ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 2

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной

и информационно-аналитической работе

 

_________В.М.Зеленкевич

« «_________2012 г.

Регистрационный № _____

 

ПРОГРАММА

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

для специальностей:

1 — 02 04 05 — 05 География. Экскурсионно-краеведческая работа

1 — 02 04 05 — 04 География. Охрана природы

1 — 02 04 05 — 01 География. Биология

1 — 02 04 02 География

1 — 02 04 04 — 01 Биология. Химия

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Какарека Э.В. – преподаватель кафедры экономической географии и охраны природы учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой экономической географии и охраны природы

(протокол № 1 от 30 августа 2012 г.)

 

Заведующий кафедрой

________________М.Г.Ясовеев

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета естествознания учреждения образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка”

(ПРОТОКОЛ № ___ОТ ___________)

 

Председатель Совета

________________Н.В.Науменко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление программы практики и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

Руководитель практики учебно-

методического управления БГПУ

_____________Т.И.Езерская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важным компонентом подготовки будущего учителя является педагогическая практика. Данный вид практики является связующим звеном между теоретическим изучением студентами психолого-педагогических, методических и специальных предметных дисциплин и собственной педагогической деятельностью. В сфере формирования профессиональных компетенций будущих учителей педагогическая практика выполняет обучающую, развивающую, воспитывающую и диагностическую функции. При этом практика создает условия для формирования профессионального мышления и мировоззрения, соответствующего современным требованиям высшей школы.

Педагогическая практика проводится на 4 и 5 курсах. Продолжи-тельность практики на 4 курсе дневной формы получения образования для специальностей «География. Биология», «Биология. Химия» 6 недель, для специальностей «География. Охрана природы», «География. Экскурсионно-краеведческая работа» 4 недели. На 5 курсе для специальностей «География. Биология», «Биология. Химия» 8 недель, для специальности «География. Охрана природы», «География. Экскурсионно-краеведческая работа» 6 недель. Студенты заочной формы получения образования проходят практику на 4 курсе с 1 апреля по 28 апреля, на 5 курсе – с 1 октября по 28 октября. Педагогическая практика для студентов дневной формы получения образования предусматривает участие студентов в учебно-образовательном и воспитательном процессе учреждений образования, на базе которых проходит практика под руководством методистов кафедр факультета естествознания и учителей школ.

4 стр., 1537 слов

производственная практика по логопедии в школе 8 вида

... студента-практиканта ***** Студентка СмолГУ 5 курса факультета психолого – педагогического образования, проходила практику с 07.10.2013г. по 03.11.2013г., в СОБГОУ Починковской специальной (коррекционной) общеобразовательной ... школе – интернате VII – VIII видов. К прохождению практики отнеслась ответственно, активно посещала занятия, проводимые учителем в данном классе. ...

Содержание и формы отчетности по результатам педагогической практики соответствуют нормативным документам по производственной (педагогической) практике и данной программе.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1.1. Основная цель педагогической практики – создать содержательные и организационные условия для формирования у студентов профессиональных компетенций учителя через включение их в образовательное и воспитательное поле учреждений образования, являющимися базами практики.

1.2. Задачи педагогической практики:

· углубить и закрепить теоретические знания, полученные на занятиях в университете, научиться применять их на практике в УВП;

· познакомить студентов со структурой и содержанием образовательного процесса, особенностями работы учителя-предметника, классного руководителя;

· освоить педагогические формы взаимодействия с учащимися, овладеть умениями самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;

· научиться проводить учебные занятия различного типа и вида с использованием методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;

· приобрести умения и навыки выполнения функций классного руководителя, работы с коллективами школьников, а также проводить индивидуальную воспитательную работу;

· использовать в педагогическом процессе современные личностно-ориентированные, когнитивные и информационные технологии, исследовательскую и проектную деятельность;

· приобрести опыт ведения научно-методической работы, использовать передовой педагогический опыт;

· развитие навыков самоанализа, самоконтроля, рефлексии и самокоррекции в процессе подготовки и проведения учебных занятий;

· научиться методам работы с родителями учеников;

· научиться методам психологического анализа и коррекции.

