Программа педагогической практики 3

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

УО «Белорусский государственный

университет культуры и искусств»

_________________ Ю. П. Бондарь

«____»_________________ 2013 г.

Регистрационный № УД-_____/ уч.

для специальностей

1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям);

1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство

(по направлениям); 1-17 03 01 Искусство эстрады

(по направлениям); 1-16 01 06-11 Духовые инструменты (народные); 1-16 01 10 Пение (народное)

Минск

БГУКИ

2013

Составители:

И. А. Малахова, заведующий кафедрой психологии и педаго­гики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор педагогических наук, доцент;

О. О. Грачева, доцент кафедры психологии и педагогики учреж­дения образования «Белорусский государственный уни­вер­ситет культуры и искусств», кандидат искусствоведения

Рецензенты:

В. Г. Игнатович, заведующий кафедрой педагогики и пси­хо­ло­гии начального образования учреждения образования «Бело­русский педагогический университет им. М. Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

Л. И. Козловская, заведующий кафедрой педагогики соци­аль­но-культурной деятельности учреждения образования «Бе­ло­рус­ский государственный университет культуры и ис­кусств», кандидат педагогических наук, доцент.

Рекомендовано к утверждению:

кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и ис­кусств» (протокол № 1 от 11.09.2012 г.);

11 стр., 5435 слов

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального ...

... Содержание программы учебной дисциплины соответствует о новым требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина «Социология» рассчитана на 60 часов и изучается ... 4,5. Интерпретация и анализ данных в исследовании. М.,1987. Ионин Л.Г.. Социология культуры. М. 1996. Как провести социологическое исследование. М.,1990. Карпова Ю.А. Введение ...

президиумом научно-методического совета учреждения об­ра­зо­вания «Белорусский государственный университет куль­туры и искусств» (протокол № 1 от 24.09.2012 г.)

Ответственный за редакцию А. И. Гуторова

Ответственный за выпуск И. А. Малахова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика студентов является одним из важ­ных этапов осуществления учебного процесса в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Она обес­пе­чивает формирование у студентов практических навыков пре­подавания дисциплин художественно-культурологического профиля. Педагогическая практика является важнейшей частью учебного процесса при подготовке преподавателей специальных и культурологических дисциплин и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студен­тов по углубленному закреплению теоретических знаний, про­фес­сиональных педагогических навыков, развитию способ­нос­тей к педагогическому творчеству и склонности к воспита­тельной работе.

Педагогическая практика направлена на обучение студентов практическим навыкам, подготовку их к самостоятельной про­фессиональной деятельности по преподаванию специальных и культурологических дисциплин.

Педагогическая практика в художественных и музыкальных школах, общеобразовательных школах с художественно-эсте­ти­ческим профилем, учреждениях дополнительного образова­ния, художественных кружках и студиях учреждений культуры предполагает анализ, проектирование и практическое осуще­ствление основных видов преподавательской деятельности в сфе­ре искусства. Педагогическая практика является интегри­рую­щим фактором связи теоретического обучения, управляе­мой самостоятельной работы и практической педагогической деятельности. Завершая цикл освоения психолого-педагоги­чес­ких дисциплин, практика выявляет достигнутый студентами уровень профессиональной компетенции.

В структуру деятельности студентов на протяжении педа­го­гической практики входит:

– изучение содержания и современных технологий препода­вания специальных дисциплин в условиях академической и досуговой форм художественного образования;

– изучение психолого-педагогических особенностей учени­ков разных возрастных групп и влияния этого фактора на со­дер­жание и методику преподавания художественных дис­циплин;

– изучение особенностей учебно-творческой работы в усло­виях индивидуальной, групповой и коллективных форм орга­низации учебного процесса;

– ознакомление с опытом работы лучших учебно-воспи­та­тельных коллективов художественного направления и анализ педагогической деятельности их преподавателей и руково­дителей;

3 стр., 1421 слов

БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ

... профилактики социального неблагополучия семьи, детей, молодежи.   После прохождения учебной (социально-педагогической) практики студенты должны: знать: - документацию, регламентирующую деятельность учреждения образования по работе с семьями, находящимися в СОП; - порядок ...

– освоение приемов гармонизации межличностных отно­ше­ний в условиях творческого коллектива;

– овладение содержанием и различными формами худо­же­ственно-просветительской деятельности, направленной на эсте­­тическое воспитание и художественное образование учащихся;

– ознакомление с приемами исследовательской работы в об­ласти профессиональной педагогики.

В качестве баз практики для будущих преподавателей раз­личных видов искусства выступают:

– многопрофильные и однопрофильные школы искусств, где преподается один или несколько видов художественного твор­чества;

– средние специальные учреждения художественного обра­зования;

– социокультурные учреждения, на базе которых работают учебно-творческие кружки, студии, художественные коллек­тивы;

– общеобразовательные школы с художественным уклоном;

– центры творчества детей и молодежи и другие вне­школьные учреждения.

Целью педагогической практики является обеспечение прак­тической подготовки студентов к самостоятельной профес­сио­нальной деятельности в области художественного образования и эстетического воспитания.

Задачи педагогической практики:

– воспитание у студентов готовности к осуществлению про­фессиональной деятельности преподавателя различных видов искусства;

– формирование у будущих преподавателей потребности в профессиональной рефлексии;

– развитие педагогических способностей и склонностей студентов;

– формирование опыта педагогического взаимодействия с различными субъектами учебно-воспитательного процесса;

– стимулирование креативных подходов к решению про­фес­сиональных проблем педагогики искусства.

Выполнение программы педагогической практики предусма­три­вает приобретение студентами знаний нормативно-пра­во­во­го и профессионально-педагогического характера. В процессе педагогической практики студенты знакомятся с:

– нормативными документами, которые определяют содер­жа­ние и формы деятельности учебных и воспитательных учреждений социокультурной сферы;

– содержанием учебно-творческой работы баз практики, обя­зан­ностями педагогов;

– характером взаимодействия с родителями учеников и обще­об­разовательными школами, где они получают базовое обра­зование.

В процессе педагогической практики у студентов форми­руются умения и навыки:

– планирования и проектирования учебно-воспитательной деятельности в сфере художественного образования;

– самостоятельного осуществления учебно-воспитательной и учебно-творческой работы с учащимися в соответствии с запланированными содержанием, формами и методами;

– изучения и целенаправленного формирования личности ученика с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, характера его творческой индивидуальности;

– анализа и самоанализа профессиональной педагогической деятельности в сфере профессиональной педагогики искусства.

Практика начинается с общего знакомства студентов с учеб­но-воспитательным учреждением, организацией учебно-твор­чес­кой работы с учениками, педагогами, преподающими спе­ци­альные художественные дисциплины, системой основных и дополнительных занятий и т. п. На протяжении первой недели студенты под руководством преподавателей составляют инди­ви­дуальные планы на весь период практики, которые утвер­ждают руководители практики от университета. За период прак­тики студенты посещают не менее 10 уроков (учебных ре­петиций, студийных занятий) по специальным художественно-творческим дисциплинам. Кафедры, ответственные за прове­дение практики (выпускающая и кафедра психологии и пе­дагогики), помогают студентам выполнить индивидуальный план и контролируют их деятельность на базах практики. По результатам практики проводится конференция, на которой студенты выступают с отчетами; оценка проделанной работы осуществляется в виде дифференцированного зачета.

Студенты поэтапно овладевают приемами практического ис­пользования знаний, полученных на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического и профессионально-творческого цик­лов, проводят наблюдения и анализ, результаты которых включаются в содержание отчета по практике.

Важным моментом при подведении результатов практики является профессиональная рефлексия начинающих препода­вателей. Отдельные материалы педагогической практики могут быть использованы при подготовке курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ студентов. Материалы прове­денной работы прилагаются к отчету о педагогической прак­тике студента; их объем и качество учитываются при под­ве­дении результатов практики и влияют на оценку работы прак­тиканта. Лучшие работы представляются на научную конфе­ренцию студентов.

Содержание практики Тематический план педагогической практики

Разделы и темы

Раздел 1. Программы, нормативные

и организационные основы педагогической практики

Тема 1.1. Организационные и профессионально-педагогические особен­ности баз практики

Тема 1.2. Требования к практикантам

Тема 1.3. Порядок прохождения и отчетности по педагогической практике

Раздел 2. Содержательное и методическое своеобразие преподавания видов искусства в условиях академической

и досуговой форм художественного образования

Тема 2.1. Приемы анализа содержания художественного образования на базах практики

Тема 2.2. Наблюдение и анализ методики преподавания искусства в процессе индивидуальных, групповых и коллективных занятий по специальным дисциплинам

Тема 2.3. Планирование пробных и зачетного уроков практиканта

Раздел 3. Проектирование и практическая реализация дидактических разработок практиканта

Тема 3.1. Обоснование цели, задач учебного занятия с учетом особен­ностей текущего педагогического процесса на базе практики

Тема 3.2. Отбор необходимого и достаточного содержания учебного занятия как педагогическая проблема

Тема 3.3. Выбор форм и методов проведения учебного занятия, отвечающих цели и задачам урока; составление плана-конспекта урока (учебного, студийного, репетиционного занятия)

Тема 3.4. Использование современных образовательных технологий на уроке искусства

Раздел 4. Изучение

психолого-педагогических характеристик учащихся

Тема 4.1. Параметры анализа личности ученика и составление его монографической характеристики

Тема 4.2. Параметры анализа творческого коллектива

Раздел 5. Освоение приемов профессиональной рефлексии

Тема 5.1. Параметры самоанализа собственного зачетного урока. Анализ уроков, проведенных другими практикантами

Тема 5.2. Комплексный самоанализ педагогической практики студента: компоненты и критерии

Раздел 1. Программы, нормативные и организационные основы педагогической практики

Тема 1.1. Организационные и профессионально-педагогические особенности баз практики

Цели и задачи практики в системе профессиональной подго­товки студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств. Специфика баз педагогической практики: сущностно-содержательные детерминанты деятельности со­цио­культурных учреждений.

Характеристика педагогического компонента деятельности социокультурных учреждений. Функциональные различия в деятельности учреждений профессионального художествен­ного образования и клубных учреждений в различных областях искусства.

Организация профессиональной и любительской деятель­нос­ти учащихся на начальной ступени обучения различным видам искусства.

Тема 1.2. Требования к практикантам

Права и обязанности студента-практиканта в период работы на базе педагогической практики. Инструктаж о соблюдении тех­ники безопасности на уроках искусства (музыки, специн­струмента и др.).

Содержание программы практики, задачи учебно-воспита­тельной, внеклассной и внешкольной работы. Требования к ведению и предоставлению учебной документации.

Критерии оценки деятельности студента:

– объем фактически выполненной работы по основным на­правлениям и видам деятельности (количество проведенных уроков и внеклассных мероприятий);

– качество выполнения заданий, предусмотренных програм­мой практики;

– прочность сформированных педагогических умений и навыков;

– творческое отношения к выполнению конкретных педаго­ги­ческих задач;

– уровень профессиональной подготовленности (теоретичес­кой и практической);

– стиль общения с учащимися, педагогами, родителями;

– готовность к самостоятельной педагогической деятель­ности;

– своевременность и качество составления документации.

Тема 1.3. Порядок прохождения

и отчетности по педагогической практике

Составление индивидуального плана прохождения практи­ки. Оформление и предоставление документов по итогам про­хождения практики.

Овладение приемами практического использования знаний, полученных на занятиях по дисциплинам психолого-педаго­гического и профессионально-творческого циклов, проведение наблюдения и анализ результатов.

Требования к ведению дневника практиканта. Структура и содержание отчета по практике (приложение 1).

Раздел 2. Содержательное и методическое своеобразие преподавания видов искусства в условиях академической

и досуговой форм художественного образования

Тема 2.1. Приемы анализа содержания

художественного образования на базах практики

Структура содержания художественного (музыкального) об­разования на основе анализа деятельности баз педагогической практики. Изучение документов, регламентирующих содержа­ние художественного (музыкального) образования: устав, положение, учебный план, учебные программы по дисцип­линам художественного цикла.

Специфика преподавания искусства как предмета педа­го­ги­ческой деятельности в учреждениях социокультурной сферы. Приемы составления расписания занятий на базах практики.

Тема 2.2. Наблюдение и анализ методики преподавания искусства в процессе индивидуальных, групповых

и коллективных занятий по специальным дисциплинам

Изучение форм обучения дисциплинам искусства на базах практики. Методика организации индивидуальных, групповых и коллективных уроков по специальным дисциплинам. Обос­нование выбора формы обучения дисциплинам искусства.

Характеристика зависимых и независимых переменных методики преподавания искусства. Организация продуктив­ного взаимодействия в системе «педагог – ученик» на уроках искусства (музыки).

Зависимость результатов педагогической деятельности от стиля взаимодействия педагога с учеником. Технология выста­вления оценок по предметам художественного цикла.

Тема 2.3. Планирование пробных и зачетного уроков практиканта

Виды и функции планирования в учебных заведениях худо­жественного профиля. Изучение существующих на базах прак­тики планов работы. Характеристика и структура индиви­ду­ального плана учащегося музыкальной школы.

Составление плана урока по дисциплинам художественного профиля. Структура и ход урока, тема, цель и задачи урока, методы и средства обучения на уроке, деятельность педагога и учащихся на уроке, содержание учебного материала. Распре­деление учебного времени по этапам урока.

Рефлексия проведенного урока и планирование новых уро­ков по дисциплинам художественного цикла.

Раздел 3. Проектирование и практическая реализация дидактических разработок практиканта

Тема 3.1. Обоснование цели, задач учебного занятия с учетом особенностей текущего педагогического процесса на базе практики

Целеполагание как один из видов профессиональной дея­тель­ности преподавателя различных видов искусства. Специ­фика цели урока в различных учреждениях художественного и музыкального образования. Закономерности постановки цели урока. Содержательное наполнение цели урока по различным видам искусства.

Задачи урока как пути достижения цели урока. Алгоритм формулировки задач урока по дисциплинам художественного цикла. Образовательные, воспитательные и развивающие зада­чи в художественном (музыкальном) обучении учащихся.

Тема 3.2. Отбор необходимого и достаточного содержания учебного занятия как педагогическая проблема

Технология отбора содержания музыкального (художествен­ного) обучения на уроках художественного профиля. Специ­альные знания, умения, навыки, произведения искусства, худо­же­ственно-творческая деятельность как структурные компо­нен­ты содержания учебного занятия.

Алгоритм формирования музыкальных (художественных) умений на уроке. Критерии и принципы отбора музыкального (художественного) материала для изучения на уроке. Специфи­ка работы над произведениями различных форм, стилей и жанров.

Тема 3.3. Выбор форм и методов проведения учебного занятия, отвечающих цели и задачам урока; составление плана-конспекта урока (учебного, студийного, репетиционного занятия)

Зависимость методов, форм и средств музыкального (худо­жественного) обучения от цели, задач, содержания урока и индивидуальных особенностей учащихся. Использование раз­личных методов обучения для достижения поставленной цели урока.

Технология составления плана-конспекта урока искусства. План-конспект как конечный документ планирования учебной работы. Формулировка цели, задач урока. Определение средств, методов и приемов, используемых на уроке. Распре­деление времени в каждой части урока. Отбор содержания обучения и средств контроля за его усвоением. Составление плана-конспекта урока музыки (приложение 2).

