Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
УО «Белорусский государственный
университет культуры и искусств»
_________________ Ю. П. Бондарь
«____»_________________ 2013 г.
Регистрационный № УД-_____/ уч.
для специальностей
1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям);
1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство
(по направлениям); 1-17 03 01 Искусство эстрады
(по направлениям); 1-16 01 06-11 Духовые инструменты (народные); 1-16 01 10 Пение (народное)
Минск
БГУКИ
2013
Составители:
И. А. Малахова, заведующий кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор педагогических наук, доцент;
О. О. Грачева, доцент кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат искусствоведения
Рецензенты:
В. Г. Игнатович, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский педагогический университет им. М. Танка», кандидат педагогических наук, доцент;
Л. И. Козловская, заведующий кафедрой педагогики социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент.
Рекомендовано к утверждению:
кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 1 от 11.09.2012 г.);
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального ...
... Содержание программы учебной дисциплины соответствует о новым требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина «Социология» рассчитана на 60 часов и изучается ... 4,5. Интерпретация и анализ данных в исследовании. М.,1987. Ионин Л.Г.. Социология культуры. М. 1996. Как провести социологическое исследование. М.,1990. Карпова Ю.А. Введение ...
президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 1 от 24.09.2012 г.)
Ответственный за редакцию А. И. Гуторова
Ответственный за выпуск И. А. Малахова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика студентов является одним из важных этапов осуществления учебного процесса в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Она обеспечивает формирование у студентов практических навыков преподавания дисциплин художественно-культурологического профиля. Педагогическая практика является важнейшей частью учебного процесса при подготовке преподавателей специальных и культурологических дисциплин и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных педагогических навыков, развитию способностей к педагогическому творчеству и склонности к воспитательной работе.
Педагогическая практика направлена на обучение студентов практическим навыкам, подготовку их к самостоятельной профессиональной деятельности по преподаванию специальных и культурологических дисциплин.
Педагогическая практика в художественных и музыкальных школах, общеобразовательных школах с художественно-эстетическим профилем, учреждениях дополнительного образования, художественных кружках и студиях учреждений культуры предполагает анализ, проектирование и практическое осуществление основных видов преподавательской деятельности в сфере искусства. Педагогическая практика является интегрирующим фактором связи теоретического обучения, управляемой самостоятельной работы и практической педагогической деятельности. Завершая цикл освоения психолого-педагогических дисциплин, практика выявляет достигнутый студентами уровень профессиональной компетенции.
В структуру деятельности студентов на протяжении педагогической практики входит:
– изучение содержания и современных технологий преподавания специальных дисциплин в условиях академической и досуговой форм художественного образования;
– изучение психолого-педагогических особенностей учеников разных возрастных групп и влияния этого фактора на содержание и методику преподавания художественных дисциплин;
– изучение особенностей учебно-творческой работы в условиях индивидуальной, групповой и коллективных форм организации учебного процесса;
– ознакомление с опытом работы лучших учебно-воспитательных коллективов художественного направления и анализ педагогической деятельности их преподавателей и руководителей;
БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (УЧЕБНОЙ) ПРАКТИКИ
... профилактики социального неблагополучия семьи, детей, молодежи. После прохождения учебной (социально-педагогической) практики студенты должны: знать: - документацию, регламентирующую деятельность учреждения образования по работе с семьями, находящимися в СОП; - порядок ...
– освоение приемов гармонизации межличностных отношений в условиях творческого коллектива;
– овладение содержанием и различными формами художественно-просветительской деятельности, направленной на эстетическое воспитание и художественное образование учащихся;
– ознакомление с приемами исследовательской работы в области профессиональной педагогики.
В качестве баз практики для будущих преподавателей различных видов искусства выступают:
– многопрофильные и однопрофильные школы искусств, где преподается один или несколько видов художественного творчества;
– средние специальные учреждения художественного образования;
– социокультурные учреждения, на базе которых работают учебно-творческие кружки, студии, художественные коллективы;
– общеобразовательные школы с художественным уклоном;
– центры творчества детей и молодежи и другие внешкольные учреждения.
Целью педагогической практики является обеспечение практической подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в области художественного образования и эстетического воспитания.
Задачи педагогической практики:
– воспитание у студентов готовности к осуществлению профессиональной деятельности преподавателя различных видов искусства;
– формирование у будущих преподавателей потребности в профессиональной рефлексии;
– развитие педагогических способностей и склонностей студентов;
– формирование опыта педагогического взаимодействия с различными субъектами учебно-воспитательного процесса;
– стимулирование креативных подходов к решению профессиональных проблем педагогики искусства.
Выполнение программы педагогической практики предусматривает приобретение студентами знаний нормативно-правового и профессионально-педагогического характера. В процессе педагогической практики студенты знакомятся с:
– нормативными документами, которые определяют содержание и формы деятельности учебных и воспитательных учреждений социокультурной сферы;
– содержанием учебно-творческой работы баз практики, обязанностями педагогов;
– характером взаимодействия с родителями учеников и общеобразовательными школами, где они получают базовое образование.