1.3. Основные принципы проведения педагогической практики:

· научности – соблюдение логики в изложении учебного материала, отбор содержания и построения занятий с учетом закономерностей педагогики и психологии, изложение научных проблем, освещение перспектив развития научных знаний;

· проблемности – актуализация и стимулирование творческого подхода практикантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса, использование проблемного обучения;

6 стр., 2842 слов

Педагогическая деятельность. Решение педагогических задач

... педагогике. Психология исследует субъективный аспект деятельности. Очевидно, что педагогическая деятельность является одним из видов деятельности. Педагогическую деятельность разделяют на профессиональную и непрофессиональную ... своей повседневной жизни, не обязательно имеющих специальное педагогическое образование и педагогическую квалификацию. Профессиональная ПД осуществляется в государственных или ...

· наглядности – использование принципа для систематизации знаний учащихся, установления причин и следствий;

· активность и сознательность — участие практикантов во всех видах профессиональной учебной деятельности учителей, в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, участие в методической деятельности учреждения образования;

· завершенность обучения – применяемые методы обучения соответствуют его содержанию, переход от одного уровня знаний к другому совершается с фиксацией факта усвоения;

· систематичность и последовательность – обеспечение преемственности обучения, реализация логики формирования теоретических знаний, соблюдение практикантами во время практики на учебных занятиях следующих педагогических требований: экологическая, профессиональная, краеведческая направленность, современность содержания и форм деятельности, системный подход в образовательном процессе;

· завершенность обучения – соответствие применяемых методов содержанию учебного материала;

· воспитательного воздействия – знания развивают чувства ответственности, воспитывается экологически грамотный человек

1.4. Педагогическая практика для студентов предусматривает:

· участие в установочной и итоговой конференциях;

· ознакомление со структурой образовательного процесса в учреждении образования;

· изучение системы воспитательной работы учреждения образования, деятельности классного руководителя;

· посещение и проведение внеклассного мероприятия, его анализ;

· выполнение всех функций классного руководителя в закрепленном классе;

· выполнение задания по психологии;

· ознакомление со школьной документацией;

· ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий, посещение уроков учителей, коллег-студентов-практикантов;

· самостоятельную подготовку планов-конспектов занятий по учебным дисциплинам, предварительный анализ планов-конспектов с учителями и методистами;

· подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;

· разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне;

· подбор методов обучения, форм организации учебных занятий, использование современных педагогических технологий;

· посещение занятий, проводимых коллегами, и участие в их совместном обсуждении;

· участие в проверке самостоятельных, контрольных работ, выполняемых учащимися;

· осуществление научно-методического анализа проведенных занятий;

· участие в научно-методической деятельности учреждений образования: работе Школы молодого учителя, заседаниях кафедр, педагогических советах, участие в предметных неделях;

· подготовку индивидуального отчета по итогам практики;

· создание проекта группового методического задания;

· подготовку и выполнение группового методического задания;

· участие в проведении итогового малого педагогического совета.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

2.1. Педагогическая практика осуществляется с помощью руководителей практики от кафедр физической географии, экономической географии и охраны природы, зоологии, химии, ботаники и основ сельского хозяйства, общей биологии факультета естествознания, психологии, педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий, а также учителей учреждения образования, являющихся непосредственными руководителями практики от организации.

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится ...

... студента-практиканта ………..7 Дневник практики ……………………………………………….9 Самоанализ проведенного урока…………………………….…13 Анализ посещенного урока……………………………………..14 Самоанализ проведенного мероприятия……………………….15 Анализ посещенного мероприятия………………………….…16 Подведение итогов педагогической практики…..…..…….…17 Отчет о педагогической практике ...

2.2. В начале и после окончания практики проводится курсовое собрание.

2.3. Практика включает в себя:

· участие в совещании при завуче (директоре) в учреждениях образования;

· составление индивидуального плана прохождения практики;

· активное посещение уроков учителей, знакомство с разными видами внеклассных мероприятий, изучение школьной документации;

· разработку проекта группового методического задания;

· составление графика зачетных уроков, проведение пробных уроков;

· проведение зачетных уроков (5 по каждой специальности. Студенты специальности «География. Охрана природы», «География. Экскурсионно-краеведческая работа» – 6 уроков).

Для студентов заочной формы получения образования – 3 зачетных урока;

· проведение внеклассного мероприятия, выполнение задания по психологии, посещение методических мероприятий учреждения образования, участие в предметных неделях;

· участие в подведении итогов практики в учреждении образования;

· подготовка и сдача отчетной документации по практике.