Тема 3.4. Использование современных образовательных технологий на уроке искусства

Личностно ориентированная гуманистическая парадигма как средство педагогической деятельности в учреждениях социо­куль­турной сферы. Технологии, ориентированные на ученика как субъекта профессиональной педагогической деятельности.

Использование элементов проблемного обучения в педаго­ги­ке искусства. Интерактивные методы и приемы обучения искусству. Анализ педагогических технологий, применяемых педагогами на базах практики.

Педагогика сотрудничества как продуктивная технология обучения различным видам искусства.

Раздел 4. Изучение психолого-педагогических характеристик учащихся

Тема 4.1. Параметры анализа личности ученика и составление его монографической характеристики

План психолого-педагогической характеристики учащегося включает следующие параметры:

– социально-демографические данные;

– отношение воспитанника к школе, клубу, дворцу;

– уровень сформированности навыков в различных видах деятельности школы, клуба (учебной, досуговой, обществен­ной, трудовой и др.);

– ведущие интересы в деятельности, увлеченность воспитан­ника каким-либо учебным направлением, кружком, секцией и т. д.;

– культурный кругозор: начитанность, широта культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни;

– общественная и трудовая активность воспитанника, ини­циа­тивность, стремление добровольно включаться в обще­ствен­ные дела, заинтересованность в них, умение трудиться;

– состояние здоровья, отношение к занятиям физкультурой и спортом;

– нравственное состояние: сформированность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гуманизм, сознательная дис­циплина, степень развитости чувства долга, честность, порядочность;

– взаимоотношения воспитанника и коллектива (школы, объединения, клуба т. д.), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, роль в коллективе.

План психолого-педагогической характеристики учащегося размещен в приложении 3.

Тема 4.2. Параметры анализа творческого коллектива

Характеристика творческого коллектива включает следую­щие параметры:

– общие сведения о коллективе и история его создания;

– руководство и организация творческого коллектива;

– взаимоотношения внутри коллектива;

– характеристика учебно-творческой деятельности коллек­тива;

– состояние дисциплины в коллективе;

– характеристика взаимоотношений коллектива с руководи­телем;

– жизнь коллектива вне репетиций и выступлений;

– общественная и благотворительная деятельность коллек­тива;

– психолого-педагогические выводы и рекомендации.

План характеристики творческого коллектива размещен в при­ложении 4.

Раздел 5. Освоение приемов профессиональной рефлексии

Тема 5.1. Параметры самоанализа

собственного зачетного урока.

Анализ уроков, проведенных другими практикантами

Проведение самоанализа собственного зачетного урока и ана­лиза уроков, проведенных другими практикантами по пред­ложенной схеме (приложения 5, 6, 7).

Тема 5.2. Комплексный самоанализ педагогической практики студента: компоненты и критерии

Оценка результатов педагогической практики и предложе­ния практиканта по совершенствованию содержания и орга­низации практики. Самооценка профессиональных умений пре­подавателя включает следующие компоненты и критерии их сформированности:

1. Организаторские умения:

– оперативно решать педагогические задачи в конкретных ситуациях;

– точно формулировать цель деятельности;

– выделять этапы конкретного вида деятельности;

– увлекать учащуюся молодежь предстоящей деятель­ностью;

– определять возможности участников деятельности и орга­низовывать их работу;

– правильно ориентироваться в непредвиденной обстановке или критической ситуации;

– выбирать наиболее целесообразные методы и приемы до­стижения цели;

– добиваться осуществления намеченной цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства;

– поощрять соразмерно проделанной работе.

2. Коммуникативные умения:

– продуктивно организовывать и осуществлять педагогичес­кое общение;

– соблюдать основные правила этики общения;

– относиться с вниманием и пониманием к каждому уча­щемуся;

– определять настроение воспитанников по косвенным пока­зателям;

– быть гибким, перестраивать свое поведение и характер об­щения в интересах дела;

– ориентироваться в различных ситуациях общения;

– создавать в учебном коллективе обстановку взаимной за­бо­ты и уважения;

– устанавливать контакты с коллегами;

– следить за культурой устной и письменной речи;

– следить за своей внешностью с учетом реальной обстанов­ки общения (школа, деловая встреча, театр, вечер отдыха, турпоход и т. д.).

3. Дидактические умения:

– проводить учебные занятия на высоком научно-мето­ди­ческой уровне;

– организовывать продуктивную деятельность учащихся на за­нятиях;

– научно, доступно и интересно излагать учебный материал;

– прививать обучаемым интерес к знаниям;

– находить и использовать наиболее ценное в опыте коллег-педагогов;

– анализировать результативность своей профессионально-педагогической деятельности;

– определять эффективность учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом.

4. Конструктивно-творческие умения:

– правильно определять содержание, формы и методы вос­пи­тательного воздействия;

– компетентно осуществлять планирование учебной, воспи­та­тельной и культурно-творческой работы с коллективом и отдельными учащимися;

– творчески подходить к педагогическому процессу;

– использовать сильные стороны своей личности в учебно-воспитательных целях;

– непременно добиваться успеха в педагогической деятель­ности.

