Программа дисциплины

 

Программа дисциплины

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

федерального компонента цикла ОПД (ДС) ГОС ВПО второго поколения по направлению подготовки (специальности) «Психология»

 

I. Организационно-методический раздел

Цель курса

Подготовка студентов к самостоятельному планированию и проведению исследований, подготовке отчетов о проведенных исследованиях, а также формированию навыков чтения и понимания научных текстов, оценки их валидности и выявления ошибок в планировании и проведении исследований.

Задачи курса

Усвоение студентами: 1) основных понятий, правил и процедур планирования и проведения психологического исследования; 2) соотношения нормативов исследования с общепсихологической методологией; 3) условий применения нормативов психологического исследования в конкретных исследованиях; а также 4) интеграция знаний, полученных в курсах общей психологии, психологического практикума, математической статистики, теории измерений для решения конкретных исследовательских задач; 5) формирование у студентов умения применять полученные знания при выполнении лабораторных, курсовых и дипломных работ, при подготовке отчетов о проведенных исследованиях.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс экспериментальной психологии занимает одно из ключевых мест в профессиональном становлении психолога. Этот курс опирается на знания по общей психологии, психодиагностике, истории психологии, математической статистике, теории измерений, интегрирует знания этих дисциплин и, в свою очередь, является основой для специализации в конкретной области психологии.

Требования к уровню освоения содержания курса

От уровня подготовки в области экспериментальной психологии в значительной степени зависит качество выполнения учебных (лабораторных и курсовых) и квалификационных (дипломных работ и диссертаций), успешность исследовательской деятельности специалиста и оценка его публикаций. Поэтому студенты должны владеть материалом не только на уровне воспроизведения определений, но и свободно оперировать основными понятиями экспериментальной психологии как при решении собственных исследовательских задач, так и при анализе исследований, выполненных другими психологами.

 

 

II. Содержание курса

Раздел I. Методологические основания психологического исследования.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности ... позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ...

Тема 1. Цели и задачи экспериментальной психологии. Различные понимания предмета экспериментальной психологии. Экспериментальная психология как оппозиция обыденной, интроспективной психологии. Экспериментальная психология как проекция общенаучной методологии организации исследования на предметную область психологии.

Тема 2. Структура научного знания.

Наука как социальный институт. Когнитивная и социальная институализация науки. Коммуникация в научном сообществе. Институт публикаций.

Структурные компоненты науки. Представление о парадигмах (Т.Кун).

Парадигма как структурный компонент науки. Научная революция, условия формирования новой парадигмы; нормальная наука как стадия развития парадигмы, “головоломки” как типичный для нормальной науки вид исследовательских задач. Метатеоретическая, интертеоретическая и эмпирическая стадии выработки отношения к парадигме (М.Бунге).

Условия возникновения аномалии, роль аномалий в возникновении революционной ситуации. Взаимоотношения между парадигмами. Развитие психологического знания, исследовательских приемов, нормативов исследования и процесс формирования, дифференциации и смены парадигм. Исследовательские программы (И.Лакатос).

Темы исследования (Р.Холтон).

Тема 3. Основные ценности и нормы научного сообщества. Роль ценностей и норм в функционировании науки.

Общенаучный метод. Гипотетико-дедуктивный и индуктивный метод. Основные этапы реализации гипотетико-дедуктивного метода в научном исследовании. Гипотеза, ее структура; система гипотез. Представление о фальсификации как приеме выработки отношения к гипотезе. Фальсификация гипотез и поиск подтверждения гипотезы: сопоставление двух различных подходов к построению исследования. Силлогизм modus tollens и проблема достаточного количества подтверждений. Асимметрия вывода в рамках гипотетико-дедуктивного метода. Сопоставление гипотетико-дедуктивного и индуктивного методов. Основные различия между ними.

Исследование. Исследование как инструмент выработки отношения к гипотезам. Основные стадии планирования и проведения исследования. Реконструкция факта: выдвижение гипотезы, описание объекта с помощью методик в терминах переменных, оценка результатов по соответствию научным стандартам, принятие/отвержение гипотезы/контргипотезы, формирование новой системы гипотез. Дедуктивно-номологическая модель предсказания и объяснения (К.Гемпель).

Структура объяснения. Эксплананс и экспланандум. Логические и эмпирические условия адекватности объяснения.

Обобщенность научного знания. Приемы построения обобщений: формализация, измерение, абстракция, моделирование; гипотетико-дедуктивный метод, дедуктивно-номологическая модель предсказания и объяснения. Факт как обобщенное знание. Номотетика и идиография.

Формальный характер научного знания как условие формирования гипотез, допускающих процедуры опровержения/принятия. Формальное и количественное представление знаний.

Принцип фальсификации (К.Поппер).

Требование потенциальной опровержимости теоретико-эмпирических конструкций (гипотез, фактов, теорий).

Методология фальсификационизма. Фальсификация и гипотетико-дедуктивный метод. Опасности догматического фальсификационизма (И.Лакатос).

