Программа практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

Институт психологии и управления

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«_____»__________________200__ г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

(3 курс)

Направление подготовки

Психолого – педагогическое образование

Профиль подготовки

Психология образования

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Хабаровск

2011

1. Цель педагогической практики — сформировать у студентов умения и навыки организации летнего отдыха детей и подростков, исследования проблем педагогического управления досугом детей, умения диагностировать поведенческие проявления детей, освоить формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми.

2. Задачи педагогическойпрактики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний и применение их в решении конкретных воспитательных задач;
  • формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие в период совместной жизни с детьми;
  • формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать воспитательные результаты.

3. Место производственной (педагогической)практики в структуре ООП бакалавриата

Педагогическая практика относится к Б.5 – «Учебная и производственные практики» в структуре ООП бакалавриата.

Теоретической подготовкой к прохождению практики является усвоение студентами следующих теоретических курсов: «Введение в психолого-педагогическую специальность», «Общая психология», «Возрастная психология», «Психолого-педагогический практикум», «Методы активного социально-психологического обучения» и др.

4. Формы проведения практики – летняя педагогическая практика (в детском оздоровительном лагере).

5. Место и время проведения производственной (педагогической)практики.

Летняя педагогическая практика проводится в детских оздоровительных лагерях для детей и подростков; городские детские площадки, социально-досуговые площадки, летние досуговые группы. Данный вид практики проводится в 6 семестре. Длительность прохождения практики – 4 недели.

16 стр., 7502 слов

Эффективность психолого–педагогических условий формирования у детей трудовых умений и навыков

... трудовой Трудовые умения и навыки формируются, развиваются и ... развития трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста .1 Проблема формирования трудовых умений и навыков дошкольников в психолого-педагогической теории и практике ребенок психологический ...

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной (педагогической)практики.

В результате прохождения производственной (педагогической) практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

  • общекультурные компетенции(ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-9);
  • профессиональные компетенции(ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6).
  • компетенциипсихолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования(ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-3, ПКПП-4, ПКПП-6, ПКПП-7);
  • компетенции социально-педагогической деятельности (ПКСП-2, ПКСП-6);
  • педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД-1, ПКД-2, ПКД-3, ПКД-4, ПКД-6);
  • педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО-1, ПКНО-4, ПКНО-5, ПКНО-6).

Студент-практикант в результате прохождения летней педагогической практики должен знать:

  • систему организации и планирования работы с детьми в детском оздоровительном лагере;
  • специфику работы и функциональные обязанности отрядного вожатого;
  • особенности формирования коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и способы решения конфликтных ситуаций.

После прохождения практики студент должен освоитьследующие группыумений:

— Гностические– умение ориентироваться в методической литературе, умение квалифицированно решать педагогические задачи, умение эффективно применять предлагаемые формы и приемы работы в практической деятельности.

— Конструктивные– умение определять цели и задачи деятельности отрядного вожатого, умение составлять план деятельности отряда на сезон, на день с учетом контингента детей, их интересов и возможностей, возможностей вожатого, общего плана работы смены, специфики детского оздоровительного лагеря.

— Коммуникативные– умение общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; умение управлять коллективом детей; умение проявлять чуткость, заботу, душевное отношение к детям; умение выстраивать деловые и конструктивные отношения с коллегами, с руководством лагеря.

— Организаторские– умение создавать оптимальные условия для активного отдыха детей в условиях детского оздоровительного лагеря; умение организовать свой труд; умение организовать коллективно-творческое дело любой направленности, в зависимости от возраста детей, их интересов; умение организовать (спланировать и провести) отрядные и общелагерные мероприятия интеллектуального, развлекательного, спортивного характера.

— Информационные– умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение чётко предъявлять педагогические требования.

7. Структура и содержание педагогическойпрактики

Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц.

Педагогическая практика имеет определённую структуру и включает в себя следующие этапы.

Неделя

Разделы (этапы) практики

Виды деятельности

Формы текущего контроля

1. Подготовительный этап.

1.1.Познакомиться с программой практики, целями, задачами.

1.2.Распределение по базам.

1.3.Разъяснение заданий.

1.4.Инструктаж по технике безопасности.

Участие в установочной конференции.