5. Прогностические умения:

– предвидеть результаты планируемых педагогических воз­дей­ствий;

– помогать учащимся разрабатывать программу самовоспи­тания;

– самостоятельно разрабатывать критерии определения уров­ня воспитанности учащихся и развития учебного коллектива;

– вовремя подсказывать учащимся виды деятельности, акту­альные для развития тех или иных качеств их личности;

– предвидеть познавательные затруднения обучаемых;

– ставить новые цели и задачи предстоящей деятельности.

Информационно-методическая часть Литература

1. Буткевич, В. В. Личность учителя как предмет научного познания / В. В. Буткевич. – Минск : БГПУ, 2000. – 172 с.

2. Вишневецкая, З. Г. Педагогическая практика на предвы­пуск­ном и выпускном курсах факультета педагогики и методи­ки начального обучения / З. Г. Вишневецкая. – Витебск : Изд-во ВГУ, 1999. – 48 с.

3. Волкович, Н. А. Педагогическая практика по мировой и оте­чественной художественной культуре : пособие / Н. А. Вол­ко­вич, Н. Н. Беспамятных, Н. Б. Журавлева ; под общ. ред. У. Д. Розенфельда. – Гродно : ГрГУ, 2002. – 67 с.

4. Воспитательная работа в школе и в лагере : игры, кон­кур­сы, викторины : пособие для студентов высш. учеб. заведе­ний, обучающихся по пед. специальностям : в 2 ч. / П. М. Быч­ков­ский [и др.]. – Минск : БГУ, 2009. – 327 с.

5. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учи­теля / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М. : Флинта, 2010. – 344 с.

6. Журлова, И. В. Педагогическая практика студентов : учеб.-метод. указ. для студентов пед. ун-тов / И. В. Журлова, Л. А. Замыко, Г. И. Малащенко. – Мозырь : МГПУ, 2007. – 52 с.

7. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск : Сер-Вит, 2010. – 256 с.

8. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция представле­ний педагогов о личности ребенка : метод. пособие / Нац. ин-т образования ; под ред. Я. Л. Коломинского, С. С. Харина. – Минск : НИО, 1999. – 154 с.

9. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржев­ский. – М. : Обр. центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с.

10. Копылова, А. В. Планирование уроков по мировой худо­жественной культуре / А. В. Копылова. – М. : Аз, 1999. – 72 с.

11. Организация педагогической практики студентов в вузе : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. М. И. Демидович [и др.] ; под общ. ред. В. А. Капрановой. – Минск : БГПУ, 2007. – 114 с.

12. Осипов, Е. Д. Педагогическая практика студентов. Взаи­мо­действие с семьей учащегося : учеб.-метод. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е. Д. Оси­пов ; под ред. А. Н. Сендер. – Брест : БрГУ, 2007. – 138 с.

13. Педагогическая практика студентов университета : метод. рекомендации / сост. И. И. Казимирская, В. В. Чечет. – Минск : БГУ, 1999. – 44 с.

14. Педагогическая практика студентов : учеб. пособие / В. П. Тарантей [и др.] ; под ред. В. П. Тарантея. – Минск : Университетское, 1991. – 206 с.

15. Пешикова, Л. В. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура» : рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры / Л. В. Пешикова, Л. М. Предтеченская. – М. : Книго­люб, 2000. – 72 с.

16. Селевко, Г. К. Современные образовательные техноло­гии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.

17. Чепиков, В. Т. Педагогическая практика : учеб.-практ. пособие / В. Т. Чепиков. – Минск : Новое знание, 2004. – 204 с.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Учебные задания по педагогической практике и структура отчета о прохождении педагогической практики

Ознакомление с работой учреждения образования

на приме­ре базы практики

1. Разработка индивидуального плана работы практиканта.

2. Беседа с директором (завучем) школы/руководителем твор­ческого коллектива.

3. Прослушивание и запись инструктажа по технике безо­пасности во время работы в учреждении образования.

4. Знакомство с материальной базой и педагогическим кол­лек­­тивом учреждения образования и/или учреждения куль­туры.

5. Наблюдение за открытыми уроками преподавателей по дисциплинам искусства и участие в их обсуждении.

Учебно-методическая работа студента-практиканта

1. Составление дневника педагогической практики, вклю­чаю­щего анализ самостоятельной работы студента-практикан­та с учеником.

2. Посещение шести уроков по специальным дисциплинам и пред­ставление их педагогического анализа по предложенной схеме.

3. Составление психолого-педагогической характеристики ученика либо учебно-творческого коллектива по предложен­ным схемам.

4. Характеристика базы практики (письменная).

5. Проведение открытого (зачетного) урока по спецдис­ципли­не и представление его протокола и самоанализа по предложенной схеме.

6. Составление отчета о прохождении педагогической прак­тики.

Отчет о прохождении педагогической практики

должен включать следующие разделы:

– дневник педагогической практики;

– характеристика базы практики;

– педагогический анализ шести посещенных уроков по спе­циальным дисциплинам (по схеме, см. приложения 5, 7);

– протокол и педагогический самоанализ открытого урока, проведенного студентом-практикантом (по схеме, см. прило­же­ние 6);

– психолого-педагогическая характеристика ученика и/или учеб­но-творческого коллектива (по схемам, см. приложения 3, 4).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Требования к составлению плана-конспекта урока музыки

Составные элементы конспекта

Студент в конспекте должен указать класс, тему четверти, тему и тип урока, цель, задачи, список оборудования и нагляд­ного материала, план и подробную разработку содержания урока, фрагменты мелодий песен. В плане отражаются струк­турные компоненты урока:

1. Музыкальное приветствие.

