Опыты реализации зарубежных педагогических идей в отечественной системе школьного образования

Теория и методика обучения МАТЕМАТИКЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Тенденции современной зарубежной педагогики 5

2. Характеристика системы Монтессори. Зона математического развития 6

3. Применение системы Монтессори в России 11

4. Начальная школа в России от Ю.И. Фаусек до современности 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Введение

Современная отечественная педагогика ищет новые парадигмы воспитания, поэтому ей интересны имеющиеся в мире педагогические концепции. В настоящее время научное сопоставление педагогических систем и теорий в разных странах имеет две главные функции. Первая состоит в получении эмпирических данных и теоретической информации, которая помогает международным организациям принимать решения по развитию образования в разных странах, оказывать помощь, координировать научную деятельность разных стран. Вторая задача в изучении зарубежной педагогики и школы состоит в обеспечении переноса опыта на родную почву. Ученые считают, что знание педагогической практики и науки разных стран, изучение их опыта воспитания поможет решать проблемы в собственной стране, оно стимулирует осмысление и оптимальное построение своей педагогической системы.

Глубокие социально-экономические и социокультурные изменения в стране делают нашу молодежь, учеников похожими на западных. Именно эти процессы актуализируют изучение педагогики западных стран, Америки, Японии. Недавний агрессивный, конфронтационный подход к западной педагогике и школы отделял нашу страну от мирового педагогического опыта и обеднял, затруднял развитие отечественного образования. Теперь имеются условия для объективного анализа зарубежных систем и теорий.

Особенную значимость в настоящее время имеет развитие педагогической мысли в области математики. Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

11 стр., 5413 слов

Педагогическая система М. Монтессори

... по педагогическим принципам Монтессори. 2. Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори При описании своих педагогических опытов, наблюдений и открытий, «метода научной педагогики» Монтессори ... направлением педагогики Марии Монтессори стало изучение внутренних потребностей, тенденций развития и создание условий, способствующих их удовлетворению. Свой педагогический метод, ...

Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Цель работы:рассмотретьопыты реализации зарубежных педагогических идей в отечественной системе школьного образования.

Задачи:

1. Раскрыть тенденции современной зарубежной педагогики;

2. Дать характеристику системы Монтессори. Зона математического развития

3. Описать историю применения системы Монтессори в России

4. Раскрыть особенности начальной школы в России от Ю.И. Фаусек до современности.

1. Тенденции современной зарубежной педагогики

Отечественная педагогика в ее нынешнем положении характеризуется достаточно большим уровнем открытости и находится в состоянии непрерывного развития и поиска. Зарубежные концепции воспитания и обучения рассматриваются отечественными педагогами прежде всего со стороны возможности их применения в условиях нашей школы. 

Кроме этого, изучение и подробное рассмотрение особенностей педагогической практики разных стран мира позволяет избежать многих ошибок, а значит, построить еще более эффективную педагогическую систему. Для начала, давайте разберемся, на каких принципах базируется западный подход к обучению и воспитанию.1

По сути, в зарубежной педагогике существует три важнейшие научные идеи:

1. Идея реформаторской педагогики. Еще в 20-30 годы XX века Альфред Бине выразил сомнения в словах учителя как главном средстве обучения. Много значения самостоятельности в получении знаний уделяла и Мария Монтессори.

2. Идея индивидуализации обучения и самостоятельности учащихся. К примеру, американский психолог и педагог-прагматик Джон Дьюи был уверен в том, что главная цель образования — сформировать у ребенка способность к быстрой адаптации и самостоятельному освоению знаний. В рамках идеи индивидуализации возникли: вальдорфская школа, училище Петерсона, школа Ланга. Всех их объединяет идея о том, что активность и самостоятельность учащихся должны поощряться.

3. Теория педагогического общения. В рамках данной теории основной акцент сделан на важности развития познавательной активности учащихся. Наиболее значительной и влиятельной концепцией в теории педагогического общения является признание решающего влияния эмоциональных аспектов общения на процесс обучения. Эта концепция была подробно описана и охарактеризована в монографии авторства Дж. Маккроски, С. Джеймса, В. Ричмонда и др.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... в управлении производством, признал необходимость обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Все идеи и подходы к образованию, существующие за рубежом, при видимом различии, имеют несколько объединяющих признаков. Современной западной педагогике свойственны такие особенности:

1. Принципы развивающего обучения внедряются на всех возможных этапах обучения.

2. Ведется непрерывная и активная работа по созданию новых принципов обучения, учитывающих важность активной деятельности учащихся. При воспитании учащимся закладываются прежде всего навыки адаптации к изменчивым условиям жизни.