14 стр., 6931 слов

Тема 9. Формирование и развитие основных идей ассоциативной психологии

... развития совершенного общества. Механизм ассоциаций, усложняясь, производит воображение, амбиции, эгоизм, симпатии, любовь к Богу и моральное чувство. Такова, по Гартли, основа этики. (История психологии ... Беркли является сторонником опытного познания, сенсуалистом, признавая в качестве источника знания непосредственно испытываемые субъектом ощущения ("идеи ощущений"): зрительные, мышечные, ...

Фальсифицируемость концепции как мера ее простоты.

Истинность научного знания. Философская категория “истина”, логическая категория “истинность” и их соотношение. Истина, истинность и процедура фальсификации.

Научное, вненаучное и паранаучное знание. Основные черты обыденного знания. Обыденная психология как система вненаучного знания. Парапсихология: общая характеристика области, круг искомых явлений. Основные результаты и характеристика исследований. Основания неприемлемости результатов парапсихологических исследований для научного сообщества.

Тема 4. Объяснительные принципы психологии. Роль объяснительных принципов в психологическом исследовании: в определении круга изучаемых явлений, в формировании гипотез, дедуцировании следствий из гипотез, в реконструкции фактов, их интерпретации.

Принцип взаимодействия/развития. Взаимодействие и развитие как два неразрывных аспекта существования объектов (Я.А.Пономарев).

Структуры как фиксированные этапы развития взаимодействующих систем. Представление о специализированных структурах живых организмов, фиксирующих информационные модели сигнальных взаимодействий с окружением (включая атрибутивные, операциональные, интенциональные, и прагматические аспекты).

Гипотезы надстройки и реорганизации целого в процессе фиксации вновь приобретенных моделей (Я.А.Пономарев).

Развитие и эволюция. Необратимость развития. История формирования концепций развития (tabula rasa, преформизм, эпигенез).

Проблемы соотношения биологического и социального, врожденного и приобретенного и варианты их решения в свете различных концепций развития. Инструктивные и селективные концепции развития и научения. Апопотоз (генетически предопределенная гибель клеток, определяющая направление развития).

Принцип детерминизма. Детерминация (причинность, каузальность) как генетическая связь явлений. Необратимость причинно-следственных отношений. Детерминация, как отношение порождения нового и основа развития. Механистический “линейный” детерминизм, невозможность его применения для описания и объяснения развивающихся объектов. Проблема выявления, идентификации причинно-следственных отношений. Причинно-следственные и корреляционные связи. Концепции индетерминизма и вероятностной детерминации. “Временной парадокс”, возникающий при механистической интерпретации феномена обратной связи. Его решение, основанное на представлении о фиксации информационных моделей взаимодействий в специализированных структурах. Постулат непосредственности как применение принципа линейной (механической) детерминации к психологическим явлениям и его критика (А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе).

Неизбежность постулата непосредственности в рамках механистических представлений (А.Н.Леонтьев).

Принцип системности. Феномены целостности в психологии, варианты отношения к этим феноменам: элементаризм, редукционизм, холизм, системный подход и его версии. Системы как особый класс объектов. Функциональные системы (П.К.Анохин, В.Б.Швырков).

Системообразующий фактор. Система и структура. Репертуар взаимоотношения с окружением как инвариант, позволяющий идентифицировать систему. Компоненты системы и их взаимоотношения. Системогенез и органогенез.

12 стр., 5763 слов

Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место ...

... Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование ... явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, ... и обусловливает поиск системных подходов, системообразующих, методов структурирования накопленного знания. Долгие годы с ...

Принцип активности. История становления принципа. Картезианская версия. Понятие активности в рефлекторной и бихевиористской парадигмах. Представление о феномене активности как эффекте зафиксированных моделей взаимодействий (Я.А.Пономарев).

Понятие актуалгенеза. Единство активности, развития и взаимодействия. Варианты нарушения принципа активности: персонификация источника активности (гомункулюс, “демоны” О.Сэлфриджа),

Принцип субъектности. Представление о психологических структурах и процессах их актуализации, реорганизации и развития. Соответствие основных свойств этих структур объяснительным принципам взаимодействия/развития, детерминизма, системности, активности. Представление о субъекте взаимодействий. Объекты, обладающие и не обладающие свойствами субъекта.

Принцип реконструкции. Представление о недоступности психологических структур и процессов внешнему наблюдению и самонаблюдению. Ключевое значение принципа реконструкции для психологического исследования. Варианты принципа реконструкции в истории психологии: интроспекция (и ее версии), психоанализ, решение задачи реконструкции в парадигмах бихевиоризма, гештальт-психологии, историко-реконструктивного подхода (К.Хольцкамп); концепции единства “внешнего-внутреннего”, “поведения и психики”, “деятельности и сознания”. Представление о базисных сущностях. Представление о морфизме (изо- и гомоморфизме).

Установление подобия между различными составляющими целостного взаимодействия субъекта с миром. Задача реконструкции структуры субъекта и процессов его взаимоотношений с окружающим миром по наблюдаемым характеристикам деятельности, поведения, индивидуальным и личностным чертам и свойствам.