2. Распевание.

3. Основная часть: хоровое пение; слушание музыки; выпол­нение творческого задания.

4. Рефлексия.

С учетом специфики урока музыки план отражает этапы работы музыкальной и учебной деятельности, использование музыкального материала. В него включаются в разной после­до­вательности разнообразные виды приобщения школьников к музыке:

1) слушание музыки;

2) хоровое пение;

3) музыкально-ритмические движения и пластическое инто­ни­рование;

4) игра на детских музыкальных инструментах;

5) импровизация;

6) озвучивание стихов;

7) речевое интонирование;

8) рисование под музыку;

9) игры.

Этапы подготовки плана-конспекта урока музыки

Анализ учебной программы по музыке для общеобразова­тельных учреждений, учебно-методического и учебного по­собий:

  1. Определение темы, цели и задач урока, примерного круга музыкальных произведений.
  2. Определение типа урока. Определение основных приемов и методов преподавания для каждого этапа урока.
  3. Подбор музыкального, иллюстративного материала.
  4. Художественно-педагогический анализ произведений и его соотнесение с целью и задачами урока.
  5. Отбор методов организации педагогического процесса, средств и форм реализации цели и задач урока.
  6. Определение форм контроля и оценки результатов учеб­ной деятельности школьников, продумывание домашнего зада­ния.
  7. Определение вида рефлексии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

План психолого-педагогической характеристики учащегося

1. Социально-демографические данные (Ф.И.О., пол, возраст учащегося школы, дворца творчества и т. д.).

С какого времени воспитанник поступил в школу, класс или клуб, студию и т. д.

2. Охарактеризовать отношение воспитанника к школе, клу­бу, дворцу, его стремления, осознание общественной и личной значимости своей деятельности в школе, клубе, объединении, кружке и т. д.

3. Определить уровень сформированности навыков в различ­ных видах деятельности школы, клуба (учебной, досу­го­вой, общественной, трудовой и пр.); умение планировать ра­бо­ту, выделять главное, обобщения, выводы, осуществлять кон­троль (обеспечивая внимательность и сосредоточенность); уро­вень настойчивости в деятельности (в достижении поставлен­ных целей, стремление и способность преодолевать трудности в учебе, в поведении, демонстрировать сосредоточенность, ор­га­низованность).

4. Проанализировать ведущие интересы в деятельности, увле­чен­ность воспитанника каким-либо учебным направлени­ем (кружком, секцией и т. д.).

Отметить, какие интересы и склонности реализуются в школе (в классе), в клубе, в объединении (круж­ке).

Назвать имеющиеся у воспитанника награды за успехи в школьной, общешкольной, внешкольной, клубной и межклуб­ной деятельности.

5. Выявить культурный кругозор: начитанность, ши­роту культурных интересов, умение видеть и понимать пре­красное в искусстве и окружающей жизни. Указать на имею­щиеся у воспитанника художественные способности, как они реали­зуются в коллективе.

6. Охарактеризовать общественную активность воспитан­ни­ка, его инициативность, отметить наличие стремления добро­вольно включаться в общественные дела (если оно выражено), заинтересованность в них, умение трудиться. Назвать награды (грамоты, благодарности и пр.), полученные за общественную и трудовую деятельность.

7. Отметить состояние здоровья, физическую закал­ку, отно­ше­ние к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортив­ных соревнованиях, вид спорта, которым увле­кается воспитан­ник. Назвать имеющиеся награды за спор­тивные достижения.

8. Охарактеризовать нравственное состояние: сформирован­ность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гума­низм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся нарушения), сте­пень развитости чувства долга, нетерпимость (если есть) к прояв­лениям недисциплинированности, честность, порядочность.

9. Охарактеризовать взаимоотношения воспитанника и кол­лек­тива (школы, объединения, клуба и т. д.), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, место в коллективе.

10. Рекомендации воспитаннику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованию достоинств, искорене­нию недостатков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План характеристики творческого коллектива

1. Общие сведения о коллективе и история его создания:

– количество участников, возрастной состав;

– год образования, руководители коллектива.

2. Руководство и организация творческого коллектива:

– организующее ядро коллектива, его актив, староста и его работа;

– характеристика активистов (инициативность, самостоя­тель­ность, требовательность к себе и другим, авторитет среди участников, организаторские способности).

3. Взаимоотношения внутри коллектива:

– характеристика деловых и межличностных отношений участников коллектива, степень их сплоченности.

4. Характеристика учебно-творческой деятельности кол­лектива:

– успешность освоения репертуара;

– количество слабоподготовленных участников коллектива и причина этого;

– работа коллектива над репертуаром – наличие контроля за подготовкой к репетициям отдельных участников, требования к ним со стороны руководителя, актива и всего коллектива;

– взаимопомощь, ее формы и организация;

– наличие отрицательных моментов в учебно-творческой деятельности;

– солисты и концертмейстеры в коллективе, степень их влияния на коллектив.