2.4. Отчетная документация для студентов дневной формы получения образования включает:

1) индивидуальный план педагогической практики, подписанный руководителем практики от кафедры;

2) развернутые планы-конспекты зачетных уроков, оформленные в традиционной форме или в виде технологической карты урока, с подписями непосредственного руководителя практики от организации и руководителя практики от кафедры (по 5 по каждому предмету);

3) дневник педагогической практики с 2 анализами и 2 самоанализами уроков;

4) материалы по психологии и педагогике;

5) отчет о практике, который включает:

ü отчет о выполнении индивидуального плана работы;

ü сведения о посещенных и проанализированных уроках коллег студентов;

ü отчет о результатах решения основных дидактических и методических задач, об использовании передового педагогического опыта;

ü воспитательные задачи, их решение, формы воспитательной работы;

ü отчет об ознакомлении с организацией школьного кабинета;

Отчет подписывается студентом, непосредственным руководителем практики от организации, утвержден руководителем организации.

6) Отзыв о прохождении практики, подписанный учителем и со штампом учреждения образования;

7) отчет-презентацию о выполнении методического задания.

Отчетная документация для студентов заочной формы получения образования включает:

1) характеристику с места прохождения практики;

2) индивидуальный план педагогической практики, подписанный руководителем практики;

3) развернутые планы-конспекты зачетных уроков, оформленные в традиционной форме или в виде технологической карты урока;

4) дневник педагогической практики с 2 анализами и 2 самоанализами уроков;

5) материалы по психологии и педагогике;

6) отчет о практике, который включает:

ü отчет о выполнении индивидуального плана работы;

ü сведения о посещенных и проанализированных уроках коллег студентов-практикантов;

ü отчет о результатах решения основных дидактических и методических задач, об использовании передового педагогического опыта;

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

... и умений студента. Направления деятельности студента, требующие усовершенствования. Пожелания и предложения по улучшению подготовки, организации и проведения педагогической практики. Приложение 4 ... урока Каб. Расписание внеклассных мероприятий Дата День недели Время Тема зачетного мероприятия Каб. Приложение 1 Оформление титульного листа плана-конспекта Федеральное агентство по образованию ...

ü воспитательные задачи, их решение, формы воспитательной работы;

ü отчет об ознакомлении с организацией школьного кабинета;

Отчет подписывается студентом, непосредственным руководителем практики от организации, утвержден руководителем организации.

2.5. Обязанности руководителя практики от кафедры:

· подготовить предложения о распределении студентов на практику по организациям;

· ознакомить студента с целями, задачами, программой практики, представить им информацию об организации, в которой осуществляется проведение практик;

· принять участие в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам;

· организовать первое посещение студентами учреждения образования, провести организационное совещание при завуче (директоре) по распределению студентов по классам;

· организовать работу по обеспечению расчетов с непосредственными руководителями практики от организации и с иными работниками организаций за проведение мероприятий, предусмотренных программой практики;

· обеспечить организацию, планирование и контроль за ходом практики;

· утвердить индивидуальные планы работы студентов, контролировать их выполнение;

· консультировать студентов при выполнении заданий, определенных программой практики, проверять и утверждать планы-конспекты пробных и зачетных уроков;

· оказывать помощь студентам при подготовке к пробным и зачетным урокам;

· разработать совместно со студентами и учителями проект выполнения группового методического задания;

· посещать занятия студентов, участвовать в их обсуждении, анализировать и оценивать уроки, проводимые студентами в период прохождения практики;

· своевременно информировать руководителя практики от факультета об отсутствии студентов очной формы получения образования в учреждениях образования, в которых они проходят практику, невыполнении ими программы практики или нарушении правил внутреннего трудового распорядка;

· выявляет и своевременно устранит недостатки в ходе проведения практики, а при необходимости сообщить о них руководителю практики от факультета и руководителю организации;

· проверить и оценить отчётную документацию студентов и принять дифференцированный зачет, сдать оценочную ведомость руководителю практики;

· анализировать выполнение программы практики, обсудить ее итоги и в течение недели после заседания кафедры предоставить руководителю практики факультета выписку из протокола заседания кафедры, отчет о результатах проведения практики;

· участвовать в заседаниях кафедр при обсуждении вопросов по подготовке и подведению итогов практики, вносить предложения по совершенствованию практики.

2.6. Непосредственный руководитель практики от организации:

· знакомит студентов со спецификой профессиональной деятельности, документацией, необходимой для выполнения программы практики;

· распределяет темы уроков и мероприятий между студентами;

· консультирует студентов при выполнении заданий, определенных программой практики;

· оказывает методическую помощь студентам при подготовке пробных и зачетных уроков, внеклассных мероприятий, утверждает планы-конспекты предстоящих занятий;

10 стр., 4605 слов

Анализ организации учебной деятельности студентов группы БУП-311

... в вузе является организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС); г) четвертая особенность -- необходимость научной организации структурных компонентов учебной деятельности. На основе структурного ... человека, в различных видах деятельности и общественных отношений. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практики. [8, c. 223] ...

· анализирует и оценивает уроки и мероприятия, проведенные студентами;

· своевременно информирует руководителя организации и руководителя практики от кафедр об отсутствии студентов в организации, невыполнении ими программы практики, нарушении правил внутреннего трудового распорядка;

· подписывает письменный отчет о выполнении программы практики у студентов, у руководителей от кафедр, оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом;

· вносит предложения по совершенствованию практики.

2.7. Студент-практикант обязан:

§ Участвовать в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам педагогической практики;

§ вести дневник практики;

§ соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

§ выполнять распоряжения администрации организации и руководителей практики;

§ своевременно оформить и предоставить отчетную документацию по практике руководителям практики от кафедр.

§ ежедневно работать в организации в течение 6 часов в соответствии с индивидуальным планом;

§ своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики, проводить учебно-воспитательную работу;

Студент-практикант имеет право:

§ изучать документацию организации в объеме заданий, предусмотренных программой практики;

§ по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики от факультета и от кафедр, непосредственному руководителю практики от организации, администрации по организационно-методическим и иным вопросам, возникающим в процессе практики;

§ вносить предложения по организации и проведению практики;

§ участвовать в работе методических объединений, педагогических советов организаций;

§ присутствовать на совещаниях, родительских собраниях, учебно-методических мероприятиях организации;

§ пользоваться библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями школы для выполнения программы практики.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Текущая и итоговая аттестация качества знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами-практикантами в процессе педагогической практики, проводится методистами-предметниками и руководителем практики факультета. Они оценивают текущую работу студентов-практикантов на основе:

· представляемой отчетной документации (см. приложения);

· результатов посещения подготовленных зачетных уроков;

· анализа проведенных лично учебных занятий, анализа посещенных учебных занятий учителей и студентов-коллег;

· участия в методической работе учреждения образования, предметных неделях;

· активности и творческого подхода в выполнение группового методического задания.

3.2.Итоговая аттестация студентов-практикантов по результатам педагогической практики осуществляется в форме дифференцированного зачета.

При выставлении дифференцированного зачета предполагаются следующие требования:

10 баллов ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил весь намеченный объем работы в срок и на высоком уровне в соответствии с индивидуальным планом работы;

· проявил способность самостоятельно творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал безупречное владение теоретическими знаниями и практическими навыками;

· свободно и системно владел материалом и осуществлял правильный выбор методики проведения занятий;

· точно использовал научную терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагал материал;

· показал владение активными методами, современными технологиями, приемами обучения, использовал технологии и приемы в системе, провел диагностику, подтверждающую эффективность их использования;

· проявил знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;

· показал полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по предмету, умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по преподаваемой дисциплине, давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

· активно участвовал в анализе и самоанализе уроков различных типов, анализе реализации дидактических принципов на уроке;

· давал качественный анализ методов, применяемых на собственных уроках и уроках коллег. Применял проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы;

· представил отчетные материалы, которые выполнены методически грамотно, оформление их соответствует необходимым требованиям: в дневнике наблюдений имеются анализы и самоанализы; развернутые планы-конспекты содержат правильно поставленные цели, задачи, прослеживались все элементы урока, имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, все вопросы ранжированы по уровням, формы организации деятельности разнообразны, уроки не однотипны, отчет, анализы, самоанализы соответствуют методическим рекомендациям;

· проведенные уроки разнообразны по типам и видам, проведены в рамках группового методического задания и методической задачи учреждения образования, проведена диагностика знаний и умений учащихся;

· студент участвовал в разработке проекта методического задания, разработке уроков в его рамках, диагностике, подготовке отчета и презентации к заключительной конференции;

· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие;

· активно участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, в предметных неделях, подготовке научных работ с учащимися, оказывал помощь в подготовке дидактических и методических материалов для учителей;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива.

9 баллов ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил весь намеченный объем работы в срок в соответствии с индивидуальным планом работы, проявил самостоятельность, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал хорошее владение теоретическими знаниями и практическими навыками;

· осуществлял правильный выбор методик проведения занятий;

· устанавливал межпредметные связи;

· показал владение активными методами и современными технологиями обучения, умел наполнить каждый этап урока определенными приемами;

· показал знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;

· точно использовал научную терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагал материал;

· самостоятельно и творчески решал сложные проблемы в нестандартной ситуации;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности, анализ выполнения дидактических принципов на уроке. Применял проблемные, частично-поисковые, методы обучения;

· представил отчетные материалы, которые выполнены методически грамотно, оформление их соответствует необходимым требованиям: в дневнике наблюдений имеются анализы и самоанализы; развернутые планы-конспекты содержат правильно поставленные цели, задачи, прослеживались все элементы урока, имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, все вопросы ранжированы по уровням, формы организации деятельности разнообразны, уроки не однотипны, отчет, анализы, самоанализы соответствуют методическим рекомендациям;

· участвовал в разработке проекта методического задания, разработке уроков в его рамках, диагностике, подготовке отчета и презентации к заключительной конференции;

· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие;

· участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, в предметных неделях, оказывал помощь в подготовке дидактических и методических материалов для учителей;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива.

8 баллов ставится студенту-практиканту, который:

· полностью выполнил намеченный на период практики индивидуальный план работы, в установленные сроки сдал всю отчетность;

· свободно владел материалом и осуществлял правильный выбор методик проведения занятий;

· показал владение активными методами, современными приемами обучения, знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;

· самостоятельно решал проблемы, возникавшие на уроках;

· показал владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной по учебной дисциплине;

· умело ориентировался в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности, методов обучения с незначительными ошибками и недостаточно полно;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с незначительными ошибками, оформление их соответствует необходимым требованиям: в дневнике наблюдений имеются анализы и самоанализы; развернутые планы-конспекты содержат правильно поставленные цели, задачи, развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, не во всех планах имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, не все вопросы ранжированы по уровням, формы организации деятельности разнообразны, уроки не однотипны, отчет, анализы, самоанализы в основном соответствуют методическим рекомендациям;

· участвовал в разработке проекта методического задания, разработке уроков в его рамках, диагностике, подготовке отчета и презентации к заключительной конференции;

· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие;

· участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, оказывал помощь в подготовке дидактических и методических материалов для учителей;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива.

7 баллов ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил намеченный на период практики индивидуальный план работы, всю отчетность сдал в срок;

· показал сформированность теоретических знаний;

· грамотно владел материалом, делал правильный выбор методики проведения занятий, проводил занятия в основном с использованием традиционных методик обучения;

· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы, редко – проблемный;

· не всегда справлялся с возникающими на уроках нестандартными ситуациями;

· использовал научную терминологию, логически правильно излагал материал, делал обоснованные выводы;

· показал владение основной литературой по учебной дисциплине, не всегда использовал при подготовке к уроку дополнительную литературу;

· на достаточном уровне ориентировался в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давал им критическую оценку;

· выполнял задания с элементами творчества;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности не совсем полно, с незначительными ошибками;

· проявил формальный подход к выполнению группового методического задания;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с незначительными ошибками, оформление их соответствует необходимым требованиям6 в дневнике наблюдений имеются мини-анализы этапов уроков с элементами обобщения; развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно, задачи не конкретизированы, не во всех планах имеются диагностические проверочные работы с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, формы организации деятельности однотипны (в основном фронтальная), уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы в основном не всегда соответствуют методическим рекомендациям;

· умеет анализировать планы воспитательной работы, планировать, проводить, анализировать внеклассное мероприятие, допускает незначительные ошибки;

· участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает незначительные ошибки.

6 баллов ставится студенту-практиканту, который:

· полностью выполнил индивидуальный план, однако допустил просчёты методического характера при общем хорошем уровне профессиональной подготовки;

· показал владение материалом и правильный выбор методики проведения занятий, проводил только традиционные уроки;

· использовал необходимую научную терминологию, стилистически грамотно, логически правильно излагал материал, однако не всегда мог сделать обоснованные выводы;

· самостоятельно применял типовые решения в процессе изложения учебной программы;

· не справлялся с возникающими на уроках нестандартными ситуациями;

· показал владение основной литературой по учебной дисциплине, не использовал дополнительную литературу при подготовке к урокам;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности с ошибками;

· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения;

· проявил формальный подход к выполнению группового методического задания;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с ошибками, оформление их не соответствует необходимым требованиям6 ведение дневника наблюдений формально; развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно, задачи не конкретизированы, нет диагностических проверочных работ с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, преобладает фронтальная форма организации деятельности, уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы в основном не всегда соответствуют методическим рекомендациям;

· не всегда умеет анализировать планы воспитательной работы; планирование, проведение, анализ внеклассного мероприятия с ошибками;

· не участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, предметных неделях, подготовке дидактического материала;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает ошибки.