Тема 5. Предмет и метод психологического исследования.

Соотношение предмета и метода психологии, объекта исследования и методики. Метод, предмет, объект и методика исследования: определения. Метод и предмет как обобщение исследовательской практики. Объект исследования и методика — конкретизация предмета и метода в определенном исследовании. Методика как стандартизованное исследование, валидность и надежность результатов которого достаточно доказана и принята определенным научным сообществом. Общедисциплинарный статус метода психологии.

Становление представлений о предмете и методе психологической науки. Интроспекция как метод и сознание как предмет психологии в парадигмах В.Вундта. Трансформация этих представлений в стуктуралистской парадигме (Э.Титченер) и Вюрцбургской школе (О.Кюльпе).

Метод понимания (Э.Дильтей и В.Шпрангер).

Предмет и метод в парадигме бихевиоризма: поведение и поведенческий эксперимент. Психоанализ: изменение понимания предмета и метода исследования. Формирование реконструктивного метода.

Метод психологии и ценности научного сообщества. Соответствие метода психологии ценностям: общенаучному гипотетико-дедуктивному методу, нормативам исследования, обобщенности, формальному характеру, истинности, фальсифицируемости научного знания. Основания, по которым наблюдение и эксперимент не обладают статусом метода.

15 стр., 7117 слов

Методы исследования возрастной психологии

... новый вопрос — как, каким путем добывает психология материал для своего исследования, каковы ее методы. Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований — это приемы и средства, с ... было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из ...

Предмет, метод и объяснительные принципы психологии. Соответствие предмета и метода психологии принципам взаимодействия/развития, детерминации, системности, активности, субъектности и реконструкции.

Метод реконструкции психологического субъекта. Его соотношение с гипотетико-дедуктивным методом. Субъект, его формирование и развитие в процессе взаимоотношения с окружением — предмет психологии, соотносимый с методом исследовательской реконструкции.

 

Структурные компоненты науки. Представление о парадигмах (Т.Кун).

Парадигма как структурный компонент науки. Научная революция, условия формирования… Тема 3. Основные ценности и нормы научного сообщества. Роль ценностей и норм в… Общенаучный метод. Гипотетико-дедуктивный и индуктивный метод. Основные этапы реализации гипотетико-дедуктивного…

II. Структура психологического исследования.

Тема 1. Типология исследований. Основная классификация типов исследований: доэксперимент, квазиэксперимент, истинный эксперимент. Специфика целей исследований различного типа. Основные цели исследований: установление основных характеристик объектов и явлений, выявление частот их встречаемости и их классификация; установление сопряженности между различными характеристиками объектов и явлений, синдромов их характеристик и черт, стадий их формирования; выявление причинно-следственных связей между объектами и событиями, движущих сил и факторов развития. Доэксперимент, квазиэксперимент, истинный эксперимент — последовательные этапы решения научных проблем.

Тема 2. Гипотеза.

Гипотеза как познавательная конструкция. Система предположений и способы их верификации. Гипотеза как обобщенное выражение стратегии исследования, обеспечивающее прогноз и получение новых фактов. Гипотезы для конкретного случая (ad hoc).

Альтернативные суждения, составляющие гипотезу: исследовательская, или основная гипотеза, и контргипотеза; требование их логической несовместимости. Роль гипотез в планировании и проведении исследования, а также в представлении результатов исследования. Виды гипотез (теоретическая, исследовательская, статистическая) и их соотношение.

Стратегии установления истинности (верификации) гипотез. Поиск подтверждения (логика джастификационизма).

Поиск опровержения (логика фальсификационизма).

Особенности этих стратегий и их соотношение с гипотетико-дедуктивным и индуктивным методами. Строение и роль гипотезы в рамках этих методов.

Тема 3. Факт, квазифакт, артефакт.

Факт как “базис предметного знания”, как результат исследования, как одна из альтернатив, составляющих гипотезу, не отвергнутая при применении процедуры фальсификации. Факторы, определяющие факт как результат исследования; роль теоретических установок исследователя, инструмента, взаимооттношений наблюдателя с наблюдаемым объектом. Конструирование конкретного факта в процессе исследования; факт как “сплав” эмпирических и теоретических составляющих. Факт как конструкт, замещающий потенциально бесконечное поле эмпирических результатов. Процесс формирования факта и его соответствие всей совокупности норм и ценностей института науки — общенаучному гипотетико-дедуктивному методу, нормативам исследования, дисцилинарным и парадигмальным теоретическим установкам. Стадии конструирования факта — от формулировки теоретических гипотез — к обоснованию нового факта (на примере анализа работы Б.В.Зейгарник, проведенного К.Левиным).

5 стр., 2309 слов

Понятие аутоагрессии и ее основные особенности

... субблок — уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью. ... фрустрацию и тому подобные состояния. Психологически аутоагрессия выступают одним из основных социально-дезадаптивных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и ...

