Программа педагогической практики 5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

филиал ЧГПУ в г. Миассе

Кафедра педагогики и психологии

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» 2012 г.

Протокол №______

зав. кафедрой

Барсукова Л.Я.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

для студентов IVкурса специальности 540616

«Управление дошкольным образованием»

МИАСС

2012

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 540616 – «Управление дошкольным образованием».

В соответствии с Учебным планом и образовательной программой педагогическая практика проводится в 7 семестре 4 курса в течение 4 недель. Программа производственной педагогической практики включает в себя 2 раздела

  1. управленческая практика в органах управления дошкольным образованием – 4 недели.

Практика дает возможность закрепить теоретические знания в будущей профессиональной деятельности.

Цель практики:

Подготовка студента к осуществлению многообразной комплексной деятельности к управлению дошкольным образованием.

Практика позволит обеспечить эффективное развитие учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения специальности и повышения качества управления и самоуправления. Выполнение практических работ подготовит выпускника, к профессиональному умению управлять воспитательно-образовательным процессом с учетом специфики профессиональной деятельности.

Содержание практики отражает основные направления Концепции дошкольного воспитания. Студенты должны приобрести в процессе практики умения изучать, диагностировать индивидуальные проявления детей и взрослых, на основе полученных данных выбирать необходимые приёмы и методы. В связи с этим студенты должны быть ориентированы на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых методов и форм воспитания и обучения.

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного ...

... к развивающемуся ДОУ 1.4 Направления совершенствования управления качеством деятельности дошкольного учреждения 1.4.1 Совершенствование качества условий дошкольного образования 1.4.2 Совершенствование качества процесса дошкольного образования 1.4.3 Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми ...

Практика является важным элементом развития профессиональной деятельности студента, предполагает максимальную активность в реализации умений и навыков. Практическая работа студентов, как и аудиторные занятия, направлена на реализацию основных целей курса: подготовка студента к профессиональной педагогической деятельности в ДОУ. Именно педагогическая практика студента является действенной основой подготовки будущего специалиста к постоянному самообразованию.

Раздел 1: методическая практика в доу-4 недели Цели и задачи 1 раздела:

Методическая практика направлена на формирование у студентов представления о функциях педагогических работников разного уровня управления; на развитие профессиональных умений, способностей и личных качеств.

Цель:

Формирование практической готовности студентов к выполнению функций старшего воспитателя дошкольного учреждения.

Задачи:

1 . Дополнить знания студентов об управлении дошкольным учреждением.

2. Закреплять, углублять и учить применять теоретические знания в профессионально-педагогической деятельности.

3. Формировать умения и навыки, необходимые для осуществления функций старшего воспитателя: организаторские, прогностические, исследовательские, оценочные, социально-психологические и др.

4. Развивать у студентов педагогическую рефлексию, потребность в духовном и профессиональном совершенствовании, стремление к творческому поиску решения профессионально-педагогических проблем. Формировать профессионально-педагогическую направленность.

5. Воспитывать профессионально — значимые качества личности: организованность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, самокритичность, уравновешенность, ответственность, инициативность и др.

Содержание первого раздела практики

Первая часть практики направлена на моделирование профессиональной деятельности старшего воспитателя.

Студенты находятся на практике ежедневно в течение 6 чв соответствии с утвержденным графиком работы. Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время.

До начала практики каждый студент проходит медосмотр.

Студенты распределяются в дошкольные учреждения по 2-3 человека. В зависимости от количества групп в базовом учреждении каждому студенту предлагается курировать от 1 до 3 возрастных групп.

В содержание практики включается изучение управления дошкольным учреждением, документации, деятельности заведующего ДОУ, старшего воспитателя и других сотрудников. Наблюдение различных видов методической работы с воспитателями, проведения контроля, участие в утренней проверке готовности педагогов к рабочему дню, других видов контроля (оперативного, предупредительного).

Разработка содержания и показ открытого занятия и организации вида деятельности детей, коллективное обсуждение открытого просмотра работы студентов. Организация и проведение различных форм методической работы с воспитателями, родителями, изучение интересного педагогического опыта. Подготовка и проведение Совета педагогов. Участие в общественных мероприятиях дошкольного учреждения (конкурсах, концертах, праздниках и др.).

15 стр., 7164 слов

Использование психотренингов и игр для снятия агрессии при организации ...

... ушах» двадцать четыре часа в сутки!». Родителям и воспитателю приходится насильно ограничивать двигательную активность ребенка. А его реакция ... при этом могут толкаться, кусаться, драться, царапаться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут ... в психологии 1.1 Изучение агрессивного поведения детей в работах отечественных психологов Существует много определений агрессии. Агрессия - ...

Оснащение педагогического процесса и методического кабинета детского сада наглядными материалами. Анализ результатов практики (самооценка и оценка).

Студенты составляют индивидуальный планпрактики и ведутдневникпедагогического анализа.

Примерное оформление индивидуального плана практики:

1. Дата.

2. Организационные мероприятия.

3. Знакомство с управлением ДОУ.

4. Работа с детьми.

5. Анализ работы воспитателей.

6. Работа в методическом кабинете.

7. Методические мероприятия.

8. Работа с родителями.

Примерное оформление дневника:

1. Дата.

2. Содержание деятельности.

3. Анализ деятельности.

4. Комментарии руководителя.

Примерное распределение заданий практики:

1-ая неделя.

1. Ознакомление с дошкольным учреждением и педагогическим коллективом, с основными направлениями работы. Изучение документации — номенклатуры дел ДОУ: годовой план, книга приказов и др. Составление индивидуального плана практики.

2. Наблюдение за работой старшего воспитателя, изучение его деятельности, составление хронометража рабочего дня. Изучение оснащенности методического кабинета.