3. Узнавая больше о современных педагогических концепциях зарубежной школы, знакомясь с педагогическими тенденциями, которые в свое время оказали влияние на различные подходы к обучению, вы сможете сделать свою работу еще более продуктивной и осмысленной. Только развиваясь и работая над собой учитель сможет сохранять соответствие требованиям времени.

2. Характеристика системы Монтессори. Зона математического развития

Органической составляющей ее педагогики стала разновозрастность детских групп. Изначально она сложилась достаточно стихийно, так как одновременно в новую школу Монтессори были приняты дети различных возрастов. Но сегодня очевидно, что по факту создать одновозрастную школьную группу практически невозможно, потому что при одном и том же биологическом возрасте дети в ней будут отличаться по так называемому психологическому возрасту.2

Позже, разработав свою возрастную периодизацию, Монтессори предлагает особую среду, помогающую выполнить задачи развития, характерные именно для данного периода. До сих пор эта периодизация лежит в основе работы с детьми. На нее ориентирована подготовка учителей, что отражено в наличии трех отличающихся друг от друга по программе курсов по подготовке педагогов, работающих с детьми от 0 до 3 лет, от 3 до 6 лет и от 6 до 12 лет.В возрасте от 6 до 12 Монтессори предлагает опираться на детское воображение, так как «секрет хорошего обучения в том, чтобы представить интеллект ребенка, как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, где они будут расти под теплом пылающего воображения. Наша цель, таким образом, не просто заставить ребенка понять, и еще меньше – принудить его запоминать, а так затронуть его воображение, чтобы привести в движение его сокровенные струны». По мнению М. Монтессори, в этот период интеллектуальное и эмоциональное идут в ребенке рука об руку.

Принципы, которые вывела Мария Монтессори были не новы для ее времени, но они остаются актуальными и сегодня:

— специальная развивающая среда;

— свобода действий для ребенка;

— единственность и уникальность ребенка, требующие индивидуальную систему обучения.

По словам Марии, стандартная школа не содействует физическому развитию и останавливает инициативу школьника.

Главным в обучении являются не пособия и методики, а сам ребенок. Монтессори-учитель не является центром класса.

18 стр., 8523 слов

Концепция развития и обучения индивида в культурно–исторической ...

... перестройке практики специального обучения. Теория единства обучения и развития, где обучению отводится ведущая роль в развитии психики ребенка; учение о зоне ближайшего развития, до настоящего времени ... Проанализировать взгляды Л.С. Выготского на соотношение развития и обучения. · Рассмотреть примеры реализации на практике концепции развития и обучения индивида в культурно-исторической теории Л.С. ...

Мария Монтессори говорит о принципах «космического воспитания» детей, к которым ее подтолкнули путешествия по Азии. Восточные традиции привнесли в ее систему характерный оттенок самоопределения человека во Вселенной. При организации помещений в ее «доме ребенка» не было стационарных парт. Лишь легкие переносные столики, стулья и кресла по росту детей. А также коврики, которые дети могли расстилать на полу для занятий лежа.

Отсутствовала в монтессори-школе и традиционная классно-урочная системы. Помещение, где находились дети, делилось на специальные зоны: языковую, математическую, географическую, музыкальную и т.д.

Дидактические материалы Марии Монтессори широко используют и сегодня в обучающих центрах и центрах раннего развития.

Группы дидактического материала для обучения по Монтессори

— для сенсорного развития;

— для развития понятия «измерение»;

— для развитие речи и письма;

— для математического развития.

Мария предположила, что ребенок, окруженный книгами, энциклопедиями, лабораторными приборами, орудиями различных ремесел, захочет на собственном опыте познать и обследовать эти предметы.3

Монтессори – это методика раннего развития ребёнка, которая предполагает разбитие среды обитания малыша на тематические зона. Всего таких тематических зон 5. Рассмотрим их подробнее.

Практическая зона. В этой зоне ребёнок учиться бытовым навыкам, например, нарезке овощей, стирке, уборке, глажке.

Математическая зона. В данной зоне ребёнок учиться математическим операциям и узнаёт, что такое количество, а также связывает его с понятиями цифра, символ.

Зона сенсорного развития. Играя в сенсорной зоне, ребёнок при помощи зрения, слуха, обоняния и осязания развивает своё восприятие окружающего мира, учиться находить различия между разными предметами по их характерным признакам.

Языковая зона. Эта зона предназначена для развития у малыша письма и чтения. «Космическая» зона. Зона «космическая» предназначена для того, чтобы ребёнок смог составить своё понимание окружающего его мира, установить взаимосвязи между предметами и явлениями, понял культуру и быт.