В процессе педагогической практики у студентов формируются умения и навыки:
– планирования и проектирования учебно-воспитательной деятельности в сфере художественного образования;
– самостоятельного осуществления учебно-воспитательной и учебно-творческой работы с учащимися в соответствии с запланированными содержанием, формами и методами;
– изучения и целенаправленного формирования личности ученика с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, характера его творческой индивидуальности;
– анализа и самоанализа профессиональной педагогической деятельности в сфере профессиональной педагогики искусства.
Практика начинается с общего знакомства студентов с учебно-воспитательным учреждением, организацией учебно-творческой работы с учениками, педагогами, преподающими специальные художественные дисциплины, системой основных и дополнительных занятий и т. п. На протяжении первой недели студенты под руководством преподавателей составляют индивидуальные планы на весь период практики, которые утверждают руководители практики от университета. За период практики студенты посещают не менее 10 уроков (учебных репетиций, студийных занятий) по специальным художественно-творческим дисциплинам. Кафедры, ответственные за проведение практики (выпускающая и кафедра психологии и педагогики), помогают студентам выполнить индивидуальный план и контролируют их деятельность на базах практики. По результатам практики проводится конференция, на которой студенты выступают с отчетами; оценка проделанной работы осуществляется в виде дифференцированного зачета.
Студенты поэтапно овладевают приемами практического использования знаний, полученных на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического и профессионально-творческого циклов, проводят наблюдения и анализ, результаты которых включаются в содержание отчета по практике.
Важным моментом при подведении результатов практики является профессиональная рефлексия начинающих преподавателей. Отдельные материалы педагогической практики могут быть использованы при подготовке курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ студентов. Материалы проведенной работы прилагаются к отчету о педагогической практике студента; их объем и качество учитываются при подведении результатов практики и влияют на оценку работы практиканта. Лучшие работы представляются на научную конференцию студентов.
Содержание практики Тематический план педагогической практики
Разделы и темы |
Раздел 1. Программы, нормативные и организационные основы педагогической практики |
Тема 1.1. Организационные и профессионально-педагогические особенности баз практики |
Тема 1.2. Требования к практикантам |
Тема 1.3. Порядок прохождения и отчетности по педагогической практике |
Раздел 2. Содержательное и методическое своеобразие преподавания видов искусства в условиях академической и досуговой форм художественного образования |
Тема 2.1. Приемы анализа содержания художественного образования на базах практики |
Тема 2.2. Наблюдение и анализ методики преподавания искусства в процессе индивидуальных, групповых и коллективных занятий по специальным дисциплинам |
Тема 2.3. Планирование пробных и зачетного уроков практиканта |
Раздел 3. Проектирование и практическая реализация дидактических разработок практиканта |
Тема 3.1. Обоснование цели, задач учебного занятия с учетом особенностей текущего педагогического процесса на базе практики |
Тема 3.2. Отбор необходимого и достаточного содержания учебного занятия как педагогическая проблема |
Тема 3.3. Выбор форм и методов проведения учебного занятия, отвечающих цели и задачам урока; составление плана-конспекта урока (учебного, студийного, репетиционного занятия) |
Тема 3.4. Использование современных образовательных технологий на уроке искусства |
Раздел 4. Изучение психолого-педагогических характеристик учащихся |
Тема 4.1. Параметры анализа личности ученика и составление его монографической характеристики |
Тема 4.2. Параметры анализа творческого коллектива |
Раздел 5. Освоение приемов профессиональной рефлексии |
Тема 5.1. Параметры самоанализа собственного зачетного урока. Анализ уроков, проведенных другими практикантами |
Тема 5.2. Комплексный самоанализ педагогической практики студента: компоненты и критерии |
Раздел 1. Программы, нормативные и организационные основы педагогической практики
Тема 1.1. Организационные и профессионально-педагогические особенности баз практики
Цели и задачи практики в системе профессиональной подготовки студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств. Специфика баз педагогической практики: сущностно-содержательные детерминанты деятельности социокультурных учреждений.
Характеристика педагогического компонента деятельности социокультурных учреждений. Функциональные различия в деятельности учреждений профессионального художественного образования и клубных учреждений в различных областях искусства.
Организация профессиональной и любительской деятельности учащихся на начальной ступени обучения различным видам искусства.
Тема 1.2. Требования к практикантам
Права и обязанности студента-практиканта в период работы на базе педагогической практики. Инструктаж о соблюдении техники безопасности на уроках искусства (музыки, специнструмента и др.).
Содержание программы практики, задачи учебно-воспитательной, внеклассной и внешкольной работы. Требования к ведению и предоставлению учебной документации.
