и Y, для которых он был подсчитан и от качества обработки результатов.

Статистическую значимость полученного коэффициента корреляции можно определить с помощью таблицы 5. В первом столбце (N) указывается число пар результатов X и Y, для которых определен коэффициент корреляции. Второй и третий столбцы — это показатели уровня значимости (0,05 и 0,01).

Таблица 5 Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов по Спирмену

N

Р

N

Р

N

Р

0.05

0.01

0.05

0.01

0.05

0.01

5

0.94

-

17

0.48

0.62

29

0.37

0.48

6

0.85

-

18

0.47

0.60

30

0.36

0.47

7

0.78

0.9*

19

0.46

0.58

31

0.36

0.46

8

0.72

0.88

20

0.45

0.57

32

0.36

0.45

9

0.68

0.83

21

0.44

0.56

33

0.34

0.45

10

0.64

0.79

22

0.43

0.54

34

0.34

0.44

11

0.61

0.76

23

0.42

0.53

35

0.33

0.43

12

0.58

0.73

24

0.41

0.52

36

0.33

0.43

13

0.56

0.70

25

0.39

0.51

37

0.33

0.43

14

0.54

0.68

26

0.39

0.50

38

0.32

0.41

15

0.52

0.66

27

0.38

0.49

39

0.32

0.41

16

0.50

0.64

28

0.38

0.48

40

0.31

0.40

По таблице «Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов» для коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы получили следующие результаты:

количество испытуемых = 35 человек;

р (0,05) = 0,33

р (0,01) = 0,43.

rs = 0,4, т. е.

р (0,05) < rs < р (0,01)

Таким образом, мы можем говорить о том, что полученный коэффициент корреляции статистически значим, то есть существует связь между типом темперамента и направленностью (стилем поведения).

В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй — ее интенсивность, длительность и устойчивость.

Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии.

Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до более распространенной системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.

Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью — свойством, существенно обусловленным биологически. Оба эти качества, рассматриваемые иногда как свойства темперамента чаще — как личностные характеристики, профессионально значимы во многих видах деятельности, и отмечаемой во многих видах регулярной профессиональной деятельности.

Свойство экстра — интроверсии принято считать профессионально важным, прежде всего для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы. Есть данные, что интроверсия связана с более высоким уровнем активации коры головного мозга в покое, поэтому интроверты предпочитают деятельность, позволяющую избегать чрезмерной внешней стимуляции. Экстраверты же стремятся к такой стимуляции, предпочитают деятельность, дающую возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной вовлеченности. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работе, лучше справляются с работой, требующей повышенной бдительности, точности. В то же время напряженных рабочих ситуациях они проявляют большую склонность к тревожным реакциям, отрицательно влияющим на успешность деятельности. Экстраверты же менее точны, ориентируются в напряженных рабочих ситуациях. При групповой работе необходимо учитывать большую внушаемость и конформность экстравертов.

На основании проведенного исследования можно сказать о том, что не только личностные качества играют роль при определении направленности и стиля поведения, но и тип темперамента, который заложен в каждом из нас.

Заключение

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.

В течение многих столетий, прошедших со времен антич­ной науки, выдвигались различные гипотезы с целью объяс­нить природу темперамента. Это удалось сделать И. П. Павлову, кото­рый определил, что физиологической основой темперамента — являются типы нервной системы (типы высшей нервной дея­тельности).

Фундаментальными процессами нервной системы являют­ся возбуждение и торможение. Возбуждение — это функцио­нальная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение — это затухание активности нервных кле­ток и центров коры головного мозга.

Соотношения возбуждения и торможения образуют свой­ства нервной системы: силу, уравновешенность и подвиж­ность.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной системы человека. Признаком силы возбудительного процесса может служить устойчивая активность, возможность длитель­ных и напряженных усилий в умственной и физической рабо­те, умение спокойно находить выход из трудных ситуаций. Си­ла по торможению характеризуется, например, устойчивой со­средоточенностью на выполняемой деятельности, способнос­тью долго удерживать произвольное внимание, а также легко осуществлять нужные задержки движений и поступков. Сла­бости нервных процессов проявляется, к примеру, в постоян­ной вялости и расслабленность в одних случаях, легкой возбу­димости при быстрой истощаемости в других.

Уравновешенность возбуждения и торможения указывает на их соотношение. Если эти процессы уравновешены, то че­ловек равномерно выполняет работу, имеет выдержку и само­обладание, ровно ведет себя в общении, стабилен в настрое­нии, адекватно возбудим в любой деятельности. О неуравнове­шенности этих процессов красноречиво говорят, например, по­вышенная эмоциональная возбудимость и нервные срывы, длительность переживаний после неудач, нестабильность на­строения.

Подвижность нервной системы показывает, как возбужде­ние и торможение могут быстро сменяться один другим в от­вет на требования изменившихся условий, как человек легко переходит от одного действия к другому, от пассивного состо­яния к активному и наоборот. Если эта смена осуществляется медленно, если человек не может быстро менять темп и ритм работы, устойчив в своих в интересах и привязанностях, то речь идет об инертной нервной системе.

Индивидуальные особенности нервной системы характе­ризуются не каким-либо одним свойством, а их совокупнос­тью. Взаимодействие свойств нервной системы определяет ти­пы высшей нервной деятельности, которые лежат в основе типов темперамента.

Итак, сильный уравновешенный подвижный тип нерв­ной системы лежит в основе сангвинического темперамента, а сильный уравновешенный инертный — флегматического. Сильный неуравновешенный тип нервной системы соответ­ствует холерическому, а слабый тип — меланхолическому темпераменту.

Конкретные проявления темперамента многообразны. Они заметны не только во внешней манере поведения, но и прони­зывают все стороны психики человека, существенно определя­ют познавательную деятельность, эмоционально-волевую сфе­ру, отражаются в побуждениях и действиях человека.

Проведенное исследование и последующая обработка результатов подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что на индивидуальный стиль деятельности влияет определенный тип темперамента и они взаимосвязаны.

Таким образом, можно говорить о том, что цель нашей работы — достигнута.

Список литературы

  1. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории пси­хологического исследования (экспериментальная психология).

    — М., 1998.

  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб: Питер, 2001.
  3. Блонский П.П. Педагогические исследования. — М.: Педагогика, 1984.
  4. Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2001.
  5. Головина Г. М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математи­ческие методы в современной психологии: статус, разработка, применение. — М.: Институт психологии РАН, 1995.
  6. Диагностика детей и взрослых. / Сост. Шмелев А.В. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2003
  8. Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. — М.: Эксимер, 1997.
  9. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г. Г. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб.: Питер, 2004.
  10. Красовский Ю. Управление поведением. — М.: Инфра — М, 2004.
  11. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. — Ярославль: Марта, 1998.
  12. Младший школьник. / Сост. Захарова А.И., Слободчиков В.И. — М.: Педагогика, 1989.
  13. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 2004. — Т.1.
  14. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 2004. — Т.3.
  15. Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989.
  16. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1995.
  17. Петерс В.А. Психология и педагогика. — М.: Велби, Проспект, 2005.
  18. Практикум по общей экспериментальной психологии./В.Д. Балин, В.К. Гайда. — СПб: Питер, 2000
  19. Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. — М.: Центр, 1999.
  20. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. — М.: Экзамен, 2004.
  21. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Прогресс, 1987.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
  23. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000.
  24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Наука, 1996.
  26. Шавур П.А. Психология профессионального определения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1991

Приложение

Типы темперамента по выборке

Направленность личности (стиль поведения)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector