Организация внеурочной деятельности с учащимися 3 класса

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Научные основы организации внеурочной деятельности по русскому языку
  • 1.1 Вопросы внеурочной деятельности в федеральном государственном образовательном стандарте
  • 1.2 Психолого-педагогические организации внеурочной деятельности с младшими школьниками
  • 1.3 Организация внеурочной деятельности по русскому языку
  • Глава II. Организация внеурочной деятельности с учащимися III класса
  • 2.1 Содержание работы внеурочной деятельности по русскому языку
  • 2.2 Актуальность уровня речевых умений обучающихся III класса
  • Заключение
  • Список литературы

Введение Актуальность: Внеурочная работа — составная часть учебно — воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады.

А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации. Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

9 стр., 4423 слов

Организация работы социального педагога с малообеспеченными семьями

... проблеме исследования и дать их анализ; 2.   Изучить способы и методы организации работы социального педагога с малообеспеченными семьями; 3.   Определить виды социальной и экономической ... утрате веры в самоизменение. Во многих случаях работы в семьях группы риска, испытывающих материальные затруднения, специалисты и общественные организации, которые приходят в семью для оказания помощи, ...

Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Цель работы: Предложить содержание работы по речевым умениям во внеурочной деятельности по русскому языку. Задачи: 1. Установить научные основы, используя психолого — педагогическую литературу; 2. Выявить условия трудности при изменении языковых норм по русскому языку в начальных классах; 3. Предложить группы упражнений с использованием речевых ошибок у младших школьников; 4. Провести исследование и сделать анализ полученных результатов. Объект: Внеурочная деятельность по русскому языку в начальной школе. Предмет: Содержание внеурочной деятельности по русскому языку. Методы: 1. Анализ научно-методической литературы; 2. Методические эксперименты.

Глава I. Научные основы организации внеурочной деятельности по русскому языку

1.1 Вопросы внеурочной деятельности в федеральном государственном образовательном стандарте В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. Учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); Дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; Организацию деятельности групп продленного дня; Классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); Деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы. Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка. Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общекультурное

Общеинтеллектуальное

8 стр., 3908 слов

Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста

... условий для сосредоточенной деятельности детей. При неправильной организации жизни детей может быть много причин, ведущих к закреплению неустойчивого внимания. Деятельность детей часто нарушается в ... сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать. Большое значение для психического развития ребенка имеет развитие внимания. Физиологической основой ...

11 стр., 5106 слов

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в урочное ...

... культурной адаптации детей в базовых основах родной культуры, подготовки фундамента общественной консолидации, освоение «диалога культур». Для организации изучения содержания образования краеведческой ... обсуждение и анализ работ друг друга; индивидуальная творческая деятельность; поисковая деятельность в подготовке к самостоятельным заданиям; творческие коллективные работы; прослушивание ...

Задачи: Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций Развитие инициативы и творчества детей Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества Пропаганда здорового образа жизни Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности и создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей. Общаясь с детьми, родителями отмечают, что это даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды. Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 80% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят — это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить ин инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость. Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

1 стр., 249 слов

Изучение мотивации учения школьника

... о математических действиях. 12- Выводить правила на уроках русского языка. Обработка результатов: 1.Анализ материалов можно представить в таблице Количество ... на уроках математики. 3- Выполнять упражнения по русскому языку. 4- Узнавать, откуда произошли числа. 5- Самому составлять ... упражнения по русскому языку. 6- Решать задачи по математике. 7- Узнавать, почему ...