Квазифакт как результат единичного наблюдения, исследования действительно уникальных объектов, к которым невозможно применить процедуры построения обобщенного, надежного, валидного, объективного знания. Квазифакты как результаты, полученные на наиболее ранних этапах исследования.

Артефакт как следствие ошибок и/или недостаточного контроля каких-либо условий проведения исследования. Источники артефактов. Типология артефактов (по Д.Кэмпбеллу).

Артефактные выводы как следствие нарушения логики объяснения (дедуктивно-номологическая модель).

Артефакты инструментального происхождения. Артефакты как явления, выходящие за пределы предсказаний и объяснительных принципов теории (парадигмы).

Способы контроля артефактов.

Тема 4. Переменные как основа обобщенного описания объекта исследования, как теоретические конструкты и эмпирические характеристики объекта. Показатели (“сырые” данные) и переменные. Измерение, экспертные оценки, L-, Q- и T- данные. Классификация переменных по 1) положению в структуре исследования и 2) типу шкалы, в которой оценены переменные.

Тема 5. Измерение в психологии. Понятие измерения. Шкалы. Измерения и шкалы — инструменты формализации и обобщения эмпирических наблюдений. Типы шкал. Свойства шкал и отношения, заданные на множестве шкалируемых объектов.

Номинальная шкала. Отношение эквивалентности. Операции, определенные на номинальной шкале, ограничения на применение статистических приемов.

Ординальная (порядковая) шкала. Отношения эквивалентности и порядка, транзитивность. Ограничение ординальной шкалы на количество классов объектов. Единица измерения в шкале порядка. Понятие ординального числа. Нулевое значение в шкале порядка. Операции, определенные на порядковой шкале, ограничения на применение статистических приемов.

Интервальная шкала. Метрика. Функция расстояния и ее свойства. Понятие кардинального числа. Метрические и неметрические шкалы. Особенности интервальной шкалы. Положение нуля на шкале интервалов. Операции, определенные на интервальной шкале, ограничения на применение статистических приемов.

Шкала отношений. Понятие абсолютного или “естественного” нуля. Отношения и функции, определенные на шкале отношений.

Особенности шкал различного типа, применяемых в психологических измерениях. Понижение и повышение мощности шкал. Формирование измерительных шкал в процессе развития представлений о предмете и объекте исследования.

Тема 2. Гипотеза. Гипотеза как познавательная конструкция. Система предположений и способы их… Стратегии установления истинности (верификации) гипотез. Поиск подтверждения (логика джастификационизма).

Поиск…

Тема 6. Выборка.

Генеральная совокупность и выборка. Генеральная совокупность объектов изучения для психологии как единой дисциплины; ее состав и объяснительные принципы. Генеральные совокупности для различных областей психологии, парадигм и конкретных исследований.

16 стр., 7758 слов

Корреляционные исследования и их особенности

... точности. Среди основных методов планирования, применяемых на разных этапах исследования, применяются: планирование отсеивающего эксперимента, заключается в выделение из всей совокупности факторов группы существенных факторов, ... в зависимости от того, насколько оно близко к идеальному. 1. Особенности корреляционного исследования: 1. Не производится активных действий с целью вызвать различия в ...

Репрезентативность выборки. Оценка репрезентативности; нарушения репрезентативности и их последствия.

Способы формирования выборки. Рандомизация как способ формирования выборки. Различие случайного и беспорядочного отбора. Однородность выборки. Квазислучайные способы отбора: “механический”, “районированный”, “стратифицированный”, “серийный”. Использование “естественных”, реальных групп. Свойства рандомизированной выборки. Следствия случайного отбора совокупности и нарушения случайности для результатов исследования. Испытуемые “добровольцы”, “заложники”, отбор испытуемых по готовности участвовать в исследовании или их “доступности” для исследователя как источник смещения свойств выборки.

Объем и состав выборки. Соотношение однородности выборки и ее объем, необходимый для исследования. Определение необходимого объема выборки по требуемому уровню достоверности статистических оценок. Соотношение объема выборки и количества переменных, описывающих объекты. Непостоянство объема и состава выборки на протяжении исследования.

Контрольные группы. Их подбор и состав. Понятие эквивалентности групп. Требования к репрезентативности, однородности и уравненности сравниваемых групп по всем переменным, кроме одной — составляющей предмет сопоставления, Способы формирования эквивалентных групп: рандомизация, подбор пар, различные комбинации этих способов; формирование групп по контрастным признакам. Недостатки различных способов и особо опасные приемы формирования групп. Сбалансированные планы исследования как способ компенсации неэквивалентности групп.

Репрезентативность выборки. Оценка репрезентативности; нарушения репрезентативности и их последствия. Способы формирования выборки. Рандомизация как способ формирования выборки.… Объем и состав выборки. Соотношение однородности выборки и ее объем, необходимый для исследования. Определение…

Раздел III. Оценка соответствия качества исследования научным стандартам и нормам

Тема 1. Проблема эталонного исследования. Безупречный эксперимент, понятия идеального, бесконечного эксперимента, эксперимента полного соответствия (Р.Готтсданкер).