Обучение математике по системе Монтессори проходит очень естественно: ребенок просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет, познакомился и научился оперировать многозначными (четырехзначными) числами — все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.4

По мнению Монтессори для развития математических способностей («математического духа») необходимо соблюдать два условия, которыми традиционная классно-урочная система обучения пренебрегает. Во-первых, нужно время и возможность самостоятельно углубиться, проработать материал. Во-вторых, необходим последовательный путь от конкретного к абстрактному, так как нельзя требовать от ребенка запомнить то, что он не способен представить.

7 стр., 3399 слов

психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению

... достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один ... психологической готовности, как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении или как «овладение знаниями, умениями, способностями, ...

Для выполнения этих двух условий Монтессори разработала целую серию конкретных материалов для изучения математики детьми от 4 до 12 лет. Абстрактные математические значки и формулы, активно записываемые в тетрадки при классно-урочной системе обучения, она перевела в пособия. Это не наглядные пособия (как при классно-урочной системе обучения), а материалы, позволяющие ребенку заниматься математикой самостоятельно, в любое удобное время и сколь угодно долго. Ребёнок с ним действует, работает самостоятельно столько, сколько ему необходимо, пока математические идеи сами не созреют в его сознании.

Эти пособия дают ребёнку реальный опыт действий и ощущений. Например, он зрительно и тактильно воспринимает числа 10, 35, 100 и, соответственно, различие между ними. Благодаря этому смысл любых математических понятий и действий ребёнку очевиден и нет необходимости что-либо заучивать автоматически.

Работая не с абстрактными понятиями, а с чувственным опытом, со временем ребенок в ходе работы начинает предвидеть результат — выполнять некоторые промежуточные действия в уме и становится независим от наглядного пособия. Со временем в процессе обучения наступает момент, когда ум ребенка по-настоящему готов оперировать абстрактными категориями. Ещё одним отличием педагогического подхода Марии Монтессори, явился возраст детей, работающих с математическими пособиями. Вопреки расхожему мнению о том, что математика является школьным предметом, итальянка призывала гораздо раньше начинать работу по развитию у ребенка математических способностей. Непосредственно с математическим материалом в Монтессори-детском саду ребенок начинает работать в 4 — 4,5 года, а опосредованная подготовка к математике через так называемый сенсорный материал начинается и того раньше — с 2 — 2,5 лет.5

Во все упражнения с сенсорными материалами входит понятие количества: длиннее — короче, больше — меньше, шире — уже. Также посредством работы с сенсорным материалом ребенок получает свои первые представления о тождестве и различии. Все это стимулирует его начинающий пробуждаться «математичесий дух». Особое влияние сенсорные материалы оказывают на формирование первичных геометрических представлений. Ребенок знакомится с разнообразием геометрических форм, запоминает их названия. Позже, примерно с 3,5-4 лет ребенок начинает работать с более «продвинутым» материалом – так называемыми «конструктивными треугольниками». Этот материал позволяет ему заниматься преобразованием одних фигур в другие, что в дальнейшем поможет ему при выводе различных формул. А с помощью материала «геометрические тела» трехлетний ребенок визуально и наощупь начинает знакомство с объемными геометрическими телами, запоминает их названия. В результате в Монтессори-детском саду ребенок получает базу для изучения стереометрии.6

3. Применение системы Монтессори в России

Система Марии Монтессори (1870-1952) формировалась и развивалась в русле гуманистическо-антропологической педагогики на рубеже XIX-XX веков, суть которой «заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности». Педагогическая традиция, ориентированная на активизацию внутренних ресурсов человека берет начало в деятельности педагогов Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля, Л.Н. Толстого, К.Ф. Ушинского и др.

7 стр., 3014 слов

Мария Монтессори о сенсорном развитии детей

... чтения у дошкольников стала настоящей революцией. И она начинает интересоваться методикой работы с нормальными детьми. Монтессори, изучив, труды Сегена и Итара приходила к выводу: что слабоумие- это ... ребёнка», работа в котором была построена по принципам Монтессори. Итак, метод Монтессори - это в основе своей метод Итара и Сегена, применяемый к воспитанию нормальных детей. Сенсорное воспитание ...