Критерии оценки деятельности студента:
– объем фактически выполненной работы по основным направлениям и видам деятельности (количество проведенных уроков и внеклассных мероприятий);
– качество выполнения заданий, предусмотренных программой практики;
– прочность сформированных педагогических умений и навыков;
– творческое отношения к выполнению конкретных педагогических задач;
– уровень профессиональной подготовленности (теоретической и практической);
– стиль общения с учащимися, педагогами, родителями;
– готовность к самостоятельной педагогической деятельности;
– своевременность и качество составления документации.
Тема 1.3. Порядок прохождения
и отчетности по педагогической практике
Составление индивидуального плана прохождения практики. Оформление и предоставление документов по итогам прохождения практики.
Овладение приемами практического использования знаний, полученных на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического и профессионально-творческого циклов, проведение наблюдения и анализ результатов.
Требования к ведению дневника практиканта. Структура и содержание отчета по практике (приложение 1).
Раздел 2. Содержательное и методическое своеобразие преподавания видов искусства в условиях академической
и досуговой форм художественного образования
Тема 2.1. Приемы анализа содержания
художественного образования на базах практики
Структура содержания художественного (музыкального) образования на основе анализа деятельности баз педагогической практики. Изучение документов, регламентирующих содержание художественного (музыкального) образования: устав, положение, учебный план, учебные программы по дисциплинам художественного цикла.
Специфика преподавания искусства как предмета педагогической деятельности в учреждениях социокультурной сферы. Приемы составления расписания занятий на базах практики.
Тема 2.2. Наблюдение и анализ методики преподавания искусства в процессе индивидуальных, групповых
и коллективных занятий по специальным дисциплинам
Изучение форм обучения дисциплинам искусства на базах практики. Методика организации индивидуальных, групповых и коллективных уроков по специальным дисциплинам. Обоснование выбора формы обучения дисциплинам искусства.
Характеристика зависимых и независимых переменных методики преподавания искусства. Организация продуктивного взаимодействия в системе «педагог – ученик» на уроках искусства (музыки).
Зависимость результатов педагогической деятельности от стиля взаимодействия педагога с учеником. Технология выставления оценок по предметам художественного цикла.
Тема 2.3. Планирование пробных и зачетного уроков практиканта
Виды и функции планирования в учебных заведениях художественного профиля. Изучение существующих на базах практики планов работы. Характеристика и структура индивидуального плана учащегося музыкальной школы.
Составление плана урока по дисциплинам художественного профиля. Структура и ход урока, тема, цель и задачи урока, методы и средства обучения на уроке, деятельность педагога и учащихся на уроке, содержание учебного материала. Распределение учебного времени по этапам урока.
Рефлексия проведенного урока и планирование новых уроков по дисциплинам художественного цикла.
Раздел 3. Проектирование и практическая реализация дидактических разработок практиканта
Тема 3.1. Обоснование цели, задач учебного занятия с учетом особенностей текущего педагогического процесса на базе практики
Целеполагание как один из видов профессиональной деятельности преподавателя различных видов искусства. Специфика цели урока в различных учреждениях художественного и музыкального образования. Закономерности постановки цели урока. Содержательное наполнение цели урока по различным видам искусства.
Задачи урока как пути достижения цели урока. Алгоритм формулировки задач урока по дисциплинам художественного цикла. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи в художественном (музыкальном) обучении учащихся.
Тема 3.2. Отбор необходимого и достаточного содержания учебного занятия как педагогическая проблема
Технология отбора содержания музыкального (художественного) обучения на уроках художественного профиля. Специальные знания, умения, навыки, произведения искусства, художественно-творческая деятельность как структурные компоненты содержания учебного занятия.
Алгоритм формирования музыкальных (художественных) умений на уроке. Критерии и принципы отбора музыкального (художественного) материала для изучения на уроке. Специфика работы над произведениями различных форм, стилей и жанров.
Тема 3.3. Выбор форм и методов проведения учебного занятия, отвечающих цели и задачам урока; составление плана-конспекта урока (учебного, студийного, репетиционного занятия)
Зависимость методов, форм и средств музыкального (художественного) обучения от цели, задач, содержания урока и индивидуальных особенностей учащихся. Использование различных методов обучения для достижения поставленной цели урока.
Технология составления плана-конспекта урока искусства. План-конспект как конечный документ планирования учебной работы. Формулировка цели, задач урока. Определение средств, методов и приемов, используемых на уроке. Распределение времени в каждой части урока. Отбор содержания обучения и средств контроля за его усвоением. Составление плана-конспекта урока музыки (приложение 2).
Тема 3.4. Использование современных образовательных технологий на уроке искусства
Личностно ориентированная гуманистическая парадигма как средство педагогической деятельности в учреждениях социокультурной сферы. Технологии, ориентированные на ученика как субъекта профессиональной педагогической деятельности.
Использование элементов проблемного обучения в педагогике искусства. Интерактивные методы и приемы обучения искусству. Анализ педагогических технологий, применяемых педагогами на базах практики.