Определение целей и задач практики;

содержание заданий.

Явка на установочную конференцию.

В дневнике практики зафиксировать понятие «временной детский коллектив», понятие «КТД», краткое изложение основ организации летнего лагеря.

Разработать примерный план работы с детским коллективом во время летней практики и приложить к отчёту.

1.5.Самостоятельное изучение теоретического материала.

Освоение теоретического материала по особенностям временного детского коллектива, основам организации летнего лагеря, культурно-творческой деятельности.

Подготовка игротехник, упражнений.

1 неделя

2. Ознакомительный этап.

2.1. Знакомство с профессиональной деятельностью вожатого.

2.2.Знакомство с категорией детей, с которыми предстоит работать.

Выявить общие сведения об учреждении (кол-во воспитанников, вожатых и т.д., его структуру, состав специалистов, их обязанности, каковы основные проблемы учреждения. Определить направления работы, основные проблемы. Определить особенности группы детей (отряда), с которой предстоит работать.

Зафиксировать в дневнике:

общие сведения о лагере (детской площадке), его (ее) структуре, основных направлениях деятельности, педагогических кадрах, их функциональных обязанностях;

составить список детей со следующими основными сведениями (ФИО, год рождения, интересы, проблемы).

3. Исследовательский этап.

Исследование сплочённости коллектива.

Проведение и обработка методики на выявление исходного уровня сплоченности коллектива (на первой неделе практики).

Проведение повторной диагностики с целью выявления динамики (на четвёртой неделе практики).

Результаты «Социометрической методики» приложить, составить социограмму, социоматрицу.

2-4 неделя

4. Культурно-творческие мероприятия с отрядом.

Организация игровой деятельности детей:

подготовить и провести с детьми различные игры: познавательные, развивающие, музыкальные, иммитационные, деловые, игры-упражнения.

Организация оздоровительно-спортивной деятельности детей:

разработать и провести спортивные игры и эстафеты в лагере, на местности.

Организация трудовой деятельности детей:

научить детей различным формам трудовой деятельности: дежурство в столовой, по лагерю, благоустройство территории, шефская помощь младшим отрядам;

Организация художественно-творческой деятельности детей:

подготовить и провести с детьми концерты, смотры, конкурсы, дни творчества, музыкальные фестивали, дискотеки.

Отразить в дневнике по практике типологию игр, описать содержание проведенных игр и ответную реакцию детей, их поведение по время игры.

привести в дневнике результаты наблюдений о процессе усвоения ребенком основных трудовых навыков и навыков самообслуживания.

5. Заключительный этап.

5.1.Обобщение полученных на практике результатов.

5.2. Подготовка к итоговой конференции.

Подвести итоги организации деятельности временного детского коллектива. Проанализировать выполнение задач, поставленных творческой программой работы отряда. В дневнике практики определить и оформить структуру и содержание деятельности педагога-психолога в условиях летнего отдыха детей и подростков.

Подготовка отчета, тезисов.

Подготовка всех необходимых документов.

Студент сдаёт папку с документацией практики на проверку курсовому руководителю факультета в первый день после выхода на занятия! Оставить методисту в 205 каб.4 корп.

6. Итоговая конференция.

Проведение конференции

(в течение 2-х недель после окончания практики)

Явка на итоговую конференцию.

Защита практики. Получение оценки.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

Проведение групповых занятий, диагностики коллектива, наблюдение и беседы, технологии развивающей работы.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.

Осуществляется свободный доступ практикантов к библиотечным фондам и базам данных ВУЗа / отдельных кафедр, по содержанию программы практики. Практиканты обеспечиваются необходимым комплектом методических материалов (дневник, методические рекомендации по практике и др.).

В качестве обязательной документации,предъявляемой студентом курсовому руководителю практики по итогам практики, является:

  1. Характеристика;
  2. План-сетка практики;
  3. Дневник практики;
  4. Заключение по диагностике сплочённости коллектива (в сравнительном аспекте);
  5. Конспекты занятий трудовой, игровой, художественно-творческой, спортивной деятельности детей (с самоанализом);
  6. Протокол консультации;
  7. Аналитический отчёт по практике;
  8. Тезисы к итоговой конференции;
  9. Финансовые документы на оплату практики (договор, акт, список).

Требования к оформлению отчётных документов практики.