1.2 Психолого-педагогические организации внеурочной деятельности с младшими школьниками При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников. Это поможет ему не только грамотно построить учебный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте становится учение, учебная деятельность, систематическое усвоение культурно-исторического опыта человечества, выраженного в системе научных знаний. В этом возрасте формируются и закладываются основы духовного и физического развития, ребенка, научно-теоретического и логического мышления, развиваются предметные и умственные действия посредством решения задач и выполнение других учебных заданий. У ребёнка развивается способность корректировать свои текущие действия в соответствии с запланированным результатом, критически оценивать итоги своей деятельности [Жинкин, 2005, c.42]. В этом возрасте у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования — произвольные психические процессы и способность действовать в уме, во внутреннем плане действий, закладывается способность произвольно сосредотачивать внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что необходимо для решения текущей задачи. Ребёнок научается выделять цель действия, условия и средства её достижения. Наряду с наглядно-образным мышлением у него при современных методах обучения вырабатываются способности к абстрактному, теоретическому мышлению, обобщённому охвату конкретной ситуации. Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги, характеризуются в первую очередь недифференцированностью, «разбросанностью», их привлекают многие «совершенно разные области знания без всякой их связи» [Алексеев, 2009, c.25]. Дети проявляют интерес, прежде всего к тем учебным предметам, по которым они хорошо успевают. Избирательное отношение к той или иной школьной дисциплине, дифференциация интересов свойственны больше третьеклассникам, да и то далеко не всем. Причем следует отметить, что в предпочтении того или иного предмета ученики «невольно» следуют за своим учителем, который нередко отдает симпатии какой-либо области знания. Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, «недолговечность» (С.Л. Рубинштейн), «непостоянство» (А.А. Люблинская), способность легко переключаться с одних предметов на другие. Вчера детей могла интересовать математика, сегодня они заявляют о своей приверженности русскому языку. Такой вид интереса известный советский психолог Н.Г. Морозова называет эпизодическим, ситуативным, реактивным. Его возникновение зависит от способа изложения материала учителем, от особенностей деятельности учеников, от той ситуации, в которую они вовлекаются [Люблинская, 2009, c.54]. Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела, близкие и конкретные по результатам, когда все дело — от замысла до завершения — они хорошо представляют. Ученые отмечают также поверхностность интересов младших школьников, в частности учеников I-II классов. Их привлекают главным образом внешние факты, особенно яркие, необычные. Стремление углубиться в сущность предмета, интерес к его закономерностям наступает позднее, в III-IV классах. Вот почему процесс обучения младших школьников опирается, прежде всего, на их интерес к знанию вообще, на желание узнать новое. «Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания, — замечает В.В. Давыдов, — необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета русского языка, математики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности» [Жинкин, 2005, c.48].

1.3 Организация внеурочной деятельности по русскому языку Внеурочная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п. На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни).

Однако это не вполне верно. Данного уровня результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений [Александрович, 2001, c.46]. Причём важны будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной. В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества).

Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая [Грызлова, 2003, c.61]. В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания. При обсуждении такой информации эффективны внутри-групповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения — ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретают опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, учатся уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной [Григорян, 2007, c.38]. Ценностная составляющая привносится в содержание познавательной деятельности школьников и тогда, когда педагог акцентирует внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся физикой, на двойственное значение для человечества открытия способа расщепления атомного ядра, а с интересующимися биологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов, на гуманитарных последствиях Великих географических открытий для народов Нового света и т.п. А можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или к всем новым жертвам? Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания. Наиболее удачными формами здесь могут быть, например, школьный интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» (здесь знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников этой уникальной по своему влиянию на умственное воспитание игры), дидактический театр (в нём знания из самых разных областей обыгрываются на сцене, в связи, с чем становятся эмоционально переживаемыми и личностно окрашенными), научное общество учащихся (в рамках НОУ осуществляется исследовательская деятельность школьников, поиск и конструирование нового знания — знания своего, искомого, выстраданного).

Достижение результатов третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного социального действия) возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения социально ориентированных акций. Например, заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников детских домов или обитателей домов престарелых, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия [Ушаков, 2006, c.32]. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

внеурочная деятельность русский язык

Глава II. Организация внеурочной деятельности с учащимися III класса

2.1 Содержание работы внеурочной деятельности по русскому языку Одним из нейтральных вопросов организации внеурочной деятельности по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. Наряду с этим на внеурочная деятельность можно рассматривать и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора [Федоренко, 2008, c.56]. Таким образом, содержание внеурочной деятельности по русскому языку составляют два круга вопросов: вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практических навыков русской речи; вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный материал для речевой тренировки. Первый круг вопросов достаточно широк. Он охватывает все разделы школьного курса русского языки. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках, но в целях пробуждения у учащихся интереса к ним формулируются они несколько иначе, например: «Сколько слов в русском языке?» (беседа о словарном богатстве русского языка, которую можно проводить в III или в IV классе).

«В мире слов», «В музее слов» (беседы о происхождении слов), «Как рождаются новые слова?», «Кладовые слов» (беседы о словарях).

«Можно ли сломать язык?» (беседа об артикуляции русских звуков), «Звуковые законы» (беседа об орфоэпических нормах русского языка), «Пульс слова» (беседа о словесном ударении).

«Молчаливые буквы» (беседа о функциях букв Ъ и Ь), «Можно ли усвоить правописание всех слов?» (беседа об орфографическом словаре), «Как делаются слова?» (беседа о способах словообразования в русском языке), «Кто или что?» (беседа о существительных одушевленных и неодушевленных), «Все растет из корня» (беседа об однокоренных, или родственных, словах) и др. Беседы на перечисленные и подобные темы сопровождаются выполнением упражнений и задания, способствующих привитию практических навыков употребления рассматриваемого языкового материала в речи [Ладыженская, 2000, c.42]. Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Поэтому ученики младших классов с интересом слушают беседы на темы: «Как люди научились говорить?», «Почему люди говорят на разных языках?», «Русский язык на земном шаре», «Как люди научились писать?», «Языки и народы», «Говорят ли животные?» и др. Учителю важно помнить, что в выборе и подаче этого разнообразного материала должно быть чувство меры, диктуемое возрастными особенностями учащихся. Сведения по некоторым темам могут быть даны в несколько приемов, в разных классах. В таком случае каждая последующая информация будет шагом вперед в раскрытии содержания рассматриваемого вопроса. Например, беседы из циклов «В мире слов», «В музее слов», «Почему мы так говорим?», «Правильно ли мы говорим?» могут проводиться во всех классах и не один раз в каждом классе, но содержание этих бесед каждый раз должно быть новым. Содержание внеурочной деятельности не является чем-то изначально данным и неизменным. Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель исходит из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимает во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывает конкретные условия работы школы и особенности работы класса. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся [Приступа, 2000, c.41]. Изучение лингвистических интересов младших школьников показывает, что детей привлекают и программные, и непрограммные разделы. Интересы, связанные с программным материалом, как правило, оказываются привязанными к тому классу, где изучается та или иная заинтересовавшая школьников тема. Интересы к непрограммным темам, наоборот, оказываются сквозными, проходят через все классы, причем интенсивность их от года к году возрастает. От класса к классу растет и число учеников, которые задают вопросы, выходящие за пределы программы. Несмотря на их многообразие, все они, в основном, сосредоточены вокруг восьми тем. Детей интересует: происхождение языка, как средства общения; возникновение русского языка, языки мира; развитие русского языка; русский язык в современном мире; словарное богатство современного русского языка; образование слов и их этимология, ономастика; история письменности, книгопечатание; наука о русском языке, ее история; исследователи русского языка; нормы современного русского литературного языка; история обучения русскому языку; учебники русского языка; практическое овладение русским языком. Таким образом, изучение запросов учащихся позволяет установить основные направления внеурочной деятельности по русскому языку. Содержание внеурочной деятельности должно быть соотнесено и с обязательной учебной программой. Если раньше при определении содержания внеклассной работы высказывались разные точки зрения относительно ее связи с материалом, изучаемым на уроках, то в настоящее время основой внеурочных занятий по русскому языку можно считать действующую программу, потому что она включает основные аспекты науки о русском языке. Программа выделяет два взаимосвязанных направления в обучении русскому языку: ознакомление учащихся с основами языковой теории, и на ее основе, и в тесной связи с ней выработку у школьников навыков владения языком (как навыков правописания, так и пользования связной устной и письменной речью).

Хотя выбор того или другого направления для внеклассных занятий диктуется особенностями данного класса, условиями работы конкретной школы, следует обратить внимание прежде всего на те разделы, которые важны для каждого ученика, для любого класса или школы. Теоретическое направление требует включения в первую очередь разделов, имеющих большое образовательно-воспитательное значение. Таким в программе является, например, раздел «Общие сведения о языке» [Редозубов, 2007, c.69]. Нельзя, однако, исходить при выборе темы лишь из особенностей лингвистических интересов учащихся. Задачи обучения русскому языку требуют внимания на внеклассных занятиях и к вопросам правописания, фонетики, грамматики, т.е. к тем разделам, которые вызывают у школьников значительно меньший интерес. Эти разделы также обладают немалыми возможностями для показа и богатств языка, и особенностей его как явления изменяющегося, развивающегося.

2.2 Актуальность уровня речевых умений обучающихся III класса Исследование проводилось в МБОУ СОШ №10 города Кумертау в 3 «А» и 3 «Б» классах. Задача констатирующего эксперимента: выявить типичные речевые ошибки в работах учащихся. Для решения данной задачи было определено два класса — экспериментальный и контрольный. Экспериментальным классом являлся 3″Б» класс. В эксперименте принимало участие 16 человек. Как показал анализ школьной документации, неуспевающих учеников в классе нет, но уровень успеваемости различный. В ходе наблюдения было выявлено, что характер эмоционального климата в классе бодрый. Отношение к предмету «Русский язык» у большинства учащихся положительное. Контрольным классом являлся 3 «А» класс. В эксперименте принимало участие 23 человека. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих в классе нет. Характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету «Русский язык» отношение у большинства школьников положительное. Констатирующий эксперимент включал в себя написание учениками теста, который содержал следующие задания: 1. Прочитай словосочетания. Вставь подходящие по смыслу слова. верный — товарищ; а) резиновый … б) тяжелый … в) горячая … г) колючий … д) солнечный … е) яблочный … ж) спелая … 2. В предложенном списке слов найдите многозначные слова и укажите все возможные значения. дворник — дворник (человек), дворник (приспособление для очистки лобового стекла у автомобиля).