Педагогика сотрудничества как продуктивная технология обучения различным видам искусства.
Раздел 4. Изучение психолого-педагогических характеристик учащихся
Тема 4.1. Параметры анализа личности ученика и составление его монографической характеристики
План психолого-педагогической характеристики учащегося включает следующие параметры:
– социально-демографические данные;
– отношение воспитанника к школе, клубу, дворцу;
– уровень сформированности навыков в различных видах деятельности школы, клуба (учебной, досуговой, общественной, трудовой и др.);
– ведущие интересы в деятельности, увлеченность воспитанника каким-либо учебным направлением, кружком, секцией и т. д.;
– культурный кругозор: начитанность, широта культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни;
– общественная и трудовая активность воспитанника, инициативность, стремление добровольно включаться в общественные дела, заинтересованность в них, умение трудиться;
– состояние здоровья, отношение к занятиям физкультурой и спортом;
– нравственное состояние: сформированность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина, степень развитости чувства долга, честность, порядочность;
– взаимоотношения воспитанника и коллектива (школы, объединения, клуба т. д.), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, роль в коллективе.
План психолого-педагогической характеристики учащегося размещен в приложении 3.
Тема 4.2. Параметры анализа творческого коллектива
Характеристика творческого коллектива включает следующие параметры:
– общие сведения о коллективе и история его создания;
– руководство и организация творческого коллектива;
– взаимоотношения внутри коллектива;
– характеристика учебно-творческой деятельности коллектива;
– состояние дисциплины в коллективе;
– характеристика взаимоотношений коллектива с руководителем;
– жизнь коллектива вне репетиций и выступлений;
– общественная и благотворительная деятельность коллектива;
– психолого-педагогические выводы и рекомендации.
План характеристики творческого коллектива размещен в приложении 4.
Раздел 5. Освоение приемов профессиональной рефлексии
Тема 5.1. Параметры самоанализа
собственного зачетного урока.
Анализ уроков, проведенных другими практикантами
Проведение самоанализа собственного зачетного урока и анализа уроков, проведенных другими практикантами по предложенной схеме (приложения 5, 6, 7).
Тема 5.2. Комплексный самоанализ педагогической практики студента: компоненты и критерии
Оценка результатов педагогической практики и предложения практиканта по совершенствованию содержания и организации практики. Самооценка профессиональных умений преподавателя включает следующие компоненты и критерии их сформированности:
1. Организаторские умения:
– оперативно решать педагогические задачи в конкретных ситуациях;
– точно формулировать цель деятельности;
– выделять этапы конкретного вида деятельности;
– увлекать учащуюся молодежь предстоящей деятельностью;
– определять возможности участников деятельности и организовывать их работу;
– правильно ориентироваться в непредвиденной обстановке или критической ситуации;
– выбирать наиболее целесообразные методы и приемы достижения цели;
– добиваться осуществления намеченной цели, подчиняя ей все имеющиеся в распоряжении средства;
– поощрять соразмерно проделанной работе.
2. Коммуникативные умения:
– продуктивно организовывать и осуществлять педагогическое общение;
– соблюдать основные правила этики общения;
– относиться с вниманием и пониманием к каждому учащемуся;
– определять настроение воспитанников по косвенным показателям;
– быть гибким, перестраивать свое поведение и характер общения в интересах дела;
– ориентироваться в различных ситуациях общения;
– создавать в учебном коллективе обстановку взаимной заботы и уважения;
– устанавливать контакты с коллегами;
– следить за культурой устной и письменной речи;
– следить за своей внешностью с учетом реальной обстановки общения (школа, деловая встреча, театр, вечер отдыха, турпоход и т. д.).
3. Дидактические умения:
– проводить учебные занятия на высоком научно-методической уровне;
– организовывать продуктивную деятельность учащихся на занятиях;
– научно, доступно и интересно излагать учебный материал;
– прививать обучаемым интерес к знаниям;
– находить и использовать наиболее ценное в опыте коллег-педагогов;
– анализировать результативность своей профессионально-педагогической деятельности;
– определять эффективность учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом.
4. Конструктивно-творческие умения:
– правильно определять содержание, формы и методы воспитательного воздействия;
– компетентно осуществлять планирование учебной, воспитательной и культурно-творческой работы с коллективом и отдельными учащимися;
– творчески подходить к педагогическому процессу;
– использовать сильные стороны своей личности в учебно-воспитательных целях;
– непременно добиваться успеха в педагогической деятельности.
5. Прогностические умения:
– предвидеть результаты планируемых педагогических воздействий;
– помогать учащимся разрабатывать программу самовоспитания;
– самостоятельно разрабатывать критерии определения уровня воспитанности учащихся и развития учебного коллектива;
– вовремя подсказывать учащимся виды деятельности, актуальные для развития тех или иных качеств их личности;
– предвидеть познавательные затруднения обучаемых;
– ставить новые цели и задачи предстоящей деятельности.