5 баллов ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил намеченную на период практики программу, однако допустил просчеты методического характера, сдал отчетность не в установленные сроки;

· нерегулярно посещал занятия, имеются дисциплинарные взыскания;

· показал владение материалом, однако затруднялся с правильным выбором методики проведения занятий;

· использовал научную терминологию, однако имелись затруднения в логике изложения материала в процессе преподавания, не всегда были сделаны выводы;

· применял типовые решения в рамках учебной дисциплины;

· показал слабое владение основной литературой учебной дисциплины;

· не всегда ориентировался в базовых теориях, концепциях и направлениях по преподаваемой дисциплине;

· делал ошибки методического характера при организации деятельности учащихся;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности либо с ошибками, либо не проводил вообще;

· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения;

· не участвовал в выполнении группового методического задания;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с ошибками. Оформление их не соответствует необходимым требованиям: ведение дневника наблюдений формально; развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно, задачи не конкретизированы, нет диагностических проверочных работ с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, преобладает фронтальная форма организации деятельности, уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы не соответствуют методическим рекомендациям;

· не всегда умеет анализировать планы воспитательной работы; планирование, проведение, анализ внеклассного мероприятия с ошибками;

· не участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, предметных неделях, подготовке дидактического материала;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает ошибки.

4 балла ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил деятельность, намеченную в индивидуальном плане, однако допустил просчеты методического характера, сдал отчетность не в установленные сроки;

· показал частичное владение материалом, наличие погрешностей в выборе методики проведения занятий;

· использовал научную терминологию, делал выводы без существенных ошибок;

· показал допустимый уровень культуры исполнения заданий практики;

· допускал ошибки методического характера при организации деятельности учащихся;

· нерегулярно посещал занятия, имеются дисциплинарные взыскания;

· затруднялся с правильным выбором методики проведения занятий;

· материал излагался бессистемно, отсутствовала логика изложения в процессе преподавания, не были сделаны выводы;

· применял типовые решения в рамках учебной дисциплины;

· показал слабое владение основной литературой учебной дисциплины;

· не ориентировался в базовых теориях, концепциях и направлениях по преподаваемой дисциплине;

· делал ошибки методического характера при организации деятельности учащихся;

· проводил анализ и самоанализ педагогической деятельности либо с ошибками, либо не проводил вообще;

· в основном использовал объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения;

· не участвовал в выполнении группового методического задания;

· представил отчетные материалы, которые выполнены с ошибками. Оформление их не соответствует необходимым требованиям: ведение дневника наблюдений формально, записи фрагментарны, развернутые планы-конспекты содержат не все элементы урока, цели поставлены не полно било не соответствуют результатам, задачи не конкретизированы, нет диагностических проверочных работ с самостоятельно составленными разноуровневыми заданиями, вопросы не ранжированы по уровням, преобладает фронтальная форма организации деятельности, уроки однотипны, отчет, анализы, самоанализы не соответствуют методическим рекомендациям;

· не всегда умеет анализировать планы воспитательной работы; планирование, проведение, анализ внеклассного мероприятия с ошибками, задание выполнено частично;

· не участвовал в научно-методической деятельности учреждений образования, предметных неделях, подготовке дидактического материала;

· умеет составлять психолого-педагогическую характеристику личности и классного коллектива, допускает ошибки.

3 балла ставится студенту-практиканту, который:

· выполнил программу практики частично;

· показал недостаточное владение материалом, наличие ошибок в выборе методики проведения занятий;

· не посещал уроки коллег;

· показал незнание возможностей применения технических средств и использование их в учебном процессе;

· проявил незнание части основной литературы по учебной дисциплине;

· использовал научную терминологию, излагал материал с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

· слабо владел инструментарием учебной дисциплины;

· проявил некомпетентность в решении педагогических задач;

· неумело ориентировался в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;

· показал низкий уровень культуры исполнения заданий практики.

· представил документацию, которая носит схематический характер.