а) книга — … б) банка … в) нос — … г) ручка — … 3. Соедини слова-синонимы: а) кавалерия 1) команда б) страж 2) конница в) приказ 3) боязнь г) корабль 4) выдумка д) затея 5) судно 4. Подбери антонимы к словам: успех — … щедрый — … жар — … поднять — … война — … купить — … умный — … уходить — … 5. В каких ситуациях мы употребляем глаголы одеть, надеть? Объясни свой ответ. Составь предложения с этими словами. В таблице 1 представлены речевые ошибки, допущенные учениками экспериментального класса: Таблица № 1. Экспериментальный класс. Испытуемый № 3 «Б» Виды ошибок.

№ п/п

Нарушение сочетаемости слов

Неразлич. оттенков зн. синонимов

Неудачный подбор антонима

Ошибки в подборе многозн. слов

Смешение видо-врем. ф. гл.

Некоррект. использов. местоимений

1.А. Ильяс

+

+

2.А. Ерджаник

+

3.Б. Артур

4.Г. Даниил

+

+

5.Д. Никита

+

+

6.Д. Станислав

+

7.Е. Ярослав

+

+

8.И. Владислав

+

+

+

+

+

9.И. Денис

+

+

10.К. Савелий

+

+

11.К. Илья

+

+

+

12.М. Константин

+

13.М. Алексей

+

+

+

+

14.М. Анна

+

+

+

+

15.Р. Динар

+

16.Р.

+

+

+

Всего:

6

3

11

9

2

4

Итого:

37,5%

18,3%

68,8%

56,3%

12,5%

25%

Данные таблицы 1 показали, что чаще всего встречаются следующие речевые ошибки:

неудачный подбор антонима;

ошибки в подборе многозначных слов;

нарушение сочетаемости слов.

В таблице 2 представлены речевые ошибки, допущенные учениками контрольного класса:

Таблица №2 Контрольный класс

Испытуемый № 3 «А»Виды ошибок.

№ п/п

Нарушение сочетаемости слов

Неразлич. Оттенков зн. синонимов

Неудачный подбор антонима

Ошибки в подборе многозн. слов

Смешение видо-врем. ф. гл.

Некоррект. Использов. местоимений

1.А. Виктория

+

+

2.Б. Яна

+

3.Б. Владимир

4.Б. Владислав

+

+

+

5.Г. Екатерина

+

+

6.И. Ксения

7.И. Артур

+

+

8.К. Богдан

+

+

+

+

9.К. Ростислав

+

10.К. Данил

+

+

11.К. Михаил

+

+

+

+

12.М. Артем

+

+

+

+

13.М. Амина

+

+

14.П. Данил

+

+

+

+

+

15.С. Виктория

+

+

16.Т. Ольга

+

+

17.У. Артем

+

+

+

18.Ш. Павел

+

+

19.Ш. Арсений

+

+

20.Ш. Данил

+

+

21.Я. Екатерина

22.Ю. Демид

23.Я. Александр

Всего:

6

7

14

10

3

5

Итого:

26%

30,4%

60%

49,5%

13%

21,7%

Данные таблицы 2 показали, что чаще всего встречаются следующие речевые ошибки:

неудачный подбор антонима;

ошибки в подборе многозначных слов;

неразличение оттенков значений синонимов.

Речевые ошибки, достаточно часто встречающиеся в работах учеников экспериментального и контрольного классов наиболее полно отражает таблица 3.

Таблица №3

п/п

Виды ошибок

Количество ошибок допущенных учащимися

Экспериментальный класс

Контрольный класс

1.

Неудачный подбор антонима

11

14

2.

Нарушение сочетаемости слов

6

6

3.

Подбор многозначных слов

9

10

4.

Неразличение оттенков значений синонимов

3

7

Всего:

29

37

Таким образом, констатирующий эксперимент выявил типичные речевые ошибки в работах учащихся, показал, что на начало экспериментальной работы контрольный и экспериментальный классы не имеют существенных различий.

Уровень сформированности речевых навыков является невысоким, поэтому необходимо проводить специальную работу в этом направлении, выполнять особую систему упражнений, предупреждающую подобный вид ошибок в работах учащихся.