Информационно-методическая часть Литература
1. Буткевич, В. В. Личность учителя как предмет научного познания / В. В. Буткевич. – Минск : БГПУ, 2000. – 172 с.
2. Вишневецкая, З. Г. Педагогическая практика на предвыпускном и выпускном курсах факультета педагогики и методики начального обучения / З. Г. Вишневецкая. – Витебск : Изд-во ВГУ, 1999. – 48 с.
3. Волкович, Н. А. Педагогическая практика по мировой и отечественной художественной культуре : пособие / Н. А. Волкович, Н. Н. Беспамятных, Н. Б. Журавлева ; под общ. ред. У. Д. Розенфельда. – Гродно : ГрГУ, 2002. – 67 с.
4. Воспитательная работа в школе и в лагере : игры, конкурсы, викторины : пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям : в 2 ч. / П. М. Бычковский [и др.]. – Минск : БГУ, 2009. – 327 с.
5. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М. : Флинта, 2010. – 344 с.
6. Журлова, И. В. Педагогическая практика студентов : учеб.-метод. указ. для студентов пед. ун-тов / И. В. Журлова, Л. А. Замыко, Г. И. Малащенко. – Мозырь : МГПУ, 2007. – 52 с.
7. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии / Н. И. Запрудский. – Минск : Сер-Вит, 2010. – 256 с.
8. Коломинский, Я. Л. Диагностика и коррекция представлений педагогов о личности ребенка : метод. пособие / Нац. ин-т образования ; под ред. Я. Л. Коломинского, С. С. Харина. – Минск : НИО, 1999. – 154 с.
9. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. – М. : Обр. центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с.
10. Копылова, А. В. Планирование уроков по мировой художественной культуре / А. В. Копылова. – М. : Аз, 1999. – 72 с.
11. Организация педагогической практики студентов в вузе : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. М. И. Демидович [и др.] ; под общ. ред. В. А. Капрановой. – Минск : БГПУ, 2007. – 114 с.
12. Осипов, Е. Д. Педагогическая практика студентов. Взаимодействие с семьей учащегося : учеб.-метод. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений / Е. Д. Осипов ; под ред. А. Н. Сендер. – Брест : БрГУ, 2007. – 138 с.
13. Педагогическая практика студентов университета : метод. рекомендации / сост. И. И. Казимирская, В. В. Чечет. – Минск : БГУ, 1999. – 44 с.
14. Педагогическая практика студентов : учеб. пособие / В. П. Тарантей [и др.] ; под ред. В. П. Тарантея. – Минск : Университетское, 1991. – 206 с.
15. Пешикова, Л. В. Минимум содержания образования по предмету «Мировая художественная культура» : рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры / Л. В. Пешикова, Л. М. Предтеченская. – М. : Книголюб, 2000. – 72 с.
16. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.
17. Чепиков, В. Т. Педагогическая практика : учеб.-практ. пособие / В. Т. Чепиков. – Минск : Новое знание, 2004. – 204 с.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Учебные задания по педагогической практике и структура отчета о прохождении педагогической практики
Ознакомление с работой учреждения образования
на примере базы практики
1. Разработка индивидуального плана работы практиканта.
2. Беседа с директором (завучем) школы/руководителем творческого коллектива.
3. Прослушивание и запись инструктажа по технике безопасности во время работы в учреждении образования.
4. Знакомство с материальной базой и педагогическим коллективом учреждения образования и/или учреждения культуры.
5. Наблюдение за открытыми уроками преподавателей по дисциплинам искусства и участие в их обсуждении.
Учебно-методическая работа студента-практиканта
1. Составление дневника педагогической практики, включающего анализ самостоятельной работы студента-практиканта с учеником.
2. Посещение шести уроков по специальным дисциплинам и представление их педагогического анализа по предложенной схеме.
3. Составление психолого-педагогической характеристики ученика либо учебно-творческого коллектива по предложенным схемам.
4. Характеристика базы практики (письменная).
5. Проведение открытого (зачетного) урока по спецдисциплине и представление его протокола и самоанализа по предложенной схеме.
6. Составление отчета о прохождении педагогической практики.
Отчет о прохождении педагогической практики
должен включать следующие разделы:
– дневник педагогической практики;
– характеристика базы практики;
– педагогический анализ шести посещенных уроков по специальным дисциплинам (по схеме, см. приложения 5, 7);
– протокол и педагогический самоанализ открытого урока, проведенного студентом-практикантом (по схеме, см. приложение 6);
– психолого-педагогическая характеристика ученика и/или учебно-творческого коллектива (по схемам, см. приложения 3, 4).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Требования к составлению плана-конспекта урока музыки
Составные элементы конспекта
Студент в конспекте должен указать класс, тему четверти, тему и тип урока, цель, задачи, список оборудования и наглядного материала, план и подробную разработку содержания урока, фрагменты мелодий песен. В плане отражаются структурные компоненты урока:
1. Музыкальное приветствие.