Титульный лист дневника практики

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Дневник педагогическойпрактики

(Ф.И.О. студента)

Специальность ______________________группа_______________курс___

Форма обучения_____________

Место прохождения практики______________________________________

Сроки прохождения практики______________________________________

Психолог-методист практики______________________________________

Курсовой руководитель практики __________________________________

Хабаровск 2011

Индивидуальный план педагогической практики

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Дневник педагогической практики

Ознакомительная деятельность

№ п/п

Направления, виды и формы работы

Сроки

Краткий анализ результатов

1.

Подготовительная деятельность

№ п/п

Направления, виды и формы работы

Сроки

Краткий анализ результатов

1.

Диагностическая деятельность

№ п/п

Направления, виды и формы работы

Сроки

Краткий анализ результатов

1.

Культурно-творческая деятельность

№ п/п

Направления, виды и формы работы

Сроки

Краткий анализ результатов

1.

Другие виды деятельности

№ п/п

Направления, виды и формы работы

Сроки

Краткий анализ результатов

1.

..

Схема психолого-педагогического анализа культурно-творческого мероприятия

  1. Общие вопросы.
  1. Название лагеря, ФИО студента.
  2. Тема мероприятия. Чем обусловлен выбор темы?
  3. Цель.
  4. Форма мероприятия.
  5. Место и дата проведения.
  1. Подготовка мероприятия.
  1. Составление программы, сценария (степень участия воспитанников в определении темы, формы работы, программы и сценария мероприятия).
  2. Вовлечение всего отряда в работу по подготовке мероприятия, учёт личных интересов, способностей, возможностей при распределении поручений.
  3. Участие в подготовке воспитателей, родителей.
  4. Материально-техническое обеспечение мероприятия.
  1. Проведение мероприятия
  1. Степень организованности начала мероприятия.
  2. Роль ведущего. Какова реакция участников?
  3. Степень включенности всех участников мероприятия, в чем она проявлялась?
  1. Оценка культурно-творческого мероприятия
  1. Достижение цели.
  2. В какой степени реализован сценарий мероприятия. Были ли внесены коррективы по ходу проведения?
  3. Наиболее удачные эпизоды, фрагменты мероприятия.
  4. Что не удалось? В чем причина?
  5. Общие выводы, рекомендации.

Аналитический отчёт по педагогической практике

Студент_______________________________________________

Группа________________курс____________

Место прохождения практики___________________________________

Сроки прохождения практики___________________________________

Основные вопросы, которые должны быть отражены в индивидуальном отчёте:

  1. Опишите структуру летнего лагеря, его социально-педагогическую направленность, основные воспитательные задачи?
  2. Выполнение плана практики (программы/заданий практики).

    Какие отклонения от плана имели место, по каким причинам. Что сделано сверх плана;

  3. Охарактеризуйте особенности детей, с которыми вы работали.
  4. Охарактеризуйте уровень сплоченности группы? Какова ваша роль в этом направлении?
  5. Какие основные задачи решались вами за период практики? Какие вы получили результаты по поставленным задачам?
  6. Какие трудности и проблемы у вас возникали, какие из них удалось преодолеть, какие нет?
  7. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики?
  8. В чём возникли затруднения при прохождении практики?

Угловой штамп организации

Характеристика

Студент ____________________________

(Ф И О)

прошедший педагогическую практику

в_________________________________________________________

(наименование учреждения)

За время практики: проявил (а) ____________________________________________________

__________________________

___________________________________________________________

(личностные и профессиональные качества практического психолога)

выполнил(а)________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

(основные виды и формы работы)

обнаружил (а)_______________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

(степень подготовленности к работе)

Рекомендации психолога-методиста____________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Оценка за практику ____________________

Директор учреждения ____________________________(__________)

Психолог_______________________________________ (__________)

М.П.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Отметка «отлично» выставляется студенту, который в срок в полном объеме в соответствии с предъявляемыми требованиями выполнил план практики, при этом обнаружил умения осуществлять деятельность, опираясь на психолого-педагогическую теорию, проявил в работе самостоятельность, творческий подход.

Отметка «хорошо»выставляется студенту, который полностью выполнил программу практики, показал умения опираться на психолого-педагогическую теорию, проявлял инициативу в работе, но допускал незначительные ошибки, не всегда проявлял самостоятельность и творческий подход.