Гуманистические принципы в отечественной педагогике послеоктябрьского периода развивали К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

Ведущей антропологической константой гуманистического мировоззрения является свобода личности. Категория свободы рассматривается в многочисленных философских гуманистических теориях прошлого и настоящего (И. Кант, Н. Бердяев, К. Вентцель, Ф.А. Хайек и др.) и выступает как средство решения проблем активизации внутренних ресурсов человека. Среди них особенно близки к современным педагогическим проблемам произведения М. Ганди, Н. Рериха, Л.Н. Толстого, исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз), концепции личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская, В.А. Петровский, В.В. Сериков) Сегодня эти традиции нашли отражение в «педагогике ненасилия» (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов).

Поиск путей реорганизации учебно-воспитательного процесса на Западе в первой половине XX века был направлен на обновление содержания, форм и методов воспитания и привел к созданию школ нового типа, характеризующихся гуманистическим подходом: сельские воспитательные дома Германа Литца (Германия, Австрия), Густава Винекена (1906 г., Виккерсдорф), новая школа в Саммерхилле А. Нейла, школа свободной умственной работы Гуго Гаудига (Лейпциг), Вальдорфская школа Р.Штайнера (Штутгард), Дальтон-план Е. Паркхерст (Дальтон 1920 г.), экспериментальные школы по типу «трудовой» в Мюнхене, Дортмунде, Лейпциге и др., Школа для жизни (Эрмитаж) О. Декроли (1907 г. Дрезден), начальная школа под руководством Селестена Френе (Франция 1935 г.), Винетка-план К. Уошборна и др.7

В Италии Мария Монтессори сформулировала свой метод воспитания, в котором нашли выражение гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических направлений того времени. Термин «метод» предложен самой создательницей и подразумевает более широкое понятие — педагогическая система. По определению М. Монтессори, разрабатываемая ею педагогическая система представляет собой «метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды».

Отдавая должное ценности идей М. Монтессори, П.П. Блонский обосновал причины интереса к системе М. Монтессори в России. В качестве объективной предпосылки широкого распространения метода он видит то обстоятельство, что система дошкольного воспитания Ф. Фребеля утратила свою новизну, а другой, которая бы её заменила в то время не было. Именно система М. Монтессори, ориентирующаяся на методы экспериментальной психологии, явилась удовлетворением острой потребности в новом подходе к организации дошкольного воспитания.

Большое внимание организации обучения по системе М. Монтессори уделяет Л.С. Выготский в статье «Предыстория письменное речи». Рассматривая аспекты обучения детей чтению и письму, он отмечает целесообразность раннего обучения детей, а также дает подробный анализ условий и методов организации работы М. Монтессори в своих детских садах.

2 стр., 834 слов

Самооценка умения управлять работой класса

... проанализировать дневниковые записи, а также дополнить полученные представления о своих умениях управлять работой класса с помощью предложенного опросника. Подсчитать проценты по каждому блоку после заполнения. Инструкция: ... Самооценка умения управлять работой класса Цель: изучить своё умение управлять работой класса с помощью самонаблюдения и опросника. Для желающих получить «9» и выше, ...

Первый практический шаг по пути реализации идей М. Монтессори в России сделала Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943).

Энергично взявшись за дело, она уже в октябре 1913 г. создала при одной гимназии маленький детский сад, работавший по системе Монтессори. Двадцать лет она неустанно пропагандировала метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала на русском языке несколько работ М. Монтессори. В 1914 г., пробыв месяц в Италии, Ю.И. Фаусек еще больше укрепилась верой в правоту того дела, за которое взялась.8

На базе сада Ю.И. Фаусек было создано в 1916 г. «Общество свободного воспитания (метод Монтессори)», при котором были открыты курсы по ознакомлению с ее системой. В результате в России открылись сразу несколько детских садов Монтессори: два – в пос. Лесном (близ Петрограда), их руководительницы ездили в Нью-Йорк и купили дидактический материал; один сад — в провинции, в г. Кириллове Новгородской губернии. Были открыты специальные сады при Попечительстве о бедных и Народном доме графини Паниной.  Несмотря на объективные трудности, вызванные войной и революцией, Ю. И. Фаусек оставалась верной своему делу и весной 1917 г. создала в Петрограде детский сад Монтессори, который устоял среди потрясений гражданской войны. В 1922-1923 гг. его посетили четыреста семьдесят пять делегаций, в основном провинциальных педагогов и даже крестьян, живо интересовавшихся системой. Несмотря на полемику вокруг этой системы и ее критику, дети с увлечением занимались с Монтессори-материалами и поражали своими успехами в развитии. Это и было главным аргументом пропаганде метода.