Роль этих идеализированных моделей в выявлении наиболее “уязвимых”, подлежащих строгому контролю аспектов планирования реального исследования.

Тема 2. Репрезентативность как характеристика соответствия теоретических, инструментальных, эмпирических составляющих исследования свойствам изучаемой реальности. Репрезентативность выборки, методики, переменных, результатов.

Тема 3. Надежность как оценка независимости исследовательских инструментов и результатов исследования от случайных, несистематических факторов. Надежность как характеристика воспроизводимости измерений и результатов исследования. Ретестовая надежность, приемы ее оценки. Коэффициент надежности. Надежность как внутренняя согласованность теста.

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, ... взаимоотношений, общечеловеческие правила, нравственные.   Сущность деятельностного подхода в психологии. Общее строение деятельности, характеристика ее компонентов. Общая характеристика деятельности. & ...

Тема 4. Валидность как оценка соответствия форм контроля, примененных в исследовании, научным стандартам и нормам. Соотношение понятий валидности, репрезентативности и надежности. Угрозы валидности.

Внутренняя валидность как оценка соответствия выводов исследования и гипотезы исследования. Условия достижения высокой внутренней валидности исследования. Угрозы внутренней валидности.

Внешняя валидность как оценка возможности переноса результатов исследования на другие условия, выборки, популяции. Экологическая валидность. Угрозы внешней и экологической валидности.

Конструктная валидность как оценка соответствия между положениями теории и их реализацией в конкретном исследовании. Угрозы конструктной валидности.

Операциональная валидность как оценка соответствия методических приемов, формирующих переменные, понятиям иследовательской гипотезы. Основные угрозы операциональной валидности.

Тема 5. Статистический вывод. Цели и задачи статистического анализа данных.

Статистические критерии. Статистические гипотезы. Уровень значимости. Эксплораторный и конфирматорный статистический анализ.

Параметрические и непараметрические статистичекие критерии и процедуры. Условия и ограничения их применения.

Распределение переменных. Оценка нормальности распределения. Способы приведения распределений к нормальному виду.

Надежность статистического вывода. Ошибки статистического вывода. Ошибки первого и второго рода, их следствия на начальных и завершающих стадиях исследования. Наиболее распространенные источники ошибок статистического вывода.

Раздел IV. Организация психологического исследования

Тема 1. Планирование исследования. Основные приемы: предварительное тестирование, формирование контрольных групп, уравнивание групп, балансировка, контрбалансировка. Специальные виды планов: факторные, ротационные, сбалансированные. Латинский квадрат. Характеристики правильно спланированного исследования.

Тема 2. Планы исследований.

Планы доэкспериментальных исследований. Характерные черты. Исследование единичного случая. Сравнение групп как статических. Типичные нарушения валидности.

Планы квазиэкспериментальных исследований. Основные особенности. Проблемы уравнивания групп и манипуляции условиями исследования. План с неэквивалентными группами. Серии временных выборок. Планы с множественными сериями измерений. Сбалансированные планы. Основные источники нарушения валидности.

Планы истинных экспериментов. Основные черты. Планы с предварительным, итоговым тестированием и контрольной группой. План Соломона для четырех групп. Возможные источники артефактов и приемы их контроля.

Тема 3. Взаимоотношения исследователя и испытуемых.

Эффекты предубеждений исследователя. Компенсация и устранение этих эффектов. Эффект гало, эффект Пигмалиона. Плацебо. Слепое и двойное слепое исследование.

Установки испытуемых. «Добровольцы» и «заложники», социально-желательные стратегии испытуемых, ложь, случайное угадывание. Опасности «установки на сотрудничество».

8 стр., 3586 слов

Тестирование. Использование методик исследования индивидуально-типологических ...

... в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; порядок планирования эмпирических исследований, основные квазиэкспериментальные планы; процедуры получения и описания эмпирических ... работы, коллоквиумы СРС КП / КР Тестирование (использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности). 1-5         3/50% Опрос, ...

Инструкция и регламент поведения испытуемых в исследовании. Контроль понимания и исполнения инструкций.

Планы квазиэкспериментальных исследований. Основные особенности. Проблемы уравнивания групп и манипуляции условиями исследования. План с… Планы истинных экспериментов. Основные черты. Планы с предварительным,… Тема 3. Взаимоотношения исследователя и испытуемых.

Тема 4. Типы и виды исследований.

Доэкспериментальные исследования. Цели, задачи и гипотезы, типичные для доэкспериментальных исследований.

— Наблюдение. Основные черты. Протокол наблюдения. Невмешательство наблюдателя в наблюдаемую реальность. Скрытое и включенное наблюдение. Алфавит событий. Два аспекта постулата непосредственности — мифы о «пассивности наблюдения» и «фиксации факта без принятия решения». Различие наблюдения как операции, включенной в исследование любого типа, и как специфического вида доэкспериментального исследования. Проблема валидности наблюдения как вида доэкспериментального исследования.

— Описание единичного случая. Особенности. Его соотношение с идиографическим исследованием. Проблема валидности этого вида исследования.