3. Составление плана методической работы студента – практиканта.

2-ая неделя.

1. Наблюдение отдельных форм методической помощи, оказываемой старшим воспитателем (консультация, семинар, семинар-практикум и т.п.)

2. Составление конспектов открытых видов детской деятельности и их утверждение. Распределение студентов на роль старшего воспитателя (выполнение во время просмотра открытых занятий или мероприятий).

Третья неделя.

1. Ознакомление с состоянием работы по преемственности со школой, участие в ней.

2. Организация и проведение социально-психологического исследования «Определение профессионально-значимых качеств личности сотрудников»

3. Подготовка и участие в проведении Совета педагогов в ДОУ.

Четвертая неделя.

1. Участие в общественных мероприятиях ДОУ: конкурсах, концертах, театрализованных мероприятиях, праздниках и т. д.

2. Проведение открытых видов детской деятельности, их коллективное обсуждение.

3. Анализ и интерпретация полученных данных исследования.

Методические рекомендации к первому разделу практики (для руководителей практики в доу)

Изучение управления дошкольным учреждением.

Освоение форм и методов управленческой деятельности проходит во время организации администрацией детского сада семинара по проблемам управления. Для этого отводится 1-2 ч во время дневного сна детей. В конце семинара проводится коллективное обсуждение выполненных студентами заданий.

Темы семинара по проблемам руководства в дошкольном учреждении

Занятия проводят заведующий и старший воспитатель дошкольного учреждения.

1. Знакомство с работой заведующего дошкольным учреждением. Руководство воспитательно-образовательной работой. Годовой план, его задачи, их реализация. Административно-хозяйственная деятельность: прием и увольнение, ведение книги приказов и табеля на сотрудников, заполнение трудовой книжки, дифференцированный подход к разным категориям сотрудников. Организация питания и контроль над ним, хранение продуктов, ведение документации по питанию и др.

Задание 1

Провести наблюдения за работой заведующего ДОУ, старшего воспитателя, завхоза и других сотрудников в течение дня и дать оценку содержания их деятельности. Для выполнения задания ис­пользуется хронометраж, педагогический анализ и беседа.

Составить циклограмму рабочего дня одного из названных работников, используя следующую таблицу:

Таблица 1

Циклограмма рабочего дня

№п/п

Виды работы

Затраты времени

Анализ использования времени осуществляется на основе должностных обязанностей. Определить, какой из функций управления в своем рабочем дне руководитель уделил больше внимания, сделать вывод о качестве управленческой деятельности.

2.Руководство методической работой в дошкольном учреждении. Планирование методической работы. Содержание месячного плана, обеспечение им мероприятий годового плана. Составление студентами плана методической работы на месяц.

Задание 2

Проанализировать:

а) месячный план методической работы (форма плана, содер­жание — отметить, обеспечивает ли старший воспитатель выпол­нение годового плана);

б) календарный план старшего воспитателя (распределение рабочего времени в течение дня; время, отводимое на руководство педагогическим процессом; организация деятельности в соответствии с намеченным планом).

Задание 3

Провести хронометраж рабочего времени старшего воспитателя в течение недели. Проанализировать полученные результаты и ответить на следующие вопросы: используется ли старшим воспитателем графическая форма планирования контроля и методических мероприятий? Разработан ли координационный план (циклограмма) основных мероприятий? Помогает ли это в совершенствова­нии управления дошкольным учреждением?

3.Консультации, семинары-практикумы, теоретические семинары, кружки для воспитателей. Формы их проведения. Методика проведения одного из видов работы с воспитателями. Выбор студентами темы консультации или других видов работы с воспитателями. Помощь методиста в их подготовке.

4.Совет педагогов. Тематика и актуальность обсуждаемых проблем. Формы проведения Совета педагогов. Подготовка к Совету педагогов. Контроль за выполнением решений Совета педагогов.

Задание 4

Изучить вопросы организации и проведения заседаний Совета педагогов в детском саду:

— соответствует ли тематика проведенных заседаний Совета педагогов годовому плану;

— как ведутся протоколы Совета педагогов, его структура, соответствие предъявляемым требованиям.

Проанализируйте материалы одного из заседаний Совета пе­дагогов (протокол, тексты докладов, решения).

5.Наблюдение студентами заседания Совета педагогов в дошкольном учреждении. Его анализ.

Задание 5

Провести анкетирование среди воспитателей для изучения организации работы Совета педагогов по следующим вопросам:

— Как вы узнаете о теме Совета педагогов? Интересны ли темы для вас? Почему?

— Что вы прочитали по проблеме, которая будет обсуждаться на предстоящем заседании?

— Самостоятельно ли вы нашли литературу по теме Совета педагогов, воспользовались ли рекомендованным списком, чьим-то советом?

— Знакомы ли вы или ознакомились ли при подготовке к Совету педагогов с опытом работы воспитателей по проблеме, обсуждаемой на Совете педагогов?

— Знакомы ли вы с составом комиссии по подготовке к Совету педагогов?

— Какую помощь в процессе подготовки к Совету педагогов вы получаете со стороны заведующего и старшего воспитателя?

— Принимали ли вы участие в подготовке к Совету педагогов?

— Как вы оцениваете организацию подготовки к Совету педагогов?

— Какие задачи вы решаете по итогам последнего Совета педагогов?

— Интересно ли проходят заседания Совета педагогов?

— Получаете ли вы ответы на интересующие вас вопросы?

— Какие выступления педагогов вашего учреждения дополнялись и почему?

— Чем обогатил вас Совет педагогов?

— Как вы оцениваете роль заведующего в проведении Совета педагогов?

— Ваши предложения по улучшению работы Совета педагогов?

6. Обобщение и внедрение передового опыта в дошкольном учреждении. Выявление, изучение и распространение интересного опыта.