Постепенно в России начинает возникать все больше садов Монтессори. В Москве – «Кельнский дом» на Девичьем поле (руководитель А.А. Перроте), сад под руководством А.П. Выготской, сад для глухонемых детей Н.П. Соколовой; дом в Вятке, а также четыре детских сада в Тифлисе, в которых преподавала ученица Монтессори. При Институте дошкольного образования в октябре 1923 г. открылся «Научный кружок по методу Монтессори», в котором было впервые предпринято научное изучение возможностей и путей использования метода в отечественных условиях.  Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. 9

С конца 1980-х – начала 1990-х гг. Монтессори — движение переживает второй этап – период возрождения. Второй период можно разделить на два этапа. Первый этап – до конца 1990-х гг. – восприятие опыта зарубежных коллег и обращение к опыту России начала XX в. Это этап «движения вширь». С конца 1990-х гг. начинается второй этап – «движение вглубь», т.е. углубленное осмысление наследия Монтессори, первые научные исследования и серьёзные учебные пособия. На этом этапе назрела необходимость сравнительных экспериментальных исследований эффективности системы Монтессори на российской почве.  Летом 1991 г. педагог и журналист «Учительской газеты» Е.А. Хилтунен и голландский учитель Э. Ван Сантен подписали договор о сотрудничестве. Планировалось открытие детских садов, семинаров для педагогов и организация производства Монтессори — материалов в России.  Власти также не остались в стороне от набирающего силу Монтессори — движения. В первой половине 1990-х гг. Министерством образования РФ и Министерством образования и наук Нидерландов подписан Меморандум о сотрудничестве в гуманитарных областях, на основании которого был разработан проект «Метрополис». В рамках проекта осуществлялось сотрудничество голландских специалистов с педагогами Волгограда, Красноярска, Москвы и Череповца. Первыми посланцами России на зарубежных Монтессори — курсах стали Е. Хилтунен и М. Сорокова.  В 1992 г. по инициативе Д.Г. Сорокова, М.Г. Сороковой, К.Е. Сумнительного и С.И. Сумнительной был создан Московский Монтессори — центр, который проводил работу в разных направлениях. Преподавателями курса были как отечественные, так и зарубежные специалисты. С российской стороны читали лекции и проводили семинары кандидаты и доктора наук М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Д.Г. Сороков, М.Г. Сорокова, Р.В. Тонкова-Ямпольская. 10

10 стр., 4913 слов

На тему: ««ЗОЛОТОЙ МАТЕРИАЛ» М. МОНТЕССОРИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

... жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга "Метод ... способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. В 12 лет Мария мечтает о поступлении в техническую школу, в которую ...

4. Начальная школа в России от ю.И. Фаусек до современности

Первым, кто попытался заниматься начальной школой Монтессори в России, стала Юлия Ивановна Фаусек (1863–1942).

В первых ее опытах, связанных с педагогикой М. Монтессори, участвовали разновозрастные дети (от нескольких месяцев до 9 лет).

Дальнейшая ее работа показала, что старшие дети должны быть выделены в отдельную группу.

Из записок Ю.И. Фаусек известно, что в последние годы практической работы она отвоевала себе право на то, чтобы вести старшую группу, где были дети 8–9 лет. В принципе, эта возрастная категория и должна была быть в начальной школе.

Ее работа, вплоть до изгнания из института (ныне Педагогический университет им. Герцена), проходила в обстановке холодного отчуждения и даже изоляции. Очевидно, что в 30-е гг., когда и сама М. Монтессори еще не разработала основы своей педагогики для начальной школы, Юлия Ивановна шла путем, уже проторенным самой Монтессори, создавая и совершенствуя дидактические материалы по развитию родного языка. Не затрагивая остальной материал, Юлия Ивановна делала ту необходимую работу, которую вынуждены делать все последователи итальянского педагога в других странах с материалом по развитию речи. В этом смысле ее разработки и попытки переложить развитие речи на отечественные литературные источники кажутся интересными, хотя и не выходят за рамки дошкольной педагогики Монтессори.

Все, что предлагает Ю.И. Фаусек, сегодня уже почти не актуально для групп начальной школы Монтессори, если они правильно укомплектованы. Так, например, в США на десять детей, прошедших детский сад Монтессори, принято брать лишь одного не прошедшего. Объяснение этому дает сама М. Монтессори: «Ребенок шести лет, который посещал Монтессори-школу, имеет преимущество не быть таким невежественным, как ребенок, пропустивший этот эксперимент. Он знает, как читать и писать, интересуется математикой (и географией, и историей) а поэтому ему легко дать любое количество дальнейших знаний».11

2 стр., 992 слов

Использование метода М. Монтессори в практической работе психолога

... с. 4. Любина Г. А. Работа с родителями в Монтессори-группе (из опыта работы). М. 2005 ММЦ. 40 с. 5. Монтессори в России: Новый взгляд.// Сборник научно-практических статей./ ... М.Монтессори действительно нашла уникальный способ работы с каждым ребенком. В Монтессори классе одновременно находится до 20 детей и при этом каждый ребенок работает индивидуально ...