2. Распевание.
3. Основная часть: хоровое пение; слушание музыки; выполнение творческого задания.
4. Рефлексия.
С учетом специфики урока музыки план отражает этапы работы музыкальной и учебной деятельности, использование музыкального материала. В него включаются в разной последовательности разнообразные виды приобщения школьников к музыке:
1) слушание музыки;
2) хоровое пение;
3) музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование;
4) игра на детских музыкальных инструментах;
5) импровизация;
6) озвучивание стихов;
7) речевое интонирование;
8) рисование под музыку;
9) игры.
Этапы подготовки плана-конспекта урока музыки
Анализ учебной программы по музыке для общеобразовательных учреждений, учебно-методического и учебного пособий:
- Определение темы, цели и задач урока, примерного круга музыкальных произведений.
- Определение типа урока. Определение основных приемов и методов преподавания для каждого этапа урока.
- Подбор музыкального, иллюстративного материала.
- Художественно-педагогический анализ произведений и его соотнесение с целью и задачами урока.
- Отбор методов организации педагогического процесса, средств и форм реализации цели и задач урока.
- Определение форм контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников, продумывание домашнего задания.
- Определение вида рефлексии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План психолого-педагогической характеристики учащегося
1. Социально-демографические данные (Ф.И.О., пол, возраст учащегося школы, дворца творчества и т. д.).
С какого времени воспитанник поступил в школу, класс или клуб, студию и т. д.
2. Охарактеризовать отношение воспитанника к школе, клубу, дворцу, его стремления, осознание общественной и личной значимости своей деятельности в школе, клубе, объединении, кружке и т. д.
3. Определить уровень сформированности навыков в различных видах деятельности школы, клуба (учебной, досуговой, общественной, трудовой и пр.); умение планировать работу, выделять главное, обобщения, выводы, осуществлять контроль (обеспечивая внимательность и сосредоточенность); уровень настойчивости в деятельности (в достижении поставленных целей, стремление и способность преодолевать трудности в учебе, в поведении, демонстрировать сосредоточенность, организованность).
4. Проанализировать ведущие интересы в деятельности, увлеченность воспитанника каким-либо учебным направлением (кружком, секцией и т. д.).
Отметить, какие интересы и склонности реализуются в школе (в классе), в клубе, в объединении (кружке).
Назвать имеющиеся у воспитанника награды за успехи в школьной, общешкольной, внешкольной, клубной и межклубной деятельности.
5. Выявить культурный кругозор: начитанность, широту культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни. Указать на имеющиеся у воспитанника художественные способности, как они реализуются в коллективе.
6. Охарактеризовать общественную активность воспитанника, его инициативность, отметить наличие стремления добровольно включаться в общественные дела (если оно выражено), заинтересованность в них, умение трудиться. Назвать награды (грамоты, благодарности и пр.), полученные за общественную и трудовую деятельность.
7. Отметить состояние здоровья, физическую закалку, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях, вид спорта, которым увлекается воспитанник. Назвать имеющиеся награды за спортивные достижения.
8. Охарактеризовать нравственное состояние: сформированность таких качеств, как коллективизм, товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся нарушения), степень развитости чувства долга, нетерпимость (если есть) к проявлениям недисциплинированности, честность, порядочность.
9. Охарактеризовать взаимоотношения воспитанника и коллектива (школы, объединения, клуба и т. д.), отношение к нему товарищей и его к товарищам, степень его общительности, место в коллективе.
10. Рекомендации воспитаннику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованию достоинств, искоренению недостатков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План характеристики творческого коллектива
1. Общие сведения о коллективе и история его создания:
– количество участников, возрастной состав;
– год образования, руководители коллектива.
2. Руководство и организация творческого коллектива:
– организующее ядро коллектива, его актив, староста и его работа;
– характеристика активистов (инициативность, самостоятельность, требовательность к себе и другим, авторитет среди участников, организаторские способности).
3. Взаимоотношения внутри коллектива:
– характеристика деловых и межличностных отношений участников коллектива, степень их сплоченности.
4. Характеристика учебно-творческой деятельности коллектива:
– успешность освоения репертуара;
– количество слабоподготовленных участников коллектива и причина этого;
– работа коллектива над репертуаром – наличие контроля за подготовкой к репетициям отдельных участников, требования к ним со стороны руководителя, актива и всего коллектива;
– взаимопомощь, ее формы и организация;
– наличие отрицательных моментов в учебно-творческой деятельности;
– солисты и концертмейстеры в коллективе, степень их влияния на коллектив.
5. Состояние дисциплины в коллективе:
– дисциплина на репетициях и во время концертов, причины плохой дисциплины;
– меры поддержания дисциплины в коллективе, влияние отдельных участников на состояние дисциплины;
– основные методы борьбы с нарушителями дисциплины.