7. Организация коллективных просмотров педпроцесса. Изучение студентами протоколов наблюдений коллективных просмотров.

8.Работа методического кабинета. Принципы подбора, хранения и оформления материалов методического кабинета, анализ студентами содержания выставок, стендов, каталогов и др.

9. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса. Виды проверок. Методы проведения контроля. Фиксация резуль­татов и доведение их до сведения воспитателей. Приемы беседы с воспитателями. План проверки и его реализация.

Задание 6

Изучить, как организуется контроль в дошкольном учрежде­нии по следующим вопросам:

— как отбирают заведующий и старший воспитатель объекты изучения и анализа в соответствии с задачами, решаемыми до­школьным учреждением;

— охвачены ли контролем все основные стороны педагогиче­ского процесса;

— существует ли в дошкольном учреждении система контроля при планировании этого раздела плана;

— обеспечивается ли гласность контроля, участие в контроле общественных организаций;

— четко, грамотно ли дают рекомендации проверяющие (на ос­нове изучения работы воспитателей);

— как заведующий, старший воспитатель организуют проверку планов воспитательной работы (как часто, определены ли дни проверки планов, «фронтальная» и «тематическая» фиксация анализов планов), как организован контроль за выполнением планов воспитательной работы;

— осуществляется ли заведующим контроль за исполнением решений;

— как увязываются функции контроля с другими функциями управления.

10.Формы работы с родителями. Подготовка студентов к про­ведению различных форм работы с родителями.

11. Организация работы по связи со школой. Выявление готовности детей к обучению в школе. Преемственность в работе со школой.

Заведующий организует показ одного из видов контроля за работой воспитателей и привлекает к нему студентов. Практиканты совместно с заведующим проводят утреннюю проверку готовности педагогов к рабочему дню, других видов предупредительного или оперативного контроля, участвуют в обсуждении хода и результатов проверки.

12. Организация социально-психологического исследования «Определение профессионально-значимых качеств личности сотрудников».

Методические рекомендации для студентов Рекомендации к анализу организации педпроцесса в доу

Дайте письменный анализ, обратив внимание на следующие вопросы:

— подготовка заведующего к контролю (имеется ли вопросник, схема и т.д.);

— время проведения, не нарушает ли проверка ход педагогического процесса;

— какие методы контроля использует заведующий;

— поведение заведующего, тон, характер обращения к воспита­телю, родителям, детям;

— делаются ли замечания воспитателю;

— каким образом доводятся до воспитателя результаты проверки.

Старший воспитатель организует показ индивидуальных и групповых форм оказания методической помощи воспитателям, акцентируя внимание студентов на специфике методов и приемов, используемых в работе с педагогами разной квалификации.

Рекомендации к самостоятельной методической работе студентов

Овладение умениями осуществлять методическую помощь воспитателям происходит в процессе проведения студентами различных ее форм.

Форма организации методической помощи должна отвечать вашим личностным интересам, психологическим особенностям, а также интересам и запросам воспитателей. Оказание методической помощи можно проводить как в традиционных формах (консультация, семинар, семинар-практикум), так и с использованием современных методов активизации воспитателей: деловая игра, «мозговой штурм», «педагогический ринг», решение педагогических задач, конкурс и т.п.

Выбор темы обычно связан либо с проблемой, обозначенной в годовом плане учреждения, либо с темой ваших научных или личностных интересов. Она может отражать и те вопросы, которые, по результатам анализа педагогической деятельности в детском саду, оказались недостаточно проработаны. Тему можно выбрать и путем проведения анкетирования воспитателей, направленного на выяснение того, какие педагогические проблемы вызывают у них затруднения или требуют более углубленного ознакомления.

Необходимо очень тщательно подойти к определению содержания выбранной вами формы методической работы с воспитателями. Важно учесть, что уже знают педагоги и что является для них новым. В связи с этим по-разному будет строиться ваша работа. То, что известно воспитателям, но необходимо уточнить, лучше провести в виде «разминки», разбора педагогических ситуаций, решения кроссворда, обмена опытом и др. Важно предусмотреть, чтобы изложение новых сведений обязательно сопровождалось показом наглядных материалов, вопросами к аудитории для уточнения, по­нятна ли суть вопроса, яркими примерами.

Глубокое знание материала, умение доступно и образно преподнести его, корректность и уважение к слушателям помогут разрушить психологический барьер, который нередко возникает между начинающими методистами и воспитателями, имеющими большой опыт работы. Немаловажным компонентом всей этой работы является помощь в оснащении методического кабинета наглядным материалом.

Методические рекомендации к оформлению методкабинета

Приступая к оформлению выставок в методическом кабинете, придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Четко определите тему выставки и согласуйте ее со старшим воспитателем.

2. Если по данной теме имеется нормативный или инструктив­ный документ, то должен быть представлен план его изучения, рекомендации воспитателям по работе с ним, опыт работы по данному документу других детских садов и пр.

Не забудьте представить на стендах:

— конкретные методические рекомендации воспитателям данно­го дошкольного учреждения по выбранной теме;

— опыт работы (детского сада своего города, других городов, за­рубежных стран), связанный с выбранной темой;

— литературу по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или подобрать картотеку);

— наглядный материал, связанный с данной проблематикой (перечень оборудования, чертежи, схемы, образцы поделок и т.д.).

Кроме оформления выставок можно принять участие в создании тематической картотеки (например, по временам года), которая содержит следующий материал:

— тематику занятий с детьми по выбранной теме в каждой возрастной группе;

— примерное программное содержание;

— материал, используемый для проведения занятий и других видов деятельности (картины, пособия, литература для детей и т.д.);

— методическую литературу по данной теме.