2 балла ставится студенту-практиканту, который:

· не выполнил программу практики;

· показалфрагментарные знания в рамках учебной дисциплины, знания отдельных литературных источников по учебной дисциплине, рекомендованных учебной программой дисциплины;

· недостаточно владел материалом, методически неграмотно выбирал методики проведения занятий;

· не умел использовать научную терминологию дисциплины;

· показал низкий уровень культуры исполнения заданий;

· представил отчетные материалы, которые не соответствует требованиям.

1 балл ставится студенту-практиканту, который:

· отсутствовал во время практики.

 

 

Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Утверждаю

Групповой методист

«__»____________________201_г.

Вариант 1

Содержание деятельности Сроки выполнения Анализ выполненной работы
1. Работа по самообразования. — ознакомление с литературой в библиотеке; — обзор литературы, составление картотеки; — участие в разработке проекта группового методического задания, уроков в его рамках, диагностик;    
2. Совершенствование методического уровня. — планирование темы; — планирование уроков разных типов; — планирование уроков в разрезе методического задания; — участие в методической деятельности школы; — участие в предметных неделях; — участие в подготовке методических и дидактических материалов.    
3. Апробация традиционных и инновационных форм проведения уроков, проведение пробных уроков, оценка методистами отдельных фрагментов и урока в целом.    
4. Проведение зачетных уроков с использование традиционных и инновационных форм, методов, приемов.    
5. Ознакомление с передовым педагогическим опытом, применение его на практике.    
6. Мониторинг результатов деятельности учащихся.    
7. Анализ деятельности коллег и учителей, самоанализ собственной педагогической деятельности.    
8. Помощь школе: — систематизация материалов; — проведение массовых мероприятий; — составление планов, программ, проведение факультативных занятий; — организация краеведческой работы;    
9. Воспитательные мероприятия, подготовка, проведение, анализ.    
10. Психолого-педагогическое обследо-вание личности или классного коллектива.    

 

Вариант 2

Время Направление и содержание деятельности Формы и способы организации Отметки о выполнении Педагогическая результативность

 

 

Приложение 2

Критерии для анализа выполнения дидактических принципов на уроке

Условия для решения дид.задачи Показатели результата решения дид.задачи
1. Приветствие, фиксация отсутствующих, раскрытие цели совместно с учащимися, ознакомление учащихся с планом урока. Кратковременность, быстрое включение в работу класса, формулирование целей и плана работы.
2. Использование системы приемов, позволяющий определить уровень выполнения дом.задания. Проверка за короткий промежуток времени знаний, способов действий, установление недостатков. Сочетаемость контроля и самоконтроля
3. Формулирует задачи урока в действиях учащихся. Осуществляем мотивацию школьников. Приемы актуализации опорных знаний, умений. Ознакомление учащихся с опорной схемой темы и конечными результатами. Учет знаний, умений, представлений, ценностей учащихся к началу основного этапа. Готовность учащихся к активной деятельности на основе мотивации учения, формулирование задач урока в действиях учащихся на основе опорных знаний.
4. Обеспечение вариативности учения (информация среди обучаемых; основная идея излагается учителем; диалог).

Усвоение учащимися методики воспроизведения нового материала, способов, путей, средств достижения поставленной цели.

Активность учащихся, максимальное использование самостоятельных действий в добывании знаний, правильность ответов при прохождении этапа.
5. Проверка понимания содержания знаний, связей, закономерностей, постановка вопросов, обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить, исправить ответ ученика. Правильность понимания и осознанность содержания нового материала большинством учащихся, устранение пробелов и неверных представлений в понимании нового материала.
6. Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных объектов. Закрепление методики изучения нового материала, использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий, отработка логики алгоритма изученного Сформированность умений: 1) Соотносить между собой факты, понятия, правила, идеи 2) Распознавать и воспроизводить новое содержание материала 3) Выделять признаки понятий, корректировать их 4) Воспроизводить алгоритмы и пользовать ими 5) Дополнение уже изученного новыми понятиями
7. Организация деятельности учащихся на самостоятельный перенос усваиваемых знаний в измененную и новую ситуацию. Использование системы заданий с постепенным усложнением, самостоятельное их выполнение. Подготовка к решению задач, способствующих творческой самореализации учеников. Самостоятельное выполнение заданий, дифференцированность заданий, углубление знаний.
8. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний в целостные системы внутипредметных связей, использование методов для анализа содержания изученного, построение логических схем изученной темы, использование вопросов, требующих классификации изученных явлений, обобщение и систематизация на разных уровнях. Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению частей в целое, классификации и систематизации, выявление внутипредметных и межпредметных связей.
9. Использование разных методов и форм проверки знаний, разъяснение учителем подхода в оценке знаний. Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
10. Организация учащихся: 1) Минимального и общего уровня планируемого результата деятельности – на выявление учащимися ошибок и их коррекцию 2) Продвинутого уровня – на решение нестандартной задачи, помощи товарищам в поиске ошибок и их коррекцию  
11. Общая характеристика работы класса, анализ степени успешности в овладении содержанием урока, вскрытие недостатков деятельности, рекомендации по их преодолению Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
12. Подача разноуровневых домашних заданий, информация о их выполнении На следующем уроке сочетаемость контроля и самоконтроля для установления правильности его выполнения
13. Развитие способностей учащихся объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям урока. Анализ учащихся того, как другие понимают его особенности, эмоции, когнитивные представления. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