В нашей стране пока такая комплектация трудноосуществима, ведь при правильной организации дошкольной группы ежегодно из нее выходит не более 7 выпускников. Следовательно, для формирования класса необходимо собирать детей из трех-четырех дошкольных групп. Это редко удается, поэтому повышает ценность разработанных Ю.И. Фаусек материалов для развития речи и дает основание для их публикации в этой книге. Несмотря на все оговорки, материалы Ю.И. Фаусек – наиболее успешный пример адаптации дидактического материала по развитию речи, если не считать разработок Центра Монтессори, которые, хотя и соответствуют современным стандартам Монтессори-материала, но также ориентированы в большей степени на дошкольный период (авторы Н. Безбородова и В. Нарышкина, С. Сумнительная).

Еще больший интерес представляют заметки Ю.И. Фаусек, которые с первого взгляда не имеют прямого отношения к педагогике Монтессори. Эта работа опубликована в 1940 г. и названа «Самостоятельные занятия учащихся I–IV классов школы». Имени М. Монтессори нет в названии, да и в тексте оно встречается крайне редко по сравнению с другими работами. Но верная Юлия не отступает от идей своего учителя и практически показывает нам, как может быть организована свободная работа12 детей даже в условиях господства классно-урочной системы, даже в условиях недостатка или отсутствия стимульного материала.

Фаусек показала, и это главное для нас, коренное отличие обычной нудной «самостоятельной» работы, в ходе которой дети в группах продленного дня выполняли домашние задания, от истинно самостоятельной работы ребенка, внутренним стержнем которой становится его личный интерес и темперамент.

Достаточно точно описывая технологию занятий, роль и место учителя в их организации, Юлия Ивановна по известным причинам не может помочь нам в том самом стимульном школьном материале, который был разработан после ее гибели в блокадном Ленинграде. О ее работах тоже надолго забывают. Ее книги о «враждебной» итальянской педагогике пылятся в библиотеках, ее последние записи оседают в архивах. Ее имя надолго забывают.13

Попытки открыть классы Монтесори для детей от 6 до 12 лет предпринимались в России несколько раз, но до сих пор нет убедительного описания работы таких классов, нет и хоть как-то подтвержденных результатов. Часть таких классов была открыта в бывших номерных городах Челябинской области. Статус этих городов и сложность процедуры оформления доступа в них не позволяет достоверно судить о результатах работы этих классов.

Некоторый анализ оказался возможен благодаря Интернету и, к сожалению, он показал, что, заявляя о создании начальной школы Монтессори, педагоги не имеют представления о том, что там должно происходить, как должен быть выстроен учебный процесс и какие стимульные материалы могут быть использованы. Практически эксплуатируется тот потенциал, который дает дошкольная педагогика Монтессори.

В сложившемся положении нет ничего удивительного. Сегодня в России только пять человек прошли систематическое обучение на курсе для работы с детьми от 6 до 12 лет. К сожалению, по разным причинам никто из них не работает с детьми этого возраста. Несомненно, что и те отрывочные семинары, которые проводил Центр Монтессори в Москве, не смогли заменить полноценную подготовку учителей. Отсутствие такой подготовки порождает неуверенность в собственных силах и ведет к многочисленным ошибкам. Сказывается и административное давление, когда органы управления образованием не принимают «чужих» педагогических технологий и требуют немедленного измеряемого результата.14

Особый интерес вызывает заявление Центра педагогики М. Монтессори БелГУ о курировании начальных классов Монтессори, открытых в нескольких школах. Но эти заявления вызывают большие сомнения хотя бы потому, что под эгидой центра, в котором разрабатывается проблематика, связанная с образованием Монтессори, открыты курсы по подготовке к школе, «основанные на идеях» Монтессори. В согласии с неизвестными самой Монтессори идеями пяти-шестилетним детям предлагается давать по 6–7 уроков два дня в неделю.

Кроме традиционных для дошкольников занятий с сенсорным, математическим и развивающим речь материалом, им предложены уроки физики, астрономии и работы с компьютером. Такого мне не приходилось видеть ни в одном из детских садов Монтессори в мире.