Подготавливая наглядный материал, следует предусмотреть его длительное использование (а значит, наклеить на картон, запаять в пластик, убрать в коробку и т.д.), возможное применение в работе с детьми (следовательно, необходимо выдержать задан­ный размер, цвет, форму, дать описание работы с ним и др.).

Кроме всего прочего наглядный материал должен быть привлекательным, эстетично оформлен (текст напечатан, содержание изложено кратко и четко, использовано не более 2-3 сочетающихся цветов) и т.д.

Специалист дошкольного образования должен уметь методически грамотно осуществлять процесс воспитания и обучения детей, владеть современными педагогическими технологиями. Уровень данных умений студенты демонстрируют при проведении открытых видов детской деятельности: одно занятие и один вид внеучебной работы (досуг, труд, режимные моменты и т.п.).

Методические рекомендации для проведения просмотров занятий

Основная задача студентов при проведении открытых просмотров — показать достигнутый ими уровень педагогической деятельности, методическую компетентность, знание современ­ных технологий обучения и воспитания детей дошкольного воз­раста, умение творчески применять их на практике.

Чтобы эта задача была решена наиболее эффективно, при вы­боре раздела и темы следует опираться на результаты анализа пе­дагогической деятельности в дошкольном учреждении. Если вы обнаружили некоторые проблемы в осуществлении педагогиче­ского процесса в детском учреждении, акцент в открытом показе сделайте именно на этих проблемах. Не забудьте, по достоинству оценив достижения воспитателей детского сада, проанализиро­вать, в чем они испытывают затруднения, с какими современными педагогическими технологиями еще мало знакомы или незнакомы совсем. Целесообразно провести открытое занятие или другой вид деятельности с использованием недостаточно освоенной вос­питателями технологии.

Интересными для воспитателей могут оказаться и практические материалы вашего научного исследования по курсовой работе. Для показа можно взять и какую-либо малоразработанную тему, отвечающую интересам и потребностям детей. В любом случае постарайтесь при анализе использовать разнообразные технические средства. Такой подход к выбору темы открытого просмотра (его можно также связать с темой Совета педагогов, консультациями для воспитателей) поможет вам достойно про­явить себя, показать свои педагогические возможности.

На коллективных просмотрах присутствуют все студенты-практиканты базового детского сада, групповой руководитель, старший воспитатель или заведующий, воспитатели, психолог. Из числа студентов для проведения обсуждения коллективного просмотра назначается «методист». В этой роли практикант учится оказывать помощь студенту — «воспитателю» в составлении конспекта, организации открытого показа, готовит вопросы для обсуждения, руководит его проведением, обобщает результаты. В заключение обсуждения анализ и оценка деятельности студента — «воспитателя» и студента-«методиста» даются педагогами дошкольного учреждения, психоло­гом и групповым руководителем.

Рекомендации для анализа открытого занятия (семинара)

При обсуждении открытого занятия (вида деятельности) придерживайтесь следующей схемы:

1. Первое слово студент-«методист» предоставляет студенту-«воспитателю», который знакомит с программными задачами данной деятельности, проводит самоанализ.

2. Участники коллективного просмотра задают вопросы студенту-«воспитателю», который дает необходимые пояснения.

3. Студент-«методист» организует обсуждение всеми студента­ми группы увиденного по заранее подготовленным вопросам.

4. Студент-«воспитатель» отвечает на сделанные замечания, объясняет причины своих действий, педагогических приемов и т.д.

5. Студент-«методист» проводит анализ открытого занятия (вида деятельности) и формулирует оценку (лучше это делать не в баллах, а в виде характеристики).

6. Слово предоставляется присутствующим на коллективном просмотре воспитателям, психологу, старшему воспитателю или заведующей, которые оценивают деятельность студента-«воспитателя» и студента-«методиста».

7. Итог обсуждению подводит групповой руководитель.

Следует помнить, что любое высказывание участников коллективного обсуждения должно начинаться с положительного момента, замечания делаются в конструктивной форме, т.е. должны содержать рекомендации, советы по совершенствованию педагогической деятельности.

Рекомендации для организации и проведения социально-психологического исследования

При организации и проведении социально-психологического теста рекомендовано обратиться к методике Дж. Голланда «Определение профессиональных типов личности». Данная методика позволяет объективно оценить способности человека в различных областях деятельности. Целью исследования является улучшения климата в коллективе, посредством выявления профессионально-значимых качеств личности. Данные методики позволяют продуктивно влиять на сохранение психического здоровья сотрудников, а также формируют устойчивую и продуктивную реализацию интересов сотрудников в профессиональной деятельности.

В исследовании необходимо задействовать всех членов коллектива ДОУ. Для исследования необходимо использовать стимульный материал в виде анкеты. Испытуемым предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары профессий нужно выбрать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.

После проведения исследования необходимо сделать качественный и количественный анализ.

В качественном анализе описать реальные и потенциальные профессиональные особенности членов коллектива в порядке предпочтения по всем типам.

В количественном анализе дать в процентном соотношении оценку профессионального типа каждого члена в организации и коллектива в целом (см. таблицу 2, 3).

Личные данные испытуемых шифруются.

Таблица 2

Групповой анализ профессионально-значимых качеств личности сотрудников

Профессиональный тип личности

Количество сотрудников в %

Реалистический тип

Интеллектуальный тип

Социальный тип

Конвенциальный тип

Предприимчивый тип

Артистический тип

Таблица 3

Определение предпочитаемых типов у каждого члена коллектива

Профессиональный тип

Член коллектива

Т.И.

В.М.

Г.Н.

Л.С.

М.П.

Р.О.

В.Г.