5. Состояние дисциплины в коллективе:

– дисциплина на репетициях и во время концертов, причины плохой дисциплины;

– меры поддержания дисциплины в коллективе, влияние отдельных участников на состояние дисциплины;

– основные методы борьбы с нарушителями дисциплины.

6. Взаимоотношения коллектива с руководителем:

– роль руководителя в коллективе, стиль и методы его работы;

– отношение коллектива к руководителю, его авторитет среди участников.

7. Жизнь коллектива вне репетиций и выступлений:

– интерес к современным явлениям искусства, литературы и спорта, формы проявления этого интереса;

– участие коллектива в жизни культурно-досугового (обра­зовательного) учреждения.

8. Общественная и благотворительная деятельность коллектива.

9. Психолого-педагогические выводы и рекомендации:

указать, какие мероприятия необходимо провести с целью укрепления коллектива.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Схема дидактического анализа урока

на начальном этапе обучения искусству

1. Общие сведения об уроке:

класс, количество учащихся, учебный предмет, тема урока, цель урока.

2. Санитарно-гигиенические требования к учебному помещению и учащимся:

– чистота помещения;

– проветриваемость помещения, освещение;

– соответствие парт росту учащихся;

– чистота и аккуратность одежды, обуви;

– посадка учащихся.

Вывод: о соответствии санитарно-гигиеническим требова­ниям.

3. Тип и структура урока:

– тип урока;

– структура урока;

– распределение времени по этапам урока.

Вывод: соответствие структуры типу урока, последователь­ность, стройность урока, взаимосвязь этапов.

4. Организационный этап урока:

– своевременность явки учителя на урок;

– своевременность явки учащихся на урок;

– готовность класса к уроку (наличие учебных принадлеж­ностей, книг, тетрадей, наличие мела, тряпки, чистота доски, технические средства и др.);

– приемы включения учащихся в работу: подготовка учеб­ного оборудования, проверка готовности учащихся к занятиям, постановка цели урока, игра, выполнение какого-либо задания, анализ работ учащихся, организация наблюдения и т. д.;

– длительность организационного момента урока.

Вывод: о дисциплине учащихся, их организованности, уме­нии учителя включить в работу, о влиянии организационной части на весь ход урока.

5. Формы организации проверки домашнего задания:

– какими методами проверялось домашнее задание (устным, письменным, практическим);

– форма организации проверки (фронтальная, парная, груп­повая);

– виды письменной проверки (тесты, выполнение анало­гичных задач и упражнений).

Выводы:

– дидактическая ценность используемых методов и видов проверки;

– качество знаний (на основании ответов), осознанные или формальные знания;

– владение учителем методами проверки;

– какие оценки были выставлены и мотивировка их.

6. Объяснение нового материала или закрепление преды­дущей темы:

– использование методов (словесные, наглядные, практи­ческие) и их соответствие задачам и этапу урока;

– используемые учителем в ходе урока мыслительные прие­мы учащихся (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. д.) при усвоении знаний, выработке умений и навыков;

– как было проверено качество понимания нового мате­риала;

– соблюдение педагогических требований к используемым методам обучения:

а) словесным (научность, идейность отобранного материала, логичность, доказательность, ясность, доходчивость, четкость, эмоциональность, правильность речи, интерес, внимание, учет возрастных особенностей);

б) наглядным (выбор объектов, цель наблюдения, самостоя­тельность, план действий, формулировка выводов);

в) практическим (сочетание индивидуальной работы с фрон­тальной, игровые приемы, четкость, наличие правил выпол­нения, контроля и т. д.).

Выводы: сделать вывод о методической подготовке учителя в ведении данного урока и, если нужно, сформулировать реко­мен­дации.

7. Анализ заключительного этапа:

– подведение итогов (учителем или учениками с помощью вопросов; использование приемов рефлексии и т. д.);

– методика задавания домашнего задания (соответствовало ли оно теме урока, каков его объем, не допущена ли пере­грузка, проведен ли инструктаж, разбор и т. д.);

– своевременность окончания урока (со звонком или после).

8. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики:

а) принципа наглядности:

– указать виды используемой наглядности (натуральная, объем­ная, изобразительная, символическая, зрительно-слу­ховая);

– правильность ее использования на разных уроках и сту­пенях процесса обучения;

– формы сочетания слова и наглядных средств;

– способствовали ли они развитию мыслительной деятель­ности (привести примеры) или, наоборот, тормозили развитие мышления;

б) реализация принципа систематичности и последова­тельности:

– логическая последовательность этапов урока;

– привести факты урока, подтверждающие или отрицающие реализацию учителем данного принципа (от простого к слож­ному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от част­ного к общему);

– как реализован данный принцип в различных звеньях про­цесса обучения;

в) реализация принципа сознательности и активности в обучении:

– как учитель активизировал познавательную деятельность учащихся, какие использовал для этой цели задачи, вопросы, факты, примеры, задания;

– проанализировать знания учащихся с точки зрения черт, характеризующих сознательность усвоения;

– знание конкретных фактов;

– умение анализировать эти факты и делать выводы;

– умение выражать их в правильной речи;

– умение пользоваться знаниями на практике;

г) принцип научности:

– содержание материала (достоверность, научность);

– методы и приемы познания (организация наблюдений и т. д.);

– связь с практикой (где она проявилась);

д) принцип доступности:

– опора на имеющийся опыт учащихся;

– соответствие знаний уровню развития учащихся;

– учет индивидуальных особенностей;

е) принцип прочности:

– выделение главного в изучаемом материале;

– связь главного в уроке и имеющихся у учеников знаний;

– использование практических работ;

ж) принцип индивидуального подхода в обучении:

– дифференциация заданий (на уроке, домашнее задание);

– оценка знаний;

– опрос на уроке.