Остается предположить, что в России создана какая-то не известная нигде более в мире модификация, связанная с Монтессори-педагогикой только утилитарным использованием материала.

Невольно вспоминаешь о разрекламированной новации одной отечественной учительницы начальных классов. Она взяла шершавые буквы, которые Монтессори предлагает 4-летним детям, и дала их на фронтальном уроке своим первоклассникам, не имевшим опыта работы с материалом Монтессори. Сама Мария пишет о подобной ситуации: «Если же мы предложим тот же материал ребенку лет 6, он не будет ощупывать буквы так много раз, как следовало бы, и обычно пишет гораздо хуже, чем малыши, которые начали подготовительные упражнения в подходящем возрасте». Положение еще сложнее, когда работа с материалом идет по принуждению, не являясь результатом свободного выбора. В этом случае из стимульного материала он превращается в обычный тренажер, который может развить навык, но не интерес и активность ребенка. Конечно же, учителя начальных классов не обязаны знать о принципах педагогики Монтессори.15

Печальней, когда люди вроде бы сведущие публикуют материалы, которые претендуют на то, чтобы стать энциклопедией мифов о начальной школе Монтессори. Такие книги становятся сборниками грубых фактологических ошибок и существенных неточностей. Их авторы изобретают не существующие в педагогике Монтессори предметы да еще и пытаются выстроить программы, несмотря на прямые указания М. Монтессори об отсутствии программ. Не чем иным, как смешением двух возрастных периодов в одном классе, нельзя объяснить и странные принципы, которые излагают такие авторы. В частности, утверждая, что ребенок, «когда планета достаточно освоена, с легкостью и огромным интересом «поднимается» в космос».16

Между тем в правильно организованном классе Монтессори все прямо наоборот. Учитель с самого начала дает ребенку впечатление о космосе, о Вселенной, и именно поэтому детям рассказывается Большая история «У Бога нет рук». Это в дошкольной среде мы идем от частного к общему, а в школьной – как раз от общего к частному. Это для дошкольного обучения можно с некоторой натяжкой рассматривать Большие истории как итог, как обобщение, хотя в дошкольных группах они обычно не предлагаются детям.

В начальной же школе Большие истории становятся пусковыми механизмами, раскручивающими интерес ребенка, и именно поэтому они не составляются вместе с детьми, как заявляют эти авторы, а рассказываются учителем и сопровождаются экспериментами и демонстрациями. Фактически это стимульный материал, который, как утверждает М. Монтессори, не может иметь случайного характера.

Из этих внешне небольших неточностей и следует совершенно перевернутое представление об обучении в начальной школе. Например, утверждается, что в начальной школе всего три предмета. С этим невозможно согласиться, хотя речь, конечно же, идет не о предметах в узком понимании, а о предметных областях, каждая из которых обеспечена дидактическим материалом.17

Странным выглядит и предложение отсылать ребенка по всем задаваемым вопросам в библиотеку. Это похоже на попытку от него отмахнуться, особенно если речь идет о ребенке пяти – семи лет. Ведь в рамках своей возрастной периодизации М. Монтессори предполагала, что способность приобретать независимые научные знания через чтение ребенок приобретает в период от 9 до 12 лет.

Кроме того, во-первых, учитель обязан помочь ребенку в удовлетворении его интереса, не обязательно предлагая ему статью из энциклопедии, а, например, придумать вместе с ребенком эксперимент или какую-то работу, которая может дать ответ на его вопрос; во-вторых, не думаю, что отечественные энциклопедии намного лучше, например, западногерманских, а мои коллеги из Германии жаловались на то, что трудно найти энциклопедию, где вопрос был бы рассмотрен не слишком сложно или уж не слишком примитивно.18

Итак, анализ показывает, что претенденты на создание отечественной начальной школы Монтессори пока создают не столько школу, сколько дошкольную среду, дополненную некоторыми школьными материалами, организуя в ней обучение по принципам дошкольной педагогики М. Монтессори. Это не столь уж безобидная ошибка. Ведь сам базовый стимульный материал для начальной школы создает такое богатое содержание образования, что оно с лихвой перекрывает содержание программы традиционной начальной школы и снимает опасение в том, что дети чем-то не овладеют. Если это содержание не дано, то возникает вопрос о результативности обучения и преимуществах метода Монтессори перед традиционным обучением. Именно невозможность доказать эти преимущества и привело к закрытию ряда школьных классов, которые начали открываться еще в конце 90-х гг. Некоторые российские педагоги спешили стать первыми, мало заботясь о судьбе детей, вовлеченных в педагогические эксперименты под прикрытием имени итальянского педагога.