Заключение При организации внеурочной деятельности в начальных классах учитель должен учитывать психологические особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала. Учителю также важно помнить, что организация внеурочной деятельности в школе опирается на общедидактические и методические принципы. На них необходимо ссылаться всякий раз, когда приходится планировать учебную деятельность с использованием данной формы работы. Для внеурочных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних. Внеурочная деятельность по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания. Содержание внеурочной деятельности должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку. Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала — теоретического или прикладного. В отличие от уроков внеурочная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. В практике известны такие формы внеклассных занятий, как кружки, утренники, часы занимательной грамматики, уголок русского языка, стенная газета, викторины, различные конкурсы, беседы и т.п. Многие из них активно используются в организации внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками. При проведении внеурочных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие, более успешно осуществлять задачи воспитания школьников. Учитывая особенности психического развития младшего школьника, а также полученные знания в ходе анализа психологической, педагогической и методической литературы, нам удалось разработать систему обучающих упражнений по развитию речи, в качестве метода обучения в которой была выбрана беседа, являющаяся ведущим и основным методом при обучении детей данной возрастной категории. Выбрана форма работы — беседа по развитию речи, в которую вошли упражнения занимательного характера. Констатирующий эксперимент позволил выявить типичные речевые ошибки, которые ученики допускают в своих работах. Таковыми являются: неудачный подбор антонима; ошибки в подборе многозначных слов; неразличие оттенков значений синонимов.

Список литературы 1. Аверьянова, А.П. Как образуются слова/А.П. Аверьянова. — изд., — М.: Просвещение, 2008. — 270с. 2. Александрович, Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе/ Н.Ф. Александрович. — изд., — М.: Народная аскета», 2001. — 265с. 3. Алексеев, А.Н. Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению в V-VIII классах/ А.Н. Алексеев. — изд., — М.: Учпедгиз, 2009 — 229с. 4. Арсирий, А.Т., Дмитриева Т. М, Материалы по занимательной грамматике русского языка / А.Т. Арсирий, Т.М. Дмитриев. — изд., М.: Учпедгиз, 2005-189с. 5. Баранникова, Л.И. Основные сведения о языке/ И.Л. Баранникова. — М.: 2008. — 128с. 6. Ветвицкий, В.Г. Занимательное языкознание/ В.Г. Ветвицкий. — М.: Просвещение, 2004. — 216с. 7. Головин, Б.Н. Основы культуры речи/ Б.Н. Головин. — М.: 2002. — 187с. 8. Григорян, Л.Т. Язык — к знанию ключ. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку.) / Л.Т. Григорян. — М.: Просвещение, 2007. — 53с. 9. Грызлова, М.Л. Внеклассная работа по русскому языку/ М.Л. Грызлова. — М.: Учпедгиз, 2003. — 189с. 10. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология/ М.И. Еникеев. — М.: ПРИОР, 2002. — 280с. 11. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе/ Н.И. Жинкин // Проблема совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. — 2006. — С.34-39. 12. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи/ Н.И. Жинкин // В защиту живого слова. — 2005. — С.42-48. 13. Зарецкий, А.И. Материалы по занимательной грамматике русского языка/ А.И. Зарецкий. — М.: Учпедгиз, 2000. — 111с. 14. Климанова, Л.Ф. Обучение русскому языку через общение/ Л.Ф. Климанова // Начальная школа. — 2007, — № 12. — С.51 — 62. 15. Кондратов, А.М. Звуки и знаки/ А.М. Кондратов. — М.: Знание, 2005. — 203с. 16. Купалова, А.Ю. Интеграция двух начал в обучении/ А.Ю. Купалова // Сов. Педагогика. — 2003, — № 3. — С. 71-79. 17. Львов, М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов, Т.Г. Светловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1999. — 240с. 18. Люблинская, А.А. Детская психология/ А.А. Люблинская. — М.: Просвещение, 2009. — 257 с. 19. Напольнова, Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка/ Т.В. Напольнова. — М.: Просвещение, 2008. — 176с. 20. Обучение русскому языку в IV классе/ Сост. Т.А. Ладыженская; Москва, 2000. — 42с. 21. Основы теории речевой деятельности/ Под ред.А. А. Леонтьева — Москва, 2009. — 37с. 22. Приступа, Г.Н. О методических принципах обучения правописанию/ Г.Н. Приступа // Русский язык в школе. — 2000. — С.47-59. 23. Приступа, Г.Н. Теория и практика русского языка в 3-х частях/ Г.Н. Приступа. — Рязань, 2007. — 320с. 24. Редозубов, С.П. Методика русского языка в начальной школе/ С.П. редозубов. — М.: Просвещение, 2007. — 154с. 25. Ушаков.Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2006. — 163с. 26. Федоренко, Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку/ Л.П. Федоренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2008. — 147с.

Размещено на