— Сопоставление естественных групп. Угрозы валидности.

Квазиэкспериментальные исследования. Ограниченные возможности контроля. Цели, задачи и гипотезы, типичные для квазиэкспериментальных исследований.

— Корреляционное исследование. Особенности. Способы установления сопряженности. Ограничения возможности манипуляции изучаемой реальностью. Возможности вывода о сопряженности и о причинно-следственных связях свойств, характеристик или процессов.

— Исследование ex post facto. Особенности. Ограничения на возможности манипуляции объектами исследования и условиями.

Истинные эксперименты. Цели, задачи и гипотезы, типичные для истинных экспериментов. Важнейшие черты эксперимента, основные отличия от до- и квазиэксперимента. Приемы выявления причинно-следственных связей. Истинный эксперимент — единственный способ фальсификации гипотез о причинно-следственных связях. Сведение истинного эксперимента к квазиэксперименту или доэксперименту при снижении уровня контроля. Знания о предмете и объекте исследования, необходимые для планирования и проведения истинного эксперимента.

Специальные виды исследований. Пилотажное исследование. «Мысленный эксперимент». Их особенности и положение в структуре исследования.

Роль исследований различного типа на разных этапах решения проблемы. Условия реализации исследования определенного типа.

 

— Наблюдение. Основные черты. Протокол наблюдения. Невмешательство наблюдателя в наблюдаемую реальность. Скрытое и включенное наблюдение. Алфавит… — Описание единичного случая. Особенности. Его соотношение с идиографическим… — Сопоставление естественных групп. Угрозы валидности.

Раздел V. Составление отчетов о проведенном исследовании

Тема 1. Отчеты об исследованиях, квалификационные работы, публикации. Особенности этих форм отчетов. Основные способы представления материала (нарратив, таблицы, рисунки и графики, формулы).

Тема 2. Основные виды научных публикаций. Цели и особенности исследовательской, методической, теоретической статьи, обзора литературы, короткого сообщения, тезисов научного доклада, научно-популярной и научно-публицистической статьи.

Тема 3. Стиль научной публикации. Ограничения на использование метафор, иносказаний, неологизмов, лабораторного жаргона, высказываний, допускающих многозначные толкования. Требования к используемой терминологии: запрет синонимии и омонимии, обыденного словоупотребления.

Тема 4. Структура исследовательской статьи, ее соответствие дедуктивно-номологической модели предсказания/объяснения К.Гемпеля. Основные разделы статьи. Логическая согласованность разделов.

Аннотация и ключевые слова. Их роль в структуре публикации.

Введение. Роль этого раздела в структуре публикации. Обязательные подразделы и их содержание.

Методика. Роль этого раздела в структуре публикации. Обязательные подразделы, их содержание.

Результаты. Структура раздела: подразделы, их содержание. Приемы представления описательной статистики, сопряженности показателей, динамики состояния объектов, результатов многомерной статистики.

Обсуждение результатов. Структура, цели и содержание раздела. Его подразделы. Доказательства валидности полученных данных, стадии выработки отношения к гипотезе исследования. Интерпретация и объяснение полученных результатов, их соответствие результатам других исследований. Формулировка полученного факта и возможных целей (или гипотез) для последующего исследования.

Выводы. Количество и содержание выводов.

Тема 5. Особенности отчетов об исследованиях различного типа: специфика названий, содержания разделов, наиболее распространенные ошибки.

Тема 6. Другие виды публикаций.

Обзор литературы. Информационно-аналитический и критико-аналитический обзор. Их цели, задачи и особенности структуры.

Методическая статья. Цели и задачи. Специфические особенности содержания разделов.

Краткое сообщение. Цели, задачи и особенности структуры.

Тема 7. Рецензии. Основные критерии оценки работ в рецензии. Разделы рецензии. Особенности рецензий на 1) исследовательскую статью и 2) квалификационную работу.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Какие исследовательские парадигмы можно выделить в психологии XIX — XX вв.? Какие характеристики определяют их статус как самостоятельных парадигм?

2. Сопоставьте последствия для результатов исследования, к которым приводит принятие стратегии поиска подтверждения и опровержения гипотез?

3. Какие ошибки возможны при формулировании гипотез (теоретической, исследовательской, статистической); каковы последствия таких ошибок?

4. Какие версии объяснительных принципов приняты в парадигмах бихевиоризма, гештальт-психологии, психоанализа (З.Фрейд), гуманистической психологии (А.Маслоу), психологии деятельности? Как различные версии принципов проявляются в построении исследований, в результатах и их интерпретации?

5. Что определяет статус метода психологической науки? Почему интроспекция лишилась статуса метода? Почему наблюдение и эксперимент не имеют статуса метода?

6. В чем состоят различия доэксперимента, квазиэксперимента и истинного эксперимента, как типов исследования?

7. В чем состоят основные препятствия для проведения истинных экспериментов?

8. Существует ли связь между измерительными шкалами и типами исследований?

9. Как можно установить влияние переменной-модератора?