9. Поведение учащихся на уроке:

– дисциплинированность;

– активность;

– внимательность;

– работоспособность;

– заинтересованность;

– прилежание.

10. Поведение учителя на уроке:

– внешний облик, движения, манеры;

– владение голосом, речью (правильность, дикция, темп, выразительность);

– организованность;

– находчивость;

– умение наблюдать класс и отдельных учащихся;

– умение работать с каждым учащимся и всем классом одновременно;

– внимательность к психическому состоянию школьника, по­следовательность и педагогическая целесообразность тре­бова­ний; проявление педагогического такта.

В конце анализа сделать выводы и высказать предложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Схема анализа открытого урока по спецдисциплине

I. Введение в урок

1. Создание психологического настроя.

2. Постановка целей.

3. Формирование мотивов учения.

II. Оснащенность урока

1. Использование доски, дидактического материала, ТСО.

2. Целесообразность использования средств наглядности.

III. Содержание урока

1. Соответствие методической структуры целям урока.

2. Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала.

3. Дифференциация заданий.

4. Научность содержания.

5. Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи.

6. Нравственная и мировоззренческая направленность урока.

7. Эстетическое воздействие урока.

8. Использование эффективных методов обучения, их вариативность.

9. Вариативность и эффективность форм контроля, самокон­т­роль.

10. Активизация у учащихся интереса к предмету, занима­тельность, использование игровых методов.

IV. Психологические аспекты урока

1. Смена видов деятельности на уроке.

2. Учет времени активного внимания.

3. Использование различных видов памяти (образной, сло­весно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной).

V. Оценка деятельности учащихся

1. Степень активности учащихся.

2. Организованность и дисциплина.

3. Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументированно излагать свои мысли.

4. Развитие навыков самостоятельной деятельности.

VI. Охрана труда на уроке

1. Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха).

2. Наблюдение за посадкой учащихся.

3. Наличие динамической паузы.

VII. Взаимодействие ученика и учителя

1.Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внеш­ний вид, речь учителя.

2. Наличие обратной связи с учащимися.

3. Обеспечение благоприятного психологического климата.

VIII. Итоги урока

1. Выполнение намеченного плана, степень достижения цели.

2. Домашнее задание: объем, посильность.

3. Использование воспитательных возможностей оценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Схема общепедагогического анализа урока

По спецдисциплине

1. Место данного урока в системе уроков по предмету, пра­вильность постановки цели урока.

2. Организация урока:

а) тип урока;

б) структура урока; его элементы, их последовательность и распределение во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

в) подготовленность учащихся к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на протя­жении всего урока; совмещение групповой и коллективной работы на уроке;

д) насыщенность урока; рациональное использование времени.

3. Содержание урока:

а) научность и доступность учебного материала;

б) правильность подбора материала для разных этапов урока и видов деятельности учеников;

в) соответствие содержание урока требованиям программы;

г) воспитательная направленность урока;

д) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения пройденного;

е) межпредметные связи;

ж) речь преподавателя: грамотность, эмоциональность, лек­си­ческое богатство;

з) качество знаний, умений и навыков учеников, речь учеников.

4. Методика проведения урока:

а) оснащенность, использование наглядности, дидакти­ческого материала на всех этапах урока;

б) методы и приемы, применяемые преподавателем на каждом этапе урока;

в) соответствие методов содержанию и цели урока, возрасту и уровню подготовленности учеников; эффективность приме­няемых методов;

г) подведение преподавателем итогов урока;

д) владение преподавателем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на уроке;

е) система оценки знаний учащихся.

5. Общение учащихся на уроке: тон, стиль отношений, ма­нера отношений со сверстниками.

6. Работа и поведение учащихся на уроке:

а) активность учащихся;

б) интерес к материалу урока;

в) взаимоотношения учащихся и преподавателей;

г) дисциплинированность и организованность учащихся.

7. Общие выводы по уроку. Учет опыта проведения данного урока в вашей дальнейшей работе.

Учебное издание

Программа педагогической практики

для специальностей

1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям);

1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство

(по направлениям); 1-17 03 01 Искусство эстрады

(по направлениям); 1-16 01 06-11 Духовые инструменты (народные); 1-16 01 10 Пение (народное)

Редактор А. И. Гуторова

Технический редактор А. В. Гицкая

Подписано в печать 2013. Формат 60х84 1/16.

Бумага писчая № 2. Ризография.

Усл. печ. л. 1,98. Уч.-изд. л. 1,09. Тираж экз. Заказ .

Издатель и полиграфическое исполнение:

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств».

ЛИ № 02330/0003939 от 19.05.2011 г.

Ул. Рабкоровская, 17, 220007, г. Минск.

35