Реалистический

Интеллектуальный

Социальный

Конвенциальный

Предприимчивый

Артистический

Примерная схема анализа режимных моментов

1. Режимный процесс (прием детей, сон, подъем после сна, питание, умывание, раздевание, закаливание, утренняя гимна­стика и т.д.).

2. Условия для организации процесса (окружающая обстанов­ка, единство требований и т.д.).

3. Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, ху­дожественной литературы, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и т.д.).

4. Приемы, создающие положительное отношение к режимным процессам, переход от одного к другому, соблюдение гигиениче­ских требований и др.

5. Использование режимных процессов для решения воспита­тельных задач (воспитание активности и самостоятельности, вза­имопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.).

6. Отражение работы в документации воспитателя (планиро­вание содержания и методов работы с группой и отдельными деть­ми, учет достижений детей, фиксация недостатков, работа с роди­телями, закрепление навыков в самостоятельной деятельности).

План-схема наблюдений за педагогическим процессом

1. Правильность планирования.

2. Организация предметной среды.

3. Соответствие выполняемой работы календарному плану.

4. Эффективность выбора приемов и методов воспитания и обучения.

5. Уровень практических навыков детей.

6. Приемы и методы развития речевой и творческой активно­сти детей, оценка речи воспитателя.

7. Уровень речевых навыков детей.

8. Приемы индивидуальной работы с детьми.

9. Уровень развития самостоятельности и творческой активно­сти детей.

10. Длительность наблюдаемого процесса в целом и его частей.

11. Рациональность проведения данного вида деятельности в течение дня.

12. Приемы и методы нравственного воспитания.

13. Уровень сформированности нравственных качеств детей.

14. Формы и методы работы воспитателя с другими специали­стами (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.).

15. Выполнение программы по разделу за определенный пери­од времени.

Примерная схема анализа занятия

1. Общие сведения об учебном занятии: вид, время проведения, тема, цель, задачи.

2. Санитарно-гигиенические условия; подготовленность оборудования, необходимого для детей и воспитателя, его качество; психологическая подготовка детей к занятию, мотивирование учебной деятельности, создание эмоционального фона. Организация начала занятия. Приемы переключения внимания детей и его концентрации на учебной работе.

3. Тип и структура занятия, форма проведения, соответствие цели и задачам. Рациональное использование времени.

4. Содержание занятия, соответствие программе, уровню развития детей. Какие знания, умения и навыки формируются. Информационная насыщенность занятия. Полнота и последовательность ознакомления детей с материалом. Научный уровень материала, его изложение, связь с жизнью.

5. Оптимальность выбора методов и приемов работы на каж­дом этапе занятия. Насколько выбранные методы обеспечивают сознательность и прочность усвоения знания. Содействие познавательной самостоятельности и активному мышлению детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

6. Стимулирование познавательной деятельности детей. Приемы управления вниманием детей. Стимулирование положительного отношения к учебной деятельности. Методика содержательной оценки знаний, результатов продуктивной деятельности детей.

7. Воспитание детей в процессе занятия. Какие качества личности формируются. Какие приемы и средства воздействия используются, их эффективность. Меры, обеспечивающие высокую работоспособность детей.

Рекомендации для проведения самоанализа студентов

Провести самооценку педагогической деятельности вам помогут тест на выявление творческого потенциала, приведенный в приложении (см. Приложение 2).

Раздел 2: инспекторская практика в органах управления образованием

Цели и задачи 2 раздела:

Данный раздел практики завершает изучение студентами курса «Управление дошкольным образованием» и позволяет применить знания, умения и навыки, полученные в ходе теоретической подготовки, предыдущих практик, в самостоятельной работе по изучению деятельности дошкольных учреждений.

Цель:

Подготовить студентов к работе методиста и специалиста по дошкольному образованию.

Задачи:

1. Ознакомить с программой развития системы дошкольного образования в городе (районе, округе, области, крае).

2. Ознакомить с задачами, содержанием и формой работы лицензионной, аттестационной, методической служб, инспекции, специалистов по дошкольному образованию.

3. Ознакомить с опытом работы различных видов, категорий дошкольных учреждений, работающих по экспериментальным и альтернативным программам.

4. Научить осуществлять экспертную деятельность.

5. Формировать у студентов умение работать с документацией, вносить конкретные предложения по совершенствованию организации и осуществлению педагогического процесса, управленческой деятельности в детском саду.

Содержание практики

Вторая часть практики проходит на базе дошкольных отделов региональных или местных органов управления образованием и соответствую­щих методических служб.

Объем работы студента определяется из расчета не менее 6 ч в день.

Содержание практики заключается в ознакомлении студентов с деятельностью органов управления дошкольным образованием, с функциональными обязанностями специалистов, методистов. Студенты знакомятся с новыми, нетрадиционными формами и моделями дошкольных учреждений, со спецификой организации их работы. Значительное время практики отводится на осуществ­ление студентами тематического контроля дошкольного учрежде­ния по заданию соответствующего органа управления.

Каждый студент составляет индивидуальный календарный план практики, который утверждается групповым руководителем прак­тики, и ведет тетрадь наблюдений, где отражается основное содер­жание практики.

Таблица 4

Форма календарного плана

№ п/п

Дата, время

Содержание деятельности

Отметка о выполнении

(краткий анализ)

Первая неделя

В первый день организуется встреча с руководителями дошкольным образованием соответствующего органа управления. Групповой руководитель совместно со специалистами сообщает план работы данной группы студентов. Определяются базы для ознакомления с разными видами ДОУ, формами организации дошкольного образования, альтернативными, экспериментальными программами, новыми формами и технологиями работы с педагогами. Студенты распределяются по 2-3 человека в дошкольное образовательное учреждение, получают консультацию по проведению экспертизы по одному из направлений (теме, проблеме) его деятельности в соответствии с планом работы органа управления.