10. Каковы основные приемы устранения смешения переменных?

11. В чем состоят угрозы основным видам валидности исследований различных типов?

12. По каким разделам текста публикации можно оценить различные виды валидности исследования?

13. В чем состоит смысл формирования контрольных групп? Дайте объяснение каждой из контрольных групп, включенных в план Соломона для четырех групп.

14. Почему один из видов квазиэксперимента называют «корреляционным»?

15. Каковы основные приемы контроля артефактов и какова их роль в организации исследования?

16. Каковы основные черты причинно-следственной связи? Как можно установить ее существование?

17. Можно ли вычислить причинно-следственную связь между переменными?

18. К какому типу исследований относится «близнецовый метод»?

19. К какому из трех типов исследований относятся «мысленный эксперимент», пилотажное исследование, исследование единичного случая?

20. Какое количество объектов в группе позволяет провести исследование единичного случая?

21. В чем состоят различия между исследовательской и методической статьями?

22. В чем состоят наиболее грубые ошибки планирования исследований?

23. В чем различие и сходство исследовательской, методической, обзорной статей?

 

Курсовые работы

Написание курсовых работ по курсу не предполагается (см. Организационно-методический раздел).

Примерные темы рефератов

1. Принцип фальсификации и гипотетико-дедуктивный метод.

2. Типология исследований

3. Психологические измерения.

4. Валидность психологического исследования.

5. Сравнительный анализ планов исследований различного типа.

Вопросы к экзамену ко всему курсу

I. Общие вопросы психологического исследования.

 

1. Гипотетико-дедуктивный метод. Его основные черты.

2. Гипотеза. Ее строение, место и роль в исследовании.

3. Индуктивный метод. Его основные черты.

4. Сопоставление гипотетико-дедуктивного и индуктивного методов.

5. Основные варианты представления о методе в психологии.

6. Метод интроспекции. Его основные варианты, его критика.

7. «Метод наблюдения» с позиций современной теории психологического исследования.

8. «Поведенческий эксперимент» как метод психологии (с позиций современной теории психологического исследования).

9. Метод понимания. Его критика.

10. Реконструктивный метод. Его основные черты.

11. Исследование, как общенаучная ценность (инструмент выработки отношения к гипотезам, инструмент объяснения явлений).

12. Дедуктивно-номологическая модель предсказания/объяснения. Ее роль в планировании и проведении исследований.

13. Обобщенность научного знания как общенаучная ценность. Способы построения обобщенного знания.

14. Номотетика и идиография. Основные черты и их соответствие гипотетико-дедуктивному и индуктивному методам.

15. Принципы верификации и фальсификации. Их соотношение с гипотетико-дедуктивным и индуктивным методами. Подтверждение и фальсификация гипотез.

16. Принцип фальсифицируемости научного знания как критерий демаркации научного знания и других его форм.

17. Представление о парадигмах. Строение парадигм, стадии их эволюции.

18. Основные черты картезианской психологической парадигмы.

19. “Понимающая психология” как парадигма; отношение “понимающей психологии” к общенаучным принципам и принципам психологии.

20. Бихевиоризм: предмет и метод, особенности интерпретации объяснительных принципов.

21. Основные объяснительные принципы психологии, их логическая связь. Их значение для психологического исследования.

22. Принцип взаимодействия/развития. Различные его версии и их следствия для психологического исследования.

23. Принцип детерминизма. Детерминизм и целенаправленность. Разрешение «временного парадокса» феномена цели.

24. Причинно-следственная связь. Ее основные черты, способы идентификации.

25. Постулат непосредственности, его связь с объяснительными принципами.

26. Принцип целостности. Основные версии этого принципа.

27. Системность. Представление о системе, ее строении. Системогенез и органогенез.

28. Принцип активности. Актуалгенез.

29. Принцип субъектности. Основные свойства субъекта как предмета психологического исследования.

30. Принцип реконструкции. Основные варианты его формулировки. Проблема «внешнего-внутреннего».

31. Представление о предмете психологического исследования.

32. Соотношение предмета, объекта, метода и методик исследования.

33. Требования к методу и предмету психологии со стороны научных ценностей психологического сообщества.

34. Требования к методу и предмету психологии со стороны объяснительных принципов психологии.

35. Структура отчета (исследовательской статьи) о проведенном исследовании.

36. Раздел отчета (исследовательской статьи) “Методика” (цель написания, объем, обязательные подразделы, соотношение с компонентами дедуктивно-номологической модели предсказания/объяснения).

37. Раздел отчета (исследовательской статьи) “Результаты” (цель написания, объем, обязательные подразделы, соотношение с компонентами дедуктивно-номологической модели предсказания/объяснения).

38. Раздел отчета (исследовательской статьи) “Обсуждение результатов” (цель написания, объем, обязательные подразделы, соотношение с компонентами дедуктивно-номологической модели предсказания/объяснения).

39. Соотношение гипотез: теоретической, исследовательской, статистической.

40. В каких разделах отчета (исследовательской статьи) содержится информация о конструктной, внутренней, внешней валидности исследования?