Отметка «удовлетворительно»выставляется студенту, который выполнил программу практики, но не обнаружил глубокого знания психолого-педагогической теории, не по­казал умения применять ее, допустил ошибки в выполнении заданий, не проявил в работе самостоятельности и инициа­тивы.

Отметка «неудовлетворительно»выставляется студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабые знания психолого-педагогической теории; неумение применять ее для определения и реализации целей и задач своей деятельности, устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и организовывать педагогически целесообразную деятельность школьников.

Оценка за практику снижается, если:

  • студент во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (отсутствовал в образовательном учреждении без уважительной причины);
  • студент не сдал в установленные сроки необходимую документацию, сдал позже указанного срока;;
  • студент не посещал установочную и итоговую конференции.

Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику повторно, в свободное от учёбы время, в соответствии с дополнительным приказом по университету. Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший отрицательную оценку, отчисляется из университета как имеющий академическую задолженность.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а) основная литература:

  1. Бочарова, Н.М. Организация досуга детей в семье. Учебное пособие / Н.М. Бочарова. – М., 201. – 208 с.
  2. Вульфов, Б.З. Словарь педагогических ситуаций / Б.З. Вульфов. – М., 2001. – 192 с.
  3. Григоренко, Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие / Ю.Н. Григоренко. – М., 2002. – 80 с.
  4. Григоренко, Ю.Н. Пособие по организации детского досуга / Ю.Н. Григоренко.. – М., 2002. – 160.
  5. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2003. – 160 с.
  6. КВН. Методика проведения и сценарии для школ и колледжей. – М., 2001. – 144 с.
  7. Козак, О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О.Н. Козак. – М, 2002. – 288.
  8. Кулешова, Н.В. Сценарии праздников, конкурсов, дискотек / Н.В. Кулешова. – М., 2003.
  9. Организация внешнего досуга, программы игр и представлений / Сост. Шанин В.П. – М., 2002. – 352 с.
  10. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков. – М, 2001. – 256 с.
  11. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей / М.Е. Сысоева. – М., 2001. – 176 с.
  12. Титкова, Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере / Т.В. Титкова. – Ростов Н/Д., 2003. – 320 с.
  13. Трушкин, А.Г. Творчество в детском оздоровительном лагере / А.Г. Трушкин. – М., 2002. – 320 с.
  14. Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу программ / И.Б. Шубина. – М., 2003. – 352 с.

б) дополнительная литература:

  1. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).
  2. Горбушина, О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения / О.П. Горбушина. — СПб.: Питер, 2008. — 176 с.: ил. — (Серия Практическая психология).
  3. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. 2-е изд. испр. и перераб. — (Серия Практикум по психологии).

    — СПб., 2010.

  4. Смиронова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М., 2000. – 160 с.
  5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. – М.: Институт Психотерапии, 2002. – 490 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  • Электронная библиотека — http://www.koob.ru/;
  • Психологическая библиотека: .
  • Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. – М.: Институт Психотерапии, 2002. – 490 с. (http://lib.druzya.org/sociologia/fetiskin.txt);
  • Психологический практикум (http://www.Psylist.Net/praktikum/).

  • Практикум по общей психологии

— Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. 2-е изд. испр. и перераб — (Серия Практикум по психологии).

СПб., 2010. http://www.klex.ru/627

— Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. Учебное пособие для вузов — (Серия Практикум по психологии).

Питер-Юг, 2009. http://www.klex.ru/1fl

  • Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь. Теория и практика / А.Ф. Бондаренко. М., 2001. http://www.klex.ru/3ho
  • Горбушина, О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения / О.П. Горбушина. — СПб.: Питер, 2008. — 176 с.: ил. — (Серия Практическая психология).

    http://www.klex.ru/8zj

  • Материалы по КТД: http://nika-spo.ucoz.ru/publ/9-1-0-37

http://mif106.ucoz.ru/index/ktd/0-115

http://class.3dn.ru/publ/102-1-0-220

12. Материально-техническое обеспечение практики — помещения для проведения психологических тренингов и групповых занятий, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовкиПсихология образования.

Автор – К.В. Краева, ст.преподаватель каф.психологии

Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.