  1. Ознакомление со спецификой работы.

Методические рекомендации для студентов

Во время беседы с руководителями дошкольного образования отразите в тетради наблюдений следующие вопросы, характеризующие специфику работы конкретного органа управления образованием:

— название органа управления образованием, основные направления деятельности;

— структура, взаимодействие структурных подразделений;

— связь с органами местного самоуправления;

-количество сотрудников отдела дошкольного образования, наименование должностей, распределение обязанностей;

— содержание и формы работы;

— программа развития дошкольного образования;

-финансирование дошкольного образования, материальное обеспечение;

— задачи годового плана работы;

— количество дошкольных образовательных учреждений (госу­дарственных, муниципальных, негосударственных), их виды;

— квалификация руководителей ДОУ, укомплектованность пе­дагогическими кадрами, наличие вакансий;

— сотрудничество с учебными заведениями по подготовке и пе­реподготовке кадров;

— характеристика программ воспитания и обучения, реализуе­мых дошкольными учреждениями;

— требования к лицензированию, аттестации и аккредитации до­школьных учреждений; деятельность соответствующих комиссий;

-организация государственного контроля (инспектирования) деятельности дошкольных учреждений.

В этот или последующие дни практики студенты присутствуют на одной из форм работы с кадрами: совещание руководителей, планерка, прием населения и т.д.

  1. Ознакомление с организацией работы методической службы. Выяснение роли, особенностей работы методической службы, составление краткой пояснительной записки об особенностях содержания, форм и методов работы с педагогическими кадрами в современных условиях.

Методические рекомендации для студентов

В пояснительной записке отразите следующие вопросы:

1. Цель, задачи методической службы, взаимодействие с органом управления образованием.

2. Штатное расписание, финансирование, распределение обязанностей между работниками методической службы.

3. Годовой, ежемесячный планы работы.

4. Основные направления повышения квалификации педагогических работников.

5. Формы повышения квалификации.

6. Особенности организации повышения квалификации разных категорий работников дошкольных учреждений.

7. Формы и методы изучения, обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта.

8. Стимулирование руководителей дошкольных учреждений к работе в инновационном режиме, к сотрудничеству с научными, учебными организациями.

9. Руководство опытно-экспериментальной работой в дошкольных учреждениях.

10. Оборудование и оформление материалов методического кабинета. Подробный анализ содержания одного из разделов методического кабинета.

В этот, а также другие дни практики студенты участвуют в 1-2 мероприятиях, организуемых методистами для педагогических работников (заседаниях методических объединений, конкурсах на лучшего воспитателя года, деловых играх и т.д.).

По заданию методистов включаются в проведение некоторых из них: готовят консультации для молодых воспитателей, выступают с докладами на семинарах, методических объединениях и т.д. Сообщения студентов могут быть связаны с их научными интересами, специали­зацией, темой курсовой, дипломной работы.

Вторая неделя

  1. Посещение двух дошкольных учреждений различного вида, работающих по альтернативным, экспериментальным программам, использующих новые формы и технологии работы с детьми, родителями, педагогами. Беседа с руководителями, изучение Устава ДОУ, договора между учредителем и ДОУ, договора с родителями, программы развития, годового плана и другой документации, наблюдение отдельных элементов педагогического процесса.

2.Подготовка и представление отчетной документации координаторам практики в университете.

3-я неделя.

1. Показ разных видов, форм и методов контроля. Участие студентов в одном из видов проверки. Диагностика, наблюдение, обследование, собеседование и др. виды изучения детей и педагогов.

2. Подготовка и проведение студентами консультаций, семинаров и других видов методической помощи воспитателям.

4-ая неделя.

1. Участие студентов в одном из видов проверки. Диагностика, наблюдения, обследование, собеседование и другие виды изучения детей и педагогов.

2. Изучение состояния работы с семьями воспитанников. Подготовка и проведение одной из форм работы с родителями: конференция, общее собрание, семейные игры и т.д.

!!! Отчетная документация по практике должна быть представлена в течение последней недели прохождения практики.

Методические рекомендации для студентов

При посещении дошкольных учреждений обратите внимание на следующие вопросы:

— вид дошкольного учреждения, перечень основных и дополнительных образовательных услуг;

— основные и дополнительные источники финансирования;

— особенности материальной базы;

— штатное расписание дошкольного учреждения;

— режим работы;

— программы, реализуемые дошкольным учреждением;

— организация развивающей среды;

— особенности организации педагогического процесса;

— перспектива развития учреждения.

Эта часть практики проходит на базе ДОУ, к которому студенты прикреплены для проведения тематического контроля. В зависимости от темы целесообразно в каждое ДОУ направить 2-3 студентов.

Практиканты оказывают помощь работникам дошкольных учреждений в организационно-воспитательной работе, индивидуально или совместно готовят и проводят одну из форм методической работы по теме контроля (беседа, консультация, семинар, семинар-практикум, деловая игра, «круглый стол»), создают образцы обо­рудования, пособий для оснащения методкабинета и т.д.

По окончании проверки студенты пишут справку (одну на дошкольное учреждение), в которой отражают состояние и уровень работы в дошкольном учреждении по изучаемой проблеме, делают выводы, высказывают рекомендации по совершенствованию работы, изучению и использованию передового педагогического опыта. Обсуждение выводов и рекомендаций проводится с руководителем и сотрудниками дошкольного учреждения на заседании Совета педагогов или на совещании при заведующем.

Методические рекомендации по составлению справки

При написании справки по итогам тематического контроля осветите следующие вопросы:

Тема контроля: в каком дошкольном учреждении, кем, в какой период времени изучался данный вопрос.