6. Взаимоотношения коллектива с руководителем:
– роль руководителя в коллективе, стиль и методы его работы;
– отношение коллектива к руководителю, его авторитет среди участников.
7. Жизнь коллектива вне репетиций и выступлений:
– интерес к современным явлениям искусства, литературы и спорта, формы проявления этого интереса;
– участие коллектива в жизни культурно-досугового (образовательного) учреждения.
8. Общественная и благотворительная деятельность коллектива.
9. Психолого-педагогические выводы и рекомендации:
–указать, какие мероприятия необходимо провести с целью укрепления коллектива.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Схема дидактического анализа урока
на начальном этапе обучения искусству
1. Общие сведения об уроке:
класс, количество учащихся, учебный предмет, тема урока, цель урока.
2. Санитарно-гигиенические требования к учебному помещению и учащимся:
– чистота помещения;
– проветриваемость помещения, освещение;
– соответствие парт росту учащихся;
– чистота и аккуратность одежды, обуви;
– посадка учащихся.
Вывод: о соответствии санитарно-гигиеническим требованиям.
3. Тип и структура урока:
– тип урока;
– структура урока;
– распределение времени по этапам урока.
Вывод: соответствие структуры типу урока, последовательность, стройность урока, взаимосвязь этапов.
4. Организационный этап урока:
– своевременность явки учителя на урок;
– своевременность явки учащихся на урок;
– готовность класса к уроку (наличие учебных принадлежностей, книг, тетрадей, наличие мела, тряпки, чистота доски, технические средства и др.);
– приемы включения учащихся в работу: подготовка учебного оборудования, проверка готовности учащихся к занятиям, постановка цели урока, игра, выполнение какого-либо задания, анализ работ учащихся, организация наблюдения и т. д.;
– длительность организационного момента урока.
Вывод: о дисциплине учащихся, их организованности, умении учителя включить в работу, о влиянии организационной части на весь ход урока.
5. Формы организации проверки домашнего задания:
– какими методами проверялось домашнее задание (устным, письменным, практическим);
– форма организации проверки (фронтальная, парная, групповая);
– виды письменной проверки (тесты, выполнение аналогичных задач и упражнений).
Выводы:
– дидактическая ценность используемых методов и видов проверки;
– качество знаний (на основании ответов), осознанные или формальные знания;
– владение учителем методами проверки;
– какие оценки были выставлены и мотивировка их.
6. Объяснение нового материала или закрепление предыдущей темы:
– использование методов (словесные, наглядные, практические) и их соответствие задачам и этапу урока;
– используемые учителем в ходе урока мыслительные приемы учащихся (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. д.) при усвоении знаний, выработке умений и навыков;
– как было проверено качество понимания нового материала;
– соблюдение педагогических требований к используемым методам обучения:
а) словесным (научность, идейность отобранного материала, логичность, доказательность, ясность, доходчивость, четкость, эмоциональность, правильность речи, интерес, внимание, учет возрастных особенностей);
б) наглядным (выбор объектов, цель наблюдения, самостоятельность, план действий, формулировка выводов);
в) практическим (сочетание индивидуальной работы с фронтальной, игровые приемы, четкость, наличие правил выполнения, контроля и т. д.).
Выводы: сделать вывод о методической подготовке учителя в ведении данного урока и, если нужно, сформулировать рекомендации.
7. Анализ заключительного этапа:
– подведение итогов (учителем или учениками с помощью вопросов; использование приемов рефлексии и т. д.);
– методика задавания домашнего задания (соответствовало ли оно теме урока, каков его объем, не допущена ли перегрузка, проведен ли инструктаж, разбор и т. д.);
– своевременность окончания урока (со звонком или после).
8. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики:
а) принципа наглядности:
– указать виды используемой наглядности (натуральная, объемная, изобразительная, символическая, зрительно-слуховая);
– правильность ее использования на разных уроках и ступенях процесса обучения;
– формы сочетания слова и наглядных средств;
– способствовали ли они развитию мыслительной деятельности (привести примеры) или, наоборот, тормозили развитие мышления;
б) реализация принципа систематичности и последовательности:
– логическая последовательность этапов урока;
– привести факты урока, подтверждающие или отрицающие реализацию учителем данного принципа (от простого к сложному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от частного к общему);
– как реализован данный принцип в различных звеньях процесса обучения;
в) реализация принципа сознательности и активности в обучении:
– как учитель активизировал познавательную деятельность учащихся, какие использовал для этой цели задачи, вопросы, факты, примеры, задания;
– проанализировать знания учащихся с точки зрения черт, характеризующих сознательность усвоения;
– знание конкретных фактов;
– умение анализировать эти факты и делать выводы;
– умение выражать их в правильной речи;
– умение пользоваться знаниями на практике;
г) принцип научности:
– содержание материала (достоверность, научность);
– методы и приемы познания (организация наблюдений и т. д.);
– связь с практикой (где она проявилась);
д) принцип доступности:
– опора на имеющийся опыт учащихся;
– соответствие знаний уровню развития учащихся;
– учет индивидуальных особенностей;
е) принцип прочности:
– выделение главного в изучаемом материале;
– связь главного в уроке и имеющихся у учеников знаний;
– использование практических работ;
ж) принцип индивидуального подхода в обучении:
– дифференциация заданий (на уроке, домашнее задание);
– оценка знаний;
– опрос на уроке.