 

 

Приложение 3

Развернутый план конспект должен содержать определение типа урока, цели, задачи, все этапы урока, разноуровневые диагностические проверочные работы, вопросы, ранжированные по уровням, ответы на вопросы учащихся.

Логика процесса усвоения новых знаний

1) Организация

2) Мотивация

3) Актуализация опорных знаний

4) Восприятие, осмысление, первичное запоминание

5) Проверка усвоения

6) Коррекция

7) Закрепление

8) Анализ

9) Рефлексия

10) Информация о домашнем задании

Логика процесса закрепления новых знаний

1) Организация

2) Мотивация

3) Актуализация ведущих знаний

4) Восприятие образца применения знаний

5) Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации

6) Самоконтроль

7) Контроль

8) Коррекция

9) Анализ

10) Рефлексия

11) Информация о домашнем задании

Логика процесса комплексного применения знаний

1) Организация

2) Мотивация

3) Актуализация комплекса знаний

4) Образец комплексного применения знаний

5) Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации

6) Самоконтроль

7) Контроль

8) Коррекция

9) Анализ

10) Рефлексия

11) Информация о домашнем задании

Логика процесса обобщения и систематизации знаний

1) Организация

2) Мотивация

3) Анализ содержания учебного материала, главных связей

4) Обобщение и систематизация

5) Установление внутрипредметных и межкурсовых идей

6) Самоконтроль

7) Контроль

8) Коррекция

9) Анализ

10) Рефлексия

11) Информация о домашнем задании

Логика процесса проверки, оценки и коррекции знаний

1) Организация

2) Мотивация

3) Самостоятельное выполнение контрольных заданий

4) Самоконтроль

5) Контроль

6) Оценивание

7) Коррекция

8) Анализ

9) Рефлексия

10) Информация о домашнем задании

 

 

Приложение 4

Цели деятельности учителя на учебном занятии

В образовательных целях учебного занятия выделяются цели, направленные на развитие личности ребенка и предметные цели.

Цели, ориентированные на развитие личности ребенка, в свою очередь, делятся на не­сколько групп:

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

• цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;

• цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры;

• цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры;

• цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;

• цели, ориентированные на развитие информационной культуры школьников:

• цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры школьников;

• цели, связанные с развитием у школьников рефлексивной культуры;

Раскроем далее содержание каждого блока целей, ориентированных на развитие личности учащихся.

Цели, ориентированные на развитие личностно — смыслового отношения кучебному предмету;

• актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

• помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окру­жающей действительности:

• содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

• помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

• создать содержательные и организационные условия для развития у школьников

• умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу . и др.);

• обеспечить у школьников умений сравнивать познавательные объекты;

• содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

• обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объ­екты и др.

Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

• содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы по­знания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

• создать условия для развития у школьников умений формулировать проблем, пред­лагать пути их решения.

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления умением):

• обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою дея­тельность;

• создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

• содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

создать условия для развития у школьников умений «приостановить» свою деятельность;

• обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

• содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возмож­ных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

• обеспечить у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

Предметные цели представим в следующем виде:

• помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы; е организовать деятельность учащихся по планированию .совместно с учителем изу­чения новой темы;

• организовать деятельность учащихся по изучению в первичному закреплению:

— фактов…;

— понятий…;

— правил…;

— законов,..;

— положений…и др.;

— способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения;

• обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);

• обеспечить применение учащимися знаний и способов. действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

• организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

• организовать деятельность учащихся по общению и систематизации знаний учащихся в рамках темы…;

• обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по тему…;

• организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

 

Приложение 5