Общие данные о дошкольном учреждении:

учредитель, вид, характеристика основных и дополнительных услуг, оказываемых учреждением;

— прохождение лицензирования, аттестации; категория дошко­льного учреждения;

— режим работы;

— количество групп, укомплектованность детьми;

— состав кадров: штатное расписание, вакансии, характеристи­ка педагогического персонала по стажу, образованию, категорийности.

Материально-хозяйственное состояние дошкольного учреждения:

-финансирование, выделение средств на укрепление материально-технической базы;

— характеристика помещения, территории дошкольного учреждения с точки зрения требований СЭС, госпожарнадзора, педагогических требований;

— оснащение педагогического процесса, создание условий для групповой и индивидуальной работы с детьми;

— организация питания.

Воспитательная работа в обследуемых возрастных группах:

— программы, реализуемые дошкольным учреждением;

— анализ календарных планов воспитателей;

-характеристика методов изучения деятельности воспитате­лей, анализ полученных результатов;

— эмоциональный климат в группе;

— характеристика взаимодействия воспитателей и детей;

-анализ овладения детьми требованиями программы (резуль­таты диагностирования, тестирования, анкетирования и т.д.);

— индивидуальный подход к детям.

Работа с родителями:

-рассмотрение изучаемых сторон деятельности дошкольного учреждения на родительских собраниях, совете учреждения;

— организация педагогического просвещения родителей;

— совместная работа педагогов и родителей в решении образо­вательных задач;

— деятельность родительского комитета.

Руководство заведующего дошкольным учреждением’.

анализ годового плана, решений Совета педагогов и т.д.;

-деятельность руководителя по организации повышения ква­лификации сотрудников дошкольного учреждения;

-наличие методической литературы и пособий в помощь вос­питателям;

— организация методической помощи педагогам;

— наличие передового педагогического опыта;

— сотрудничество с учебными и научными учреждениями;

-организация контроля за воспитательно-образовательной работой и его эффективность.

Выводы (достижения, недостатки и их причины).

Предложения по совершенствованию работы (соответственно выводам, с указанием срока исполнения и ответственных).

Справка подписывается проверяющими, заведующей дошкольным учреждением, заверяется печатью.

Справка печатается в 2-3 экземплярах: для дошкольного учреждения, учредителя, проверяющего.

Итоги работы студентов

По итогам практики проводится конференция. Во время заключительной конференции в ИГЛУ обсуждаются результативность и эффективность работы студентов. В своих выступлениях студенты обобщают впечатления о работе органов управления образованием, уровне развития общественного дошкольного образования, отмечая специфику в зависимости от местных условий, обмениваются впечатлениями, вносят предложения по совершенствованию организации и проведения практики.

Отчетная документация по инспекторско-методической практике

1. Индивидуальный план практики с отметкой о его выполне­нии.

2. Дневник педагогического анализа.

3. Конспекты открытых видов детской деятельности.

4. Материалы по работе с родителями.

5. Материалы по проведению методической работы с воспита­телями (содержание семинаров, консультаций, деловых игр и др.).

6. Материалы к Совету педагогов.

7. Справка по итогам обследования дошкольного учреждения в трех экземплярах (для дошкольного учреждения, органа управления образованием, факультета).

8. Индивидуальный отчет-самоанализ о практике: впечатления, самооценка результативности работы, предложения (см. Приложение 2).

9. Итоговый оценочный лист, заверенный печатью и подписью (см. Приложение 1).

10. Анкета по итогам практики (см. Приложение 3).

11. Качественный и количественный анализ и интерпретация социально-психологического исследования по методике Дж. Голланда «Определение профессионально-значимых качеств личности сотрудников».

Оценка практики

На итоговом совещании в дошкольном учреждении выставляется предварительная оценка по практике (см. Приложение 1).

Критериями при оценке практики являются:

I. Уровень профессионально — педагогических умений.

II. Проявление профессионально-значимых качеств личности: дисциплинированность, организованность, доброжелательность, уравновешенность, любовь к детям и др.

III. Качество выполнения всех заданий практики.

IV. Уровень проявления творчества.

V. Уровень педагогического анализа и рефлексии.

VI. Качество отчетной документации.

VII. Уровень владения навыками и умениями проведения, анализа и оформления социально-психологического исследования.

Расчет рейтинга педагогической практики

(второе поколение ГОС ВПО)

Вид учебной работы

Балл за отдельный вид деятельности

Кол-во

(max.)

Балл

(max.)

%

Комментарий

Оценка текущей работы

  1. Посещение и получение (в дистанционном режиме) консультации по педагогической практике

1

2

2

Педагогическая практика предусматривает посещение консультации по педагогической практике

  1. Представление индивидуального плана практики с отметкой о его выполне­нии

«отлично» — 3 балла

«хорошо» — 2 балла

«удовлетворительно» — 1 балл

1

3

В индивидуальном плане на каждый день должна быть представлена деятельность не менее чем на 6 часов.

  1. Дневник педагогического анализа

«отлично» — 3 балла

«хорошо» — 2 балла

«удовлетворительно» — 1 балл

1

3

Дневник педагогического анализа должен включать не менее 4 наименований:

  1. Анализ режимных моментов.
  2. Анализ наблюдения за педагогическим процессом.
  3. Анализ занятий и мероприятий.
  4. Самоанализ деятельности.
  1. Конспекты открытых видов детской деятельности

«отлично» — 3 балла

«хорошо» — 2 балла

«удовлетворительно» — 1 балл

4

18

Не менее 4 — 6 конспектов.

  1. Материалы по работе с родителями

«отлично» — 3 балла

«хорошо» — 2 балла

«удовлетворительно» — 1 балл

2

6

Не менее 2 форм работы (консультации, собрания, беседы и др.)