 

II. Планирование и организация исследования.

 

1. Методика. Классификация методик.

2. Представление о взаимодействии исследователя и испытуемого. Основные эффекты взаимодействия, способы их компенсации.

3. Предубеждения исследователя. Их эффекты и способы компенсации.

4. Факт. Квазифакт.

5. Артефакт. Основные условия, ведущие к порождению артефактов.

6. Гипотезы, характерные для доэкспериментальных исследований.

7. Гипотезы, характерные для квазиэкспериментальных исследований.

8. Гипотезы, характерные для истинных экспериментальных исследований.

9. Место, роль и строение гипотезы в рамках верификации и фальсификации.

10. Переменные. Их классификация.

11. Типы переменных в доэкспериментальном исследовании.

12. Типы переменных в квазиэкспериментальном исследовании.

13. Типы переменных в истинном эксперименте.

14. Измерение. Типы измерительных шкал. Принципы их классификации.

15. Основные свойства номинальных шкал.

16. Основные свойства порядковых шкал.

17. Основные свойства интервальных шкал.

18. Основные свойства шкал отношений.

19. Генеральная совокупность. Выборка.

20. Способы формирования выборки и групп.

21. Представление о «безупречном эксперименте» по Готтсданкеру. В каких понятиях оно раскрывается.

22. Валидность исследования. Основные виды валидности.

23. Статистические критерии. Их виды применительно к типам измерительных шкал.

24. Ошибки статистического вывода.

25. Принципы классификации исследований.

26. Доэкспериментальные исследования. Типичные планы. Угрозы валидности.

27. Квазиэкспериментальные исследования. Типичные планы. Угрозы валидности.

28. Истинные эксперименты. Типичные планы. Угрозы валидности.

29. Факторные планы.

30. Контроль внешних (побочных, дополнительных) переменных: элиминация, фиксация (создание константных условий), балансировка, контрбалансировка, рандомизация.

31. Наблюдение. Его особенности; к какому типу исследования принадлежит наблюдение.

32. Корреляционное исследование. Его особенности; к какому типу исследования принадлежит.

33. Исследование единичного случая; исследование ex post facto; пилотажное исследование. Основные характеристики этих исследований.

34. Эксперимент. Основные черты исследований этого типа.

35. Цели исследования, типичные для доэкспериментальных исследований.

36. Цели исследования, типичные для квазиэкспериментальных исследований.

37. Цели исследования, типичные для истинного эксперимента.

38. Статистические гипотезы, характерные для доэкспериментальных исследований.

39. Статистические гипотезы, характерные для квазиэкспериментальных исследований.

40. Статистические гипотезы, характерные для истинного эксперимента.

  1. Гипотетико-дедуктивный метод. Его основные черты. 2. Гипотеза. Ее строение, место и роль в исследовании.

III. Формы итогового контроля

Экзамен.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

 

Рекомендуемая литература (основная)

 

Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования. (Экспериментальная психология).

М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.

*Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997.

*Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1997 и последующие издания.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев: Пан Лтд., 1994.

*Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 1997.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2002.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980 (1-е изд.); СПб.: Социально-психологический центр, 1996 (2-е изд.).

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология (учебное пособие).

М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 (и более поздние издания).

Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука. 1983.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Социально-психологический центр. СПб., 1996.

 

Правила подготовки рукописи для публикации в «Психологическом журнале». // В кн. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1997 и последующие издания. с. 251 — 255.

Правила подготовки рукописи для публикации в «Журнале высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова». К сведению авторов // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова, Т. 48. Вып. 3. С. 572-573.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

Гемпель К.Г. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество. 1998.

Григоренко Е.Л. Применение статистического метода моделирования с помощью линейных структурных уравнений в психологии: за и против //Вопросы психологии. 1994. №4. С. 108-126.

Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. М.: Знание, 1984.

Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. СПб. 1994.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Московский философский фонд; Медиум, 1995.

Левин К. Теория поля в социальных науках. Гл. I. Формализация и прогресс в психологии. Спб.: Речь, 2000. С. 21-50.

*Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М.: Изд-во МГУ, 1993.

Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Курск: Региональный открытый социальный институт. 1998.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологтю личности. М.: Просвещение. 1985.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В.Корниловой. М.: Форум; Инфра-М, 1998.

Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: Прогресс, 1983.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

Стивенс С.С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология. Т.1. / Под ред. С.С.Стивенса. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. С. 19 — 92.

*Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект пресс, 1996.

*Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999

 

Звездочкой (*) помечены издания, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.

 

Программу составили:

Авторы (составители):

 

И.О.Александров, кандидат психологических наук, Институт психологии, Государственный Университет Гуманитарных Наук

Н.Е.Максимова, кандидат психологических наук, Институт психологии, Государственный Университет Гуманитарных Наук

 

Рецензенты:

Т.Н.Греченко, доктор психологических наук, Институт психологии РАН;

Т.М.Марютина, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии, Московский городской психолого-педагогический институт.

 

  Учебно-методическое обеспечение курса