9. Поведение учащихся на уроке:
– дисциплинированность;
– активность;
– внимательность;
– работоспособность;
– заинтересованность;
– прилежание.
10. Поведение учителя на уроке:
– внешний облик, движения, манеры;
– владение голосом, речью (правильность, дикция, темп, выразительность);
– организованность;
– находчивость;
– умение наблюдать класс и отдельных учащихся;
– умение работать с каждым учащимся и всем классом одновременно;
– внимательность к психическому состоянию школьника, последовательность и педагогическая целесообразность требований; проявление педагогического такта.
В конце анализа сделать выводы и высказать предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Схема анализа открытого урока по спецдисциплине
I. Введение в урок
1. Создание психологического настроя.
2. Постановка целей.
3. Формирование мотивов учения.
II. Оснащенность урока
1. Использование доски, дидактического материала, ТСО.
2. Целесообразность использования средств наглядности.
III. Содержание урока
1. Соответствие методической структуры целям урока.
2. Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала.
3. Дифференциация заданий.
4. Научность содержания.
5. Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи.
6. Нравственная и мировоззренческая направленность урока.
7. Эстетическое воздействие урока.
8. Использование эффективных методов обучения, их вариативность.
9. Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль.
10. Активизация у учащихся интереса к предмету, занимательность, использование игровых методов.
IV. Психологические аспекты урока
1. Смена видов деятельности на уроке.
2. Учет времени активного внимания.
3. Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной).
V. Оценка деятельности учащихся
1. Степень активности учащихся.
2. Организованность и дисциплина.
3. Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументированно излагать свои мысли.
4. Развитие навыков самостоятельной деятельности.
VI. Охрана труда на уроке
1. Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха).
2. Наблюдение за посадкой учащихся.
3. Наличие динамической паузы.
VII. Взаимодействие ученика и учителя
1.Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя.
2. Наличие обратной связи с учащимися.
3. Обеспечение благоприятного психологического климата.
VIII. Итоги урока
1. Выполнение намеченного плана, степень достижения цели.
2. Домашнее задание: объем, посильность.
3. Использование воспитательных возможностей оценки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Схема общепедагогического анализа урока
По спецдисциплине
1. Место данного урока в системе уроков по предмету, правильность постановки цели урока.
2. Организация урока:
а) тип урока;
б) структура урока; его элементы, их последовательность и распределение во времени; соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
в) подготовленность учащихся к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на протяжении всего урока; совмещение групповой и коллективной работы на уроке;
д) насыщенность урока; рациональное использование времени.
3. Содержание урока:
а) научность и доступность учебного материала;
б) правильность подбора материала для разных этапов урока и видов деятельности учеников;
в) соответствие содержание урока требованиям программы;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения пройденного;
е) межпредметные связи;
ж) речь преподавателя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
з) качество знаний, умений и навыков учеников, речь учеников.
4. Методика проведения урока:
а) оснащенность, использование наглядности, дидактического материала на всех этапах урока;
б) методы и приемы, применяемые преподавателем на каждом этапе урока;
в) соответствие методов содержанию и цели урока, возрасту и уровню подготовленности учеников; эффективность применяемых методов;
г) подведение преподавателем итогов урока;
д) владение преподавателем методами активного обучения; целесообразность применения этих методов на уроке;
е) система оценки знаний учащихся.
5. Общение учащихся на уроке: тон, стиль отношений, манера отношений со сверстниками.
6. Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность учащихся;
б) интерес к материалу урока;
в) взаимоотношения учащихся и преподавателей;
г) дисциплинированность и организованность учащихся.
7. Общие выводы по уроку. Учет опыта проведения данного урока в вашей дальнейшей работе.
Учебное издание
Программа педагогической практики
для специальностей
1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям);
1-15 02 01 Декоративно-прикладное искусство
(по направлениям); 1-17 03 01 Искусство эстрады
(по направлениям); 1-16 01 06-11 Духовые инструменты (народные); 1-16 01 10 Пение (народное)
Редактор А. И. Гуторова
Технический редактор А. В. Гицкая
Подписано в печать 2013. Формат 60х84 1/16.
Бумага писчая № 2. Ризография.
Усл. печ. л. 1,98. Уч.-изд. л. 1,09. Тираж экз. Заказ .
Издатель и полиграфическое исполнение:
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств».
ЛИ № 02330/0003939 от 19.05.2011 г.
Ул. Рабкоровская, 17, 220007, г. Минск.
35