Заключение

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори.

Сегодня возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников и младших школьников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

Система Марии Монтессори (1870-1952) формировалась и развивалась в русле гуманистическо-антропологической педагогики на рубеже XIX-XX веков, суть которой «заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности». Первый практический шаг по пути реализации идей М. Монтессори в России сделала Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943).

Энергично взявшись за дело, она уже в октябре 1913 г. создала при одной гимназии маленький детский сад, работавший по системе Монтессори. Двадцать лет она неустанно пропагандировала метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала на русском языке несколько работ М. Монтессори. В 1914 г., пробыв месяц в Италии, Ю.И. Фаусек еще больше укрепилась верой в правоту того дела, за которое взялась.

Попытки открыть классы Монтесори для детей от 6 до 12 лет предпринимались в России несколько раз, но до сих пор нет убедительного описания работы таких классов, нет и хоть как-то подтвержденных результатов. Часть таких классов была открыта в бывших номерных городах Челябинской области. Статус этих городов и сложность процедуры оформления доступа в них не позволяет достоверно судить о результатах работы этих классов.

Некоторый анализ оказался возможен благодаря Интернету и, к сожалению, он показал, что, заявляя о создании начальной школы Монтессори, педагоги не имеют представления о том, что там должно происходить, как должен быть выстроен учебный процесс и какие стимульные материалы могут быть использованы. Практически эксплуатируется тот потенциал, который дает дошкольная педагогика Монтессори.

Итак, анализ показывает, что претенденты на создание отечественной начальной школы Монтессори пока создают не столько школу, сколько дошкольную среду, дополненную некоторыми школьными материалами, организуя в ней обучение по принципам дошкольной педагогики М. Монтессори.

Список использованной литературы

  1. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы).

    М., МЦМ, 2012. — 48 с.

  2. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. — М.: Канон+, 2013. — С. 140.
  3. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. — М., Выпуск I. 2012. – C. 14-34.
  4. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. — 2011. — № 34. — C.3.
  5. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная система М. Монтессори./Под ред.. Сумнительного К.Е.. М., МЦМ. — 2013 — 116 с.
  6. Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 4. — С.38-39.
  7. Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России // Вестник просвещения. – 2010 — № 10. — C.212-218.
  8. Монтессори в России: Новый взгляд.// Сборник научно-практических статей./ Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск I. М. МЦМ, 2003. 124 с.
  9. Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М.: МЦМ, 2012 — 64 с.
  10. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика.- М.: Академия, 2013.- 384 с.
  11. Сумнительный К.Е. М. Монтессори // Энциклопедия Аванта. Духовный мир человека. Том 18. Человек. Часть третья. М., Аванта. 2010. – 912 с.
  12. Сумнительный К.Е. Начальная школа Монтессори. – М.: Вектор, 2012.
  13. Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш. – 2014. — №9. – С. 7-30
  14. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. — М.: Время, 2014. – 82 c.

1Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. — М.: Канон+, 2013. — С. 140.

2Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная система М. Монтессори./Под ред.. Сумнительного К.Е.. М., МЦМ. — 2013 – С. 89

3Монтессори в России: Новый взгляд.// Сборник научно-практических статей./ Под ред. Сумнительного К.Е. Выпуск I. М. МЦМ, 2013. — С. 78

4Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М.: МЦМ, 2012 – С. 56

5Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. — 2011. — № 34. — C.3.

6Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика.- М.: Академия, 2013.- С. 88

7Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш. – 2014. — №9. – С. 7

8Сумнительный К.Е. М. Монтессори // Энциклопедия Аванта. Духовный мир человека. Том 18. Человек. Часть третья. М., Аванта. 2010. – С. 71

9Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 4. — С.38

10Сумнительный К.Е. М. Монтессори // Энциклопедия Аванта. Духовный мир человека. Том 18. Человек. Часть третья. М., Аванта. 2010. – С. 50

11Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. — М., Выпуск I. 2012. – C. 14

12

13Ландсберг Р. Распространение идей Монтессори за границей и в России // Вестник просвещения. – 2010 — № 10. — C.212

14Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы).

М., МЦМ, 2012. – С. 112

15Сумнительный К.Е. М. Монтессори // Энциклопедия Аванта. Духовный мир человека. Том 18. Человек. Часть третья. М., Аванта. 2010. – С. 90

16Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. — 2011. — № 34. — C.3.

17Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная система М. Монтессори./Под ред.. Сумнительного К.Е.. М., МЦМ. — 2013 – С. 86

18Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика.- М.: Академия, 2013.- С. 80

24