  1. Материалы по проведению методической работы с воспита­телями

«отлично» — 3 балла

«хорошо» — 2 балла

«удовлетворительно» — 1 балл

2

6

Не менее 2 форм работы (семинары, консультации, деловые игры и др.).

  1. Материалы к Совету педагогов

«отлично» — 3 балла

«хорошо» — 2 балла

«удовлетворительно» — 1 балл

1

3

  1. Справка по итогам обследования дошкольного учреждения

отлично» — 3 балла

«хорошо» — 2 балла

«удовлетворительно» — 1 балл

1

3

Справка составляется в трех экземплярах (для дошкольного учреждения, органа управления образованием, факультета).

  1. Качественный и количественный анализ и интерпретация социально-психологического исследования по методике Дж. Голланда «Определение профессионально-значимых качеств личности сотрудников»

«отлично» — 11 баллов

«хорошо» — 8 баллов

«удовлетворительно» — 6 баллов

6

11

Допустимый минимум

33 балла

60%

Минимум высчитывается исходя 60% от допустимого максимума

Допустимый максимум

55 баллов

100%

Максимальное количество баллов, которое студент может получить за текущую работу (100 баллов)

Добор баллов

Виды работ определяются преподавателем индивидуально для студента

«отлично» — 3 балла

«хорошо» — 2 балла

«удовлетворительно» — 1 балл

Добор баллов осуществляется только в случае, если студент не набрал необходимого минимума баллов за текущую работу. Добор баллов осуществляется посредством выполнения дополнительной воспитательной работы прикреплённой за студентом группе; добор позволяет довести рейтинг студента по дисциплине только до допустимого минимума.

Бонусы

1. Выступление на научной конференции по итогам практики

10 баллов

10 баллов

Бонусные баллы выставляются преподавателем особо активным студентам.

Информация о возможности получить заявленные бонусы предоставляется преподавателем либо студентом.

Соответствие рейтинговых баллов академической оценке

Количество набранных %

Количество набранных баллов

Академическая

оценка

от 60 до 100%

От 33 до 55 баллов

Зачёт (дифференцированный)

33 – 43 б.

44 – 54 б.

55 б. и выше

3 (удовлетворительно)

4 (хорошо)

5 (отлично)

Приложение 1

Итоговый оценочный лист по педагогической практике

Студента (ФИО) _____________________________________________________

Факультет ______________________________________группа _____________

База ________________________________________________________________

  1. Умение планировать и прогнозировать результаты методической работы:
    • умеет планировать и прогнозировать;
    • требуется консультации;
    • не умеет планировать и прогнозировать.
    1. Умение ставить цели и формулировать задачи методической работы с воспитателями:
      • умеет;
      • требуется помощи;
      • не умеет.
      1. Умение организовывать и анализировать работу методического кабинета:
        • умеет;
        • требуется помощи;
        • не умеет.
        1. Умение документально оформлять результаты педагогического анализа:
          • умеет;
          • требуется помощи;
          • не умеет.
          1. Умение оценивать качество материалов методического кабинета и их размещение:
            • умеет;
            • требуется помощи;
            • не умеет.
            1. Умение организовывать, координировать работу воспитателей:
              • умеет;
              • требуется помощи;
              • не умеет.
              1. Умение вести обсуждение открытых просмотров и публично выступать перед педагогическим коллективом, родителями:
                • умеет;
                • требуется помощи;
                • не умеет.

                Рекомендации по профессионально-педагогическому росту студента

                ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                Заведующая доу _____________________________

                Место печати Методист ДОУ _______________________________

                Место печати Зав. дошкольным отделом_______________________

                Итоговая оценка за педагогическую практику: ________________

                (выставляется координатором практики кафедры педагогики)

                Приложение 2

                Отчет-самоанализ студента-практиканта

                Ф.И.О. (студента) __________________; группа ______________________

                1. Характеристика базы практики (условия работы, квалификация учителей, руководителей педпрактики, отношения педколлектива к студентам, степень оказанной методической помощи, общий вывод об образовательном учреждении как базы практики).
                2. Содержание и анализ выполненной работы (что сделано, что получилось, и в чем испытывали трудности в организации и проведении различных форм педагогического процесса, чем удовлетворены или не удовлетворены. Почему? и т.д.).
                3. Выполнение индивидуального задания (тема, форма, основные результаты и выводы).
                4. Предложения по совершенствованию практики (подготовка и организация, содержание, отчетная документация и т.д.).

                Дата Подпись практиканта

                Приложение 3 Анкета по итогам практики

                1. Какие трудности возникали в процессе практики?

                2. Каковы причины затруднений?

                а) Недостаток знаний.

                б) Недостаток практических умений.

                в) Свойства и качества личности.

                г) Недостаточная помощь старшего воспитателя педагогиче­ского персонала.

                д) Недостаточная помощь руководителя практики,

                е) Другое (напишите).

                3. Готовы ли вы к работе в качестве воспитателя-методиста?

                а) Да.

                б) Не вполне.

                в) Нет. Если «нет», назовите причины.

                4. В чем вы видите положительное влияние практики?

                а) В возможности применять знания, полученные в вузе.

                б) В получении практических умений.

                в) В возможности проверить правильность выбора профессии отдельных педагогов (работников).

                г) Другое (напишите).

                5. В чем вы видите недостатки практики?

                а) В плане практики.

                б) В коротком отрезке времени, отведенном для практики.

                в) В руководстве практикой со стороны преподавателя вуза.

                г) В руководстве старшего воспитателя дошкольного учреж­дения и других работников.

                д) Другое (напишите).

                6. Довольны ли вы практикой?

                а) Вполне;

                б) Скорее доволен, чем нет.

                в) Скорее нет, чем да.

                г) Недоволен.

                д) Затрудняюсь ответить.

                8. Ваши предложения по совершенствованию практики (напишите).

                ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                23